зачем выступать на конференции
Как я начал выступать на конференциях и не могу остановиться
Современный мир разработки, по-своему, прекрасен. Хорошей практикой считается свободное распространение своих знаний и разработок. Стремление к знаниям создает спрос, а habr, toster (ныне qna), github, митапы, конференции и прочее являются отличным предложением. О митапах и конференциях я сегодня и хотел бы рассказать. Под катом история как я, будучи разработчиком и собственником IT-компании, начал выступать на IT конференциях.
В 2008 году, когда я в 14 лет разрабатывал торговых роботов на рынке FORTS, я и представить себе не мог, что буду частью этого сообщества. Разработка торговых ботов далека от opensource — никто не стремился делиться своими открытиями и способами достижения целей. На всех тематических мероприятиях, в основном, люди делились своими финансовыми успехами и предлагали вкладывать деньги в себя. Но в какой-то момент, а именно в 2011 году, я начал погружаться в мир WEB разработки и удивился тому, как в нем все открыто. С тех пор я и остался в мире “разработки под браузер”.
Постепенно я “прогрессировал” и начал делать сайты и “порталы” на wordpress, modx и даже написал небольшую систему управления агентством недвижимости в нашем городе. Признаюсь, в тот момент я думал, что знаю “почти все”:) Пока не познакомился с человеком, который открыл мне фреймворк Yii2. Я тогда закончил бакалавриат МФТИ и все лето провел в обучении — записи конференций, статьи на хабре, GitHub — я собирал абсолютно всю информацию, которую мог найти на тему ООП, фреймворков Yii2, Laravel, Zend и тд.
На препати PHPRussia 2019
Прошло несколько лет, на дворе январь 2019 года — у меня своя компания, несколько серьезных проектов за спиной, желание двигаться вперед и расширять горизонты. И тут я, по счастливой случайности, натыкаюсь на пост Саши Макарова (SamDark) про то, что планируется конференция по PHP в Москве! Я решил для себя, что я там окажусь в любом случае! Правда максимальный интерес у меня вызывала возможность именно выступить на этой конференции. Со времен YiiConf в Москве (июнь 2017) я начал думать о том, что надо выступить на какой-нибудь конференции по разработке — в голове уже 3 года как зрел этот план и я понял, что это знак:) И вот тут закрутились все события, которые привели меня к моим 11 выступлениям за 2019 год.
Топ моих причин, почему выступать — это круто
Общение с программным комитетом и совместная работа по докладу
Придумать тему доклада, тезисы и обращение к программному комитету довольно тяжелое занятие — особенно в первый раз. Без доли везения не обошлось: в своей компании я стараюсь постоянно пробовать новые технологии и как раз в это время мы перевели пару проектов с REST API на GraphQL — профит заметный, проблемы тоже:) Поэтому первая моя тема доклада так и называлась — “Переход с REST API на GraphQL на примере реальных проектов”.
В программном комитете PHP Russia был и есть сейчас Кирилл Несмеянов (SerafimArts) — евангелист GraphQL и разработчик фреймворка Railt. Он-то и взялся за меня и мой доклад. На протяжении нескольких недель мы созванивались с ним, разговаривали на разные темы, иногда холиварили и, конечно же, прорабатывали мой доклад. Кирилл успел показать мне некоторые фишки фреймворка Laravel, крутые и злые особенности GraphQL, с которыми я столкнулся лишь через пару месяцев. Да и в целом общение было крайне полезным настолько, что можно было на этом этапе остановиться и наслаждаться полезным опытом общения с таким человеком.
Общение с ПК даже ДО принятия заявки это уже целенаправленная работа и движение вперед с неизбежным пополнениям багажа знаний, а ощущение “заправки мозга” быстро вызвало у меня привыкание и я понял, что двигаюсь в верном направлении.
Прокачка в публичных выступлениях и взгляд со стороны
В один день я ложился спать и уже почти уснул. “бзз-бзз” сказал мой телефон и на экране я увидел — “Ваш доклад был одобрен”. Должен сказать — заснуть было не очень просто — проснулся я моментально, так еще и разбудил жену, которая только вернулась с роддома).
Конференция была через месяц и, за этот месяц, мне нужно было подготовить презентацию и отрепетировать само выступление. И тут мне очень помог созвон с тренером программного комитета Романом Поборчим (p0b0rchy) — много полезного узнал буквально за один час разговора.
Многие вещи, которые сейчас для меня уже очевидны, до разговора с Романом для меня были недоступны. Казалось бы — маленькие буквы плохо видно и их лучше не использовать в презентации, но как иначе показать кусок кода, чтобы был понятен контекст? А легко — упростить код, чтобы донести только суть и чтобы влезло на слайд не более 5-7 строк кода. Я еще думал “а что тут может быть непонятного”, а потом посмотрел пару других докладов, где “делились большим кодом” и понял, что правда в этом есть — в чужой голове разобраться не просто, ровно как и в чужом коде:) Или, например, что можно один слайд с кучей информацией разбить на 4 слайда с малыми блоками информации и словами пояснить связь между ними. Я общался с Романом по поводу каждого своего выступления на конференциях ОНТИКО и каждый раз это было очень полезно!
Подготовка доклада
Сколько всего нужно перечитать и пересмотреть, прежде чем подготовить доклад?
Если рассказываешь о чём-то со сцены — будь готов ответить на максимум вопросов по теме. Поэтому зачастую подготовка доклада — это самая настоящая прокачка по теме. Не зря говорят, что если хочешь а чем-то достичь совершенства — научи этому кого-нибудь другого. После своего доклада про GraphQL я выступал уже с разными темами. PWA, миграция с PHP на GoLang, организация файлового хранилища — это основные темы, с которыми я выступал в 2019 году, помимо доклада с GraphQL и его вариаций. Пока я готовился к каждому докладу по, казалось бы, уже изученной мной теме я натыкался на столь неожиданные для себя кейсы или технологии, что сразу же внедрял их в процессы компании или хотя бы выносил на обсуждение.
Параллельно с PHP Russia, я подал похожие доклады про GraphQL, но с разными направлениями на RITFest и Highload Siberia. Доклады одобрили на обе конференции, что меня очень обрадовало! Особенно меня впечатлил тот факт, что я побываю в Сибири, где давно хотел оказаться.
Полезные знакомства и заряд энергии
Шло время и пришел тот самый день — 17 мая и конференция PHP Russia. За день до этого организаторы устроили препати для спикеров, на которых я познакомился лично с разработчиком Yii2, на котором большинство наших проектов, Александром Макаровым. Вообще, конечно, посещение конференций в качестве спикера позволяет познакомиться лично со многими людьми, про которых раньше только читал на хабре. А это затягивает.
Первое выступление было нервным и тревожным. Меня поставили выступать самым первым в зале С (Залы назывались М-V-C). Я был рад выступать первым — отстрелялся и свободен:) После этого я лишь наслаждался общением и личным знакомством с новыми интересными людьми из мира PHP — Константин Буркалев (ksdaemon), чьи подкасты я слушал до этого, Дмитрий Елисеев (ElisDN) — по его урокам я познавал мир ООП и фреймворков и другие люди, которых я ранее видел только на экране монитора.
Я и ksdaemon на фоне ksdaemon
В конечном итоге на разных конференциях, за 2019 год, мне удалось лично пообщаться с разработчиками Sphinx Андреем Аксёновым (shodan), ClickHouse Алексеем Миловидовым (o6CuFl2Q), автором книг и блога по ReactPHP Сергей Жуком (seregazhuk).
Вообще, я слышал мнение, что пустая болтовня на конференциях не более, чем бесполезная трата времени. Но у меня на этот счёт есть своя точка зрения. Мне общение на конференциях дает:
И, конечно, это энергия. На конференциях безумное количество умных, заряженных и увлеченных своим делом людей — это с одной стороны вдохновляет, с другой стороны даёт понять, что конкуренция высокая и расслабляться некогда:)
Прокатился на беспилотном такси на Стачке в Иннополисе
Разумеется есть и люди, которые пришли на конференцию работать, хантить, искать клиентов и тд., но такие люди, обычно, быстро сами прекращают разговор, если понимают, что я — не целевая аудитория. Поэтому заострять на них внимания смысла особо нет.
Выступления — как полезное хобби
С этого момента я начал все глубже и глубже погружаться в вопрос выступления на IT конференциях и планирую выступать, по возможности, дальше. Например, в этом году я буду выступать на http://teamleadconf.ru/moscow/2020
Но одного желания выступить недостаточно. Пока что я не являюсь известным спикером, которого приглашают куда-то выступать каждые выходные, я сам ищу мероприятия и предлагаю свою кандидатуру. И тут я столкнулся с вопросом — как и где находить те самые мероприятия, где меня бы хотели видеть в качестве спикера? Я для себя нашел несколько ресурсов, которые регулярно просматриваю:
Изучая все эти ресурсы я не нашел удобного места, откуда можно было бы регулярно получать актуальную информацию о конференциях и датах приема докладов. Потратив немного времени, я сделал для себя календарик с фильтрами и telegram-канал куда теперь складываю информацию о мероприятиях, на которые можно подать свой доклад.
Календарь для желающих выступать
Хочется, чтобы этот инструмент был доступен и полезен не только для меня, но и для других спикеров. Сейчас я сам наполняю его информацией о событиях из открытых источников, но о некоторых мероприятиях могу просто не знать — буду благодарен, если вы поделитесь ими со мной и я добавлю их в календарь.
Вот так тяга к знаниям постепенно превратилась для меня в полезную и увлекательную часть жизни, а вы что думаете о пользе выступлений на конференциях?
Зачем выступать на digital-конференциях?
Причины у всех разные. Большинство приходит в докладчики, потому что:
б) интересно и хочется попробовать (just for fun),
в) надеются получить лиды и заказы сразу после выступления.
На самом деле если применить системный подход, то результат может быть и более значимым, и вполне понятным в рамках общей стратегии продвижения компании.
Посмотрим на схему.
Если у компании есть евангелист (обычно владелец бизнеса, но иногда это и человек на должности), способный делать доклады на конференциях, то вы получаете доступ к той части целевой аудитории, которая иначе о вас узнает только через изменение своего качества: когда тусовщики станут читателями, читатели – слушателями и т.д. Кроме того, вы получите дополнительные инфоповоды для влияния на пассивную часть целевой аудитории. И что еще важнее, возникает усиление экспертного воздействия на «адвокатов бренда», которые могут формировать большую часть ваших лидов со временем.
Работает отложенный спрос
Сразу откинем горячий спрос. Сравнивать ту же контекстную рекламу с лидами на конференциях не совсем корректно. Контекст или органика могут масштабироваться в отличие от аудитории в зале. Разумеется, бывают случаи, когда после доклада поступали десятки лидов. Мой личный рекорд — чуть больше 70 заявок. Но выхлоп потом в договоры был весьма незначительный. Если и случается хороший заказ, то не от самого факта доклада, а от нетворкинга после него – и это еще одна причина заниматься ивент-маркетингом.
Остается отложенный спрос. Может, покажется странным, но ваш отложенный спрос не сидит на конференциях, разве что малая его часть. Он находится дома или на работе, занимается своим делом, но параллельно следит за публичным фоном. И вам надо до него как-то добраться, создать мотивацию. Самое простое здесь — быть всегда на виду.
А теперь давайте подумаем, сколько инфоповодов в год генерит ваша компания? Ваше небольшое диджитал-агентство? Раз в год попадет в три рейтинга на 30–100 место? Напишете статью для тематического издания? Ввяжетесь в срач с клиентом или напишете несколько похабных опусов? Нарисуете смешной лендинг под виральные репосты? Сколько в итоге наберется активностей, достаточных для инфоповодов, которые выльются на целевую аудиторию в виде статей, интервью, обзоров, видео?
Компаний, генерящих инфоповоды на потоке и при этом выдерживающих высокие стандарты качества — единицы. Все они — на слуху. Хотите войти в эту воду? Готовьте хороший бюджет. Подобный контент-маркетинг мало того, что высосет вас до донышка в части мыслей «про что еще написать», но и потребует немало средств на авторов и редакторов, на контент-менеджера и пиарщика, на email-маркетолога и SMM-щика, на таргет и ремаркетинг. Это очень затратный путь. Тем не менее от какой-то минимальной посильной активности никогда не нужно отказываться. Капля камень точит.
Куда проще оказывается задействовать индустрию ивентов в целях развития собственного бренда и экспертизы. Так или иначе в закромах агентств копятся кейсы, специалисты проводят исследования, аналитики сводят массивы данных. У вас всегда есть чем поделиться, даже если вам кажется, что это не так. Но даже если с данными проблема, есть сервисы, у которых этих данных — тьма, и все зависит от ваших возможностей оттуда извлечь что-то полезное для отрасли.
Так что материал есть всегда. На его качестве останавливаться не будем — это уже вопрос квалификации конкретного специалиста.
Конференции по типам
Теперь открываем график конференций. Они бывают про маркетинг в целом — федеральные и для регионального бизнеса. Основу здесь составляют обзорные и мотивационные доклады, даже на таких крупных, как РИФ или RIW. А еще бывают конференции для обмена опытом среди специалистов, или как их называют — тематические. Тематические в свою очередь могут быть для ваших коллег или вы — приглашенный специалист для конференции в другой нише.
Маркетинговые конференции
В год проводится несколько десятков региональных конференций, ориентированных на маркетологов, владельцев бизнеса и местных агентств. Стоимость участия в таких мероприятиях невелика, или оно вообще бесплатно, участников — сотни, а иногда и тысячи, залов много, иногда десятки.
Пробиться на такую конференцию много проще. Часто организаторы не справляются с программой своими силами и приглашают модераторов секций, которые формируют список докладчиков на свой вкус. То есть решает знакомство с модератором секции. Но, конечно, можно попробовать пробиться в лоб. А вдруг!
Доклад для такой конференции стоит делать попроще, без большого числа деталей и цифр, сосредоточиться на простых и понятных выводах из сказанного. Достаточно дать путь — как надо делать. Вас запомнят, вам будут благодарны, вас будут рекомендовать как минимум послушать.
Вы извлечете из присутствия на такой конференции только одну вещь, но очень важную. Это не практика ораторской деятельности, это не возможные заказы от слушателей или через нетворкинг, это не рост базы «адвокатов бренда». Это тоже будет, но в небольших количествах и мало повлияет на общую ситуацию. Гораздо важнее, что вы получите факт участия в конференции.
Казалось, что вам дает такой факт? Ну был и был Вася Петров докладчиком на региональной конференции. Однако если Вася не самый глупый маркетолог, то он выжмет из этого инфоповода сразу несколько активностей.
Сначала Вася напишет в Фейсбуке, что он едет выступать и получит на этом несколько лайков – главное, конечно, не лайки, а охват, но без лайков он совсем грустный. Потом Вася сделает фотки из зала и репосты от организаторов.
Потом Вася выложит свою презентацию для скачивания. Дальше выйдет статья по мотивам доклада в тематическом СМИ или корпоративном блоге. Если Вася будет достаточно проворным, то успеет дать несколько комментариев прессе или даже целое интервью.
Наконец, Вася поставит галочку в портфолио «докладчик на такой-то конференции». И плевать, что в зале было 50 студентов и 10 бизнесменов, Вася же в этом не виноват.
Вот так одно небольшое выступление на региональной конференции перед людьми, которые его забудут сразу после доклада, принесет Васе десяток активностей, которые позволят ему несколько недель находиться в публичном поле перед своей целевой аудиторией.
В этом плане онлайн-конференции и вебинары, конечно, проигрывают офлайн-мероприятиям по числу генерируемых инфоповодов. После бума в 2015 году волна онлайн-конференций пошла на спад, и сегодня наибольший интерес вызывают студийные варианты, где докладчики общаются с ведущим в прямом эфире. Такой недоофлайн.
Конференции в чужой нише
На тематическом мероприятии в другой нише вы будете единственным специалистом в своей нише. Например, слет представителей свадебной индустрии, и вы там — про сайты и их продвижение в социальных сетях. Это как пустить лису в курятник. Приятная возможность собрать не только активности, но и лиды.
С инфоповодами на таких конференциях сложнее, так как основные усилия организаторов уходят на то, чтобы пиарить своих коллег. И даже если про вас вспоминают, то разовый всплеск в инфополе, которые слабо пересекается с вашим общим инфополем, практически ничего не дает. Да и вашей целевой аудитории, если вдруг они узнают, что вы выступили на конференции стоматологов, это мало что даст для улучшения вашего имиджа в их глазах.
Поверьте, ваш будущий клиент не ищет, кто делал рекламу стоматологам, если сам им не является. Он будет просто интересоваться теми, кто занимается нужным ему видом рекламы. Хотя, конечно, можно сделать такие выступления фишкой, стараясь попадать на множество подобных мероприятий – со стороны вашим фанатам будет казаться, что вы подходите всем и каждому. Минус же – рассказывать вы будете одно и то же, стираясь постепенно до балабола с одной темой.
Подводя итоги: лиды и опыт выступлений – основное, что можно извлечь из такого типа ивентов.
Тематические конференции в своей отрасли
На тематических конференциях для специалистов в своей отрасли, казалось бы, нет целевой аудитории — будущих клиентов, но мы же помним, что главное — не собрать лиды с зала. А добиться наибольшего числа инфоповодов. И здесь тематические конференции как нельзя кстати.
Во-первых, условный Вася сам может постараться и собрать с десяток инфоповодов. Во-вторых, он может поучаствовать в нетворкинге, так как здесь много коллег, и есть с кем не только пообщаться, но сделать интервью или опрос. В-третьих, сами организаторы стараются, чтобы доклады выстрелили не только на конференции — это и трансляция, и релизы, и работа с прессой, и предварительные вебинары, и интервью для предварительного знакомства, и сторителлинг, и активный пиар через паблики и сайт конференции на широкую аудиторию. По меньшей мере, поток информации удваивается, хотя масштаб тематической даже международной конференции обычно небольшой — от 100 до 500 человек.
На выходе получаем поток публичной активности в информационном поле, которое отслеживают ваши потенциальные клиенты, когда интересуются деятельностью в вашей нише. Заметим, что стоимость этого потока весьма невелика по сравнению с самостоятельной генерацией, но при этом имеет сравнимую, а иногда и большую ценность и эффективность.
Конференции позволяют вам выйти в публичное поле
Если сразу отказаться от работы над лидами и продажами на конференциях — не ждать их и не просить.
Если перестать лить воду и стараться дать в зал ценность.
Если корректно отслеживать последствия своей ивент-активности и вовремя реагировать на запросы аудитории.
Если делать все это, можно рассчитывать на значительный поток лидов, которые иначе как потоком с контент-маркетинга и не назовешь. Так или иначе это все клиенты, пришедшие к вам за счет вашей экспертизы, вынесенной в публичное поле.
Минусы спикерской карьеры
Есть у этой деятельности и минусы. Выносить слабые доклады можно в паблик, но экспертизу они не повышают. А сильных докладов больше трех-четырех в год сделать нельзя. Второй минус в усталости от постоянных переездов, недосыпа, стыковок рейсов, проверок на таможне и в залах аэропортов, в потере чувства времени, в плохом питании из фаст-фуда по дороге, в стрессах от того, что вас не поняли или наоборот слишком хотят вашего внимания.
Об авторе: Дмитрий Шахов — основатель группы компаний «REMARKA» и проекта «Безумные котики интернет-маркетинга»; автор и ведущий обучающего онлайн-курса «SEO How to». Один из самых известных и квалифицированных практиков SEO в Рунете; организатор тематической конференции Baltic Digital Days.
Зачем студенту выступать на научных конференциях – 10 причин
Многие начинающие исследователи пренебрегают участием в работе конференций, предпочитая просто публиковать статьи в сборнике. Это ошибка.
Есть минимум 10 причин выступать на конференциях с докладом.
Причина 2. Регулярные выступления формируют способность четко и ясно выражать мысли в устной форме, последовательно излагать информацию, а также полностью исключают боязнь публичных выступлений.
Причина 3. Присутствующие на заседании специалисты всегда задают вопросы, которые касаются сомнительных моментов в докладе. Это указывает вам на неточности формулировок или неправильные акценты, которые вы сделали во время выступления, и демонстрирует «белые пятна» в работе, то есть те аспекты, которые вы не учли. В итоге каждое выступление позволяет выявить пробелы в ваших знаниях. При этом те люди, которые задавали вопросы, сами же и подскажут, где можно найти наиболее полные ответы на них.
Большое количество вопросов всегда свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Причина 4. Иногда критика со стороны слушателей позволяет найти и исправить существенные ошибки, которые вы могли допустить. Конечно, научный руководитель следит за вашей работой, но ведь он тоже человек, вполне может что-то упустить или просто не обратить внимания. Участие в конференции выявит недоработки и, соответственно, позволит их устранить.
Причина 5. Если ваш доклад вызовет интерес у слушателей, вас запомнят и в будущем не откажут в помощи, если она вам потребуется.
Причина 6. Самое главное. На конференциях появляется возможность наладить множество контактов. Во время неофициальной части (кофе-пауза, обед, фуршет, экскурсия) люди активно общаются. Прослушав доклады участников конференции, каждый для себя отмечает, кто еще работает по похожей тематике. В итоге люди сходятся по интересам. Причем знакомятся участники совершенно разных возрастов. Не пренебрегают знакомствами и с нынешними студентами, потому что неизвестно ведь, кем этот студент станет через несколько лет. Знакомства на конференциях предполагают работу на перспективу, взаимопомощь в исследовательской деятельности.
Всегда общайтесь с максимальным количеством людей. Особенно ценно неофициальное общение с более опытными участниками конференции, поскольку именно они могут вас многому научить, дать дельный совет и оказать поддержку в будущем. Помните: ровесники не научат вас ничему. У них тот же уровень, что и у вас. На конференцию вы приехали ради полезных знакомств, а не просто приятно провести время.
Всегда обменивайтесь контактными данными с новыми знакомыми (адрес электронной почты, номер телефона). Удобно записывать эти данные прямо в программу конференции, поскольку так вы их точно не потеряете.
Чем чаще вы принимаете участие в конференциях, тем больше у вас полезных контактов.
Причина 7. Новые знакомые по электронной почте будут пересылать вам информационные сообщения о конференциях и сборниках трудов, куда можно подавать статьи для публикации. Разумеется, вы должны делать то же самое. При необходимости знакомые также помогут вам опубликовать статью в том издании, с которым сами постоянно сотрудничают.
Причина 8. На международных конференциях есть возможность наладить контакт с представителями других стран, а значит, регулярно публиковать свои статьи в иностранных изданиях.
9. Если на конференции присутствуют представители сторонних организаций, то по итогам выступлений участников и обсуждения их докладов довольно часто заключаются договора о сотрудничестве (иногда прямо на конференции). Таким образом вы, например, можете найти инвестора для проведения дальнейших исследований, постоянное место работы, потенциального покупателя вашей разработки и т.п.
Причина 10. Если вы приняли участие в конференции, то ваши контакты будут сохранены в базе, и в следующий раз редколлегия пришлет информационное сообщение на e-mail уже лично вам. То есть через некоторое время вам не только не придется самим искать журнал для публикации, но вы даже сможете выбирать, в каком издании лучше опубликовать статью.
Таким образом, география ваших публикаций существенно расширится, а публикационная активность возрастет в разы. Также вы начнете сотрудничать на постоянной основе с 2–3-мя издательствами. Иногда при таком сотрудничестве может возникнуть ситуация, когда редколлегия попросит вас обязательно прислать им статью (например, если в данной секции подано мало заявок), и в этом случае может предложить бесплатную публикацию или выплатить гонорар за статью.
Начинать лучше с участия в студенческих научных конференциях (СНК), проводимых разными вузами. Это нужно, чтобы попрактиковаться в выступлениях с докладом. Сборник материалов СНК, как правило, публикуется бесплатно. Однако это не статьи, а тезисы докладов (обычно объемом от 1 до 5 страниц). Затем можно принять участие в более солидных международных научных конференциях (МНК).
Участие в работе научных конференций всегда приносит положительный результат. Поэтому старайтесь выступать как можно чаще.
Ну и напоследок повторим основные 5 причин: первая причина это…?