зачем вешают ленточки на дерево
Почему люди привязывают ленточки на деревья возле священных мест?
Правда ли, что загаданные при этом желания сбываются?
Хотя православная церковь отрицательно относится к такому явлению, россияне с завидным упорством завязывают пестрые тряпочки на деревьях возле священных мест.
Такая ситуация наблюдается в Орловском полесье возле родника Казанский источник, называемого в народе «Кипящие пески». Хотя священнослужители даже вырубают кусты возле воды, ленточки* появляются снова и снова.
Почему такое происходит
В народе верят, что святые места имеют магическую силу. Поэтому если там повязать пестрый лоскуток на куст или дерево и загадать желание, то оно непременно сбудется. Объяснений этому явлению много – от заимствования обряда у буддистов до «стадного эффекта» – завязал один, и за ним это сделали все.
Согласно наиболее распространенному объяснению, такое поведение – глубоко сидящая в русском самосознании тенденция смешивать православие и суеверия. Раньше в старину люди верили, что деревья, особенно растущие в местах силы, обладают целительной энергией и могут помогать людям.
Существовало поверье о живущих в кустах и древесных кронах добрых духах, у которых можно попросить всё что угодно. Если желание доброе, невидимые обитатели леса помогут ему сбыться.
Впоследствии это верование трансформировалось в мнение, что растения, произрастающие возле православной святыни, обладают силой святых и обязательно помогут. Поэтому источник, названный именем святой покровительницы Орла, считается чуть ли не магическим. Действительно, как не поверить в магию, если при громком разговоре он бурлит сильнее. Местные жители утверждают, что вода из источника необычно свежая, вкусная и долго не портится.
Вот и прикрепляются лоскутки на деревья и кусты возле источника. Говорят, что у некоторых пожелания сбываются. Такова вера русского человека в чудо. Хорош ли этот обычай, неизвестно. Но гости Орловщины, отдыхающие на турбазах и приезжающие посмотреть местный зоовольерный комплекс, стремятся прийти к источнику, чтобы загадать желание и уехать из Орловского полесья с надеждой.
А, как известно, вера программирует людей на удачу и заставляет сбываться самым сокровенным чаяниям. Так что древнее верование не так и беспочвенно.
* Правило поведения в Национальном парке №11: «Воздержитесь от подвязывания ленточек на ветви деревьев и кустарников. Привязывание узлов из ленточек и лоскутков для исполнения желаний является неправильной трактовкой древней традиции».
Войдите в ОК
Люди, приезжая на Алтай, очень часто вяжут на деревьях всевозможные тряпочки и ленточки. Откуда идёт этот обычай?
Сразу скажем: это — древнейший ностратический обычай язычников, в разных формах сохранившийся у русских, угров и тюрок.
Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяева обо — это духи умерших шаманов, предков или божества небесного происхождения.
Наиболее распространённый обряд поклонения — обрызгивание пространства вокруг обо молочной (архи) или обычной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п. В Монголии и Бурятии принято обходить вокруг обо три раза в направлении по часовой стрелке.
Культ имеет шаманско-языческие корни. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами. Постепенно обо были включены в буддийскую обрядность, в функциональном плане сблизившись с субурганами.
Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо, у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».
В Забайкалье и Монголии часто встречаются топонимы, содержащие слова обо, обоо, обон.
Повязывают на дереве ленты длиной 50-60 см. Желательно, чтобы лоскут был определенной длины: от плеча до запястья одной руки. Причём лента должна быть оторвана от новой ткани.
Очень важно понимать магию цвета. Цвета имеют следующее значение:
* Белый — посвящается духу гор(Алтая), хозяину места, где вы находитесь
* Зеленый — это посвящение травам, лесу
* Голубой — символ неба, Тэнгри
* Желтый — посвящение солнцу
* Красный — священному огню
Пёструю ленту повязывать запрещено, так как она призовёт злобных подземных духов. Замечено, что отклонение от простых и очень древних правил, вольное или невольное, влечёт за собой неприятности со здоровьем. Особенно, если вы повязываете магическую ленту.
Повязывать ленты рекомендуется в первой половине дня, с правой стороны направления движения, южной стороны дерева, обязательно сняв головной убор и соблюдая тишину.
Есть ещё очень важный обычай, мусорить на высоких вершинах, у родников и целебных источников — значит обижать духов. Кстати, это касается и сквернословия: духи терпеть не могут грязи в словах.
Сакральное четырехцветье
Издревле на Алтае коренное население отдавало дань священным местам. И сегодня, некоторые из таких мест легко опознать по скоплению на деревьях привязанных лент светлых тонов. Традиция подвязывания лент из ткани (алт. jалама или кыйра) связана с духовно-религиозными верованиями алтайцев. Привязывание однотонных лент на ветви деревьев с целью оказания почтения духу местности имеет свой сакральный смысл. Однотонные ленты могут быть только четырех определенных цветов. По представлению местного населения белый цвет – это светлые помыслы, благопожелания. Желтый цвет связан с землей. Голубой – вода, небо. Зеленый – природа.
Так откуда же пришел этот обряд привязывания ленточек к деревьям и только ли алтайцы испокон веков сохраняют эту традицию?
У казахов, к примеру, перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов; отсюда и выражение «разрубить гордиев узел». Это же начало используется при обряде «тұсау кесер» (казах. «обряд разрезания пут»), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги, и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно.
Священные места в Республике Алтай почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших традиции от своих предков. Большая часть таких культовых мест имеют огромное научное значение как лучшие образцы культурных ландшафтов. Идея сохранения природы, почитание мест, объектов земли и воды, как священных, присутствуют в духовно-религиозных верованиях и ценностях коренного алтайского народа, русских староверов и алтайских казахов, населяющих Республику Алтай. За прошедшие тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Наряду с этим существуют и культурные объекты, являющиеся свидетелями ушедших эпох, подлинными источниками зарождения тех или иных культур и цивилизаций. К таким местам можно отнести знаменитые скифские курганы на плато Укок, петроглифы, курганы и могильные комплексы. Культурологические памятники для алтайцев также являются священными, и любое вмешательство в эту культуру или проявление вандализма, по мнению алтайцев, несут в себе последствия на более высоком ментальном уровне. К группе священных мест и объектов также относятся территории проведения традиционных ритуалов, обрядов, поклонения коренного населения и родовые камни, специально возведенные для проведения церемоний.
Все эти места, как правило, можно опознать по обряду подвязывания лент. Наряду с этим, наблюдаются примеры невежества, вызванного непониманием специфики этого обряда или, возможно, его собственной трактовки. Как на перевалах, так и вдоль трасс, у источников, на ветвях деревьев в сакральных для алтайцев местах можно увидеть футболки, носовые платки, лоскуты одежды и прочие элементы одежды, повязанные взамен культовых лент. «Хозяева» таких приношений не только оскорбляют мировоззрение алтайцев, но и приносят вред природному миру.
Природоцентричное мировосприятие коренного населения сформировало своеобразную экологическую культуру, ряд нравственных ценностей и философскую картину мира. Главное в мировоззрении алтайцев – одухотворенность Алтая, его живая энергия, которая воплощается и в четырехцветных лентах, являющихся для коренных жителей Республики Алтай своеобразными проводниками между духами и людьми.
Белые ленты
Проезжая по Алтаю, очень часто можно увидеть деревья, кустарники, почти сплошь увязанные белыми полосками материи. Это означает, что рядом находится родник, источник, водопад, вход в пещеру – в общем, какой-либо почитаемый местным населением природный объект. Особенно много таких ленточек на горных перевалах; порой целые рощицы покрыты белыми тряпочками так, что не видно ветвей. Смысл подобного обряда – жертвоприношение духу-хранителю данного места.
Интересно, что у разных алтайских племен обычаи, как именно нужно совершать этот обряд, весьма разнились. У одних считалось, что лента белой материи должна быть обязательно новой, ни разу не стиранной, а то и вообще оторванной от цельного куска ткани, из которого ничего еще не было сшито. Только в этом случае можно было рассчитывать на благосклонность духа-хранителя.
У других же племен, наоборот, белая лента должна быть составной часть чего-то принадлежащего человеку – одежды, платка и т. п.; а завязывать ее обязательно нужно было справа налево. Но опять же обязательно белого цвета!
Сегодня уже практически не сохранилось племенных традиций, согласно которым ленточка должна быть красной или пестрой, причем чем ярче и красивей – тем больше удовольствия доставляло приношение духу-хранителю.
Мы уже говорили, что в древности яламы, джаламы – шнуры с белыми или пестрыми лентами материи натягивали только на самых сложных перевалах, и обозначали они еще и горную стоянку, где можно отдохнуть перед дальнейшей дорогой под охраной доброго духа-хранителя.
Сегодня обряд традиционного завязывания ленточки у родника, ручья, на перевале и так далее значительно изменил свой смысл. Не каждый человек из местного населения вспомнит, зачем и как это делается; а что касается туристов, то здесь возможны всякие варианты. Встречаются и действительно белые, специально приготовленные ленточки, и носовые платки, и ленточки из кос, и обрывки одежды, и даже кое-какие личные вещи – значки, дешевые медальоны… Кроме того, среди туристов последние годы бытует мнение, что привязать ленточку – это равносильно тому, что бросить монетку в озеро или реку: чтобы потом опять сюда вернуться.
Времена идут, традиции меняются, мало кто сегодня всерьез верит в духов-хранителей, духов-хозяев. И все-таки, если вы привязываете ленточку в почитаемом месте, постарайтесь, чтобы она была чистая, желательно новая, без узоров и надписей; и завяжите ее с благодарственными словами в адрес если уж не духов-хранителей, то по крайней мере прекрасной природы Алтая.
Источник: право на публикацию материала предоставлено тур фирмой Ак-тур
Свадебная традиция в подвязывании ленточки на дерево
Завязывание кусочка разноцветной ленточки на дерево идет к нам из далёкого прошлого. Сейчас вряд ли кто вразумительно ответит на вопрос, зачем молодожены это делают, но традиция такая существует. Есть традиция, значит надо следовать ей. Давным давно ленточку на дерево повязывали перед дальней дорогой, что бы легким был путь, чтобы вернуться в родной дом. А разве брак это не дорога, это дорога на всю жизнь, вот поэтому молодые чтят традицию и завязывают ленточку на дереве, что бы пройти эту дорогу складно, дружно и без горестей. А ещё ленточка обозначает крепкие, неразрывные брачные узы, вот и завязывают её крепко, крепко. Сейчас ленты завязывают даже на свадебных машинах, все это дань традиции.
Есть ещё такая версия, что если привязать красную ленточку именно на березку первенец будет девочка, а голубую соответственно мальчик. Так ли это никто не знает, но украшенных деревьев вдоль дорого очень много.
Похожие на «Свадебная традиция в подвязывании ленточки на дерево»
Свадебная традиция в подвязывании ленточки на дерево
Свадебный обряд: «Ленточки-предсказатели»
Одним из свадебных развлечений во время праздничного банкета являются различные конкурсы. Довольно, часто во время праздника ведущий и молодожены.
Свадебные замочки – интересная и романтическая свадебная традиция
Сейчас у молодожёнов появилась традиция, на каком-либо из мостов пристегивать специальный замочек и ключ и от него выкидывать в.
Необычные свадебные традиции из разных уголков планеты
Как проходили царские свадьбы? часть III
Прочитать первую часть можно тут, а вторая находится тут. Существовал и ритуал прощания невесты с родителями, которые передавали её.
Как проходили царские свадьбы? часть I
Свадьба – важное событие для пары, было это так и в древние времена. В любой стране существовала своя культура.
Свадебные обряды в Тунисе
Свадьба в Тунисе – очень яркое, не забывающееся и длительное событие, которое может продолжаться неделю! За этот длительный период.
Похищение туфельки невесты
Похищение туфельки у невесты на свадебном торжестве идет с давних времени, в то время на Руси был такой обычай.
Свадебный обряд: «Пожелания сквозь года»
Данный свадебный обряд очень сильно похож на ритуал для молодоженов, под названием капсула времени, но у него есть свои.
Свадебные обряды в Тунисе
Свадьба в Тунисе – очень яркое, не забывающееся и длительное событие, которое может продолжаться неделю! За этот длительный период.
Русский свадебный поезд
Свадебный поезд всегда считался одним из красивейших обрядов на Руси, да и сейчас встречается такое явление как свадебный поезд. Свадебный.
Идеи для торжества из старославянской свадьбы
В далёкие времена существовали различные обряды и традиции на свадьбе, которые вполне возможно применить и на своем торжестве, тем.