задумывались ли вы над тем что такое язык

Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. Задание №25

Подготовка выпускников к написанию сочинения-рассуждения не всегда может складываться успешно. Объясняется это тем, что современная молодёжь неохотно читает художественную литературу, слабо ориентируется в материале для аргументации, не на должном уровне владеет понятийным словарём.

Рекомендациями по подготовке к выполнению творческого задания могут быть следующие виды работы:

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. Задание №25»

Язык-система словесного выражения мыслей, которая обладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.

Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, иностранный, национальный, международный; яркий, выразительный, литературный…

Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа…

Существование, происхождение, развитие, эволюция, состояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благозвучие, бедность, примитивность… языка.

Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, любить, понимать, забыть… язык.

На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться, отражается.

Язык является чем-либо, представляет собой что-либо.

Язык представляет собой явление социальное.

В языке отражаются изменения в обществе.

Состояние современного языка

Обеднение современного русского языка.

Язык живой как жизнь.

Слово-это тоже дело

Богатство и бедность нашей речи

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Язык литературный и разговорный

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Речь человека и его мысли

Без слов нет мысли

Афоризмы, крылатые выражения, высказывания

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

У языка есть хранитель надёжный и верный; это – его же собственный и верный дух, гений (В.Г. Белинский)

Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П. А. Вяземский).

Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло (А.И. Герцен).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи (Н.В.Гоголь).

Бессмертие народа в его языке (Ч.А.Айтматов).

Язык есть вековой труд целого поколения (В.И.Даль).

Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли (В.И.Даль)

О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души (М.Н.Загоскин)

Богатство языка есть поступок (Н.М.Карамзин)

Слово есть поступок (Л.Н.Толстой).

Язык-это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.И.Куприн)

Язык есть одежда мысли (С.Джонсон)

Язык, язык! Это душа народов. В нём читаются их судьбы (П.Беранже).

Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С.Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Язык самого Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов… Их язык велик, могуч и правдив.

Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка. Писатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в нашу душу. Падения и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.

( 1)Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(9)Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11)Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу и купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, варёные, солёные.

(14)Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подаёт только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17)А что может быть на свете лучше языка? (18)При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. (20)Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21)Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22)Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошёл покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28)А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32)Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Из предложений 17-21 выпишите все местоимения.

Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со связью примыкание.

Среди предложений 20-30 найдите сложные предложения, включающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 1-8 найдите предложения с приложениями. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 11-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения

Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.

Варианты работы с материалом.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. В левом – тезисы. Соотнесите проблемы и тезисы.

Язык живой как жизнь.

Состояние современного языка

Слово-это тоже дело

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Богатство и бедность нашей речи

В языке отражаются изменения в обществе.

Язык литературный и разговорный

Без слов нет мысли

Речь человека и его мысли

Обеднение современного русского языка.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. Сформулируйте тезисы.

Источник

Сочинение 9

(1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2) Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
(3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта.

задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть фото задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть картинку задумывались ли вы над тем что такое язык. Картинка про задумывались ли вы над тем что такое язык. Фото задумывались ли вы над тем что такое язык
задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть фото задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть картинку задумывались ли вы над тем что такое язык. Картинка про задумывались ли вы над тем что такое язык. Фото задумывались ли вы над тем что такое язык
задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть фото задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть картинку задумывались ли вы над тем что такое язык. Картинка про задумывались ли вы над тем что такое язык. Фото задумывались ли вы над тем что такое язык

Мы нечасто задумываемся над тем, какую роль можем играть в судьбе будущих поколений. Вся наша культура, наша речь, манеры поведения, даже вкусы и предпочтения-все это, так или иначе, может отразиться на нашем будущем и будущем наших детей. Имеет ли смысл контролировать свою речь? И кто это должен делать? На ком лежит ответственность за судьбу родного языка? Этими вопросами задается в своем тексте К.И. Чуковский.

Рассуждения автора состоят из двух совершенно противоположных истин, каждая из которых дополняет друг друга. Суть первой заключается в том, что человек, как отдельный субъект, сколько бы культурным и образованным он ни был, никоим образом не может повлиять на судьбу всего языка, так как мнение большинства обычно выигрывает. Однако писатель акцентирует наше внимание на том, что «в прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан», а сейчас все повернулось совершенно в другую сторону. Вторую истину писатель преподносит с точки зрения отказа от философии «бездействия и отказа непротивления злу». И тут он обращает взор читателя на то, что в эпоху завоевания космоса, в тот век, когда исключительную важность имеют такие рычаги воздействия, как радио, кино и телевидение, человек обязан ощущать за собой совершенно иную власть и пользоваться данными ему полномочиями в правильной степени.

Мысль К.И Чуковского такова: ответственность за судьбу родного языка лежит не только на обществе в целом, но и на каждом человеке в отдельности. И потому писатель считает, что «чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта».

Невозможно не согласиться с автором. Я так же считаю, что человек недооценивает собственный вклад в настоящее и будущее своей страны. Общий культурный уровень всего общества складывается из усилий каждого отдельного человека. Ответственность за судьбу родного языка лежит на нас, на каждом отдельном человеке, и поэтому очень важно постоянно следить за собственным уровнем культуры и образованности, саморазвиваться и призывать к этому других.

О том, как очень быстро в обществе налаживаются негативные тенденции изменения языка, написал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Фамусовское общество, на контрасте с образованным Чацким, пестрило пошлостью и безграмотностью. В приоритете у этих людей было богатство, они, как это было модно, пренебрегали русской культурой и языком, и очень часто употребляли французские слова, что и ставил им в упрек один из главных героев произведения, Александр Чацкий, однако его усилия не могли увенчаться успехом. Фамусовское общество нельзя было исправить и поставить «на пусть истинный», однако А.С. Грибоедов подводит читателя к мысли о том, что судьба русского языка не потеряна до той поры, пока существуют такие ответственные люди, как Александр Чацкий, способные в любой ситуации, при любом обществе сохранять самообладание.

Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык – это, безусловно, стихия свободная и великая, однако такой она является только благодаря усилию русского народа. Стараниями каждого из нас мы можем сохранить свой язык, стоит лишь не прогибаться под модные тенденции и веяния необразованной толпы.

Источник

Каталог файлов

(1) Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(9) Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11) Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу сходить на рынок, велел купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые.

(14) Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подает только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17) А что может быть на свете лучше языка? (18) При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. (20) Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21) Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22) Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошел покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28) А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32) Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

1.Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

2. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

4. Из предложения 19 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

5. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

6. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

7. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

8. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

9. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

10. Из предложения 25 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

11. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

12 Из предложения 24 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

13. Укажите тип связи в словосочетании ЧИТАЕТЕ КНИГУ (№ 3).

14. Укажите тип связи в словосочетании ОБЩАЯСЬ МЕЖДУ СОБОЙ (№ 7).

15. Укажите тип связи в словосочетании У МНОГИХ НАРОДОВ (№ 8).

16. Укажите тип связи в словосочетании СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ (№ 8).

17. Укажите тип связи в словосочетании ТЕМ ЖЕ СЛОВОМ (№ 8).

18. Укажите тип связи в словосочетании КУПИЛ ЯЗЫКИ (№ 12).

19. Укажите тип связи в словосочетании ЛУЧШЕ ЯЗЫКА (№ 17).

20. Укажите тип связи в словосочетании ПРИ ПОМОЩИ ЯЗЫКА (№ 18).

21. Укажите тип связи в словосочетании НЕТ НИЧЕГО (№ 21).

22. Укажите тип связи в словосочетании В ДРУГОЙ РАЗ (№ 23).

23. Укажите тип связи в словосочетании ВЕЛЕЛ МНЕ (№ 27).

24. Укажите тип связи в словосочетании ЦЕЛЫЕ ГОСУДАРСТВА (№ 30).

25. Укажите тип связи в словосочетании ВНОСИТЬ ЗЛО (№ 31).

26. Укажите тип связи в словосочетании БЫЛО ПРИЯТНО (№ 33).

27. Укажите тип связи в словосочетании НЕ ВСЕМ ГОСТЯМ (№ 33).

28. Укажите тип связи в словосочетании СЛЫШАТЬ ОТВЕТ (№ 33).

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.

(6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре или кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.

(13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье». (Пушкин).

(22)Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

1.Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

2. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

4. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

5. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

6. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

7. Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

8. Из предложения 19 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

9. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

10. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

11. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

12 Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

13. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

14. Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

15. Из предложения 21 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

16. Укажите тип связи в словосочетании О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (№1).

17. Укажите тип связи в словосочетании В ПУСТЫНЕ ВЛАЧИЛСЯ (№ 2).

18. Укажите тип связи в словосочетании НЕ ИМЕЯ ОБРАЗОВАНИЯ (№ 6).

19. Укажите тип связи в словосочетании ТОНКИЕ ЦЕНИТЕЛИ (№ 8).

20. Укажите тип связи в словосочетании ЧТЕНИЕ КНИГ (№ 9).

21. Укажите тип связи в словосочетании СТРЕМЛЕНИЕ К ВЫСОКОМУ (№ 10).

22. Укажите тип связи в словосочетании ВОЛНУЮТ ЕГО (№ 10).

23. Укажите тип связи в словосочетании ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВЕРЫ (№ 11).

24. Укажите тип связи в словосочетании НЕТ СТРЕМЛЕНИЯ (№ 13).

25. Укажите тип связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (№ 14).

26. Укажите тип связи в словосочетании ТАКИЕ ЛЮДИ (№ 15).

27. Укажите тип связи в словосочетании ПО ИНОМУ ПРИНЦИПУ (№ 19).

28. Укажите тип связи в словосочетании ЖЕЛАНИЯ ПРИОБРЕСТИ (№20).

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледенелой лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённой чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9) И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(18) – Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

(23) – Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

1.Из предложения 1 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

2. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

4. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

5. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

6. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

7. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

8. Из предложения 23 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

9. Из предложения 28 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

10. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

11. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

12 Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

13. Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

14. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

15. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

16. Укажите тип связи в словосочетании ЖИТЕЛЬ ГОРОДА (№ 3).

17. Укажите тип связи в словосочетании ПОСТАВИТЬ ШТАПМ (№ 6).

18. Укажите тип связи в словосочетании ИЗМУЧЕННЫХ ОЖИДАНИЕМ (№ 7).

19. Укажите тип связи в словосочетании В НЕМОЙ ТОСКЕ (№ 7).

20. Укажите тип связи в словосочетании ТЕРПЕНИЕ ЛЮДЕЙ (№ 9).

21. Укажите тип связи в словосочетании ВЕСЬ КОРИДОР ( № 11).

22. Укажите тип связи в словосочетании НА ЭТИХ ЛЮДЕЙ (№ 12).

23. Укажите тип связи в словосочетании ВЛАСТНО ПОСТУЧАЛ (№ 15).

24. Укажите тип связи в словосочетании ПОПРОСИЛ ЕЕ (№ 16).

25. Укажите тип связи в словосочетании ТАЛОН К ВРАЧУ (№ 17).

26. Укажите тип связи в словосочетании МОЛЧА ВЗЯЛА (№ 20).

27. Укажите тип связи в словосочетании ПРОЙДЯ СКВОЗЬ ТОЛПУ (№ 21)

28. Укажите тип связи в словосочетании ЧЕГО-_ТО НЕСВЕЖЕГО (№ 24)

Источник

Урок русского языка по теме: «Язык и речь.Язык и человек»

задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть фото задумывались ли вы над тем что такое язык. Смотреть картинку задумывались ли вы над тем что такое язык. Картинка про задумывались ли вы над тем что такое язык. Фото задумывались ли вы над тем что такое язык

Вводный урок русского языка для 5-го класса по теме «Язык и речь. Язык и человек»

Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,

Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.

Формировать навык работы со словарями.

Воспитывать любовь к родному языку.

II. Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).

II. Выставка словарей на классной витрине.

Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.

Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.

И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.

А начнем прямо сейчас.

III. Словарная работа.

– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.

Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

Публичное выступление. Выступать с речью.

– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.

(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)

– Слово “язык” тоже многозначное:

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.

Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

IV. Выборочный диктант.

– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

– Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).

V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)

1. Чтение текста учителем.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

2.Словарная работа ( Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).

3. Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?

“ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *