зачем врачу нужны философские знания
Этюд 11. Зачем врачу философия?
ЭТЮД №11. ЗАЧЕМ ВРАЧУ ФИЛОСОФИЯ?
Вот и вырываем. Лечим одно, заболевает другое. Или больной годами ходит с неопределенными жалобами к разным специалистам. Его обследуют, делают десятки анализов, рентгенограмм, УЗИ, иногда считают симулянтом. Но вот через несколько лет находят, наконец, какую-нибудь маленькую язвочку в желудке. О, радость! Теперь и врач, и больной знают, что вот, есть язва, есть, что лечить. А просто до этого у больного изменения были на полевом, энергетическом уровне, а теперь проявились на физическом. И лечить надо было давно, но не таблетками.
Растет количество лекарств и операций, но число больных не уменьшается. Появляются устойчивые к антибиотикам штаммы микробов. Вместо сифилиса, вполне излечимого, вспыхивает СПИД. Вместо туберкулеза коров в Англии появляется неизвестное прежде бешенство крупного рогатого скота, опасное и для людей. И так до бесконечности.
В США делают тысячи операций по реконструкции склеротически измененых сосудов сердца. А не проще ли, без операций, на более раннем этапе рационально питаться и правильно реагировать на стрессы?
Будущее медицины в другом. Но, чтобы это понять, надо более глубоко мыслить, чем мы, врачи, привыкли. Надо осознавать, что болезнь тесно связана с жизнью человека, его судьбой, отношением к миру.
Немного порассуждаем, что такое человек. Тело? Но можно потерять руку или ногу, и остаться тем же человеком, только менее приспособленным к жизни. Мысли? Ум? Но человек переезжает в другую страну, и мысли его меняются. Это заметно, когда встречаешься с приятелями, эмигрировавшими несколько лет назад, и по делам приехавшими в Новосибирск. Мысли меняются и по другим причинам.
У мальчишки в 16 лет: «Прыщи. Как же от них избавиться. Они всем так бросаются в глаза. Наташка поэтому на меня и не смотрит. Женька хвастал, что они у него дома позавчера этим делом занимались. Вот бы мне с ней попробовать. »
У старика в 76 лет: «Ноги. Опять болят. Как до поликлиники дойти. Терапевта на дом вызвать. Может и не пойти. Надо самому добираться. Сегодня нельзя. Пенсию должны принести. Жена продуктов купит. Куда она опять запропастилась. С соседкой языком, поди, зацепилась. Старая Наташка, а болтливая. А со мной бурчит только. «
Следующая жизнь строится на основе наработок предыдущей. Информация сохраняется на полевых структурах души. Как иначе объяснить гениальность вундеркиндов, например феномен Моцарта,виртуозно игравшего в 5 лет концерты Баха и самого сочинявшего музыку в этом возрасте. Упорный труд прошлых жизней.
Деятельность человека сказывается на состоянии его тела и энергоинформационного поля, откладывается в памяти. При новом рождении кармическая память несет в себе информацию об интеллекте, характере человека, даже об его судьбе.
Жарко. Пот. Лезть в автобус боишься.
Задохнешься в толпе, и не вспомнит никто.
Ноги вязнут в асфальте. Потеешь и злишься.
Как мечтаешь в тот миг с головой погрузиться
В воду чистую, пить ее, глупо орать,
Плыть, нырять, и в воде той с друзьями возиться,
И блаженно потом на песке загорать.
Но на пляже теперь не рискнешь появиться,
Потому что в реке экскременты плывут.
Реки так мы загадили, словно сортиры,
А в морях умирают киты.
Мы ютимся в убогих и душных квартирах,
Забываем, что мы молоды.
Мы едим заменители, быстро толстеем,
И забыли давно о парном молоке.
Очень часто и долго и нудно болеем,
Устаем, километр прошагав налегке.
Смрад и копоть вдыхаем, отравою дышим.
А из птиц воробьев только выживших слышим.
Телевизор. Диван. Сигареты. Вино.
Хоть вплотную дома и машины кругом.
Но, вдохнув свежий воздух, мы так веселимся,
Будто жизнью совсем мы иною живем.
А деревья желтеют и гибнут, страдая.
И животных все меньше средь пыльных лесов.
И к защите природы кругом призывают.
Но а прок демагогии этой каков?
Бомб не меньше, а больше, оружье страшнее.
На глазах загрязненность природы растет.
Люди в массе своей постепенно звереют.
И куда человечество наше идет?
Заглянуть бы вперед, лет примерно на двести,
Но представлю ту жизнь, дрожь по телу идет:
Грустно. Но не все потеряно. Каждый должен не бояться и не пропускать мимо себя эту информацию, а осознавать ее и детей воспитывать в понимании проблемы. Со школьных лет дать установку будущим директорам заводов, что приемлемо только безотходное производство. Тогда и будущие министры станут понимать, что первично, а что вторично. И начнут проводить в жизнь экологические программы по восстановлению последствий нашей разрушительной деятельности. А ежегодные экологические конкурсы с хорошим вознаграждением оторвут сотни умных голов от компьютерных игр, и талантливые люди создадут массу отличных проектов.
Развитие психики проходит эволюционно сложнейший путь от простого многоклеточного существа с одной нейроподобной клеткой до птиц и приматов.У обезьян такое же строение центральной нервной системы, как и у человека. Кора головного мозга, подкорковые структуры, спинной мозг, симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
А какое социальное поведение! Так, у обезьян-макак, когда вожак стаи начинает наказывать одного из самцов, то другие макаки спешат ему помочь. Они кричат, кидают в провинившегося кал, норовят ударить, ткнуть палкой. Стадность (подражательство) поведения? Или они дают выход своей агрессии? Но так и толпа людей может забросать осужденного камнями. «Шестерки» избивают по указке «пахана» новенького в камере. А вспомните окружение Сталина.
Мы недооцениваем интеллект животных. Попугай легко усваивает много слов, осознанно ими пользуется. А кто из людей понимает, о чем говорят попугаи, куры, коровы? Развитие простой лягушки гораздо загадочней разных НЛО.
Интересная наука этология, она занимается изучением поведения животных и человека в их эволюционном развитии.
Годовалый ребенок не отдает свою игрушку, кричит, крепко прижимает ее к себе. Инстинкт собственности. Моя еда. Моя добыча. Моя вещь. Инстинкт собственности присущ и птицам, и млекопитающим и даже насекомым.
1.
Сокращается количество и ухудшается качество пищи. До сих пор в
малоразвитых странах от голода умирает в год 20 миллионов человек.
2.
Ухудшение качества жизни, скученность, создает благоприятные
условия для размножения возбудителей инфекционных заболеваний.
По этому поводу можно вспомнить эпидемии сыпного и брюшного
тифа, холеры во время гражданской войны в России.
3.
Ухудшение среды ведет к росту общей заболеваемости. Падает
плодовитость самок, уменьшается забота о потомстве. Растет
смертность. У нас сейчас наблюдаются все эти процессы.
А следующие два фактора присущи только человеческой популяции.
5.
Урбанизация. Города-гиганты втягивают в себя все новые и новые
десятки тысяч молодых людей из провинции, а в этих городах
чрезвычайно низкая рождаемость, они являются демографической
«черной дырой».
Но шли столетия. Часть знаний терялась. Пожары, землетрясения, войны уничтожали книги и посвященных людей. В эпоху средневековья инквизицией сжигались на кострах наиболее любознательные и знающие люди. Да и в России умных и чего-то достигших, не очень всегда любили, а старались извести.
Йога имеет разные ответвления. Кроме прямого, последовательного пути по ступеням самосовершенствования, в Индии и Тибете существовали монастыри, в которых совершенствовались экстрасенсорные способности.
В одних гуру (учитель) и его ученики общались телепатически.
В других монахи учились создавать внутреннее тепло, так что всю зиму в горах, при минусовых температурах, ходили только в нижнем белье, спали на улице и не мерзли.
В третьих развивали способность контролировать все физиологические функции организма сознательно, доводить свой сердечный ритм до 4-5 ударов в минуту, умение впадать в анабиоз.
В четвертых монахи могли пробегать по 200 километров в день без остановок, передавая почту из одного монастыря в другой.
А были монастыри, где ученики годами тренировались воссоздавать очень четко в своей зрительной памяти образ какого-то божества, а потом могли быстро визуализировать его в любой момент, да так, что и окружающие люди начинали видеть это божество. Топографический образ. Монахи ходили по деревням, собирали народ, воссоздавали образ божества к восторгу публики, собирали за представление деньги, на которые содержали свой монастырь.
Об этом и о других интересных вещах можно прочитать в книге А. Давид-Ноэль «Мистики и маги Тибета». У этой женщины своеобразная биография. До 42 лет она жила в Париже, выступала на оперной сцене. Потом сказала мужу и друзьям: «Съезжу-ка я на пару недель в Индию, немного отдохну, а к Рождеству вернусь». Вернулась она во Францию через 20 лет, так увлеклась тайнами Востока. Жила потом на побережье моря и до 85 лет писала книги об Индии.
В конце XIX, начале XX века, начинается активная передача знаний и наработок Востока Западу. Юная Блаватская убегает от своего мужа, из благополучной семьи, и начинает скитания по свету. Потом она напишет знаменитую «Тайную доктрину» и организует теософское общество.
Анна Безант. Ярая пропагандистка рабочего движения, любимица социалистов Запада, блестящий оратор. После встречи с Блаватской она увлеклась теософией, йогой и оккультизмом. Своим способностям публициста и оратора она нашла другой выход, стала рассказывать людям о карме, новом времени, Боге и душе, чем заслужила ненависть своих
бывших друзей-социалистов.
Почему стало возможно именно в наше время раскрытие копившихся веками эзотерических знаний Востока? Человечество находится на грани большой экологической и духовной катастрофы. И если не изменить свое отношение к миру, не осознать, что каждый из нас является частью великого целого, то мы просто вымрем или уничтожим друг друга. А помочь в понимании законов Космоса и жизни Западу может только Восток.
Индийская философия психологична. Порой ее можно рассматривать, как прикладную психологию. И не случайно психотерапевты Запада десятками ездили в Индию, брали там отдельные методы воздействия на человека, разрабатывали их, и успешно применяли потом в лечении.
Выдающиеся физики Эйнштейн и Сахаров к концу жизни пришли к пониманию Бога (Космического Разума). Слово Бог благодаря ярой пропаганде нашего воинствующего материализма, до сих пор воспринимается тяжело. Поэтому и материалист Циолковский, когда путем раздумий и математических выкладок пришел к выводу о мыслящей Вселенной, то Бога он назвал Причина Космоса. Компьютерщик Хаббард своими исследованиями доказывает вторичность материи и энергии к нечто, их создавшему. Интересно, не правда ли?
Медицинские интернет-конференции
Языки
Философия как пространство формирования личности врача
Матвеева Н.Н.,Кузнецова М.Н.
Резюме
Ключевые слова
Статья
Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.
Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.
В противоположность этому основными чертами современной культуры являются прагматизм, рационализм, установка на гедонизм во всех видах человеческой деятельности. Из жизни исчезло все абсолютное и духовно-нравственное, что привело к кризису современной культуры. Главной целью человека стал мир чувственно-телесных вещей. Вместе с тем переживает кризис личность человека. Она находится в постоянном противоречии с самой собой, а ведь для нее характерна гармония, которую человек с самых ранних лет и стремится получить. Средствами достижения цели становятся философия, религия, искусство.
В основе философии лежит стремление человека к истине, к добру, т.е. ко всему жизненно важному. Она есть форма духовности, она возникла тогда, когда человек обнаружил, что он есть не только телесное, физическое существо, но и совесть, свободная воля и разум. С момента своего возникновения философии занята свободным поиском абсолютных, предельных оснований, ценностей человеческого бытия. У человека есть духовная потребность в идеалах, ценностях, надеждах, и философия способна дать ценностную картину мира, как обнадеживающую, так и пессимистическую.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах и в общих вопросах человеческого бытия.
Что касается, непосредственно, медицинских работников, то известно, что студенты, не обладающие достаточным жизненным и профессиональным опытом, имеют весьма смутные представления о совокупности моральных качеств, которыми должен обладать современный врач, об идеале медика–специалиста в современном обществе. Еще со времен Гиппократа считалось, что тот, кто не является хорошим человеком, не может быть хорошим врачом. Нравственная чистота врача всегда ставилась в один ряд с уровнем врачебной эрудиции и интеллектом клинициста. Именно гуманистическая направленность личности врача помогает ему преодолевать усталость, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, оттачивать диагностические приемы, вырабатывать творческое клиническое мышление. Для врача–гуманиста его врачебная память, наблюдательность, логическое мышление приобретают особый личный смысл, становятся его неотъемлемыми качествами и средством самоутверждения. Человеколюбие помогает ему стать психологом и педагогом по отношению к больному, подсказывает правильный ход из сложной ситуации, водит из состояния депрессии в случае постигших профессиональных неудач и ошибок. Все это помогает формировать философия.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Медицина как по сути своей всегда молодая и динамично развивающаяся наука обладает огромным потенциалом для познания человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала в области различных видов исследований. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического. Вследствие формируется врачебно-клиническое мышление.
Так, например, В.И. Катеров рассматривает врачебно-клиническое мышление двояко: с одной стороны, как философию (врачебное мировоззрение), с другой – как метод. В соответствии с этим врачебно-клиническое мышление определяется как, во-первых, совокупность общепринципиальных взглядов на болезнь, на ее течение и излечение. Во-вторых, оно выступает как комплекс неписанных правил, которыми врач руководствуется в каждом отдельном случае при решении практических задач – постановке диагноза, прогноза и назначении терапии. В-третьих, врачебно-клиническое мышление как своеобразный творческий мыслительный процесс, заключающийся в постоянном решении практических задач, является антиподом стандартизации и шаблонности.
Однако уже в его работе мы можем обнаружить, во-первых, интерес к проблемам мышления и интеллектуальной деятельности вообще и, во-вторых, возрастающую тревогу по поводу «увлечений» лабораторными и инструментальными исследованиями, совокупность результатов которых не может заменить постановку диагноза.
Во второй половине XX века понятие клинического мышления совершенствуется и обогащается. А.С. Попов, В.Г. Кондратьев под клиническим мышлением понимают специфическую умственную деятельность практического врача, обеспечивающую наиболее эффективное использование данных теории и личного опыта для решения диагностических и терапевтических задач относительно конкретного больного. наиболее важной чертой клинического мышления они считают способность к умственному воспроизведению синтетической и динамической внутренней картины болезни. Ядром клинического мышления служит способность к умственному построению синтетической картины болезни, к переходу от восприятия внешних проявлений заболевания к воссозданию его «внутреннего» течения, т.е. патогенеза. Умения включить каждый, даже «малый» факт, в общую логическую цепь своих рассуждений, дать каждому симптому патогенетическое истолкование – важнейшее качество клинициста. Клиническое мышление отражает не только особенности мышления врача-клинициста, но и определенные требования к восприятию, воображению, памяти и вниманию.
Поэтому медицинскому работнику просто необходимо соединять в себе и науку и философию для успешного прохождения своего профессионального и жизненного пути.
Таким образом, современная научная философия и вся ее система необходима для адекватного отражения медициной своего объекта – здоровья и болезней человека. От этого взаимодействия выигрывают и медицина, и философия: первая получает твердые мировоззренческие и методологические ориентиры и идейные стимулы для своего развития, а философия науки и медицины впитывает в себя опыт изучения диалектики развития нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека.
Литература
1.Введение в философию.Хрестоматия.Часть 1,2/Авторы-составители: Е.А.Андриянова, М.Н.Кузнецова, Л.И. Тетюев. Издание 2-е доп. Саратов: Издательство Саратовского ГМУ 2005
Зачем врачу нужны философские знания
Дорогие коллеги!
Нужна ли врачу философия? Может, лучше убрать этот предмет из числа обязательных дисциплин медицинского вуза? Эти вопросы нередко можно услышать в студенческой среде, от врачей и даже профессоров.
Философия в медицине — это нечто малозначимое и одновременно очень существенное. Эти два мнения каким-то удивительным образом уживаются вместе. С одной стороны, большой объем текущей работы формирует у врача определенный стереотип поведения и ему вряд ли понадобится философия. Такой доктор самый массовый, он достаточно профессионален и это большая ценность, которую не стоит огульно осуждать. Однако есть и другие врачи, которых не удовлетворяют стандартные решения, стремящиеся осмыслить и приумножить полученные знания. Совсем не обязательно это ученые. Их отличительный признак — направленность на союз медицины и философии. Именно о таком враче Гиппократ говорил: «Врач-философ равен богу».
Главное для философии — категория «целое». Это наше знание разделено на физику, химию, медицину и другие науки, тогда как окружающая реальность едина. Творчески мыслящий врач стремится расширить горизонты достигнутого, проникнуть в глубины неизвестного, а значит — выйти за пределы частного и приблизится к целому. Или, как сказал Б. Пастернак: «Во всем мне хочется дойти /До самой сути. /В работе, в поисках пути, /В сердечной смуте. /До сущности протекших дней, /До их причины, /До оснований, до корней, /До сердцевины». Что такое болезнь? Каковы механизмы ее развития? Как взаимодействуют душа и тело? Почему мы лечим все лучше, а люди болеют все больше? Постигая тайный смысл вещей, событий, явлений врач становится философом. Но философия нужна не только врачу, она нужна медицине. Уйдет философское начало — оскудеет и перестанет «родить медицинская земля».
Медицинское сообщество включает в себя большую часть врачей-профессионалов и значительно меньшую — врачей-философов. Для того, чтобы медицина нормально развивалась, необходима определенная пропорция тех и других, возможно тысяча первых на одного второго. Больше не надо — работать будет некому, но и меньше нельзя — медицина деградирует. Отсюда задача гуманитарного образования в медицинском вузе — создание такой системы обучения, которая могла бы способствовать рождению врача-мыслителя. Кстати, отечественная высшая школа всегда тяготела к фундаментальности и предоставлению необходимой для специалиста части знания в свете, казалось бы, не вполне нужного целого.
Следуя принципу «минимального избытка» (чтобы получить некий минимальный результат, необходимо приложить избыточные усилия), гуманитарными знаниями нужно усиленно «облучать» всех будущих медиков, так как навстречу силам развития разума всегда встают мощные противосилы сопротивления инерции сознания. Вследствие этого, даже такое воздействие сможет «на выходе» дать лишь минимум творчески мыслящих специалистов, которые обеспечат здоровое состояние всего медицинского организма. Стоит ослабить это воздействие — и «соль медицинской земли» ослабеет, после чего рано или поздно пострадает профессионализм врача. И это вполне возможно — на гуманитарные дисциплины в вузах ведется активное наступление.
Теперь курс философии похож на «шведский стол», откуда каждый может взять все, что ему по вкусу — одна философская система считает так, другая — иначе, а что правильно, выбирайте сами. Такой подход, казалось бы, стимулирует к самостоятельному принятию решений, однако все ограничивается лишь перечислением теорий, взглядов, концепций и требованием их запомнить. Высшей школе не хватает методологии развития системного мышления у будущих врачей. До сих пор главный принцип обучения — «запомни и воспроизведи». Эту проблему невозможно решить без философии (В. И. Моисеев, 2007).
В настоящее время связь между медициной и философией отсутствует. Эпоха плодотворного союза миновала, сейчас в этой сфере застой и запустение. Философы не хотят заниматься методологическими проблемами медицины, поскольку престижными стали совсем другие области, врачи не интересуются философией, так как усилились прагматичные тенденции в здравоохранении. Тем самым под угрозу ставится не только развитие медицинской науки, но и медицины в целом. С ослаблением философской «ауры», как с разрушением тонкого озонового слоя Земли, растёт опасность «экологической» катастрофы в здравоохранении. Врачей-специалистов много, но где тот Врач, который мог бы нас вылечить? Как-то незаметно от медиков уже перестали требовать лечения, необходимы разного рода высокотехнологичные услуги, а лечится пациент зачастую сам на свой страх и риск, откладывая как можно дольше визит к врачу. Печальная перспектива медицины, которая все больше становится сферой бизнеса. Такой медицине философия не нужна. Но нужна ли такая медицина?
Зам. главного редактора
профессор Ю. К. Абаев
Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала «Здравоохранение», Минск, Беларусь
Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, агроному и пр.?
Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений. Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
Рациональное познание. Его уровни и формы.
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня – уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление.
Общество как система.
Понятие общества употребляется в двух основных смыслах. Собственно философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории, социологии и культурологии чаще используется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап человеческой истории (родовое общество, общество капитализма) или конкретный социальный организм (французское общество, общество США).
Первыми философами общественные отношения рассматривались по аналогии с кровно-родственными, семейными. Так древнекитайская мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму патриархальности. В европейской философии, начиная с Платона и Аристотеля, возникновение общества объяснялось с помощью потребностного подхода. Согласно этому подходу во главу угла ставится неспособность индивида на должном уровне удовлетворить все свои потребности самостоятельно. Тем самым общество – это соглашение о взаимном разделении обязанностей, о взаимном удовлетворении потребностей. Эта концепция лежит в основе теории общественного договора, сложившейся в 16-18 веках.
Теория общественного договора дополняет представление о взаимном соглашении индивидов правовым анализом, а её принципиальная новизна заключается в чётком разделении и даже противопоставлении общества как такового и государства, до XVI века в философии не различавшихся (термин введён Н.Макиавелли). Она является классическим образцом индивидуализма в подходе к анализу социума. Современные индивидуалистические концепции оперируют категорией деятельности, носителем которой является по-прежнему атомарный индивид.
В 19-м веке возникли многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. Максимально крупные общности (классы) выделяет марксистский анализ общества, современная социология большее внимание уделяет малым группам – семье, коллективу.
Так или иначе, нельзя считать эти позиции однозначно несовместимыми, т.к. очевидно, что социум детерминируется как на уровне социальных общностей разного масштаба, так и на уровне индивидов. Это позволяет рассматривать общество как сложную динамическую систему, в которой могут быть выделены подсистемы и элементы.
Взаимосвязи сфер образуют основную структуру общества. Между тем в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, такие как социальные общности, к которым можно отнести этнические общности (племя, народность, нация), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д.
Взаимосвязи социальных общностей обычно называют общественными отношениями.
Социальная структура представляет собой совокупность социально значимых групп и устойчивых отношений между ними. Члены этих сообществ объединены некоторыми признаками: происхождением, родственными узами (семья, клан), этнонациональными признаками (род, племя, народ, этнос, нация), сходством мировоззренческих установок (религиозные сообщества), социальным статусом (профессиональные группы, трудовые коллективы, классы, сословия, касты), половыми, возрастными признаками. Ясно, что каждый человек по разным параметрам включен в различные социальные группы. Каждая из групп диктует человеку определенные нормы поведения, воспитывает уровень жизненных притязаний, прививает собственные ценностные ориентации. Любой человек входит в общество не как равный среди равных, а через те социальные группы, членом которых он является.
В обществе исторически сложились определенные устойчивые способы удовлетворения социальных потребностей человека – социальные институты. Базовыми институтами являются наследование, власть, собственность и семья. Внутри этих институтов существует разветвленная институциональная подструктура.
На трудности определения понятия материя обращали внимание еще философы древности. Китайский философ Лао Цзы говорил, что Дао (аналог материи), выраженное словами, «ускользает». Как оценить это утверждение?
Абсолютное бытие принципиально не наблюдаемо, трансцендентно, т.е. находится за пределами возможного человеческого опыта и выступает в качестве фундамента для мира воспринимаемого. С определением абсолютного небытия дело обстоит еще сложнее. Одной из первых таких попыток можно считать трактат «Дао де цзин», приписываемый легендарному древнекитайскому мудрецу Лао-Цзы. Дао, понятие во многом аналогичное понятию небытия в западной культуре, постоянно ускользает от определения. «Дао выраженное в словах не есть настоящее Дао» – говорит Лао-Цзы. Позже, уже в ХХ веке немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил, что любое определение небытия или Ничто является логически противоречивым.
Начать с того, что само слово «дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы», «даосский» и т.д., вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ или ученый человек древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы — приверженцы Дао. А получилось так потому, что в Китае ценили не отвлеченную, логически выводимую истину, а именно жизненную мудрость, которая, как плод, с течением времени, предстает итогом долгого — не бесконечно ли долгого? — жизненного пути и требует внутренней, часто даже неизъяснимой убежденности в своей правоте. В конце концов у каждого — своя правда, ибо у каждого — свой жизненный путь. Каждый может сам себе быть даосом — «человеком Дао». А почему бы и нет?
Пытаться очертить внешние, формальные рамки даосизма — дело почти что безнадежное. Эти рамки, как легко убедится читатель, чрезвычайно неопределенны и изменчивы. Но тот, кто способен посвятить свою жизнь постижению внутренней правды в себе, кто увидит в этой правде непреходящий, вечноживой завет и поймет, сколь далека она от «тьмы низких истин» света, тот рано или поздно откроет в даосизме глубокое, жизненное и очень последовательное учение.
Лучший способ понять, что такое даосизм, — научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, немногого стоит.