закис ручной тормоз что делать
Почему может заклинить ручник на автомобиле и как это исправить
Заклинивание ручного тормоза не самая распространённая неисправность. Но и с ней многие автомобилисты за годы эксплуатации успели столкнуться.
Есть несколько основных причин, из-за которых ручник заклинивает. Это может быть обусловлено погодными условиями, либо же проблемами с механической составляющей узла.
И если проблему обледенения решить довольно легко, используя подручные средства, то с неисправностями справиться будет заметно сложнее.
Из-за чего заклинивает ручник
Начать следует с причин, из-за которых ручник может не подниматься или не опускаться. Чаще всего происходит именно так, что стояночный тормоз не хочет сниматься после довольно длительной стоянки машины на холоде.
Выделим основные причины, из-за которых узел может заклинить, и колесо не захочет блокироваться или освобождаться из прочных объятий тормозных колодок.
В случае примерзания или заклинивая по механическим причинам, ни в коем случае не пытайтесь решить проблему физической силой. Не тяните резко ручник на себя, не пробуйте вытянуть его двумя руками.
Если тормоз не поддаётся при обычном усилии, есть проблема. Её нужно отыскать, а затем устранить.
Как решить проблему
Закономерно автомобилистов интересует, что им делать, если заклинило ручник, и чем это может обернуться.
Существует 2 основные ситуации при проблемах со стояночным тормозом:
Справедливо будет назвать заклиниванием именно первую ситуацию. О ней и расскажем подробнее.
Поскольку ручник никак не отпускает и продолжает блокировать колёса, важно для начала исключить вариант с примерзанием. Если сейчас тёплый сезон, заморозков не было ночью или во время простоя машины, заклинивание произошло именно по механическим причинам. Возникли те или иные поломки.
Здесь есть несколько потенциальных виновников и способов решения проблемы.
Некоторые автомобилисты советуют попытаться тронуться вперёд и назад, постучать молотком по проблемному узлу, вставить в зазор между заклинившей колодкой монтировку, и вручную попытаться разжать.
В действительности такие действия могут привести к серьёзным последствиям. Лучше внимательно осмотреть состояние ручника, определить причину заклинивания, и аккуратно её устранить путём последовательного демонтажа, либо обратившись в автосервис.
Если же проблема связана с тем, что колодка примёрзла, что можно определить по наличию ледяной корки и косвенным признакам в виде езды по лужам и отрицательной температуры, она решается намного проще.
Как решить проблему заклинивания ручника на морозе
Когда ваш стояночный тормоз вдруг заклинил после продолжительной стоянки на морозе, очень высока вероятность примерзания тормозных колодок.
Такую проблему можно довольно быстро решить несколькими доступными способами.
А есть 2 метода, от которых стоит отказаться. Их допускается применять только в самом крайнем случае. А даже в этой ситуации лучше обойтись без подобных мер.
К числу плохих идей для разморозки заклинившего ручника относят такие методы.
Срыв ручника физическими усилиями потенциально может нанести серьёзный урон элементам подвески и тормозной системы.
Потому эти методы обязательно входят в список запрещённых. Только в определённых обстоятельствах, когда иного решения нет и быть не может, допускается их применение.
Вряд ли стоит говорить о том, что разводить открытый костёр около машины, дабы растопить примёрзшие колодки, самая худшая идея среди всех существующих.
Заклинивший ручник явление не редкое. Но найти выход из сложившейся ситуации можно всегда. В некоторых случаях проблема решается буквально за несколько минут, и каких дорогостоящих ремонтных работ проводить не приходится. Если же заклинивание связано с неисправностями в узле ручного стояночного тормоза, попытайтесь решить проблему своими силами, либо обращайтесь в автосервис. При залипании ручника может потребоваться эвакуатор, чтобы доставить машину к сервису для устранения неполадки.
Освобождение поджопника, или ремонт «закисшего» ручника
Доброго времени суток, драйвчане!
Этот пост прямо вытекает из предыдущего, рассказ в котором остановился на моменте, когда Ланос ожил, но не поехал, поскольку левое заднее колесо намертво закисло.
Делать было нечего, я все ещё уперто стоял на своем — ланос должен уехать в сервис только своим ходом.
Поддомкратил машину, снял колесо, подложил его под порог с парой дощечек-прокладок, чтобы не порезало, и стал разбирать барабан.
Скажу честно, фотоотчет не делал, потому что в голове были только маты и проклятия — барабан зажало настолько сильно колодками, что его пришлось выдирать вместе с ними с помощью отвертки. План действий такой — вставляешь отвертку между основанием барабана и крышкой и давишь на нее, как на рычаг. Как только появился зазор — вставляешь другую отвертку в него, чтобы зазор не схлопнулся, и начинаешь рычажить рядом с этим местом, постепенно продвигаясь по длине окружности барабана.
Даже когда зазор был около 1 сантиметра со всех сторон — крышка барабана жестко висела на колодках. Но в итоге поддалась и снялась вместе с ними.
Раз уж барабан был разобран, а в багажнике валялся ремкомплект барабана, то было решено собрать его на место с новыми запчастями (свежими пружинками как минимум, потому что регулировочный упор не подошел, ибо ремкомплект был с правого барабана и резьба там обратная левому)
После сборки была совершена очень глупая ошибка: рычаг 10 был соединен с тросом ручника 12, который закис в затянутом положении, и как следствие колодки не давали надеть барабан.
Сначала хотел отсоединить трос от рычага, но на собранном и с трудом закрепленном на основании механизме барабана это было сделать сложно. На помощь пришли молоток и отвертка в роли зубила. Уперев отвертку в рычаг начал молотком по ней стучать, собственно самим рычагом буквально насильно вытягивая трос ручника.
Вуаля! Барабан собрался и стал спокойно крутиться!
Даже отсутствие ручника не могло омрачить радость первого выезда 🙂
Но пришло время ехать в сервис и исправлять это дело.
Для этого заказал трос ручника STELLOX 29-98522-SX, забрал, и поехал на сервис.
Но беда не приходит одна… Приехал на сервис, подняли машину, и выяснилось, что из бака конкретно так капает бензин.
За час, пока меняли и регулировали ручник, накапала солидная лужица.
Бак заменить — не тросик ручника, поэтому слегка настрой был подпорчен, но решение было жестким — сделать и забыть.
Поэтому, вооружившись широким пищевым контейнером с толстыми стенками (чтобы не сдуло ветром и не смыло дождем), я начал копать, что делать с баком. Контейнер выполнял роль топливосборника, чтобы не разливать лужи бензина перед домом.
О том, что делать с текущим баком и во сколько мне это обошлось будет в следующем посте)
Восстановление троса ручника…
Настало время продолжить заполнение БЖ, так как мелких работ было проделано много, а времени на их описание не было.
Не так давно я восстанавливал задние тормоза, а точнее суппорта.
Описание процесса вот здесь:www.drive2.ru/l/7589963/
Во время провидения данных работ было обнаружено закисание или заклинивание троса ручника справа.
Так как новый трос в exist стоит около 1600руб., я решил не спешить с его заказом…
И так:
1. Лезем в яму под машину и начинаем откручивать все тепло-защитные экраны между днищем и выхлопной системой «глушаком».Что бы открутить самый длинный экран, придётся снять небольшой поперечный усилитель на 8-ми болтах.(он там один не ошибётесь)
2. Открутив всё, что их держит. Сдвигаем их в перёд делая небольшой нахлёст друг на друга.(больше сдвинут не получится).И нам откроется вид на «коромысло» к которому зацеплены два троса(у меня оно было на косую заклинившее). Места для рук мало т.к. мешает экран.
3. Поднимаем рычаг ручника и в отверстие под ним(оно одно) трубчатым ключом на 10 ослабляем натяжку основного центрального троса и опускаем рычаг.
4.Откручиваем крепление троса от суппорта(если вы его ранее не откручивали) и так далее по всему его направлению к центру авто. Там два болтика на 10 на продольной балке и две гайки на 10 к днищу(один рядом с «коромыслом», а второй на повороте троса к колесу за боковым маленьким экраном, который можно снять полностью)
5. После того как трос отпущен по всей длине, его надо подать вперёд, что бы снять с «коромысла». Система крепления похожа на туже, что и тросик газа к дросселю. вот вам фото для понимания как там всё…
Подробных фото снятия троса к сожалению нет. Фоткал на телефон. Да и одному не очень удобно…
Всё трос снят, следующее действие это восстановление его работоспособности…
Я для начала определил с какой стороны от закис.
Делается это просто:берёте трос с той стороны где он максимально выдвинут и от этого края начинаете его гнуть в разные стороны. Кончик троса должен немного как бы вжиматься внутрь т.е. работать. Так постепенно перемещаетесь на другой конец троса. Как только трос перестанет втягиваться внутрь, в этом месте где вы его загнули закисание…
В моём случае место закисание было где-то в 20см от конца крепления к суппорту. Думаю, что это место у всех закисает, т.к. это самая нижняя точка троса в его установленном состоянии…
Именно там и скапливается влага и грязь как только ослабевает крепление алюминиевым колечком на конце троса…
Далее я подвесил трос и оставил его на пару часов в надежде, что тормозуха имеет большую текучесть и она там всё размягчит. Ну а потом сделал вот так:
Так я дёргал его туда суда раз 30, смазывая вытянутую часть троса всё той же смазкой…
Вот, что вытягивала за собой наружу смазка…
После всех манипуляций я решил немного усовершенствовать конструкцию фиксации пыльников маленькими пластиковыми затяжками…
Закис ручник. Разборка-дефектовка одного суппорта. Советы приветствуются.
После того как знатно посидел в грязной луже начал «залипать» стояночный тормоз. Изначально был уверен что просто вода затекла в тросики, но нет. Тросики ходят свободно. Попробовал смазать направляющие (были просто ржавые и сухие), думал их подклинивает.
Вобщем, со своими «думал» и «попробую ведешкой побрызгать» проехал в итоге с подклинивающим суппортом около 100 км, и теперь помимо переборки суппортов надо еще и диски с колодками менять. Ну это ладно, пока машина постоит. Прошу сильно меня не материть, с дисковыми тормозами знакомлюсь впервые, до этого никогда не лез в суппорта и не знал про их болячки.
Непосредственно к делу: Начал с того что разобрал правый задний суппорт. Он не клинил, но думаю что если уж перебирать то все 4 суппорта) по этому без разницы с чего начинать. Снял суппорт и скобу. От вытекания тормозухи отлично подошла резинка от сапуна КПП 2108 (валялась в гараже). Рекомендую))
Вобщем вот такой суппорт Girling 38.
Пыльник с тросика ручника сходу попадает под замену. Выкручиваем цилиндр. Его пыльник явно тоже устал)
А вот фото протертого тряпочкой цилиндра с 2 сторон. Вроде задиров нет, только небольшие потертости. Очень интересует мнение более опытных товарищей по поводу его пригодности, и надо ли с ним что-то делать (полировать и т.д.)?
Для дальнейшей разборки пришлось «испортить» заводской китайский съемник стопорных колец, потому как он не хотел лезть в суппорт (слишком толстый), зато после «доработки» теперь лезет со свистом).
Вот до такого удалось вытащить требуху из цилиндрика. дальше я так понял он не разбирается. Все внутренние детали и поверхности покрыты «тем во что превратилась смазка». А превратилась она в жижу вперемежку с полупрозрачными твердыми гранулами, похожими на силикагель:
Конечно хотелось бы, чтобы эта история не повторилась) Буду усиленно искать подходящую смазку, которая такими болезнями не страдает.
Вот такая гадость была внутри. То ли песок то ли ржавчина) комок грязи по середине фото — это деталька которая толкает поршень при использовании стояночного тормоза.
Очень много всякого такого, которого там быть не должно))) Дальше насколько мог оттереть «щадящими методами» оттер шток флажка стояночного тормоза (ведешка, керосин, растворитель, ветошь, зубная щетка). На нем есть несколько раковин и ржавчина которая не оттерлась. Интересует, будет ли он жить и если да то как его дочистить? Можно ли использовать абразив(наждачку).
Ну и еще пара вопросов) Вот эти детальки видно что «работали» по потертостям. Нужно ли их менять.
И еще сам тросик ручника. Смущает «гармошка». Так и должно быть?
Ну и напоследок скоба, со страшными направляющими:
Для себя, чтобы не забыть) предварительные выводы:
НА ЗАМЕНУ:
1)направляющие+пыльники
2)пыльник+сальник цилиндра
3)пыльник тросика ручника
4)сальник флажка ручника
5)пыльник на штуцер прокачки.
ВЫЯСНИТЬ:
1) Насколько жив сам цилиндр, флажок стояночного тормоза, что еще меняют при переборке суппорта у более опытных товарищей.
2) Где, что и чем нужно смазывать.
3) Как грамотно почистить от ржавчины и покрасить суппорта (заодно и пыльники тормозных дисков).
4) Каких производителей запчасти лучше покупать.
Сейчас принес все это барахло в теплое помещение с водой. Буду всё отмывать на сколько это возможно, потом искать ответы на свои вопросы. Буду рад комментариям на пост, особенно хотелось бы услышать товарищей, шарящих по тормозным механизмам.
НЕ НАШЕЛ:
Пыльник на трос ручника (на 3 фотке лежит на верстаке)
сальник на сам флажок ручника (9 фото)
Закис ручник что делать
Ручной тормоз в автомобиле играет важную роль. Он используется во время стоянки машины, поэтому и называется стояночным тормозом. Иногда приходится использовать такой вид торможения и в экстренных случаях при движении по дороге. Такое случается, если отказали рабочие тормоза. Эффективность остановки, конечно, намного хуже, но все-таки можно остановиться. В системе привода стояночного тормоза, как и в других механизмах, случаются неисправности. Поэтому выясним, почему не работает ручник на некоторых автомобилях, и что делать.
Закис трос ручника
Таким понятием пользуются водители в разговорной речи. Это означает, что тросик плохо перемещается внутри оплетки, и не обеспечивает легкости управления стояночным тормозом. Привод осуществляется только на задние тормозные колодки. Передние тормоза при этом не участвуют в работе.
Многие говорят: «У меня закис ручник, не пойму в чем дело, не знаю, что делать». Когда начинаешь выяснять, то оказывается машине уже больше 15 лет, а тросик ни разу не менялся. Тем более ручной тормоз использовался очень редко. С течением времени любые материалы окисляются, появляется коррозия. Какими бы качественными не являлись запасные части и детали, ржавчина берет свое.
Можно ли восстановить, не меняя
Если тросик закис, но не порвался, а просто заржавел, то его можно разработать и частично восстановить. Конечно, это неправильный подход, и может служить только временным вариантом.
Попробуйте проделать следующие процедуры:
Установка новых тросиков
Самый простой способ – купить новые тросы ручного тормоза и установить их вместо старых закисших тросов. Это можно сделать своими руками, либо обратиться в автосервис. Процесс установки несложный, но требует времени.
Если плохо работает ручник, необходимо заняться его восстановлением или заменой. Это важный механизм, который влияет на вашу безопасность при движении на дороге и на стоянке.
Почему ручной тормоз быстро выходит из строя
На многих (даже не слишком старых) автомобилях уже не работает ручник. Но почему это происходит так быстро? В нормальном состоянии тросики ручника не заржавеют за короткое время. Причина кроется в проникновении влаги внутрь оплетки тросов. Вода попадает во внутреннюю полость благодаря трещинам, которые образуются на оплетке. Она просто переламывается.
Это происходит из-за особенностей конструкции механизма. Дело в том, что задние колеса при движении по неровной дороге перемещаются вверх и вниз. А тросики ручника вынуждены также изгибаться вслед за колесами и тормозными механизмами, к которым они прикреплены.
Представьте, сколько изгибов совершает оплетка троса при езде по неровной дороге? Никакой металл не выдержит такой нагрузки и переломится. В результате в месте излома оплетки вода легко проникает внутрь нее, а отсюда и ржавчине недолго появиться.
Что можно сделать
Приведу пример, как поступил я на своем автомобиле. Этот способ я нигде не видел, может быть он и есть в Интернете, не знаю. Просто нашел в гараже кусок толстого шланга, разрезал его вдоль, чтобы можно было надеть на тросик ручника. Надевать нужно именно на то место, где от перегибов лопнула оплетка. Шланг надел продольной прорезью вниз.
Таким образом это защищает от попадания воды в оплетку тросов при проезде по воде, через лужи, и продлевает срок службы ручного тормоза.
Как отрегулировать ручник
На своей машине я каждый год слегка подтягивают регулировочные гайки ручного тормоза. Залезаю под машину, беру два гаечных ключика на 13 и просто подтягиваю натяжение тросов. Это периодически нужно делать, так как тормозные колодки со временем изнашиваются. При этом рукоятку приходится вытягивать с каждым разом все выше.
А когда уже она вытянута до конца, но автомобиль не удерживается на месте на небольшом уклоне, то требуется регулировка ручного тормоза. Обычно гайки подтягивают до того момента, когда щелчков становится не больше двух. Я у себя делаю даже один. На некоторых автомобилях в салоне устанавливают самодельные или купленные подлокотники, которые не предусмотрены заводом.
Они обычно мешают управлению ручным тормозом и могут спровоцировать аварию на дороге. Доступ к рукоятке ухудшается, а вытянуть ее вверх можно на ограниченную высоту.
Обязательно ли пользоваться ручником на стоянке
Это необходимо делать не только для того, чтобы машина не покатилась. Постоянное ежедневное использование механизма предотвращает коррозию тросов. Чтобы ручник не закис, пользуйтесь им каждый раз на стоянке, вытягивая рукоятку. Не бойтесь, что он износится. Механизм быстрее выйдет из строя от закисания и коррозии, если вы не будете его использовать. Многие думают, если они не будут пользоваться ручником, то сэкономят на его износе, но получается наоборот.
Регулировка ручника на Ладе Весте
Посмотрите видеоролик, как настраивается ручной тормоз на Весте, и напишите в комментариях свое мнение.
Когда ручник лучше не использовать
Как ни странно, но есть случаи, когда ручником лучше не пользоваться. Такое время бывает в зимние холода, особенно в сырую погоду, или весной. Когда тепло переходит на мороз, и наоборот. А если вы проехали по лужам, после чего ударил мороз, то нужно срочно сушить тормоза. Это можно сделать, если интенсивно затормозить по дороге 5-6 раз, либо просушить в гараже.
В противном случае, если вы после этого поставите машину на стоянку и затяните ручной тормоз, то домой можете не уехать. Тормозные колодки просто примерзнут к барабанам, и вы не стронетесь с места. Таких случаев достаточно встречается на практике. В результате приходится стучать по колесам, снимать их и даже отогревать барабаны паяльной лампой.
В остальных случаях желательно всегда использовать ручник, чтобы он не закис, а самое главное для вашей безопасности. Если вы не согласны с нашим мнением, поделитесь об этом в комментариях.
ДЕРЖИ, РУЧНИК
Почему отказывает стояночный тормоз, как он влияет на рабочую тормозную систему автомобиля и как добиться его надежной и долгой работы?
Трудно найти другую систему автомобиля, которая претерпела бы столь мало изменений за всю свою историю. Конструкция ручного тормоза проста и практически одинакова у «копейки» 70-х годов и многих современных иномарок: рычаг (или педаль, как в «Мерседесе») натягивает систему тросов (рис. 1), а те — уже через другие рычаги — приводят в действие тормозные колодки. Казалось бы, и ломаться нечему. Однако дефектов хватает. Главный из них — потеря подвижности тросов из-за коррозии, вызванной солью, грязью, водой.
Но есть факторы, резко ускоряющие саму коррозию — о них и пойдет сегодня разговор. В качестве примера возьмем «Жигули», хотя и владельцам других машин наши рекомендации, надеюсь, пригодятся.
В мастерской вам отрегулировали ручник. Прекрасно. Теперь, медленно вытягивая рычаг до упора, посчитайте, сколько будет щелчков. Многие механики стремятся затянуть трос чуть ли не до двух-трех щелчков. Дескать, ручник будет держать лучше, да и гаишник не придерется, а когда трос вытянется и колодки износятся, то и до четырех-пяти щелчков, упоминаемых в руководстве по ремонту, — рукой подать. Но беда в том, что при этом ход тросов 3 и 11 (см. рис. 1), как и колодок, очень мал, а это-то и благоприятствует. коррозии: малоподвижный трос не смазывается даже теми остатками смазки, которую, будем полагать, заложили при сборке, и не очищается от ржавчины. В итоге рычаг 1 придется тянуть двумя руками. Но этим работа коррозии не ограничивается! Перетянув трос ручника, вы получаете уменьшенный ход колодок (малые зазоры между ними и барабаном) и одновременно — тормозной педали. Расторможенные колодки как бы повисают на рычагах ручника, а не на своих основных ограничителях. Вспомните: в автомобилях VAZ 2101 первых выпусков это были специальные эксцентрики, с помощью которых колодки — по мере их износа — нужно было подводить к барабану. На VAZ 2103 уже появился (правда, не очень совершенный) автомат в виде фрикциона в самой колодке, решавший эту задачу. Сегодня зазоры между колодками и барабаном устанавливает автомат, встроенный непосредственно в рабочий тормозной цилиндр: свободный ход поршней составляет 1,25–1,65 мм.
При перетянутом ручнике ход колодок и поршней гораздо меньше — малоподвижность последних обычно и решает их судьбу: коррозия быстро делает свое дело. Дальше происходит то, что знакомо многим: при торможении слышен страшный рык задних тормозов — кажется, что от вибрации машина разваливается. Заменишь тормозной цилиндр — дефект на время исчезнет, чтобы через месяц, два или год возникнуть вновь. Вопрос лишь в том, сколько потребуется времени, чтобы вновь «закис» и застопорился один из поршней. В этом случае его колодка уже не прижмется к барабану, другая же работает, вызывая упругий перекос всего тормозного щита и его самовозбуждающиеся («срывные») колебания, пугающие водителя и пассажиров.
Так что, если при торможении вы ощутили сильную вибрацию задних тормозов, то виновником беды скорее всего оказался усердно перетянутый ручник. Кстати, хотя «смелого пуля боится и штык не берет» (любителей ездить с неисправными тормозами у нас достаточно!), все же учтите — эта вибрация далеко не безобидна и очень успешно разрушает машину!
Наконец, при малых зазорах между колодками и барабаном зимой вы можете вообще не отъехать от стоянки, если вечером была оттепель, а к утру ударил мороз. Примерзшие к барабану колодки — отличное противоугонное средство!
Итак, ход ручника не должен быть меньше положенного, можно даже увеличить его до шести-семи щелчков собачки. Предоставьте автомату возможность работать, а поршням — хорошенько шевелиться, вовремя заменяйте тормозную жидкость, чаще проверяйте состояние пыльников, защищающих поршни, — и риск коррозии будет сведен к минимуму.
Как правильно выбрать, установить и в дальнейшем обслуживать ручник? Предвижу реплики недовольных: «Еще и обслуживать! Автосервис этого не делает, а самому лежать под машиной. Увольте!». Что ж, времена меняются: кто-то не замечает даже алых контрольных лампочек на панели приборов! Можно ежегодно менять трос ручника — позволили бы средства. Но почему — с меньшими затратами! — не поддерживать его в работоспособном состоянии? Мой опыт показывает, что при несложном уходе ручник служит уже восемь лет даже в Москве с ее насквозь просоленными зимними улицами.
Покупая новый ручник, проверьте качество троса: проволочки должны быть плотно свиты, без каких-либо огрехов. На месте ли защитные резиновые трубки? Они предохраняют оболочки троса от контакта со штангами подвески и выпускной трубой. Если вместо толстых резиновых трубок вы видите тонкие виниловые — учтите: они мало от чего защищают, да и плохо держатся на оболочке. Последняя должна быть гибкой и без изломов. Важен и диаметр оболочки: если тонкий импортный трос выскакивает из кронштейнов, то, устанавливая его, подожмите кронштейны. Особое внимание — защитным резиновым колпачкам. Часто попадаются бракованные, потрескавшиеся уже на полке магазина. С такими ускоренная коррозия троса гарантирована!
Теперь о детали, которая может сыграть с вами злую шутку, хотя к коррозии она не имеет отношения. Вы оставляете машину на уклоне, вытянув рычаг, казалось бы, исправного ручника, до упора, а вернувшись. застаете ее внизу! Причина отказа — в слишком длинных возвратных пружинках 5 (рис. 2), установленных на концах заднего троса. По мере износа колодок эти пружинки сжимаются все сильнее — и однажды при торможении сожмутся до упора. Теперь, сколько бы вы ни тянули за рычаг, колодки не прижмутся к барабану. Похоже, что в последнее время длину этих пружин некоторые горе-производители не контролируют, хотя для нормальной работы ручника достаточно, чтобы пружины были лишь слегка сжаты. В случае необходимости их легко укоротить «по месту», установив ручник и проверив состояние пружины при максимально возможном ходе колодок.
Устанавливая ручник, ветви прокладывайте так, чтобы изгибы были плавными, особенно возле тормозного щита — здесь чаще всего происходит излом оболочки. Дабы трос не перескакивал через упоры на штангах (не приближался к колесам), его можно дополнительно закрепить — например, кусками провода. Правую ветвь троса расположите так, чтобы между нею и трубой глушителя оставался зазор 2–3 см, и помните: защитная трубка должна быть на правой ветви точно в этом месте.
Не забудьте про уравнитель — не поленитесь проверить его работу. Пусть помощник вытягивает ручник до упора, а вы следите за тем, чтобы трос не заедало и ход обеих ветвей был одинаков.
Сделать ручник немного более легким можно, заменив оттяжную пружину более слабой. И без того ведь заявленное в руководстве по ремонту усилие на рычаге стояночного тормоза — 40 кгс — малым не покажется! Это одной-то рукой сорок (!) кило сидя выжать. А если за рулем женщина?
И напоследок об обслуживании. Оно несложно: убедившись в сохранности колпачков, заложить в них смазку, в оболочку троса влить 2–3 мл моторного масла (удобно это делать шприцем). Если же в ней появились трещины, заклейте их — например, с помощью клея «Момент» или «Уникум» и капронового чулка. В завершение проверьте натяжение троса, равенство хода ветвей. Кстати, подтягивать ручник намного удобнее, если дополнительно к двум штатным гайкам навернуть третью — тогда, зажав две гайки, можно ключом удерживать резьбовой наконечник троса от проворачивания.
Вот и все. Теперь ваш ручник легок и надежен, а эффективность его такова, что даже при отказе рабочей тормозной системы он вас выручит.
Рисунок Эдуарда Конопа
Рис. 1. Ручной тормоз «Жигулей»: 1 — рычаг; 2 — кронштейн; 3 — передний трос; 4 — направляющий ролик; 5 — направляющая заднего троса («уравнитель»); 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — оттяжная пружина; 9 — кронштейн пружины; 10 — передний наконечник оболочки заднего троса; 11 — задний трос; 12 — тормозной механизм заднего колеса.
Рис. 2. Тормозной механизм заднего колеса: 1 — рычаг ручного привода; 2 — разжимная планка; 3 — тормозные колодки; 4 — задний трос; 5 — возвратная пружина; 6 — наконечник заднего троса.
Даже автоинструктор-женщина понимает, что заклинивание тормозов хоть и не так опасно, как их отказ, но первое может привести ко второму, так что необходимо принимать меры, как только проблема обнаружилась. Известно, что лучше предотвратить, чем иметь дело с последствиями. Поэтому, прежде всего, необходимо знать симптомы, по которым можно определить начинающиеся неполадки в работе тормозов.
Если вдруг водитель замечает, что машина разгоняется намного медленнее, чем раньше, едет заметно тяжелее, а тормозит, наоборот, очень резко — необходимо как следует принюхаться. Если в процессе всех вышеописанных нарушений слышится характерный запах — почти наверняка его издают тормозные колодки, которые просто-напросто сгорели. Необходимо остановиться, иначе слишком велик риск, что тормоза откажут в процессе езды.
Прежде, чем выйти из машины и убедиться в правильности своих догадок, следует проверить, снят ли автомобиль с ручного тормоза, так как похожие проблемы часто возникают в случае такой водительской халатности. Если же все в порядке — смочите слюной палец и прикоснитесь им к диску каждого колеса, по очереди. Скорее всего, один из них окажется очень горячим, вплоть до того, что смоченный палец может даже зашипеть. В таком случае проблема обнаружена — в этом колесе и находится заклинивший тормозной цилиндр. Естественно, в таком состоянии далеко не уедешь. Следует дождаться, пока колесо остынет, а потом снять его. При снятии можно увидеть сами тормозные колодки, а также механизм, прижимающий их к диску.
То, что должен знать даже автоинструктор-женщина
Следующий алгоритм действий необходимо запомнить, его должен знать каждый — автоинструктор женщина, мужчина или начинающий водитель.
Колодка расположена внутри особой детали, которая называется суппорт. Их может быть один или два. Если их два, делаем следующее — аккуратно поддеваем с помощью отвертки каждую колодку так, чтобы они немного отодвинулись от диска. Тот суппорт, который заклинило, будет очень сложно поддеть, придется буквально вбивать между диском и самой колодкой. Только не переусердствуйте, чтобы не повредить механизм. Если же суппорт представлен в единичном экземпляре, достаточно постучать по нему металлическим предметом, обязательно подложив деревянную прокладку, чтобы он не треснул.
После разведения колодок сядьте за руль и со всей силы несколько раз нажмите на тормоз. Это поможет разработать тормоз. Если не помогает — надо ехать в ремонт и менять суппорт. Чтобы доехать до ремонтной мастерской с заклинившим тормозом — нужно развести колодки повторно, а тормозную трубку прикрыть резинкой. Но это мероприятие довольно рискованное, поэтому лучше не искушать судьбу и вызвать эвакуатор.