зачем женщинам покрывать голову в церкви

Почему женщины в церкви покрывают голову платком

Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.

Откуда пошел обычай?

Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.

Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.

Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.

Мнение церкви

Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.

Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.

Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.

В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.

Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

Рекомендации по выбору головного убора

Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.

Цвет головного убора (шарфа, платка)Обряды, службыЦерковные праздники
Белый — символ радостиВенчаниеБогоявление
КрещениеСретение Господне
Обряд погребенияВознесение Господне
Красный — символ крови ХристаО мученикахПасха (40 праздничных дней)
Темно-бордовыйНа Страстной неделе (Великий четверг)
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинстваВ воскресные, но не праздничные дниНа богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей
Зеленый — символ животворенияВербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа
Синий и голубой — непорочностьДни, когда почитают икону Пресвятой БогородицыУспение, Покров, Благовещение
Фиолетовый — страдания ХристаВоскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной неделиВоздвижение
Черный, темный синий и коричневыйВеликий пост и Страстная седмица — будни, дни траураЛитургия Преждеосвященных Даров

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:

Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.

Как правильно повязать платок

Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:

Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.

Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.

Источник

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Источник

Покровение головы

Покрове́ние головы́ – рели­ги­озно моти­ви­ро­ван­ная прак­тика покры­тия головы голов­ным убором, беру­щая начало в Ветхом Завете, имев­шая (и име­ю­щая) мно­же­ство реги­о­наль­ных и локаль­ных отли­чий на про­тя­же­нии всей исто­рии хри­сти­ан­ства.

Исто­рия тра­ди­ции

Тра­ди­ция покрова головы при каких-либо свя­щен­но­дей­ствиях и молитве явля­ется общей для всех древ­них семит­ских наро­дов, а также прочих наро­дов Пло­до­род­ного полу­ме­сяца (реги­она на Ближ­нем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Пер­сид­ского залива). Данная тра­ди­ция рас­про­стра­ня­лась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех веру­ю­щих. Покры­тие головы сим­во­ли­зи­ро­вало трепет, страх, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, сми­ре­ние. Пер­во­свя­щен­ники и свя­щен­ники Вет­хого Завета покры­вали головы спе­ци­аль­ными голов­ными убо­рами. Прак­тика молит­вен­ного покры­тия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор оста­ется частью бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции иуда­изма.

В Ветхом Завете мы нахо­дим сле­ду­ю­щие сви­де­тель­ства о покры­тии головы жен­щи­ной:

«И ска­зала рабу: кто этот чело­век, кото­рый идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это гос­по­дин мой. И она взяла покры­вало и покры­лась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, неве­сте пра­отца Исаака.

«…и поста­вит свя­щен­ник жену пред лицо Гос­подне, и обна­жит голову жены, и даст ей в руки при­но­ше­ние вос­по­ми­на­ния, — это при­но­ше­ние рев­но­ва­ния, в руке же у свя­щен­ника будет горь­кая вода, наво­дя­щая про­кля­тие» ( Чис.5:18 ) – опи­сы­ва­ется испы­та­ние невер­но­сти жены, из цитаты сле­дует, что испы­ту­е­мая жен­щина изна­чально нахо­дится на тер­ри­то­рии храма с покры­той голо­вой, но впо­след­ствии голова обна­жа­ется.

В Новом Завете содер­жится един­ствен­ный отры­вок, посвя­щен­ный покры­тию головы:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что вся­кому мужу глава — Хри­стос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, моля­щийся или про­ро­че­ству­ю­щий с покры­тою голо­вою, посты­жает свою голову. И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову, ибо это то же как если бы она была обри­тая. Ибо если жена не хочет покры­ваться, то пусть и стри­жется; а если жене стыдно быть остри­жен­ной или обри­той, пусть покры­ва­ется. Итак муж не должен покры­вать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Анге­лов». ( 1Кор.11:2-10 ).

Надо отме­тить, что апо­стол Павел пишет не для иудеев, а для хри­стиан. Кроме того, можно отме­тить, что на момент жизни апо­стола Павла былая еврей­ская тра­ди­ция покры­тия головы на молитве как муж­чи­нами, так и жен­щи­нами сошла на нет. В част­но­сти, на фрес­ках сина­гоги в Дура-Евро­пос (конец II в. – начало III в.) еврей­ские муж­чины уже изоб­ра­жа­ются без голов­ных уборов. Тра­ди­ция ноше­ния голов­ных уборов оста­ется лишь за жен­щи­нами, а также особо бла­го­че­сти­выми муж­чи­нами и муж­чи­нами высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния. Отча­сти, отказ от голов­ных уборов во время молитвы мог быть связан с элли­ни­за­цией еврей­ского народа, что также ска­за­лось и на прак­тике ноше­ния корот­ких стри­жек у мужчин, вместо длин­ных волос (что под­твер­жда­ется неко­то­рыми рекон­струк­ци­ями обли­ков древ­них иудеев, в част­но­сти, рекон­струк­ции иссле­до­ва­теля Ричарда Нива). Опять же, при­во­ди­мое ниже апо­сто­лом Павлом в пример отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной в каче­стве нега­тив­ной харак­те­ри­стики также соот­вет­ствует довольно позд­ней тра­ди­ции уже элли­ни­зи­ро­ван­ного иуда­изма («иуда­изма рас­се­я­ния»). В част­но­сти, для древ­него Изра­иля отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной могло зна­ме­но­вать особый обет Богу, посвя­ще­ние себя Богу (как в случае с судьей Сам­со­ном). В част­но­сти, во вре­мена апо­стола Павла суще­ство­вала тра­ди­ция назо­рей­ства (ивр. ‏נָזִיר‏‎ [назир] «посвя­щён­ный Богу»), о кото­рой упо­ми­нают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заме­тим: хри­сти­ан­ство не есть транс­фор­ми­ро­ван­ный иуда­изм рубежа завер­ше­ния вре­мени дей­ствия Вет­хого Завета и начала дей­ствия Нового. Хри­сти­ан­ству при­сущи свои рели­ги­озно-обря­до­вые нормы и своя рели­ги­озно-обря­до­вая сим­во­лика.

Между тем, о том, что жен­щине необ­хо­димо покры­вать голову на молитве и в жизни писали Тер­тул­лиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Гри­го­рий Бого­слов2 (325–389), свт. Иоанн Зла­то­уст3 (ок. 347 – 14 сен­тября 407) и многие другие ране­хри­сти­ан­ские писа­тели. В свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции ноше­ние платка жен­щи­ной явля­ется сим­во­лом ее покор­но­сти – доб­ро­де­тели под­чи­нен­ного лица. Муж­чи­нам же (не имеем в виду свя­щен­но­слу­жи­те­лей) нельзя носить голов­ной убор в храме по при­чине того, что они являют собой для жен­щины образ Самого Бога. Об этом, в част­но­сти, пишет один из вели­чай­ших Отцов Церкви, свт. Иоанн Зла­то­уст: «Итак, покры­тие есть знак покор­но­сти и под­чи­не­ния; оно побуж­дает смот­реть вниз, сми­ряться и соблю­дать доб­ро­де­тель, ибо доб­ро­де­тель и честь под­чи­нен­ного состоят в том, чтобы пре­бы­вать в послу­ша­нии. Мужу не пред­пи­сы­ва­ется делать это, ибо он есть образ Самого Гос­пода; а жене спра­вед­ливо пред­пи­сы­ва­ется»4.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции покры­тие своей головы явля­ется нор­ма­тив­ным обра­зом моля­щейся жен­щины, а также нор­ма­тив­ным ико­но­гра­фи­че­ским обра­зом женщин-святых.

В Сред­ние века и позже покры­ва­ние головы плат­ком или иным голов­ным убором сви­де­тель­ство­вало о бла­го­на­деж­но­сти жен­щины, ее бла­го­че­стия, и данная норма при­ме­ня­лась не только отно­си­тельно хра­мо­вого бого­слу­жеб­ного про­стран­ства, но и отно­си­тельно обы­ден­ной жизни в прин­ципе. Непо­кры­тая голова жен­щины трак­то­ва­лась как ее при­над­леж­ность или к низ­шему сосло­вию, или к про­фес­сиям низ­кого рода.

Изме­не­ния отно­ше­ния к ноше­нию голов­ного убора жен­щи­ной (отмена обя­за­тель­ного ноше­ния голов­ного убора в пуб­лич­ном про­стран­стве) насту­пили в эпоху позд­него Модерна (вторая поло­вина XIX века – сере­дина и конец XX века) и явля­ются срав­ни­тельно недав­ним в исто­ри­че­ском изме­ре­нии явле­нием.

Совре­мен­ное состо­я­ние и прак­тики в разных хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях

Во многих хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях суще­ствует тра­ди­ция ноше­ния жен­щи­ной голов­ного убора в храме и/или во время пуб­лич­ного бого­слу­же­ния. Однако, раз­ли­ча­ются отдель­ные реги­о­наль­ные тра­ди­ции ноше­ния подоб­ного эле­мента одежды, общие тре­бо­ва­ния и жест­кость отно­си­тельно их соблю­де­ния. В част­но­сти, чем более тра­ди­ци­онно ори­ен­ти­ро­вана община, тем более стро­гими явля­ются тре­бо­ва­ния как к факту ноше­ния, так и к формам голов­ного убора. Это каса­ется в том числе и соблю­де­ния этни­че­ских и реги­о­наль­ных тра­ди­ций. Так, напри­мер, индий­ские хри­сти­анки носят не клас­си­че­ский платок или севе­ро­аме­ри­кан­ский чепец (одежда кон­сер­ва­тив­ных про­те­стан­ток), а свой наци­о­наль­ный вари­ант платка – дупатта.

Так, среди набож­ных коптов до сих пор сохра­ня­ется тра­ди­ция не только ноше­ния платка жен­щи­ной, но и сокры­тия лица особым полот­ном чер­ного цвета, что внешне может напо­ми­нать мусуль­ман­скую жен­скую одежду.

В ста­ро­об­ряд­че­стве (в боль­шин­стве согла­сий) при­нято ноше­ние белого непро­зрач­ного платка, кото­рый фик­си­ру­ется англий­ской булав­кой или закол­кой под под­бо­род­ком.

Неко­то­рые кон­сер­ва­тив­ные про­те­стант­ские общины (напри­мер, амиши) обя­зы­вают женщин носить голов­ные уборы не только во время бого­слу­же­ния, но и в повсе­днев­ной жизни. Тако­выми голов­ными убо­рами высту­пают чепец или капор.

В Запад­ной Европе, Север­ной и Латин­ской Аме­рике помимо платка доста­точно раз­вита тра­ди­ция ноше­ния шляпок, иногда выпол­ня­ю­щих лишь деко­ра­тив­ную функ­цию (в таком случае боль­шая часть волос оста­ется не покрыта, а сама шляпка выпол­няет роль поло­жен­ного жен­щине голов­ного убора).

В совре­мен­ной Греции и на Кипре тра­ди­ция ноше­ния голов­ного убора жен­щи­ной в пра­во­слав­ных храмах прак­ти­че­ски сошла на нет, как пра­вило, жен­щине доста­точно иметь корот­кую стрижку или акку­ратно при­бран­ные волосы. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция наблю­да­ется во многих совре­мен­ных про­те­стант­ских дено­ми­на­циях.

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви обще­при­ня­той прак­ти­кой явля­ется покры­тие головы в храме и во время пуб­лич­ной молитвы жен­щи­нами, вне зави­си­мо­сти от их воз­раста, соци­аль­ного ста­туса и семей­ного поло­же­ния. При это форма и тип голов­ного убора не нор­ми­ро­ваны и могут быть любыми (хотя, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев это платок). В рамках домаш­ней молитвы или вне­бо­го­слу­жеб­ных при­ход­ских актив­но­стей жен­щины могут как покры­вать, так и не покры­вать голову, в зави­си­мо­сти от при­ня­той на при­ходе прак­тики.

При­ме­ча­ния:

3 Нико­лай Нико­ла­е­вич Шаб­лев­ский. Тол­ко­ва­ние слов свя­того Апо­стола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπι­̀ τῆς κεφαλῆς δια­̀ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Хри­сти­ан­ское чтение. 2018. №1.

Источник

Почему женщина надевает платок в храме?

Почему женщина надевает платок в храме? Многие прихожанки, заходя в храм и по традиции надевая платок, задаются этим вопросом. Поговорим сегодня о традиции ношения этого атрибута.

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

Откуда пошла традиция ношения платка в храме?

Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.

В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).

Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.

С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).

Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)

В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.

По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).

Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?

Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».

До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

М.В. Нестеров «Монах» (1913)

Традиция ношения платка сегодня

Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.

Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.

зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть фото зачем женщинам покрывать голову в церкви. Смотреть картинку зачем женщинам покрывать голову в церкви. Картинка про зачем женщинам покрывать голову в церкви. Фото зачем женщинам покрывать голову в церкви

Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком

коротком платье или платье с открытыми плечами

Источник

Почему нельзя в церковь без платка?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Женщины в Русской Православной Церкви обычно заходят в храм с покрытой головой. Возникает вопрос: почему нельзя в церковь без платка? Имеет ли эта традиция духовный смысл?

Ответ:

В качестве аргумента в пользу обязательного ношения платка обычно приводят слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1Кор. 11:5). Однако апостол здесь лишь призывает христианок соблюдать традиции, принятые в то время на востоке. Тогда все замужние женщины должны были выходить из дома с покрытой головой, так как волосы считались символом женской красоты. Покрытая голова означала, что женщина принадлежит мужу, а с распущенными волосами без покрывала ходили блудницы. Апостол Павел напоминает об этом правиле, призывая верующих во Христа не пренебрегать принятыми в обществе приличиями, дабы никого не смущать. Общий смысл наставления апостола в том, что одежда верующих (как женщин, так и мужчин) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Нужно помнить, что в храм люди приходят прежде всего для общения с Богом, и их наряд не должен мешать этому общению.

На Руси замужние женщины на людях также появлялись с покрытой головой, а незамужние девушки и маленькие девочки могли ходить без головного убора. Таких же правил придерживались и при посещении храма.

Таким образом, ношение платка в церкви — традиция, уходящая корнями в историю, но не связанная непосредственно с духовной жизнью. Кстати, то, что сегодня покрывают голову все прихожанки женского пола — от младенцев до старушек, — с исторической точки зрения несколько избыточно.

Также стоит отметить, что до революции женщины в церкви носили головной убор, соответствующий сословию и моде: знатные дамы и образованные горожанки — шляпы или шляпки, а крестьянки — платки. Так что традиционный платочек — не единственный возможный вариант церковного «дресс-кода» — подойдет палантин, шарф, берет, шапочка или шляпка. Главное, чтобы наряд был удобным, аккуратным, не привлекающим лишнего внимания.

Многие замечают, что особая одежда помогает настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святынями и богослужением, «переключиться» с мирских забот на церковную жизнь. Но абсолютизировать традиции не стоит. Есть православные страны, где историко-культурный контекст складывался иначе. Например, гречанки редко надевают в храм платок. Дело в том, что Греция долгое время находилась под турецким игом. Тогда от всех женщин требовали покрывать голову, а в церкви христианки хотели чувствовать себя свободными от иноземных обычаев и платков не надевали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *