закон толковища что это значит
«Толковища» и «ксивы»
«Воровской закон» провозглашал принцип «демократии для избранных». Под этим подразумевается равноправие каждого «блатного» перед нормами «закона». Все «воры» — «братья», «братва». Или, как часто называют они сами себя, — «свояки?». Был и ещё один синоним слова «вор» — «родич», «ро?дский» (то есть родной). Ни один «родич» не имел права поднять руку на другого, даже если тот заслужил это своим поведением. Осудить «вора» за проступок, определить степень тяжести содеянного могла только «воровская сходка». В местах лишения свободы считалось недопустимым выяснять отношения «вору» с «вором» в присутствии «фраеров», «мужиков», «фуцанов». Этим наносился ущерб достоинству всей касты.
Вообще на общих сборах «воров» решались все важные для «уркаганского» мира вопросы: определялась тактика поведения «честного вора» в той или иной ситуации, изменялись или добавлялись определённые нормы «закона» (если это диктовала суровая действительность), обсуждались конкретные проблемы… И, конечно, решалась судьба того или иного «блатаря».
Собрание «законников», где обсуждалось недостойное поведение «вора», обычно называлось «прави?лка» — от слова «править», «поправлять». В остальных случаях «общее собрание» определялось как «сходка», «сходняк», «толковище».
«Сходки» мог потребовать любой «честняк», если считал, что у него для этого есть веские причины. Причём для принятия имеющего вес решения должно было собраться значительное количество «законников». В 60-е годы для этого требовалось не менее пяти человек; в 30-е — значительно больше (учитывая, что на первых порах количество «законных воров» достигало десятков тысяч). При этом на «правилки» — «суды чести» — ни один «честняк» не имел права явиться в нетрезвом состоянии: ведь решалась судьба его собрата…
Достаточно свободные условия содержания заключённых в довоенных лагерях позволяли «ворам» на первых порах не только собирать «сходки» внутри «зон», но даже организовывать «съезды», где участвовали представители «воровского братства» из многих лагерей.
При этом следует учесть: как в первые годы «воровского движения», так и поныне решения «сходок», касающиеся изменения или дополнения «воровского закона», обязательны не только для «честных воров», но и для всего уголовно-арестантского мира. Решения «сходняков» доводятся до «сидельцев» посредством так называемых «воровских ксив», или «малёвок» («малявок», «маляв»), которые расходятся по всем местам лишения свободы на территории России (их называют также «воровскими прогонами»; это не следует путать с просторечным словом «прогон», то есть ложь, обман — в «воровском» значении «прогон» происходит от «прогонять», то есть передавать из одной точки в другую).
Разумеется, и сходы, и арестантские «записки» в определённой мере можно рассматривать как продолжение уголовных традиций дореволюционного преступного мира России. Однако есть существенные различия.
Первое. На воле в то время сходки собирались в пределах одного небольшого региона для решения проблем, касавшихся преступников, «работавших» на данной территории. Чаще всего это был крупный город: Петербург, Москва, Ростов, Одесса, Киев и проч. Об одной из таких сходок в питерской Александро-Невской лавре в 1917 году, собранной по инициативе грабителя Ваньки Банщика, мы уже рассказывали в очерке «Жиганы против уркаганов» (глава «Благородный преступный мир…»).
Что касается мест лишения свободы царской России (и России первого послереволюционного десятилетия), там в сходах часто участвовали все арестанты, а не только каста избранных (во всяком случае, это касается каторжан начала века). Соответственно принимались и решения (хотя, конечно, «иваны» имели немало возможностей повлиять на остальных «сидельцев»). «Записки» же касались не каких-то общих правил и «законов», а в основном рассказывали о «недостойном поведении» отдельных арестантов или о конкретных происшествиях в местах не столь отдалённых.
С появлением в 30-е годы касты «воров» «сходки» стали уделом избранных. Они же, эти избранные, получили право на установочные «ксивы», диктующие всем уголовникам и арестантам обязательные нормы поведения.
Интересно здесь особо отметить, что так называемые «воровские малявы» (или «ксивы», или «прогоны»), вопреки представлениям многих «исследователей» уголовного мира, никогда не пишутся на уголовном сленге. Содержание их излагается нормальным русским языком, понятным и доступным для каждого арестанта. Впрочем, и самой «блатной фени» как замкнутой, кастовой, тайной языковой системы — фактически не существует. Но об этом — чуть ниже.
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Воровские и мафиозные понятия и законы
Воровские понятия и законы
Воровской и тюремный закон
Таким образом, тюремный закон — это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в “табели о рангах”.
Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами осужденных, заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом можно проследить из нижеприведенной таблицы:
Воровской закон
Преданность и поддержка воровской идеи;
Недопустимость никаких контактов с правоохранительными органами;
Быть честными по отношению друг к другу;
Вовлечение в свою среду новых членов, особенно молодежи;
Запрет на занятия политической деятельностью;
Следить за порядком в ИТУ и СИЗО, устанавливать там власть воров в законе;
Обязательное умение играть в карты.
Из этих 7 основных законов вытекают следующие дополнительные:
отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;
никогда не давать показания;
никогда не признавать вину;
не иметь собственности и сбережений;
периодически “садиться” в места лишения свободы;
не брать в руки оружие;
не работать ни при каких условиях;
“держать” порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;
наладить снабжение ШИЗО — ПКТ;
пополнение воровского блага, т.е. дани, собираемой со всех осужденных, заключенных и других лиц;
чтить родителей (особенно мать);
не состоять ни в каких партиях, комсомоле и т.д.;
учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;
никогда не прописываться по месту жительства;
картежная игра между ворами должна быть честной;
запрет мстить исподтишка;
не воровать (крысятничать) у своих;
не обижать мужиков.
Тюремный закон
Выделять долю в общак;
Нельзя поднять руку на вора в законе;
Непримиримое отношение к доносительству;
Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без основания;
Запрет предъявлять обвинения без доказательств;
Запрет оскорблять любым образом;
Не вступать в секции, т.е. не становиться красным;
Не воровать у своих
Таким образом, можно сказать, что соблюдение норм тюремного закона обязательно как для воров в законе, так и для всех остальных криминальных элементов, а соблюдение отдельных положений воровского закона обязательно только для воров в законе и лиц, стремящихся быть коронованными. Еще раз повторим, что многие положения воровского и тюремного закона совпадают.
Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, добиваются следующего:
достижения полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;
осуществляют очень жесткое “правление” массой осужденных и заключенных, заставляя многих подчиняться силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, причем делается это чужими руками (так называемыми торпедами), сами оставаясь в стороне;
или сами, или их ближайшие помощники проникают в среду работающих осужденных (сухари), с целью осуществления контроля над промышленной зоной ИТУ;
используют иные методы давления, прикрываясь воровским и тюремным законом.
Основные “функциональные” обязанности воров в законе:
пропаганда преступного образа жизни (для чего используются любые возможности — от шантажа и подкупа до “премирования” крупными суммами денег, автомобилями, поездками за рубеж и т.д.);
расширение своего ближайшего окружения (как указывалось выше) за счет привлечения молодежи;
организация общака и постоянное его пополнение;
принятие коллективных решений о проведении воровских сходок или съездов для принятия на них важных решений, раздела контролируемых территорий, осуществления своеобразного “суда чести” и т.д.;
оказание материальной помощи авторитетам преступного мира, находящимся в заключении, их семьям;
поддержание связей с лидерами других преступных сообществ во избежание ненужных разборок, а зачастую для совместных действий;
организация контрразведывательной работы в отношении сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, пенитенциарных учреждений и т.д.;
осуществление функций арбитра, рассмотрение проступков членов преступного сообщества, назначение наказания;
скрытное осуществление противодействия администрации пенитенциарных учреждений путем запугивания, подкупа, шантажа, угроз и т.д.;
выявление среди сотрудников ИТУ и СИЗО коррумпированных лиц для использования в своих целях (организация дороги в ИТУ, СИЗО, информирование о предпринимаемых мерах в отношении спецконтингента и др.).
Блатные санкции. В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к “оступившимся” нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.
У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:
публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем, дать пощечину может только равный по “званию”, т.е. тоже вор в законе;
дать (бить) по ушам — т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;
К преступникам, не имеющим ранга вора в законе может быть применено большое число санкций, основными из которых являются:
совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу петухов, обиженных, опущенных и т.д.;
лишение занимаемого статуса (дать по ушам) — перевод из категории блатных в категорию мужиков;
изгнание из семьи (микрогруппы) — остракизм;
парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства; заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;
ломание рук (ног) — применяется к лицам, проигравшимся в карты и не отдавшим в долг, а также к лицам, безосновательно избившим кого-либо;
смерть — применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (точного установления, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или сходки местных авторитетов.
Итальянские мафиозные законы.
Омерта и 10 Заповедей
Десять заповедей Коза Ностры — неофициальный свод законов, которым должен следовать каждый член мафии.
В число заповедей входят следующие:
1. Никто не может сам подойти и представиться кому-то из «наших» друзей. Он должен быть представлен другим нашим другом.
2. Никогда не смотрите на жён друзей.
3. Не допускайте, чтобы вас видели в обществе полицейских.
4. Не ходите в чужие клубы и бары.
5. Ваш долг — всегда находиться в распоряжении «Коза Ностра», даже если ваша жена вот-вот родит.
6. Всегда являйтесь на назначенные встречи вовремя.
7. С жёнами надо обращаться уважительно.
8. Если вас просят дать любую информацию, отвечайте правдиво.
9. Нельзя присваивать деньги, которые принадлежат другим членам «Коза Ностра» или их родственникам.
10. В «Коза Ностра» не могут входить следующие лица: тот, чей близкий родственник служит в полиции, тот, чей родственник или родственница изменяет супруге (супругу), тот, кто ведёт себя дурно и не соблюдает нравственных принципов.
25 правил коза ностра:
1. Запачкать свои руки не должен бояться даже руководитель. Не следует поручать подчиненным работу, которую сам не умеешь делать.
2. Немного удачи лучше, чем много мудрости.
3. Чем больше ты открываешься перед своим врагом, тем больше у него возможностей уничтожить тебя.
4. Наличные – это всегда наличные. Шуршащие в кармане деньги всегда надежнее чеков и карт.
5. Никогда не рассказывай всего того, что тебе известно. Открывай только 75-95% из того, что ты знаешь. Оставшиеся 5-25% могут защитить тебя.
6. Не следует принимать решения в гневе. Злость – это животный инстинкт, но никак не логика. При принятии решения голова должна быть чистой – это свидетельство ума и осторожности.
7. Мужчина ничего не стоит без своего слова. Оно должно быть как скала. Если что-то пообещал, то должен выполнить.
8. Держи свой язык за зубами. Если пришлось соврать, говори мало. Если не знаешь, что сказать, лучше молчи. Чем больше ты скажешь, тем больше себя обезоружишь. Когда твой рот закрыт, ошибки совершают другие.
9. Не стой на открытом пространстве, если не хочешь поймать пулю врага. Избегай быть зажатым в угол.
10. Когда не можешь победить по правилам, измени правила или не бойся их нарушить.
11. Предательству нет прощения.
12. Уважение врага – это хорошо, но страх – намного лучше. Страх остановит врага быстрее, нежели желание уважать тебя.
13. Всегда есть возможность сменить женский гнев на расположение, если подарить кольцо с бриллиантом.
14. За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Только мудрая женщина может дать стабильность, которая поможет мужчине стать великим.
15. В мире нет ничего вечного.
16. Не давай чаевых тем, кто не стремится их получить.
18. Хочешь мира – готовься к войне. Всегда нужно быть готовым к худшему, даже если ты не ожидаешь ничего плохого.
19. Если не соблюдаешь осторожность – найди себе священника. Все равно ты обречен, а твоя жена станет вдовой.
20. Сомневаясь, доверяй своим инстинктам – они скорее помогут, чем навредят.
21. Человек предполагает, а Бог располагает.
22. Держи своих друзей рядом с собой, а врагов еще ближе. Внедри к врагам информаторов, чтобы знать обо всех действиях, слабостях и намерениях.
23. Даже самые идеальные планы терпят неудачу. Проявляй терпение и будь готов получить меньше. Так ты избежишь разочарований.
24. Чтобы заработать деньги, их нужно куда-нибудь вложить. Не бойся потратить деньги, если это обещает тебе прибыль.
25. Счастливым будет тот, кто сначала терпит от других унижение, но потом получает возможность для сладкой мести. Люди слишком часто забывают о своих унижениях. Подними ставки и тогда у тебя не будет другого выхода, кроме как отомстить.
Еврейский Мир
Газета русскоязычной Америки
КОЕ-ЧТО О «ТОЛКОВИЩЕ»
Фразу, вынесенную в заголовок письма, я услышал в передаче «Толковище» на радио «Новая Жизнь».
Попал я на передачу случайно. Посоветовал своей тринадцатилетней внучке слушать перед школой русское радио, чтобы не забыть язык; и вот тут она начала задавать вопросы: что значит это слово, а что – то?
Я не знал, что ей ответить – слова были из ненормативной лексики…
Включив радио в 7 часов утра, я услышал, как на критическое замечание слушателя ведущий ответил: «Что ты понимаешь, недоумок на букву М…», – причём это была не буква, а слово целиком. Передача называется «Толковище», ведущий Сева Каплан. Я подумал: довели, вырвалось. Но дальше – больше. Когда явно пожилой человек сказал, что утренние передачи поднимают ему настроение, ведущий пришёл в восторг: «А что ещё они вам поднимают?» – спросил он. Cлушатель явно не понимал намёка. Tогда ведущий сказал: «Hу что можно поднять у мужчины?» Пожилой человек не был настроен так игриво. «Ладно, это вам поднимет кто-то другой», – сжалился Сева.
Я был удивлён – не знал ещё тогда, что большинство вопросов ведущий сводит к одному – сексу, причём в самом пошлом проявлении. Однажды, не сумев сдержать своего желания произнести в эфире откровенный мат, он сказал: «Я получил по e-mail письмо – приведу его целиком». И в эфир полился неприкрытый мат – вроде бы это произносит не ведущий, а тот, другой, написавший письмо. При этом, желая блеснуть эрудицией, ведущий устраивает диспуты на тему: «Откуда произошло известное русское выражение «про мать», упиваясь самыми пошлыми его значениями. «А если это сын говорит отцу, что тогда?» – вопрошает он.
Я вынужден расстроить Севу – эта фраза родилась не как ругательство. В те времена, когда не было понятия о семье, люди не знали своих отцов. Тогда, если молодой, более сильный, обижал старого, слабого, тот произносил фразу: «Не обижай меня – может быть, я – твой отец», – вот что это значит, согласно исследованиям лингвистов. Теперь это выражение превратилось просто в штамп, грязное ругательство, и только сексуально озабоченным доставляет удовольствие смаковать его.
Но хватит об этой стороне передачи. Я не хотел писать письмо, чтобы не уподобиться римским сенаторам, которые, желая забыть Герострата, спалившего Рим ради своей славы, на каждом заседании сената объявляли: «Забыть Герострата». Так его имя дошло до наших дней.
Что же заставило меня взяться за перо, то бишь за компьютер?
Вы все, наверное, были свидетелями сцен, когда мальчишки, окружив душевнобольного, издеваются над ним на потеху публике. Точно так же поступает Сева, когда больные люди звонят на его передачу. Я не буду называть имён, чтобы не травмировать этих людей. Сева, используя это, смеясь, издевается над ними. Женщине, исполнившей песню по его настоянию (конечно, без слуха и голоса), он говорит: «Да, конечно, трудно найти бриллиант в куче навоза, и, конечно, бриллиант – это вы». После этого следует звонок того, на чью потребу Сева работает: «Как мне понравилось ваше замечание насчёт бриллианта, Сева»…
О политической составляющей передачи можно говорить много – у каждого на этот счёт свое мнение, и оно даёт представление о человеке. Однажды Сева сказал, что может понять шахидов, взрывающих мирных людей, вернее, их можно понять, сказал он. Но понять – значит простить, а этого делать никак нельзя, по этой теории можно простить всё, даже Холокост.
Правда, Сева попробовал создать платное радио, но слушатели деньгами проголосовали против. Остаётся игнорировать эту передачу всем, кто согласен со мной.
Я уже слышу вопли Севиных почитателей: «Cовок, мы – продвинутые люди, свобода слова и так далeе». Но они почему-то считают, что свобода слова – только для них. Я знал этих господ там, в Союзе. Oни кричали: «Mы – таланты, мы – гении, дайте нам свободу, и мы покажем, на что способны, а здесь нас зажимают”. Вот они получили свободу, и из их ртов полилась грязь, пoшлость. Свобода – это осознанная необходимость, а по их понятиям – это распущенность и вседозволенность. И все, кто с ними не согласны, – совки и недоумки – «на букву М».
Очень прошу читателей газеты «Еврейский Мир» высказать своё мнение по поводу моего письма.
P.S. Что касается моей внучки, то она всё-таки будет слушать русскую речь перед школой – начало вещать «Еврейское радио».
Пишу, но уверен, что газета не опубликует моего письма, как это было уже не раз.
28 июня 2021 года президент подписал закон № 231-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Но вступит в силу он через год со дня опубликования — 29 июня 2022 года.
Расскажу, что изменится для обычных владельцев.
Добавили новые понятия
К тому же не было понятий спускового и ударного механизмов и четкого определения, что означает «переделка оружия».
Еще в закон вводится несколько новых понятий.
Изменения касаются и владельцев арбалетов и луков: установка элементов, меняющих силу натяжения, может привести к проблемам. То же самое относится и к пневматическому оружию.
Как победить выгорание
Оружие признано источником повышенной опасности
Как было раньше. В гражданском кодексе был приведен только примерный перечень источников повышенной опасности — и в каждом отдельном случае суд сам решал, относится ли тот или иной предмет к таким источникам. Например, в зависимости от ситуации источником повышенной опасности могли признать и собаку, покусавшую соседа. Но могли и не признать — поскольку в законе такая норма не прописана.
Единственный способ избежать этого — доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы, например войны или революции. А еще от обязанности возмещать ущерб освобождает умысел потерпевшего. Но доказывать все это придется уже в суде.
Увеличен возраст, дающий право купить оружие
Все остальные граждане с 18 лет смогут приобретать:
Что это значит для владельцев. В первые два года невозможно будет купить, например, такие модели, как «Сайга», помповые ружья. Не получится купить, скажем, ТОЗ-106 — хотя в его магазине всего два патрона. Доступны будут только классические переломные ружья.
Проходить обучение нужно будет не всем
Что это значит для владельцев. Бывшие силовики, получившие право на пенсию, сэкономят на проверках.
Судимым будет сложнее получить лицензию на оружие
Как было раньше. Лицензию не выдавали в следующих случаях:
Как будет. Требования ужесточаются. Отказывать в выдаче лицензий будут:
А еще в выдаче лицензий откажут тем, кто совершает административные правонарушения. Не смогут купить оружие:
Такие нарушители не смогут получить лицензию в течение года со дня окончания срока, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию.
Что это значит для владельцев. Избежать осмотра на законном основании не получится. За отказ аннулируют и лицензию, и разрешение.
Об утерянном и похищенном оружии придется сообщать
Оружие могут изъять за отказ от прохождения медосвидетельствования
Ужесточается ответственность за нарушения
Когда новые правила вступят в силу
Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Но вступит в силу он через год со дня опубликования — 29 июня 2022 года.
Исключение — два пункта, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.
Пункт 8 статьи 1 устанавливает, что реестр лицензий и разрешений ведет Росгвардия. Также этот пункт определяет перечень сведений, которые вносятся в реестр, и порядок предоставления выписок из него.
Для рядовых владельцев это означает, что уже с 1 января 2022 года все сведения об их оружии и лицензиях, в том числе о продленных и аннулированных, будут доступны при проверках. Кому будет предоставлен доступ к этим сведениям и что нужно будет для этого доступа, правительство установит позже.
Что в итоге
Пенсионеры силовых структур тоже в выигрыше: им не придется тратиться на обучение каждые 5 лет.
Толковище
Смотреть что такое «Толковище» в других словарях:
толковище — встреча, сходбище, разборка, стрелка, собрание, выяснение отношений, разговор Словарь русских синонимов. толковище см. собрание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
толковище — ТОЛКОВИЩЕ, а, с. 1. То же, что толчок, 1. 2. Разговор, выяснение отношений. 2. ср. уг. «толковище» собрание в зоне, самосуд; здесь Возм. наложение общеупотр. «толковать» и «толкать» … Словарь русского арго
толковище — воровской самосуд … Воровской жаргон
встреча — См … Словарь синонимов
выяснение отношений — конфликт, разборка, спор, толковище, разборки, выясняловка Словарь русских синонимов. выяснение отношений разборка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
разборка — демонтаж, расформирование; разборки, толковище, рассмотрение, драка, интрига, разбор, стрелка, расположение, разбирание, распределение, рассортировка, выяснение отношений, рассортировывание, ссора, разъединение, встреча, размонтировка,… … Словарь синонимов
стрелка — курсор, указатель, движок; индикатор, знак, разборка, толковище, стрелочка, рандеву, рог, встреча, выступ, свидание, стебель, стрела, коса, пластинка Словарь русских синонимов. стрелка сущ., кол во синонимов: 22 • встреча (50) … Словарь синонимов
сходбище — См … Словарь синонимов