зачем женщинам покрывать голову в церкви
Почему женщины в церкви покрывают голову платком
Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.
Откуда пошел обычай?
Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.
Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.
Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.
Мнение церкви
Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.
Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.
В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.
Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.
В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.
Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.
Рекомендации по выбору головного убора
Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.
Цвет головного убора (шарфа, платка) | Обряды, службы | Церковные праздники |
Белый — символ радости | Венчание | Богоявление |
Крещение | Сретение Господне | |
Обряд погребения | Вознесение Господне | |
Красный — символ крови Христа | О мучениках | Пасха (40 праздничных дней) |
Темно-бордовый | – | На Страстной неделе (Великий четверг) |
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинства | В воскресные, но не праздничные дни | На богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей |
Зеленый — символ животворения | – | Вербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа |
Синий и голубой — непорочность | Дни, когда почитают икону Пресвятой Богородицы | Успение, Покров, Благовещение |
Фиолетовый — страдания Христа | Воскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной недели | Воздвижение |
Черный, темный синий и коричневый | Великий пост и Страстная седмица — будни, дни траура | Литургия Преждеосвященных Даров |
Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:
Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.
Как правильно повязать платок
Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:
Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.
Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?
Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.
Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».
Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.
Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?
Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.
Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.
Покровение головы
Покрове́ние головы́ – религиозно мотивированная практика покрытия головы головным убором, берущая начало в Ветхом Завете, имевшая (и имеющая) множество региональных и локальных отличий на протяжении всей истории христианства.
История традиции
Традиция покрова головы при каких-либо священнодействиях и молитве является общей для всех древних семитских народов, а также прочих народов Плодородного полумесяца (региона на Ближнем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Персидского залива). Данная традиция распространялась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех верующих. Покрытие головы символизировало трепет, страх, благоговение, покаяние, смирение. Первосвященники и священники Ветхого Завета покрывали головы специальными головными уборами. Практика молитвенного покрытия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор остается частью богослужебной традиции иудаизма.
В Ветхом Завете мы находим следующие свидетельства о покрытии головы женщиной:
«И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, невесте праотца Исаака.
«…и поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие» ( Чис.5:18 ) – описывается испытание неверности жены, из цитаты следует, что испытуемая женщина изначально находится на территории храма с покрытой головой, но впоследствии голова обнажается.
В Новом Завете содержится единственный отрывок, посвященный покрытию головы:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». ( 1Кор.11:2-10 ).
Надо отметить, что апостол Павел пишет не для иудеев, а для христиан. Кроме того, можно отметить, что на момент жизни апостола Павла былая еврейская традиция покрытия головы на молитве как мужчинами, так и женщинами сошла на нет. В частности, на фресках синагоги в Дура-Европос (конец II в. – начало III в.) еврейские мужчины уже изображаются без головных уборов. Традиция ношения головных уборов остается лишь за женщинами, а также особо благочестивыми мужчинами и мужчинами высокого социального положения. Отчасти, отказ от головных уборов во время молитвы мог быть связан с эллинизацией еврейского народа, что также сказалось и на практике ношения коротких стрижек у мужчин, вместо длинных волос (что подтверждается некоторыми реконструкциями обликов древних иудеев, в частности, реконструкции исследователя Ричарда Нива). Опять же, приводимое ниже апостолом Павлом в пример отращивание волос мужчиной в качестве негативной характеристики также соответствует довольно поздней традиции уже эллинизированного иудаизма («иудаизма рассеяния»). В частности, для древнего Израиля отращивание волос мужчиной могло знаменовать особый обет Богу, посвящение себя Богу (как в случае с судьей Самсоном). В частности, во времена апостола Павла существовала традиция назорейства (ивр. נָזִיר [назир] «посвящённый Богу»), о которой упоминают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заметим: христианство не есть трансформированный иудаизм рубежа завершения времени действия Ветхого Завета и начала действия Нового. Христианству присущи свои религиозно-обрядовые нормы и своя религиозно-обрядовая символика.
Между тем, о том, что женщине необходимо покрывать голову на молитве и в жизни писали Тертуллиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Григорий Богослов2 (325–389), свт. Иоанн Златоуст3 (ок. 347 – 14 сентября 407) и многие другие ранехристианские писатели. В святоотеческой традиции ношение платка женщиной является символом ее покорности – добродетели подчиненного лица. Мужчинам же (не имеем в виду священнослужителей) нельзя носить головной убор в храме по причине того, что они являют собой для женщины образ Самого Бога. Об этом, в частности, пишет один из величайших Отцов Церкви, свт. Иоанн Златоуст: «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается»4.
В христианской традиции покрытие своей головы является нормативным образом молящейся женщины, а также нормативным иконографическим образом женщин-святых.
В Средние века и позже покрывание головы платком или иным головным убором свидетельствовало о благонадежности женщины, ее благочестия, и данная норма применялась не только относительно храмового богослужебного пространства, но и относительно обыденной жизни в принципе. Непокрытая голова женщины трактовалась как ее принадлежность или к низшему сословию, или к профессиям низкого рода.
Изменения отношения к ношению головного убора женщиной (отмена обязательного ношения головного убора в публичном пространстве) наступили в эпоху позднего Модерна (вторая половина XIX века – середина и конец XX века) и являются сравнительно недавним в историческом измерении явлением.
Современное состояние и практики в разных христианских деноминациях
Во многих христианских деноминациях существует традиция ношения женщиной головного убора в храме и/или во время публичного богослужения. Однако, различаются отдельные региональные традиции ношения подобного элемента одежды, общие требования и жесткость относительно их соблюдения. В частности, чем более традиционно ориентирована община, тем более строгими являются требования как к факту ношения, так и к формам головного убора. Это касается в том числе и соблюдения этнических и региональных традиций. Так, например, индийские христианки носят не классический платок или североамериканский чепец (одежда консервативных протестанток), а свой национальный вариант платка – дупатта.
Так, среди набожных коптов до сих пор сохраняется традиция не только ношения платка женщиной, но и сокрытия лица особым полотном черного цвета, что внешне может напоминать мусульманскую женскую одежду.
В старообрядчестве (в большинстве согласий) принято ношение белого непрозрачного платка, который фиксируется английской булавкой или заколкой под подбородком.
Некоторые консервативные протестантские общины (например, амиши) обязывают женщин носить головные уборы не только во время богослужения, но и в повседневной жизни. Таковыми головными уборами выступают чепец или капор.
В Западной Европе, Северной и Латинской Америке помимо платка достаточно развита традиция ношения шляпок, иногда выполняющих лишь декоративную функцию (в таком случае большая часть волос остается не покрыта, а сама шляпка выполняет роль положенного женщине головного убора).
В современной Греции и на Кипре традиция ношения головного убора женщиной в православных храмах практически сошла на нет, как правило, женщине достаточно иметь короткую стрижку или аккуратно прибранные волосы. Аналогичная ситуация наблюдается во многих современных протестантских деноминациях.
В современной Русской Православной Церкви общепринятой практикой является покрытие головы в храме и во время публичной молитвы женщинами, вне зависимости от их возраста, социального статуса и семейного положения. При это форма и тип головного убора не нормированы и могут быть любыми (хотя, в подавляющем большинстве случаев это платок). В рамках домашней молитвы или внебогослужебных приходских активностей женщины могут как покрывать, так и не покрывать голову, в зависимости от принятой на приходе практики.
Примечания:
3 Николай Николаевич Шаблевский. Толкование слов святого Апостола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπὶ τῆς κεφαλῆς διὰ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Христианское чтение. 2018. №1.
Почему женщина надевает платок в храме?
Почему женщина надевает платок в храме? Многие прихожанки, заходя в храм и по традиции надевая платок, задаются этим вопросом. Поговорим сегодня о традиции ношения этого атрибута.
Откуда пошла традиция ношения платка в храме?
Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.
В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).
Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.
С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).
Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.
С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)
В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.
По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).
Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?
Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».
До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.
М.В. Нестеров «Монах» (1913)
Традиция ношения платка сегодня
Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.
Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.
Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком
коротком платье или платье с открытыми плечами
Почему нельзя в церковь без платка?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Женщины в Русской Православной Церкви обычно заходят в храм с покрытой головой. Возникает вопрос: почему нельзя в церковь без платка? Имеет ли эта традиция духовный смысл?
Ответ:
В качестве аргумента в пользу обязательного ношения платка обычно приводят слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1Кор. 11:5). Однако апостол здесь лишь призывает христианок соблюдать традиции, принятые в то время на востоке. Тогда все замужние женщины должны были выходить из дома с покрытой головой, так как волосы считались символом женской красоты. Покрытая голова означала, что женщина принадлежит мужу, а с распущенными волосами без покрывала ходили блудницы. Апостол Павел напоминает об этом правиле, призывая верующих во Христа не пренебрегать принятыми в обществе приличиями, дабы никого не смущать. Общий смысл наставления апостола в том, что одежда верующих (как женщин, так и мужчин) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Нужно помнить, что в храм люди приходят прежде всего для общения с Богом, и их наряд не должен мешать этому общению.
На Руси замужние женщины на людях также появлялись с покрытой головой, а незамужние девушки и маленькие девочки могли ходить без головного убора. Таких же правил придерживались и при посещении храма.
Таким образом, ношение платка в церкви — традиция, уходящая корнями в историю, но не связанная непосредственно с духовной жизнью. Кстати, то, что сегодня покрывают голову все прихожанки женского пола — от младенцев до старушек, — с исторической точки зрения несколько избыточно.
Также стоит отметить, что до революции женщины в церкви носили головной убор, соответствующий сословию и моде: знатные дамы и образованные горожанки — шляпы или шляпки, а крестьянки — платки. Так что традиционный платочек — не единственный возможный вариант церковного «дресс-кода» — подойдет палантин, шарф, берет, шапочка или шляпка. Главное, чтобы наряд был удобным, аккуратным, не привлекающим лишнего внимания.
Многие замечают, что особая одежда помогает настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святынями и богослужением, «переключиться» с мирских забот на церковную жизнь. Но абсолютизировать традиции не стоит. Есть православные страны, где историко-культурный контекст складывался иначе. Например, гречанки редко надевают в храм платок. Дело в том, что Греция долгое время находилась под турецким игом. Тогда от всех женщин требовали покрывать голову, а в церкви христианки хотели чувствовать себя свободными от иноземных обычаев и платков не надевали.