закон о шампанском 2021 зачем
. Тот не пьет шампанского
То есть на лицевой этикетке останется наименование Champagne, охраняемое правом интеллектуальной собственности на международном уровне, а сзади будет малозаметная надпись «Игристое вино», говорит партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников.
Обязанности указывать «игристое вино» именно на лицевой этикетке импортного шампанского в законе нет.
Сам закон во многом технический. Он лишь приводит базовый закон об обороте алкогольной продукции в соответствие с законом о виноградарстве и виноделии, который действует в России с 26 июня 2021 года, пояснили «РГ» в минсельхозе. То есть волноваться за импортное шампанское надо было тогда, а сейчас это делать уже поздно.
Еще в законе о виноградарстве и виноделии исключено понятие «шампанское», используется только «игристое вино». Но право называться «российским шампанским» остается у отечественной продукции из местного винограда. Вот такая классификация и перенесена в базовый закон об алкоголе.
Новые требования коснутся не только французского шампанского, но и всех импортных игристых вин, включая недорогие, отмечает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Теперь иностранным производителям придется заново проходить процедуру сертификации продукции. Необходимо будет направить новое уведомление о начале оборота алкогольной продукции, менять название в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Поэтому краткосрочные перебои в поставках импортного игристого вина будут. К закону потребуется выпустить подзаконные акты, чтобы снять вопросы импортеров, считает эксперт. Он отмечает, что во втором чтении в Госдуме этот законопроект принимался скоропалительно перед самым завершением весенней сессии и не обсуждался с участниками и экспертами рынка.
В Еврокомиссии (ЕК) взволнованы изменениями и считают, что закон «будет иметь значительное влияние на винный экспорт» (цитата по РИА Новости). В ЕК намерены сделать «все необходимое», чтобы защитить права поставщиков.
Титов выразил надежду, что возникший «законодательный казус» будет разрешен в пользу общемировых норм.
По данным ФТС, в 2020 году в Россию было ввезено 41,2 млн дал импортного алкоголя (на 2,36% меньше, чем в 2019 году). При этом поставки игристых вин и шампанского увеличились на 3,5% и составили 5,9 млн дал.
Бури в бокале шампанского во Франции не случилось. Хотя местным русофобам этого явно хотелось после того, как в Москве одобрили поправки к закону о регулировании алкогольной продукции. Некоторые французские СМИ все же успели выбросить громкие заголовки типа «Россия объявила войну шампанскому» или как это сделала влиятельная в леволиберальных кругах газета Le Monde, заявившая: «Россия присвоила себе аппелласьон «Шампанское». Правда, после того как с коммюнике выступил французский производитель Moёt Hennessy, а именно он поставляет в Россию такие всемирно известные марки шампанского, как Moёt & Chandon, Dom Perignon, Veuve Clicquot, обвинительный задор быстро пошел на убыль. Тем не менее заметим, что и у французской компании ушло некоторое время на то, чтобы разобраться в поправках, имеющих к ней отношение. А когда наступило понимание, заявили, что входящие в ее состав дома шампанского «всегда соблюдали действующее законодательство, где бы они ни работали, и возобновят поставки как можно быстрее после внесения корректив». Речь не идет, конечно, о том, что французам теперь придется менять фирменные титульные этикетки с историческими названиями на французском. Изменения в соответствии с новым российским законом коснутся контрэтикетки на тыльной стороне бутылки, где впредь будет обозначено «игристое вино», чем, собственно, и является любое «вино с пузырьками». Надо полагать, что и другим производителям французского шампанского, а в Россию поставляется ежегодно 50 миллионов бутылок этого вина, предстоит проделать аналогичную операцию. Между тем во время подписания номера в печать в руководстве Moёt Hennessy сообщили агентству РИА Новости, что компания временно приостанавливает поставки шампанского в РФ.
Страсти по игристому: разбираем поправки // Почему мы и дальше будем пить шампанское из Франции, но платить за это дороже
На днях российские (РБК, Ведомости) и мировые СМИ (The Times, Bloomberg) всколыхнули общественность новостью, что в России «запретили шампанскому называться шампанским». Первым обратил внимание на проблему, похоже, дистрибьютор французских вин Moet Hennessy, известный рынку брендами Moet & Chandon, Veuve Clicqout, Dom Perignon, которые доминируют в своем сегменте.
Впоследствии к вопросу подключилось Правительство Франции и власти ЕС, а в минувшую пятницу таможенные органы остановили весь импорт вина в Россию.
Поводом стало принятие Закона 345-ФЗ от 02.07.2021 г., который содержит правки к базовым алкогольным законам – 171-ФЗ (далее – «Закон об алкоголе») и 468-ФЗ (далее – «Закон о вине»).
Давайте разберемся в этих изменениях.
Если коротко, изменения создают дополнительные сложности для импортеров, однако не означают, что на французских бутылках больше не будет написано Champagne. Из-за закона возрастут расходы импортеров и затормозятся идущие поставки. Поэтому с точки зрения потребителя действительно кое-что поменяется, однако это будет не этикетка, а цена напитка. При этом надо учитывать, что шампанское — это лишь вершина айсберга, а изменения коснутся каждую импортную бутылку вина.
1. Изменилась классификация вин, поэтому нужно получать новые декларации о соответствии и совершить череду действий: изменить контрэтикетку на русском, завести вино как новое в реестр алкогольной продукции (ФРАП) и в ЕГАИС, а также придется сдать акцизные марки, если они были получены с указанием старой классификации.
Пока в России не вступил в силу Технический регламент ЕАЭС 047/2018 о безопасности алкогольной продукции, отрасль руководствуется многочисленными ГОСТами и техническими регламентами Таможенного союза. Для наглядности указаны требования по маркировке из разных актов:
Один из многочисленных актов – ГОСТ Р 55242-2012 о винах с защищенным наименованием. В нем приведены определения таких вин и условия использования географических обозначений для вин безотносительно страны происхождения товара.
То есть, ГОСТ позволял импортерам присваивать категории «защищенное географическое указание» (ЗГУ) и «защищенное наименование место происхождения» (ЗНМП) для вин из других стран, если эти вина по правилам страны-экспортера отвечают требованиям защищенного наименования.
Вина с защищенными наименованиями привлекательнее для потребителя, поскольку содержат узнаваемые наименования регионов, например Бургундия, или типы вин, например Кьянти. Более того, раньше импортеры активнее российских производителей применяли пониженный акциз, установленный для вин защищенных наименований согласно НК РФ. И изначально этот пониженный акциз, как и сами категории ЗГУ и ЗНМП были задуманы для российских производителей.
Новая единая классификация вин согласно ст. 3 и ст. 18 Закона о вине не предусматривает категории ЗГУ и ЗНМП для импортного вина, а также не предусматривает «столовое вино». Теперь есть категории для вин: молодое, ординарное, выдержанное, сортовое и другие (ст. 3 и ст. 18 Закона о вине).
Категории ЗГУ и ЗНМП теперь только для российских вин! (п. 5 ст. 1 Закона об алкоголе, ст. 3, ст. 18 и глава 4 Закона о вине).
2. Защищенное наименование для иностранного вина должно использоваться согласно 4-й части ГК РФ и международным договорам. Отражение на этикетке всех традиционных обозначений для определенного вина на латинице, например, слова Champagne не запрещается, даже если оно не зарегистрировано в России как ГУ или НМПТ. Поэтому при изменении классификации у импортных вин не нужно менять этикетки.
Несложно догадаться, что ЗГУ и ЗНМП, которые приняты в российской винодельческой системе, производны от географических указаний и наименований мест происхождения товара из 4-й части ГК и международных договоров: protected geographical indications (PGI) и protected designations of origin (PDO).
Введение ЗГУ и ЗНМП в Законе об алкоголе в 2014 г. упростило российским производителям вина задачу по охране региональных наименований, поскольку зарегистрировать ГУ или НМПТ через режим интеллектуальной собственности оказывается сложнее. К тому же, до 2020 г. ГК не предусматривал категорию «географическое указание». И это несмотря на то, что Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, Соглашение ТРИПС 1994 давным-давно упоминают географические указания.
В России несколько десятков российских производителей получили лицензии на ЗГУ и ЗНМП от региональных властей. Для таких компаний был предусмотрен пониженный акциз для вин защищенных наименований согласно НК РФ.
При этом импортеры активнее российских производителей использовали ЗГУ и ЗНМП по Закону об алкоголе. От них не требовалось регистрировать иностранные ГУ и НМПТ согласно ГК в России, а также не нужно было получать специальных лицензий как российским производителям. Все что было нужно – привезти вино охраняемого по правилам страны-экспортера наименования и это позволяло использовать категории ЗГУ или ЗНМП по российской классификации.
Россия не является участником Женевского акта Лиссабонского соглашения 2015 г., в рамках которого осуществляется международная регистрация и охрана защищенных наименований. Поэтому исключительное право на иностранное защищенное наименование в России возникнет только после регистрации его в порядке ГК. Регистрация в Роспатенте – длительная и дорогая процедура.
Некоторые иностранные производители вина еще до появления в ГК в 2020 г. понятия «географическое указание» пытались зарегистрировать в России свои обозначения как НМПТ (например, Napa Valley и Emilia). Но их ждали долгие судебные споры с Роспатентом. В судах заявители безуспешно пытались доказать, что данные защищенные наименования из США или Италии соответствует условиям, предъявляемым к НМПТ в РФ.
Но и без исключительного права на защищенное наименование, интересы иностранных производителей охраняются, поскольку Россия связана обязательствами перед ВТО в рамках соглашения ТРИПС 1994 г. На страже их интересов также положения о запрете недобросовестной конкуренции. Например, при регистрации в РФ товарного знака, содержащего защищенное в другой стране наименование, будет отказано.
Но самое главное – не запрещается использовать такие обозначения как, например, «DOC Veneto», и подобные принятые и (или) охраняемые обозначения в стране происхождения вина как на этикетке, так и контрэтикетке. Только лишь запрещено указывать, что это вино «защищенного географического указания» на контрэтикетке.
Поэтому этикетки всех импортных вин должны остаться неизменными, но при одном условии!
И это условие: если будет нивелировано новое требование ст. 26 Закона о вине указывать на этикетке вина место происхождения и год урожая винограда шрифтом не менее 12 пунктов. До 02.07 Закон о вине обязывал указывать данную информацию по выбору на этикетке или контрэтикетке, теперь это условие стало обязательным для обоих этикеток.
Поскольку необходимая информация доводится до потребителей на русском языке, правоприменитель может потребовать от участников рынка размещать стикеры с указанной информацией на лицевой стороне бутылки.
3. Законодатель привел российскую винодельческую классификацию к мировым стандартам, но не предусмотрел переходный период. Поэтому рынок импортного вина находится в хаосе. Из-за новых правил в ближайшие месяцы импорт может сократиться.
Достаточно сложно вообразить, чтобы французский или итальянский импортер российских вин маркировал их как вина AOС (указывает на происхождение вина из определенной местности во Франции) или DOC (то же в Италии). По мнению некоторых деятелей российского виноделия, именно такая ситуация сложилась с российской классификацией ЗГУ и ЗНМП, к которой «примазались» импортеры. Даже если импортер в Россию не писал на французском вине «Долина Дона», он квалифицировал импортное вино в рамках внутренней российской системы: «столовое вино», «ЗГУ» или «ЗНМП». Мол, не смешивайте импорт со своим, отеческим!
Изменения давно назрели. Но вступление их в силу с момента опубликования (п. 1 ст. 4 345-ФЗ) вызвало настоящий хаос на рынке. Поэтому импортеры от мала до велика после вступления изменений в силу по-разному решают, ввозить ли товар, маркированный по старым правилам. И некоторые сети в рассылке поставщикам заявили, что не собираются принимать товар с нарушением новых правил классификации. Американские горки продолжались всю неделю, пока в пятницу таможенные органы окончательно не приостановили импорт.
При этом сертификационные центры уже увеличили сроки получения новой декларации до 1 месяца – в несколько раз. Более того, до сертификационного центра должны быть доставлены официально ввезенные образцы для испытаний. Получается, вместе со списанием в убыток уже напечатанных контрэтикеток и подготовкой новых, на импортера лягут расходы по получению новой декларации на все импортные вина. И это не самое страшное. Если правила не изменятся, импорт вин из-за задержки отдельных процедур в Россию в ближайшие месяцы упадет.
Стоит иметь в виду, что маркировка товара с нарушением правил грозит административкой по п. 1 ст. 14.43 КоАП. ВС РФ допускает применение конфискации в том числе и по данному составу (Обзор практики ВС РФ по делам об изъятии и конфискации алкоголя от 19.09.2018).
Механизм изъятия из оборота и уничтожения или реэкспорта фальсифицированной продукции по ст. 47 Закона о вине пока нерабочий, поскольку постановление Правительства 04.05.2021 № 704 вступит в силу только 01.03.2022.
4. Что же в итоге с французским шампанским из региона Шампань?
В новой классификации вин шампанское отсутствует, а вместо него необходимо использовать категорию «игристое вино». При этом в классификации упоминается «российское шампанское». Получается законодатель запретил настоящему французскому шампанскому называться шампанским и между тем расчистил путь для своего продукта?
Это не совсем так. Всем известные этикетки и названия, указание на Champagne останутся на своем месте. И это несмотря на то, что Champagne не охраняется в России как защищенное наименование. Champagne охраняется в рамках Женевского акта Лиссабонского соглашения. Напомним, что РФ не является участником этого договора.
Но на контрэтикетке и всей сопроводительной документации вид продукции теперь будет – «игристое вино». Для изменения потребуется время и дополнительные затраты как и по другим импортным винам.
Положительно, что изменения поставили крест на возможности использовать категорию шампанское для других игристых вин. Ведь по Закону об алкоголе в старой редакции шампанское приравнивалось к игристому вину, что, по сути, неверно. То есть кава или просекко могли быть шампанским по смыслу Закона об алкоголе.
Получается французы должны поблагодарить законодателя за этот решительный шаг. Но поругать за отсутствие переходного периода.
Что до «российского шампанского», которое окончательно утвердилось как категория, российские виноделы у нее в заложниках. Ведь более понятного термина для выдержанного в бутылке отечественного игристого пока не придумали. Поэтому Роспатент оправдывает «российское шампанское» со ссылкой на ст. 24 (6) Соглашения ТРИПС как продукцию, давно вошедшую в употребление для категории товаров. Согласитесь, немногие знают, что по истинное шампанское – только из Шампани!
Какой вывод можно сделать из этой истории? С одной стороны, Moet Hennesy поступили по-коммерчески мудро: привлекли внимание к поправкам в нужном им ключе, породив неизбежный ажиотаж среди потребителей, и одновременно помогли создать информационный фон для применения условий о форс-мажоре на случай срыва поставок. С другой стороны, российский законодатель вновь проявил непрофессионализм и пренебрежение к бизнесу: даже полезные поправки введены в действие так, чтобы причинить предприятиям максимальный ущерб. Конечно, вряд ли это так замышлялось. Но не все гадости творятся от большого ума.
«Шампанская истерика»: зачем на самом деле был принят закон о вине
Все началось с того, что в этот же день, 2 июля, французская компания Moet Hennessy заявила о том, что прекращает поставки шампанского в Россию, объяснив свое решение изменениями федерального законодательства. Якобы из-за этих изменений ей придется заново провести сертификацию продукции и изменить маркировку с шампанского на игристое вино.
Французских производителей поддержали еврочиновники: представитель Еврокомиссии выступил с заявлением о том, что поправки могут негативно сказаться на поставщиках вин, и что Брюссель сделает все, чтобы защитить их права.
В комментарии для КП-Крым один из авторов упомянутых поправок, депутат Госдумы от Крыма Константин Бахарев назвал вышеупомянутые заявления информационной войной против нового закона, который, по его словам, не создает никаких препятствий импорту в Россию качественного алкоголя.
— Наш закон обеспечивает единообразие требований к отечественным и зарубежным производителям: если российские компании указывают на этикетках соответствие своей продукции ГОСТу, не вижу причин, почему этого не должны делать компании из других стран, – отметил парламентарий. – Согласен с президентом Союза виноградарей и виноделов России Леонидом Поповичем, который назвал действия компании Moet Hennessy «шантажом». Нечто похожее имело место год назад, когда вступил в силу закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Тут же в СМИ появилась информация о том, что торговые сети отказываются принимать у поставщиков отдельные виды импортной алкогольной продукции. Как и сейчас, это связывали с принятием изменений в отраслевое законодательство.
В действительности, считает Константин Бахарев, условия продажи в России импортного алкоголя принципиально не отличаются от тех, которые действуют за рубежом:
— Вы не сможете поставить в ту же Францию винодельческую продукцию, которая не соответствует национальному стандарту качества. Ровно такие же требования теперь действуют и в нашей стране. Всем зарубежным производителям, желающим работать на российском рынке, нужно к этому привыкать и выполнять требования федерального законодательства, как их выполняют российские компании.
Он напомнил, что более трети винограда в нашей стране используется для производства не вина, а иных видов винодельческой продукции – коньяка и т.д. Поэтому Госдума своими поправками в закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» распространила режим защищенных наименований на всю винодельческую продукцию из российского винограда, а не только на вино, как это было предусмотрено изначальной редакцией закона в момент его принятия в 2019 году.
Парламентарий пояснил, что режим защищенных наименований позволяет, с одной стороны, оказывать поддержку со стороны государства, в том числе, финансовую, винодельческим предприятиям, использующим в производстве отечественное сырье – то есть российский виноград. С другой стороны, он направлен на защиту прав потребителей, которые, покупая российское вино, коньяк или шампанское, должны быть уверены в качестве и безопасности отечественной винодельческой продукции.
Но закон никоим образом не ограничивает ввоз французского шампанского в нашу страну.
— Никто не заставляет производителей из Шампани переписывать этикетки, – настаивает Константин Бахарев. – Мы действительно убрали из закона термин «шампанское», поскольку он не обозначал исключительно игристое вино из Шампани, а применялся ко всем игристым винам, включая испанскую «каву» и итальянское «просекко». В этом смысле мы гармонизируем наше законодательство с мировым. Кроме того, мы ввели новый термин «российское шампанское», хотя он новый условно. Еще в законе Российской империи 1914 года «О виноградном вине» использовалось понятие «русское шампанское». После революции его стали называть «советским шампанским». Если отечественный производитель хочет производить шампанское, он должен будет указать на этикетке источник происхождения сырья, которым может быть только виноград, выращенный в нашей стране. В чем здесь ущемление прав французов? Скандал раздули на пустом месте, и, скорее всего, ради рекламы своей продукции, хотя в России реклама алкоголя, напомню, запрещена.
Авторы закона «против Moet» объяснили понятие «российское шампанское»
Самой обсуждаемой новацией стала необходимость убрать слово «шампанское» с бутылок импортного производства, а точнее, с контрэтикеток (обычно расположены на обратной стороне бутылки), и внести изменения в сопроводительную документацию. Это стало причиной приостановки отгрузок в Россию со стороны Moet Hennessy. Специалисты компании трактовали эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции. Скандал уже вышел на международный уровень — в понедельник, 5 июля, французский Комитет шампанских вин (Comite Champagne) призвал временно прекратить поставки вин в Россию, хотя к этому моменту Moet Hennessy уже согласилась маркировать свои напитки, поставляемые в страну, как «игристое вино». Как пояснил РБК один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Константин Бахарев, «наш закон не может отменить название «шампанское» и ничто не препятствует его ввозу в страну».
При этом в законе появилось другое понятие — «российское шампанское». По регламентам, принятым в ЕС, название «шампанское» могут иметь только игристые вина, произведенные во французском регионе Шампань (Champagne AOC, Appellation d’Origine Contrôlée) по определенной технологии и из определенных сортов винограда. В России, которая использует это название для собственной продукции, вопрос о правовой охране «шампанского» и «коньяка» поднимался после вступления в ВТО, и тогда Федеральная служба по регулированию алкоголя (Росалкогольрегулирование, РАР) разъясняла, что на кириллице термины определяют вид продукции, а не наименование места происхождения товара или географическое указание.
«Термин «российское шампанское» можно использовать только на территории нашей страны, — уточняет еще один автор законопроекта, депутат Михаил Шеремет. — Данный закон будет способствовать условиям дальнейшего развития отечественных винодельческих отраслей, а особенно малых форм хозяйствования. Эти поправки исключительно в интересах развития виноделия в России».
Правда, его коллега по законопроекту, депутат Владимир Синяговский напоминает, что «князь Голицын в том числе стал прародителем отрасли виноделия в России и уже нет смысла спорить о родине шампанского»: «Тем более если шампанское выдержанное (произведенное в России. — РБК), то оно ничем не хуже. Новые называют игристым, хотя и качество нормальное, и виноматериал хороший. Так что нужно продолжать дальше, и коньяки должны быть у нас. Нужно работать на воодушевление. Ну, а Евросоюз — значит, нужно садиться [за стол переговоров], убеждать друг друга», — считает Синяговский.
Князь Голицын и шампанское
Князь Лев Голицын — основоположник виноделия в Крыму, на Кавказе и на территории современного Краснодарского края. «Шипучие вина» голицынских виноделен получали награды на выставках по всему миру. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году произведенное на его крымской винодельне «Новый Свет» шампанское «Парадизио» получило «Гран-при».
«В России производим игристое вино и в небольшом количестве, с особыми требованиями — классический продукт, — отмечает еще один участвовавший в разработке инициативы депутат Наталья Боева. — И если оно произведено так, как записано, а указанная на бутылке информация позволяет отследить его путь от лозы до бокала, то оно может называться российским шампанским».
Крупнейшие российские производители игристого вина заявили, что к лоббированию «российского шампанского» отношения не имеют и введенные для французских коллег требования не поддерживают. Президент группы «Абрау Дюрсо» Павел Титов подчеркнул, что если ресертификация иностранной продукции — это «разовая бюрократия», то норма о «российском шампанском» нарушает логику обсуждения Россией и Францией правил использования термина «шампанское»: «Шампанское производится в регионе Шампань, и это абсолютный постулат. Мы должны уважать зарубежные аппелласьоны, чтобы другие страны уважали и наши».
Гендиректор производящей игристые вина компании «Золотая балка» Елена Костенко ранее заявляла, что французские виноделы имеют «неотъемлемое историческое право» называть игристые вина из Шампани шампанским. «Нам чужое не нужно. Мы предпочитаем заработать репутацию для своих вин только выпуском продукции самого высокого качества, а не присваиванием себе чужих титулов и регалий», — сказала она.
«Мы защищаем своих виноделов и своих производителей, — настаивает Михаил Шеремет. — У нас достаточно качественная продукция, которую нужно продвигать на внутреннем рынке. Мы защищаем свое виноделие, которое сложилось исторически и производит свою продукцию на территории нашей страны. Я считаю, что он [закон] пойдет на пользу, на защиту отечественных виноделов. Это опять же очень важно с точки зрения роста экономики — увеличения прибыли и отчисления в бюджет страны и региона».