зачем васютка отправился в лес
Напишите сочинение васюткино озеро по плану: l Вступление (кто такой васютка?) ll Васютка в тайге1 зачем мальчик отправился
Сочинение из Интернета, пиши своими словами
Сочинение из Интернета, пиши своими словами
Ссылка
76 Нравится Пожаловаться
Ссылка
87 Нравится Пожаловаться
В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Меня поразил главный герой рассказа Васютка. Это подросток. Ему всего тринадцать лет. Но его именем названо озеро. Пусть и небольшое. Но не это затронуло меня, а то, как Васютка выбирался из тайги, в которой по неосторожности заблудился.
Произошло это случайно. Увлекшись охотой на глухаря, которого ему пока еще не удавалось подстрелить, мальчик не заметил, как свернул с хоженой тропинки в чащу леса. Когда же Васютка опомнился, было уже поздно. Затесей не было. Места чужие, незнакомые. В первое мгновение герой Астафьева растерялся. Но потом вспомнил слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» И тогда этот подросток проявляет качества, которые присущи не каждому взрослому: силу воли, выдержку, терпение, смекалку, мастерство охотника. Да и в тайгу Васютка пошел не только от скуки, но и из желания позаботится о рыболовецкой бригаде отца, которая из-за плохого клева проводила дни без работы. А Васютка приносил им кедровые орехи. Вот и коротали они время, щелкая орешки.
Заблудившись, преодолев первые минуты отчаяния, мальчик стал вспоминать все, чему научили его старшие. Он, в первую очередь, решил не есть сразу хлеб, а оставил его на потом, когда ему будет совсем трудно. Затем приготовился к ночлегу. Но сначала он запек в горячей земле глухаря (так учили его отец и дед). Ночи были холодные, приближалась осень. Поэтому Васютка устроился на ветках с хвоей, которые разложил на месте костра. Все это он проделал очень умело. Похоже, мальчик не раз делал подобное. Ему хотелось плакать. Но и здесь он проявил силу воли и сдержал слезы.
Блуждая по тайге, Васютка не раскисал, не впадал в отчаяние, а терпеливо шел вперед. Он понимал, что как только даст слабинку, расплачется, начнет жалеть себя, так сразу же пропадет и никогда не сможет вернуться домой. Тайга не любит слабых. И потому Васютка идет вперед, несмотря на то что ему нелегко, порой страшно. Но он все равно не сдается и находит дорогу к Енисею. Благодаря своему уму и смекалке мальчик вернулся домой целым и невредимым. А еще он обеспечил работой две бригады рыболовов. В озере, которое он нашел, оказалось слишком много рыбы.
Мне хотелось бы быть такой, как Васютка. И теперь я стремлюсь воспитывать в себе силу воли, стараюсь хорошо учиться, чтобы знания помогли мне в трудную минуту.
Сибирский школьник Васютка знает о тайге много. Видно, что он с самого малого возраста дружит с ней, часто бродит по лесу один и имеет представление о таежных законах природы.
Васютка растет в семье рыбаков, он проводит много времени с мужиками и любит слушать их байки. Именно благодаря своей неприхотливости, закаленности и острой сообразительности мальчишка и выжил, когда случайно заблудился в тайге.
Собирая шишки для рыбаков, мальчик увидел глухаря. Решив его подстрелить, Васютка в погоне теряет из виду зарубки на деревьях и уходит вглубь леса. Оказавшись в сложной и страшной ситуации, школьник ведет себя, как взрослый и рассудительный мужчина: он не поддается панике, а пытается вспомнить все правила поведения в тайге.
Но не только подручные предметы помогают Васютке не пропасть, но и его храбрость и даже временами бравада: мальчик не поддается панике, подзадоривает сам себя, рассуждает и не позволяет себе пасть духом. Он постоянно пытается нарисовать себе географическую картину родных мест, изгибы Енисея, все повороты. Благодаря своим знаниям о природе Васютка выходит к озеру, полному рыбы, и спасает не только свою жизнь, но и дедовский промысел. Пройдя вдоль озера, он действительно выходит к Енисею, где на берегу мальчишку подбирает катер местных рыбаков. Так он оказывается дома живой и невредимый.
Главный герой рассказа – Васютка, тринадцатилетний мальчик, живёт с родителями и дедушкой на берегу реки Енисей в небольшой деревушке. Ходит в школу. Основным промыслом является рыбалка. Мальчик часто уплывал с рыбаками за рыбой. Но только летом. В один из дней этой спокойной поры, когда Васютка скучал дома, и началась история.
Все события начинают развиваться с простого, казалось бы, и безопасного похода в лес за кедровыми шишками. Васютка даже предположить не мог, что может случиться что-нибудь необычное. Ведь он столько раз гулял в этом родном и знакомом с детства лесу. По своей глупости он заблудился, погнался за раненым глухарём.
С этого момента и начались испытания тайгой. Сразу подросток конечно испугался, однако взял себя в руки и подготовился к ночлегу. Он развел костёр, приготовил ужин и перед тем, как ложиться спать, повесил мешок с едой на ветку, зная, что жители тайги могли запросто её украсть. Это было своеобразным началом испытаний, ведь если бы он этого не сделал, остался бы без еды. Дальше легче не становилось. Было тяжело.
Мальчику помогали держаться слова деда о том, что тайга хлипких не любит. Он поступал правильно, вспоминал советы отца и дедушки и следовал им. Васютка успешно справлялся со всеми трудностями, которые приготовила ему тайга-кормилица. После, надеявшись выйти к Енисею, парень забрёл к тихому озеру, которое спряталось в бескрайних лесах. Какое же его постигло разочарование! Он надеялся выйти к Енисею. Однако он смог взять себя в руки, собраться и проанализировать сложившуюся ситуацию. И снова мальчик проявил смекалку на выпавшее ему испытание от тайги.
Вспоминая всё, что он знал, Васютка понял, что озеро проточное. Раз в нём водятся речные рыбы, то из него вытекает речка, и она обязательно должна вывести его к Енисею. Но он не бросился сломя голову, а обдумал ситуацию. Тайга – это то место, где можно выжить с умом и рассудительностью, а горячая и безрассудная голова не поможет. После пошёл дождь и идти стало тяжелее. Ещё одна проверка матушки-тайги. Только и здесь Васютка не сдался, развёл костер, приготовился ко сну. И это после дождя! Дальше было проще, он смог выбраться. Его нашли и привезли домой, где горевали его родные.
Тайга проверяет своих детей на смелость, рассудительность, здравомыслие и ум. Здесь не выживет слабый и хлипкий.
Источник: Сочинение Тайга, наша кормилица, хлипких не любит 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева
Помогите с литературой. Срочно! Заранее спасибо!
Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.
Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.
Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.
Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.
В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.
Герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
Сочинение на тему «Как Васютка выжил в тайге», 5 класс
В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» описана история открытия мальчиком Васюткой неизвестного озера в глухой тайге. Герой рассказа Васютка – мальчик из потомственной семьи охотников и рыбаков. Парнишка очень любит учиться, любит свою школу, с нетерпением ждет 1 сентября, но чтобы не терять время попусту, быть полезным семье он собирает для рыбаков кедровые орехи.
Несколько дней плутал Васютка по тайге, пока не набрел на незнакомое озеро, полное белой рыбы. Поразмыслив, мальчик понял, что у озера должен быть проток к Енисею, ведь в озеро поступает чистая вода. Благодаря своей находчивости и умению выживать, Васютка вышел на берег великой реки, где его подобрали и доставили домой знакомые рыбаки.
Так мальчик на своем примере понял, что нельзя нарушать запреты старших, пренебрегать советами отца, деда и матери. Важно учиться выживать. Но главное, не теряться в трудных ситуациях и использовать опыт бывалых таежников. А «Васюткино озеро» трудно найти на карте. Но главное, что дорогу к нему знает сам Васютка – настоящий таежник и храбрец.
Сочинение на тему «Как Васютка выжил в тайге» для 5 класса
Произведение В. Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1950-е годы, из него мы узнаем историю тринадцатилетнего мальчика, который заблудился в глухом лесу, однако сумел выжить. Не каждый взрослый смог бы выжить в таких опасных условиях, а Васютке удалось выдержать 5 дней и отыскать путь домой. Как он сумел выжить в тайге и добраться до дома целым и невредимым? Васютка рос среди местных рыбаков и отлично знал суровые законы природы. Он с ранних лет мог отличить озерную рыбу от речной, узнать птицу по звукам, которые она издает, дерево по листочкам. Он практически рос в гармонии с природой и все полученные навыки ему пригодились.
В результате он оказался вдалеке от дома в глухой тайге. Благо мама положила с ним в дорогу краюшку хлеба, иначе всё могло бы закончиться плохо. Этот герой любил бродить по лесу, он мог часами говорить с деревьями, птицами и звездами. Однако сейчас Васютка действительно запаниковал, хотя и старался не падать духом. Оказавшись в небезопасной ситуации, он сумел взять себя в руки и рассуждать здраво. Он вспоминал советы и рассказы взрослых, чтобы хоть как-то сориентироваться в местности. Васютке повезло, он набрел на озеро, где было полно рыбы и непуганой дичи.
Приглядевшись, он стал понимать, что данная рыба не озерная, а речных видов, это означает, что озеро проточное и, наверное, выведет его к Енисею. Так оно и вышло. На 5-ый день мальчугана подобрал рыбосборочный катер и привез домой. Капитан катера был знаком с его отцом и знал, что Васютку уже который день всем селом в тайге пытаются найти. После собственного волшебного спасения он повел всю рыбацкую бригаду к заповедному озеру с рыбой. Так это озеро в народе и окрестили Васюткиным озером, а позднее отметили его на районной карте.
В этом произведении ощущается, что автор гордится своим героем, не потерявшим самообладание в достаточно суровых условиях. Именно благодаря тем способностям, которые ему были привиты с раннего детства, Васютка сумел выжить в бескрайней тайге. Ну и, конечно, сила характера, которая дана, как досадно бы это не звучало, не каждому, сыграла не последнюю роль. Этот тринадцатилетний мальчик даже в самой трудной ситуации сумел не растеряться, за что и получил достойную награду – озеро, которое назвали в честь него.
Сочинение на тему «Как Васютка выжил в тайге», 5 класс
Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» В. Астафьева
Рассказ «Васюткино озеро» Астафьев написал в 1952 году, во многом автобиографичен, и основан на детских воспоминаниях писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы 5 класса рекомендуем прочитать краткое содержание «Васюткино озеро». В своей книге Виктору Петровичу Астафьеву в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге. Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.
Основные персонажи рассказа
Астафьев «Васюткино озеро» очень кратко
Васюткино озеро краткое содержание для читательского дневника:
13-летний мальчик Васютка живет с родителями в тайге у реки Енисей. Васютка любит природу, ему нравится гулять по лесу, ходить за орехами и охотиться.
Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами. В лесу он охотится на птицу-глухаря. Поймав птицу, Васютка понимает, что заблудился. Он разводит костер, запекает птицу, ужинает и ложиться спать. На утро Васютка отправляется на север, чтобы поскорее выбраться из тайги. На своем пути он видит озеро, где водится много белой рыбы.
Наконец, Васютка выходит к реке Енисей. Он надеется, что на берегу реки его найдут быстрее. Васютка видит пароход и подает сигналы пассажирам. Но корабль уплывает. Наконец на 5‑ый день своего приключения Васютка спасается: мимо проплывает судно, которое замечает мальчика. Васютку привозят домой к родителям. Приехав домой, Васютка рассказывает отцу о прекрасном озере.
Через два дня Васютка с отцом и другими рыбаками плывут на поиски озера и находят его. На озере открывается постоянный рыбный промысел. Отец Васютки с бригадой работают здесь. Новое озеро так и называют Васюткиным озером – в честь Васютки. Озеро даже отмечают на районной карте. Однако на карте края и на карте России Васюткино озеро не подписано, его трудно найти среди множества других озер.
Короткий пересказ «Васюткиного озера»
Рассказ Васюткино озеро краткое содержание:
Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.
Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.
Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.
Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но жёлтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.
К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей.
Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.
В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.
Через два дня мальчик отвёл всю рыболовную бригаду во главе с отцом к заповедному озеру, которое рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи, а на карте страны его мог найти только сам Васютка.
Читайте также краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Сюжет рассказа «Васюткино озеро» с цитатами
Краткое содержание Васюткино озеро Астафьева с цитатами из произведения:
«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина» уходят на рыбный промысел в низовье Енисея и останавливаются в избушке, построенной «несколько лет назад ученой экспедицией». Вместе с ними отправляется и тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.
Рыбаки чинят невода, изготовляют якорницы, конопатят лодки, а раз в сутки проверяют «переметы и спаренные сети», поставленные вдали от берега. В ловушки часто попадает ценная рыба, но нет в таком спокойном лове «азарта, лихости». Дедушка Афанасий частенько жалуется, что «оскудел батюшко Енисей».
Васютка развлекает себя тем, что собирает рыбакам кедровые орешки. Вскоре все ближние кедры остаются без шишек, и мальчику приходится «забираться все дальше и дальше вглубь леса».
Идя по тайге, мальчик не забывает следить «за пометками на деревьях», от скуки он принимается мысленно рассуждать «о дороге и о всяких таежных разностях».
На вершине старой ели Васютка замечает кедровку, «орущую» во все горло. Он хочет выстрелить в нее, но вовремя вспоминает, что в тайге ни в коем случае нельзя тратить впустую патроны. Этот закон «крепко вбит в сибиряков отроду».
Васютка замечает кедр, в котором «упрятались целые выводки смолистых шишек», и забирается на него. Он из всех сил стучит ногами «по разлапистым веткам кедра», и шишки дождем падают на землю. Собрав их в мешок, мальчик размышляет о том, чтобы «обобрать» еще одно дерево.
В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка – охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.
Васютку охватывает паника. Чтобы как-то совладать со страхом, он принимается говорить вслух, но это не помогает. Услышав «какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса», мальчик в ужасе бежит, куда глаза глядят.
С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.
Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.
К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской». Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.
На следующий день Васютка внимательно осматривает большое озеро, и приходит к выводу, что в нем «есть тягун, озеро проточное». Это значит, что водоем связан с небольшой речушкой, которая, в свою очередь, соединяется с Енисеем.
Днем погода меняется – становится «хмуро, неуютно», идет холодный осенний дождь. Васютка прячется под развесистой пихтой, съедает драгоценную краюшку хлеба и засыпает. Проснувшись, он принимается разжигать костер, как вдруг слышит слабый пароходный гудок, раздающийся издалека. Не веря своему счастью, Васютка бежит на этот звук.
Мальчику выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы» – приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.
Васютке ничего не остается, как заночевать на этом месте. Утром он слышит звук выхлопной трубы «рыбосборочного катера-бота». Мальчик разжигает сильнее огонь, стреляет из ружья, и его замечают. Капитан бота, хорошо знакомый дядя Коляда, благополучно доставляет Васютку к родным, которые вот уже пятый день безуспешно ищут его в тайге.
Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.
Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевой карте оно уже значилось без названия, а на карте страны «озеро это сумеет найти разве сам Васютка».
Другой рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание Васюткино озеро Астафьев
В своем рассказе Астафьев выделяет главную мысль – даже в самой сложной ситуации никогда не стоит опускать руки. Нужно преодолевать свой страх и искать пути решения проблемы – только тогда можно надеяться на успех.
Квест по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 3 станция.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Выбранный для просмотра документ 6 станция презентация.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
6 станция
Задания командам
Перечислите названия рыб, которые встретились в рассказе.
Перечислите названия птиц, которые встретились в рассказе.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc
Тема: «Робинзоны нашего времени»
1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
2. Обобщить и систематизировать знания по теории литературы, привлечь материал природоведения и ОБЖ.
1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
3. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).
1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Тип урока: литературный квест
Планируемые образовательные результаты
— умение понимать тему, идею литературного произведения;
— уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;
— умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
— развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;
— обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
1. Приветственное слово учителя:
Звучат звуки леса (звуки 1), класс оформлен как лес. На экране изображение ночного леса. кедровой шишки.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Для вас мы создали необычную обстановку ночного леса. Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Как вы думаете по какому произведению у нас состоится игра?
На экране изображение кедровой шишки. Вперед, удачи, выполните все задания квеста. Вы должны собрать ключевую фразу. Команде Юры и Насти выдаются маршрутные листы. Там даны номера станций. Есть колонка со штрафными баллами. Они даются, если вы не до конца выполнили задания. Эти штрафные баллы будут учитываться при подведении итогов. Не забывайте брать у моих помощниц слова-ключи. В добрый путь, и помните девиз, который помог Васютке: тайга хлипких не любит!
А с вами я посылаю лесовичка, который вам поможет, а модет, и навредит. Он же лесной житель.
Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается лист с маршрутом.
2. Каждая группа должна пройти определенные станции, получив за правильный ответ слово. Концом игры будет то, что одна из команд первая составит ключевую фразу.
А) Вопросы по тексту рассказа.
1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?
(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)
2). Что беспокоило рыбаков? Нет рыбы.
3). Зачем Васютка отправился в тайгу?
(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)
4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
( Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.
51). Каков старинный порядок?
“Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) На столе лежат предметы. Нужно выбрать 5 предметов, которые помогут вам в лесу.
В) Какие из выбранных вами предметов были у Васютки?
Г) Какие еще 2 предмета вы бы взяли?
А) Составь памятку: Советы идущему в лес. На карточке начало предложения, участникам нужно продолжить данные советы.
1. Чтобы не заблудиться, продумай маршрут.
2. Чтобы верно ориентироваться, возьми компас.
3. Чтобы развести костер, возьми спички.
4. Чтобы не замерзнуть, возьми с собой теплые вещи.
5. Чтобы не голодать, возьми с собой запас еды:( консервы, соль, сухари)
— Как случилось, что не раз бывавший в лесу мальчик Васютка заблудился?
( Васютка заблудился, потому что погнался за глухарём и сбился с дороги.
Он нарушил законы тайги)
В) Прослушаем аудиозапись текста рассказа . Почему этот эпизод важен ? ( Автор как бы сравнивает Васютку с попавшей в паутину мухой). 14.23-15.15
А) . Выберите правильный порядок действий Васютки из предложенных карточек. ( развел костер, ощипал глухаря, выкопал ямку, положил в ямку птицу, засыпал углями, поужинал, повесил мешок на сук, перенес в сторону костер, набросал веток с хвоей, лег спать, полез на дерево, решил пойти на север, решил ждать спасателей) Одна карточка должна остаться-ждать спасателей. Это вторая ошибка Васютки-он пошел искать дорогу, не дожидаясь помощи.
Б) На экране эпизод из рассказа.
— Что изображено на слайде?
4 станция. Кроссворд.
Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»
А) Как Ваютка без компаса определил, где север, а где юг? ( Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг)
Б) Ребята, как вы без компаса можете определить стороны света? Команда должна назвать 3 признака и пойти дальше. ( муравейники с южной стороны деревьев, у сосны смолы больше с южной стороны, после дождя северная сторона сосен чернее ем южная, ягоды созревают раньше на южной стороне, трава гуще с северной стороны)
Станция 6. Животный мир тайги
Командам предлагается список птиц, рыб
-Какие названия рыб встречается в рассказе?
-Какие названия птиц встречаются в рассказе?