зачем вешают полотенце на крест на кладбище
Традиции и суеверия православных похорон
Сегодня существует великое множество вариантов и сценариев, в соответствии с которыми можно провести обряд похорон. Некоторые семьи провожают родных в последний путь пышно и торжественно, другие предпочитают скромные церемонии с самыми близкими людьми. В большинстве случаев организацией занимаются родственники покойного, но случается и так, что перед своей смертью сам человек дает строгие указания о том, как стоит провести обряд прощания. Волеизъявление может быть оформлено документально в виде ритуального договора, описано в завещании или устно передано ближайшим членам семьи.
Сегодня рассмотрим основные ритуальные традиции, которых придерживаются последователи христианской веры.
Особенности христианских похорон: вера и суеверия
Многие обычаи в организации похоронного процесса пришли из глубокой древности – времен, когда на территории нашей страны проживали языческие племена. Даже с появлением христианства и распространением православной веры некоторые из них продолжали активно использоваться, а некоторые церемонии существуют и сегодня. Стоит отметить, что подходы к смерти и погребению в язычестве и христианстве зачастую противоречат друг другу, в связи с чем РПЦ не одобряет некоторые обряды «народного христианства» и рассматривает их как суеверия. Тем не менее, традиции различных верований так плотно сплелись в российской культуре, что отличить их друг от друга порой бывает нелегко.
Процесс подготовки к погребению
Как проводят омовение тела
Традиционно процесс омовения предполагает не просто удаление загрязнений с тела покойного, этот ритуал несет в себе глубокий смысл: считается, что одновременно с внешней телесной оболочкой очищается и душа. Во время ополаскивания усопшего иногда зажигают лампадку или просто свечу – огонь, как и вода, является древним символом очищения. Для проведения процедуры потребуется мягкая губка или небольшое полотенце, мыло, теплая вода. Пока тело не заберут в морг, и покойный не пересечет порог дома, свечи оставляют зажженными.
Какие существуют суеверия?
Распространены различные мнения о том, как следует поступить с губкой после очищения тела. Некоторые полагают, что выкидывать ее нельзя. Тем не менее, православие не устанавливает строгих правил в отношении использованных предметов, и вопрос о том, что с ними делать остается полностью на усмотрение родственников.
Ритуал покрытия тела саваном
После того, как тело преставившегося было очищено, следует облачить покойного в чистые одежды. Предпочтение при этом отдается натуральным тканям, которые легко разлагаются в земле. Обязательное требование – одеяния должны быть новыми и чистыми. В основе такого обряда лежит идея о том, что перед Богом покойный должен предстать во всей чистоте: как внешней, так и внутренней.
Похороны носят печально-торжественный характер, и чаще всего для такого события выбирают официальный стиль облачения. Сегодня агентства предлагают большой ассортимент ритуальных одежд и костюмов для покойных, чтобы избавить родственников от сложностей с поиском. После того, как тело облачают в костюм, его укладывают в гроб и покрывают специальным ритуальным одеялом – саваном.
Какие существуют суеверия?
Старинный обычай гласит, что если заполучить кусочек савана покойного, этот предмет в будущем принесет своему владельцу счастье и удачу. Однако это не более, чем распространенное суеверие.
Надевание на усопшего нательного креста
Крест православный человек носит на протяжении всей своей жизни. Если по каким-то причинам после смерти он был снят с тела, перед погребением останков его необходимо вернуть. Хоронить христианина без его личного нательного креста считается неправильным.
Какие существуют суеверия?
Зачастую крест покойного наделяют теми же мистическими свойствами, что и ткань савана, а некоторые и вовсе полагают, что он способен защищать от смерти. Случается и так, что родственники забирают крестик, чтобы сохранить в память об умершем. Согласно позиции православной церкви, хоронить человека лучше всего вместе с его крестом, однако строгого запрета сохранять этот ритуальный объект нет.
Вложение иконы и креста
По церковной традиции во время похорон умершему на грудь кладут икону: женщинам – с изображением Божьей Матери, а мужчинам – с ликом Христа. Руки покойного смыкают вокруг креста. Считается, что и после смерти мы продолжаем «нести свой крест», как нес его Иисус до места собственной казни.
Какие существуют суеверия?
Различны и мнения о том, стоит ли забирать икону из гроба после отпевания, или следует похоронить покойного вместе с ней. Строгого предписания церкви по этому поводу нет, поэтому лучше всего попросить совета у священнослужителя, который совершал обряд.
Возложение на голову покойного ритуального венца
Данный обычай восходит к церковной идее о воссоединении ушедшего в иной мир со Спасителем и сопоставлению страданий человека при жизни и смерти с теми, которые испытывал Христос.
Какие существуют суеверия?
Существует поверье, что с помощью небольших веток, извлеченных из погребального венка, можно причинить вред ныне живущим. Несмотря на то, что православие отрицает возможность негативного влияния растений из венка на других людей, сама идея о причинении вреда ближнему вызывает порицание со стороны служителей церкви.
Вложение в руки покойного разрешительной грамоты
Разрешительная грамота – это небольшой листок с молитвой, которую читают служители церкви во время отпевания. Иногда его вкладывают в руки умершего перед погребением. Молитва и грамота призваны снискать для покойного отпущение грехов («разрешение»).
Какие существуют суеверия?
В отношении таких молитвенных листков существует ряд верований. Согласно одним из них, если забрать грамоту у покойного, можно получить отпущение собственных прегрешений. В других говорится о том, что таким образом можно навредить преставившемуся. Церковь заверяет, что оба мнения неверны. Навредить покойному можно, разве что, не вознося молитвы о его душе, а за все свои грехи каждый будет отвечать перед Спасителем на Последнем суде. Интересно, что корни таких суеверий восходят ко временам Средневековья: в тот период распространенной процедурой была продажа индульгенции (прощения грехов).
Укрытие тела плащаницей
Помимо савана в христианских традициях погребения также может использоваться такой атрибут как плащаница. Она также представляет собой покрывало, но с изображением распятия и ликов святых. Иногда ее также украшают тексты Святых Писаний.
В отличие от савана, тело покрывают плащаницей уже после отпевания – перед тем, как закрыть крышку гроба. Истоки этого ритуала также в глубоком прошлом. Когда тело Господне распяли, праведный Иосиф испросил разрешения на то, чтобы предать останки Учителя земле. После того, как тело было освобождено, ученик Христа обернул его тканями и захоронил.
Какие существуют суеверия?
Считается, что ткань, покрывающая тело может защитить от злых сил. Однако вера утверждает иное: после погребение душе покойного уже ничто не способно навредить, она находится полностью во власти Бога.
Проведение захоронения ритуальных атрибутов: свечей, монет, платков для слез т.д.
Существует и обычай, согласно которому родственники опускают в могилу покойного дополнительные предметы: свечи для освещения загробной дороги; платки, сохранившие в себе слезы близких; монеты для оплаты входа в иной мир. Если задуматься, то и в этой традиции можно проследить связь с языческим прошлым, когда во время погребения с умершим хоронили многие дорогие ему вещи и все, что может пригодиться в загробной жизни. В православии такие ритуалы не нашли отклика, но они не запрещены.
Установление на месте погребения креста
После погребения на могиле устанавливается деревянное распятие, которое выполняет различные функции. Во-первых, оно служит временным мемориалом до тех пор, пока на этом месте не будет установлен постоянный памятник. Но смысл данного атрибута не только в этом.
Какие существуют суеверия?
В отношении ритуального распятия, пожалуй, существует больше всего суеверий. Но воцерковленные люди утверждают, что никакого отношения к вере эти поверья не имеют.
Организация поминок
Интересно, что и традиция поминальной трапезы пришла к нам из язычества. В отличие от многих других ритуалов, она нашла применение в православии, однако с некоторыми особенностями. В отличие от язычества, в христианстве любые излишества признаются греховными. На православных поминках не приветствуется бурное распитие алкоголя и неумеренное чревоугодие. Такие дни считаются поводом для близких собраться вместе, почтить память усопшего и поддержать друг друга в столь непростое время.
Какие существуют суеверия?
Из древности до нас дошел обычай во время поминовения покойных приносить на кладбище или ставить на столе рюмку водки и порцию хлеба. Тем не менее, православие уверяет, что для покойного такие «подношения» не имеют особого смысла, ведь душа уже далека от всего мирского. Более правильным считается приносить продукты в храм на поминальную службу, чтобы потом передать их нуждающимся.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Значение ритуального рушника в похоронной церемонии
С давних времен к погребальной церемонии относились с почтением и уважением, стараясь проводить усопшего со всеми почестями, строго выполняя ритуал, для которого приобретают специальную атрибутику: гроб, венки, крест, одежду, покрывала, платки свечи, рушники и другие необходимые аксессуары. Ритуальный рушникявляется одним из важнейших аксессуаров, без которого не обходятся ни одни похороны.
Роль ритуального рушника в похоронном ритуале
Особое место в проведении похорон занимает ритуальный рушник, без него церемония не возможна. Во время похоронной процессии рушник привязываю к кресту, а также на руки людей, несущих крест, крышку гроба и покойника. Также рушники повязывают на руку тем, кто копает могилу и на зеркала авто.
Согласно обычаю считается, что ритуальный рушник, повязанный на кресте выполняет роль своеобразного вместилища для души на протяжении сорока дней, именно по истечению данного срока душа отправляется в загробный мир. Ритуальный рушник символизирует конец жизненного пути человека и начало его духовной жизни. По другим поверьям рушник символизирует дорогу, по которой душа усопшего попадает в загробное царство.
Полотенце ритуальное повязываю на руку, чтобы человека защитить от воздействия негативной мертвой энергии, а также от разного рода несчастий. После похорон, рушник которым была перевязана рука, забирают домой, в дальнейшем он исполняет роль оберега. Им можно вытирать руки, ноги, лицо.
Ритуальным рушником накрывают тело усопшего, кладут его под ноги покойника, застилают им пол в авто на котором везут гроб до кладбища, накрывают крышку гроба, кладут на него хлеб. В знак траура рушник вешают на окна и ворота, а с помощью специальных ритуальных рушников гроб с покойником медленно опускают в могилу. Полотенца, которые были использования для опускания гроба оставляют в могиле или разорвав его на куски, раздают присутствующим для бытовых целей.
Сколько нужно рушников для похорон
Согласно традициям для ритуальной церемонии необходимо два рушника размером от 5-7 метров, для опускания гроба в могилу и по одному рушнику:
Кроме этого, на руки всех участников церемонии и людям, копающим могилы, также вяжут ритуальные рушники, поэтому здесь нужно учитывать примерное количество присутствующих.
Виды ритуальных рушников
Ритуальные рушники бывают разных размеров и могут быть выполнены в нескольких цветовых вариациях. Как правило, рушники на похороны изготавливаются:
Стоимость рушника напрямую зависит от ткани и исполнения. По размерам полотенца могут быть узкими с шириной не более 28 сантиметров и широкими – 36 сантиметров. Также рушники идут с разным орнаментом и разными молитвами, которые вышиты нитками либо нанесены на полотенце тисненой фольгой. Полотенца для ритуальной процессии обычно исполняются в сочетании черного цвета с красным, зеленым либо синим цветом.
В нашем магазине, можно приобрести как дорогие, так и более дешевые варианты ритуальных рушников, с помощью которых, вы со всеми почестями проведете в последний путь дорогого для вас человека.
Зачем вешают полотенце на крест?
Зачем выдают полотенца на похоронах?
Раздавать платки принято по таким причинам: ими можно обернуть свечу при отпевании, чтобы горячий воск не жег руки; чтобы вытирать слезы; поминать усопшего, когда предмет попадет в руки.9 мая 2019 г.
Зачем повязывают платок на руку на похоронах?
Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.
Когда снимают рушник с креста?
После похорон участники поминального обеда обязательно моют руки и вытирают их полотенцем. Надгробных крест, особенно на похоронах мальчика, также перевязывают полотенцем. Обычай вешать полотенце на крест всего сохранила на Полесье и в Карпатах. Снять полотенце с креста на кладбище или у дороги считается тяжкий грех.
Где нужно ставить крест на могиле?
Православные расходятся во мнениях о том, как ставить крест на могилу: в изголовье или в ногах. Согласно одной традиции, крест следует ставить в ногах покойного, распятьем в сторону чела. По другой, крест должен стоять за головой покойного.
Что надо первому встречному на похоронах?
С похоронами связан обычай подавать милостыню первому встречному человеку во время траурной процессии — кусок хлеба, завернутый в полотенце. … На крышку гроба каждый участник похорон сыпал по три горсти земли. Далее могилу засыпали и все молча возвращались с кладбища, не оборачиваясь.
Для чего нужен носовой платок?
Носовой платок — кусок ткани или бумаги для чистки носа. Кроме этого носовой платок может служить для чистки вообще, может быть предметом моды или показывать принадлежность носителя к определённой группировке.
Для чего дают платок на похоронах?
Обычай дарить платочки на погребение пришел из глубины веков. Принятие этого символического дара — проявление уважения к почившему и его родственникам. Традиция имеет и другие значения. В носовой платок можно завернуть свечу во время отпевания усопшего.
Нужно ли надевать платок на кладбище?
Волосы перед походом на кладбище следует повязать платком, либо надеть головной убор, препятствующий их падению. Это правило призвано уберечь посетителей от порчи, которую на них могут наслать недоброжелатели, воспользовавшись выпавшими волосами.
Зачем завешивать зеркала в доме с покойником?
Почему завешивают зеркала? … Заглядевшись на себя в зеркало она может пожелать остаться и далее. Отражающая поверхность удваивает все предметы перед собой. Если её не задёрнуть, то она может также удвоить количество упокоенных.
Как правильно опускать гроб в могилу?
Христиане чаще всего хоронят умерших в гробу. Православные христиане опускают гроб в могилу так, чтобы покойный лежал головой на запад и ногами на восток, следовательно, его лицо будет обращено на восток.
Что нужно сделать на следующий день после похорон?
На следующий день после похорон
Можно ли класть деньги на могилу?
Староверы кладут деньги на могилу как оплату перевозчику душ. Согласно традиции, после смерти покойного перевозят в мир духов. Если не положить мелочь на глаза или вблизи надгробного камня, то покойный бродит неприкаянный по земле. Традиционные религиозные течения подобные традиции отвергают.10 мая 2019 г.
Где ставят памятник на могиле у православных?
Хоронят головой на запад, а лицом на восток, чтоб безмолвно молиться мог и смотрел на восход Солнца. Рождение Солнца происходит на Востоке, а отмирание на Западе. И Храм строится на Восток. В соответствии с православными канонами памятник ставится на могиле на месте креста, также в ногах покойного.
Какой крест ставить на могиле православного?
В день похорон на могилу ставится временный крест – деревянный или металлический. Временный крест – это сравнительно легкое и недорогое сооружение, поэтому его можно ставить на новую могилу. Когда земля на могиле уляжется, временный крест меняют на постоянный крест или надгробие, сделанные, как правило, из камня.
Зачем вешают полотенце на крест на кладбище
Полотенце (рус. рущник, полотенце, убрусец, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, бел. рушнік, уціральнік) — предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания.
У древних славян полотенце («убрусец») было ритуальным, обрядовым предметом. Однако сейчас оно превратилось в чисто бытовую вещь, не способную (с точки зрения многих людей) иметь какие-то другие варианты применения. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика полотенца во многом аналогичны полотну.
Изготовление и узоры
Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.
Полотенца были различны по назначению — крестильные, свадебные, рождественские, пасхальные и бытовые. На них представлены все виды рукоделия: вышивка крестом, гладью, тамбурным швом, филейная, плетение на коклюшках, вязание, ткачество. Согласно церковному преданию, именно на полотенце (убрусе) был запечатлён первый образ Спасителя, принёсший исцеление царю Авгарю. На Руси «Спас нерукотворный» — одна из наиболее почитаемых икон.
По утверждению В. В. Стасова, «у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии, каждая чёрточка имела своё значение… Это связанная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не предназначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». По ходу истории узоры переосмысливались, наполнялись новым содержанием (например, образ креста, символика цветов).
Символом крестной смерти Иисуса Христа и его воскресения являются первые буквы пасхального приветствия ХВ и ВВ (Христос Воскресе! Воистину Воскресе!), вышитые на пасхальных полотенцах. Главный мотив рождественских вышивок — стилизованная Вифлеемская звезда. На свадебных полотенцах вышивались короны, венки из вьющихся цветов (символ радости и красоты), инициалы жениха, невесты и два кольца. Кольцо — символ вечности, таким же вечным должен быть христианский союз, освященный Самим Господом на браке в Кане Галилейской.
Элемент праздничного убранства
Для праздничного убранства избы использовалось полотенце — полотнище белой ткани домашнего производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. Оно украшалось, как правило, на концах. Полотнище полотенца орнаментовалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал — это все определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням — праздникам, справлявшимся по поводу важных событий, прошедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди — «крюки», «спички», вбитые в стены.
По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки — все это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Полотенце вообще играло большую роль в обрядовой жизни русской деревни. Оно было важным атрибутом свадебного, родинного, погребально-поминального ритуалов. Очень часто оно выступало объектом почитания, предметом особой важности, без которого ритуал любого обряда был бы не полон.
Полотенце широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.
Полотенце в качестве головного убора
Одним из самых древних женских головных уборов является платок — убрус. В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фата и т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом.
Полотенце в свадебной обрядности
О важности рушника в свадебном обряде свидетельствуют отдельные названия. Например, сватовство в некоторых регионах Украины называлось взятием рушников или отдачей рушников (Кировоградская область), рушниками (Харьковская область), подаванием рушников (Киевская область).
В свадебной обрядности полотенце использовалось на всех этапах свадьбы и выполняло функции соединения (связывания), скрывания/покрывания, украшения, дара. У русских во время девичника в канун свадьбы полотенцем или платком накрывали невесту, когда она с подругами шла «в баню» (в соседнюю избу), и невеста начинала выть; такое полотенце (длинное шелковое полотенце с каймой) называлось реунья (с.-з.-рус.).
В гадании о замужестве надо было умыться и, не вытираясь, лечь спать: приснится будущий супруг, который переведет через реку за полотенце.
В свадебном обряде полотенце нередко выполняло оповестительную и знаковую функции — на доме просватанной девушки вывешивали полотенце. В случае удачного сватовства родители невесты давали сватам полотенце с изображением на концах птицы павы о двух головах с одним туловищем. В Белоруссии в знак своего согласия на брак невеста перевязывала сватов рушниками. У словаков, когда жених шел за невестой, женщины повязывали свадебные полотенца старостам и свату через левое плечо. Главные свадебные чины украшались полотенцами, дружки были повязаны крест-накрест (рус. твер.).
В польском обряде перед венчанием жених приезжал с дружками в дом к невесте, и маршалок (дружка) выводил к нему невесту за полотенце, в знак ее подчинения; потом стол застилали полотенце, клали непочатый хлеб, на него жених с невестой клали руки, а маршалок связывал их полотенцем (села по течению Нарвы). У русских во время «выкупа стола» (угощения в доме невесты) мать расстилала полотенце на руки жениху и невесте. На следующий день жених с поездом заезжал за невестой, чтобы ехать венчаться; перед окончанием стола мать связывала жениха и невесту полотенцем, которое сваха тут же развязывала и накручивала на себя (забирала себе в подарок).
Перед выводом невесты из родительского дома совершали обручение молодых: соединяли их правые руки, головы, покрывая их полотенцем, держа над ними хлеб с солью и кольцами.
В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент ее жизни.
Поскольку рушник определенным образом символизирует дорогу семейной супружеской жизни, его полотно должно быть целым и непрерывным. В середине такого рушника не должно быть кружев или тесемок. Центр рушника обязательно должен быть пустым, без вышивки — Божье место. Свободная от узора часть олицетворяет связь с космосом. Преобладающий красный цвет в вышивке рушника тоже не случаен: красный — цвет солнца, тепла и красоты.
На некоторых свадебных рушниках вышивалось Дерево Рода жениха и невесты, в которых закладывалась информация о родственниках (дедушках, бабушках, тётях, дядях, сестрах, братьях). Дерево Рода вышивается на нижнем ярусе рушника рядом с птицами (павлинами), охраняющими род.
После венчания, когда невесте меняли прическу и головной убор, ей надевали повойник и платок, а поверх накидывали, закрывая и лицо, полотенце или платок. Раскрывали невесту, только когда молодых уводили к горенку «спать».
По поверьям, невеста, слезая с воза у нового дома, не должна наступать на голую землю, для чего перед ней стелили белое полотно или полотенце. Входя в дом мужа, она обходила вокруг стола, ведомая за полотенце, обвязанное вокруг ее пояса, свадебным персонажем дружбой, и вешала полотенце на стене (в.-словац.). На Витебщине после брачной ночи муж вел жену умываться в овчарню не за руку, а за полотенце, она им вытиралась и вешала на балку — чтобы овцы лучше плодились. При благополучном исходе первой брачной ночи невеста развешивала в доме свои полотенца, а иногда и умывала родителей (рус., Кубань).
Полотенце — один из наиболее распространенных подарков на свадьбе. В вост. Сербии, принимая приглашение на свадьбу, родственники молодых привязывали к сумке гостя подарки: полотенце, носки, перчатки. У русских невеста одаривала полотенцами крестную, родных жениха, сваху, подружек («веники вязать») и др. гостей. На Украине при сватовстве молодая дарила старостам полотенуе, а жениху платок; свадебный каравай, вынутый из печи, перед тем как положить на стол, обертывали длинным полотенцем.
Родинная обрядность
Рождающуюся девочку принимали на полотенце, которое затем вешали над колыбелью (рус. перм.). Оберегая новорожденного от сглаза, его, прежде чем показать чужому человеку, обтирали полотенцем, которое висело на Пасху на иконах (рус. брян.). У русских младенца иногда закутывали в рукотерник — полотенце, которым вытирала руки вся семья, принимая его в круг родственников.
В чистое полотенце заворачивали подарок (повойница), который приносили в дом по случаю рождения ребенка: свежеприготовленную лепешку, соль, какое-либо блюдо (фасоль, яичницу, брынзу), водку или вино, а также рубашечку, перевязанную красной ниткой, с монетой и букетом для девочки, чтобы она скорее вышла замуж. В некоторых местностях обязательным даром гостям, навещавшим новорожденного, было полотенце.
Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «бабина каша», происходившая после рождения ребенка. После крещения родители и крестные обменивались дарами: рубахами, расшитыми полотенцами, носками и др. На Смоленщине кума давала полотенце в дар церкви во время ритуала «прощения», крестная дарила полотенце роженице.
Погребально-поминальная обрядность
Особую роль играло полотенце в погребально-поминальном обрядности. В похоронной и поминальной обрядности полотенце используется прежде всего как предмет, символизирующий путь умершего на «тот свет». У русских было принято вывешивать полотенце снаружи дома у окна в знак того, что в доме кто-то умер; полотенце должно было висеть до 40-го дня, чтобы душа, летая, могла «утереть слезки»; в день сороковин его относили на кладбище и завязывали на кресте.
По поверьям русских крестьян в полотенце, вывешенное в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Малейшее движение ткани рассматривалось как знак ее присутствия в доме. В сороковины полотенце встряхивали за околицей деревни, отправляя тем самым душу из «нашего мира» в «иной мир».
После обмывания покойника предметы, которые использовались при этом (мыло, полотенце, гребень), считались опасными для окружающих, поэтому их закапывали в отдаленном месте или уничтожали. Полотенце клали в гроб умершему, чтобы он утирался на «том свете»; на полотенце или холсте несли гроб на кладбище и опускали в могилу (рус., укр., бел., пол.); на ограде кладбища привязывали куски холста, чтобы покойники утирались, когда выходят из могил (рус. рязан.).
Закопав могилу, посыпали ее зерном, застилали полотенцем и поминали умершего. Полотенце вешали на крест почившему мужчине, а женщине — фартук (полес. гомел.), у словаков — маленькое полотенце привязывали на крест всем умершим. Могильщикам отдавали полотенце, на которых опускали в могилу гроб, а церковь получала в дар полотенце, которым был обернут крест, а также холст и платок, лежавшие на крышке гроба (рус.). В южнорусских губерниях участников похорон одаривали рушниками; мужчины, несшие гроб с покойницей, обвязывали полотенцем голову.
В центральных губерниях России в день похорон было принято подавать милостыню (кусок хлеба, завернутый в полотенце) первому встречному, который должен был молиться за умершего, чтобы тот первым встретил его на «том свете».
В годовые поминальные дни вешали новое полотенце для душ, которые приходят ночью в свои дома. На белорусско-литовском пограничье по окончании поминального ужина (в ноябре) хозяин один конец полотенца вывешивал в окно, на другой ставил рюмку водки (или стакан воды) и клал понемногу разных кушаний — для душ покойников; наутро то, что оставалось, раздавали нищим. В Гродненской губ. после поминального обеда на Семуху (7-я неделя после Пасхи), на который приглашали все умершие души, хозяин брал в одну руку полотенце и кружку пива, в другую — тарелку с разными кушаньями и шел на гумно, где, расстелив полотенце и поставив на его концы угощение и выпивку, молился, стоя на коленях посредине полотенца, а затем выливал все угощение, провожая души. У русских в Сибири на Радуницу ставили поминальное угощение для родителей на стол, для «заложных» покойников — под стол, из окна спускали полотенце — дорогу для душ, двери накрепко закрывали, а сами домочадцы удалялись в соседнюю комнату и молились; через некоторое время возвращались и обедали. В Пермском крае обряд выполнялся на 20-й и 40-й день после смерти.
В Полесье в поминальные дни рано утром топили печь, стелили чистую скатерть и клали полотенце, ожидая в гости души умерших; около дверей вывешивали рушник для покойных. В четверг на пасхальной неделе («Пасха мертвых») ходили на кладбище и вешали на могильных крестах женщинам — передники, мужчинам — полотенца. На Проводы ходили на могилы, покрывали их полотенцем, ели и пили горилку, оставляя часть принесенной еды под крестом покойному.
В Полесье оставляли воду и полотенце около печки, стараясь угодить домовому (житомир.). На Русальной неделе девушки и молодицы вешали на деревья полотенце, холсты, пряжу — для русалок.
Календарные обычаи
В календарной обрядности полотенце выполняло знаковую функцию. Оно могло выступать в качестве символа начала и окончания праздника: на Ровенщине на Новый год привязывали к жерди полотенце, которое отвязывали на Крещение, в знак завершения «святых вечеров». В «празднике свечи» на Успение Богородицы (15/28.VIII) в присутствии священника торжественно переносили свечу из одной хаты в другую по дороге, устланной рушниками; считалось, что этот ритуал освобождает обитателей дома от грехов (гомел.).
Магические функции полотенца
В купальскую ночь ведьма, чтобы отобрать у чужой коровы молоко, собирала на полотенце росу с травы под коровами и лошадьми, а потом выжимала его в подойник или вешала на гвоздик, и из него текло молоко (бел., укр., полес.). Чтобы отобрать молоко, ведьма должна махнуть своим полотенцм или фартуком на чужую корову, а потом ударить им свою (бел.). У сербов так же, махнув в сторону леса в Видовдан (15/28.VI) и подумав в этот момент о любимом парне, девушка могла расположить его к себе (Сврлиг).
В Полесье полотенце, провисевшее год на могильном кресте, снимали в день Проводов, после Радуницы, выбрасывали за кладбище или использовали для избавления от различных болезней, для чего носили на себе (Житомир., Тхорин).
Обережные функции
Полотенце использовали и в качестве оберега. Полотенце является непременным атрибутом обряда подношения гостю хлеба–соли, как знака традиционного национального гостеприимства. Хлеб-соль обязательно клали на традиционное белое полотенце, символизирующее путь между мирами и установление мира между хозяевами и гостем. Провожая гостей, даваьи им с собой небольшой свёрточек в с угощением со стола — чаще всего это выпечка завернутая. Хлеб и полотенце должны были защитить человека в дороге, пока он не дошёл до своего дома.
В Полесье освященные на Пасху в церкви рушники вывешивали на двери «от грома», оставляя там до тех пор, пока не перестанет греметь. Часто объект, нуждающийся в охране, покрывали полотном, фартуком, полотенцем, магически укрывая его от опасности.
«Обыденное» полотенце, изготовленное за одну ночь (начиная со сбора льна со всех жителей деревни и кончая вытканным полотенцем), защищало от эпидемий, эпизоотий и других стихийных бедствий. С таким полотенцем обходили вокруг села, заодно обводя его границы оставшимися от тканья нитками, для того чтобы защитить жителей от мора и эпидемии, вешали его на местную икону в церкви или на придорожный крест (в.-слав.).
Часто полотенце получало вторичное ритуальное использование. Словаки для облегчения агонии кропили умирающего освященной водой и покрывали свадебным полотенцем или специальным покрывалом. Русские, чтобы защититься от грома и молнии, вывешивали за окно полотенце, которым покрывали покойника (ср. поверья о покойниках — предводителях туч), в Полесье с той же целью вывешивали во дворе пасхальное полотенце. Пасхальное полотенце в качестве оберега также вешали в амбаре, на воротах — там, где ходит корова, в хлеву над коровой, клали во время первого выгона из хлева на порог, чтобы скот его переступал. Таким полотенцем накрывали больного лихорадкой, а также умирающего, чтобы облегчить его агонию.
Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне. В их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в них в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.
Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.