зачем вообще нужны президенты
Зачем вообще нужны президенты
Для чего вообще в России существует пост президента?
«Ну как же, кто-то ведь должен руководить страной», – будет недоуменный ответ.
Верно, руководить страной кто-то должен, и на то есть премьер-министр – как например в Канаде, где вообще нет президента. А в США есть президент, но нет премьер-министра – потому что президент там и является главой правительства!
Как вообще устроена система власти в традиционно демократических странах? Каждая партия, участвующая в выборах президента, выставляет своего кандидата. Не абы кого, а кто прошёл через сито жёсткого отбора, имеет свою программу и победил своих конкурентов во внутрипартийных выборах (праймериз).
Потом кандидат ездит с выступлениями, представляя свою программу избирателям и отстаивая её в дебатах с кандидатами от других партий.
Ну а затем победивший на национальных выборах кандидат становится главой страны – и формирует своё правительство. Которое и будет под его началом реализовывать заявленную им программу.
Сам же он становится во главе этого правительства, что вполне резонно – потому что кому как не ему отвечать потом перед избирателями за результаты правления.
Тогда для чего вообще нужна такая должность как президент при параллельно существующем главе правительства? Почему тот не может стать главой государства? Или, наоборот, почему президенту не возглавить кабинет министров и не нести ответственность за его работу?
Вопреки уверениям кремлевских политтехнологов, если российский президент уйдет, мир не рухнет и страна не провалится в тартарары.
Нас упорно пытаются приучить к мысли о том, что «нет Путина — нет России». Однако двадцатилетие пребывания у власти нынешнего главы государства заставляет задуматься: так ли это на самом деле?
Может, проживем как-нибудь без него?
Или все-таки и мир не рухнет, и страна никуда не провалится?
Давайте попробуем разобраться.
Тут, на мой взгляд, все достаточно просто.
Каждый президент (премьер-министр, правитель вообще, пусть даже авторитарный) имеет четко определенный функционал — задачу, которую он обязан решить. Это может быть развитие в уже заданных координатах, преодоление кризиса или преобразование страны в соответствии с вызовами нового времени.
Задача Путина в момент прихода его к власти в 2000 году была абсолютно понятна. Он должен был минимизировать хаос, порожденный большими реформами, остановить всеобщую дезинтеграцию, стабилизировать государство, социальные отношения, экономику, создать реальность, где были бы ясны новые правила жизни.
К 2008 году эта задача была в основном решена. Возникла новая «путинская» Россия, вполне устраивающая большинство россиян. Не то чтобы она так уж всем нравилась, но по сравнению с бедламом 1990-х годов выглядела весьма привлекательно: относительный порядок, приличный уровень жизни, надежды на то, что дальше будет еще лучше.
На этом функционал стабилизации был завершен. На первый план выдвинулся функционал развития.
И вот тут выяснилось, что президент России, при котором «страна поднялась с колен», этого функционала не понимает. Возможно, сыграл роль известный психологический ступор: развитие требует изменений, а зачем что-то менять, если и так все хорошо. По крайней мере, с точки зрения президента и его ближайшего окружения.
Тем более что и реальность это вроде бы подтверждала: финансовый кризис 2008 года Россия успешно преодолела, войну с Грузией быстро выиграла, что продемонстрировало усиливающуюся боеспособность армии, далее — образовала единое экономическое пространство с Белоруссией и Казахстаном, вступила во Всемирную торговую организацию… Электоральный рейтинг Путина закономерно рос, достигнув к 2009 году твердых 60%.
Действительно, с какой стати нужно было что-то менять?
Однако постепенно стал проявлять себя и другой феномен: закончилась отдача реформ и экономика, не получающая новых стимулов для развития, начала замедляться. В 2010 году рост ВВП России составил 4,5%, в 2011-м — 4,3%, в 2012-м — уже 3,3%, а в 2013-м — всего 1,8%. И это при фантастически высоких в то время ценах на нефть. То есть даже нефтедоллары больше не помогали. Ну а после падения нефтяных цен и наложения санкций из-за присоединения Крыма российская экономика и вовсе погрузилась в застой, с трудом за пять лет поднявшись до 2,3%. Если, конечно, верить данным Росстата.
