зачем жить в старости

Зачем человеку старость

зачем жить в старости. Смотреть фото зачем жить в старости. Смотреть картинку зачем жить в старости. Картинка про зачем жить в старости. Фото зачем жить в старости

Но вот другое определение: старость — это особо важный, ответственный период роста и развития личности; это, по сути, ее экзамен перед Творцом. Старость — время осмысления прожитой жизни, время главных выводов, огромных потерь и одновременно — счастливых обретений.

Ничего не происходит с человеком просто так, во всем присутствует Божий Промысл. Если этот нелегкий период жизни — старость — человеку дан, значит, не просто так, а зачем-то. А чтобы понять, зачем, нужно это данное — старость — принять, не отворачиваясь, не делая вид, что ее нет, не пытаясь играть с нею в прятки или догонялки.

Мы попытаемся понять, сформулировать для себя смысл старости; а еще — мы поговорим о тех проблемах, которые встают перед человеком на этом этапе его жизни, о том, насколько эти трудности преодолимы, и должен ли, может ли человек к ним подготовиться.

Подвиг, покой и радость

зачем жить в старости. Смотреть фото зачем жить в старости. Смотреть картинку зачем жить в старости. Картинка про зачем жить в старости. Фото зачем жить в старости На наши вопросы о старости отвечает архимандрит Иов (Гумеров), г.р. 1942, автор замечательной книги «Тихие воды последней пристани». В этой книге есть такие слова: «В старости приходит то спокойствие, какое известно человеку, совершившему нелегкий труд. Жизнь — особый труд, который возлагает на каждого Бог. Желать поменять старость на молодость — значит, уподобиться царю Коринфа Сизифу, который почти уже поднял на вершину горы тяжелый камень, а он сорвался: надо спуститься вниз и начинать все заново».

— Должен ли человек готовиться к старости, и если должен, то как?

— К старости человек должен готовиться и идти всю свою сознательную жизнь, исполняя все Божественные заповеди и совершенствуясь в добродетелях. Для христианина преклонные годы — пора созревания духовных плодов. «Это — время, когда внутренняя борьба утихает и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ» (святитель Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения»).

— Если в старости возможны радость, мир, покой, доброе расположение духа, то на чем это держится? При каких условиях осень жизни может быть тихой, теплой и золотой?

— Когда жизнь человека строится на истинных духовно-нравственных ценностях, то в старости приходит тот покой и радость, какие известны человеку, которому предстояло совершить нелегкий труд, и он видит, что работа подошла к концу. Жизнь — особый труд, который возлагает на каждого Бог.

Жизнь можно сравнить с нелегким путешествием. Венец славы — седина, которая находится на пути правды (Прит. 16, 31). Святитель Иоанн Златоуст изъясняет этот стих: «Справедливо, потому что это не дело природы, а хорошо проведенной жизни» («Толкования на Притчи Соломона»).

Марк Туллий Цицерон, написавший в 62 году диалог «О старости», замечает устами Катона Цензора: «Тем людям, у которых у самих нет ничего, что позволяло бы им жить хорошо и счастливо, тяжек любой возраст; но тем, кто ищет благ в самом себе, не может показаться злом нечто основанное на неизбежном законе природы, а в этом отношении на первом месте стоит старость» («О старости», «О дружбе», «Об обязанностях»).

В старости приходит та радость, которая известна мореплавателю после долгого и опасного плавания, когда его корабль вошел в спокойные прибрежные воды последней пристани.

— В чем главная уязвимость пожилого человека, где его «слабое звено», какие проблемы для него самые трудные, каким рискам он подвергается?

— Состояние людей пожилого возраста зависит от меры их духовности. Люди, живущие по плоти, земными интересами, не знают смысла жизни. Ощущение бесцельности существования — главная уязвимость пожилых людей. По мере того как у человека убывают жизненные силы — умственные, душевные и телесные, чувство это усиливается.

У верующих людей есть смысл жизни — спасение. А главная проблема для них заключается в том, что в старости ослаблена способность изменяться. Поэтому человек уже в молодости и зрелости должен беречь драгоценное время, которое дано ему для спасения.

Однако Господь никого не оставляет в безнадежном положении. До последних минут жизни имеется возможность уверовать и обратиться к Богу. Святитель Феофан Затворник пишет: «Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже ни к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там» («Мысли на каждый день года. Неделя восьмая по Пятидесятнице. Среда»).

— Что бы Вы сказали человеку, который привык много работать, много значить, быть нужным — и вот в связи со старческой немощью оказывается невостребованным, «никому не нужным», и страдает от этого?

— Надо благодарить Бога за то, что Он дал возможность остаток жизни посвятить не временным земным попечениям, а приготовлению к вечному блаженству в Царстве Небесном. Это великая милость Божия. Поэтому и приходят к человеку в старости немощи, болезни, которые научают важнейшей добродетели — смирению. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Как же смиряется человек в старости! Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола. Когда сокол стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожими на поломанные расчёски» («Слова». Том IV. Глава вторая).

Человек, привыкший к внешней активности, должен внутренне измениться и жить в согласии с законами последнего периода жизни, когда с каждым годом убывают силы. Это человеку во благо: в старости постепенно отмирает интерес ко многому тому, на что в молодости напрасно растрачивались силы.

— Как принять неизбежные в старости болезни, снижение не только физических, но зачастую и интеллектуальных возможностей?

— К старческим болезням и немощам у человека должно быть не бытовое, а духовное отношение. Согласно домостроительству нашего спасения жизнь настоящего христианина — подвиг. Он начинается с переходом ребенка из детства в отрочество и должен продолжаться до конца жизни. Старость — последнее испытание, последний подвиг. Можно сказать, что болезненная старость в определенном смысле епитимия за все, что человек не сделал в предшествующие периоды, когда были силы. Как золото при сильном огне в тигле очищается от примесей, так и в огне болезней очищается душа.

— Пожилые люди зачастую не могут принять окружающую их жизнь, чувствуют себя в ней чужими, даже инопланетянами: современность совсем непохожа на эпоху их молодости. «Этот мир уже не наш, — говорят пожилые люди, — он нам враждебен, он выталкивает нас куда-то на обочину». А правильно ли это? Как преодолеть чувство отчуждения?

Не только дети, внуки и другие родственники должны были с особым уважением относиться к пожилым. Это была нравственная норма для всех: Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего (Лев. 19, 32).

Пока сохранялись традиции, старшие члены семьи были не просто почитаемыми людьми: они были нужны молодым. Прожившие долгую жизнь, они хранили и передавали накопленные ими знания. В старости человек имеет полноту жизненного опыта. Никакой разум, даже самый глубокий и сильный, не может восполнить его отсутствие. Священный писатель говорит: В старцах — мудрость, и в долголетних — разум (Иов 12, 12). Однако жизненный опыт лишь тогда является богатством, когда жизнь человека строилась на истинной вере.

В последующие века Божественные заповеди стали частью традиции. И хотя в прошлом веке произошло сильное обмирщение общественной жизни, семейно-родственные отношения сохраняли традиционные черты. Однако современная цивилизация, создавшая гигантскую индустрию потребления и развлечений, все традиции и обычаи превратила в труху. Об этом с болью писал преподобный Паисий Святогорец: «До чего докатился мир! И в Фарасах и в Эпире ухаживали даже за старыми животными… К примеру, старых быков, на которых раньше пахали, хозяева чтили. Они ухаживали, заботились о них в старости, говоря: “Ведь это наши кормильцы”. То есть рабочие животные, которые трудились в поле, имели добрую старость. И ведь тогда у людей не было технических средств, которые есть сегодня. Надо было в ручной мельнице смолоть кормовую чечевицу, мелко ее подробить, чтобы бедный старый бык мог ее прожевать. А люди нынешние о подобных вещах забыли: они не заботятся даже о старых людях, что уж там говорить о старых животных!» («Слова». Том IV. Глава вторая).

Одиночество мучает не только тех пожилых членов семьи, которых постигли серьезные болезни. Даже те старые люди, которые сохранили телесные силы, в наше время чувствуют себя отчужденными. Их дети и внуки не хотят с ними общаться, они предпочитают частые и продолжительные разговоры по телефону, общение в социальных сетях, компьютерные игры.

Не думаю, что в будущем что-то изменится к лучшему. Трудно во всей полноте представить, сколь разрушительным для физического, духовного и социального здоровья людей окажется этот «прогресс».

Что делать старым людям? Жить истинно христианской жизнью. Человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в человеке и совесть, как небесный голос в душе, дают каждому человеку достаточно моральной свободы, чтобы в любую эпоху жить по Божественным заповедям, иметь жизненную радость, спасаться и спастись.

— К сожалению, у нас нет культуры обращения к человеку вообще и к немолодому человеку в частности. Обращения «бабушка», «бабуля», «дед» нередко травмируют, обижают пожилых людей, хотя обратившиеся, может быть, не хотели вовсе их оскорбить. Стоит ли обижаться, болезненно реагировать на такие обращения? Может быть, их надо принять со смирением, как и саму старость?

— Язык — выразитель духовно-нравственного состояния народа. Происшедшие в двадцатом столетии в нашей стране социальные потрясения разрушили традиции взаимоотношений между людьми. Опытно убедился, что, не придумывая никаких обращений, можно начать с приветствия: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Главное, чтобы в тоне были доброжелательность, теплота и любовь. Люди это хорошо чувствуют.

«Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая» (преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»).

Продолжение счастливой жизни

Федор Викторович Кондратьев, 1933 года рождения, отвечает на наши вопросы о старости, опираясь на житейский опыт, на опыт врача и на духовный опыт верующего православного человека. Федор Викторович — психиатр, доктор медицинских наук, судебно-психиатрический эксперт высшей квалификационной категории, член Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии, попечитель благотворительного фонда медико-социальной и духовной помощи гражданам старшего поколения России «Геронтологическая защита».

зачем жить в старости. Смотреть фото зачем жить в старости. Смотреть картинку зачем жить в старости. Картинка про зачем жить в старости. Фото зачем жить в старости

— Должен ли, с Вашей нынешней точки зрения, человек готовиться к старости? Если должен, то как? Можете ли Вы утверждать, что предыдущая жизнь подготовила Вас к старости и инвалидности? Если да, то каким образом?

— Да, конечно, предыдущая жизнь научила меня всему необходимому для того, чтобы достойно встретить старость и инвалидность; чтобы благодарить Бога за прожитые годы и просить не оставить меня и впредь милостью Своей, а также просить, как сказано в просительной ектении, «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове…»

А каким образом конкретно я подготавливался к старости? Читал Евангелие. Там очень ясно говорится обо всем, что для этого необходимо: о любви к ближнему, о сотворении добрых и предупреждении греховных дел. Я всегда искал свой способ общения с Господом — общения через молитву, не только через молитвослов или Псалтирь, но и через непосредственное свое обращение к Нему (при этом не всегда через слова, а иногда только через чувствование). С годами ко мне пришло убеждение, что Православие есть Красота Мудрости и Мудрость Красоты, что в нем есть все, что необходимо для каждого нашего шага по жизненному пути. После этого я всегда и всюду имел чувство постоянного со-бытия с Господом и поэтому никогда не переживал какого-либо одиночества и никчемности. И от этого я счастлив. Счастливая старость — это всегда продолжение счастливой жизни.

— Вы считаете, что «последний день» земной жизни человека должен быть ясным и солнечным. На чем основывается Ваше убеждение, что это — реально, если сама мысль о старости человека подавляет?

— О том, что наша жизнь конечна, знает и ребенок, и старик — это не мешает первому резвиться, а второму радоваться, если он живет в со-бытии с Господом; если же нет такого со-бытия, то и радости нет. Вы утверждаете: «сама мысль о неизбежной старости человека подавляет». Наверное, кого-то подавляет, но надо, чтобы это было не давление, а напоминание и нам, и детям: «Торопись делать добрые дела сегодня; завтра такой возможности у тебя может и не быть». Я, благодаря профессии своей, достаточно много встречал людей, которые не со страхом, а с радостью ожидали ухода из этого мира и повторяли только что приведенное здесь прошение из ектении. Искренне православного человека переход из падшего и суетного мира в непосредственное и вечное блаженство со-бытия с Господом может только радовать. А поэтому и подход к последнему рубежу должен быть светлым, с радостным ожиданием: из света земного к свету небесному.

— Чувство ненужности, особенно остро проявляющееся у людей, которые привыкли много работать, много значить и быть востребованными — есть ли противоядие против него?

— Конечно, есть. Нужно помнить, что христианин живет не для того, чтобы брать себе, а для того, чтобы дать ближнему, и надо искать любую возможность такого делания добрых дел, хотя бы для своих сверстников. К числу таких добрых дел может быть отнесено даже мужественное, без нытья и демонстрации своего страдания, терпение реальных телесных немощей — оно послужит достойным примером, поддержит других страдальцев и уже поэтому будет добрым деланием.

— Человек старшего поколения зачастую чувствует себя крайне неуютно в современной, чуждой, непонятной ему обстановке, среди людей с иными понятиями, среди тех реалий, которых не было в его молодости. Оказаться на другой планете без надежды вернуться на свою — это колоссальный стресс. Чувствуете ли это Вы, считаете ли, что у Вас есть такая проблема?

— Мне чужды такие проблемы: я всю жизнь свою живу на одной и той же планете, созданной Господом, на той же земле, благоустроенной поколениями моих предков, которые делали все, чтобы украшать ее и улучшать на ней жизнь, хотя и не всегда это, конечно, у них получалось. Поэтому я все время считал и считаю своей заботой участие в этом общем делании — созидании добра для моего Отечества.

зачем жить в старости. Смотреть фото зачем жить в старости. Смотреть картинку зачем жить в старости. Картинка про зачем жить в старости. Фото зачем жить в старости

Вообще, Ваш вопрос о «принадлежности к другому миру» очень важен и требует специального и глубокого разъяснения; но сначала напомню, что проблема «отцов и детей» была всегда, что ее отражение можно найти даже в античной литературе. Это естественно, это показатель движения жизни: проблему отцов и детей надо понять и принять. И, если мы не можем принять что-то новое, вторгшееся вдруг в нашу жизнь, мы должны оставить себе хотя бы чувство любопытства: откуда же такое? Чувства отторжения, ксенофобии возникать не должно никогда, поскольку это новое — не чужое, а трансформация своего же. Господь создал человека по Образу и Подобию Своему, в том числе как создателя и творца. Без созидательной деятельности человека не было бы жизни; а признаком жизни как раз и являются привносимые человеком изменения. Понятно, что эти изменения должны создаваться на непоколебимом духовном фундаменте, быть свободными от сатанинских соблазнов. Если же в структуре нового выявляются сатанинские признаки противоборства с Господом, то с этим должна быть беспощадная война.

Духовным фундаментом российской жизни на протяжении тысячи лет было Православие. Именно оно формировало внутренний облик русского человека. Православная духовность была той психологической экологией, в которой формировались личности наших предшественников — вне зависимости от степени их воцерковленности и национальной принадлежности. Я убежден, что от Православия идут основные черты русской личности: созидание и справедливость, стремление больше дать, чем взять, правдолюбие, защита слабых. И пока я наблюдаю эти черты у моих сограждан, пока в России действуют православные храмы и в них совершается Божественная литургия, у меня не может возникнуть чувство, что я живу в каком-то «инопланетном мире».

— Старость верующего человека и старость неверующего — в чем разница? Чувствуете ли Вы эту разницу на собственном примере?

— Да, конечно, чувствую. Кто-то может просто сказать: «Я верующий», я же так сказать уже не могу: я чувствующий Бога, Его со-бытие со мной, а потому я не верующий, а знающий, а это совсем другое. Но я не люблю говорить об этом, не мне судить, каков я перед Богом, я узнаю это на Суде Божием после своей смерти.

— Стоят ли перед пожилым, старым человеком какие-то особые задачи? Может быть, это задачи осознания, осмысления пройденного пути?

— Если человек не видит таких задач, он должен задуматься, найти их и поставить их перед собою, чтобы, решив их, более достойно предстать перед Господом. Для меня первая задача — просить прощения «за вольные и невольные» прегрешения в жизни своей, вторая задача — благодарение Господу за все, что Он мне дал, что у меня было и есть, помня, что главное наше богатство — вера в Господа нашего, чувство со-бытия с Ним. Надо искренне благодарить Бога за то, что у вас есть, и знать, что Он даст вам то, чего вам не хватает, в том числе и счастливую старость.

Журнал «Православие и современность» № 45 (61)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

зачем жить в старости. Смотреть фото зачем жить в старости. Смотреть картинку зачем жить в старости. Картинка про зачем жить в старости. Фото зачем жить в старости
Особенности пожилого возраста с точки зрения настроения

Вообще, как ни печально, настроение с возрастом, как правило, не улучшается. Тому есть несколько объективных причин.

Ухудшение здоровья. Даже если обошлось, тьфу-тьфу, без грозных болячек, все равно организм изнашивается. Тут побаливает, там ноет.

И, к сожалению, это не единственная причина ослабления желания жить. Добавим другие, причем, иногда и расшифровывать не надо.

Наконец, последними начинают сокращаться дружеские связи. Кто-то исчезает в самом прямом и печальном смысле. Кто-то сократил общение по «техническим» причинам.

Как разорвать порочный круг

Конечно, единого рецепта нет.

В каждом конкретном случае психолог разговаривает с пожилым человеком, пытаясь нащупать коренные узлы, столь негативно влияющие на его настроение. Как правило, они обнаруживаются. И терапевтическая интервенция направлена именно на купирование этих самых болезненных узлов.

Иногда, если явно нужна психотропная фармакологическая поддержка, требуется участие врача, потому что я не имею права выписывать препараты. И это отдельная непростая задача, ведь когда Вам за 60 (70, 80, 90), Вы, как правило, принимаете целый «коктейль» из продукции фарминдустрии. Так что надо не только подобрать идеальное в плане поддержки психики решение, но и убедиться, что оно не будет неприятно взаимодействовать с ранее выписанными препаратами.

И вот здесь необходимо небольшое отступление.

Я это понял после публикации статей с условным названием «о смысле жизни». Пришло много грустных комментариев, именно от пожилых людей, смысл которых был примерно таков: «какие могут быть у нас психологи, когда мы старые, бедные и больные».

К сожалению, это действительно серьезная проблема, поскольку многие пенсионеры живут трудно, а бесплатная психологическая помощь у нас, мягко говоря, не очень развита.

А потому в следующем разделе заметки мы поговорим об аргументах, за которые не надо платить деньги, и которые понятны без помощи специалиста.

Пять причин держаться за жизнь двумя руками, независимо от возраста

Вот и пойдем их перебирать, в порядке перечисления.

.1. Если у Вас есть дети, Вы не имеете права их бросить.

Да, им сейчас за 30 (40, 50, 60). Но они все равно ваши дети. И ровно так же, как их нельзя было бросить в пять лет, их нельзя бросать и сейчас. Потому что им будет больно.

Мой отец ушел в 65, а мне было 38. Но до сих пор, увидев в толпе похожую фигуру, сразу машинально начинаешь всматриваться. Хотя тут же понимаешь, что всматриваться незачем.

Все мы в той или иной степени боимся смерти. Правда, чем старше становимся, тем меньше боимся. Но, думаю, совсем равнодушных все-таки мало.

Хотя и для «детных» пожилых людей следующие пункты тоже значимы.

В этом случае (раз прежняя профессия недостижима) нужно либо получать новую, либо, по крайней мере, обзавестись значимым хобби, занятием, которое будет греть душу.

На самом деле, это уникальная возможность, наконец, заняться тем, о чем мечтал, но по каким-то причинам не смог.

Хотя любимым делом может стать и общение с внуками, и дача с огородом. Здесь единых рецептов нет, каждому свое.

4. Самоактуализация и самореализация

И высшее наслаждение от нее.

На самом деле, идея тесно перекликается как с предыдущими тремя, так и с последующей, четвертой. Все опять проверено на себе: на 64-м году жизни пошел в магистратуру по специальности «Экстренная помощь детям и родителям». На самом деле, тяжело. И без того много забот. Но очень интересно.

И еще: как всегда во время серьезной учебы, прямо физически ощущаешь свой собственный когнитивный рост. Причем, дело не только в новых конкретных знаниях: лучше начинает работать весь твой немолодой и подуставший мозг.

А мы тем временем подошли к финальному аргументу, сколь очевидному, столь же и неотразимому.

5. Жизнь прекрасна и удивительна

Возможно, это основная причина подольше оставаться на белом свете.

Жизнь и в самом деле прекрасна и удивительна, даже если порой она Вам такой не кажется. Но, чтобы убедиться в этом, просто внимательнее смотрите вокруг.

В пожилом возрасте очень легко видеть негативные стороны. Просто потому, что они лежат на поверхности. Позитивные же порой скрыты от поверхностного взгляда.

Например, все ведь любят своих внуков. Но когда тебе 20 лет, внуков не бывает по определению.

Каждый пожилой человек с грустью думает о прошедшей молодости. Однако многие, если не большинство, не согласились бы отказаться от уже пройденного пути.

Рубрики:ДЛЯ ДУШИ И УМА/=психология,философия жизни=

Метки: психология философия жизни

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Эксперт дал советы о том, как принять старость

«Надо найти своё место на новом этапе жизни»

«Смерть — это то, что бывает с другими», — писал Иосиф Бродский. Старость для полных сил двадцатилетних и тридцатилетних тоже кажется каким-то дальним берегом, до которого еще долго плыть. На самом деле, как приговаривают пожилые люди, жизнь пролетит — не успеешь обернуться. Нам сложно принять, что наше тело изменится, начнет работать хуже. Что придется отказаться от любимой пробежки в пользу ходьбы, сменить полуночные прогулки на теплые посиделки с книгой. Жизнь станет другой, и нам страшно это принять. Как справиться со своими эмоциями? Помогут ли родственники принять старость? Как научиться жить на новом этапе? Об этом «МК» рассказала клинический психолог Люция Сулейманова.

зачем жить в старости. Смотреть фото зачем жить в старости. Смотреть картинку зачем жить в старости. Картинка про зачем жить в старости. Фото зачем жить в старости

— Старость — новый этап жизни, в котором зачастую меняется все: человек перестает работать, начинает сидеть дома, появляется куча свободного времени… Многие ждут этих перемен с опасениями. Почему люди боятся старости?

— Люди боятся старости, потому что меняется качество их жизни. Можно сказать даже, что люди боятся не старости, а того, что они потеряют, встретившись со старостью.

Что такое старость? Физиологические процессы сначала тревожат, а потом и просто пугают. Появляется ощущение, что разрушается крепкий, надежный дом. При этом меняется статус, люди начинают играть совершенно другие роли. Я бы даже сказала, что происходит именно потеря статуса: утрачиваются социальное положение и права. Человек отходит от дел.

Будем честны: существует общемировая тенденция увольнения людей пожилого возраста, основанная на биологическом опыте, где более зрелые особи просто вытесняются из стаи: «Акела промахнулся!»… Человек теряет силы, общество перестает воспринимать его серьезно. Мир вдруг сужается в круг, где есть только телевизор, дача, огород и внуки. И хотя на сегодняшний день ситуация уже изменилась, потому что увеличилась продолжительность жизни, наше общество пока не успело перестроиться к готовности к активной жизни на пенсии.

Дело в том, что существуют две парадигмы понимания того, как жизнь должна складываться после 50 лет: возраст дожития и ситуация, где подаренные эволюцией 30 лет проживаются интересно и радостно. Возраст дожития — это официальный термин, который до сих пор жив в канцелярском вокабуляре, и именно в такой формулировке вписывается в трудовую книжку с выходом на пенсию.

А как прожить пенсионные годы во второй парадигме — то есть так, чтобы это приносило удовольствие? Для этого необходимо изменение системы мышления и четкого понимания того, что происходит с нами после 50 лет.

— Могут ли родственники помочь в этот трудный период жизни?

— Основная задача зрелого человека — принятие своего возраста. В модели дожития есть несколько вариантов поведения пожилого человека после выхода на пенсию.

Первый вариант — уважаемый и почитаемый всеми членами общества человек, аксакал. Но эта модель характерна только для традиционных обществ, где все жестко поддерживается семейными традициями. В российской культуре тоже декларируется уважение к людям старшего возраста, но, к сожалению, оно скорее формальное и не выполняется.

