заезженная пластинка что значит

Урок 7. «Заевшая пластинка»: обороняемся от манипуляций

Что вы узнаете

Когда включать «заевшую пластинку»

Главный признак ситуации, когда пора включать пластинку, — ощущение, что на вас давят. Давление становится все сильнее, и вот вы уже готовы отдать деньги, только чтобы это прекратилось. На это мошенники и рассчитывают.

Давление может быть самым разным:

⚠️ Если давят — заводите пластинку.

Как работает пластинка

«Заевшая пластинка» помогает одновременно на двух фронтах: изматывает мошенника и дает вам внутреннюю уверенность в своих действиях.

Мошенникам невыгодно слишком долго возиться с одним упертым человеком. Если жертва не идет на контакт, рано или поздно они отстают. Пластинка помогает сделать так, чтобы мошенник сам не захотел с вами общаться.

Пластинкой может быть любая фраза, главное — повторять ее раз за разом, что бы вам ни сказали в ответ. Вот как это работает:

— Эти ножи стоят всего 4999 рублей, зато не затупляются сто лет и режут алмазы. Быстрее покупайте, осталась последняя партия.

— Мне надо посовещаться с дедушкой.

— Ну смотрите, вы больше таких нигде не найдете, завод закрыли, в подарок дают курсы по нарезанию суши кубиками.

— Мне надо посовещаться с дедушкой.

— А ваш дедушка что, эксперт по ножам? Берите, не пожалеете, цена очень низкая.

— Мне надо посовещаться с дедушкой.

— Ой, да идите вы лесом со своим дедушкой.

Мошенник пытался надавить на болевую точку упущенной выгоды, но вы включили пластинку, не потратили деньги на ерунду и, возможно, даже подняли себе настроение.

⚠️ Повторяйте фразу раз за разом.

Как выбрать свою пластинку

Пластинка может быть любой: главное, чтобы вы могли уверенно ее произносить. Чтобы в процессе подозрительного разговора не тратить время на размышления, лучше подготовить пластинку заранее.

Подумайте, что дает вам уверенность. Возможно, у вас есть мудрый родственник по имени Алексей, тогда заводите пластинку «Мне надо посовещаться с Алексеем». Любите кофе? Тогда на все возражения повторяйте: «Я не могу принять это решение, пока не выпью кофе».

Переложите решение на обстоятельства — это поможет снять с вас ответственность, и собеседнику будет сложно вас попрекать. Вы вроде и не против, но вам запрещает гороскоп или строгий родственник.

Вот еще несколько пластинок на все случаи жизни:

⚠️ Выберите фразу, которую вам будет комфортно повторять.

Как сделать пластинку еще эффективней

Излюбленная тактика манипуляторов — зацепиться за любое возражение жертвы и обратить против нее.

Опытные манипуляторы найдут десятки возражений на пластинку «Мне нужно подумать» и заставят вас сомневаться. Скажут, что предложение ограничено по времени, или начнут убеждать, что вы упускаете единственный шанс в жизни разбогатеть и стать счастливым. Тогда серьезную пластинку можно сменить на веселую.

Чтобы не дать мошенникам и шанса, придумайте самый дурацкий ответ, который придет в голову: «Мне не разрешает мой кот» или «Марсиане советуют мне отказаться». Такие фразы обезоружат манипулятора: на них нет заготовленных ответов, и такое возражение невозможно парировать логически. К тому же веселый ответ снизит напряжение и сделает ситуацию менее тревожной.

Кто-то подумает, что вы немного неадекватны и вести дальнейший диалог бесполезно. Но ведь вам это даже на руку: мошенник отстанет, а у вас будет забавная история. Лучше показаться неадекватом в чьих-то глазах, чем потерять деньги. Уже завтра этот человек забудется, зато обида от обмана останется надолго.

Если вам сложно отшучиваться и боитесь не справиться с давлением, выбирайте самую пуленепробиваемую пластинку — «Это против моих религиозных убеждений». Многие люди опасаются спорить с такой позицией.

Заводить несерьезную пластинку бывает сложно, особенно в стрессовых ситуациях. В следующий раз, когда к вам пристанут с «невероятно выгодным предложением», попробуйте завести пластинку — это хорошая тренировка перед встречей с мошенниками.

Вот еще несколько забавных пластинок на заметку:

⚠️ Несерьезная пластинка парализует манипуляторов.

Как завести пластинку, когда давят на страх или жалость

Представьте: вы спокойно гуляете по парку, и тут к вам подходит человек в футболке с надписью «Помогите детям». В руках у него коробка с деньгами и фотографии больных детишек. Он призывает вас пожертвовать на лечение детей, но его документы и поведение кажутся сомнительными.

Человек продолжает давить.

Вам что, жалко денег на больных детишек? Я работаю на благотворительный фонд, которому много лет. Вы что, хотите, чтобы дети страдали? Вам жалко денег?

Мошенник нащупал болевую точку: страх показаться плохим человеком. Мозгу не хочется быть чудовищем, которое откажет в помощи больным детям, милым животным, беременным женщинам или нуждающимся старикам. На это и рассчитывают мошенники, разыгрывая спектакли.

Тут поможет трюк «Я отказываю человеку, а не идее».

Это не последний шанс сделать доброе дело: всегда можно перевести деньги надежному фонду. На все возражения мошенника можно повторять: «Я жертвую только через интернет».

⚠️ Отказывайте человеку, а не идее.

Что делать, если одной фразой не обойтись

«Заевшая пластинка» — это не только фраза, это еще и настрой, который помогает придерживаться нужного вектора в подозрительном разговоре. Это внутренние установки, помогающие не ошибиться и не дать слабину в моменты, когда бушуют эмоции.

Представьте, что вы продаете компьютер на доске объявлений и вам пишет потенциальный покупатель:

Чувствуете давление в этой ситуации? Мошенник пытается нащупать болевую точку: многим из нас не хочется создавать другим людям проблемы. Например, задерживать курьера. Пластинка поможет измотать мошенника и справиться с давлением.

Возьмите паузу. Вспомните предыдущий урок: когда дело касается денег и вас торопят — здесь что-то не так.

Не стоит верить «смс» и словам «покупателя»: лучше проверить счет через интернет-банк. Честный покупатель войдет в положение, а мошенник будет злиться и торопить вас.

Предположим, мы поняли, что нам пишет мошенник. Но что делать с курьером, который стоит перед вами? Возможно, он даже не в курсе, что и его, и вас обманули, но это не значит, что вы должны отдавать ему товар. Пластинка поможет настоять на своем.

Заводите пластинку. Неважно, как громко кричит «курьер», как торопит вас «покупатель», играйте вашу пластинку: «Деньги еще не пришли». Это может быть сложно, особенно если на вас злятся и ругаются. Помните: вы правы и никого не обманываете.

Скорее всего, курьер — сообщник мошенника. Если вы будете повторять одну и ту же фразу, он поймет, что вас не развести, и отстанет. Но даже если он ни при чем, знайте: вы отстаиваете свои права и свои деньги. Лучше обидеть незнакомца, чем позволить обмануть себя.

⚠️ Помните: вы правы и никого не обманываете.

Что дальше

В этом уроке мы поговорили о том, как одна простая фраза дает силы противостоять атаке мошенников. Заодно вспомнили про то, как важно брать паузу перед тем, как принять решение, касающееся ваших денег.

В следующем уроке мы разберемся, как не потерять деньги, честь и веру в человечество, если у вас вымогают деньги или шантажируют.

Источник

Метод заезженной пластинки в воспитании детей

Метод «заезженой пластинки» прост: повторяйте много раз одно и то же требование, не отвлекаясь на отговорки. Этим методом прекрасно владеют все дети, пора освоить его и родителям тоже!

Например. Жаркий летний день. 4-х летняя Анника вместе с мамой идет за покупками.

Анника: Мама, купи мне мороженое

Мама: Я тебе сегодня одно уже покупала.

Анника: Но я хочу мороженое

Мама: Много мороженого есть вредно, ты простудишься

Анника: Мамочка, ну я очень срочно хочу мороженое!

Мама: Уже поздно, нам нужно домой.

Анника: Ну мам, ну купи мне, пожалуйста, мороженое!

Мама: Ну хорошо, в виде исключения.

Как у Анники это получилось? Она просто игнорировала мамины аргументы. Вместо того, чтобы дискутировать сколько мороженого есть вредно и начиная с какого количества можно простудиться, она снова и снова коротко и настоятельно повторяла свою просьбу – как заезженая пластинка.

Мама же поступает так, как в таких ситуациях поступают почти все взрослые: она аргументирует. Она дискутирует. Она хочет, чтобы ее ребенок понял и согласился. Точно так же она поступает, если что либо желает от дочери. И тогда ясное указание превращается в длинную дискуссию. Под конец обычно мама уже забыла, чего она вообще хотела. Именно поэтому наши дети любят всем сердцем подобные разговоры. К тому же они являются лишней возможностью целиком и полностью завладеть маминым вниманием.

Мама (приседает, смотрит Аннике в глаза, держит ее за плечи и коротко говорит): «Анника, ты прямо сейчас уберешь игрушки в коробку»

Анника: Ну почему?

Мама: Потому что ты их раскидала

Анника: Не хочу я убирать ничего. Все время должна убирать. Целый день!

Мама: Ничего подобного. Когда это ты целый день убирала игрушки? Но ты должна понять, что за собой нужно убирать!

Анника: А Тимми (двухлетний братик) никогда сам не убирает!

Мама: Тимми еще маленький. Он не может пока сам убрать за собой.

Анника: Все он может! Ты его просто любишь больше чем меня!

Мама: Ну что ты такое говоришь?! Это неправда и ты это прекрасно сама знаешь.

Дискуссию можно продолжить как угодно. Мама Анники остается спокойной. Пока еще она не сделала тех типичных родительских ошибок, о которых мы в 4 главе уже говорили. Но если дискуссия продлится еще некоторое время, это вполне может произойти. И уберет ли в конце концов Анника игрушки – неизвестно. Другими словами: Если мама действительно хочет, чтобы Анника убралась, то дискуссия здесь не уместна.

Другой пример. Подобный разговор между 3-х летней Лизой и ее мамой происходит почти каждое утро:

Мама: Лиза, одевайся.

Лиза: Но я не хочу!

Мама: Давай, будь хорошей девочкой. Оденься и мы будем с тобой вместе во что то интересное играть.

Лиза: Во что?

Мама: Мы можем собирать пазлы.

Лиза: Я не хочу пазлы. Они скучные. Я хочу смотреть телевизор.

Мама: С утра пораньше и телевизор?! Не может быть и речи!

Лиза: (плачет) Мне никогда нельзя смотреть телевизор! Всем можно! Только мне нельзя!

Мама: Это же неправда. Все детишки, которых я знаю, тоже не смотрят по утрам телевизор.

В итоге Лиза плачет уже совсем из-за другой проблемы, но все еще не одета. Обычно это оканчивается тем, что мама берет ее на руки, сажает к себе на колени, утешает и помогает одеваться, хотя Лиза прекрасно умеет это делать сама. Тут тоже мама после ясного указания оказалась затянутой в дискуссию с открытым концом. Лиза в этот раз обыграла телевизионную тему. Но с такой же изобретательностью она вполне может обыграть любой предмет одежды, выложенной мамой – от носок до подходящей резинки для волос. Невероятное достижение для трехлетней девочки, которая еще даже не ходит в детский сад!

Как могли бы мамы Анники и Лизы избежать этих дискуссий? Метод «заезженной пластинки» тут как нельзя кстати.

На этот раз мама Анники применяет эту методу:

Мама: (приседает, смотрит дочке в глаза, берет за плечи и говорит): Анника, ты прямо сейчас уберешь игрушки в коробку!

Анника: Ну почему?

Мама: Это нужно сделать сейчас: ты соберешь игрушки и положишь их в коробку.

Анника: Не хочу я убирать ничего. Все время должна убирать. Целый день!

Мама: Давай Анника, собирай игрушки в коробку.

Анника: (начинает убирать и ворчит себе под нос): всегда я.

Разговор между Лизой и ее мамой тоже проходит совсем по другому, если мама применит «заезженную пластинку»:

Мама: Лиза, одевайся.

Лиза: Но я не хочу!

Мама: Вот, Лиза, одевай колготы.

Лиза: Но я хочу с тобой играть!

Мама: Лиза, ты прямо сейчас одеваешь колготы.

Лиза (бормочет, но одевается)

Вы не верите, что все так просто? Попробуйте сами!

В первой главе мы уже рассказывали историю восьмилетней Вики, которая жаловалась на боли в животе и по 10 раз ходила в туалет перед выходом в школу. Ее мама две недели с ней дискутировала, утешала и наконец 3 раза оставила дома. Но обнаружить причину внезапного «страха» перед школой не удалось. Днем и вечером девочка была веселой и абсолютно здоровой. Поэтому мама решила вести себя по другому. Неважно как и на что Вики жаловалась и аргументировала – ее мама реагировала каждое утро одинаково. Она наклонялась, дотрагивалась до плеча девочки и говорила спокойно но твердо: «Ты сейчас пойдешь в школу. Мне очень жаль, что это так тяжело для тебя». И если Вики, как и раньше, в последнюю минуту шла в туалет, мама говорила: «Ты была уже в туалете. Сейчас тебе пора выходить». Больше ничего. Иногда она повторяла по нескольку раз эти слова. «Боли в животе» исчезли полностью через неделю.

Не поймите меня неправильно, дискуссии между родителями и детьми очень важны и могут происходить много раз за день. Во время еды, во время вечернего ритуала, в то время, которое вы посвящаете своему ребенку ежедневно (см. Главу 2) и просто свободное время, в подобных ситуациях они имеют смысл и ведут к хорошим результатам. У вас есть время и возможность, чтобы выслушать, изложить свои пожелания и аргументировать их. Начинайте сами подобные разговоры. Все основания, которые вы оставили за рамками во время применения «заезженной пластинки», можно теперь спокойно высказать и обсудить. И если ребенку это важно и нужно, он слушает с интересом.

Чаще же всего дискуссии интересны детям лишь в качестве отвлекающего маневра и еще как средство привлечения внимания.

Мириам, 6 лет, каждое утро она тянула с одеванием. 2-3 раза в неделю она не шла в детский сад потому, что не была вовремя готова. И это ей совершенно не мешало.Что можно в этом случае для сделать «обучения на собственном опыте»?

Мама применила метод «заезженой пластинки»: «Ты сейчас оденешься. Я отведу тебя в сад в любом случае вовремя». Не помогло. Мириам сидела в пижаме на полу и не двигалась. Мама вышла из комнаты и не реагировала на зов дочери. Каждые 5 минут она заходила снова и повторяла каждый раз: «Мириам, тебе нужна моя помощь? Когда стрелка будет вот тут, мы выходим из дома». Девочка не верила. Она ругалась и хныкала, и, конечно, не одевалась. В обговоренное время мама взяла дочь за руку и отвела ее в машину. В пижаме. Одежду она взяла с собой в машину. Громко ругаясь, Мириам оделась там с быстротой молнии. Мама не говорила вообще ничего. Начиная со следующего утра было достаточно короткого предупреждения.

Верите или нет, но в детсадовском возрасте этот метод работает всегда. Крайне редко может дойти до того, чтобы ребенок действительно появился в саду в пижаме. Но родители внутренне должны быть, в крайнем случае, к этому готовы. Дети это чувствуют. Обычно они все же решают в последнюю секунду одеться.

Техника заезженной пластинки в конфликте

Техника заезженной пластинки хорошо работает не только с детьми, но и со взрослыми, особенно в конфликтных ситуациях. Смотри Техника заезженной пластинки

Источник

Приемы и техника психологической защиты от манипуляций

Как можно защититься от психологической манипуляции?

Томас Вильгельм доктор, консультант и тренер, преподаватель философии

Представляем вам несколько действенных коммуникативных техник и методов защиты, которые вы с успехом можете применять в ситуациях, когда вами манипулируют. Для начала перечислим их:

1. Спрашивать и слушать

Сознательное использование вопросов — один из центральных элементов общения. Как правило, мы недооцениваем роль вопроса как коммуникативного средства. Многим людям кажется, что если они для начала просто будут задавать вопросы, а не заявят сразу же о собственной точке зрения, то потеряют инициативу разговора. Но верно прямо противоположное: благодаря вопросам вы повышаете шансы выстроить позитивные отношения со своим собеседником и добиться своей цели. Почему?

При помощи правильных вопросов вы:

Задавая вопросы, вы демонстрируете своему собеседнику уважение, а ведь для любого человека важно, чтобы к нему относились с уважением и его ценили.

Для целенаправленного применения вопросов необходимо понимать разницу между вопросами открытого и закрытого типов. Открытые вопросы требуют ответов в виде полных предложений, в то время как на закрытые вопросы можно полноценно отреагировать одним-единственным словом или лаконичным упоминанием некоего факта. Как правило, ответы на открытые вопросы более полные и занимают больше времени, чем довольно скупые в большинстве своем реакции на закрытые вопросы. Открытый вопрос позволяет более активно подключить собеседника к разговору. Их преимущество в том, что они провоцируют его на размышления, приглашают его более интенсивно заняться обсуждаемым вопросом, побуждают делать собственные предложения. Кроме того, открытые вопросы всегда позволяют выяснить больше, чем вопросы закрытые. Приведем несколько примеров открытых вопросов.

На закрытый вопрос ответить можно очень коротко — жестом или одним словом. Приведем примеры вопросов этого типа.

Вопросы о согласии собеседника — важные вопросы закрытого типа. Закрытые вопросы прекрасно оправдывают себя и в случаях туманных и пространных высказываний, когда требуется вынудить собеседника выражаться более точно.

Открытые вопросы применяют для того, чтобы:

Закрытые вопросы используют, чтобы:

Важным методом ведения разговора является техника переспрашивания. Переспрашивая, вы ссылаетесь непосредственно на предшествующее высказывание. Эта техника нацелена в первую очередь на лучшее понимание высказываний собеседника, а также на приглашение его к более точному формулированию или же критическому пересмотру своих мыслей. Переспрашивать полезно во всех тех случаях, когда что-либо становится неясным или сознательно затуманивается.

Противоположность постановки вопросов — это, конечно, слушание. Если вы задаете вопросы, то должны быть готовы и выслушать ответы. Внимательное слушание играет решающую роль в ведении переговоров и при обращении с манипуляцией.

Слушание — дело в первую очередь внутреннего настроя, а не чистой техники. Оно требует огромной концентрации и является поэтому одной из самых утомительных коммуникативных техник. Однако навыки профессионального слушания можно тренировать и оттачивать.

Тот, кто умеет слушать, легче выстроит доверительные отношения со своим собеседником. Слушание, как и активное задавание вопросов, — это своего рода «ключ ко всем дверям», который позволяет достичь более глубокого личного контакта с партнером по переговорам. Слушание помогает снимать агрессию и враждебные эмоции. Как и вопросы, слушание — превосходный способ придать разговору более предметный и конструктивный характер. Внимательное слушание, помимо этого, помогает избегать недоразумений.

Основополагающее правило профессионального слушания гласит: надо показывать собеседнику, что его слушают.

Для этого существует три возможности, а именно: молчаливое слушание, слушание с использованием реакций внимания, активное слушание.

2. Игнорировать и продолжать

Игнорирование и продолжение — одна из самых сдержанных реакций на распознанную манипуляцию. Вы просто не поддаетесь на попытку манипуляции и пропускаете мимо ушей соответствующее замечание. Тем самым ваш собеседник получает предупреждение, но «не теряет при этом лица».

Вы же вполне можете и даже должны дать ему понять, что прекрасно поняли, что именно он пытался сделать, например при помощи:

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

3. Прикидываться простаком и «проматывать катушку назад»

Если вы прикинетесь простофилей, то хоть и отреагируете на попытку манипуляции, но официально проинтерпретируете ее в качестве недоразумения или небольшого замешательства с вашей стороны. Прежде чем беседа сможет продолжаться, это недоразумение или эту заминку придется устранить. Тем самым вы избежите того, чтобы откровенно разоблачить своего собеседника как манипулятора: он или она получит изящный предупреждающий сигнал, но сможет «сохранить при этом лицо». Проиллюстрируем эту технику примером.

Ситуация: у вас конфликт с вашим партнером по переговорам. Вы условились применить ту модель решения конфликтов, которая предполагает, что каждая из сторон прежде всего излагает и разъясняет свою позицию. Но ваш собеседник не придерживается договоренности. Без объяснения своей точки зрения он сразу предложил свой вариант решения. Вы прикидываетесь простаком.

Вы: «Минуточку, я в некотором замешательстве. Мы ведь с вами договорились, что проиграем всю модель решения конфликта шаг за шагом. Я как раз изложил вам свою точку зрения, и вообще-то теперь ваша очередь объяснять мне свое видение проблемы. Но только что в качестве своего последнего слова вы предложили четко проработанный вариант решения. Это был пример или все-таки опережение событий?».

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

4. «Заезженная пластинка»

Если вы заметили, что ваш собеседник хочет уйти от темы или ведет себя агрессивно, пытается запугать, спровоцировать вас или застать врасплох, то попробуйте поставить «заезженную пластинку». Воспользоваться ею очень просто, вам надо только вновь и вновь повторять, чего вы хотите, или что для вас важно, или что вам хочется узнать и т.д.

В определенный момент вам все-таки удастся заставить манипулятора говорить на нужную вам тему. Но будьте осторожны: как и все прочие техники ведения беседы, «заезженная пластинка» требует упражнения, упражнения и еще раз упражнения, ведь с малых лет нас отучают от упрямства и прямолинейности. Но с моральной точки зрения метод «заезженной пластинки» безукоризнен: воспользовавшись им, вы никого не введете в заблуждение, не подвергнете манипуляциям, не проигнорируете и не оскорбите пренебрежением. Вы просто воспользуетесь своим правом говорить то, что хотите.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

5. Изменение перспективы

И эта техника, в сущности, очень проста. Вы не отвечаете непосредственно на попытку манипуляции, но предлагаете своему собеседнику посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения или точки зрения другого человека.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

6. Выход из ситуации

Иногда лучший способ противостоять манипуляции — это «взять быка за рога», решительно прервать беседу и открыто затронуть вопрос о попытке манипулирования. Это можно сделать элегантно, придерживаясь следующей техники.

Пример. В качестве приглашенного специалиста Курт помогает коллективу проработать застарелый внутренний конфликт. Однако члены команды уклоняются от дискуссии. В конце концов Курт «выходит из ситуации». Он говорит:

Курт однозначно прерывает дискуссию, отмечает бесплодность ситуации и предлагает возможный вариант ее развития.

Ключевым моментом этого метода является то, что открыто затрагивается вопрос о попытке манипуляции. Но прежде чем сделать это, следует явно и однозначно прервать разговор. Это важно для того, чтобы деловой уровень разговора нельзя было смешать с уровнем взаимоотношений участвующих в нем лиц. Если это разделение не произойдет достаточно четко, то предмет обсуждения и вопросы о том, кто, как и с кем обошелся в ходе этого обсуждения, переплетутся настолько, что будет уже невозможно понять, о чем, собственно, идет речь.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

7. Прерывание переговоров

Печально, но факт: иногда ничего не выходит! Порой бывает необходимо ясно и недвусмысленно прервать переговоры. В этих случаях важно защитить себя самого и выйти из затруднительной ситуации как можно изящней. Вот очень распространенные, но не совсем элегантные способы завершения переговоров:

Вы можете действовать иначе и лучше. В подобной ситуации попробуйте по возможности:

Обрывание переговоров — это самый худший из всех возможных вариантов. Но и к нему следует быть готовым, поскольку в этом случае речь не в последнюю очередь идет о том, чтобы защитить самого себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *