зачем возле дорог сажают деревья
Зачем садить деревья около автомобильных дорог?
Зачем садить деревья около автомобильных дорог? Для красоты? С этим вопросом мы обратились к Игорю Грудина, начальнику райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
— Нет, в первую очередь, такая лесополоса несет защитную функцию, — поясняет Игорь Анатольевич. – Деревья, посаженные специально вдоль дорог, служат для защиты от песчаных и снежных заносов, а на равнине и для защиты от сильных порывов бокового ветра, которые могут привести к ДТП. Кроме того, если дорога проложена на возвышении, то деревья по обочинам не позволяют насыпи осыпаться и тем самым предотвращают разрушение дорожного полотна. Также лесозащитная полоса нужна для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова на полях и т.п. Поэтому момент эстетики, конечно же, есть, но это не первоочередно. При посадке деревьев вдоль дорог и трасс будет уместно сказать, что лес – это не только наша богатство, но и защита.
— Игорь Анатольевич, в текущем году в Хотимском районе осуществлялась посадка деревьев вдоль дорог?
— Да, эта работа была начата в апреле и завершена в октябре. За этот период всего по району было высажено 2994 дерева. При этом, вдоль автомобильных трасс 2627: 2191 – лиственных, 436 – хвойных. Более всего деревьев было посажено весной – 2077, а уже осенью в местах отмирания саженцев была сделана повторная посадка, порядка 550 саженцев березы. Самое большо число саженцев было высажено на автомобильной дороге Р-74 (Чериков-Краснополье-Хотимск-Горня): 900 деревьев. Также были посадки на автодорогах Хотимск-Климовичи, Хотимск-Липовка-Гавриловка, Хотимск-Батаево-Ивкино и других направлениях.
— А почему при посадки деревьев вдоль автомобильных дорог отдается предпочтение лиственным?
— Все очень просто: они лучше поглощают углекислый газ. Принято считать, что тополь лучший уловитель пыли. Он быстро растет, у него большой объем листовой массы, саженцы его относительно дешевы. Но, когда тополя начинают цвести, все его плюсы тут же исчезают. Это дерево – сильный аллерген, а точнее его “пух”. Сейчас, оценив достоинства и недостатки тополя, отказались от его массовых посадок. Самыми неприхотливыми считаются береза и акация, поэтому и делается предпочтение в их пользу.
— Деревья в районе садили только вдоль дорог?
— Конечно же нет: 367 деревьев (27 хвойных и 340 лиственных) было высажено в населенных пунктах. На неиспользуемых землях, пустырях, в качестве компенсационной посадки. Так, к примеру, в а/г Забелышин были высажены туи и декоративные кустарники, а в Березках и Тростино – березы; в Липовке жители посадили 22 ели. И, стоит отметить, что эта работа не завершена, а лишь приостановлена на зимний период.
— Спасибо, Игорь Анатольевич, за полезную информацию.
САД У ДОРОГИ
Кандидат биологических наук Т. СЕННОВСКАЯ.
Особенно хорошо усваиваются растениями тяжелые металлы в легких песчаных малоплодородных почвах с кислой реакцией.
ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В больших количествах кадмий может содержаться в фосфорных удобрениях, например в суперфосфате. Фосфорные удобрения в качестве примесей «богаты» и другими тяжелыми металлами (свинцом, хромом, кобальтом, никелем, ванадием, цинком, медью). Меньше всего примесей в суперфосфате, полученном из апатитов Кольского полуострова.
К счастью, фосфорные и органические удобрения, а также известь содержат тяжелые металлы в составе слаборастворимых соединений, поэтому в растения поступает лишь их малая часть. Гораздо более активно поставляют тяжелые металлы (свинец, медь, цинк) в растения внесенные в почву калийные и азотные удобрения. Влияние пестицидов и фунгицидов на общее загрязнение почв и растений тяжелыми металлами незначительно.
ЗДОРОВЬЕ РАСТЕНИЙ И ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ
Симптомы «отравления» растений тяжелыми металлами внешне проявляются в замедлении их роста и развития, изменении цвета и увядании листьев, уродливости и недоразвитости корневой системы.
Высокой устойчивостью к кадмию отличаются овощные культуры семейства капустных: репа, редис, салат. К примеру, листья салата (сорт Московский парниковый), концентрация кадмия в которых превышена по сравнению с ПДК в 23 раза, внешне не проявляют ни малейших признаков кадмиевого «отравления».
ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ ОЧИЩАЮТ ПОЧВУ
МЕТАЛЛЫ ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ
— Безвредные и даже необходимые для жизнедеятельности организма человека дозы тяжелых металлов, накапливаясь, могут достичь постепенно токсической концентрации и привести ко многим нарушениям в организме. Так, «лишние» цинк и кадмий вызывают дефицит кальция и, как следствие, провоцируют заболевания опорно-двигательного аппарата и зубов; избыток кадмия и никеля увеличивает вероятность кожных заболеваний и риск злокачественных опухолей.
— Не менее вреден и недостаток тяжелых металлов. Так, нехватка цинка снижает иммунитет, приводит к поражениям костей, подавляет синтез инсулина, провоцирует развитие некроза печени. При дефиците марганца происходит деформация скелета. Недостаток селена способствует снижению иммунитета организма, усиливает риск кардиологических и онкологических заболеваний. При несбалансированном поступлении в организм железа, меди, цинка, кобальта, хрома развивается бесплодие, становятся хрупкими кости.
— Металлы-микроэлементы поступают в организм человека извне. Причина нарушения их баланса кроется не только в неправильном питании или плохой экологии, но может быть вызвана каким-либо заболеванием. Так, при ишемической болезни сердца замедляется выведение меди, создается дефицит железа и цинка. При атеросклерозе в стенках сосудов снижается содержание цинка, марганца, ванадия, хрома, повышается содержание кадмия. При развитии и течении инфаркта миокарда изменяется концентрация марганца.
СОВЕТЫ ДЛЯ ОБЛАДАТЕЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ НАДЕЛОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НЕДАЛЕКО ОТ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
— С внешней стороны участка вдоль деревянного забора рекомендуется посадить как можно теснее друг к другу (целесообразнее в 2-3 яруса) живую изгородь. Лучше всего подойдут для такой изгороди кустарники с плотными листьями: шиповник, хеномелес, бирючина, магония, жимолость, лещина, боярышник, желтая акация, а также вечнозеленые хвойные растения: ель, сосна, можжевельник, туя, кипарисовик.
— С внутренней стороны забора хорошо разместить неприхотливые лианы: девичий виноград пятилисточковый, жимолость каприфоль, древогубец калинолистный.
— В садах, расположенных вблизи от магистрали, предпочтение следует отдавать таким декоративным кустарникам, как сирень обыкновенная и венгерская, бузина черная, дёрен белый, роза морщинистая, кизильник блестящий, лох серебристый и узколистный, лапчатка кустарниковая, чубушник обыкновенный, снежноягодник белый. Из деревьев меньше всего страдают от загазованности воздуха каштан конский, ольха, ясень, береза, скумпия, сосна горная, ель колючая, туя западная.
— Регулярно использовать при выращивании овощей и фруктов органические и полные минеральные удобрения, включая внекорневые подкормки с микроэлементами. Проводить через каждые 3-4 года известкование почв.
— Мульчировать почву органическими материалами: опилками, торфом, древесной стружкой, смешанной с небольшим количеством мочевины.
— Для детоксикации тяжелых металлов в загрязненных почвах по возможности применять природные и искусственные сорбенты (цеолиты, агровермикулит и др.), способные поглощать химические соединения и тем самым предотвращать их попадание из почвы в растения.
— В засушливое время года обильно поливать растения водой.
— Внимательно относиться к покупке земли или торфа. Хорошая дерновая земля содержит еще не перегнившие листья и корешки. Пылевидная земля чаще представляет собой осадок сточных вод, содержащий большое количество тяжелых металлов, или же землю, уже использованную для неоднократного выращивания тепличных растений.
— Не рекомендуется выращивать поблизости от дороги зеленные культуры (салат, укроп, петрушку и др.), большинство корнеплодов, лекарственные травы, а также использовать для чаёв или заготовок листья плодовых деревьев и ягодных кустарников. Но вполне возможно получение лука из репки на перо.
По сравнению с корнеплодами менее подвержены загрязнению плодово-овощные культуры (томаты, огурцы, кабачки и т.д.).
— Как показывают исследования, меньше накапливают тяжелые металлы зеленоплодные сорта крыжовника, а также сорта черной смородины с крупными ягодами и сильно развитой корневой системой.
— Снижает поступление тяжелых металлов в землянику и малину посев в междурядьях этих культур ячменя или овса.
Кто и для чего расставил тысячи колышков вдоль наших дорог
Обочины как витрина
Понятие «обочина» давно стало синонимом чего–то отсталого, архаичного. Кто на обочине — тот проиграл, не вписался в жизнь, лузер. Но водители и пассажиры не могут не заметить, что с откосами вдоль белорусских дорог в последнее время что–то происходит: на некоторых появилось множество деревянных колышков. Они сгруппированы по три штуки, где–то расположены на десятки метров вдоль дороги, где–то и на сотни. Свежевыструганные, яркие, они хорошо видны на откосах в солнечных лучах. Но это не украшение, а метка и защита для крошечного саженца, обычно ели или сосны. Прохожий не должен его затоптать, а дорожный рабочий, обкашивая обочины, — срезать триммером.
Эти колышки — еще и символ серьезной государственной задачи. Ее суть в том, чтобы преобразить обочины, сделать их украшением дорог и ландшафтов страны в целом. Успешно ли она реализуется, почему между колышками сплошь и рядом торчат засохшие стебельки?
Магистраль Р–28 Минск — Молодечно, участок между «Линией Сталина» и Радошковичами. По обе стороны трудятся несколько десятков человек в спецовках и обычной одежде — с лопатами в руках, колышками, саженцами. Интересно, откуда люди и посадочный материал, кто оплатит работу? Тот, кто представляется старшим, не склонен отвечать: с этим, дескать, к начальству.
Ответы нахожу в РУП «Минскавтодор–Центр». Начальник управления производства работ и содержания дорожной сети Дмитрий Демидович: «Реализация проекта началась осенью минувшего года. 10 октября Глава Администрации Президента Наталья Кочанова поручила выполнить озеленение вдоль 1–й и 2–й кольцевых дорог вокруг Минска. 20 октября в выступлении на республиканском семинаре «О совершенствовании и развитии жилищно–коммунального хозяйства страны» на этом акцентировал внимание Президент. Затем последовало и протокольное поручение».
В короткий срок работа была организована, продолжает Дмитрий Демидович. Начали со 2–й МКАД, где с участием специалистов Минского лесохозяйственного объединения обследовали каждый участок: затененное место или открытое, каков грунт, какие растения здесь уместны и лучше приживутся. Учитывались задачи безопасности движения. В первом ярусе от проезжей части высаживали в основном стелющийся кустарник — чтобы водитель мог увидеть дикое животное.
Только на 2–й кольцевой было высажено 250 тысяч саженцев: ель, сосна, береза, дуб, рябина, липа, можжевельник, барбарис. Еще 155 тысяч — вдоль других магистралей Минской области. В помощь работникам «Минскавтодор–Центра» были привлечены все районы области. За каждым был закреплен участок дороги и лесничество, которое помогало саженцами и консультациями, где–то работали только лесхозы. Все посадки согласовывались с районными природоохранными службами.
Стоимость работ (включая и цену саженцев) в «Минскавтодор–Центре» оценивают в 2 млн 216 тысяч рублей. Работы на МКАД–2 надо считать отдельно, они дороже примерно на треть. Выходит, что общие затраты на озеленение областных дорог приближаются к 5 миллионам рублей.
Каков же результат? Без издержек, констатирует собеседник, не обошлось. За каждой группой, занятой посадками, закреплялся лесник. Уследить за десятками помощников он не мог: кое–где посадки производились неумело. Тем не менее, ссылаясь на результаты мониторинга, Дмитрий Демидович утверждает, что сохранность саженцев достигает 76 процентов. У хвойных пород меньше. 60 — уже считается хорошим результатом.
Что скажет кандидат биологических наук Александр Судник из Института экспериментальной ботаники НАН? Руководимый им сектор мониторинга растительного мира недавно закончил обследование придорожных насаждений, результаты анализируются и обобщаются. Ученый поделился со мной предварительными данными, которые не могут радовать: уже сейчас погибло 50 — 52 процента саженцев ели и сосны. До конца 2018 года с большой долей вероятности погибнет еще около 30 процентов. Лиственные породы устойчивее к экстремальным придорожным условиям, их выживаемость выше. Но почему вообще гибнут насаждения?
Ученый выделяет факторы объективные и субъективные. Среди первых — соль, которой зимой посыпают дороги. В нашей стране используется хлорид натрия: это побочный продукт солигорских комбинатов и самый дешевый ресурс. В Европе дорожники используют менее агрессивный хлористый кальций, но у нас его не производят. Зато хлористым натрием дороги посыпаем обильно, практически в чистом виде. Иногда в пропорции 1:1 с песком, хотя достаточно и 1:20. Для дорожников главное — безопасность.
С растениями происходит вот что. Турбулентными потоками воздуха от транспорта соляной раствор поднимается на высоту до 10 метров и оказывается на откосах, деревьях, саженцах. Если весенние дожди не смоют ее до появления почек, растения гибнут. Соль накапливается и в почве. Если концентрация высока, корни растения не могут взять влагу.
Прошлый год вообще оказался пагубным для саженцев по всей стране, констатирует Александр Судник. Уже в апреле температура поднялась до 20 градусов, началась вегетация. Потом ударили заморозки. Дорожники высыпали соль: это обязательно при переходе температуры через ноль. А в мае был минимум осадков — 4 мм. Соль осталась на растениях, в почве влаги не было.
Но ученый обращает внимание на субъективные факторы: «Сохранность насаждений вдоль 1–й кольцевой мониторим уже 15 лет. Не устаем повторять: никаких осенних посадок! Сажать можно только весной! Так поступает «Минскзеленстрой», который отвечает за МКАД–1, у него и выживаемость выше. Но не все нас услышали и немалую часть денег просто закопали в землю. »
К субъективным факторам можно отнести и недобросовестное исполнение посадок: Александр Судник располагает сотнями подтверждающих это фотографий. Вот высохшие корешки саженцев, которые даже не прикопаны землей; вот молодые деревца упали вместе с колышками; эти зачахли, потому что высажены в болотистой низине; по этим проехались трактором.
Не хотелось бы противопоставлять ученых и дорожников друг другу (как и цифры: возможно, считали по разным методикам). Они, как мне показалось, одинаково переживают за свое дело. Принципиально, что именно дорожники заказали Институту экспериментальной ботаники это исследование и сейчас ожидают официальных результатов и рекомендаций.
Они нужны не только «Минскавтодор–Центру». Сюда уже звонят коллеги–дорожники из других областей, советуются. Проект, который был впервые реализован в Минской области, получает продолжение в регионах. Прежде, как признался Дмитрий Демидович, дорожники занимались лишь снегозащитными насаждениями. Деревья вдоль дорог главным образом спиливали. Посадки в таких масштабах из ландшафтных, эстетических соображений — дело для всех новое. Вероятно, этим можно объяснить издержки.
Придорожные пространства — это все же не парки, не скверы. Но должны стать похожими на них, чтобы можно было любоваться — такова суть поставленной задачи. Дело благородное и заведомо обреченное на успех. Если, конечно, допущенные ошибки будут учтены — в Минской области и далее везде. Пересевать 80 процентов посадок — это не дело.
Пока же работникам «Минскавтодор–Центра» предстоит восполнить погибшие посадки и несколько лет за ними ухаживать. Это потребует сил и средств. К слову, уже сделанную работу им пока не оплатили. Не вдаюсь в детали: кто не оплатил, из каких бюджетных источников. Печален сам факт. Центр тоже с кем–то не рассчитался — за саженцы, в частности. Эту несправедливость надо бы устранить — для успешного продолжения благородного дела по всей стране.
Есть ли польза в таких продуктах?
пользы конечно немного от таких продуктов.
вот нашла:
Тем, кто имеет участки вдоль дорог, прежде всего необходимо знать хотя бы о двух опасностях, которые их подстерегают. Первая заключается в том, что вред здоровью наносится во время самого процесса возделывания придорожного огорода «благодаря» выхлопным газам автомобилей, причем вред усиливается во время интенсивного физического труда, поскольку частота дыхания и интенсивность обмена веществ у человека увеличиваются.
В воздухе у дорог повышено содержание таких компонентов выхлопных газов, как оксиды азота, альдегиды, оксиды углерода. Например, ни для кого не секрет, что, невзирая на бдительность сотрудников ГИБДД, содержание СО в выхлопах превышает допустимую норму почти у всех двигателей. Это вещество ядовито, оно увеличивает в крови человека содержание СО-гемоглобина, при этом блокируется поступление кислорода в кровь, что приводит к кислородному голоданию тканей. Высокое содержание СО особенно опасно для людей, страдающих болезнями сердца и сосудов. Весьма опасны для здоровья соединения свинца. Даже небольшое его содержание в организме приводит к нарушению обмена веществ, повышенное содержание оказывает воздействие на головной мозг. Так, исследования в Бостоне (США) показывают, что у детей с повышенным содержанием свинца в молочных зубах коэффициент интеллекта в среднем в 4,5 раза ниже, чем у их ровесников с низким содержанием этого вещества. Думаю, сказанного достаточно, чтобы оценить риск возделывания придорожных огородов. Но это только малая доля того, что попадает в человеческий организм! И только через легкие! А ведь выхлопные газы транспорта содержат 280 компонентов.
Если вам дорого ваше здоровье, здоровье ваших детей, то постарайтесь ближе 500 м от дорог не распахивать огородов, ну а ближе 50м лучше долгое время совсем не находиться.
На почву придорожных участков из воздуха оседают частицы пыли и выхлопных газов, а с проезжей части вместе с дождем и талыми водами стекают антигололедная соль, топливно-смазочные материалы, мелкие частицы резины и др. Все эти вещества постепенно просачиваются в почву, загрязняя ее, потом достигают водоносных горизонтов и загрязняют грунтовые воды.
Сильнее всего поражена почва на расстоянии до 20 м от проезжей части, а рядом с крупными магистралями – до 500 м.
Само асфальтовое дорожное покрытие тоже оказывает вредное воздействие на здоровье, в его состав входят и некоторые тяжелые металлы, и нефтепродукты. То, как в жару над асфальтированной дорогой «плавится» воздух, видели, наверное, все. При нагревании от трения колес или просто от солнца вредные вещества испаряются и попадают в дыхательные пути, в почву и воду.
Не для красоты и обозначения границы: зачем между полями растут лесополосы
Многие, кто путешествовал на автомобиле или поезде по южным районам нашей страны, замечали, что поля пшеницы и сахарной свеклы всегда разделены посадками тополей, берез или других деревьев. Это лесополосы, которые есть во всех степных и лесостепных регионах России. Если задуматься о предназначении этих полос, то выясняется, что они препятствуют снежным заносам на дорогах в тех местах, где их расположение совпадает с направлением автотрасс. Но на самом деле польза от этих небольших полос деревьев просто колоссальна и не ограничивается спасением автотрасс и увеличением снежного покрова на полях.
Степная и лесостепная зоны являются наиболее удобными с точки зрения земледелия, и именно здесь расположены основные площади пахотных земель России. Но степь, обладая благоприятным температурным режимом и самой плодородной почвой, является зоной с недостаточным количеством осадков. Это обстоятельство на протяжении всей истории земледелия в этих регионах приводило к неурожаям и голоду, которые происходили из-за засухи. Кроме того, распаханные почвы подвергаются эрозии, ветер разносит верхние их слои, богатые гумусом на большие расстояния.
О необходимости посадки защитных лесных насаждений в России говорили задолго до страшной засухи конца 40-х годов, но именно это событие, вызвавшее неурожаи и голод, привело к грандиозным по своим масштабам лесопосадкам в нашей стране. Начиная с конца 1940-х и до середины 1950-х годов на юге европейской части СССР были высажены тысячи километров лесополос. Для осуществления лесопосадок были созданы сотни лесных питомников, а над проектированием лесных полос работали специалисты института «Агролеспроект». В дальнейшем лесополосы также были посажены на юге Урала и в Западной Сибири, и, несмотря на то, что к середине 50-х годов масштабы посадок снизились, лесополосы продолжают сажать и в наши дни.
Но какая польза от лесополос, помимо задержания снега, и неужели только это стоит таких грандиозных затрат на их посадку? На самом деле система лесополос имеет колоссальное значение для сельского хозяйства степной и полупустынной зоны. Деревья задерживают снег на полях, увеличивая запасы влаги в почве в начале периода вегетации, а также уменьшают общее испарение влаги с поверхности полей. Кроме того, они снижают губительное воздействие южных ветров, которые приводят к эрозии почвы и пыльным бурям. Процесс развития оврагов представляет серьезную угрозу для сельскохозяйственных полей, и с ними также помогают справиться лесопосадки. Но лесополосы высаживают не только между полями и вдоль дорог, их часто размещают вблизи каналов и русел малых рек. В этом случае они выполняют схожую функцию, защищая водные артерии от излишнего испарения и эрозии берегов.
На сегодняшний день лесополосы в качестве защитных сооружений применяются не только в России. В последние десятилетия Китай высадил миллионы гектаров защитных лесных полос, в основном в полупустынных и пустынных регионах страны. Есть свои защитные лесопосадки в Бразилии, Японии, Индии и в других странах. Но в нашей стране лесополосы занимают самые большие площади в мире — более 70 миллионов гектаров.
Кстати, именно в России существуют необычные лесные полосы в виде надписей, которые были высажены в разное время по случаю памятных дат. Сразу в нескольких регионах нашей страны растут необычные достопримечательности, которые, впрочем, можно увидеть только с воздуха.