зачем верейский пришел к троекурову
«Дубровский»: краткое содержание, анализ произведения
Кадр из сериала «Благородный разбойник Владимир Дубровский»: YouTube / СМОТРИМ. Золотая коллекция русского кино
Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся талант, которому одинаково хорошо давались и стихи, и проза. Одно из череды его культовых произведений — «Дубровский». Краткое содержание романа крайне полезно к ознакомлению, ведь автор заложил в него идеи, важные и в наше время. Кто такой Дубровский и почему этот персонаж так любим читателями, узнаете, ознакомившись с романом в кратком пересказе.
«Дубровский»: краткое содержание
Знаменитый роман, который незадолго до смерти написал Александр Сергеевич Пушкин, — «Дубровский». В нем автор повествует о важных проблемах, присущих его обществу.
Однако многие конфликты, раскрытые Пушкиным, знакомы и современному читателю. Убедиться в этом можно, прочитав хотя бы краткое содержание. «Дубровский» с первых страниц поднимает актуальные темы человеческих взаимоотношений.
Сюжет романа «Дубровский» кратко предлагаем далее:
Кирила Петрович Троекуров — богатый и влиятельный дворянин: он живет в поместье Покровское и наводит страх на всех соседей. Однако у Троекурова сложились дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским — скромным, но независимым по характеру помещиком. Когда-то они вместе служили, а теперь оба вдовцы, тепло дружат и воспитывают детей: Троекуров — дочь Машу, Дубровский — сына Владимира, который служит в Петербурге.
Однажды друзья ссорятся, а из-за гордого нрава Дубровского ссора и вовсе перетекает во вражду. Желая отомстить соседу, властный Троекуров решает отсудить его поместье Кистеневку. Судьи идут на поводу у богатого барина и отбирают поместье Дубровского, от чего у Андрея Гавриловича случается припадок безумия.
Дубровскому нездоровится, и сын Владимир приезжает присмотреть за отцом. Дома застает батюшку при смерти. Тем временем Троекурова гложет совесть, и он едет к соседу мириться. Увидев тяжелое состояние друга, Троекуров цепенеет. Владимир прогоняет его, и в этот момент старший Дубровский умирает.
После похорон в поместье приезжают приказные, чтобы передать имение во владение Троекурову. Крестьяне не хотят повиноваться воле чиновников и желают расправиться с ними, однако Дубровский отговаривает их. Владимир приказывает вывезти прислугу и поджечь дом вместе с чиновниками, после чего уезжает.
В поджоге подозревают Владимира, открывают дело. Округу беспокоят лесные разбойники: они грабят всех помещиков, кроме Троекурова. По подозрением Дубровский.
Троекуров вызывает из Москвы учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватывает Дубровский, подкупает и приходит к Троекурову под видом гувернера. Он испытывает симпатию к Маше, но та не обращает на него внимания. Но когда Дефоржа запирают в одной комнате с голодным медведем (обычная забава в доме Троекурова), тот убивает зверя и производит на Машу сильное впечатление. Они сближаются, а затем влюбляются друг в друга.
Однажды Дефорж передает девушке записку с просьбой о свидании. Когда Маша приходит в условленное место, Дубровский открывается ей и признается в чувствах. Он говорит, что простил Троекурова и ничего ему не сделает из-за любви к Маше. Дубровский исчезает, но прежде просит девушку дать ему знать, если с ней случится несчастье.
В это же время Троекуров получает сведения, кем на самом деле был Дефорж, исчезновение учителя подтверждает опасения.
Следующим летом в поместье, расположенное неподалеку, возвращается князь Верейский. Во время визита к Троекурову он восхищается красотой Маши и вскоре сватается к ней. Девушку шокирует известие, но отец не видит ее отчаяния и хочет отдать дочь за князя.
Тем временем Маше передают записку от Дубровского, она идет к нему. Девушка говорит, что будет молить отца не выдавать ее замуж, а если не получится, то просит Дубровского приехать за ней и взять в жены. На прощанье Владимир дарит Маше кольцо: оказавшись в беде, она должна оставить его в дупле одного из деревьев — и Дубровский будет знать, что делать.
К несчастью Маши Троекуров неумолим, дело идет к свадьбе с Верейским. Маша пригрозила отцу, что прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров запирает ее в комнате. Однако девушке помогают и относят кольцо в условленное место.
В день свадьбы Машу везут в церковь. Девушка теряет последнюю надежду, что Дубровский придет за ней. Молодые возвращаются в поместье князя, как вдруг их карету окружают вооруженные разбойники. Мужчина в полумаске открывает дверь и говорит Маше, что она свободна. Девушка узнает голос Дубровского и отвечает, что уже поздно, ведь она дала клятву.
Правительство отправляет солдат в лес, где обитают разбойники. Происходит сражение, и сообщники Дубровского побеждают. После этого, по слухам, Владимир скрывается за границей.
«Дубровский»: анализ произведения
Даже через краткий пересказ «Дубровский» заставляет задуматься о вечных человеческих конфликтах: о любви, дружбе, отношениях отцов и детей. Для более глубокого анализа авторского замысла предлагаем узнать несколько фактов о романе Пушкина:
В основе «Дубровского» — реальная история, которую Пушкин услышал от поэта Нащокина. Белорусский дворянин Островский по вине подкупного судьи остался без имения и был вынужден ступить на преступную тропу. Собрав своих крестьян, организовал банду разбойников и занялся грабежами.
Пушкин начал работу над романом в 1832 году и планировал создать трилогию. Однако успел написать лишь две части. Более того, название, под котором мы сегодня читаем произведение, дал не Пушкин. «Дубровский» — заголовок, который указали в редакции после смерти автора.
Главный акцент сюжета «Дубровского» — отсутствие равноправия в обществе и его отдельных слоях. Казалось бы, положение дворян должно быть равным, но даже их конфликты решаются не по закону.
Другой важный замысел автора состоит в том, что именно коррумпированные чиновники и тотальная несправедливость подталкивают людей к преступлениям. Как и Троекуров, Дубровский хотел защитить свое достоинство. Но понимая, что бессилен против связей и денег оппонента, Владимир вынужден добиваться справедливости другим путем.
Еще одно проявление неравенства в мире «Дубровского» — зависимость детей от воли родителей. Троекуров, не желая слушать доводов юной дочери, выдает ее замуж за престарелого князя, обрекая на несчастную жизнь.
Основную идею романа воплотили главные герои. Дубровский — перспективный молодой человек, образованный и смелый, однако оказывается на обочине жизни из-за ее несправедливости. Похожий персонаж — его отец: Дубровский-старший пользуется уважением у помещиков и подчиненных крестьян, но из-за коррупции во власти лишается всего вплоть до жизни.
Противопоставляется Дубровским богач Троекуров. Он не способен держать под контролем свой капризный характер. Повздорив с другом, готов на все, лишь бы выместить раздражение и показать свое могущество. На примере Троекурова Пушкин показывает, как важно смирять своеволие и мирно разрешать конфликты.
Маша — персонаж, который Пушкин создавал с любовью. Она умна, красива и образована, способна на искренние чувства. Но в то же время девушка стойкая, верная долгу: если дала клятву, то останется с мужем, пусть даже нелюбимым.
Пушкин создал «Дубровского» как разбойничий роман — в жанре, который был популярен на то время в Европе. В центре повествования таких произведений — некий Робин Гуд, который добивается справедливости преступными методами. Однако Александр Сергеевич выразил в романе «Дубровский» свои взгляды на серьезные проблемы в обществе, поэтому роман классифицируют как социальный.
«Дубровский» — яркий пример пушкинского письма. Реалистичность повествования, элементы романтизма сделали произведение выдающейся презентацией авторских размышлений на актуальные и вечные темы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Дубровский»: краткое содержание романа Пушкина по главам, 6 класс
«Дубровский» — роман Александра Сергеевича Пушкина о благородном разбойнике Владимире Дубровском. Молодой офицер становится атаманом бандитской шайки после смерти отца, которого разорил богатый сосед. Дубровский влюбляется в дочь этого помещика, которую отец выдает замуж за другого.
Анна Ахматова считала «Дубровского» единственным неудачным произведением Пушкина — легким приключенческим «чтивом», написанным с целью «заработать много, много денег».
«Дубровский» Пушкина: кратчайшее изложение
Помещик-самодур Кирила Троекуров ссорится с небогатым соседом — отставным военным Андреем Дубровским, и с помощью подкупленных чиновников отбирает у него имение. Не пережив унижения, Дубровский-старший умирает. Его сын Владимир решает мстить: сжигает свое имение, чтобы не досталось Троекурову, собирает шайку разбойников и начинает грабить окрестных помещиков.
Под видом учителя-француза Дубровский проникает в дом Троекурова и влюбляется в его дочь Машу. Девушка отвечает ему взаимностью. Однако отец выдает ее замуж за немолодого князя Верейского. Дубровский с разбойниками пытается сорвать свадьбу, но не успевает: Маша уже обвенчалась с князем и отказывается бежать, потому что обязана хранить верность даже нелюбимому мужу.
Разбойники Дубровского сражаются в лесу с солдатами и побеждают. Главарь распускает шайку, а сам уезжает в неизвестном направлении.
«Дубровский»: краткое содержание по главам
Том первый
Богатый помещик Кирила Петрович Троекуров — заносчивый и своевольный человек, перед которым заискивают все соседи, кроме небогатого дворянина — отставного офицера Андрея Гавриловича Дубровского. Троекуров уважает его за гордый и честный нрав, подумывает выдать свою дочь Машу за сына Дубровского — Владимира, который воспитывается в Петербурге.
Как-то раз Троекуров показывает соседям свою псарню, и псарь Парамошка зло шутит в адрес Дубровского: некоторым бедным помещикам неплохо бы променять свою усадьбу на конуру троекуровской собаки. Оскорбленный Дубровский требует от соседа, чтобы тот выдал дерзкого Парамошку для наказания.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Троекуров возмущен, что сосед смеет требовать расправы над его крепостными, и решает отомстить. Они ссорятся. Троекуров посылает своих людей рубить лес Дубровского, тот наказывает их прутьями.
Тогда Троекуров решает по надуманному поводу с помощью продажных судейских чиновников отобрать у Дубровского поместье — деревню Кистенёвку с крестьянами. Андрея Гавриловича вызывают в суд.
Секретарь суда объявляет, что право Дубровского на Кистенёвку не подтверждается документами, а потому деревня должна принадлежать Троекурову. Лишенный имения помещик возмущен, пытается спорить, его уводят и ему требуется помощь врача.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Дубровский-старший разбит, ему все хуже. Об этом сообщают его сыну Владимиру, который служит в Петербурге в гвардейском полку и уже 12 лет не был дома. Молодой человек приезжает в Кистенёвку. Крестьяне не хотят переходить в собственность Троекурова, умоляют молдого барина заступиться: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». В имении Дубровский видит, что отец совсем плох и едва стоит на ногах.
Дубровский-отец, не оправившись от удара, умирает. «Не надобно лекаря, батюшка скончался», — объявляет людям Владимир.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Андрея Гавриловича хоронят, а вскоре Владимир застает у дома чиновников — председателя суда Шабашкина и исправника, приехавших забрать имение Дубровских. Владимир останавливает крестьян, готовых дать отпор непрошенным гостям. Судейские, опасаясь расправы, просят переночевать в барском доме. Владимир разрешает им остаться.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Дубровский проводит последний вечер в родном доме, где уже хозяйничают приказные чиновники. Он замечает кузнеца Архипа — у того в руках топор, мужик явно замыслил недоброе.
Владимир решает сжечь дом, чтобы не достался Троекурову. Архипу он велит вывести всех слуг и отпереть двери, чтобы и судейские могли сбежать. Кузнец, однако, наоборот запирает двери на ключ, и чиновники сгорают в огне. Архип отказывается их спасать, зато вытаскивает из пожара кошку.
Дубровский и верные ему мужики навсегда покидают имение.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Глава 7
Соседи судачат о пожаре в Кистенёвке, Владимир Дубровский под подозрением, но он исчез. Вскоре становится ясно, что он возглавил банду разбойников, которая скрывается в лесах. Главарь и разбойники грабят помещичьи дома, но не трогают слабых и бедных. И, что кажется особенно странным, не появляются во владениях Троекурова.
Троекуров живет в своем имении, Покровском, с 17-летней дочерью-красавицей Машей и незаконнорожденным младшим сыном Сашей. Для Саши приглашают французского воспитателя Дефоржа — молодого мужчину, который совсем не говорит по-русски.
Троекуров начинает смотреть на француза с уважением («Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил»). Маша стала проявлять к учителю интерес, «в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Том второй
На праздник к Троекурову съезжаются гости, за столом они обсуждают бесчинства шайки Дубровского. Зачитывают описание примет главаря банды. По словам Троекурова, приметы настолько общие, что ни о чем не говорят: «Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие лаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел».
Троекуров также сообщает гостям, что его медведь «приказал долго жить», и рассказывает о подвиге учителя-француза Дефоржа. Тот сидит за столом, но по-русски не понимает и никак не реагирует.
Один из гостей Троекурова — помещик Спицын, который ранее лжесвидетельствовал в суде против Дубровского-отца и помог лишить его имения. Спицын боится мести Владимира Дубровского и постоянно возит с собой все деньги, опасаясь налета на имение. Дома у Троекурова трусоватый помещик остается ночевать в одной комнате с Дефоржем, надеясь на защиту храброго француза.
Спицын просыпается от того, что кто-то снимает у него с груди сумку с деньгами. Это Дефорж. Он наставляет на помещика пистолет: «Тише, молчать, молчать или вы пропали. Я Дубровский».
Оказывается, когда-то Дубровский встретил настоящего француза Дефоржа на почтовой станции, где тот дожидался смены лошадей. Узнав, что тот едет учителем в дом к Троекурову, Владимир выкупил у него документы и отправил француза в обратный путь. Так Дубровский попал в дом к Кириле Петровичу под видом учителя.
Наутро после ограбления Спицын, боясь кому-то сказать, молча покидает поместье Троекурова вместе с другими гостями.
Маша все сильнее увлекается Дефоржем. Теперь он дает ей уроки музыки. Во время одного из уроков «француз» передает девушке записку: «Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья — мне необходимо с вами говорить».
На свидании мужчина признается ей: «Я не то, что вы предполагаете, я не француз Дефорж, я Дубровский». Он рассказывает, как из мести хотел сжечь дом Троекурова, но полюбил Машу и именно ради нее велел разбойникам не трогать владения Кирилы Петровича.
Но теперь, когда ограбленный Спицын донесет на него, оставаться в доме под чужим именем Дубровскому невозможно. Он уходит, взяв с Маши обещание при необходимости просить у него помощи и заступничества.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Девушка возвращается в дом. С отцом уже вооруженный исправник: они знают, что Дефорж оказался атаманом разбойников.
В мае следующего года из-за границы приезжает богатый сосед Троекурова — князь Верейский, мужчина лет пятидесяти, любитель всевозможных излишеств.Князь поражен красотой Маши Троекуровой, принимает отца и дочь в гостях, пытаясь поразить богатством и любезным обхождением.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Верейский сватается к Маше. Та в ужасе, но отец не хочет слушать возражений и дает согласие на брак: «Пошла, пошла, пошла, осуши свои слезы, и воротись к нам веселешенька». Девушка решает: «Лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Она открывает подброшенную кем-то записку: «Вечером в 10 час. на прежнем месте». Ясно, что записка от Дубровского.
Дубровский знает, что к Марье Кириловне сватается князь. «Я бы мог избавить вас от ненавистного человека», — предлагает благородный разбойник, но Маша в ужасе просит не причинять Верейскому вреда.
Владимир на прощание оставляет Маше кольцо и просит подать ему условный знак, если нужна будет помощь: положить кольцо в дупло дуба, растущего возле беседки.
Маша в письме князю просит его отказаться от свадьбы, но тот твердо намерен жениться. Верейский показывает письмо отцу невесты. Троекуров, чтобы дело не сорвалось, велит играть свадьбу как можно скорее — уже послезавтра. Маша грозит отцу: «Я найду защитника, о котором вы и не думаете». На вопрос, кто этот защитник, она отвечает — Владимир Дубровский. Разозленный Троекуров приказывает запереть дочь в комнате.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Саша, младший брат Маши Троекуровой, по ее просьбе оставляет в дупле дуба кольцо — тайный знак Дубровскому. Вскоре к дереву подбегает незнакомый рыжий мальчишка и забирает кольцо. Это посланец Дубровского, но Саша об этом не догадывается и вступает с рыжим в драку. Садовник Степан помогает схватить мальчишку. Разобравшись, пленника отпускают, но из-за заминки он не успевает вовремя оповестить Владимира.
Машу наряжают к свадьбе и везут в церковь. Она до последнего ждет, что на помощь явится Дубровский, но того все нет. Наконец, «священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова». Венчание с князем совершилось.
Дубровский объявляет Маше, что она свободна. Но та отказывается нарушать церковную клятву и остается с нелюбимым мужем. Дубровский от раны и волнения теряет сознание. Разбойники сажают атамана на коня и вместе скрываются в лесу, отпустив Машу и Верейского.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Дубровский с разбойниками укрываются в небольшом укрепленном лагере в лесу, за валом и рвом. К этой «крепости» приближаются солдаты, посланные на поимку банды. Шайка отбивает штурм и благодаря личной храбрости Дубровского заставляет солдат отступить.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»
Несколько дней спустя Дубровский распускает свою банду, сказав напоследок: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».
Вместе с одним верным человеком он уезжает в неизвестном направлении. Грабежи с тех пор прекращаются. Ходят слухи, что Владимир Дубровский уехал за границу.
Третий том. Что было с Дубровским и Машей дальше?
Получается, что в третьем томе муж Марии, князь Верейский, должен был умереть, а Дубровский — вернуться в Россию, возможно, под видом англичанина.
Характеристика князя Верейского из романа Дубровский кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице (6 класс)
Одним из ключевых второстепенных образов романа А. С. Пушкина «Дубровский» является князь Верейский — богатый утончённый аристократ, который всю свою жизнь провёл в праздности и удовлетворении собственных прихотей. Он является ярким представителем столичной знати и служит олицетворением всего высшего света. Характеристика князя Верейского имеет большое значение для понимания жизненных ценностей общества, в котором вращались главные герои романа. Кроме того, с ним неразрывно связана любовная линия романа.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.
Полное имя — не указано, Верейский.
Возраст — около 50 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности, богатый помещик.
Семья — холост.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — зрелый мужчина с приятной, но болезненной наружностью.
Характер — утончённый, умный, храбрый, самовлюблённый, эгоистичный, заботливый, трезво мыслящий.
Положительные черты — умный, гостеприимный, бесстрашный, любезный, справедливый, разносторонне развитый.
Отрицательные черты — эгоистичный, холодный, высокомерный.
Произведение — «Дубровский».
Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
Цитатная характеристика
Описание Верейского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет князя Верейского основан на том, что он является богатым, знатным дворянином, утончённым аристократом. Он привык вращаться в свете, часто бывает за границей.
«…княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…богатое поместие князя Верейского…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Князь долгое время находился в чужих краях…князь возвратился из-за границы…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…привычка быть всегда в обществе…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…от человека, знающего свет…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Верейский — хозяин поместья Арбатово, расположенного неподалеку от Покровского, принадлежавшего Троекурову. Соседи некогда были знакомы друг с другом.
«В 30-ти верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского.
Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым».
Источник: Том второй, глава ХIII
«…на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком».
Источник: Том второй, глава ХIII
Верейский никогда ранее не жил в Арбатово. Все эти годы им управлял наёмный управляющий, который тщательно следил за порядком.
«Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон».
Источник: Том второй, глава ХIII
Портретная характеристика князя основана на то, что он является закоренелым холостяком, у которого, несмотря на солидный возраст, не было семьи.
«…в доме старого холостяка…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Внешность
Князю Верейскому — пятьдесят лет, но выглядит он старше своего возраста.
«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее».
Источник: Том второй, глава ХIII
Источник: Том второй, глава IV
Болезненный внешний вид Верейского свидетельствует о его его пристрастии к различным излишествам, которые пагубно отразились на здоровье.
«Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать».
Источник: Том второй, глава ХIII
Несмотря на некоторую болезненность, князь обладает приятной, располагающей внешностью. Очевидно, что в молодости он был хорошо собой и нравился женщинам.
«…наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь страдает подагрой, из-за чего не может совершать длительные пешие или конные прогулки. При большой нагрузке начинает прихрамывать.
«Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своем посещении».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился… шутя над своею подагрой; он предпочел прогулку в линейке…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Верейский — изнеженный, утончённый аристократ. Он не выносит запах псарни и пытается избавиться от него при помощи надушенного платка, который всегда носит при себе.
«…князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь тщательно следит за своим внешним видом и носит дорогую одежду и обувь. У Троекуровых он появляется в бархатных сапогах.
«…указывая на свои бархатные сапоги…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Черты характера и поступки
Князь Верейский — человек светский, привыкший к общению. Он плохо выносит одиночество.
«Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь Верейский — большой любитель природы и потому предпочитает английские сады, максимально приближенные к естественной природе. У себя в поместье он всё обустроил в своем любимом английском стиле.
«Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг… Пространный парк окружал дом со всех сторон».
Источник: Том второй, глава ХIII
Будучи богатым аристократом, Верейский создает себе максимально комфортные условия для жизни. У него роскошный дом, картины известных мастеров, изысканные вина и кухня. Кроме того, у князя есть собственный оркестр из крепостных. Он способен развлекать гостей фейерверками, что по тем временам было очень дорогим удовольствием.
«…вошли в великолепную залу…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…галереи картин, купленных князем в чужих краях…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…вдруг раздался выстрел и ракетка осветила небо… Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали».
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь Верейский имеет славу опытного дамского угодника.
Источник: Том второй, глава ХIII
«…хилого и развратного старика…»
Источник: Том второй, глава ХV
Будучи большим ценителем женской красоты, Верейский восхищается внешностью Маши Троекуровой и принимается ухаживать за ней.
«Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой».
Источник: Том второй, глава ХIII
«…он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался ее восхищению…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Верейский — превосходный собеседник, способный увлечь светской беседой.
«Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».
Источник: Том второй, глава ХIII
«…слушая неистощимые рассказы любезного говоруна…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь Верейский способен тонко чувствовать красоту. Будучи истинным знатоком живописи, он смог собрать в имении приличную картинную галерею.
«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением».
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь Верейский решает взять Машу Троекурову в жены.
«Вот тебе жених, князь тебя сватает».
Источник: Том второй, глава IV
Верейскому безразличны душевные переживания и страхи Маши. Его вполне устраивает тот факт, что девушка станет его женой.
«Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием».
Источник: Том второй, глава VI
«Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен ее холодным видом. Он не стал докучать ее приторными изъяснениями и смешными восторгами, слова его были просты и не требовали ответов».
Источник: Том второй, глава ХVIII
Верейский выказывает себя подлым человеком. Получив письмо от Маши, в котором она умоляла отказаться от брака, князь передаёт его Троекурову с просьбой ускорить венчание.
«…тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю».
Источник: Том второй, глава VI
Князь — отважный, хладнокровный человек, не теряющий присутствия духа в сложной ситуации.
Источник: Том второй, глава ХVIII
Воспитание
Получив воспитание, традиционное для дворянских семейств, князь Верейский превосходно умел вести светские беседы, развлекать гостей с самыми разными вкусами и пристрастиями.
«Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».
Источник: Том второй, глава ХIII
Князь Верейский получил прекрасное воспитание, воспитавшее в нём высокий художественный вкус. Он хорошо разбирался в архитектуре, пейзажных ландшафтах, живописи.
«Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением».
Источник: Том второй, глава ХIII
Характеристика князя Верейского другими героями
Троекуров
Троекуров высоко ценит князя как человека светского, занимающего высокое положение в обществе.
«Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Кирила Петрович уважает Верейского прежде всего за его высокий титул и богатство.
«…гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным».
Источник: Том второй, глава ХIII
Троекуров отмечает, что князь Верейский пытается ему всячески угодить, принимая знаки внимания на свой счёт, а не на Машин.
«Троекуров был чрезвычайно им доволен, ибо принимал tous les frais князя, как знаки уважения и желания ему угодить».
Источник: Том второй, глава ХIII
Подробная характеристика Троекурова.
Маша Троекурова
Будучи превосходным собеседником, князь Верейский умеет создать вокруг себя комфортную атмосферу.
«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».
Источник: Том второй, глава ХIII
«Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался ее восхищению…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Для князя совершенно не важна любовь Маши, и потому он делает вид, что не обращает внимания на холодность своей невесты.
«Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием».
Источник: Том второй, глава VI
Подробная характеристика Маши Троекуровой.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику князя Верейского вместе!
Биография
Князь Верейский — представитель богатого знатного рода. Всю свою жизнь он провёл в столице и за границей. Лишь когда князю исполнилось пятьдесят лет, он решил переехать в родовое имение Арбатово, в котором ранее никогда не был.
Князь Верейский — светский человек, привыкший к высшему обществу. Все эти годы он всячески потакал собственным прихотям, что наложило отпечаток на его внешность и здоровье. Устав от света, остаток дней князь решил провести в живописном имении, устроенным с большим вкусом.
Здесь, в провинции, Верейский повстречал Машу Троекурову, чья красота глубоко поразила опытного сердцееда. Будучи большим знатоком женской красоты, князь Верейский сразу понял, каким сокровищем является Маша, и тотчас посватался к ней.
Сразу после свадьбы на карету с новобрачными напал Дубровский со своей шайкой с целью освободить Машу. Однако Верейский не растерялся и тотчас выстрелил в нападающего. После твёрдого ответа Маши разбойники удалились, оставив супругов в покое.
Образ князя Верейского
Несмотря на то, что описание личности князя Верейского занимает совсем немного места в произведении, становится понятно, что это непростой, многогранный образ.
С самого начала князь предстаёт перед читателями как человек светский, избалованный, капризный. Он привык к комфорту, общению с грамотными, образованными людьми своего круга. Верейский тонко чувствует окружающую его красоту, он прекрасно разбирается в искусстве. Именно поэтому он был разочарован визитом к недалёкому и напыщенному Троекурову.
Ситуацию изменила Маша, поразившая опытного ловеласа своей красотой. Ради девушки князь готов общаться и с её отцом. При этом он демонстрирует лучшие свои качества: любезность, гостеприимство, умение создавать приятную атмосферу, дипломатичность, тонкий художественный вкус, эрудицию. Благодаря своему обхождению ему удается с лёгкостью расположить к себе Машу.
Однако письмо девушки, в которой она просит отказаться от брака, показывает совсем другого Верейского: бесчувственного, холодного, целеустремлённого. Вопреки просьбе Маши и элементарным представлениям о порядочности, князь отдает прочесть её письмо отцу с тем расчётом, чтобы ускорить свадьбу.
Верейский не нуждается в любви Маши: ему вполне достаточно того факта, что юная красивая девушка станет его законной супругой. Он уважительно относится к девушке и в ответ требует такого же отношения к себе.
В конце произведения князь Верейский, несмотря на свою хилость и болезненность, показывает себя храбрым человеком, который не боится один на один сразиться с разбойниками, защищая собственную честь и честь своей жены.
Вывод
Второстепенным персонажем в романе А. С. Пушкина «Дубровский» является князь Верейский, чей образ является важным связующим звеном в любовной линии главных героев, Маши Троекуровой и Дубровского. Отношение к этому персонажу нельзя назвать однозначным: с одной стороны, это холодный, расчётливый человек, с другой — прекрасно образованный интеллектуал, обладающий обширным жизненным и культурным кругозором.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать читателю жизненные ценности представителей высшего сословия, их образ мыслей, жизненный уклад. Цитатная характеристика князя Верейского позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение или доклад на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.