зачем вставать когда входит учитель
Почему ученики встают, когда входит учитель? Откуда взялась в России такая традиция? И есть ли она в других странах?
Все, кто учился в советских школах, отлично знакомы с правилом: «когда учитель входит в кабинет, все ученики должны стоять возле своих парт». Садиться разрешалось только с разрешения учителя. Иногда проводилась перекличка, либо сразу после «Здравствуйте, дети!», учитель говорил «Садитесь!».
Многие учителя, если класс садился шумно (а это случалось часто, ведь деревянные парты хлопали, а тяжелые стулья на металлических ножках грохотали), заставляли повторять процесс усаживания до тех пор, пока все не пройдет практически бесшумно. Кстати, многие ученики нарочно шумели, чтобы потянуть время урока. Наверняка, в вашем классе были такие.
Откуда пошла традиция?
В современных российских школах от традиции приветствовать учителя стоя стали постепенно отказываться. Многие ученики уже с удивлением и непониманием относятся к таким сценам, например в фильмах. Многие думают, что традиция эта появилась в СССР. На самом деле ее корни уходят аж в Древнюю Грецию: так ученики выражали уважение к учителям. С тех пор правилом хорошего тона считалось вставать при приветствии собеседника.
Позднее традиция прижилась в Российской империи. Ученики ожидали учителя в классе, а когда тот входил, вставали, чтобы поздороваться. Вслух приветствие произносил только сам учитель, а ученики отвечали ему легким наклоном головы. Это позволяло избежать в классе лишнего шума и настраивало школьников на рабочий лад.
Традиция прижилась и в советских школах. Более того, детей в СССР учили приветствовать учителей и других учеников даже на переменах в коридорах школы именно кивком головы. У многих эта привычка сохранилась на всю жизнь.
А как в других странах?
В Европе и США отношения учеников с учителями более свободны и неформальны, чем в России. В английском языке, как известно, нет даже слова «вы», применимого при уважительном обращении к одному человеку. Поэтому и вставать для приветствия учителя или даже директора школы не принято. Там вообще нет настолько жестких правил дисциплины, которые действовали в советских школах и сохраняются в некоторых российских.
Особняком стоит Великобритания. Английские школы самостоятельно устанавливают правила и регламенты поведения для учеников и педагогов. Иерархия между учеником и преподавателем строго соблюдается. В некоторых столовых английских учебных заведений столы для преподавателей стоят на возвышении относительно столов для учеников. А за проявление неуважения к учителю в английских школах могут строго наказать.
Так нужно или не нужно вставать, когда входит учитель?
У этой традиции есть как сторонники, так и противники. Первые утверждают, что такое приветствие позволяет ученикам не только выразить уважение к преподавателю, но и настроиться на рабочий лад. Кроме того, это часть школьной дисциплины, без которой сложно организовать полноценный учебный процесс.
Вторые же уверены, что это ближе к армейской муштре, чем к школе, а ученики — это личности, которые не должны исполнять чьи-то команды.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Елена Бондаренко: должны ли дети вставать в классе, когда входит учитель
Когда родители думают, как выбрать школу, они смотрят на отдаленность от дома, профессионализм учителей, успеваемость учеников, но никак не на школьные правила поведения. Ведь здесь, кажется, все просто и понятно. Но Елена Бондаренко решила поставить под сомнение привычное правило о том, что дети должны вставать, когда в класс заходит учитель.
Как-то зашла в класс начальной школы к учителю по делу. Не помню, был ли это перерыв, или продленка, но много учеников было в классе. Когда я зашла, все ученики встали и хором поздоровались. Я видела такое впервые. Просто растерялась.
В моем понимании, встают мужчины, когда женщина заходит в помещение. Эта норма этикета уже понемногу забывается в эмансипированном обществе, но еще бывает. Встают все, когда заходит ооочень уважаемый человек. Ну, очень уважаемый. Уровня живой легенды. Встают, когда хотят поздравить человека с каким-то невероятным успехом (тогда еще и добавляют аплодисменты).
В постсоветском обществе исключительно стоя встречают начальника. А почему встают дети каждый раз, когда кто-то взрослый заходит в класс?», – написала Елена Бондаренко в Facebook’е.
К обсуждению присоединился и директор одной из киевских школ Сергей Горбачев: «Я смущаюсь, когда дети встают. Всегда прошу их оставаться на месте. Но эта инерция очень сильна: ее часто поддерживают сами родители».
Хорошее поведение ребенка в школе априори означает «вставание», когда в класс заходит учитель или директор. Так нас учили и так продолжают учить детей. Но такое поведение в любом случае не поможет улучшить школьное образование. Возможно, это ненужный пережиток советского прошлого?
А как вы думаете, нужно ли детям вставать, когда в класс заходит учитель?
Зачем вставать когда входит учитель
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каким нормативным актом регулируются единые требования к педагогу, в частности, что он должен являться на работу за 10 минут до начала урока? Можно ли включать данное условие в правила трудового распорядка, входит ли данное время в педагогическую нагрузку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ни одним нормативным правовым актом не установлена обязанность педагогического работника прибыть на работу за 10 минут до начала урока. Работодатель может установить такую обязанность в правилах внутреннего трудового распорядка. Указанное время, на наш взгляд, должно включаться в рабочее время педагога.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Дети в классе должны вставать, когда входит учитель?
Обязаны ли ученики вставать при входе в класс учителя (завуча, директора) или другого взрослого?
Какие существуют правила на этот счет?
На мой взгляд при появлении в классе директора, учителя или иного взрослого, есть одна тонкость, которую не всегда соблюдают. Оговорюсь, что это мое личное мнение.
Безусловно, дети, в начале или в конце урока должны приветствовать входящего в класс учителя или иного субъекта, имеющего отношение к «школьной иерархие». Так же это должно делаться в особых случаях, когда появляется лицо, инспектирующее или имеющее отношение к власти придержащей, однако делаться это должно в подготовленный и не занятый особыми заданиями класс. К примеру не допустимо вставание школьников, в случае проведения у них контрольных, написанию сочинений и т.д. То есть тогда, когда дети заняты работой, требующей особого сосредоточения. Конечно, в большинстве случаев в такие классы вышестоящие руководители не заходят, но все же бывает. Во всяком случае было раньше.
Я не знаю, есть ли это в внутреннем руководстве, но на мой взгляд, если нет, то вввести )).
Я всё никак не пойму, какое отношение имеет это странное правило к вежливости и уважению.
Ребенок приходит в школу учиться, получать знания.
Учитель в школе для того, чтобы учить детей.
Хорошо, допустим, правила есть правила, тогда об этом надо рассказать ученикам, и обязательно уточнить:
Вопросов много. Вот если вы, взрослый человек, пришли на курсы, семинар, выступление одного человека перед большой или малой аудиторией, вы тоже встаёте, когда входит преподаватель (артист, лектор, ведущий и т.д.). Почему нет? Вежливыми обязаны быть только дети? Или появляется понимание, что вежливость и уважение здесь ни при чем?
Авторитет учителя лучше всего может оценить сам ребенок. А сам учитель должен выбросить из головы это понятие («авторитет»), и постоянно помнить, для кого он приходит в эту школу. Чтобы корона на голове не выросла.
У вас дома дети тоже встают, когда вы заходите в комнату? Если нет, то почему?
Надо ли вставать, когда в палату входит доктор?
Обязанность вставать (кланяться, целовать руки и т.п.) воспитывает не уважение, а покорность.
Это правило больше подходит для системы исправительно-трудовых учреждений, хотя и там оно лишнее.
Вот если вы этого никак не поймёте, так сначала спросите, а потом уж критикуйте. Хотя странно, вроде все это понимают. Это всего лишь форма приветствия. Или как надо, по-вашему, приветствовать? Здрасьте, Марь Иванна! – вразнобой?
В вузах тоже это принято, вы просто не в теме.
И не надо доводить до абсурда: вставать перед доктором, дома вставать и т.д. Вот это-то как раз и есть глупо.
Да, так младшие приветствуют старшего. Или вы хотите АБСОЛЮТНОГО равенства? Так никогда не бывало и не будет.
«Более интересное и познавательное» будет потом, а пока урок только начинается. Хотел бы я на вас посмотреть, как вы, учитель, входите в класс, а на вас внимания ваще никто не обращает, шум-гам и все такое прочее. Вот и начинайте рассказывать «интересно и познавательно».
Вообще странно, почему вы прицепились именно к приветствию учениками учителя. Да, традиция. Не вам ломать.
Если они заняты своими делами и не желают обращать внимание на учителя который вошёл, для контролирования процесса обучения выполнение указанной просьбы должно быть удовлетворено. Тех кто не желает слушать учителя или по каким нибудь другим причинам не выполняет данное указание следует уведомить что заведение в котором они находится является учебным. Отвлечение занимающихся на лиц не причастных к их обучению в данный момент времени, является необязательным.
Благодаря этому и многим другим «методам воспитания» вырастали поколения, не имеющие собственного мнения, не решительные и слабовольные.
Сейчас многие учителя (такие были и раньше!) предпочитают, чтобы дети не вставали при появлении учителя в классе. Зачем лишний шум и суматоха? Главное, чтобы все дети присутствовали на уроке и имели желание учиться!
Училась хорошо. С поведением не сложилось)
Дралась редко, но, дралась).Окна не била, но, дерзила учителям. Дневник пестрил сообщениями «любит доказывать старшим»)
И потом, считалось, что ученик должен молчать и слушать, мнение своё держать при себе.
Держать не получалось), вот и буянила. И уже даже будучи комсоргом школы народ с урока уводила.По прошествии времени этот грешок мне простили) и сейчас, когда я бываю дома, мы вместе с преподавателями уже только смеёмся)
Меня называли школьники выдрой, а учителя примерной ученицей) Из-за того, что ни один школьный и городской конкурс по художественной самодеятельности не обходился без моего участия. А уже в классе 10 и 11 даже директор школы разрешал мне без спроса пропускать занятия, потому что я якобы всегда отстраивала честь школы)
По способу крепления к школьной форме, шевроны разделяются на:
на термоклеевой основе;
Пришивной метод – самый распространенный, т.к. не нужно никаких дополнительных обработок самой нашивки. Но такое крепление требует большого внимания и труда. Этот способ может быть как ручной, так и машинный.
Разберем, как можно самостоятельно пришить шеврон на школьную форму вручную и машинным методом.
Что необходимо для работы: утюг, мел, ножницы, нитка и иголка.
Как пришить: обвести шеврон мелом, приложить его к изделию и внутри канта приколоть булавками. Если на нашивке канта нет – нужно обрезать лишнюю ткань, делая припуск на шов около 1 см, загнуть края под вышивку и для фиксации прижать теплым утюгом.
После пришивания можно отпарить вышивку горячим утюгом.
Что необходимо для работы: швейная машинка, ножницы, мел, утюг.
Как пришить: обрезать лишнюю ткань (если она присутствует), но края подогнуть с припуском 1-2 мм.
После этого пришить эмблему швом зигзаг.
Способ на термоклеевой основе.
Для крепления подобной нашивки необходимо будет отклеить кальку, приложить изделие к одежде и приклеить при помощи утюга. Несмотря на простоту крепления, такие шевроны крепко приклеиваются и остаются на месте.
Такую нашивку можно отстегивать при стирке, что продляет срок ее службы – нитки не истираются и нет опасности, что цвет основной ткани может «полинять» на эмблему при стирке. Нужно учитывать, что «липучка» должна быть как та самой нашивке, так и на форме, к которой она будет крепиться