зачем задают домашнее задание в школе
Плюсы и минусы домашнего задания
Нормы домашнего задания
Министерством просвещения РФ оговорены нормы времени, необходимые на выполнение ДЗ (письмо № 220/11-12 от 22.02.99). Согласно этим нормам «бездельничать» после уроков имеют право лишь первоклашки. Уже во 2-3 классах предполагаются домашние занятия длительностью 1,5 часа. В 4-5 классах норма увеличивается до 2 часов, в 6-8 – до 2,5, в 9-11 – до 3,5 часа. Эти же рекомендации закреплены в санитарно-эпидемиологических требованиях к организации обучения.
В итоге на ДЗ дети тратят больше времени, чем оговорено нормами.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Плюсы и минусы домашнего задания
Целесообразно ли сохранять практику выполнения ДЗ или их можно полностью отменить?
Плюсы домашнего задания
Целью ДЗ является повторение, закрепление пройденной на уроке темы, а также формирование практических навыков применения знаний. Ведь теория, не подкреплённая практикой, малоэффективна. В ряде случаев на самостоятельное изучение учителя передают тему, которую не удалось полностью пройти в учебное время.
1. Закрепление пройденного материала. Методисты отмечают, что до 50-70 % сведений, полученных на уроках, забывается, если их не повторить. Особенно остро проблема стоит в случае с младшими школьниками. Если не работать дома, то продолжительность изучения каждой из тем придётся значительно увеличить, что в условиях традиционного учебного процесса и ограниченного количества часов невозможно.
2. Положительное влияние ДЗ на успеваемость. В академическом журнале High School Journal университета Северной Каролины были приведены результаты исследований на эту тему. Те, кто ежедневно уделял 30-90 минут выполнению ДЗ, значительно превосходили тех, кто этого не делал, по количеству баллов на экзамене по математике. Разрыв составил около 40 баллов.
Подобные исследования были проведены и Институтом изучения труда (IZA). Удалось выяснить, что с увеличением загруженности растёт и средний балл успеваемости.
3. Приобщение родителей к учебному процессу. ДЗ позволяют родителям контролировать образовательный процесс своих детей – отслеживать, какие темы входят в программу, насколько хорошо они освоены, нужна ли помощь.
4. Контроль знаний. Выполненная учеником работа позволяет преподавателям оценить уровень освоения материала.
5. Самоорганизация. Психологи считают, что навык выполнения ДЗ полезен. Он учит самоорганизации, что обязательно пригодится во взрослой жизни. Учащиеся обретают навыки расстановки приоритетов, распределения собственного времени, поиска информации, критического мышления, вычленения главного из массива данных. В будущем такие школьники имеют больше шансов стать успешными, нежели те, которые этих свойств не обрели.
Дополнительные доводы в пользу ДЗ:
Во всех этих случаях только самостоятельное изучение учебника и выполнение ДЗ даёт возможность освоить знания.
Минусы домашнего задания
В России серьёзных исследований, касающихся преимуществ и недостатков выполнения ДЗ, не проводилось. Некоторые данные можно найти в зарубежных источниках.
1. Отсутствие прямых доказательств влияния ДЗ на качество освоения знаний. Об отсутствии влияния ДЗ на академическую успеваемость заявили Х. Купер, Дж.С. Робинсон, Э.А. Паталл (Синтез исследований, 1987-2003 г.). Работа Does Homework Improve Academic Achievement была опубликована в 2006 г.
2. Стресс-фактор. В Канаде в 2009 г. было проведено исследование The Researchers Ate the Homework! Perspectives of Parents and Teachers. Было установлено, что основная масса школьников испытывает высокий уровень стресса из-за ДЗ (этот факт подтвердили 45 % учителей средней школы).
3. Внутрисемейные отношения. Исследователи отмечают негативное влияние домашней работы на семейные отношения. У школьников не остаётся времени на нормальное общение с близкими. Выполнение ДЗ превращается в очередной камень преткновения – 50 % родителей в процессе проведения опроса в 1998 г. отметили, что у них с детьми возникают ссоры на этой почве (вопросом интересовались Э. Краловец и Дж. Буэлл). Не остаётся у учащихся времени и на полноценный отдых, занятия спортом, общение с друзьями.
4. Чрезмерная загруженность. В соответствии с данными Научного центра здоровья детей, ежедневная суммарная образовательная нагрузка в старшей школе составляет 10-13 часов. Еженедельно учащиеся тратят на обучение 50-65 часов, что на 10-25 часов превышает продолжительность рабочей недели их родителей. Из-за чрезмерной загруженности школьники либо игнорируют некоторые ДЗ, выполняя лишь те, которые задали по профильным для них предметам, либо просто списывают.
5. Негативное влияние на здоровье. Те, кто ответственно подходит к изучению заданных материалов и выполнению ДЗ, отмечают, что переизбыток информации приводит к недосыпанию и общему ухудшению самочувствия (головным болям, проблемам с желудком, истощению).
Плюсы домашнего задания в школе перевешивают возможные минусы – без углубленного изучения и практического применения знаний невозможно добиться их закрепления.
Уровень и качество образовательных услуг в традиционной школе не устраивают многих родителей. Решить проблему позволяет дистанционная форма обучения – Домашняя школа «ИнтернетУрок» приглашает учеников. Записаться можно в любое время года (исключение составляют лишь выпускные классы – зачисление в них возможно до конца декабря). Учебный процесс проходит в соответствии с ФГОС и рекомендациями Министерства просвещения РФ.
Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?
Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.
На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?
Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?
Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.
Дети так устали от домашних заданий, что хотят только есть и спать. Почему такая учеба неэффективна
Давным-давно профсоюзы боролись за восьмичасовой рабочий день. Изобретенное ими правило гласило: «Восемь часов — труд. Восемь часов — отдых. Восемь часов — сон».
И постепенно развитые страны закрепили его в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и ее тоже). Просто при длительной работе снижается эффективность. Человек работает все дольше, а толку от этого все меньше. В итоге оказывается выгоднее работать меньше.
Да, можно работать на выходных и в отпуске, брать работу на дом. Но толку от этого будет мало. Вспомните историю про отца ядерной физики Эрнеста Резерфорда. Когда Резерфорд увидел своего аспиранта поздно вечером в лаборатории, он сделал ему выговор. «Когда же вы думаете?» — возмутился Резерфорд. Если человек постоянно работает, то у него просто нет времени осмыслить происходящее.
К сожалению, на российскую школу не достижения профсоюзов не распространяются. Даже формальный запрет на домашние задания в первом классе не останавливает родителей и учителей.
Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако это не так.
Больше учатся, но не лучше знают
Большие домашние задания помогают лучше учиться?
Ученые исследуют этот вопрос много лет. Одно из таких исследований проводилось в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В ее рамках по всему миру проверяют знания 15-летних школьников. В 2012 году школьников спрашивали, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. И в этом соревновании российские школьники победили другие страны.
Наши дети в среднем тратят на домашнюю работу 9,7 часов в неделю, за нами идут итальянцы (8,7 часов). В других странах школьники делают дома существенно меньше. Например, молодые англичане посвящают домашней работе 4,9 часов в неделю, немецкие — 4,7, финские — 2,8.
Впрочем, шанхайские подростки обошли даже наших. Они делают домашнее задание в среднем 14 часов в неделю. Но во всем Китае исследование не проводилось, поэтому Шанхай шел вне рейтинга.
Можно предположить, что российские школьники вдвое лучше умеют применять полученные в школе знания, чем европейские. Но нет.
Наш уровень образования оказался весьма средним. Даже в умении применять математику в жизни мы оказались десятке, где-то между Испанией и Словакией. В то же время финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя им практически не задают домашних заданий.
На следующем тестировании PISA в 2015 году анализировали общую продолжительность учебы. Всего в распоряжении школьников 80 часов в неделю: пять будней, в каждом — минус восемь часов на сон. Сколько школьники тратят на учебу?
Лидерами здесь оказались школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай опять не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не сильно отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.
В другом конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они занимаются менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины их доступного времени, им удается выстроить баланс между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая для достижения тех же результатов требуется заниматься больше.
Страны в исследовании разделились на несколько групп. Есть те, кто учится много и достигает высоких результатов. Это в основном школьники из азиатских стран.
Есть страны, где результаты столь же хорошие, но учатся подростки существенно меньше. Лидеры в эффективности использования школьного времени — Финляндия и Германия и другие европейские страны.
Самое грустное, что есть группа, в которой школьники учатся много, а результаты оказываются ниже среднего. Абсолютный лидер здесь ОАЭ, где учатся даже больше китайцев, а результаты хуже, чем в Чили. Россия тоже находится в этой группе, окруженная Испанией, Грецией и США.
Наши подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это кстати больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых.
Ее Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.
Многие дети по всему миру посвящают слишком много времени учебе после школы. Но это не улучшает их результаты. Зато лишает возможности вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби, общение с друзьями.
Правило 10 минут для домашнего задания
Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам.
Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт ( Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018) :
1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.
2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).
3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.
4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.
Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.
Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.
Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.
Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах.
Битва с домашним заданием
У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе.
Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся бесконечными заданиями.
Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома.
Мы не догадывались, что к началу второго класса английский уже надо знать. Я приезжал с работы и в девятом часу сменял уставшую супругу в битве с домашним заданием. Ведь это так «просто» — выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, начинающееся с этой буквы.
Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском. Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания. К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта.
Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?
Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку.
Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.
На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15–20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше.
Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования.
Почему мы перевели детей на семейное обучение
В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы. Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы.
Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.
Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема семейного обучения вовсе не в том, что там много учебы. Школьную программу за целый класс можно освоить за два-три месяца. Проблема обратная: у детей появляется много свободного времени, которое раньше они просто высиживали. Когда ребенок не копает «от забора и до обеда» каждый день, то у него появляются силы и их нужно направлять в развитие: и интеллектуальное, и физическое, и социальное.
Пока дети перегружены учебой у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.
Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие и им ежедневно нужно делать домашние задания.
Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит.
Силы тратятся, а результатов нет. «Можно делать и отсутствие дела», как пел Вячеслав Бутусов.
Родители vs учителя: нужны ли домашние задания в школах?
Обучение в школе без домашней работы кажется невозможным — её делали наши родители, мы, а теперь и современные дети. Правда, часто «домашка» становится головной болью не только учеников, но и их мам и пап. Получив аттестаты, они и не думали, что через несколько лет будут снова корпеть над алгеброй и находить в предложении подлежащее со сказуемым.
Сейчас домашние задания, особенно в начальных классах, обсуждают все, кому не лень — на эту проблему обратил внимание комик Алексей Щербаков, только-только отправивший сына в первый класс. Видеозапись его выступления быстро разлетелась по родительским чатам и дошла даже до губернатора Белгородской области, который предложил вообще отменить домашние задания. Реально ли это? Что ждёт детей без «домашки»? Да и зачем она вообще нужна? Об этом корреспондент A42.RU спросил родителей и учителей.
Вячеслав Ворожейкин, отец двоих детей
У меня сын в следующем году в школу пойдёт, так что вопрос для меня актуальный. Я уже наслушался от знакомых мамочек, как они делают домашние задания с детьми — начиная со второго класса и порой по нескольку часов до глубокой ночи. Насколько я могу судить по их информации, «домашка» сейчас такая же, как была и у нас: набор упражнений, которые надо выполнить. Например, решить математические задачки, прочитать и уяснить параграфы. Учителя говорят, что стандарты столь велики, что они порой не успевают даже объяснить принцип решения, и это приходится делать родителям. По их мнению, это нормально, «потому что родители должны принимать участие в учёбе детей».
По-моему, это системная ошибка: мы пытаемся напихать в головы детей как можно больше знаний. Такой подход был оправдан, когда ребёнок узнавал большую часть того, что знает, до 20 лет, он получал образование и потом всю жизнь работал на этом багаже. Сейчас просто нет смысла запихивать большие объёмы информации в голову: во-первых, она доступна по одному клику в гугле, во-вторых, быстро устаревает. Учиться нужно будет всю жизнь, и ребёнку нужны не зубрёжка и факты, а умение их быстро добывать, анализировать, делать выводы, общаться с людьми и так далее. И желательно остаться здоровым в процессе, без близорукости и кривой спины от корпения над учебниками.
Подход нужно изменить с зазубривания, нарешивания и натаскивания на более творческие и принципиально значимые вещи. Детей оставить в покое, оставить им время и на кружки, и на безделье, которое тоже важно и полезно. Домашку отменить как явление вообще, оставить только списки литературы для чтения. Так и поступили в Канаде, Испании, Италии и, что примечательно, в Финляндии, которая демонстрирует чуть ли не лучшие в мире результаты обучения в школе. И мир не перевернулся — всё у них хорошо.
Татьяна М., учитель начальных классов
Домашние задания помогают ребятам закрепить пройденный на уроках материал, повторить изученные темы. Самостоятельная работа формирует ответственность, усидчивость, способность к саморазвитию. Поэтому, да, домашние задания необходимы.
Родителям надо стараться не заменить учителя дома, а помочь ребёнку научиться выполнять работу самостоятельно. Это постепенный труд, начиная с младших классов. Дети приучаются к распорядку дня, чередованию учёбы с отдыхом.
Как учитель я понимаю, что чрезмерная нагрузка домашними заданиями вызывает потерю интереса к учебе, проблемы со здоровьем. Поэтому считаю, что домашняя работа должна быть соразмерна возрасту детей, и не занимать всего их свободного времени, соответствовать санитарным нормам. В начале и конце недели нельзя давать объёмные задания — низкая работоспособность у ребят. Желательно разнообразить домашние задания привлечением дополнительных источников: словарей, книг по чтению, интернет-ресурсов. Творческие задания учащиеся выполняют с большим интересом и удовольствием. Можно давать индивидуальную, групповую, дифференцированную домашнюю работу, что тоже повышает эффективность подготовки учащихся.
Андрей К., отец двоих детей
Помню себя в школе – я никогда не понимал, зачем нужно домашнее задание. Потому что есть два варианта: ты либо всё понимаешь и без домашнего задания, либо ты ничего не понимаешь, а домашнее задание никак не помогает.
Самостоятельная работа вне уроков важна, но, наверное, она важна для тех, кто не успевает по программе. И чтобы это отслеживать как раз есть учителя, которые видят успехи каждого ребёнка и контактируют с родителями, а не просто дают «домашку» и ждут, что ребёнок просветлеет и всё поймёт. Я не перекладываю ответственность на учителей, родители тоже должны интересоваться успеваемостью ребёнка в школе, не только смотреть дневник, а звонить и общаться с классным руководителем.
Главный минус домашнего задания в том, что часто это предмет, который ребёнку вообще не пригодится никогда. Например, я постоянно дома сидел над физикой и по паре часов решал задачи. Это мне не пригодилось. Самое ироничное, что я даже не помню каких-то простейших законов и не решу элементарную задачу сейчас. О чём это говорит? Что я глупый человек? Возможно. Но домашнее задание я делал исправно. Был ли толк в этом? Не уверен.
Понятно, что вся эта тема началась с шутки Щербакова, но в каждой шутке есть доля правды. Это действительно волнует некоторых родителей. Ведь нередко бывает, что «домашку» выполняют они, потому что ребёнок не понял. И ещё бывает, что они её просто выполняют, и не объясняют, почему так. Просто не хватает времени.
Двоякое мнение у меня на этот счёт. Если подытожить, то домашняя работа нужна. Но для тех, кто не успевает, и только по тем предметам, которые пригодятся в будущем.
Ирина Григорьева, директор МБОУ «Гимназия № 41»
Домашние задания, безусловно, нужны. Это как средство закрепления материала, пройденного на уроке, так и возможность самообразования. В современном мире его исключать нельзя. В том числе это показатель знаний ученика, возможность учителю их оценить.
Родители часто объясняют необходимость отмены домашних заданий загруженностью детей, тем, что их жизнь заметно улучшится. Но это не так. Я считаю, что в вопросе обучения должен быть компромисс. Никто не говорит о сложных работах, перегрузках, которые приведут к утрате интереса к учёбе. Я сама веду русский язык в 9 классе. Если не будет постоянного тренинга, дополнительной работы над фигурой речи, то можно утратить этот навык. Повторение, как говорится, — мать учения.
Закон об образовании, Семейный кодекс — эти документы обязывают родителей отвечать не только за воспитание ребёнка, но и обучение. Поэтому нет ничего страшного в том, что они проконтролируют выполнение домашних заданий, но ни в коем случае не будут делать их за ребёнка. К счастью, наши дети растут в мотивированных семьях, где родители понимают необходимость домашних заданий, хорошего образования.
Школа без домашних заданий — это утопия. Тогда это станет объёмным тестовым режимом проверки знаний, а не качественным обучением.
Инна Макаренко, мама троих детей
Я редко делаю «домашку» с детьми. Мы с ними давно договорились, что они подходят ко мне, если есть вопросы. Тогда помогаю, даже интересно бывает — ты вспоминаешь то, что сам давно изучал в школе. Возможно, я родитель-раздолбай, но мне не важны оценки. Мне важно, чтобы мои дети понимали, знали.
В целом домашние задания помогают закрепить пройденный материал. Причём надо повторять постоянно, потому что через год, как правило, это исчезает из памяти. Плюс «домашки» помогают дисциплинироваться. Раньше старшая дочь могла откладывать работу на потом, сидела полночи, но делала. А со временем научилась распределять своё время так, чтобы его хватало на художку, компьютер и другие какие-то дела.
Причём я никогда не манипулирую: если не сделаешь домашку, то тебе не видать этого и того. Мне кажется, большая часть детей думает, что «домашка» — это что-то страшное, потому что закрепляется такой вот негатив. Поэтому я никогда не стою над детьми и не грожу им пальцем.
Отменять домашние задания при нынешней системе образования было бы нелогично. В тех странах, где их нет, образование построено по-другому. Единственное, что я бы отменила — оценки за «домашку». Иногда детей надо учить мечтать и разрешать допускать ошибки, но это уже другая обширная тема.
Дмитрий Николаев, отец семерых детей
Сложно ответить на вопрос, нужны ли домашние задания. Я бы выборочно кое-что оставил, например, домашнее чтение, список литературы, упражнения для изучения иностранного языка. Ведь саморазвитие очень важно.
В целом, наверное, домашние задания нужны, без них не обойтись. Но это при текущей системе образования. Если их отменить, но саму систему преподавания оставить прежней, как и отношения педагогов к учебному процессу, то ничего хорошего не выйдет. Только усугубит ситуацию со знаниями.
Мы с женой не делаем домашние задания за детей. Помню только, когда младшая училась в первом-втором классе, им давали такие сложные задачки, что приходилось всю семью подключать, старших детей, которые уже проходили эти темы. Сейчас она в третьем классе всё делает сама, жена сидит рядом, контролирует, чтобы дочь не расслаблялась. Если чего не понимает, спросит, мама всегда проверит. Так что, в начальной школе, до третьего класса, поневоле приходится помогать детям. А уж потом, извольте, делайте всё самостоятельно.
Не нормально сильно опекать детей, заботиться об их учёбе или оценках. Есть знакомая мама, которая за свою дочь так тряслась, за её отметки, что бежала по любому пустяку в школу, скандалы учителям устраивала. В итоге педагоги завышали оценки, лишь бы мамаша не прибегала в истерике. Так беспокоиться за детей, за их домашки — зачем? Всё равно ребёнку поступать в вуз, жить с этими знаниями. Родитель должен наставить, научить, чтобы дети сами справлялись — им так легче в жизни будет.
Ксения Т, учитель математики
Для ученика домашняя работа — это возможность попробовать свои силы, закрепить полученные знания. Когда на уроке даётся новая тема, самым усердным ученикам кажется, что они всё поняли. Но если это не повторить, не закрепить, то, как правило, всё из головы вылетает.
Но это не показатель знаний ученика. Я всегда говорю детям, бесполезно списывать с решебников, из интернета. Мне не нужно правильное решение, тем более я не ставлю за домашнее задание оценки, мне нужно понять, что школьники поняли. Так я понимаю, на что сделать акцент, что больше объяснить.
Оценки за домашнюю работу ставлю только за те задачи, которые придумала лично я, решение которых они не найдут в интернете. Знания можно оценивать с помощью контрольных работ, проверочных срезов, математических диктантов, которые периодически устраиваю. Только так я вижу работу учеников. Но в то же время без домашних заданий лично мне было бы хуже — без них не видно пробелы в обучении.
Екатерина Соломина, мама третьеклассника
Только «за» домашние задания — пройденный материал надо закреплять. Чем чаще делать, тем лучше. Ребёнок должен делать это сам. Одна знакомая рассказывала, что четверокласснику мама читает те книги, которые им задают для домашнего чтения. Потом она пересказывает, а он с её слов запоминает содержание. Она говорит ему, что писать, как писать. Я с трудом понимаю, зачем это делать.
Я за своего сына никогда не выполняла, разве что на подмоге была. Проверяла, объясняла, если что-то непонятно было. И ни разу не было такого, чтобы я что-то исправляла, обычно говорю, что есть ошибка, пусть сам анализирует, думает, ищет.
Замечаю, что в домашних заданиях есть очень много «воды», никакого закрепления. А бывают откровенно глупые задания, без конкретной информации, там даже делать нечего, но решать всё равно как-то надо. Но никогда не давали заданий, которые было бы невозможно выполнить. Всё в соответствии с возрастом, знаниями. По крайней мере, в той программе, по которой учится мой ребёнок.
Отменить домашние задания невозможно. Не сможет каждому ученику учитель донести нужные знания, вложить в них. Слишком много детей в классе — по 30 человек. Если они в школе не получат то, что должны, ещё и дома не будут ничего делать, чему дети вообще научатся?
Ольга П., учитель начальных классов
А как учиться без домашних заданий? Не представляю даже. Домашняя работа показывает очень многое, даёт детям то, без чего они не смогут в дальнейшем нормально жить. В первую очередь, это самостоятельность. Именно в начальных классах закладывается этот виток — надо быть самостоятельным, надо развиваться самому. Ведь никому, кроме самого ребёнка, в дальнейшем это не понадобится.
Когда ребёнок приходит из школы, кушает, а потом садится за свой стол, чтобы писать в тетрадке прописью, — это показатель того, что данное качество в нём развито. А не ждёт маму, чтобы потом из-под палки выполнять домашнюю работу. Или чтобы она вообще села и писала уроки за него.
К сожалению, я часто вижу, что родители делают домашнее за ребёнка или сильно его опекают в этом плане. Когда ребёнок на уроке не может выполнить элементарное задание, а из дома приносит идеальную работу. О чём это говорит? Выполнять «домашку» должен сам ученик, а ты как родитель можешь его проконтролировать, проверить. Но иногда всё-таки полезно расслабиться и позволить совершать ребёнку ошибки.