закон диатоники конфликта что такое

Конфликтогены или как вести себя в конфликте

Как люди реагируют на резко брошенные обидные слова и высказывания в их адрес? Большинство «ответят взаимностью», некоторые промолчат и лишь единицы не обратят никакого внимания. Так зарождается конфликт.

Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. В этом виноваты так называемые конфликтогены. Конфликтогены — это слова, какие-то действия или вовсе бездействие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту. Подобное свойство конфликтогена является опасным, оно заключается в потере бдительности по отношению к нему.

Какова же позиция руководителя организации относительно конфликтогенов и конфликтов в общем. Организация как любая система постоянно стремится сохранению некоего достигнутого равновесия в определенный момент времени, а также к изменениям и развитию. В этом случае неконфликтность выступает условием сохранения равновесия, а конфликтность — стремлением к развитию. Поэтому руководителю приходится решать две противоположные по своей направленности задачи: быть нацеленным на развитие организации и одновременно на сохранении ее устойчивости (стабильности). Это является главным конфликтогеном организации. Чтобы достигнуть устойчивости, нужна стабильность и минимум риска, чтобы развиваться, необходимо внедрять инновации, а это связано с высокими рисками и конфликтами.

Конфликтоген может стать основанием конфликта. Кроме того, из-за одного конфликтогена может возникнуть несколько оснований, которые дадут жизнь сразу нескольким конфликтам. Отсюда вытекает многомерность конфликта, которая говорит о необходимости его вычленения из конфликтной ситуации, выделения всех его атрибутов, а также различения самого переходного этапа, в котором заложены сотрудничество, конкуренция и конфликт.

Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:

1) в проявлении к человеку или группе открытого недоверия;

2) в нежелании слушать и перебивании собеседника;

3) в постоянном принижении значимости его роли;

4) в акцентировании внимания на различиях между собой и собеседником не в его пользу;

5) в отсутствии желания признавать свои собственные ошибки и чью-то правоту;

6) в постоянном преуменьшении вклада сотрудника в некое общее дело и возвышение собственного вклада;

7) в навязывании своей точки зрения;

8) в проявлении неискренности в суждениях;

9) в неожиданно резком ускорении темпа беседы и ее быстрое завершение, а также все то, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

В деловом общении опасными словами-конфликтогенами являются следующие:

1) слова, показывающие недоверие: «вы меня обманывали», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.;

2) слова, выражающие оскорбление: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.

3) слова, выражающие угрозы: «земля круглая», «я этого не забуду», «ты еще пожалеешь» и др.;

4) слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка, тупой и др.;

5) слова, показывающие сравнение: «как свинья», «как попугай» и др.;

6) слова, выражающие отрицательное отношение: «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;

7) слова-долженствования: «вы обязаны», «вы должны» и др.;

8) слова-обвинения: «из-за вас все испортилось», «вы недоумок», «это ты во всем виноват» и др.;

9) слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.

Собеседник, не может спокойно воспринимать подобные слова, сказанные в его адрес. Он начинает обороняться и при этом пытается включить весь арсенал защитных и оправдательных средств. Если подобная ситуация возникает, то виновником становится тот, кто первый использовал слова-конфликтогены.Природа конфликтогенов объясняется еще и тем, что человек более чувствительно относится к словам других, нежели к своим. Мы более чувствительны к словам, обращенным к нам, так как считаем важным защищать свое достоинство, но к своим словам и действиям при этом относимся не очень внимательно.

В КОНФЛИКТОЛОГИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА КОНФЛИКТОГЕНОВ:

— приказы, угрозы, замечания, издевки, насмешки, подшучивание и др.;

— хвастовство, восторженные рассказы о собственных успехах и достижениях;

— навязывание своего мнения, дача советов зачастую воспринимается собеседником негативно и у него возникает желание сделать все наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей.

Совет, данный в присутствии других людей, воспринимается как упрек;

— прерывание высказываний собеседника, повышение голоса, исправление во время беседы показывает, что человек хочет, чтобы слушали только его, его мнение должно быть важным, а мысли более ценны. Имеющему подобную позицию следует подумать, на самом ли деле его мысли так важны?;

— нарушение этики в поведении, незнание основ этикета воспринимается как невежливое обращение, пренебрежение уважения к собеседнику;

— демонстрация снисходительного отношения, имеющяя оттенок «доброжелательности» раздражает и способствует зарождению конфликта «Прошу вас не обижаться, но по моему вы не правы»;

— демонстрация уверенности в своей правоте в виде безапелляционных высказываний «так и не иначе» зачастую вызывает сомнение, желание опровергнуть подобное утверждение.

2) конфликтогены, проявляющие агрессивность, которая может быть у человека от природы, а может определяться конкретной ситуацией, плохим натсроением и т. д.

Природная агрессивность может возникнуть в результате самоутверждения в некоей социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), а также может быть протестом против зависимости от «главного» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Возникновение ситуативной агрессивности зависит от сложившейся ситуации, плохого самочувствия и настроения, сложностей в семейно-бытовых или рабочих взаимоотношениях. Зачастую этот вид агрессивности является ответной реакций на полученный от кого-либо конфликтоген. В результате провоцируется ответная агрессивность, что приводит к еще большему накалу страстей.

Положительна или отрицательна агрессивность? Для разрешения этого вопроса следует отметить два момента:

— человек с высокой природной агрессивностью является ходячим конфликтогеном, что не всегда благоприятно для климата в коллективе;

— человеку абсолютно бесконфликтному, не обладающему «здоровой злостью», сложнее добиться поставленных целей в личной жизни и в работе.

3) конфликтогены, выражающие эгоизм.

Эгоист добивается чего!либо для себя за счет других. Именно это раздражает окружающих и порождает конфликтную ситуацию. Распаляет конфликт эскалация конфликта, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном. Этот конфликтоген является наиболее сильным, мы его используем с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно говорится ненамеренно, а потом происходит эскалация конфликта, которая приводит к конфликту. Все это составляет схему возникновения непреднамеренного конфликта.

Для ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма существуют следующие механизмы:

1) стремление к превосходству можно преодолеть следующими способами:

— следует дать почувствовать собеседнику свою значимость и компетентность в ваших глазах;

— возможно применение сознательного принижения своих собственных достоинств;

— нужно понять, что скромность — это один возможный способ преодоления собственного тщеславия и чувства превосходства над другими.

2) стремление к сдерживанию агрессии. Агрессивность нуждается в выходе. Если ее выплеснуть на окружающих, то она вернется обратно, но будет сильнее во много раз.

Если же ее все время сдерживать внутри себя, то это может привести к психическому заболеванию. Поэтому психологическая разрядка является важной для поддержания здоровья.

Для снятия повышенной агрессивности можно использовать три способа:

— пассивный способ — его суть в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. С помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Если у вас внутри затаилась сильная боль, то психотерапевты рекомендуют плакать, так как вместе со слезами из организма удаляются особые ферменты, связанные со стрессом и оказывающие неблагоприятное влияние на нервную систему.

Этот способ снятия агрессивности, а также стресса более часто используют женщины. Мужчины не способны жаловаться и тем более плакать. Но специалисты в любом случае рекомендуют периодически (хотя бы раз в год) это делать (естественно, вне наблюдения окружающих) для сохранения потенциала психического здоровья;

— активный способ — его суть заключается в двигательной активности (физическая активность). Ученые выяснили, что спутником любого напряжения является адреналин, который сгорает во время физической работы. При этом эффективными является любая форма физической нагрузки: занятия спортом (бег, фитнесс, тренажерный зал), работа, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа лопатой и т.п.);

— логически-психологический способ — его суть состоит в осознании того, что важно сменить направленность мышления для улучшения своего настроения и самочувствия. Если случается что-то неприятное, и человек хочет отгородиться от этого, то он дает себе команду: «Я не должен об этом думать». Но результат оказывается не достижимым, все мысли кружатся именно вокруг этой ситуации. С этим бороться бесполезно. Как же быть? Главным является не то, что не нужно не думать о проблеме, а то, что нужно думать о чем-либо позитивном и жизнеутверждающем. В таком случае мысли переключаются на «другую волну», и это позволит отвлечься на более важные, полезные дела, которые способны принести больше радости и удовлетворения.

3) преодоление эгоизма. Эгоизм является крайностью, доведенной до состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими. Это не лучшая черта характера. Ярко выраженный альтруизм — тоже крайность — не является лучшей чертой характера. Поэтому этих крайностей следует избегать. Но как? Нужно объединить их вместе. Суть этого подхода заключается в том, что делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе (себе, но через другого). Этот способ взаимодействия с людьми позволит преодолеть собственный эгоизм.

Персонал любой организации должен уметь работать с конфликтогенами: выявлять их, осознавать и формировать правильное отношение к ним. Здесь велика и роль конфликтменеджера, задачами которого является распознавание скрытого ресурса и создание условий для проявления активности конфликтогена, а также — ограничение его разрушительного воздействия на процесс реализации нововведений.

Основные правила работы с конфликтогенами.

1. Конфликтогены нужно знать «в лицо».

2. Потребности человека являются определяющими в общении, поэтому следует уметь их понимать.

3. Не следует забывать, что если конфликтогены вовремя обнаружить, гораздо легче ограничить их воздействие.

4. В общении нужно действовать по принципу «если не я, то кто же?» Подобное поведение будет способствовать ограничению влияния разрушительных конфликтогенов.

5. При разговоре старайтесь высказываться ясно, недвусмысленно и информативно.

6. В коллективе старайтесь создавать вокруг себя синтонность, т.е. атмосферу психологического комфорта и общности людей.

Пути предотвращения конфликта:

1) стоит избегать употребления конфликтогенов, словами или делом не обижать собеседника;

2) постараться прекратить взаимный обмен конфликтогенами. Если этого не сделать сразу, то потом будет практически невозможно, так как сила конфликта возрастает;

3) необходимо понять состояние собеседника;

4) быть доброжелательными, улыбаться, поддерживать собеседника, проявлять уважительное отношение и т. д.

Перечисленные источники или причины конфликта увеличивают вероятность возникновения конфликтов. Но стороны могут отказаться от вступления в конфликт. Это происходит в том случае, если выгода от участия в противоборстве не стоит затраченных на него усилий. Но если стороны вступили в конфликт, то каждая делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и мешает другой стороне сделать то же самое. Здесь уже необходимо управлять конфликтом.

Источник

Закон эскалации конфликтогенов

Большую опасность представляет игнорирование очень важной закономерности — эскалации конфликтогенов.

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся тить более сильным конфликтогеном.

Действие данной закономерности объясняет меха­низм возникновения случайных конфликтов.

Первый конфликтоген
Более сильный ответный конфликтоген

закон диатоники конфликта что такое. Смотреть фото закон диатоники конфликта что такое. Смотреть картинку закон диатоники конфликта что такое. Картинка про закон диатоники конфликта что такое. Фото закон диатоники конфликта что такоезакон диатоники конфликта что такое. Смотреть фото закон диатоники конфликта что такое. Смотреть картинку закон диатоники конфликта что такое. Картинка про закон диатоники конфликта что такое. Фото закон диатоники конфликта что такое

Ещё более сильный конфликтоген
Конфликт

закон диатоники конфликта что такое. Смотреть фото закон диатоники конфликта что такое. Смотреть картинку закон диатоники конфликта что такое. Картинка про закон диатоники конфликта что такое. Фото закон диатоники конфликта что такое закон диатоники конфликта что такое. Смотреть фото закон диатоники конфликта что такое. Смотреть картинку закон диатоники конфликта что такое. Картинка про закон диатоники конфликта что такое. Фото закон диатоники конфликта что такое

Рис. 2.2. Схема возникновения случайных конфликтов

Схема, приведенная на рис. 2.2, помогает понять, почему в большинстве случаев конфликты возникают вопреки желанию их участников.

Первый конфликтоген нередко ситуативен, прояв­ляет себя помимо воли людей, а дальше вступает в действие закон эскалации конфликтогенов — и вот уже конфликт налицо.

Для предотвращения конфликтов надо каким-либо образом прервать цепочку конфликтогенов. Как имен­но? Для этого есть специальные правила, приведен­ные ниже.

Правила бесконфликтного поведения

1. Не используйте конфликтогены.

Чтобы выполнять первое правило, ставьте себя все­гда на место собеседника: не обиделись бы вы, услы­шав подобное? И допустите вероятность того, что Положение этого человека в чем-то уязвимее вашего.

2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно — так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Способность к сопереживанию, постижению эмоционального состояния другого человека называется эмпатией.

3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает на­строение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие уважительное отношение и т.д.

4. Делайте как можно больше благожелательных по­сылов собеседнику.

Несколько слов о гормональной основе нашего внут­реннего состояния.

Конфликтогены настраивают нас на борьбу, а это сопровождается выделением в кровь норадреналина, придающего нашему поведению агрессивность. И на­оборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, при этом вы­деляются так называемые «гормоны удовольствия» — эндорфины.

Любой из нас нуждается в положительных эмоци­ях, поэтому человек, одаривающий благожелательны­ми посылами, становится желанным собеседником.

Как прекратить разговор, не обидев собеседника

Цена бестактности

Желание завершить деловой контакт может возни­кать у собеседников не одновременно. Например, по мнению инициатора разговора, все вопросы уже ре­шены, но его собеседнику еще хочется поговорить. Продолжать беседу — значит, во-первых, тратить на это время, которого и так не хватает, а во-вторых, что еще более важно, снизится эффект беседы. Обо­рвав же разговор, не считаясь с желанием собесед­ника, можно обидеть его, испортить впечатление от встречи. А возможно, и перечеркнуть уже достигну­тый результат. Ведь бесцеремонное окончание беседы может быть расценено партнером как «деляческое от­ношение» к нему.

Итак, прервать беседу желательно тактично. Как это сделать?

Практические приемы

Поблагодарите собеседника (за содержательную беседу> за информацию, за откровенность, за то, что нашел время зайти, и т.п.). Большинство людей правильно понимают этот намек. Для тех, кто пропускает его мимо ушей, есть другие приемы.

Кратко объясните, как собираетесь поступить, и сде­лайте движение, показывающее, что собираетесь сделать это немедленно (куда-то пойти, или позвонить, или взяться за написание согласованного в разговоре доку­мента и т.п.).

Предложите собеседнику срочно сделать что-то, объяс­нив, почему это лучше сделать безотлагательно (напри­мер, связав это с чьим-то возможным уходом, коман­дировкой и т.п.).

Встаньте, пожмите собеседнику руку, попрощайтесь с ним.

Проводите посетителя до двери.

Этот набор приемов в 99 % случаев освободит вас от собеседников, не вызывая их недовольства. Но есть и такие назойливые посетители, избавиться от кото­рых можно лишь с помощью приема, который автору этой книги не очень нравится. Однако, учитывая, что прием этот используется с гуманной целью (оградить партнера по общению от отрицательных эмоций), он имеет право на существование. Прием таков: разрабо­тайте с секретарем (с помощником, с кем-то из кол­лег) соглашение об освобождении вас от назойливого по­сетителя.

Например, определенное число звонков секретарю (помощнику) означает, что нужно зайти в кабинет и сказать, что вас срочно вызывают к руководителю. Если у вас нет отдельного кабинета, можно подобное со­глашение заключить с кем-нибудь из сотрудников-со­седей.

Варианты с телефоном

Разговоры по телефону также могут нуждаться в ускорении их завершения. Первые три приема, описанные выше, вполне пригодны и для беседы по телефону, но есть и специфические приемы.

Желая закончить разговор, скажите собеседнику «У меня сейчас начинается совещание, люди уже собираются. «

Если после «совещания» раздается звонок и тот же голос бесцеремонно продолжает прежний разговор) мешая вам работать, можно воспользоваться приемом о котором поведал в одном из своих интервью извест­ный американский специалист по технике личной ра­боты Алек Маккензи.

Вы говорите: «Что-то плохо слышно. Вообще у нас в последнее время что-то с телефоном проис. » — и нажи­маете на рычаг аппарата. Через минуту абонент пере­званивает: «Увас телефон отключился?» — «Да, в после­днее время у нас телефон бара..» — и вновь нажимаете на рычаг. Больше назойливый собеседник не позвонит. Не ис­ключено, что он проклинает телефонную сеть, но ваши отношения с ним не пострадали.

Феномен первого впечатления

От плохого начала и конец бывает плохой.

Все мы знаем, как важно первое впечатление. «Встре­чают по одежке» — вековая народная мудрость. Она же утверждает, что «провожают по уму». Естественно, воз­никает вопрос: насколько первое впечатление влияет на все последующее восприятие человека? Способствует или препятствует раскрытию истинных качеств чело­века?

Впечатление и мнение

Эксперименты показали, что наполовину устойчи­вое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения.

В частности, изучение бесед при приеме на работу подтвердило и дополнило этот вывод. Установлено, что, как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное решение относительно канди­дата складывается в течение первых 3—4 минут разго­вора.

После этого вопросы задают в зависимости от сложившегося мнения: при положительном мнении — по­зволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». То есть проводя­щие беседу фактически создают условия, чтобы их пер­воначальное мнение было подкреплено последующи­ми фактами.

Все это свидетельствует о большой важности перво­го впечатления. Поэтому важно выявить, какие факто­ры на него влияют, положительные они или отрица­тельные, истинные или ложные.

Вполне естественно при этом сосредоточиться не на всем знакомых фактах, а на малоизвестных и осо­бенно на ошибках первого впечатления. Все приведен­ное ниже подтверждено многими исследователями эк­спериментальным путем.

«Звучание» имени

В формировании первого впечатления большую роль играет имя, наименование, брэнд.

Как представитель брэнда исполнительный дирек­тор крупной корпорации находится в таком же поло­жении, как теле- или кинозвезда. Простое, короткое, запоминающееся имя способствует успеху того или иного брэнда. Именно поэтому многие знаменитости взяли себе новые имена: Ален Кенигсберг стал Вуди Алленом, Ширлин Саркисян — Шер, Том Мапотер — Томом Крузом, Иссур Демски — Керком Дугласом, Реджинальд Дуайт — Элтоном Джоном.

Неудачное название компании, фирмы может нега­тивно сказаться на их судьбе.

Зачем понадобилось называть авиакомпанию, совер­шающую полеты вдоль восточного побережья Соеди­ненных Штатов, «Киви Интернэшнл эрлайнс»? Киви — Название растения, а также новозеландской птицы, которая не умеет летать; какой смысл давать такое на­звание американской авиакомпании? В 1996 году, спустя четыре года после того как появилась на свет «Киви» обанкротилась и «вылетела» с рынка авиаперевозчиков.

Брэнды создаются в сознании потребителей глав­ным образом с помощью средств массовой информа­ции. Что, по-вашему, в первую очередь хотел бы спро­сить журналист у руководства авиакомпании «Киви»? Почему они дали авиакомпании из Нью-Джерси ново­зеландское название?

Название зачастую полностью меняет дело. Компа­ния «Master Charge», до того как она сменила название на «Мастеркард», была ведущей кредитной платежной системой в стране. Второе место занимала компания «Бэнк америкард» (Bank Americard).

Сегодня доля рынка, принадлежащая «Виза», в два раза превышает долю «Мастеркард». Почему? С одной стороны, многие банки не желали пользоваться пла­тежной системой, в названии которой присутствовало имя их конкурентов («Банк Америкард»). С другой сто­роны, в названии «Виза» слышится намек на шикар­ную жизнь и заграничные поездки, чего нельзя сказать о «Мастеркард».

Презентационные документы

Когда речь идет о престиже, фирмы стараются пре­дусмотреть все. Большинство крупных компаний офор­мляют все свои презентационные документы в виде очень дорогих, прекрасно иллюстрированных журна­лов. Именно они являются «лицом фирмы», их при­влекательность всегда обращает на себя внимание, вы­зывает аттракцию.

Личностные факторы

В трудах известного психолога А.А. Бодалева описана динамика формирования первого впечатления, кото­рое играет важную роль в формировании установки на личность и отношения к ней. Отмечены и личностные факторы, способствующие формированию благопри­ятного первого впечатления.

Опора на них при обучении и психологической под­готовке пиар-специалистов обязательно даст нужный практический результат: в процессе общения люди не­пременно будут относиться к ним с симпатией.

Каковы же эти качества? Их обычно структурируют по динамике формирования первого впечатления. Бла­гоприятное или положительное первое впечатление производят люди:

обладающие привлекательной внешностью, с хоро­шей самопрезентацией, осанкой; аккуратные, со вкусом одетые, предпочитающие

консервативный стиль в одежде;

уверенные в себе, но весьма доброжелательные, в

чем-то похожие на вас в поведении;

общительные, внимательные, умеющие слушать;

готовые быстро включиться в совместную деятель­ность.

Именно к таким людям и возникает симпатия. Она значительно усиливается, если человек обладает обая­нием.

Наиболее информативным компонентом с точки зрения бытового, повседневного восприятия человека является его лицо. Как установлено социально-психо­логической школой А.А. Бодалева, в первую очередь люди выделяют отнюдь не глаза, как обычно принято считать (дескать, «глаза — зеркало души»). Проводи­лись специальные эксперименты: на глаз испытуемого помещали особую присоску, с помощью которой фиксировали движение его глаза по предложенной фото­графии. «Элементом, несущим наибольшую информа­цию при опознавании лица. были волосы и вообще верхняя часть головы. Испытуемые выделяли их в изоб­ражении лица в первую очередь, и порог их узнавания оказался лежащим в пределах 0,03—0,004 секунды». (Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 41.)

После прически испытуемые выделяли лоб, брови глаза, уши, нос, губы, подбородок. Однако речь здесь идет именно об узнавании лица. Значит, если политик хочет, чтобы его всегда узнавали, прежде всего он не должен менять прическу и брови. Отсюда понятно вни­мание Ельцина к тщательной укладке волос или отказ Брежнева подстригать брови (отчего и получил про­звище «бровеносец в потемках»).

В отличие от «узнавания» при определении отноше­ния к человеку последовательность несколько иная. Психологически «расшифровка» лица оказывается вто­рым этапом, следующим за его узнаванием или неуз­наванием. Если узнавание происходит с первого, бег­лого взгляда, то распознавание требует разглядывания чужого лица. Опытным путем установлено, что в вос­приятии эмоционального состояния человека по вы­ражению лица более важными оказались губы. Это со­ответствует законам, открытым еще в Древней Греции. Как известно, актеры в древнегреческом театре наде­вали маски, различавшиеся прежде всего формой рта.

После губ анализируется носогубная складка. Затем — лоб, прическа. Потом взгляд спускается ниже, до глаз. Наконец, в завершение он воспринимает овал лица, включая уши и подбородок (еще один распространен­ный миф — о «волевом» подбородке). Именно поэтому главное, что требуется от политика, — улыбаться, улы­баться и еще раз улыбаться, ведь в первую очередь вос­принимаются губы.

На втором месте — требования к прическе и пре­словутому «высокому лбу» (обычно именно «высоколобых» в народе считают «слишком учеными» и «шиб­ко образованными», а в политике их недолюбливают).

Привлекательная внешность

Человеку свойственно воспринимать привлекатель­ное лицо как знакомое ему, говорят психологи. Они предъявили участникам тест-группы 80 фотопортретов попросили указать, кто им знаком. Оказалось, что «узнавали» симпатичные лица, даже если участники
эксперимента до этого никогда их не видели. Подобная ошибка
не случайна. Мы склонны любить то, что нам знакомо, и потому подсознательно проводим парал­лель между «нравится» и «знаю». Эта важная особен­ность умственной деятельности позволяет адаптиро­ваться и чувствовать себя комфортно в сложном и изменчивом мире.

Кандидату в избирательной кампании эффект узна­вания очень важен. Привлекательная внешность очень помогает ему в этом плане. Но не только. Оказывается, привлекательная внешность способствует тому, что окружающие наделяют человека рядом положительных качеств.

Мужчин и женщин, которых компетентное жюри от­несло к наиболее красивым, испытуемые оценили и как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравнове­шенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчи­ны оценили красивых мужчин и женщин, фотографии ко­торых они видели, как более расположенных к другим лю­дям, заботливых и внимательных к ним.

Сейчас уже не одним исследованием доказано, что ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и когда оценивается конк­ретный результат деятельности человека или его от­дельный поступок.

Молодым людям предлагали оценить очерк, напи­санный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в Других — портрет «дурнушки». Результат? Оценивали очерк более высоко, когда считали, что его написала Красивая женщина.

Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые со­вершили семилетние мальчики и девочки, сфотографиро­ванные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из них и к их поведению. Они оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность.

Привилегированное положение красивых осознаю? даже 4-летние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: «Если будешь красивым, тебя все будут, любить и не будут обижать». Дети обоего пола от 2 лет

9 месяцев до 6 лет 1 месяца значительно чаще просили дать на экране, демонстрирующем результаты экспери­мента, изображение красивого сверстника.

В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте: группе «судей» сообщили информацию о проступке, со­вершенном незнакомым им человеком и давали его фо­тографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях лич­ности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, приписано больше негативных ка­честв в случаях, когда проступок совершил некрасивый человек. (К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, а также нынешняя мода на бритье головы, судя по этому эксперименту, ведет к ужесточению наказаний, по­скольку такая «прическа» изменяет внешность подозре­ваемых в большинстве случаев не в лучшую сторону.)

Вряд ли стоит продолжать описания эксперимен­тов, подтверждающих проявление названной тенден­ции при формировании первого впечатления о чело­веке. Важно подчеркнуть другое: психологам известно множество фактов, доказывающих, что «эффект кра­соты» сказывается лишь на предварительном этапе. В последующем оценка человека окружающими опре­деляется характером взаимодействия их с этим чело­веком, его поведением, реальной ценностью в их гла­зах его деятельности.

Телосложение

Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им первое впечатление.

Видя полного, с округлыми формами, мужчину чаше всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.

О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, ини­циативный.

О высоком, худощавом и на вид очень хрупком муж­чине опрашиваемые говорили чаще всего, что он ху­дой, нервный, честолюбивый, подозрительный, чув­ствительный к боли, любящий уединение и скрытный.

Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, ис­пытуемые называли их возраст. При этом полного муж­чину они считали намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *