зачем выбривали макушку монахи

Тайна тонзуры: зачем католические монахи выбривали макушку

Для многих из нас образ католического монаха неразрывно связан с черной сутаной и тонзурой — аккуратно выбритой макушкой. В религии ничего не бывает просто так, и круглая искусственная лысина также имеет определенное значение. Что значит старинный обычай выбривать тонзуру при посвящении в монахи?

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Во всех мировых религиях волосам придавалось особое значение. Считалось, что именно волосы хранят тонкую энергию человека и поэтому манипуляции с ними использовались во многих обрядах. Церемония пострижения есть не только в христианстве — она присутствует и в других вероисповеданиях и символизирует обновление, посвящение в таинство, рождение для новой жизни.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

При посвящении в буддийские монахи обривают голову полностью, что обозначает полное отрешение от обычного мира и подчинение правилам определенной духовной школы. Бреют голову и мусульмане, отправляющиеся в хадж в Мекку, чтобы получить особый статус хаджи — человека, побывавшего в самом священном для исповедующих ислам месте.

В некоторых направлениях хасидизма головы бреют женщины, выходя замуж. После этого еврейки всю жизнь носят парики. Поэтому бритье макушки у католиков — вовсе не уникальный случай, а распространенный обряд инициации в новой ипостаси божьего человека. А само слово «ton­sura» переводится с латыни всего-навсего как «стрижка» и ничего мистического в нем нет.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Выбривать монахам тонзуру начали в 7 веке, а до этого такой процедуре подвергали себя только отшельники, посвятившие свою жизнь особому духовному подвигу. Обривание головы — это способ обновить энергию, подавить свое эго и избавиться от привязанностей и губительных страстей.

Считалось, что монах, избавившись от волос, очищается от мирского, от ненужных мыслей и становится более восприимчивым для возвышенного. Не исключено, что в Средние века избавление от значительной части волос на голове имело и второе значение — гигиеническое.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Мало кто знает, что в наши дни тонзура — это вовсе не обязательный атрибут католического монаха. В 633 году Толедский собор постановил, что тонзуру обязан иметь каждый представитель духовенства, а в 1973 году папа римский Павел VI аннулировал решение собора и постановил, что решать, брить или не брить волосы священники и монахи могут самостоятельно.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Выбривали тонзуру духовенству и на Руси, правда называли ее «гуменцо», по аналогии с гумном — очищенным ровным участком, используемым для разных сельскохозяйственных работ. И в России, и на Западе тонзура ассоциировалась с муками Христа и терновым венцом — одним из важных символов христианства.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

ТОНЗУРА

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи
Лютер с тонзурой

Тонзура (лат. tonsura, слав. гумёнце, оброснение) — ocтpижeннoe место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973)

С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.

Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].

Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].

Католическая традиция

В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.

Русский обычай

На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].

Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:

Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:

По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.

Использованные материалы

[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496

[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578

Источник

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахиmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Практически любые физические перемены в религии что-нибудь да значат. В разных конфессиях некоторые традиции меняются и остаются в прошлом, а некоторые существуют до сих пор.

Особое внимание уделялось наличию тонзуры — выбритой макушки у монахов. Представители разных религий считают, что волосы — это хранилище тонкой энергии. Во многих духовных школах и вероисповеданий есть обряд пострижения, с помощью которого человека «обновляют», посвящают в таинство.

В буддизме жизнь монахов подчинена правилам, которые меняются в зависимости от определенной школы. И почти все буддийские монахи после принятия монашеского обета бреют головы. Мужчины-мусульмане, которые совершают паломничество в Мекку и ее окрестности, также должны обрить голову. Замужние женщины из общин сквирских и сатмарских хасидов также бреют головы и носят парики. А вот тонзуру (выбритую часть макушки) носят именно монахи-католики.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Обривание головы делается для того, чтобы «заглушить» свое эго, обновить энергию. Это нужно для того, чтобы свести на минимум привязанности и какие-либо желания. Монах очищает свое сознание от лишних мыслей и становится все более совершенным в духовной практике. Так же у бритья головы есть и гигиенические соображения (как и у обрезания). Брить макушку начали примерно в 6 веке. Традицию переняли у тех, кто вел образ жизни отшельника.

Современные правила не принуждают монахов носить тонзуру, однако и не запрещают. Толедским собором в 633 году было вынесено решение, что тонзура обязательно должна быть у представителей католического духовенства. А на Руси она, кстати, была тоже распространена, только называлась чуть иначе — «гуменцо». Лингвисты считают, что оно произошло от слова «гумно», которое обозначает расчищенный участок земли.
Гуменцо, тонзура, имели определенное значение — она символизировала терновый венец, надетый римскими воинами на голову Христа. Тонзура, кстати, существовала до 1973 года и папа римский Павел VI сделал ее необязательной.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Современные правила не принуждают монахов носить тонзуру, однако и не запрещают. Толедским собором в 633 году было вынесено решение, что тонзура обязательно должна быть у представителей католического духовенства. А на Руси она, кстати, была тоже распространена, только называлась чуть иначе — «гуменцо». Лингвисты считают, что оно произошло от слова «гумно», которое обозначает расчищенный участок земли.
Гуменцо, тонзура, имели определенное значение — она символизировала терновый венец, надетый римскими воинами на голову Христа. Тонзура, кстати, существовала до 1973 года и папа римский Павел VI сделал ее необязательной.

Источник

Почему католическим монахам делали такую стрижку?

Почему католические монахи брили только макушку?

Стрижка монахов называлась тонсура, что в переводе с латинского означает «стрижка» или «стричь». Причудливая стрижка появилась, примерно, в 1073 году, когда на престол был возведен папа Грегорио VII. В то время культура церкви была очень снисходительной к стрижкам, дресс-коду и даже свиданиям среди монахов, священников и монахинь.

Во времена Грегорио VII в церкви свирепствовала коррупция. Чтобы решить сею давнюю проблему папа решил принудить к воздержанию каждого священника, монаха и монахиню. Для монахов, священников и монахинь было запрещено вступать в брак или любые сексуальные отношения, и они были вынуждены ежедневно воздерживаться. Одним из самых значительных изменений, которые внес Грегорио VII, была стандартизированная стрижка для монахов.

Чтобы символизировать отдачу своей жизни Богу, монахи должны были имитировать прическу Святого Павла. Святой Павел был лысым человеком. Это означало, что каждый монах должен был чисто обрить голову. Многие христиане-католики почитали святого Павла за то, что он написал тринадцать книг Библии и распространил христианство по Римской империи. Грегорио VII показалось уместным думать, что подражание волосам Святого Павла приблизит церковь к Богу.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Святой Павел, как известно, был лысым.

Одна из проблем с этим заключалась в том, что Библия запрещает стричь волосы по краям головы или бороды. В Левите 19:28 из Ветхого Завета говорится: «Не остригайте головы вашей кругом и не порть края бороды твоей».

Это было дилеммой для многих монахов, которые хотели подражать Святому Павлу, но боялись пойти против Библии.

Решением этой дилеммы стала стрижка, удовлетворившая и Библию, и папу-реформатора. Монахи брили макушку, чтобы воздать должное Святому Павлу и сохраняли вокруг волосы, чтобы также уважать Библию. Новая причудливая стрижка была названа постригом, и ее носили почти все католические монахи в Европе в средние века.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Изображение монаха в постриге.

Постриг со временем стал исчезать из церкви, поскольку католицизм со временем претерпевал изменения. Крестовые походы, Реформация Мартина Лютера, тридцатилетняя война и Промышленная революция вызвали культурные изменения и в церкви. Спустя столетия, после введения Грегорио VII обязательного пострига, многие монахи отказались от плешивой стрижки. А в 1972 году папа Павел VI запретил стрижку пострига для всех монахов в католической церкви, объявив конец 900-летнего тренда. Символично получилось: папа Павел VI упразднил подражание Святому Павлу…

Почему католические монахи брили только макушку?

Чтобы волосы не горели когда электрод подключают.

Причудливая стрижка появилась, примерно, в 1073 году, когда на престол был возведен папа Грегорио VII.

Даже открыть один из наиболее доступных источников информации википедию достаточно, чтобы понять, что это не так, и, на самом деле, это гораздо более древняя традиция.

@pluse5kopeek, хватит бездумно копипастить.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Правдива ли история про английских лучников, средний палец и происхождение выражения f#ck you?

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

В соцсетях можно встретить забавную историю о том, что происхождение известного жеста и не менее распространённого ругательства берёт начало от битвы при Азенкуре, состоявшейся в 1415 году. Мы проверили, так ли это на самом деле.

(Спойлер для ЛЛ: неправда)

Современные учёные придерживаются мнения, что демонстрация среднего пальца приобрела своё символическое значение задолго до Столетней войны. По словам антрополога Десмонда Морриса, «это один из самых древних из известных нам жестов». Специалист уверен, что он происходит из первобытных времён, а его символика довольно проста: средний палец — пенис, сжатые пальцы — тестикулы.

Использование подобного жеста можно встретить уже в античные времена. Так, в сочинениях Диогена Лаэртского упоминается история, связанная с Диогеном Синопским — якобы тот указал на Демосфена именно средним пальцем со словами:

«Вот вам правитель афинского народа». Там же описан другой эпизод: «Большинство людей, говорил он (Диоген Синопский. — Прим. ред.), отстоит от сумасшествия на один только палец: если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут».

Жест сохранился и в Древнем Риме. Например, в эпиграмме Марциала говорится:

«Смейся, Секстилий, над теми, кто называет тебя педерастом, и показывай им средний палец».

В другой его эпиграмме рассказывается о старике, который хвастается отменным здоровьем и демонстрирует врачам «неприличный» палец. Использование этого жеста в Древнем Риме описывает и американский исследователь Энтони Корбелл.

Но вернемся к Столетней войне. Современные историки, занимающиеся этим историческим периодом, не согласны с популярной в интернете байкой. Энн Карри, профессор Университета Саутгемптона и бывший вице-президент Королевского исторического общества, посвятила целую книгу битве при Азенкуре. В ней исследовательница пишет:

«Ни в одной хронике или историческом сочинении XVI века нет сообщений о том, что английские лучники показывали какие-либо жесты французам после битвы, чтобы продемонстрировать тем, что у них всё ещё есть пальцы. Нет никаких доказательств тому, что при захвате лучника тем или иным способом противник отрезал ему пальцы».

Схожую оценку даёт и американский историк Джон Киган.

Возможный первоисточник популярной легенды — хроника XV века, написанная французом Жаном де Вавреном. В ней говорится, что в своей речи перед битвой английский король Генрих V якобы заявил:

«Французы хвастались, что они отрежут по три пальца с правой руки всех попавших в плен лучников, чтобы впоследствии ни один воин или конь не был убит с помощью их луков».

Подлинность этого утверждения весьма сомнительна — присутствие французского хрониста при выступлении английского короля в условиях войны представляется маловероятным.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.

Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Как монголы простому русскому Ивану жить «не мешали»

Автор: Григорий Лихачёв.

Зашел я сегодня глянуть, что в интернете нового. Увидел пост про братьев-татар ( https://vk.com/wall-162479647_379090 ). Прочитал и знатно пригорел. Давайте по пунктам:

1. «Пришли монголы, всех нагнули, ну и это норма того времени, особо ничего не поменялось».

Ну, как сказать… 34 полностью уничтоженных русских города и еще 15 городов, превратившихся после набега в деревни, поспорили бы насчет нормы. А вместе с ними уничтоженное ювелирное искусство, упадок ремесел, уничтожение большинства архитектурных традиций и школ, уничтожение большей части монастырской жизни (особенно в Южной Руси), потеря связи с отдельными регионами навсегда и полная прострация Галича, Волыни, Полоцка и отчасти Смоленска, которые были съедены Литвой, не выходя из комы. Кто-нибудь из русских князей оставлял такой след в результате 4 лет? Да не припомню что-то.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

2. «Население просто стало платить за крышу, так всегда было».

Отчасти правда – только вот за крышу раньше платили князьям. А теперь и князьям, и Орде. Стоит объяснять, что подати из-за этого выросли в разы? Кстати, сравнение с Игорем Старым абсолютно неуместно – Игорь-то как раз и выступал как завоеватель-рэкетир, которому платили за крышу. Полюдье X века и подати XII в. это две большие разницы, не рвите сову на глобусе.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

5. Главный тезис – князья творили херни не меньше, чем монголы, зачем им такое внимание за то, что они просто включили нас в часть империи? Да, князья творили много херни. И к этой херне добавилось просто нереальное количество говна от монголов. Разорение Киева Андреем Боголюбским стало настолько исключительным и шокирующим фактом, что навсегда вошло в историю. Регулярное разорение русских городов очередной татарской ратью стало привычкой и обыденностью.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Какой вывод? Говорить, что татарское иго было таким, как пишут в учебниках – бред. Говорить о том, что оно не повлияло на историю нашей страны колоссальным образом – еще больший бред.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Автор: Григорий Лихачёв.

А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

Подробный список пришедших донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Как в Йене один студент буянил

Автор: Ксения Чепикова.

За что в Средневековье и Новом времени можно было вылететь из университета?

Заваленные экзамены? Прогулы занятий? Пьянки и дебоши? А вот и нет!

У меня тут объяснительная записка руководства Йенского университета от 4 августа 1568 года, адресованная саксонскому герцогу, по поводу некоего студента Вайзманна, на которого жители Йены только в указанном году подавали жалобы аж десять раз.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

«…постоянно устраивал различные проделки на улицах, носил непотребную одежду, врывался на танцы и мешал там, участвовал в каждой заварушке, приставал к горожанам, крестьянам, гостям города и даже детям, вламывался в чужие дома, мочился на своего домовладельца (. ) и вообще жил распутно и по-скотски».

Больше мы на это смотреть не могли, – пишут далее уважаемые профессора, – так что исключили его из университета и выслали из города.

Казалось бы, рядовой случай исключения из-за проблем с дисциплиной, почему же ректорат отчитывается перед самим герцогом? Да потому что Вайзманн доставал добрых горожан Йены вовсе не с начала года, а как минимум с октября 1567-го, когда начался осенний семестр, а может и того дольше, и без всяких для себя последствий. Жалобы в университет никакого эффекта не имели, так что горожане пожаловались самому герцогу, а тот поинтересовался в университете, что же это за Вайзманн такой. Пришлось писать объяснительную и срочно принимать меры. Но почему же раньше ректорат не обращал на буйного юношу никакого внимания?

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Проблемы с дисциплиной документированы во всех европейских университетах Средневековья и Нового времени. Университет существовал в пределах города, но при этом не подчинялся городскому совету и бургомистру – этакий город в городе, имевший собственные законы, собственный суд и даже университетскую тюрьму. Между тем, студенты, естественно, активно взаимодействовали с городскими жителями – в лавках, тавернах, борделях, на вечерних улицах. Что с учетом обильного потребления алкоголя (в те времена были совершенно другие представления о нормальных и допустимых его дозах) постоянно выливалось в конфликты.

Кроме регулярных шумных попоек, традиционных драк с «городскими» парнями, в которых каждая сторона стремилась показать свою доблесть, и даже с городскими стражниками, типичными развлечениями студентов были, например, Gassengehen, то есть толпой ходить ночью по улицам и громко орать, в том числе непристойные песни, и Häuserstürmen, то есть, выламывая двери, врываться в чужие дома. Такой вот незамысловатый активный досуг. Городские власти не имели полномочий их наказывать, могли только жаловаться в университет. В крайнем случае, арестовать и передать университету.

Учебу тогда начинали в среднем в возрасте 14-15 лет. Чем займется подросток, впервые вырвавшийся из-под родительской опеки, очутившийся в чужом городе в окружении себе подобных, имея на руках немалую сумму денег и массу свободного времени? Чисто теоретически – кто-то, возможно, и учебой с утра до вечера. Но не будем себя обманывать! Тем более что далеко не все юные обитатели университетов, чьи обеспеченные семьи решили дать им образование, разделяли родительские стремления.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

На этот случай существовали наставники – нанятые родителями «старшие товарищи», следившие за тем, чтобы их подопечные не погружались уж слишком активно в буйную студенческую жизнь. Для бедных, но способных юношей это считалось прекрасной возможностью получить образование: стать компаньоном какого-нибудь богатого и/или знатного юного студента, чьи родители оплачивали учебу и содержание обоих. Однако не все семьи могли позволить себе платить за присутствие наставника, да и тем не всегда удавалось устоять перед соблазнами студенческой жизни, и в итоге они отрывались на полную катушку вместе с подопечными на денежки их родителей.

В любом конфликте университет принимал сторону своих, город – своих. Незначительная бытовая ссора между двумя подвыпившими балбесами имела все шансы перерасти в полноценное противостояние между городским советом и ректоратом, и тогда за справедливостью обращались к правителю. Жалобы на слишком мягкое отношение университетского руководства к студенческим безобразиям встречаются часто и, откровенно говоря, вполне обоснованы. Молодые люди действительно обычно избегали серьезных наказаний. А причиной исключения из университета могло стать как минимум преступление, часто серьезное.

Дело в том, что весь университет, от последнего привратника до самого ректора, финансировался за счет студентов – тех денег, которые они вносили за обучение, проживание, экзамены. Так что ректорат, естественно, стремился увеличить их количество и ревностно заботился об их благополучии и безопасности. И неважно, что не все посещали занятия, главное, чтобы платили. Стоит, правда, заметить, что и городу студенты приносили не только проблемы, но и определенный престиж, а также большие деньги. Ведь они снимали жилье, покупали еду, алкоголь, одежду и прочие товары, посещали увеселительные заведения.

Но вернемся к Вайзманну. Думаете, он оказался сыном какой-то большой шишки, и поэтому так долго оставался безнаказанным? Вовсе нет, самый обычный парень. Просто пока он столь изобретательно развлекался в городе, исправно внося в университетскую кассу взносы за обучение, ректорат его поведение вообще не заботило. Можно даже сказать, что его исключение – исключительно показательное, в назидание другим, для успокоения городского совета и особенно усыпления внимания герцога. А так бы и безобразничал дальше, пока не встретил кого-то эмоционально неуравновешенного и вооруженного, кто отомстил бы за поруганную честь домовладельца.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Студенческая жизнь, гравюра из Speculum Cornelianum (1608/1618 годы)

Автор: Ксения Чепикова.

А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

Подробный список пришедших донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Меня терзают сомнения.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Дедовский способ фехтования

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Об одном средневековом враче с купленным дипломом

Автор: Ксения Чепикова.

Фальшивые дипломы, купленные диссертации – сегодня иногда звучат скандальные новости с разоблачениями какого-нибудь американского спортсмена, итальянского политика, южно-корейского искусствоведа, российского чиновника или даже немецкого министра. А как с этим обстояли дела в далеком прошлом?

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Подделывать и покупать академические степени начали, вероятно, со времен появления первых университетов. Соображения престижа, лучшие карьерные шансы, хороший заработок, возможности социального взлета – мотивация у владельцев фальшивых документов могла быть самой разной. Впрочем, сами университеты не отставали: так, между 1226 и 1234 годами руководство Болонского университета в погоне за престижем сфабриковало свидетельство об учреждении своего учебного заведения еще императором Феодосием II в 423 году! Но сегодня расскажу о другом случае.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Круговая карта Вены (Мельдеманн, 1530 год)

В поисках этих самых актов в университетских архивах нашли Promotionsurkunde (свидетельство о присвоении докторской степени) Александру из Шотландии, якобы выданное Римским университетом в 1486 году после обучения медицине у профессора Коронатуса де Планки и успешного экзамена. На оборотной стороне этого документа оказалась еще одна интересная пометка: данное свидетельство, предоставленное указанным Александром, является фальшивым.

А произошло вот что. В сентябре 1498 года ректору поступило прошение от городского совета Вены о проверке квалификации недавно появившегося в городе доктора Александра из Шотландии. Он навлек на себя подозрения властей тем, что бОльшая часть многочисленных пациентов, привлеченных громким титулом «врача из университета» и докторской степенью, его лечения, к сожалению, не пережила.

Обращение к университетскому руководству в данном случае соответствовало правовым нормам времени: университет был самостоятельным субъектом права, осуществлявшим над своими членами законодательную, исполнительную и судебную власть. С собственным судом и собственной тюрьмой. В архивах медицинского факультета сохранилась довольно подробная информация о проведенном расследовании.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Архив университета Вены

13 сентября совет факультета пригласил доктора Александра для беседы. Проверка выписанных им рецептов показала необразованность и некомпетентность – он даже названия ингредиентов не мог правильно написать: «camemila» вместо «camomilla» (ромашка), «colockquinta» вместо «coloquinda» (колоцинт). Не говоря уже о составе рекомендованных им «лекарств».

На требование ректора показать документ, удостоверяющий квалификацию, Александр пустился в путаные объяснения, что его докторская грамота по каким-то причинам находится сейчас не в Вене, и что ему нужно хотя бы 10 дней, чтобы ее доставили в город. В течение этого срока он несколько раз пытался замять дело, сочиняя различные отговорки. Наконец, 22 сентября он принес требуемое декану. Тому показалось странным, что Александр, передавая ему грамоту, вдруг начал неудержимо краснеть. Присмотревшись хорошенько, он понял, что свидетельство фальшивое. Под язвительные смешки факультетского совета оставалось лишь резюмировать: «Что тут долго говорить? Какой врач, такой и документ».

Современные исследователи установили, что в 1480-х годах в Римском университете действительно имелся профессор Коронатус де Планка, но не на медицинском факультете – он преподавал римское право. Что касается других указанных в грамоте преподавателей, у которых якобы обучался Александр, то историки выяснили, что в Риме таких не было.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Печать медицинского факультета Венского университета с 1408 года

В материалах дела не сообщается, где Александр из Шотландии учился медицине – а ведь что-то он все-таки знал и умел, пусть даже на примитивном уровне – и как смог выдавать себя за врача, не вызывая подозрения у пациентов. Остается загадкой, что привело его из Шотландии в Вену, и куда он подевался после того несчастливого для него летнего семестра 1498 года. Но, несомненно, он был не единственным, кто колесил по Европе с поддельной академической степенью.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

Подробный список пришедших донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Отон III де Грансон — поэт и воин, павший в судебном поединке

1 ноября 1391 года при загадочных обстоятельствах умирает молодой Амадей VII Савойский, прозванный в народе «Красным графом». Собственно, прозвище свое граф получил за огромную любовь к одежде красного цвета в отличие, например, от своего отца Амадея VI, предпочитавшего зеленый (угадайте под каким именем он вошел в историю?). Амадей VI Зеленый граф остался в истории выдающимся полководцем и правителем, сумевшем значительно расширить территорию Савойского графства (государства в составе Священной Римской империи, возникшего после распада Бургундского королевства в XI веке), а также возглавить крестовый поход против турок (1366—1367). Помимо всего прочего Амадей VI остался в памяти покровителем поэтов и поборником высоких идеалов рыцарства.

2.Памятник Амадею VI в Турине, Италия. Статуя изображает Зеленого Графа во время победоносной битвы с турками (Савойский крестовый поход)

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Для начала стоит сказать, что никто не знает когда родился будущий поэт, год его появления на свет определяют где-то между 1340-м и 1350-м, более уверенные склоняются в сторону последней даты. Однако одно известно точно — родился Отон III де Грансон в кантоне Невштатель в Савойе, будучи с самого своего рождения весьма обеспеченным парнем, ибо семья де Грансонов принадлежала к высшей знати и более того состояла в родственной связи с династией английских королей. В 1365 году молодой Отон III женился на Жанне де Вьенн — девушке своего круга, однако спокойной жизни со своей избранницей юноша предпочел ратные подвиги. Уже в 1368 году де Грансон участвует в походе против Бургундского герцогства, будучи подданным Савойского графского дома.

Морское сражение при Ла Рошели. Миниатюра из «Хроник» Фруассара XV в.Собственно, сведения об участии в битве Отон III де Грансона мы также черпаем с труда Жана Фруассара.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Близкие отношения с главой дома Амадеем VI Зеленым графом и его женой Бонной де Бурбон, вероятно, не особенно обременяли его в части служения, ибо за свою рыцарскую карьеру де Грансон успел выступить и за англичан — как участник рейда английской эскадры против французской крепости Ла Рошель (1372) и как доблестный рыцарь, выступавший на стороне Плантагенетов в Столетней войне. Особенных наград за служение английскому трону Отон III де Грансон не получил, однако за годы службы (1372-1379) ему удалось сблизиться с представителями английской аристократии и поэтами, а также заслужить славу искусного воина и, внезапно, образца куртуазии. В своих поэмах он держался главным образом одной темы, воспевая любовь к некой Прекрасной Даме. О поэзии Отона III де Грансона можно говорить долго, равно как и о его вкладе в средневековую литературу, упомянем лишь то, что именно он познакомил Францию и весь франкоязычный мир с обычаем выбирать свою Валентину, а также стал родоначальником тех самых «валентинок» — его «Праздник святого Валентина» в будущем поспособствует появлению известного нам дня, отмечаемого 14 февраля. Ниже мы познакомим вас с мнением одного из исследователей его творчества, которое, пожалуй, может сказать и о личности самого поэта:

«Он словно колебался между двумя образами — идеалом галантной любви, верной, благородной, предполагающей вассальное служение мужчины своей дамы, и новоявленным идеалом любви в духе праздника святого Валентина — фривольной и кокетливой, ведь своего партнера следует менять каждый год, а, значит, любовь низводится до уровня игры»
(Ален Корбеллари, профессор Лозаннского университета)

В целом Отон де Грансон был типичной для своего времени фигурой, служившей тому, кто больше платил, но его неоспоримый литературный талант вкупе с военными успехами сделали де Грансона известным человеком во многих странах Европы. Однако были в его жизни и неудачи. В той же битве при Ла Рошель 1372 года англичане потерпели сокрушительное поражение и де Грансон, вместе с несколькими сотнями других рыцарей и более восемью тысячами солдат попадает в плен. Два долгих года неутомимый авантюрист коротает в плену у испанцев, союзников Франции, прежде чем английский король Эдуард III не вносит щедрую плату за его освобождение.

1.Эдуард III Плантагенет

2.Столетняя война (1337-1453)

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Скульптура «Граждане Кале» Огюста Родена, посвященная одному из эпизодов Столетней войны — осаде г.Кале 1346 года.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Де Грансон продолжит служение короне до смерти своего отца в 1386 году — кончина родителя заставит блудного сына вернуться на родину. В Савойе Отон III приступает к придворным обязанностям, унаследовав несколько высоких титулов и родовые земли, разбросанные по окрестностям Женевского озера. Помимо этого прославленный поэт и рыцарь становится главным советником графа Савойи Амадея VII, прозванного Красным графом, участвует в многочисленных событиях придворной жизни со всеми ее страстями и интригами, которые в конце концов приводят его в стены тюремного замка Морж, а после и знаменитого Шильонского замка.

Замок Шильон или Шильонский замок. Первое упоминание относится к 1160 году, уже тогда крепость была резиденцией графов Савойских. Также служил тюрьмой. Замок особенно известен благодаря произведениям Джорджа Байрона, Жан-Жака Руссо, Виктора Гюго и Александра Дюма, где крепость является одним из мест действия.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Сложно сказать, сколько времени де Грансон проводит в заключении, зато можно уверенно заявить, что это было не последней его проблемой. 1 ноября 1391 года умирает его покровитель Амадей VII Красный, что становится началом целого вороха проблем. Ибо как приближенный ко двору, Отон III становится одним из главным подозреваемых в убийстве графа, а затем указом его вдовы Бонны Берийской лишается собственных владений. Как вы уже знаете, поэт не стал дожидаться участи других обвиняемых и сбежал в Англию, где, находясь под покровительством короля Ричарда II, мог чувствовать себя в безопасности. Если бы, конечно, оставался при дворе, но де Грансон не из таких, потому уже в 1392-1393 годах он служит в войске Генриха Ланкастера (графа Дерби и будущего короля Англии Генриха IV) в походе в Пруссию, а затем и в Палестину. Тем временем в Савойе имущество уже немолодого поэта уходит с молотка.

Однако спустя какое-то время «выясняется», что ни заговора, ни отравления не было. В 1395 году распоряжением самого короля Франции дело было пересмотрено, а невиновность осужденных доказана. Реабилитированный де Грансон тут же возвращается в Савойю, где рассчитывает вернуть свои владения, однако на месте выясняется, что решений Карла VI (оставшегося в истории под прозвищем Безумный), савойцы не признают, в связи с чем поиски виновных в смерти Амадея VI продолжаются. Не называя прямой причины, обвинение Отону III де Грансону выдвигает новый владелец его имений — молодой Жерар д’Эставайе, на красавицу-жену которого пожилой поэт якобы заглядывался. Измученный ревностью Д’Эставайе ображается к правителю кантона Во Луи де Жуанвилю, который затем ходатайствует к Амадею VIII Савойскому — правителю Савойи, ставший оным после смерти своего отца. Граф приглашает обоих к себе, где д’Эставайе вновь выдвигает обвинение против де Гастона и желает ему смерти от своего меча, а тот в ответ обвиняет д’Эставайе во лжи и напоминает, что он уже признан невиновными имеет право отказаться от суда поединком. Сказав это, Отон III схватился за рукоять своего меча, а другой рукой бросил перчатку, тем самым дав свое согласие на поединок. Затем противники поклялись на Евангелии, что исполнят приговор, а затем разошлись до января 1397 года — тогда должно было свершиться долгожданное «правосудие».

Согласно обычаю, обоим участникам конфликта давался 40-дневный срок перед, непосредственно, судебным поединком, в который они могли потренироваться, приобрести необходимое снаряжение и, что самое главное, «привести в порядок свою совесть». О вопросах совести в данном случае говорить не приходится, что же касается снаряжения — упомянутые нами выше Отон III де Грансон и Жерар д’Эставайе могли иметь при себе копье, два меча и кинжал.

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Но в указанный день дата была перенесена судом на 5 мая, а затем на 7 августа того же года. Очевидно судебная коллегия надеялась на примирение противников и, соответственно, возможность избежать масштабного кровопролития, ибо и тот, и другой участник конфликта обрели множество сторонников, готовых вмешаться при любой выдавшейся возможности. Однако примирения не произошло.

Поединок между Отоном III де Грансоном и Жераром д’Эставайе

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

Однако есть и другая трактовка этих событий, которая, впрочем, не противоречит вышеуказанным сведениям. Между противниками заранее было оговорено, что в случае непризнания своей вины побежденный должен будет лишиться обоих рук. Так и случилось — победивший в поединке Жерар д’Эставайе потребовал, чтобы де Грансон признал себя виновным в отравлении графа Савойского, а тот в ответ протянул ему обе руки, которые д’Эставайе отрубил одним ударом. Спустя годы о событиях, произошедших во французском городке Бурк-ан-Брес вспомнит Александр Дюма, описав на страницах своей книги «Путевые впечатления. В Швейцарии» надгробную статую Отона III де Грансона, находящуюся в его гробнице в Лозанне. Как вы уже догадались, скульптура была изувечена, равно как и тело, находящееся под ней.

Жерар д’Эставайе отрубает руки Отону III де Грансону

зачем выбривали макушку монахи. Смотреть фото зачем выбривали макушку монахи. Смотреть картинку зачем выбривали макушку монахи. Картинка про зачем выбривали макушку монахи. Фото зачем выбривали макушку монахи

«Вот почему у статуи нет рук, как нет их у тела, лежащего под нею: они были сожжены палачом как руки предателя. Когда вскрыли могилу Отона, чтобы перенести его останки в кафедральный собор Лозанны, в ней был обнаружен облаченный в боевые доспехи скелет со шлемом на голове и шпорах на ногах, отверстие, пробитое на груди кирасы, указывало место, куда попало копье Жерара» (Александр Дюма)

А с вами был Бородатый Горец. Спасибо, что читаете нас, впереди вас ждет еще много всего интересного. С этой и другими статьями вы также можете познакомиться в нашей группе «Бородатый Бард» в ВКонтакте, где в целом много интересного материала)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *