зачем вставать когда суд идет
Как ведут себя в суде?
Обращение в суд может понадобиться любому из нас. Эта инстанция рассматривает не только процессы уголовного характера, но и прочие дела. Так, например, если вы недовольны исходом пластической операции, муж не платит алименты или у вас украли имущество, через суд можно получить компенсацию от обидчиков.
Конечно, если дело сложное, то самостоятельно выиграть суд будет непросто — хотя бы из-за того, что вы наверняка плохо знаете законы. Для эффективной защиты своих интересов воспользуйтесь юридической помощью.
Правила, которым нужно следовать, находясь в суде
Итак, поданный вами ранее иск в суде приняли (кстати, как правильно составить иск, мы уже рассказывали). Вы получили соответствующую повестку и отправились по указанному адресу, чтобы выступить в качестве истца. С того момента, как будет получена обозначенная повестка, вы уже должны начинать вести себя согласно негласным правилам, установленным судом.
Правила поведения во время начала процесса и стадии исследования доказательств
Каждый этап судебного процесса обязывает лицо, являющееся его участником, следовать определенным поведенческим нормам.
Если граждане без спроса не встают для объяснений, то считается, что они ведут себя неуважительно по отношению к суду. Как только судья задаст вам вопрос, сразу же вставайте, и только потом начинайте говорить.
Напоминаем, что при этом в суде нужно себя вести сдержанно и не вступать в перепалку с ответчиком. За подобное поведение вы получите от суда сперва предупреждение, а если не успокоитесь, то и штраф.
Правила поведения во время судебных прений
Итак, доказательства по делу исследованы, и начинается стадия судебных прений. Во время нее участники процесса ведут себя в суде аналогично правилам, указанным в первом разделе. Но есть и другие поведенческие нормы, требующие соблюдения.
Все эти правила необходимо соблюдать на данном этапе процесса.
Правила поведения на стадии принятия и оглашения судом решения
После того как прения окончатся, представители государственной инстанции удаляются в комнату для совещаний. Там члены суда ведут диалог по поводу того, удовлетворить ли требования истца, если да, то в какой мере и т.д.
Как только решение будет принято, его объявят всем присутствующим участникам заседания. Не забывайте — пока озвучивается содержание решения, сроки и способы его обжалования, участники суда ведут себя тихо.
Иногда объявляется только резолютивная часть решения. Она касается следующих итогов заседания:
Если мотивированная часть решения не озвучивается, значит, позднее участники процесса получат уведомление. В нем будет сказано, когда и где судьи осуществят оглашение мотивировочной (объясняющей решение) части.
Общепринятые поведенческие нормы, которые нужно соблюдать в суде
Помимо норм, которые были озвучены выше, следует учесть и простые правила вежливого общения. Если вы хотите произвести положительное впечатление на всех участников процесса, не забывайте:
Кроме того, от сложной речи также нужно отказаться. Заседание инициировано с целью решить вопрос, поэтому пусть его участники не тратят время на расшифровку ваших слов.
Правила поведения, которые нужно соблюдать, находясь на судебном разбирательстве, не так уж многочисленны. Запомнить их несложно. Если от страха или волнения все забудете, главное — быть вежливым. Остальное в случае чего подскажет судья.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Разозли судью: восемь советов, как проиграть процесс
❓Даже если очевидно, что судья не слушает выступление и все его внимание, к примеру, занято происходящим на экране монитора, прямой вопрос тут не поможет. Он лишь вызовет раздражение, предупреждает партнер юрфирмы «Арбитраж.ру» Арбитраж.ру Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Владимир Ефремов.
✅ Лучше всего в такой ситуации приостановить выступление и продолжить его, когда судья заметит паузу, советует эксперт. Еще можно громко покашлять или уронить папку. Это тоже поможет привлечь внимание. На крайний случай – допустимо спросить у судьи, можно ли продолжить выступление или нужно сделать перерыв, дает еще одну рекомендацию Ефремов.
✅ По словам юриста, корректно вернуть судью в нужное русло может следующая фраза: «Уважаемый суд, хотел бы обратить ваше внимание на [том, лист дела, пункт Постановления Пленума и т.д.], из чего следует такой-то вывод, подтверждающий обоснованность наших требований». Таким заявлением вы ко всему прочему продемонстрируете глубокую погруженность в дело, что заставит суд более внимательно прислушиваться к вашим аргументам, добавляет Зубков.
✅ Куда эффективнее избегать любых обвинений и указывать на конкретные ошибки, которые нижестоящие суды допустили при применении норм и оценке доказательств, советует Ковалев.
❓Ссылки на «высокую загруженность» вряд ли вызовут сострадание. А учитывая нагрузку судей (в среднем несколько сотен дел в год), они станут поводом для раздражения, предупреждает Зубков.
✅ Если есть какие-то уважительные причины, почему не получилось предоставить доказательство или процессуальный документ заранее, стоит сослаться на них. Например, необходимы были сведения, которые есть только у третьих лиц. Если же таких причин нет, то лучше не вступать в дискуссию и просто извиниться, советует Зубков.
❓«Цитирование общеизвестных норм может перегрузить и так довольно сложный юридический текст», – поясняет управляющий партнер «Стрижак и партнеры» Стрижак и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Максим Стрижак. Судье будет сложно разглядеть за этими цитатами содержательные аргументы. Кроме того, на выступление в суде обычно отводится не так много времени и тратить его подобным образом неэффективно.
✅ Негативных суждений об оппоненте лучше вообще избегать. Если его доводы расходятся с действительностью, стоит ограничиться ссылками на конкретные доказательства, которые это подтвердят, советует Зубков.
❓Спорить с оппонентом на заседании бессмысленно, говорит Кульков: «Я ни разу за 25 лет практики не слышал: «Коллега, я наконец-то понял, что вы правы. Мы признаем иск».
✅ Убеждать в своей правоте нужно не другую сторону, а суд. Поэтому и обращаться нужно к нему, замечает Дученко. С ней соглашается Кульков и приводит пример «правильной» реакции: «Уважаемый суд, ответчик ошибается в толковании ст. 10 договора, потому что …».
По его словам, такие конструкции демонстрируют неуважение к суду и другим участникам процесса. Это вызывает раздражение у судьи. Он начинает концентрировать свое внимание на этих словах, отвлекаясь от сути сказанного, поясняет эксперт.
✅ Корректным будет употреблять стандартные формулировки из кодекса: «истец», «ответчик», «третье лицо», «представитель истца» и так далее. Обращаться к участникам процесса лучше по имени и отчеству, добавляет Колбун. В случае же с органами госвласти, по словам юриста, подойдут формулировки: «уполномоченный» или «государственный» орган.
Всем встать, суд идёт
Об основных стадиях судебного заседания, его порядке, оглашении доказательств, следствии, регламенте и прениях в своей видеоконсультации рассказал адвокат по уголовным делам нашего правого центра Евгений Эрлихман
Первой представляет свои доказательства сторона обвинения, затем наступает очередь защитников подсудимого. Ему может быть предоставлено право дать показания в любой момент судебного разбирательства с разрешения председательствующего. Когда объявляется стадия определения порядка исследования доказательств, оказавшийся на скамье человек может заявить об этом. Как правило, сторона защиты таким правом не пользуется, и показания оставляют на заключительную часть судебного следствия.
«Всё зависит от тактики, выбранной адвокатом и его подзащитным. Выгоднее выслушать все доказательства стороны обвинения и показания свидетелей и потерпевших с тем, чтобы была возможность их парировать в дальнейшем своими контраргументами. Если подсудимый выскажется слишком рано, это может принести больше вреда, чем пользы»,— поясняет адвокат по уголовным делам Евгений Эрлихман
При неявке на заседание свидетелей или потерпевших, суд, при наличии исключительных оснований, может огласить их показания, данные ранее в ходе предварительного расследования. При этом действующее законодательство ограничивает возможность оглашения таких показаний, если обвиняемому не была предоставлена возможность опровергнуть их на предыдущих стадиях производства по делу. Например, не было возможности задать вопросы оппоненту в ходе очной ставки на предварительном следствии.
«По регламенту заседания, к судье обращаются «ваша честь», а к составу, если судей несколько, «уважаемый суд». В случае путаницы, ничего страшного не произойдёт. Важным моментом участия адвоката может стать допрос потерпевшего, свидетелей и потерпевших. Задавая грамотно составленные вопросы в нужном порядке, можно поймать участников заседания на противоречиях, уличить во лжи, тем самым дав усомниться председательствующему в позиции обвинения»,— говорит адвокат по уголовным делам Евгений Эрлихман
Задавая вопросы, адвокат старается быть осторожным, чтобы не навредить своему подзащитному. Неправильный ответ может доставить массу неприятностей. Перед исследованием каждого нового доказательства или допросом участников, суд выясняет мнение сторон по поводу этих действий. В это время можно попросить взять перерыв для консультации с адвокатом. Этот процесс конфиденциален, и гарантирован Конституцией.
«После исследования доказательств, суд спрашивает стороны о том, имеются ли дополнения к следствию. В этот момент стороны могут представить доказательства, не упомянутые ранее, либо оставленные на последний момент. После этого председательствующий предлагает перейти к прениям. Они состоят из речей обвинителя, защитника, подсудимого и иных участников процесса. Анализируются представленные доказательства, и адвокат может обратить внимание на противоречия и отсутствия необходимых доказательств»,— резюмирует адвокат по уголовным делам Евгений Эрлихман
Как готовиться к суду за свои права?
Отстоять свои права иногда бывает просто, но в некоторых ситуациях добиться справедливости не получается. В этом случае многие задумываются о том, чтобы добиваться правды в суде. Но когда это имеет смысл, а когда лучше не связываться, чтобы не потерять больше? Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей, поможет разобраться, как правильно готовиться к суду.
1. Изучите компанию, с которой будете судиться
Компания, которая выступит ответчиком в суде, должна быть реальной организацией с достаточно стабильным положением на рынке. Если фирма находится в стадии реорганизации, предбанкротном состоянии, могут возникнуть проволочки и на этапе судебного разбирательства, и на этапе претворения в жизнь судебного решения. Если на фирму подано уже много исков, это тоже должно стать звоночком для потенциального истца: не исключено, что под тяжестью этой судебной повинности виновник не сможет удовлетворить требования даже после того, как суд встанет на сторону потребителя.
Наконец, не редки случаи, когда компания оказывается существующей только на бумаге (используются трейдинговые площадки, регистрация заграницей, и так далее). В этом случае также судиться можно разве что ради морального удовлетворения, деньги взыскать с ответчика вряд ли получится.
2. Определите подсудность для вашего дела
Для дел по защите прав потребителей возможно альтернативная подсудность, и зачастую это оказывается самый удобный вариант. Это означает, что вы можете подавать иск по месту вашего жительства, а не по месту регистрации компании-ответчика.
Особенно это актуально для тех, кто пользуется услугами небольших компаний, работающих в интернете и рассылающих продукцию при помощи почты или транспортных компаний. Зарегистрированы такие фирмы и ИП могут быть в любом городе нашей необъятной Родины. С одной стороны, такая открытость рынка – это хорошо, больше возможности выбирать, с другой – в случае необходимости подать иск могут возникнуть сложности. Если вы не хотите прикладывать много усилий, можете направлять иск в свой районный суд. И учтите еще один нюанс: если компания, с которой вы решили судиться, для своего региона является крупной, авторитетной, возможно, суд по вашему месту жительства будет более объективен.
Ваши права нарушили. Как правильно жаловаться?
3. Подготовьте все доказательства
Просто сообщить суду, в чем суть дела, недостаточно. Для подтверждения правоты всегда нужны доказательства. Чеки, фотографии, показания свидетелей, переписка – все это может свидетельствовать о вашей правоте. Чем больше доказательств вы соберете, тем лучше, потому что в таком случае судье будет проще принять решение в вашу пользу.
4. Определитесь с требованиями
Закон «О защите прав потребителей» предполагает несколько вариантов компенсации урона, нанесенного покупателю или заказчику услуги: возврат денег (всех или части), замена товара, предоставление аналогичного товара, принудительное оказание услуги в полном объеме или возврат денег за неоказанную услугу. Для успешного завершения дела истец долен точно знать, что именно он хочет получить в итоге. В ряде случаев можно также требовать компенсацию морального ущерба. К сожалению, как показывает практика, если это требование и будет выполнена, сумма компенсации окажется крайне невелика, но многих радует сам факт получения этой компенсации.
5. Определите способ исполнения
После вынесения решения исполнительный лист направляется в место нахождения ответчика. Это может занять немало времени, если ответчик находится в другом регионе, и далеко не каждый готов столько времени ждать.
Куда жаловаться, если ваши права нарушают?
Однако у истца есть способ ускорить процесс. Для этого нужно узнать, где находятся счета ответчика, и обратиться в тот банк с исполнительным листом для ареста истребуемой суммы и направления в адрес потребителя. Таким образом через банк можно решить вопрос намного быстрее.
Может ли суд вынести решение без продавца-нарушителя?
Перед Новым годом мы купили плитку в ванную. Ее не было в наличии, поэтому нужно было подождать пару недель.
Прошло 30 рабочих дней, указанных в товарной накладной. После этого продавец перестал отвечать на звонки, но написал смс. Оказалось, что на наши деньги он заказал плитку предыдущим покупателям. А чтобы заказать ее нам, нужно было, чтобы кто-то оформил заказ после нас. Так как продаж не было, заказывать товар продавцу было не на что. Вот такая пирамида получилась.
В итоге мы подали иск в районный суд. Требовали у продавца выплатить неустойку и компенсировать моральный вред. Дело тянется уже больше полугода: судья не рассматривает его по существу. Ее основной аргумент, что продавец не получал от нас ни одного документа. При этом иск мы отправляли ему заказным письмом с описью вложения и объявленной ценностью. Но письмо вернулось обратно, так как продавец не забрал его с почты.
То есть человек, зная, что на него подали в суд, просто скрывается и умышленно не получает письма. А судья ссылается на то, что ответчик должен получить документы, чтобы ознакомиться с материалами дела. В теории это значит, что кто-то может обманывать людей, потом умышленно не получать иск, как в нашем случае, и заседание будет вечно переноситься в связи с тем, что продавец якобы не знает о деле.
Поэтому основной вопрос: реально ли рассмотреть дело без продавца-нарушителя и вынести по нему решение? Какие у судей есть сроки на рассмотрение? Не может же это длиться вечно.
Есть ли какие-то нормы про бездействие судей? Можно ли пожаловаться на них и куда? И можно ли передать дело в областной или верховный суд? После какого срока?
А может, нужно было написать заявление в полицию? Реально ли сейчас это сделать?
Важно понять, какими должны быть наши дальнейшие действия.
Николай, без продавца-нарушителя дело рассмотреть реально. Сроки рассмотрения установлены законом: месяц — у мировых судей, два — в районных судах.
Сроки могут продлить при необходимости. Например, с апреля по июнь 2020 года суды разбирали только срочные дела — уголовные и административные. Это было связано с нерабочими днями из-за коронавируса. В июле все вернулось в нормальный режим, и у судьи скоро найдется время для вас. Думаю, что сначала она не торопилась, потому что двухмесячный срок по закону не истек и была надежда, что продавец появится. А в марте суды практически прекратили работу. Так и прошло больше полугода.
На бездействие судей можно пожаловаться в квалификационную коллегию. Но обычно юристы так не делают: к тем же судьям ходить еще много лет — лучше договориться. Хотя я знаю и тех, кто жалуется, но без какого-либо результата.
Передать дело в вышестоящий суд, пока его не рассмотрела первая инстанция, нельзя. Полиция тоже не поможет: это гражданско-правовой спор — он не в ее компетенции.
Нужно ли искать ответчика
То, что недобросовестный продавец не пришел на почту за письмом, для вас не имеет значения.
По закону важен факт доставки письма. Но если адресат не получает почту принципиально, считается, что письмо ему доставили. ИП и организации вообще берут на себя риски, если не получают корреспонденцию по адресу регистрации.
Если продавец не пришел на почту за письмом и истек срок хранения почтового отправления, оно считается доставленным. Для вашего письма это 30 дней, для судебного извещения о дате и месте заседания — 7 дней. После этого ответчик считается извещенным — дело можно рассматривать.
Если у вас была долгая и подробная смс-переписка с продавцом, ее можно распечатать и показать судье. Это будет дополнительным подтверждением извещения продавца о процессе.