Второй вариант — это человек, который утратил власть и силу и становится тем, кого «употребляют» в семье. Как пример: одна моя клиентка, преподаватель московского вуза, получает невысокую зарплату. У нее прекрасный сын с женой и детьми. Он говорит ей: «Мама, почему бы тебе не пойти на пенсию? Зачем нам нанимать няню? А те копейки, которые ты зарабатываешь, я буду тебе компенсировать». Что мы слышим? Обесценивание ее интересов и предложение, которое говорит о том, что она дошла до определенного возраста и должна обслуживать других.

Есть еще вариант — самый плохой: когда человека просто сбрасывают со счетов и перестают им интересоваться и с ним считаться. Это как раз наши одинокие старики. Модель дожития является психологически комфортной только для аксакалов, когда пожилой человек живет в уважении со своей семьей, может выполнять роль мудрого советчика и третейского судьи. Это ситуация, когда бабушки и дедушки выстраивают прекрасные отношения с детьми. Или же это вариант, когда родители и дети живут отдельно и дети не нарушают их уклад жизни. Потому что физически очень часто пенсионерам тяжело заниматься бесконечным обслуживанием детей и внуков, они теряют свои собственные цели и задачи.

Каждая выбираемая нами роль, каждый тип имеет свои плюсы и минусы. Например, у того же аксакала есть и теневая сторона — когда человек становится домашним тираном. Очень многие дети сталкиваются в жизни именно с таким процессом. Есть статус бабушки и дедушки «на подхвате». Своеобразная дедовщина наоборот, когда родители жестко натаскивают детей на помощь семье, а потом дети так же жестко натаскивают их самих. Взрослые дети могут использовать и шантаж: например, «дашь денег — возьмешь внуков на лето».

Многие наши возрастные люди испытывают чувство вины, что они не такие хорошие бабушки и дедушки, потому что в обществе есть установка, что жизнь в любом возрасте должна быть посвящена детям — мы не имеем права на собственные цели и задачи. С другой стороны, они могут получать удовольствие от этого процесса, потому что видят в этом смысл жизни.

Иногда позиция поведения пожилого человека выбирается добровольно, а иногда насаждаема за счет того, что люди не могут по-другому, они хотят сохранить отношения с родственниками. Вот почему вопрос, могут ли родственники помочь адаптироваться к новому этапу жизни, — сложный. Безусловно, могут, но только если они примут факт, что человек имеет право на собственную жизнь и не будет на пенсии заниматься их обслуживанием.

Бывает также, что родственники плохо принимают неожиданную личную жизнь старшего члена семьи. Они фактически лишают человека гендерного статуса, лишают права быть мужчиной или женщиной. Для них понятие «наши старики» — бесполое, означающее, что они не имеют права на личную жизнь после определенной отметки в паспорте…

— Стоит ли, ожидая пенсию, специально искать новые занятия — например, начинать учить язык или ходить на танцы?

— Человеку важно заниматься тем, что помогает адаптироваться к новому. Очень полезно развивать мозг определенными занятиями, чтобы не страдала память.

В Гейдельбергском университете проводили исследования на трех группах немолодых людей в возрасте от 50 до 90 лет. Им предложили три варианта времяпрепровождения: гулять быстрым шагом каждый день по часу, разгадывать кроссворды или рисовать. Выяснилось, что лучше всего оказались способны к запоминанию люди, занимавшиеся рисованием. Во-первых, при этом занятии происходит концентрация на деталях, во-вторых, есть необходимость постоянного приобретения новых навыков. Важно, чтобы родственники поддерживали возрастного человека в его увлечениях, а самому человеку важно найти себе те занятия, которые ему понравятся.

— По-разному ли мужчины и женщины относятся к старости? Если да, то почему?

— Да, конечно, по-разному. Для мужчины страшнее всего потеря сил. При этом к мужчине отношение гораздо лучше, а рамки, которые ему ставят в обществе, — гибче. Если мужчина женился или меняет подруг, то, значит, он просто «добрый молодец и орел». А женщина, которая устраивает свою личную жизнь после 55 лет, почему-то сразу записывается в дамы с сомнительной репутацией. Кроме того, женщина больше фиксируется на потере внешней привлекательности: это является некоей лакмусовой бумажкой. Когда уходит внешняя красота, возникает ощущение, что ты теряешь свой статус и возможность влиять на окружающих, перестаешь быть женщиной.

— Как пережить этот сложный период?

— Женщине нужно учиться заботиться о себе, позволять себе больше, чем раньше, уметь отдыхать. В банальном варианте — «полюбить себя». Наверное, самое важное для наших женщин — понять свои желания, потому что мы все приучены выполнять какие-то задачи для семьи, а почаще задавать себе вопрос: «А что я хочу на самом деле?» — забываем.

Кроме того, страх старости просто парализует. Он сродни схеме переживания горя: негативные эмоции сменяют друг друга, происходят разные психические и физические реакции. В состоянии возрастного кризиса важно хорошо понимать, что с тобой происходит, тогда и адаптация к новой жизни пройдет легко. Эта новая жизнь все равно является позитивной, интересной и насыщенной. Но если человек не принял изменений, то тогда очень сложно жить дальше.

Есть люди, которые застревают в стадии отрицания, настаивают, что «все в порядке», — они не обращаются к врачам, например, и, как следствие, доводят все проблемы до крайности. Или человек может испытывать гнев и ярость: как же так, я молод душой, у меня много планов! Ему сложно принять свой возраст. Нередко на фоне отрицания старости может развиваться депрессия.

— Как же принять старость?

— Первый и важный момент — понять, что это происходит со всеми. Второй — найти для себя увлечения, хобби, то есть переключиться на какие-то цели и задачи. Если человек считает, что с выходом на пенсию жизнь заканчивается, то мысленно и неосознанно начинает готовиться к смерти — он уже выполнил всю свою жизненную программу…

Важно понять, какой тип старости ты для себя видишь: можно проводить время с семьей, можно жить по своей программе. Мужчины начинают больше заниматься спортом, женщины — культурной жизнью. Пенсионеры могут разрешить себе все то, что они до этого не разрешали. Но обязательно надо найти свое место на этом этапе жизни. Как только это происходит — человек видит путь, находит новых друзей, стресс и страх старости снижается, а физиологическое состояние нормализуется. Человек легко начинает жить в модели второй половины жизни, которую он принял и от которой получает удовольствие.

— Связан ли страх старости со страхом смерти?

— Да, естественно. Страх смерти появляется тогда, когда возникают тяжелые болезни, или уходят близкие люди, или когда ты подходишь к возрасту, в котором умерли твои родители… Существует, например, установка: «В нашей семье все умирают в возрасте N лет». У меня была клиентка, мать которой умерла в 81 год. Когда эта женщина перешагнула порог в 80 лет, она вдруг начала плохо себя чувствовать и болеть. С одной стороны, в этом возрасте проблемы со здоровьем — это нормально. С другой стороны, у нее ничего не болело до 80 лет. Когда она это осознала, то смогла изменить такую отрицательную динамику с самочувствием.

— Может ли религия помочь преодолеть страх старости?

— Люди уходят в веру при разных обстоятельствах и в разных возрастах. В религиозном принятии есть модель утешения, есть понимание того, как дальше будет развиваться жизнь после смерти. Есть определенные требования, которые держат человека: выполняй законы божьи, и тогда тебе обеспечено царствие небесное. Когда человек принимает идею, что есть какие-то высшие силы, тогда уходит ощущение, что только от тебя все зависит в жизни и только ты во всем виноват.

— Перед глазами может быть модель того, как стареет мама или бабушка. Стоит ли с ними поговорить на эту тему, чтобы понять, что не все так страшно?

— Говорить со старшим поколением (если отношения с родственниками позитивные) очень важно: это дает понимание пути, понимание того, что тебя ждет в будущем. И действительно, люди, у которых есть опыт ухода за стариками, осознают, что все не так страшно. Многие вещи перестают быть шоком. Когда ты видишь, что твой близкий родственник пережил реально сложные ситуации, но при этом сохранил позитивный настрой и его жизнь продолжается, то ты и сам чувствуешь позитив.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *