заклинило термостат в закрытом положении что делать
Заклинил термостат, или История о том, как выглядит стрелка на 95 градусах
Очередная трогательная история про дизель.
Пару лет назад вместо родного термостата на 76,5 градусов я поставил тёплый на 88. И всё было нормально, больше 90 градусов температура не поднималась даже летом.
Однако в этом году, после наступления нулевых и около нулевых температур, все пошло не по плану… Итак, дамы и господа, двигатель начал греться! Я срочно убрал рашен винтер картонку с морды, убрал с двигателя одеяло, но ситуацию это не исправило — хуже того, с установлением стабильных плюсов двигатель начал показывать до 95 градусов при интенсивном разгоне и 90-91 градус при стабильной работе.
Кстати, кто верит стрелке на приборке, посмею вас разочаровать — точность ее такова, что по ней максимум можно судить о том, что двигатель есть и он нагревается, но не более того. При 95 градусах эта белая палочка как всегда стоит немного левее середины. Хотя, может у нее там выработка уже, или привычка — все таки 12 лет ездила с термостатом на 76,5…
Даже несмотря на то, что я люблю тепло в машине, 95 градусов на дизеле мне показалось много, особенно при +5 за бортом… при условиях летнего тепла тут, как минимум, светит перспектива перегрева со всеми последствиями, поэтому было решено принимать меры. Так вот, взял я левую руку и засунул прямо между термостатом и радиатором туда, где нижний патрубок — тот оказался холодным. Пластиковый верх радиатора и верхний патрубок при этом были горячими.
Что в таком случае подумает адекватный человек? Правильно, что большой круг не работает. А почему? Термостат заклинил, причем в закрытом положении. Это то объяснение, что лежит на поверхности.
Ну так как выбора особо не оставалось, пришлось сливать антифриз и вытаскивать термостат. Заодно посмотрел на него, соскучились друг за другом, давно не виделись… Когда термостат был извлечен, осмотрел его корпус, стало немножко грустно… ниже на фотографии понятно почему:
Заклинил термостат в закрытом положении что делать
Очень часто случается так, что вот только запустил двигатель, прогреваешь машину и тут тебе на — быстро закипает двигатель. Причем не просто закипает, а выплескивается антифриз из бачка, сразу появляется характерный сладковатый запах и температура подскакивает до предела.
Причем, радиатор в это время может быть холодным, и вентилятор ни разу не сработает. Тут причина в том, что заклинил термостат в закрытом положении, то есть охлаждающая жидкость только по малому кругу циркулировала. Сейчас мы рассмотрим эту ситуацию более подробно.
Так как термостат заклинил в закрытом состоянии, то перегрев двигателю обеспечен и, естественно, так ехать нельзя. Самый оптимальный вариант попросить кого-нибудь, чтобы дотянули до гаража или же места стоянки.
Что делать дальше? Дальше только менять термостат или же светит замена термоэлемента термостата. Второй вариант дешевле, но повозиться скорее всего придется. Вот, например, термоэлемент термостата ВАЗ 2110 инжектор меняется относительно несложно.
Нужно снять крышку термостата с термоэлементом, прижать пружину, провернуть стопорную шайбу с ушками и поставить новый термоэлемент таким же способом. Далее остается только поставить крышку термостата на место и забыть о нем. Если он, конечно, качественный.
Простая замена этого элемента решит проблему заклинившего термостата. Некоторые могут задать естественный вопрос: почему заклинивает термостат? Да все очень просто — он выработал свой ресурс. Причин может быть много, почему он заклинивает, среди них такие, как износ штока, выработка ресурса парафина. Тут нужно понимать, как устроен термоэлемент термостата в принципе. Об этом мы поговорим в другой статье.
Бывает еще такое, что термостат заклинил в полуоткрытом состоянии. Это летом можно и не заметить, но зимой очень хорошо видно. Стрелка датчика температуры то поднимается, то опускается, или же «гуляет» от средней температуры и чуть выше. Все это — признаки заклинившего термостата. В данном случае, как и в первом, только замена термостата решит проблему.
Но, если уже так получилось, что нет возможности его поменять срочно или вам еще нужно ехать, вы можете продолжать движение и не бояться, что будут какие-то проблемы с двигателем. Просто температура будет ниже рабочей и печка может греть слабее. Но в любом случае его менять нужно!
По большому счету, это и все, что можно сказать о заклинившем термостате. Теперь вы знаете, если заклинил термостат, что делать. Надеюсь, что эта информация была Вам полезна.
Но так как на разных автомобилях разное устройство термостата и могут быть некоторые нюансы по замене термоэлемента термостата или же самого термостата, пишите в комментарии, задавайте вопросы по своей марке, мы Вам попробуем подсказать, как заменить термостат.
а вообще это пробка у меня было 1 в 1 мне немного помог уклон вправо
когда выкл прогретое двигло в бачке слышал бульканье
или еще помогало плюнуть и поездить
но нуна поглядывать на температуру
и иметь с собой тосол могет понадобиться
расскажу как я мучал свое авто патрубок прогрева отсоединял все как по букварю травил воздух
само собой печка открыта
итог ну немного воздуха вышло полился тосол без пузырей воздуха и прочего
но печка не але тока как и утя на оборотах за 3 тыс
и то еле еле
а я то знал что она греет прилично
ну взял открутил пробку бачка и начал его дуть
пока глаза не начнут вылазить
а уровень понижаться
потом личико убираем от бачка порезче чтобы в него не брызнуло
опа пузырики воздуха
такой вот методой удавалось пол бачка кудато в недра загнать
иногда помогал уклон вправо
как я и писал
Как его можно починить? Какие последствия?
Будет у вас холодная печка. А в остальном не повлияет. Последствия — лучше бы поменять на новый.
Когда термостат открыт, он гоняет тосол по кругу. Решается только полной заменой термостата.
Последствия — в холод будешь прогреваться дольше и всё.
Попробуйте немного постучать по нему, может быть какая-то грязька попала, вот и клинит.
Частично закройте часть радиатора картонкой и сможете просуществовать так какое-то время до ремонта.
А откуда информация, что именно заклинило в открытом состоянии?
В этом случае авто бы совсем не грелась.
Если радиатор работает и выполняет функц., то термостат открыт.
Последствия могут быть очень печальны. Термостат может закрыться и в нужный момент просто не открыться. А это уже перегрев движка, в последствии его замена. Что не очень то дешево.
А мне кажется, что там совсем не в термостате дело, а в наличии воздуха в системе охлаждения.
Диагностировать проблему можно следующим образом. Если двиг долго греется и остывает быстро при езде — похоже, действительно клинит в открытом состоянии.
К сожалению, лечится только заменой. Не подлежит ремонту. Даже если в дальнейшем произойдет «расклиновка», из-за возникшей накипи есть шанс снова получить этот клин.
Что делать если не открывается термостат
Автомобили совершенствуются из года в год. Но несмотря на увеличение мощности и объемов двигателей, жидкостная система охлаждения остается прежней, по причине своей высокой эффективности. Одним из элементов этой системы является термостат. Его конструкция проста, но подвержена определенным неисправностям. При отсутствии должного контроля, этот механизм может выйти из строя. Статья раскрывает тему почему заклинил термостат, основные причины этого явления, признаки неисправности терморегулятора, важные нюансы эксплуатации.
Устройство
Современные термостаты бывают нескольких типов. Конструкция зависит от объема охлаждающей жидкости в системе, общего давления, который создается водяной помпой. Основных конструкций 3:
В независимости от модели, стандартный механизм данной детали состоит из:
Существуют электронные термостаты, которые похожи по конструкции, но дополняются нагревательным элементом и соединительным штекером электропитания.
Принцип работы
Основным принципом работы термостата является поочередное включение малого и большого круга охлаждения. Происходит это следующим образом:
Такая система придумана не случайно. Она позволяет уменьшить время на прогрев мотора и салона в зимние периоды, а также поддерживать рабочую температуру силового агрегата на необходимом ему температурном режиме.
Симптомы неисправности
Часто, при недолжном уходе или ошибках эксплуатации, термостат выходит из строя. Симптомы неисправности следующие:
Любой опытный автолюбитель знает примерное время, которое требуется на прогрев двигателя личного автомобиля. Проблему с охлаждением можно выявить при увеличении или снижении времени прогрева. Главное обращать внимание на признаки неисправности механизма регулировки температуры.
Возможные неисправности
Самых частых причин неисправности не так много. К ним можно отнести:
У каждой неисправности есть ряд причин. Далее будет подробно описана каждая.
Закрытое положение
Эта неисправность возникает чаще всего. Причины возникновения подобной проблемы могут крыться в нюансах эксплуатации машины. Термостат не открывается, если:
Все эти особенности необходимо учитывать в процессе выбора и дальнейшей эксплуатации данного узла.
Открытое положение
Если термостат не осуществляет своевременный прогрев силового агрегата, значит его заклинило в открытом положении. Возможные причины следующие:
Все эти неисправности часто возникают при несоблюдении правил эксплуатации системы охлаждения.
Полуоткрытое положение
Такая проблема может возникнуть из-за попадания под запорную чашку посторонних частей прокладок и герметика. Также причиной может стать разгерметизация системы и подсос воздуха извне. Воздушные пробки повышают давление в системе. При визуальном осмотре необходимо найти и устранить все подтеки тосола в местах сочленений патрубков.
Если клапан открыт открывается не полностью, стоит обратить внимание на дополнительный вентилятор, если им оснащается автомобиль. В подобных системах охлаждение разделено на периоды, в которые включается 2-й вентилятор. Если он отказал, клапан будет открываться на половину, так как температура антифриза находится в промежуточном значении.
Преждевременное открытие
Самой частой причиной преждевременного открытия термостата является датчик температуры. Такая проблема встречается у термостатов с электронным управлением. Неисправный датчик срабатывает намного быстрее, что приводит к открытию клапана раньше срока.
Термостат открывается раньше, и по причине воздушных пробок в системе. Излишнее давление создает нагрузку на чашу затвора.
Важно
Крайне важно вовремя диагностировать и устранить неисправность термостата. Эксплуатировать автомобиль с поврежденным элементом регулирования циркуляции нельзя. Недостаточный нагрев силового агрегата скажется на мощности, динамичности, увеличении расхода топлива. Чрезмерный нагрев и частый перегрев с закипанием антифриза может привести к проблемам поршневой группы, разгерметизации головки цилиндров. Подобный ремонт очень сложный и дорогой. На современных автомобилях, любые неполадки с системой охлаждения передаются в блок управления двигателем. ЭБУ отреагирует на неполадки и внесет коррективы в работу других систем, что скажется на общей работоспособности машины.
Заключение
В статье были приведены основные причины неисправности термостатов. Не важно какой модели устройство. На его рабочий ресурс влияет неправильный выбор тосола, ошибки в герметизации, использование воды вместо антифриза, отсутствие контроля и своевременной замены. Рабочий ресурс силового агрегата напрямую зависит от необходимого и установленного изготовителем температурного режима. Правильная эксплуатация, надежные комплектующие и соблюдение требований помогут избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
Видео по теме
Заклинил термостат в закрытом положении что делать?
Особенности конструкции
Термостат — это небольшой механический клапан. Устройство регулирует и определяет температуру охлаждающей жидкости в системе двигателя, отвечает за качество прогрева мотора автомобиля. Конструкция состоит из таких элементов:
Виды современных термостатов
Сегодня производители автомобилей оснащают двигатели разными термостатами. Выделяют несколько основных видов этих полезных конструкций:
Устройство с электронным управлением
. Подходит для всех режимов работы силового агрегата. Электронные приборы дополнены специальным нагревательным сопротивлением. Известны своей эффективностью и точностью. Их использование позволяет снизить степень потребления топлива.
Признаки и причины поломки
Любые неполадки в действиях устройства пагубно сказываются на работе всего автомобиля. Главным симптомом и причиной неисправности считают коррозию. Она постепенно разъедает блокировочный штырь и цилиндр. Признаком неработающего термостата в этом случае является пульсирующий, беспрерывный поток охлаждённой жидкости. При этом неважно, в каком положении находится клапан. Признаками неисправного термостатата:
Вследствие поломок автомобиль не может нормально завестись. Понять, почему не работает термостат, и выяснить признаки поломки агрегата следует как можно скорее. Нарушение температурного режима пагубно сказывается на двигателе: он быстро изнашивается и приходит в негодность.
Ремонт заклинившего термостата
Нарушения в работе термостата могут быть вызваны не поломкой его подвижных частей, а попаданием под клапаны мусора, отложение накипи или выход из строя уплотнительного кольца. В этом случае можно обойтись без замены детали, сняв ее с автомобиля и обработав обычным средством для удаления отложений на бытовых водонагревателях, аналогичных «антинакипину», прокипятив его в течение 15 мин. Если устройство заработало, это будет заметно по открывшемуся в кипятке клапану. Перед установкой «реанимированного» термостата производят замену внутреннего уплотнительного кольца и промывку системы охлаждения специальными предназначенными для этого средствами.
Владелец одного достаточно свежего Opel начал жаловаться на то, что печка стала хуже греть. В сервисе человеку сказали, что дело – в подклинивающем термостате. Антифриз в расширительном бачке был уже бурого цвета. То есть, он либо давно не менялся, либо изначально было залито что-то не то. Так что высока вероятность, что термостат вышел из строя именно из-за качества охлаждающей жидкости. За замену термостата попросили почти сто латов.
“Почему так дорого?” – удивился автовладелец. Чтобы ответить на вопрос максимально корректно – мы обратились за консультацией к специалистам одного из рижских дилерских сервисов.
Почему такой дорогой термостат? Все объяснимо: на современных автомобилях все чаще применяются так называемые программируемые термостаты, с датчиком, и со спиралью подогрева (см. фото). Работой такого термостата заведует блок управления двигателем.
В чем суть: как известно, когда двигатель – холодный, антифриз циркулирует по малому кругу, не поступая в радиатор. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определенной величины, термостат открывается, и жидкость начинает идти по большому кругу – через радиатор, где она охлаждается. В обычном термостате имеется термоэлемент, который, по-простому говоря, при нагреве деформируется, открывая клапан. При охлаждении он принимает первоначальную форму, соответственно – клапан закрывается. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости термостат может открываться полностью, или частично.
Программируемый термостат, в общем-то, работает по тому же принципу, но в нем еще есть спираль для подогрева охлаждающей жидкости. Если блок управления двигателем полагает, что мотору нужно более интенсивное охлаждение, он подает питание на эту спираль. Та дополнительно нагревает охлаждающую жидкость, находящуюся внутри термостата, заставляя его открыться. А обратная связь с блоком управления двигателем осуществляется посредством датчика, который находится внутри термостата. Такой термостат, естественно, стоит дороже. Например, для бензинового 1,6-литрового двигателя Opel Astra оригинальный программируемый термостат может обойтись примерно в 75 латов (см. фото). Плюс – чего-то стоит работа по его замене.
Еще нюанс: программируемый термостат более чувствителен к некачественной охлаждающей жидкости. Как известно, езда на старом антифризе приводит к образованию накипи. Эта накипь нарушает работу не только термоэлемента, но и датчика программируемого термостата, а также – его спирали. Соответственно, блок управления двигателем уже не может с ним нормально взаимодействовать. Так что, вот очередной пример, как, казалось бы, такая мелочь, как антифриз, может привести к внеплановому недешевому ремонту.
Еще одна причина, почему в машине холодно
Кстати, не факт, что замена термостата решит проблему обогрева салона – ведь накипь откладывается и в радиаторе салонного отопителя, ухудшая его теплоотдачу. Иногда помогает промывка системы охлаждения, но в самом запущенном случае упомянутый радиатор приходится менять. Чтобы до него добраться – надо снимать торпедо. А эта процедура занимает минимум день работы, и вполне может обойтись в 200…300 латов.
Артур ОЗОЛС, R?ga автомобильная
Способы определения неисправности устройства
Выявить погрешности в работе термостата и устранить более серьёзные последствия его неисправности можно несколькими способами. Например, включить двигатель на пару минут. Если за это время шланг, соединяющий термостат и радиатор, успеет нагреться, значит, в клапане устройства имеются неполадки. Шланг исправной конструкции при коротком нагревании двигателя остаётся холодным.
Существует и другой метод выявить неполадки. Конструкцию вместе с термометром опускают в специальный стеклянный сосуд с холодной водой. В процессе нагревания воды выяснится, исправен агрегат или нет. Иногда для подобных целей используют диагностический сканер.
Для выявления серьёзных поломок рекомендуют обратиться за помощью к специалистам. Они помогут своевременно и качественно устранить имеющуюся проблему.
Ремонт и замена агрегата
Зная, почему не работает термостат и какие признаки свидетельствуют о его повреждении, можно приступать к ремонту. Если поломка серьёзная, устройство заменяют на новое. Новая деталь должна полностью соответствовать вышедшей из строя конструкции. Замену лучше производить тогда, когда двигатель полностью остынет. В этом деле не обойтись без специальных ключей, герметика и крестообразной отвёртки.
Понадобится 3-литровая ёмкость. В неё будет сливаться охлаждённая жидкость. Работы по установке нового термостата происходят в два этапа: снятия испорченной конструкции и монтаж исправного устройства. Весь процесс займёт не менее 2 часов.
Извлечение старой детали включает в себя следующие шаги:
Как быстро и просто проверить работу термостата, не снимая с автомобиля
Всем привет! Когда мотор работает, он обязательно нагревается. Чем холоднее ДВС, тем больше ему потребуется израсходовать топлива. Но и перегрев двигателя допускать нельзя, поскольку это чревато серьезными последствиями. Важный элемент в системе контроля температуры силового агрегата выступает термостат. Он может выходить из строя. Потому логично будет поговорить о том, как проверить работу термостата и определить неисправность узла.
Это должен знать каждый автомобилист, поскольку подобная неприятность может поджидать на любом повороте.
Ранее, рассказывая о причинах перегрева двигателя, одним из ключевых пунктов выступал именно термостат.
Сегодня более подробно расскажу про его функции, особенности работы, а также непосредственно обсудим вопрос самостоятельной проверки, не снимая его.
Как уберечь двигатель от перегрева, если заклинил термостат – случай из жизни
Сегодня поговорим о случаи из моей жизни. Я являюсь счастливым обладателем ВАЗ 2107, поэтому расскажу, как летом не перегреть мотор при заклинившем в закрытом положении термостате. Этот опыт будет полезен всем, у кого есть классические модели семейства Жигули и не только.
По закону подлости эта проблема возникла далеко от дома. Около 40 километров от моего поселка. Я благополучно добрался до гаража, с определенным дискомфортом, но двигатель не «закипел» и прокладка ГБЦ осталась целой. Мой опыт будет полезным многим, если не так, то высказывайте свое мнение в комментариях.
Для лучшего понимания темы вопроса, давайте немного углубимся в теорию. Потому что знания – это сила, благодаря им я добрался домой с заклиненным термостатом и целым мотором.
Какой лучше термостат поставить на приору – аналоги
В обычном розничном магазине запчастей могут предложить аналоги термостата на Приору от следующих производителей:
В вопросе о том, какая деталь лучше выбрать, вряд ли можно устраивать сравнение аналогов – по качеству они отличаются. Спрашивая водителей о том, какой термостат установлен на их машину, наиболее часто приходит ответ, что ставится только оригинальный. Заводу-производителю доверять проще – они знают, с чем имеют дело.
Устройство системы охлаждения ВАЗ – кратко
На Жигулях седьмой серии (прям как БМВ седьмой серии) охлаждающая жидкость циркулирует по двум контурам – малый и большой круг. Первый предназначен для быстрого прогрева силового агрегата, вторая – для поддержания рабочей температуры в системе, а следовательно мотора.
Все это дело регулирует термостат – примитивное устройство с запорным клапаном внутри. При достижении определенной температуры охлаждающей жидкости, он открывает свой клапан и ОЖ начинает циркулировать по большому кругу – двигатель-радиатор.
Если термостат заклинит в закрытом положении, то тосол будет циркулировать по маленькому контуру, в обход радиатора. Значит, он не будет охлаждаться набегающим потоком воздуха, его температура будет расти дальше. При достижении критических отметок, наступит перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями. Вы увидите пар из-под капота, стрелка термометра будет в красной зоне, движок «закипит».
В системе охлаждения ВАЗ 2101-07 есть еще один радиатор, кроме основного, который за радиаторной решеткой находится – это салонный отопитель.
Помните, что через него тоже проходит охлаждающая жидкость от двигателя, нагревает его соты. Вы включаете вентилятор зимой, в салоне тепло.
Так вот, радиатор салонного отопителя включен в малый круг. То есть, циркуляция ОЖ через него никак не контролируется термостатом. Значит, тосол или антифриз постоянно проходит через него пока работает мотор.
Это нужно запомнить, пригодится.
Проверка без демонтажа
По факту снимать термостат нужно в ситуации, когда он точно неисправен, и требуется замена.
Пытаться отремонтировать этот узел практически бессмысленно. Проще приобрести новый, наверняка рабочий, подходящий конкретно для вашего автомобиля.
Проверка без демонтажа выполняется очень просто:
Заранее стоит посмотреть в руководство по эксплуатации, чтобы узнать точную температуру срабатывания датчика конкретно на вашем авто. Для разных машин показатели разные.
Если после прогрева патрубок большого круга циркуляции остается холодным, клапан не сработал, устройство заклинило. Также есть проблема, если сразу после запуска шланг начал нагреваться.
Параллельно проверьте новый купленный узел. Для этого можно обойтись без профессионального инструмента и дистанционного термометра. Но измеритель температуры, рассчитанный на температуру нагрева ДВС, вам нужен.
Суть проверки предельно простая. Нужно набрать холодную воду в емкость, погрузить в нее полностью деталь. Затем начинайте постепенный нагрев. Следите за тем, чтобы при достижении воды температуры срабатывания термостата элемент сработал, и клапан поменял свое положение. Если этого не происходит, деталь нужно вернуть продавцу.
Крайне важно выбрать термостат именно с такой температурой срабатывания, которая предусмотрена характеристиками вашего двигателя.
Приходилось ли вам сталкиваться с подобными проблемами? Насколько легко или трудно было их устранить самостоятельно? Делитесь своими историями и мнением.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и задавайте нам вопросы!
(
4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Как я диагностировал заклинивание термостата
Находясь в славном городе Донецк, я заметил, что температура двигателя растет, вентилятор основного радиатора не включается. Остановился, открыл капот. Рукой пощупал верхний шланг, идущий к радиатору. Он оказался еле теплым, что не соответствует действительности. Значит, через него нет циркуляции горячего тосола.
Первый вариант я отбросил сразу. Ремень на месте, шкив помпы вращается при работе мотора. Шланги салонного отопителя горячие, значит, через них есть циркуляция.
Вывод однозначный – заклинил клапан термостата в закрытом положении.
Как проверить термостат не снимая его с машины
Проверить работу устройства, без его снятия можно только условно. Исключением могут быть только случаи, когда его заклинило. В подобной ситуации вывод об исправности термостата можно осуществить, проверив температуру патрубков, период за который совершился прогрев и датчику температуры.
Для проверки следует включить двигатель и подождать 2 минуты, затем потрогать шланг, идущий от термостата к радиатору. За это время клапан еще не срабатывает и шланг должен быть холодным. Если он горячий – в клапане есть какие-либо неполадки, и когда спустя какое-то время шланг не становится горячим – клапан заклинило и следует чинить устройство.
Профессионально проверить термостат способы только специалисты. Если возникают нарекания на работу двигателя, лучше будет обратиться к опытным работникам и своевременно устранить проблему.
Как добраться домой в такой ситуации?
Помните, что у нас на «Семерках» есть еще один радиатор? Он хоть и маленький, но его может быть достаточно для обратной дороги, чтобы не перегреть двигатель. Выбора нет, не вызывать же эвакуатор?
Результат
Через полтора часа я уже был в гараже.
Данная методика подойдет не только владельцам «Жигулей». По сути, система охлаждения во всех машинах одинаковая, тоже есть салонный отопитель, вентилятор на нем, его радиатор также включен в малый контур. Поэтому, или перегреть двигатель, или попробовать доехать до дому, руководствуясь моим опытом – дело ваше.
Правильно я сделал или нет – вам судить. Но я был доволен собой, не просто, потому что уберег свой двигатель от перегрева, а от своей смекалки, извините за нескромность. Если этот случай вам пригодится или вы им уже пользовались и без моего совета – пишите об этом в комментариях.
Реанимируем термостат
Термостат принято считать деталью неремонтируемой. Это верно не во всех случаях. Бывает так, что причиной выхода термостата из строя является набивание накипи в узкие полости клапанов и пружин. Клапан «зависает», в результате двигатель перегревается или, наоборот, не выходит на нормальный температурный режим.
Такого рода неприятность характеризуется и известняковыми отложениями на других деталях системы охлаждения, в частности, радиаторе. Это вызвано использованием некачественного антифриза или (вместо него) воды с высокой жесткостью. Конечно, «зависший» термостат желательно заменить, вот только цены на новый «кусаются». За самый распространенный термостат для вазовских машин придется заплатить 170 рублей, а что делать владельцам иномарок?
Реанимация такого термостата не вызывает проблем, достаточно его обработать обычным средством для мойки чайников и других водонагревательных приборов. Для этого необходимо прокипятить его в растворе «Антинакипина» в течение 20 минут. Работоспособность проверить легко: открытие клапана хорошо видно в кипятке при температуре воды 85-90 градусов и выше. Если термостат заработал, то перед установкой необходимо промыть всю систему охлаждения составом из арсенала автохимии.
Термостат — признаки неисправности и способы решения проблемы
Любой двигатель при работе требует охлаждения. Для этого в блоке есть специальные каналы, а снаружи предусмотрен термостат. Вся система соединяется патрубками. Циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается специальным водяным насосом. В народе его называют помпой. Но еще не все. Чтобы мотор быстро прогревался, часть жидкости принудительно «отсекается» и не циркулирует определенное время. Чтобы управлять потоками ОЖ, используется термостат. Признаки неисправности его и устройство – далее в нашей статье.
Замена своими руками
Рассмотрим, как производится снятие и установка элемента на примере авто ВАЗ-2110. Для этого нужна:
После слива охлаждающей жидкости требуется демонтировать воздушный фильтр. Затем при помощи отвертки нужно ослабить хомут крепления патрубка радиатора. Также следует отсоединить шланги, которые идут от крышки корпуса термостата и помпы. После этого при помощи шестигранного ключа на 5 откручиваем болты крепления «пациента». Их всего три. Далее снимаем крышку термостата. Из нее вынимаем и уплотнительное кольцо.
Важный момент! При последующей установке резиновое кольцо должно быть новым. Повторно использовать старый уплотнитель нельзя. В противном случае термостат будет течь.
Устанавливается новый элемент в обратной последовательности. Обратите внимание, что на верхней его части есть прорезь для вывода воздуха. Устанавливать термостат нужно так, чтобы эта прорезь была в максимально верхнем положении. Ну и, конечно же, не забываем про резиновое кольцо. Далее заливаем антифриз и проверяем работу.
Как это работает?
В любом двигателе используется два контура:
В обоих находится охлаждающая жидкость. Однако, после старта двигателя, она нагревается только по «малому» кругу. Так мотор быстрее наберет свою рабочую температуру, которая, как известно, составляет 80-90 градусов Цельсия. Малый круг – это теплообменник печки и непосредственно сам двигатель. Ко второму контуру относят радиатор с патрубками, который имеет большую площадь охлаждения. Находится этот радиатор перед двигателем. Дополнительно забор воздуха обеспечивает специальная крыльчатка. Это может быть вискомуфта либо электровентилятор. Но работа этих элементов уже не зависит от термостата (здесь задействуется температурный датчик или приводной ремень коленчатого вала).
Как видите, устройство имеет простой принцип работы. Однако и этот механизм иногда дает сбои. Признаки неисправности термостата, на «Рено Логан» установленного, всегда сопровождаются перегревом. Но обо всем по порядку. Итак, ниже рассмотрим основные симптомы и признаки неисправности термостата.
«Логан» 1.6 имеет медный термостат. Его срок службы довольно большой (10 и более лет). Но при его неисправностях не стоит медлить с заменой.
Можно ли без него обойтись?
Небольшое количество времени без термостата ездить можно. Летом не будет ничего, кроме более долгого прогрева (и, соответственно, увеличенного расхода топлива). Но даже летом двигатель немного дольше выходит на рабочий режим, дольше работает на более густом масле, хуже смазывается и быстрее изнашивается.
Зимой без термостата двигатель может просто не прогреться до рабочей температуры. Особенно на спусках с горы и при сильном морозом ветре.
Соответственно, температура работы мотора будет ниже номинальной. Масло при этом более вязкое, трущиеся детали сильно изнашиваются. Могут потечь сальники. Конечно, на жидкой синтетике вероятность этого гораздо ниже, но тоже ничего хорошего.
Компьютер или автоматическое пусковое устройство (на биметаллических пружинах старых немецких и японских карбюраторах) без термостата будут богатить смесь. От этого будет выше износ, свечи на бензиновых моторах начнут покрываться нагаром и отказывать, расход топлива увеличится, на поршнях, клапанах и камере сгорания начнет наслаиваться нагар. Ресурс двигателя порядком сокращается.
Еще более опасно ездить с заклинившим термостатом, когда антифриз гоняется по малому кругу. Тут уж прямая дорогая к перегреву, может заклинить двигатель, повести ГБЦ.
Мотор не прогревается до рабочих температур
Как ни странно, но это тоже частые признаки неисправности термостата. «Калина» тоже подвержена такому явлению. Если клапан заклинивает в открытом положении, жидкость постоянно циркулирует по большому кругу. Машина будет долго прогреваться.
Даже на ходу температура двигателя не превысит отметки в 60 градусов. Как видите, перегрев – это не основные признаки неисправности термостата. ВАЗ классических моделей не является тому исключением. Мотор должен работать в своем диапазоне. В противном случае, меняется вязкость масла, свойства пленки и зазоры на клапанах. Двигатель подвергается повышенным нагрузкам.
Почему так случается?
По каким причинам ломается термостат? Признаки неисправности зачастую вызваны нарушением целостности конструкции. Поскольку внутри корпуса размещается воск, он вытекает и смешивается с охлаждающей жидкостью. Нарушение герметичности происходит из-за некачественного тосола или несвоевременной его замены. В результате система подвергается коррозионным процессам. Трубки внутри, а также термостат начинают ржаветь. Из-за коррозии увеличивается сила трения подвижного штока.