зачем волейболисты держат руки за головой при подаче

Заслон при подаче

На первенство мира 1949 г. в Праге советские игроки с легкой улыбкой наблюдали за странными действиями некоторых игроков стран народной демократии перед своей подачей: они становились вплотную у сетки и махали поднятыми вверх руками. Оказалось, что это тактический маневр: мешать противнику видеть подающего игрока. Советские игроки быстро оценили положительные качества этого нового тактического приема и с тех пор стали сами применять заслон при подаче, т. е. закрывать своего подающего игрока.

В заслоне обычно участвует четыре игрока (рис. 13). Три игрока передней линии стоят лицом к противнику, вплотную около сетки, левее и сзади левого нападающего (номера 4) располагается средний защитник (номер 6). В момент подачи все игроки делают движения поднятыми вверх руками во фронтальной плоскости. При заслоне подающий игрок должен уметь сильно направить мяч низко над сеткой, обязательно над руками игроков, участвующих в заслоне (лучше всего над средним нападающим номером 3). Место расположение заслона может меняться в зависимости от конкретного подающего игрока. Если подающий игрок увереннее всего подает сильную подачу в зону 1, заслон размещают почти в центре площадки; если игрок хорошо подает вдоль левой лицевой линии, заслон располагается в зоне 2 и т. д.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче
Рис. 13. Расположение игроков при заслоне нападающего

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче
Рис. 14. Нарушение расстановки при заслоне

Эти важные правила заслона не всегда учитываются. Часто можно видеть, как заслон ставится в зоне 2, а подача идет в зону правого защитника противника или подающий игрок выполняет высокую подачу, при которой от заслона нет никакой пользы.

При заслоне игроки нередко допускают нарушения расстановки и команда наказывается потерей подачи. Наблюдаются такие варианты расстановки, которые являются нарушением правил.

Вариант первый. Средний защитник (номер 6) располагается правее подающего игрока (рис. 14). Это ошибка. Чтобы на состязаниях не допускать ее, надо приучить игроков подавать с середины места подачи или даже ближе к правой боковой линии, а среднего защитника располагать при заслоне на уровне усика, ограничивающего место подачи, или левее него.

Сравнительная оценка всех способов подач

Способ подачиПоложительные качестваОтрицательные качестваПримечание
1. Прямая нижняя подачаПростота исполненияНе затрудняет игры противника, за исключением случаев, когда она используется как «нацеленная» подачаЦелесообразно применять в играх в решающие моменты, когда нет уверенности в сильной подаче и для поддержания быстрого темпа
2. Боковая нижняя подачаСамая простая по исполнениюТе же
3. Прямая верхняя подачаИспользуется как сильная подача. Лучший способ для «нацеленной» подачиЕсли применять ее на силу, большой процент потерь подачМетод тренировки нападающего удара
4. Боковая верхняя подачаОсновной вид сильной подачи. «Нацеленная» подача по номерам задней линииТрудно подать как «нацеленную» подачу на игроков передней линии. Частые потери подачЛучшие результаты дает при направлении в зону 5
5. «Свеча»Самая сильная подача. Затрудняет игру противника с первой передачиМожет применяться только на летних площадках (сезонна)Большое внимание следует уделять летом
6. «Нацеленная» подачаЗатрудняет игру противника. Не за счет силы, а за счет направления подач в уязвимое местоСистематически применять нельзя, надо чередовать с сильной подачейТребует самого широкого внедрения в игру наших команд
7. «Крученая» подачаЭффектна для зрителей. Метод тренировки «кистевых» ударовНерезультативнаПрименять в играх нецелесообразно
8. Прямая верхняя подача с прыжкомЭффектна для зрителей. Метод тренировки нападающего удара (резкость)Нерезультативна

Вариант второй. Средний защитник (номер 6) располагается на уровне или впереди среднего нападающего (номера 3).

Иногда своего подающего игроки закрывают не вблизи сетки, а примерно на уровне линии нападения, средний защитник в этих случаях находится в непосредственной близи к подающему у лицевой линии. Этот способ имеет положительные и отрицательные стороны. Действительно, игрокам удается закрыть своего подающего от всех игроков противника. Однако противник видит мяч над руками заслоняющих гораздо раньше, чем при заслоне вблизи сетки, и успевает переместиться для приема мяча.

Хорошим тактическим маневром при подаче является заслон с прыжком. В отличие от обычного заслона игроки располагаются лицом к подающему вблизи сетки. В момент подачи игроки делают прыжок, и когда мяч приближается к их рукам, они слегка опускают руки чуть ниже верхнего края сетки. При правильном взаимодействии заслона и подающего такая подача бывает очень результативной. Однако физическая нагрузка на игроков значительно возрастает. Заканчивая этот раздел, следует еще раз подчеркнуть, что каждую подачу надо выполнять с определенным тактическим замыслом — главным является умение подавать «нацеленные» подачи.

Источник

Всё о подаче в волейболе: от чего она зависит, как влияют тайм-ауты и почему эйсы – не главное

Михайлов, Клюка и Жигалов делятся секретами.

Любой волейбольный матч начинается с подачи и именно она зачастую определяет результат. «Подача и приём – главные компоненты волейбола», – напомнил нам недавно главный тренер сборной России Туомас Саммелвуо.

От чего зависит подача? Почему иногда всей командой подают в либеро? Как отрабатываются подачи? Найти ответы на эти и другие вопросы «БИЗНЕС Online» помогли топовые подающие чемпионата России из расширенной заявки национальной сборной на сезон-2020 – диагональный «Динамо» Максим Жигалов, доигровщик «Факела» Егор Клюка и универсальный нападающий казанского «Зенита» Максим Михайлов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеМаксим Михайлов / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«ЭЙСЫ – ЭТО БОНУС»

Выбирая собеседников, мы ориентировались на их статистику по эйсам, но сами игроки подсказали, что это важный, но не самый объективный показатель. Внутри команд больше смотрят на другие цифры – например, сколько очков было набрано в расстановке, когда конкретный игрок был на подаче. Ведь тот же слэш (переходящий мяч) – это почти выигранное очко, а далёкий минус на приёме обычно лишает соперника атаки и позволяет реализовать фрибол.

Кроме того, в рейтинге лучших эйсменов нельзя забывать о количестве потерь подачи. Можно сделать 50 эйсов и 100 ошибок, а можно – 30 эйсов и 40 ошибок. Во втором случае эффективность явно будет выше.

«Главное – подавать стабильно, регулярно выбивая приём, а эйсы – это уже бонус. Если проскакивают, то неплохо», – отмечает Клюка, который сейчас четвёртый в суперлиге по эйсам (26) после Кристиана Падара (30), Дражена Лубурича (29) и Жигалова (28). У Лубурича, кстати, число ошибок зашкаливает – 61. А вот у россиян на один эйс приходится примерно одна ошибка.

По словам Михайлова, считается, что на десять силовых подач допустимо совершать одну-две ошибки. К точности планера требования выше, хотя сейчас есть волейболисты, которые исполняют этот элемент максимально сложно для принимающих, но в то же время с высоким риском ошибки для себя.

«Карт-бланш на ошибки никогда не даю. Но они отчасти закономерны при риске», – говорил в одном из интервью тренер казанского «Зенита» Владимир Алекно.

На сайте агентства «Волей Сервис», где хранится статистика чемпионата России, можно отфильтровать игроков по графе «кф», но это не коэффициент эффективности подачи, а количество эйсов в среднем за сет. По этому показателю в текущем сезоне лидируют блокирующий казанского «Зенита» Вадим Лихошерстов (0,67), Клюка и Жигалов (по 0,54).

КАКОЙ ФАКТОР КЛЮЧЕВОЙ ПРИ ПОДАЧЕ?

Игроки отмечают, что на подачу влияет множество факторов: физическое состояние, счёт на табло, установка тренера, уровень риска, новые мячи, освещение в зале, уровень адреналина.

«Я на первое место ставлю психологическое состояние, на второе – физическую форму. Если в голове ты готов, а тело заряжено, мало что может сбить с толку», – говорит Жигалов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеМаксим Жигалов / фото: vcdynamo.ru

Клюка тоже говорит об уверенности в себе и внутреннем спокойствии, но в то же время ставит на первое место физическое состояние. «Если ты хочешь подать что-то хорошее, то должен хорошо прикладываться по мячу. С больным плечом этого не сделаешь», – резонно подмечает Егор, который сейчас как раз травмирован.

«Если ты не уверен в своей подаче, она никогда не полетит – закон», – говорил в одном из интервью олимпийский чемпион Николай Апаликов. «Мысль об ошибке порождает ошибку, причем в любом компоненте игры», – единодушны наши собеседники.

Частенько связующие перед подачей своих партнёров пытаются дать им дополнительную уверенность, организуя через них съём. Чтобы игрок забил и в хорошем настроении отправился на подачу. Волейболисты отмечают, что в целом при «горячей руке» в атаке уверенность на подаче действительно немного возрастает, но прямой зависимости нет – всё индивидуально. «У меня зачастую не идёт в атаке, но хорошо летит подача. Иногда всё наоборот. Стараешься компенсировать тем, что получается», – сказал Клюка.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеЕгор Клюка / фото: fakelvolley.ru


ЧТО ТАКОЕ РИСК НА ПОДАЧЕ?

В сознании болельщиков чётко отложилось мнение, что если игрок сильно подал в центр сетки или ударил далеко в аут, значит, он рисковал. Этим часто оправдывают ошибки. Так что означает риск на подаче?

«Бывает, что рисковать и не нужно. Если соперник не снимается с простых подач, в этом нет смысла. И другое дело, если он показывает 80 процентов реализации атак с хорошего приёма», – добавляет Михайлов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеФото: zenit-kazan.com

«Команды высокого уровня с топ-игроками могут и силовую подачу направлять с достаточным уровнем точности, – уточняет Жигалов. – Что касается обращения к тренеру перед подачей, то это может быть связано с изменениями на той стороне площадки. Например, поменяли игрока, в которого мы подавали по установке. Разумеется, нужно уточнить новую тактику. Что касается риска, то он зависит от игровой ситуации, счёта и, естественно, состояния игрока. Если 3/4 силы твоей подачи хватает, чтобы у соперника были проблемы, то ты просто контролируешь направление. Когда соперник справляется с приёмом, то вваливаешь уже на полную, если есть внутренняя уверенность. У нас в «Динамо» если ты чувствуешь свою подачу, то никто не загоняет тебя в рамки – можешь варьировать».

КАК НА ПОДАЮЩЕГО ВЛИЯЕТ ТАЙМ-АУТ?

Тайм-аут – один из стандартных инструментов тренера остановить серию подач. Впрочем, иногда пауза берётся даже перед первой подачей, если игрок по ходу матча уже наносил приёму серьёзный урон.

Когда после тайм-аута подающий ошибается, это принято считать тактической победой тренера. Впрочем, довольно часто тайм-ауты не помогают: волейболист делает эйс, уходит на перерыв, а после него добывает еще одно очко с подачи. Как, например, Клюка в ноябрьском матче с казанским «Зенитом» (3:1).

«Кого-то тайм-аут сбивает, но лично для меня это возможность восстановить дыхание. Когда делаешь серию, оно становится учащенным и сложно выполнить подачу на максимуме», – признался Егор.

«Безусловно, тайм-аут во время серии влияет, потому что у тебя уже набита рука, ты отлично помнишь ощущения после предыдущей подачи. После перерыва хочется продолжить серию, но сложно повторить подачу с той же силой. В то же время ты понимаешь, что если ослабишь подачу и подашь понадежнее, соперник может сняться. Это очень тонкий момент».

Кстати, именно во время подач Михайлова, казанский центр волейбола уже несколько лет погружается в тишину – к этому болельщиков призывает специальная музыкальная заставка и дикторы.

«Это не моя инициатива. Болельщики в свое время, видимо, решили, что в тишине у меня лучше летит подача и сложилась такая традиция. Я по ходу карьеры через многое прошёл и не скажу, что шум мне мешает. Разве что меньше звенит в голове и легче настроиться на подачу», – объяснил Максим.

«Подавать после выхода на замену гораздо сложнее. В игре ты чувствуешь руку, прыжок. Даже сердцебиение другое. Стоя на замене, невозможно поддерживать себя в таком же состоянии. Поэтому задачи две – быть более-менее прогретым и морально готовить себя сделать то, что ты хорошо умеешь. Отбросить все сомнения, сделать своё дело и получить удовольствие», – делится личным опытом Жигалов, который своими подачами затащил массу концовок.

Сейчас главным специалистом суперлиги по усилению подачи считается доигровщик казанского «Зенита» Андрей Сурмачевский. Его талант оценил и Саммелвуо, который осенью взял игрока на Кубок мира, где Сурмачевский тоже продемонстрировал убийственную силовую подачу.

ЧТО, ЕСЛИ ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ РИТУАЛ?

Почти у каждого игрока перед подачей есть ритуал. Одни игроки целуют мяч или протирают рукой подошву кроссовок, другие делают определенное количество ударов об площадку, третьим обязательно нужно получить мяч, стоя на игровой площадке.

Говорят, если в этом ритуале произошел какой-то сбой – быть ошибке. «Я не запариваюсь. Если что-то из привычных движений не удаётся повторить – мяч летит также», – уверяет Клюка.

«Я много наблюдал за разными подающими. И тоже задавался вопросом, почему все постоянно повторяют одно и тоже, – рассказывает Жигалов. – Скорее всего, это дело привычки. Ты просто совершаешь определенный набор действий, чтобы понять, что готов к подаче. Я несколько раз по ходу карьеры менял эти ритуалы. Просто иногда в волейболе, как и в жизни, хочется что-то новое. Не уверен, что срыв ритуала влияет на подачу. Да и редко это бывает. Знаю, что в футболе болбои могут и затягивать игру и швырять мячи в сторону от игроков. У нас они более дружелюбные».

«Кто в это верит, тот от этого и страдает. Мне тоже не раз говорили утром: «Оставь эйсы на вечер, на игру». Ну, не знаю. Не вижу в этом логики. Зачастую в игре у меня получается подавать намного лучше, чем на тренировках. В игре другой настрой», – считает Клюка.

ПОЧЕМУ В НЕКОТОРЫХ МАТЧАХ ВСЕЙ КОМАНДОЙ ПОДАЮТ В ЛИБЕРО?

Такая тактика иногда выглядит странной, ведь либеро априори считаются лучшими принимающими в своих командах.

«Не всегда либеро – лучший принимающий, – не согласен Клюка. – Некоторые либеро могут в определенных расстановках некомфортно себя чувствовать или брать на себя слишком много площадки».

Иногда у подающих нет разницы в кого подавать, потому что в конкретной команде либеро и доигровщики могут принимать на одном уровне. Есть и другой фактор – риск на силовых подачах, когда направление подачи уходит на второй план.

«Тактика перед матчем может быть такой: планер ищет конкретного игрока, а силовая подача – по желанию. В таком случае игроки могут не идти в линию, а сильно подавать в центр, где и располагается либеро. К тому же не стоит забывать, что игра – это стрессовая ситуация. Ты можешь плохо чувствовать мяч, либо сильно волноваться, либо быть недостаточно технически подготовленным. В таком случае не целишься, а подаёшь в центр площадки», – объясняет Михайлов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеФото: vcdynamo.ru

Во время больших турниров обычно замеряется скорость полёта мяча после подачи. Жигалов вспоминает цифру в 120 км/ч, Клюка и Михайлов по сообщениям в прессе точно достигали отметки в 125 км/ч. Мировой рекорд сейчас делят Иван Зайцев и Вильфредо Леон – по 134 км/ч.

В последние годы много говорят и о гибридной подаче, когда с одинакового подброса можно исполнить и силовую подачу, и планер. Она полноценная по силе, но за счёт движения кисти может спланировать. Это сложно для принимающих.

Клюка отмечает, что такая подача классно отработана у связующего «Модены» и сборной США Мики Кристенсона: «Или, например, с двух рук накручивая начал подавать Лихошерстов. Подбрасывая на планер, делает силовую».

«У нас привыкли: если планер – надо доводить, а если силовая, то достаточно подбить над собой. Сейчас всё не так. Планер иной раз за радость хорошо выбить на три метра. У некоторых команд очень хорошие планеры. У нас, например, и Иван Яковлев, и Ильяс Куркаев, и Артём Вольвич очень прилично подают», – рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» либеро сборной России Валентин Голубев.

КАК ОТРАБАТЫВАЕТСЯ ПОДАЧА?

В каждой команде подачи во время тренировок отрабатываются по-разному, в зависимости от тренерского подхода и графика игр. Во время предматчевой разминки этот элемент идёт в последнюю очередь. Часто так бывает и во время самих тренировок, особенно опробований чужого зала. Некоторые тренеры считают, что полезно подавать на фоне усталости.

«В «Факеле» мы зачастую подаём до основных занятий. Кто-то видит смысл делать это на фоне усталости – у каждого тренера своя методика. У нас бывает задача сделать определенный объём, или на подачу просто отводится определенное время – опять-таки в зависимости от цели», – рассказывает Клюка. Он признаётся, что если одноклубник Падар берёт силой подачи, то он – хлесткостью удара.

Игроки отмечают, что подачу можно скорректировать в любом возрасте, все зависит от желания. Технику можно постоянно совершенствовать в поисках идеального подброса и точки встречи с мячом.

Михайлов вспоминает, что в казанском «Зените» бывали периоды, когда у команды было совсем плохо с подачей. Тогда ей посвящались специальные тренировки.

«Когда было очень много ошибок или плохое соотношение выигранных и проигранных мячей, подаче уделялось особое внимание. Включали на арене громкую фонограму, сбивали пульс и делали различные действия, чтобы максимально приблизить условия к игровым – так отрабатывали подачу », – говорит Максим.

Жигалов отмечает, что в неделю с одним матчем хотя бы раз точно бывает тренировка, на которой акцент делается на подачу, хотя так или иначе она бывает задействована всегда. «Сначала идёт разминочная часть: несколько подач чтобы почувствовать мяч, разогреться, поймать движение. Потом уже задания от тренера: подача по направлению, на контроль / удержание, на силу или укороченная подача», – объясняет динамовец.

В некоторых городах зрителям в перерывах между партиями предлагают выиграть приз подачей в круги различных диаметров по ту сторону сетки. Развлекаются ли так профессионалы на своих тренировках? «Я видел такое только по детям, – улыбается доигровщик «Факела». – Такое не практикуем. Просто подаём в двух-трёх принимающих».

Кстати, когда волейболистам нужно сделать большой объем в приёме, подающих на тренировке сменяет специальная пушка. Она позволяет не перегружать подающих дополнительной нагрузкой на плечи и колени.

Источник

Всё о подаче в волейболе: от чего она зависит, как влияют тайм-ауты и почему эйсы – не главное

Михайлов, Клюка и Жигалов делятся секретами.

Любой волейбольный матч начинается с подачи и именно она зачастую определяет результат. «Подача и приём – главные компоненты волейбола», – напомнил нам недавно главный тренер сборной России Туомас Саммелвуо.

От чего зависит подача? Почему иногда всей командой подают в либеро? Как отрабатываются подачи? Найти ответы на эти и другие вопросы «БИЗНЕС Online» помогли топовые подающие чемпионата России из расширенной заявки национальной сборной на сезон-2020 – диагональный «Динамо» Максим Жигалов, доигровщик «Факела» Егор Клюка и универсальный нападающий казанского «Зенита» Максим Михайлов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеМаксим Михайлов / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«ЭЙСЫ – ЭТО БОНУС»

Выбирая собеседников, мы ориентировались на их статистику по эйсам, но сами игроки подсказали, что это важный, но не самый объективный показатель. Внутри команд больше смотрят на другие цифры – например, сколько очков было набрано в расстановке, когда конкретный игрок был на подаче. Ведь тот же слэш (переходящий мяч) – это почти выигранное очко, а далёкий минус на приёме обычно лишает соперника атаки и позволяет реализовать фрибол.

Кроме того, в рейтинге лучших эйсменов нельзя забывать о количестве потерь подачи. Можно сделать 50 эйсов и 100 ошибок, а можно – 30 эйсов и 40 ошибок. Во втором случае эффективность явно будет выше.

«Главное – подавать стабильно, регулярно выбивая приём, а эйсы – это уже бонус. Если проскакивают, то неплохо», – отмечает Клюка, который сейчас четвёртый в суперлиге по эйсам (26) после Кристиана Падара (30), Дражена Лубурича (29) и Жигалова (28). У Лубурича, кстати, число ошибок зашкаливает – 61. А вот у россиян на один эйс приходится примерно одна ошибка.

По словам Михайлова, считается, что на десять силовых подач допустимо совершать одну-две ошибки. К точности планера требования выше, хотя сейчас есть волейболисты, которые исполняют этот элемент максимально сложно для принимающих, но в то же время с высоким риском ошибки для себя.

«Карт-бланш на ошибки никогда не даю. Но они отчасти закономерны при риске», – говорил в одном из интервью тренер казанского «Зенита» Владимир Алекно.

На сайте агентства «Волей Сервис», где хранится статистика чемпионата России, можно отфильтровать игроков по графе «кф», но это не коэффициент эффективности подачи, а количество эйсов в среднем за сет. По этому показателю в текущем сезоне лидируют блокирующий казанского «Зенита» Вадим Лихошерстов (0,67), Клюка и Жигалов (по 0,54).

КАКОЙ ФАКТОР КЛЮЧЕВОЙ ПРИ ПОДАЧЕ?

Игроки отмечают, что на подачу влияет множество факторов: физическое состояние, счёт на табло, установка тренера, уровень риска, новые мячи, освещение в зале, уровень адреналина.

«Я на первое место ставлю психологическое состояние, на второе – физическую форму. Если в голове ты готов, а тело заряжено, мало что может сбить с толку», – говорит Жигалов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеМаксим Жигалов / фото: vcdynamo.ru

Клюка тоже говорит об уверенности в себе и внутреннем спокойствии, но в то же время ставит на первое место физическое состояние. «Если ты хочешь подать что-то хорошее, то должен хорошо прикладываться по мячу. С больным плечом этого не сделаешь», – резонно подмечает Егор, который сейчас как раз травмирован.

«Если ты не уверен в своей подаче, она никогда не полетит – закон», – говорил в одном из интервью олимпийский чемпион Николай Апаликов. «Мысль об ошибке порождает ошибку, причем в любом компоненте игры», – единодушны наши собеседники.

Частенько связующие перед подачей своих партнёров пытаются дать им дополнительную уверенность, организуя через них съём. Чтобы игрок забил и в хорошем настроении отправился на подачу. Волейболисты отмечают, что в целом при «горячей руке» в атаке уверенность на подаче действительно немного возрастает, но прямой зависимости нет – всё индивидуально. «У меня зачастую не идёт в атаке, но хорошо летит подача. Иногда всё наоборот. Стараешься компенсировать тем, что получается», – сказал Клюка.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеЕгор Клюка / фото: fakelvolley.ru


ЧТО ТАКОЕ РИСК НА ПОДАЧЕ?

В сознании болельщиков чётко отложилось мнение, что если игрок сильно подал в центр сетки или ударил далеко в аут, значит, он рисковал. Этим часто оправдывают ошибки. Так что означает риск на подаче?

«Бывает, что рисковать и не нужно. Если соперник не снимается с простых подач, в этом нет смысла. И другое дело, если он показывает 80 процентов реализации атак с хорошего приёма», – добавляет Михайлов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеФото: zenit-kazan.com

«Команды высокого уровня с топ-игроками могут и силовую подачу направлять с достаточным уровнем точности, – уточняет Жигалов. – Что касается обращения к тренеру перед подачей, то это может быть связано с изменениями на той стороне площадки. Например, поменяли игрока, в которого мы подавали по установке. Разумеется, нужно уточнить новую тактику. Что касается риска, то он зависит от игровой ситуации, счёта и, естественно, состояния игрока. Если 3/4 силы твоей подачи хватает, чтобы у соперника были проблемы, то ты просто контролируешь направление. Когда соперник справляется с приёмом, то вваливаешь уже на полную, если есть внутренняя уверенность. У нас в «Динамо» если ты чувствуешь свою подачу, то никто не загоняет тебя в рамки – можешь варьировать».

КАК НА ПОДАЮЩЕГО ВЛИЯЕТ ТАЙМ-АУТ?

Тайм-аут – один из стандартных инструментов тренера остановить серию подач. Впрочем, иногда пауза берётся даже перед первой подачей, если игрок по ходу матча уже наносил приёму серьёзный урон.

Когда после тайм-аута подающий ошибается, это принято считать тактической победой тренера. Впрочем, довольно часто тайм-ауты не помогают: волейболист делает эйс, уходит на перерыв, а после него добывает еще одно очко с подачи. Как, например, Клюка в ноябрьском матче с казанским «Зенитом» (3:1).

«Кого-то тайм-аут сбивает, но лично для меня это возможность восстановить дыхание. Когда делаешь серию, оно становится учащенным и сложно выполнить подачу на максимуме», – признался Егор.

«Безусловно, тайм-аут во время серии влияет, потому что у тебя уже набита рука, ты отлично помнишь ощущения после предыдущей подачи. После перерыва хочется продолжить серию, но сложно повторить подачу с той же силой. В то же время ты понимаешь, что если ослабишь подачу и подашь понадежнее, соперник может сняться. Это очень тонкий момент».

Кстати, именно во время подач Михайлова, казанский центр волейбола уже несколько лет погружается в тишину – к этому болельщиков призывает специальная музыкальная заставка и дикторы.

«Это не моя инициатива. Болельщики в свое время, видимо, решили, что в тишине у меня лучше летит подача и сложилась такая традиция. Я по ходу карьеры через многое прошёл и не скажу, что шум мне мешает. Разве что меньше звенит в голове и легче настроиться на подачу», – объяснил Максим.

«Подавать после выхода на замену гораздо сложнее. В игре ты чувствуешь руку, прыжок. Даже сердцебиение другое. Стоя на замене, невозможно поддерживать себя в таком же состоянии. Поэтому задачи две – быть более-менее прогретым и морально готовить себя сделать то, что ты хорошо умеешь. Отбросить все сомнения, сделать своё дело и получить удовольствие», – делится личным опытом Жигалов, который своими подачами затащил массу концовок.

Сейчас главным специалистом суперлиги по усилению подачи считается доигровщик казанского «Зенита» Андрей Сурмачевский. Его талант оценил и Саммелвуо, который осенью взял игрока на Кубок мира, где Сурмачевский тоже продемонстрировал убийственную силовую подачу.

ЧТО, ЕСЛИ ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ РИТУАЛ?

Почти у каждого игрока перед подачей есть ритуал. Одни игроки целуют мяч или протирают рукой подошву кроссовок, другие делают определенное количество ударов об площадку, третьим обязательно нужно получить мяч, стоя на игровой площадке.

Говорят, если в этом ритуале произошел какой-то сбой – быть ошибке. «Я не запариваюсь. Если что-то из привычных движений не удаётся повторить – мяч летит также», – уверяет Клюка.

«Я много наблюдал за разными подающими. И тоже задавался вопросом, почему все постоянно повторяют одно и тоже, – рассказывает Жигалов. – Скорее всего, это дело привычки. Ты просто совершаешь определенный набор действий, чтобы понять, что готов к подаче. Я несколько раз по ходу карьеры менял эти ритуалы. Просто иногда в волейболе, как и в жизни, хочется что-то новое. Не уверен, что срыв ритуала влияет на подачу. Да и редко это бывает. Знаю, что в футболе болбои могут и затягивать игру и швырять мячи в сторону от игроков. У нас они более дружелюбные».

«Кто в это верит, тот от этого и страдает. Мне тоже не раз говорили утром: «Оставь эйсы на вечер, на игру». Ну, не знаю. Не вижу в этом логики. Зачастую в игре у меня получается подавать намного лучше, чем на тренировках. В игре другой настрой», – считает Клюка.

ПОЧЕМУ В НЕКОТОРЫХ МАТЧАХ ВСЕЙ КОМАНДОЙ ПОДАЮТ В ЛИБЕРО?

Такая тактика иногда выглядит странной, ведь либеро априори считаются лучшими принимающими в своих командах.

«Не всегда либеро – лучший принимающий, – не согласен Клюка. – Некоторые либеро могут в определенных расстановках некомфортно себя чувствовать или брать на себя слишком много площадки».

Иногда у подающих нет разницы в кого подавать, потому что в конкретной команде либеро и доигровщики могут принимать на одном уровне. Есть и другой фактор – риск на силовых подачах, когда направление подачи уходит на второй план.

«Тактика перед матчем может быть такой: планер ищет конкретного игрока, а силовая подача – по желанию. В таком случае игроки могут не идти в линию, а сильно подавать в центр, где и располагается либеро. К тому же не стоит забывать, что игра – это стрессовая ситуация. Ты можешь плохо чувствовать мяч, либо сильно волноваться, либо быть недостаточно технически подготовленным. В таком случае не целишься, а подаёшь в центр площадки», – объясняет Михайлов.

зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть фото зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Смотреть картинку зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Картинка про зачем волейболисты держат руки за головой при подаче. Фото зачем волейболисты держат руки за головой при подачеФото: vcdynamo.ru

Во время больших турниров обычно замеряется скорость полёта мяча после подачи. Жигалов вспоминает цифру в 120 км/ч, Клюка и Михайлов по сообщениям в прессе точно достигали отметки в 125 км/ч. Мировой рекорд сейчас делят Иван Зайцев и Вильфредо Леон – по 134 км/ч.

В последние годы много говорят и о гибридной подаче, когда с одинакового подброса можно исполнить и силовую подачу, и планер. Она полноценная по силе, но за счёт движения кисти может спланировать. Это сложно для принимающих.

Клюка отмечает, что такая подача классно отработана у связующего «Модены» и сборной США Мики Кристенсона: «Или, например, с двух рук накручивая начал подавать Лихошерстов. Подбрасывая на планер, делает силовую».

«У нас привыкли: если планер – надо доводить, а если силовая, то достаточно подбить над собой. Сейчас всё не так. Планер иной раз за радость хорошо выбить на три метра. У некоторых команд очень хорошие планеры. У нас, например, и Иван Яковлев, и Ильяс Куркаев, и Артём Вольвич очень прилично подают», – рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» либеро сборной России Валентин Голубев.

КАК ОТРАБАТЫВАЕТСЯ ПОДАЧА?

В каждой команде подачи во время тренировок отрабатываются по-разному, в зависимости от тренерского подхода и графика игр. Во время предматчевой разминки этот элемент идёт в последнюю очередь. Часто так бывает и во время самих тренировок, особенно опробований чужого зала. Некоторые тренеры считают, что полезно подавать на фоне усталости.

«В «Факеле» мы зачастую подаём до основных занятий. Кто-то видит смысл делать это на фоне усталости – у каждого тренера своя методика. У нас бывает задача сделать определенный объём, или на подачу просто отводится определенное время – опять-таки в зависимости от цели», – рассказывает Клюка. Он признаётся, что если одноклубник Падар берёт силой подачи, то он – хлесткостью удара.

Игроки отмечают, что подачу можно скорректировать в любом возрасте, все зависит от желания. Технику можно постоянно совершенствовать в поисках идеального подброса и точки встречи с мячом.

Михайлов вспоминает, что в казанском «Зените» бывали периоды, когда у команды было совсем плохо с подачей. Тогда ей посвящались специальные тренировки.

«Когда было очень много ошибок или плохое соотношение выигранных и проигранных мячей, подаче уделялось особое внимание. Включали на арене громкую фонограму, сбивали пульс и делали различные действия, чтобы максимально приблизить условия к игровым – так отрабатывали подачу », – говорит Максим.

Жигалов отмечает, что в неделю с одним матчем хотя бы раз точно бывает тренировка, на которой акцент делается на подачу, хотя так или иначе она бывает задействована всегда. «Сначала идёт разминочная часть: несколько подач чтобы почувствовать мяч, разогреться, поймать движение. Потом уже задания от тренера: подача по направлению, на контроль / удержание, на силу или укороченная подача», – объясняет динамовец.

В некоторых городах зрителям в перерывах между партиями предлагают выиграть приз подачей в круги различных диаметров по ту сторону сетки. Развлекаются ли так профессионалы на своих тренировках? «Я видел такое только по детям, – улыбается доигровщик «Факела». – Такое не практикуем. Просто подаём в двух-трёх принимающих».

Кстати, когда волейболистам нужно сделать большой объем в приёме, подающих на тренировке сменяет специальная пушка. Она позволяет не перегружать подающих дополнительной нагрузкой на плечи и колени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *