зачем женщина рожает много детей мнение психолога
Я же мать: зачем мы на самом деле рожаем детей
Потребность первая: принятие и безусловная любовь
Часто, недополучив безусловной любви в детстве, мы очень нуждаемся в ком-то, кто принял бы нас такими, какие мы есть. Наши дети любят нас, какими бы мы ни были, всегда нас прощают и очень ждут ответной любви. Улыбка мамы, ее грудь, сильные руки папы — это истинное счастье для ребёнка. Вот это и есть безусловная любовь, которая наполняет наше сердце и является невероятным источником сил и уверенности. И если мы недополучили принятия и безусловной любви от наших родителей, то мы начинаем хотеть детей ещё сильнее – чтобы компенсировать этот недостаток. Порой желание иметь много детей продиктовано потребностью восполнить некую зияющую рану внутри нас. Другими словами, нам очень нужна эмоциональная опора, чтобы мы смогли, наконец, перестать чувствовать себя одинокими и покинутыми.
Потребность вторая: ощущение и осознание собственной компетентности
«Надо родить ребёнка», «А когда в декрет?», «Вот родишь и поймёшь!». Общество исправно снабжает нас этими и многими другими подобными постулатами. А мы хотим быть уверены, что в наших силах совершить настоящее волшебство! И получается, что ребёнок — это в первую очередь ресурс для удовлетворения потребности в собственной компетентности: «Вот я могу», «Я — родитель», «Я состоялся!»
Действительно, дети – это «проект» длиною в жизнь. Проект творческий, финансовый и ресурсный, требующий четкого плана, креативности, выносливости. И нам необходимо быть готовыми работать «на долгую перспективу», сочетать этот основной «проект» с другими нашим желаниями, планами и обязанностями. Родив ребенка, мы повышаем свою самооценку, так как становимся для кого-то авторитетом, наставником. А ведь это очень важно — передать свой опыт, генетику, историю, это потребность на уровне поколений. Декрет, роды, уход за ребёнком, семья, работа на горизонте — ответственности растут, задачи множатся, бюджет трещит по швам. Мы словно идем по канату, балансируем, быстрее думаем, чаще дышим, меньше спим, чётче планируем. Мы набираемся сил и все больше отделяемся от своих родителей. И эта автономность — тоже потребность, которая делает нас сильнее.
Потребность третья: свободное выражение своих чувств и эмоций
Не нужно забывать, что, только родив ребёнка, мы становимся способны подарить безусловную любовь САМИ. Кому-то. Просто так. Особенно важно это для людей, склонных к подавлению эмоций и эмоциональной депривации. Им очень тяжело выразить свои чувства к другу, любимому мужчине, родителям, в творчестве, наконец. А ведь реализация этой потребности – важнейшая составляющая гармоничного развития личности. И с ребёнком эту потребность можно активировать без опаски — зная, что твои чувства важны и нужны, их ждут, их не обесценят.
Потребность четвертая: спонтанность и нарушение привычных границ
Как ни странно, многие рожают от усталости от привычного образа жизни — чтобы уйти в декрет. Ребенок в этом случае становится способом изменить свою жизнь. Особенно это свойственно женщинам-трудоголикам, которые эмоционально выгорают на работе (даже любимой!) и видят декрет как выход и индульгенцию на отдых: «Ну вот теперь-то я могу отдохнуть и бросить это все!» Такие решения принимают чаще люди, склонные к перфекционизму, самопожертвованию: они не могут просто так уйти с работы или взять отпуск, а в декрет — вроде бы и не стыдно. Так они удовлетворяют важнейшую потребность личности в спонтанности, автономии и свободе.
Кстати, когда мы играем с ребёнком, лепим, рисуем, ползаем на четвереньках, поем ему колыбельные, мы также удовлетворяем свои потребности в творчестве и свободной игре. Это ресурсное состояние с виду не очень заметно, но мощно продвигает и подпитывает нашу эмоциональную составляющую.
Возможно, на языке психологии все эти слова звучат довольно сухо: «потребности», «компетенции». Но стоит отчётливо понимать, что у нашего желания иметь детей есть определенные причины. И это не отменяет факта, что дети — это огромное счастье! Это то прекрасное, что украшает наш мир и делает его ярче. Родителям, которые руководствуются фразами «дети должны», «дети обязаны», «ребенок манипулирует мной», «он – неуемный!», стоит понять одну простую вещь: вы родили себе человека для укрепления СВОИХ чувств, СВОИХ эмоций. Ребёнок вас не просил об этом! Даже находясь в утробе матери, малыш уже является личностью, он не ваша собственность и не ваше отражение.
Поэтому нам, родителям, изначально нужно быть готовыми ко всему и уже на этапе планирования беременности понимать, откуда черпать энергию для воспитания ребенка и как восстанавливать в этом процессе свои силы.
Для того, чтобы проект «ребенок» был успешным, нужно понимать причины, почему вы решились на это чудо, какую потребность вы при этом закрывали. Нужно безусловно принимать и уважать эту личность: никогда не относиться к ребенку как к несмышлёнышу без чувств и потребностей и любить его всегда, а не только лишь тогда, когда он спит и не причиняет никаких неудобств. Помните, что поведение малыша — это только ваша ответственность, ваш пример и следствие ваших ему посланий. А чтобы эти послания были верными, нужно следить за своим здоровьем, не отказывать себе в праве на усталость и на отдых, продолжать заниматься творчеством и работой и не бояться просить помощи.
И главное — быть искренними с самими собой.
Автор: Мария Скрябина, психотерапевт, эксперт проекта SelfMama, спикер SelfMama Forum 2017
Мнение: рожать и воспитывать детей должны те, кому это нравится, а не все подряд
Этот текст — комментарий читателя Т—Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.
Мне кажется, рожать и воспитывать детей должны те, кому это нравится, а не все подряд в качестве реализации какого-то непонятного долга.
Абсолютно не понимаю, как можно добровольно снизить качество своей жизни резко и надолго. Я никогда и нигде не видел ни одной семьи с маленькими детьми, у которых дома был бы порядок и чистота. Постоянный невообразимый бардак, разрисованные поверхности, заваленный мелкими предметами пол, тряпки какие-то повсюду, множество запахов различного происхождения и так далее. Со звуками отдельная история: либо бедлам, визг, хохот, плач и крики, особенно когда детей в помещении больше одного, либо жесткое соблюдение тишины всеми взрослыми.
В любой совместной поездке с друзьями, у которых есть дети, центром поездки становится не ее цель, а этот самый ребенок или несколько: все сразу же начинает вращаться вокруг него, его расписания и потребностей. «Туда мы не пойдем, там нет детской комнаты», «сюда тоже, потому что скоро спать», «вы местные сладости и деликатесы не покупайте, потому что он тоже захочет, а нам нельзя».
Можете считать меня бонвиваном и жуиром, но, на мой взгляд, первая и основная задача любого человека — стать счастливым и прожить эту жизнь максимально качественно, интересно и насыщенно, максимально исследовав и увидев окружающий мир, раз уж выпал этот шанс. А если человек не способен стать счастливым, не родив ребенка, то, поверьте, ничего хорошего из такой вымученной семьи не получится.
Уж чего-чего, а недостатка людей на планете точно не наблюдается. Я четко помню, как в школе на географии слышал число: шесть миллиардов, живущих на планете. Сейчас, через 20 лет, открываю статистику — почти восемь миллиардов! Стало больше на треть всего за каких-то два десятка лет! Куда столько?
Мнения. Читатели делятся мыслями на любую тему
Зачем заводить детей, если можно не заводить: новое поколение против детоцентрического общества
Почти половина россиян не собирается заводить детей
В прошлом году Аналитический цента НАФИ провел опрос, по результатам которого выяснилось: 46% россиян не хотят заводить детей, причем женщин среди них (51%) больше, чем мужчин (41%). И пока у людей почтенного возраста от этих результатов рушится картина мироздания, потому что у нас принято, что женщина, даже если не может родить, в любом из случаев должна этого хотеть, как и мужчина должен грезить продолжением рода, молодежь стремительно рвет шаблоны. Они уверены: не хотеть – можно! И дети – не обязательный фактор счастливой семейной жизни.
Движение возникло не пять и не десять лет назад, а в далеких 70-х. Как и всегда, в свободолюбивых Штатах. И зародилось не просто так: чайлдфри – для того, чтобы отличать людей, который не хотят заводить детей, от тех, кто не может их завести по состоянию здоровья.
Так сторонники движения добровольно и осознанно отказываются становиться родителями и причины на это – разные. Чайлдфри делятся на так называемых «аффексьонадо», которым хочется жить в свое удовольствие без «обременений», и на «реджекторов», которые детей не любят. И причинный смысл, неудивительно, куда глубже, чем кажется на первый взгляд.
«В современном мире четко прослеживаются тренды не только на позднее рождение ребенка, но и на отказ от деторождения вовсе или «чайлдфри», – говорит руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег ИВАНОВ. – Это следствие того, что постепенно в обществе с Запада на Восток меняются семейные ценности. И если еще в середине прошлого века в США и странах Западной Европы – самых «передовых» в плане развития либерально-прогрессивной идеологии – преобладали традиционные семейные ценности, то уже сегодня во главу угла там ставится гедонизм и эгоцентризм».
Так многие люди отказываются рассматривать семью только как союз мужчины и женщины, отказываются от института брака и деторождения, потому что хотят «пожить для себя», не «обременяясь лишними заботами» и «дополнительной ответственностью».
«Все это – следствие инфантилизма и эгоизма современного человека, его стремления «брать от жизни всё», – отмечает Иванов. – Очевидно, что изменение ценностей напрямую влияет на желание людей создавать традиционные семьи и, соответственно, на демографическую ситуацию в целом. Даже на примере нашей страны мы видим, что в некоторых ультраконсервативных регионах, например, на Северном Кавказе, все остается по-прежнему, рождаемость там высокая, а те же Москва и Санкт-Петербург начинают в этом смысле все больше походить на западные общества».
Более того, в современном мире вопросы «когда надо рожать» и «нужно ли рожать вообще» стали считать некорректными.
«В далекие 60-е года активизация феминистического движения была запущена именно для свободы выбора женщин, – уверена семейный психолог-консультант, гештальт-терапевт и арт-терапевт Ксения ЮРЬЕВА. – Чтобы независимо от возраста и статуса женщина могла выбирать: строить ей карьеру или рожать детей, или делать все это параллельно. Действительно, в последние годы среди молодежи наблюдается тенденция нежелания рожать детей. Это происходит совершенно по разным причинам – все они индивидуальны. Одна из них и главенствующая – экономическая».
По мнению психолога, современная молодежь все меньше перестает надеяться на систему государства в материальном плане и все больше полагается на себя. А чтобы взять ответственность за появление еще одной жизни, необходимо гораздо больше лет, чтобы создать благоприятные условия. Но в этом случае речь идет скорее об «отложенном родительстве», которое люди ошибочно именуют приверженностью идеологии чайлдфри. Между тем, бывает и так, что люди заявляют о себе как о чайлдфри, просто потому что не могут иметь детей именно по состоянию здоровья, что противоречит начальной концепции идеологии, но делает огромное одолжение парам, которые в этой ситуации оказались.
«Наше общество развивается, но скорее не теми темпами какими бы нам хотелось, – уточняет Юрьева. – И «страна советов» постоянно давит на молодое поколение некорректными вопросами. Молодые пары, которые испытывают трудности зачатия, не выдерживают этого напряжения и предпочитают сообщать обществу о позиции свободной от детей».
А дело все в том, что прогрессивная молодежь иначе смотрит на мир. Главное отличие заключается в понимании того, что мнений может быть много. В том, что можно критически осмыслить и оспорить устоявшиеся постулаты. В том, что они стремятся к лучшей жизни, к большим возможностям и успехам. И им не нравится, когда им что-то навязывают и говорят «ты должен».
«Все что «принято» от традиций и веры, до заведения детей, для молодого поколения воспринимается как вещь, которую нужно поставить под вопрос, – говорит практикующий психолог Татьяна ПОШАТАЛОВА. – И почти всегда, в процессе переосмысления, люди уходят в крайности. Те, кто верил в семью и традиционный брак, после первого развода могут разочароваться и говорить, что никогда туда не вернутся. Те, кто разочаровался в вере, уходят в радикальный атеизм. Но правда, как обычно, прячется где-то посередине и каждый выбирает именно то, что подходит именно ему. Со временем, наверняка те, кто действительно был в крайности, почувствуют свою потребность в семье с ребенком и пойдут на этот шаг. А те, для кого рождение ребенка внутренне неестественный путь, утвердятся в своей позиции».
И чайлдфри это не хорошо и не плохо – это выбор каждого отдельного человека, за который пора перестать клеймить, ведь именно попытками научить всех тому, «как надо», можно отбить любое желание делать это вообще. А еще снова и снова пора заниматься просвещением.
«Есть важный элемент, влияющий на популярность чайлдфри, – добавляет Пошаталова. – Это просвещение. Просвещение о всех трудностях и последствиях родов. Да, есть много женщин, которые рожают достаточно спокойно. Но есть и много тех, для кого это становится разрушающим (психически и физически) испытанием. А возможности организма у всех разные. Поэтому даже хорошо, что каждая женщина может объективно оценить свои желания и ресурсы, сделав выбор, подходящий именно для нее».
И ключевое слово здесь именно выбор – у каждого он свой, вот только сделать его в пользу отказа от чего бы то ни было куда проще, если тебе постоянно капают на мозг всякой чушью о том, что часики тикают. И из-за этих крайностей чайлдфри бросаются в такие же. Почему и отворачивают от себя добрую половину адекватного населения.
Нередко можно увидеть и услышать, как представители чайлдфри демонизируют детей и родителей, вешая на последних ярлык глубоко несчастных людей, которые мучаются от своих чад, якобы проклиная за рождение дьяволенка все на чем свет стоит. Также отвратительны и сленговые фразы, типа «личинки» (прим. ред.: в переводе с языка чайлдфри «дети»), «мамашки-овуляшки» и прочие вкусности. Но и тут виновата одна лишь глупость и злость, которые, опять же выросли в глубокую крайность у незрелых личностей, которым никто не объяснил, что, как, зачем и почему, а еще не сказал главного: каждый выбирает свой путь сам, главное прислушиваться к себе.
Дети – это счастье, и «время» для них у каждого свое. А если это время не придет никогда: может, оно и к лучшему? Разве будет хорошим детство у того, кого родители не будут по-настоящему любить?
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Зачем заводить детей, если можно не заводить: новое поколение против детоцентрического общества
Почти половина россиян не собирается заводить детей
В прошлом году Аналитический цента НАФИ провел опрос, по результатам которого выяснилось: 46% россиян не хотят заводить детей, причем женщин среди них (51%) больше, чем мужчин (41%). И пока у людей почтенного возраста от этих результатов рушится картина мироздания, потому что у нас принято, что женщина, даже если не может родить, в любом из случаев должна этого хотеть, как и мужчина должен грезить продолжением рода, молодежь стремительно рвет шаблоны. Они уверены: не хотеть – можно! И дети – не обязательный фактор счастливой семейной жизни.
Движение возникло не пять и не десять лет назад, а в далеких 70-х. Как и всегда, в свободолюбивых Штатах. И зародилось не просто так: чайлдфри – для того, чтобы отличать людей, который не хотят заводить детей, от тех, кто не может их завести по состоянию здоровья.
Так сторонники движения добровольно и осознанно отказываются становиться родителями и причины на это – разные. Чайлдфри делятся на так называемых «аффексьонадо», которым хочется жить в свое удовольствие без «обременений», и на «реджекторов», которые детей не любят. И причинный смысл, неудивительно, куда глубже, чем кажется на первый взгляд.
«В современном мире четко прослеживаются тренды не только на позднее рождение ребенка, но и на отказ от деторождения вовсе или «чайлдфри», – говорит руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег ИВАНОВ. – Это следствие того, что постепенно в обществе с Запада на Восток меняются семейные ценности. И если еще в середине прошлого века в США и странах Западной Европы – самых «передовых» в плане развития либерально-прогрессивной идеологии – преобладали традиционные семейные ценности, то уже сегодня во главу угла там ставится гедонизм и эгоцентризм».
Так многие люди отказываются рассматривать семью только как союз мужчины и женщины, отказываются от института брака и деторождения, потому что хотят «пожить для себя», не «обременяясь лишними заботами» и «дополнительной ответственностью».
«Все это – следствие инфантилизма и эгоизма современного человека, его стремления «брать от жизни всё», – отмечает Иванов. – Очевидно, что изменение ценностей напрямую влияет на желание людей создавать традиционные семьи и, соответственно, на демографическую ситуацию в целом. Даже на примере нашей страны мы видим, что в некоторых ультраконсервативных регионах, например, на Северном Кавказе, все остается по-прежнему, рождаемость там высокая, а те же Москва и Санкт-Петербург начинают в этом смысле все больше походить на западные общества».
Более того, в современном мире вопросы «когда надо рожать» и «нужно ли рожать вообще» стали считать некорректными.
«В далекие 60-е года активизация феминистического движения была запущена именно для свободы выбора женщин, – уверена семейный психолог-консультант, гештальт-терапевт и арт-терапевт Ксения ЮРЬЕВА. – Чтобы независимо от возраста и статуса женщина могла выбирать: строить ей карьеру или рожать детей, или делать все это параллельно. Действительно, в последние годы среди молодежи наблюдается тенденция нежелания рожать детей. Это происходит совершенно по разным причинам – все они индивидуальны. Одна из них и главенствующая – экономическая».
По мнению психолога, современная молодежь все меньше перестает надеяться на систему государства в материальном плане и все больше полагается на себя. А чтобы взять ответственность за появление еще одной жизни, необходимо гораздо больше лет, чтобы создать благоприятные условия. Но в этом случае речь идет скорее об «отложенном родительстве», которое люди ошибочно именуют приверженностью идеологии чайлдфри. Между тем, бывает и так, что люди заявляют о себе как о чайлдфри, просто потому что не могут иметь детей именно по состоянию здоровья, что противоречит начальной концепции идеологии, но делает огромное одолжение парам, которые в этой ситуации оказались.
«Наше общество развивается, но скорее не теми темпами какими бы нам хотелось, – уточняет Юрьева. – И «страна советов» постоянно давит на молодое поколение некорректными вопросами. Молодые пары, которые испытывают трудности зачатия, не выдерживают этого напряжения и предпочитают сообщать обществу о позиции свободной от детей».
А дело все в том, что прогрессивная молодежь иначе смотрит на мир. Главное отличие заключается в понимании того, что мнений может быть много. В том, что можно критически осмыслить и оспорить устоявшиеся постулаты. В том, что они стремятся к лучшей жизни, к большим возможностям и успехам. И им не нравится, когда им что-то навязывают и говорят «ты должен».
«Все что «принято» от традиций и веры, до заведения детей, для молодого поколения воспринимается как вещь, которую нужно поставить под вопрос, – говорит практикующий психолог Татьяна ПОШАТАЛОВА. – И почти всегда, в процессе переосмысления, люди уходят в крайности. Те, кто верил в семью и традиционный брак, после первого развода могут разочароваться и говорить, что никогда туда не вернутся. Те, кто разочаровался в вере, уходят в радикальный атеизм. Но правда, как обычно, прячется где-то посередине и каждый выбирает именно то, что подходит именно ему. Со временем, наверняка те, кто действительно был в крайности, почувствуют свою потребность в семье с ребенком и пойдут на этот шаг. А те, для кого рождение ребенка внутренне неестественный путь, утвердятся в своей позиции».
И чайлдфри это не хорошо и не плохо – это выбор каждого отдельного человека, за который пора перестать клеймить, ведь именно попытками научить всех тому, «как надо», можно отбить любое желание делать это вообще. А еще снова и снова пора заниматься просвещением.
«Есть важный элемент, влияющий на популярность чайлдфри, – добавляет Пошаталова. – Это просвещение. Просвещение о всех трудностях и последствиях родов. Да, есть много женщин, которые рожают достаточно спокойно. Но есть и много тех, для кого это становится разрушающим (психически и физически) испытанием. А возможности организма у всех разные. Поэтому даже хорошо, что каждая женщина может объективно оценить свои желания и ресурсы, сделав выбор, подходящий именно для нее».
И ключевое слово здесь именно выбор – у каждого он свой, вот только сделать его в пользу отказа от чего бы то ни было куда проще, если тебе постоянно капают на мозг всякой чушью о том, что часики тикают. И из-за этих крайностей чайлдфри бросаются в такие же. Почему и отворачивают от себя добрую половину адекватного населения.
Нередко можно увидеть и услышать, как представители чайлдфри демонизируют детей и родителей, вешая на последних ярлык глубоко несчастных людей, которые мучаются от своих чад, якобы проклиная за рождение дьяволенка все на чем свет стоит. Также отвратительны и сленговые фразы, типа «личинки» (прим. ред.: в переводе с языка чайлдфри «дети»), «мамашки-овуляшки» и прочие вкусности. Но и тут виновата одна лишь глупость и злость, которые, опять же выросли в глубокую крайность у незрелых личностей, которым никто не объяснил, что, как, зачем и почему, а еще не сказал главного: каждый выбирает свой путь сам, главное прислушиваться к себе.
Дети – это счастье, и «время» для них у каждого свое. А если это время не придет никогда: может, оно и к лучшему? Разве будет хорошим детство у того, кого родители не будут по-настоящему любить?
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Правда, далее социологи говорят, что если бы россияне могли увеличить ежемесячный доход на 58 тысяч рублей, некоторые пересмотрели бы свое отношение к деторождению. Авторы предпочитают стакан, наполовину полный, и интерпретируют полученные результаты как ответственное отношение молодых граждан к детям.
— Сейчас вообще тенденции смещаются. С одной стороны, в определённых слоях дети становятся признаком успешной жизни. Рожают по три, четыре, пять детей. С другой стороны, много стало семей, которые не планируют родительство в ближайшее время, потому что культура потребления направлена на то, чтобы человек всё больше был нацелен на получение удовольствий. В этом случае, рождение ребёнка для многих становится испытанием – нужно отказаться от привычного потребления удовольствий и вкладывать в родительство, на что не все готовы. Повышается уровень эгоизма, – говорит психолог и писатель Анетта Орлова.
Другие ученые говорят, что группа людей, ориентированная на «чайлдфри» (бездетные- НИ), не так однородна. Независимый демограф Алексей Ракша считает, что это не российская проблема:
В трудные времена в определенных обстоятельствах большое количество людей говорят, что они никогда не захотят иметь детей. Ученые считают, что такая реакция очень ситуативна. Во время пандемии, когда экономические трудности уже наступили, а будущее неопределенно, молодые люди не хотят думать о детях.
Тем не менее, в больших городах ситуация выражена ярче. По данным ВШЭ, в Москве эта группа людей, родившихся с 1979 года, может достигать 14%.
«Мне скоро исполнится 40, и я не родила. Да и вряд ли рожу. Мне наплевать на демографию России, и я уверена, что наплевать чиновникам разных уровней. Иначе хотя бы в пандемию реально подняли бы зарплаты врачам, а не воровали.»
Женщина не стесняется назвать себя эгоисткой.
Ольга Исупова говорит, что люди, не хотевшие детей, были всегда. Но до контрацепции у них не было возможности противиться этому. Один из важнейших элементов в изменении поведенческой нормы – изобретение контрацептивов. В отличие от стерилизации, после которой возврата к репродуктивности нет, контрацепция позволит передумать и изменить свой жизненный план.
В отличие от движения чайлдфри на Западе, которое возникло в 60-70-х годах, в России открытый отказ от продолжения рода – явление относительно новое, поэтому и давление среды велико. У семьи или старших родственников такой образ жизни вызывает непонимание, в лучшем случае. Чаще давление растет, а аргументы переходят все границы. Вот что пишет еще одна анонимная участница группы в Телеграм-канале «Чайлдфри» о своем разговоре с матерью:
«Итак, я болею, лежу дома с температурой. Звонит мать. Обычно она не поднимала разговоров и вопросов по поводу детей. Но сегодня, как специально, зная, что мне и так плохо, началось: «А когда дети? А почему не хотите? Все люди так живут! Откуда у тебя такие мысли? Ты не от мира сего! А люди живут в одной комнате с детьми и не жалуются! А как после войны? А вот тетя Лена (Глаша, Маша) живут все вместе в однокомнатной и улыбаются, довольные! А ты вся негативная, пессимистичная! Ты копия своего отца (при чем тут это?), я знаю, что ты не счастлива с мужем (никогда об этом не говорила).»
В целом, нормативное давление ослабевает. В том же паблике на вопрос, должна ли жена оставить своего мужа, если она бесплодна, священник Павел Островский говорит: «Если жена – плодородильный аппарат, то он плохой муж. Смысл жизни не в детях, а в любви».
Молодые люди, для которых их личная свобода представляет главную ценность, считают, что не иметь детей – это прекрасно. Часто они говорят о том, что их территория – весь мир. Они могут свободно передвигаться, делать, что хотят, и рассматривают ребенка как оковы. Вот так видит это анонимная поэтесса в Телеграме:
человек есть тот, кто преодолевает плоть.
Я есть дух и я мать шестнадцати книгам.
И кто-то скажет: «ты еще такая маленькая,
роды не страшнее укуса комарика,
а ты глупая, дура дурой,
так и помрешь со своей черной литературой».
Но в том-то все и дело, что для современного человека, в отличие от человека 18-19 веков, самым большим страхом стал не страх смерти, а страх потери смысла жизни, считает Александр Асмолов.
В мире сейчас меняется многое. Это не только переход на цифровую коммуникацию или изменение трудовой деятельности как таковой. Изменяются модели поведения и взаимодействия людей между собой. Относительно семьи, повышенные требования предъявляются к родителям, в то время как обязанности детей уменьшаются. Помощи дети родителям не предлагают, просить её у детей считается аморальным, а о пресловутом стакане воды говорить стало и вовсе неприлично. В результате родительского альтруизма может просто не хватить.
Есть много индивидуальных психологических факторов, которые ведут к отказу от ребенка либо к откладыванию рождения первого ребенка.
Самую большую группу в чайлдфри составляют сторонники репродуктивной справедливости. Они говорят, что, в общем, не против завести детей, но им нужны определенные условия, которых в обществе нет. Имеются в виду экономические и политические факторы.
Ребенок – это статья расходов, а расходы все время увеличиваются. В принципе, государство стимулирует рождение детей. Например, с помощью материнского капитала и пособий. Одни ученые считают, что эти меры эффективны. Другие говорят, что все это бессмысленно. Помогут ли 58 тысяч рублей ежемесячно, которые упомянуты в опросе НАФИ, чтобы подвигнуть людей на рождение ребенка? Это может помочь, но косвенно, не напрямую. Но сколько бы государство не давало денег, все расходы оно полностью не возместит никогда.
— Пандемия, которая обрушилась на весь мир не повышает чувство уверенности в завтрашнем дне, не добавляет оптимизма. Многие взрослые люди, которые планировали и хотели рожать ребёнка, начинают задумываться. Тревога приводит к тому, что рождение детей откладывается,- говорит психолог Орлова.
Демограф Алексей Ракша уверен, что пандемия и сопутствующий ей мировой кризис скажется на демографической ситуации: «Помимо выросшей смертности в этом году, я думаю, что в следующем году упадёт рождаемость во всех странах.»
Не стоит забывать, что нынешние 20-36-летние – поколение миллениалов. Они кардинально отличаются от предшествующих поколений. Поколение Y было первым поколением, которому родители обеспечивали и продолжают обеспечивать комфортный образ жизни, пока они сами крепко не встанут на ноги. Миллениалы сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта. В силу того, что они родились и выросли в эпоху как социальных, так и технологических перемен, они не строят планов на будущее. «Игреки» пользуются всем, что дают им их родители. На них их родители готовы потратить последние накопления, но сами миллениалы не готовы к таким жертвам по отношению к своим будущим детям. Поэтому процесс деторождения откладывается, а требования к финансовой подушке на детей увеличиваются.
Изменяются и гендерные модели поведения. В 19-м веке Он был рыцарем, а Она склоняла голову к нему на плечо. В 20-м веке отношения полов символизировала статуя Мухиной «Рабочий и колхозница». В 21-м веке картина стала обратной 19-му веку: Он идет рядом с Ней, нежно склонив голову ей на плечо.
Как противостоять нарастающей тенденции «избирательного родительства, мудрецы сказать не могут. Одни говорят, что нужно создавать условия, когда человеку будет страшно оставаться без ребенка. Другие думают, что спокойная жизнь даст возможность подумать без страха перед будущими сложностями и помогут сделать выбор с пользу ребенка. А третьи, самые мудрые, как Зиновий Гердт, считают, что у каждого поколения свое будущее. И они будут выстраивать его сами.