«Застой» вообще стал сейчас самым популярным словом в России — идет ли речь о политике, об экономике, о действиях президента или премьер-министра. Одни и те же лица, одни и те же обещания, одно и то же сотрясение воздуха, а по сути ничего не меняется.
Сейчас президент как «стабилизатор» еще может поддерживать текущую ситуацию, но неспособен перевести ее в режим развития. Его деятельностный потенциал исчерпан. Требуется иной политик, ориентированный на будущее, а не на сохранение протухающего настоящего.
А теперь другая сторона того же вопроса: рухнет или не рухнет?
В российском политикуме популярно мнение, что Путин поддерживает баланс между различными кремлевскими кланами. Если он уйдет, начнется «клановая война», которая в клочья раздерет всю страну.
Мне кажется, что эта опасность сильно преувеличена. Война между кремлевскими кланами, несомненно, идет и будет вестись еще долгое время. Однако за последнее десятилетие кланы эти в определенном смысле цивилизовались: у них сформировался инстинкт самосохранения. Никто не станет топить другого, зная, что при этом захлебнется сам. Российские «клановики», конечно, эгоисты, но не идиоты. Основные схватки по-прежнему будут происходить «под ковром», и каждого, кто покусится на «общее благо», там же, под ковром, и придушат.
Высказывается также мнение, что при ослаблении центральной власти национальные республики, во многих из которых русское население стало меньшинством, могут потребовать независимости и Россию постигнет участь СССР.
«Коллективного Путина» такой исход вполне устроил бы. Можно было бы опять спокойно «работать» в России, а обустраиваться на Западе, не опасаясь при этом за свои авуары.
Не существует никакой необходимости, чтобы Россию и дальше возглавлял именно он.
Только все это пока чисто теоретические рассуждения.
Армию укрепил? Одел, обул и вооружил?
Позвольте поспорить. Армию у нас одевало, обувало и вооружало министерство обороны на деньги, заложенные в бюджет. А бюджет формировала и принимала Госдума. Участие Путина в этом процессе было чисто символическое.
Примечательно, что перевооружение и оснащение армии началось при Сердюкове, который с Васильевой и другими чиновниками на этом хорошенько руки погрел. Совместил приятное с полезным.
Поэтому есть основания считать, что кто-нибудь другой на месте Путина, если бы не нянчился с коррупционерами, а сразу посадил Сердюкова, Васильеву и еще несколько сотен высокопоставленных чиновников, то результат был бы намного лучше.
Обеспечивал экономический рост России много лет назад?
Да потому не растет, что из Путина экономист как из кое-чего пуля. Он только шутки тупые шутить умеет про «вчера доллар был по 32, а сегодня тот же доллар по 45».
Когда-то давно выгнал из страны Березовского и посадил Ходорковского?
Неизвестно еще, спас или нет. А если даже спас, то Сирия никак не больше и не важнее Украины, с которой отношения наоборот доведены до состояния военного конфликта. Да один Донбасс для нас важнее любой Сирии.
И еще не забываем про Турцию, которая тоже и больше и ближе к России.
Но даже если записать в актив Путина укрепление армии, Крым и Сирию, то для 20 лет управления такой страной как Россия этого маловато будет.
Они только мантры читать умеют про либеральную экономику, макроэкономическую стабильность, борьбу с инфляцией и прочее-прочее.
Ну и зачем, спрашивается, нам армия без экономики?
А экономики не будет без реформ, потому что с той налоговой политикой, с тем уровнем монетизации, с той пенсионной системой, с той ключевой ставкой, с зависимостью от цен на нефть, с отсутствием инструментального производства и другими проблемами без реформ не справиться.
Сам он ничего толком не делает.
Проводит совещания, где посылает чиновникам разные полезные послания, которые зачастую носят характер банальностей. А чиновники кивают головой и работают как привыкли.
Получается этакий царь-говорун и царь-вазилин.
Собственно так оно и есть.
Команда Ельцина посадила в свое время Путина на место президента чтобы он его охранял, не пускал чужих и не сдавал своих.
При этом под своими понимались Гайдар, Чубайс, Ельцин, его семья и иже с ними.
Со временем Гайдар и Ельцин померли, а вокруг Путина появились новые «свои», которых он «не сдает» теперь.
Комментировать
Все комментарии (73)
комментирует материал 31.07.2019 #
А в России все народы федерации любят русских.
И это глупая картинка.
В многонациональной России сложно выстраивать нацизм.
Пока Великий Гудвин строит имперский фашизм, в строгом соответствие с «Доктриной фашизма» Муссолини.
Пожелаем же ему судьбу дуче.
Чечены,дагестанцы и татары. +++ не очень.
Зачем нужен президент?
Если спросить любого встречного, зачем нужен президент, мы скорее всего услышим, что он гарант Конституции, или что он следит, чтобы все государственные институты работали правильно.
Ну хорошо, допустим, что президент гарант. Что это значит? Если вдруг Конституция нарушена, президент должен сделать харакири? Или заплатить штраф миллион долларов каждому гражданину? Или разрешить конфликт «справедливо», взяв на себя роль некоего Верховного судьи? Непонятно.
Как по мне, само высказывание, что «президент гарант Конституции» лишено смысла в принципе, так как не предусмотрен никакой механизм ответственности президента в случае нарушения этой самой Конституции. Между прочим, практика это подтверждает — кто-нибудь может привести пример, когда президент перед кем-то за что-то ответил, неважно за что?
Второй тезис, что президент выполняет функции арбитра, также не выдерживает никакой критики, так как полномочий у него таких просто нет. Он не может выполнять следственно-розыскные действия, судить, прямо влиять на Парламент и так далее.
Давайте посмотрим, к какой ветви власти относится президент.
Во-первых, он возглавляет самый мощный парламентский блок имени себя, и таким образом может прямо влиять на Парламент, то есть он относится к законодательной ветви власти.
В то же время он может назначать силовых министров, и таким образом, прямо относится к исполнительной ветви власти.
К судебной ветви вроде бы прямого отношения президент не имеет, но по факту суд зависит от него точно так же, так как он может прижать любого судью люстрацией, антикоррупционными законами или силовыми ведомствами, поэтому в интересах судей чутко прислушиваться к сигналам президента.
Само собой, президент имеет также прямое влияние на Национальный банк, а через него и на весь бизнес в стране.
Что же мы видим? Мы видим, что президент имеет высшую власть и контролирует все три ветви власти, в демократическом государстве по определению независимые. Он является точкой сборки, куда сходятся в конечном итоге все нити власти.
Не будем здесь говорить о том, что президент у нас является одновременно одним из олигархов. Это всего лишь довесок, ни один из предыдущих президентов олигархом не был, но это не мешало им значительно увеличивать свои доходы за счет занимаемого положения, согласитесь.
Кроме того, дело вообще не в том, насколько богат президент, есть у него бизнес или нет, и даже является он олигархом или просто бизнесменом. Это глупости. Ведь что мешает президенту формально не иметь бизнеса, а этот бизнес будут иметь члены его семьи, друзья или партнеры? Кроме того, президентом он может быть пусть два срока — а бизнесом можно заниматься всю жизнь, как до избрания, так и после, здесь криминала как раз нет.
Дело в том, что по факту мы имеем обычную монархию, маскирующуюся за бутафорскими демократическими институтами. И совершенно неважно, кто конкретно будет занимать пост президента — борьба за него предопределена самой системой, как и действия любого президента. Поэтому глупо удивляться, что каждый украинский президент не только не принес пользы, но наоборот, наносил существенный вред Украине.
Так зачем же он тогда вообще нужен, этот президент?
Мы должны понимать, что либо нам надо честно признать монархию, и строить все отношения исходя из этих реалий, либо упразднить пост президента вообще, и снять сразу огромный клубок проблем, связанных с этим явлением.
Для управления страной вполне достаточно технократического Кабмина с высокооплачиваемыми профессионалами, нанимаемых и оцениваемых по принципу топ-менеджеров любой корпорации. В этом случае мы сможем рассматривать Украину как открытое акционерное общество, где каждый гражданин является его миноритарным акционером.
В этом случае премьер-министр может выполнять представительские функции, а также координировать работу своих министров и быть Верховным Главнокомандующим в случае войны.
Только не надо представлять на этом посту Яценюка — тот Кабмин, который мы имеем на сегодняшний день, не имеет ничего общего со здоровым профессиональным Кабмином, о котором идет речь. А здоровым его может сделать только одно — простой и прозрачный механизм контроля эффективности работы министров по открытым показателям.
Прошел отчетный период, смотрим показатели, принимаем решение по конкретному министру, вплоть до уголовной ответственности. Во всем мире все корпорации как-то справляются, причем бюджеты у них не в пример больше, чем бюджет Украины.
Кстати, показательны результаты голосования: 90% людей вообще не верит тому, что говорит президент. Это же просто смешно, обсуждать слова человека, которому никто не верит! Кому он нужен?
Как говорится, нет президента — нет проблемы.
Новое в блогах
Зачем России президент?
Раб на галерах 3.0
Сравнение президентства с рабством возможно, если есть рабовладелец. Кто он, можно лишь догадываться: мировое правительство, масоны, мировая мафия, глобальный предиктор, английская королева или папа Римский? Ответ искать придётся долго, если не разобраться с самой личностью этого лысоватого, с узко посаженными глазами, маленького, метр шестьдесят с кепкой, человечком.
За годы своего всевластия он натворил немало дел, создав вертикаль, которая своим остриём пронзила само сердце России. Став самым богатым человеком планеты, ему хочется ещё и ещё власти. Феномен Путина заключается в его умении манипулировать сознанием окружающих, красиво лгать, жёстко подавлять противника, театрально разыгрывать постановки со своим присутствием. Его можно назвать дьяволом воплоти, не человеком, даже семья ему не нужна.
Так, что же заставило президента-раба вновь сесть на галеры?
Кандидат на галеры (Президент Российской Федерации)
Выборы Президента Российской Федерации пройдут 4 марта 2012 года (в случае, если Совет Федерации не назначит выборы на другой день, действующий Президент Российской Федерации не прекратит исполнение своих полномочий досрочно, не будет введено чрезвычайное или военное положение, либо не будет изменено законодательство).
Впервые Президент Российской Федерации будет избираться на 6 лет. Возможно продление срока полномочий еще на один срок.
Личный самолет, государственная квартира, государственная дача. Полное содержание за государственный счет (медицинское обслуживание, питание, транспорт, занятия спортом, образование, отдых) как для Президента, так и для членов семьи. Персональный кабинет с видом на Кремль (изнутри). Пожизненные гарантии для Президента и членов семьи по истечении срока полномочий. Условия выхода на пенсию оговариваются отдельно с каждым успешным кандидатом. Зарплата «белая», оформление по ТК.
В распоряжение Президента Российской Федерации передаются резиденции для работы и официальных встреч:
— Бочаров Ручей (Сочи);
— Долгие Бороды (Новгородская область, Валдай);
На время отдыха и поездок предоставляется возможность для проживания в таких пансионатах России, как: «Сосны» (Красноярский Край), «Волжский Утес» (Самарская область), «Ангарские хутора» (Иркутская область), «Тантал» (Саратовская область), «Малый Исток» (Екатеринбург).
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти:
1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.
2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.
3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.
4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.
5. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.
Полномочия Президента РФ в области внешней политики:
1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.
2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ:
1. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.
2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.
3. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.
4. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
5. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
6. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.
Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства:
Президент решает вопросы:
1. приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
2. принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
3. дает разрешение на выход из гражданства;
4. разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.
5. предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
Иные Полномочия Президента Российской Федерации:
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные.
2. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.
Кого обманываем – себя обманываем
Неужели должность президента или мандат депутата более значимы, чем должность генерального конструктора ракетостроения или самолётостроения. Отнюдь нет. Управлять государством, оказывается, может любой юрист или экономист, даже троечник, не говоря о ленинской кухарке. Президентов страны, как и губернаторов, никто не готовит, а это всё-таки – высший пилотаж.
Что же делать?