закончился срок эксплуатации лифта что делать
Что нужно знать про срок эксплуатации пассажирского лифта
Правила действующие сегодня изменили срок эксплуатации пассажирских лифтов. Новые обязанности появились у УК, а их работу строго контролируют. Помимо того, что необходимо знать какой срок службы лифта назначен законодательством, УК обязаны придерживаться норм, обслуживая технику.
Какой срок службы лифта в многоквартирном доме?
Для повышения безопасности, срок эксплуатации лифта в многоквартирном доме строго нормирован. Согласно нормативам, предельный срок службы пассажирского лифта составляет 25 лет.
Он определен ТР ТС 011/2011, затем требуется провести проверку.
Ответственность возлагается на УК или ТСЖ, экспертизу проводит фирма, получившая соответствующую аккредитацию. Осмотр выявляет поломки, составляется заключение, осуществляется модернизация непригодных частей грузоподъемника.
Нормы и законы
Чтобы нормативный срок эксплуатации лифта проходил без аварий, осмотры проводятся согласно ГОСТу Р 55964-2014, который подразумевает ежемесячную проверку, один раз в квартал, спустя шесть месяцев, один год.
Сегодня действуют 2 главных закона для специализирующихся организаций:
Как продлить срок службы пассажирского лифта?
Продление срока эксплуатации содержит несколько этапов: УК подает запрос на оценку, аккредитованная компания осуществляет проверку лифтов отработавших нормативный срок службы, составляет заключение.
Далее происходит устранение дефектов, проверяющая компания записывает результаты, оформляет декларацию соответствия. Задача собственника – подать уведомление уполномоченному органу, ожидая ответ десять рабочих дней. Если нарушения отсутствуют, спустя неделю, оформляется разрешение.
Период бесперебойной работы пассажирского подъемника увеличивает соблюдение инструкций. Строгое следование требованиям к количеству пассажиров, весу перевозимого груза, позволит значительно снизить износ деталей.
Владелец обязан отслеживать состояние подъемника, оперативно реагировать на вызовы застрявших пассажиров. Постоянная перегрузка механизма, намеренная порча оборудования, значительно сокращает срок службы подъемной машины.
Срок эксплуатации лифтового оборудования
Запчасти для лифта имеют определенный срок эксплуатации, зависящий от даты производства.
Дедлайн на обследование старых лифтов отложен на пять лет
Iurii / Depositphotos.com |
Все лифты, которые были введены в эксплуатацию до 15 февраля 2013 года и отработали назначенный срок службы, должны быть обследованы аккредитованной организацией (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2019 г. № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011)»).
Крайний срок такого обследования ранее был определен как 15 февраля 2020 года (п. 5.5. ст. 6 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» в редакции до 3 января 2020 г.), однако решением Совета ЕЭК этот срок продлен еще на 5 лет, то есть до 15 февраля 2025 года.
Указанное обследование необходимо для решения следующих вопросов:
Отвечают за это обследование владельцы лифта, к коим в многоквартирных домах относятся управляющие МКД организации. А «лифтовых» обязанностей у управляющих компаний и без того очень много (см. об этом подробнее в Энциклопедии решений).
К тому же, за нарушение этих требований УК могут привлечь к ответственности по ст. 9.1.1 КоАП «Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов»: за простое нарушение предусмотрен штраф до 40 тыс. руб., а за нарушение с угрозой жизни и здоровью – штраф до 350 тыс. руб. или приостановление деятельности.
Как продлить назначенный срок службы лифта
Продление срока безопасной эксплуатации, или как это называется в официальных документах, «оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы» – это экспертное обследование объекта лифтового хозяйства, по результатам которого принимается решение о возможности и условиях дальнейшего использования его по назначению либо о выполнении его модернизации или замены.
Назначенный срок службы лифта – это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой использование лифта по назначению должно быть прекращено независимо от его технического состояния (см. ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов»).
Согласно п. 3.4. статьи 4 Технического регламента Таможенного Союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, по истечении назначенного срока службы эксплуатация лифтов не допускается. Чтобы использовать лифт и дальше (либо принять решение о его модернизации, замене), нужно провести оценку соответствия, порядок которой установлен статьей 6 ТР ТС 011/2011.
Обратите внимание – если в паспорте лифта отсутствует информация о назначенном сроке службы, он устанавливается равным 25 годам со дня ввода лифта в эксплуатацию (п. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011).
Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы
Согласно п. 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011, оценка соответствия лифта, который отработал назначенный срок службы, проводится в форме экспертного обследования. Такую экспертизу может делать организация, аккредитованная в порядке, установленном законодательством РФ (то есть имеющая допуски СРО, аттестат аккредитации испытательной лаборатории и сертификаты качества ИСО).
Результаты обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы
Если отсутствует необходимость модернизировать или заменять лифт, а также выполнены условия продления срока его эксплуатации, то устанавливается новый период использования лифта с соответствующей записью в паспорте (п. 5.4. ст. 6 ТР ТС 011/2011).
Обратите внимание – в настоящее время количество обследований для возможного продления срока использования лифта по назначению не регламентировано.
Модернизация лифта, отработавшего назначенный срок службы
Модернизация лифта, отработавшего назначенный срок службы, включает мероприятия по повышению безопасности и технического состояния лифта до уровня, установленного ТР ТС 011/2011, и по продлению срока его службы.
На территории РФ модернизацию лифтов можно проводить в соответствии с ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов».
Когда лифт модернизирован (или заменен), проводится оценка его соответствия в форме декларирования по схеме 4д (указана в Приложении 3 к ТР ТС 011/2011).
В свою очередь собственник ГПМ на основании положительных результатов оценки оформляет декларацию соответствия (это может также сделать специализированная организация).
Если же владелец лифта не выполнил (не организовал выполнение) в установленный срок рекомендации по модернизации или замене, то ГПМ признается непригодным и должен быть выведен из эксплуатации.
Нарушены сроки при пуске лифта после замены
С апреля 2019 года наш многоквартирный дом в Краснодаре остался без лифта. УК производит замену лифтов во всех подъездах. Лифты установлены еще летом 2019 года, но до сих пор так и не пущены. Сроки замены лифта, указанные на информационном табло ремонтников, закончились в июле. В нашем доме много пожилых людей и семей с маленькими детьми. Очень тяжело подниматься, таскать коляски, сумки. Куда обращаться с жалобой?
Вам необходимо в первую очередь выяснить, кем точно производилась замена лифтового оборудования. Вероятнее всего, речь идет об использовании средств фонда капремонта.
Если собственники помещений в вашем доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то все претензии должны быть обращены именно к нему.
Пункт 11 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ относит к числу обязанностей регионального оператора капитального ремонта обязанность нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Срок исполнения гарантийных обязательств, прописываемый в договорах с подрядчиком, должен составлять не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Часть 5 ст. 178 ЖК РФ предусматривает, что убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Что делать, если в доме плохо работает лифт?
Материал подготовлен совместно с экспертами Национального лифтового союза, Мосжилинспекции, Ростехнадзора, комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, адвоката Тимура Чанышева.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, лифты, лифтовые шахты и вентиляционные шахты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статьям 39 и 44 Жилищного кодекса РФ, собственники жилых помещений несут ответственность за сохранность и эксплуатацию общего имущества, поэтому, решение о необходимости замены лифтового оборудования может быть принято только на собрании собственников.
Чтобы попасть в федеральную или региональную программу по замене лифтов, нужно направить в территориальное подразделение Ростехнадзора решение собственников жилого дома о необходимости замены лифта вместе с комплектом документов:
Все копии документов заверяются у нотариуса.
По условиям участия в федеральной программе замены лифтового оборудования государство выделяет средства на работы по замене в объеме 80-90% от сметной стоимости. Остальная часть суммы должна быть выплачена собственниками жилого дома, в котором производятся работы по замене.
Как правило, граждане лично не обращаются напрямую к производителю лифтов с жалобами на его плохую работу. В том случае, если специализированная лифтовая компания обнаружит в процессе работы лифта неустранимые недостатки, то управляющая компания должна подготовить соответствующее претензионное письмо и направить его адресату. Но это можно сделать только в том случае, если гарантийный срок на оборудование еще не истекло.
Производитель со своей стороны попытается доказать, что плохая работа лифта это процесс некачественного его использования, поэтому скорее всего понадобится проведение специальной технической экспертизы.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сроки устранения неисправностей лифта составляют 1 сутки с момента их обнаружения или заявки жильцов.
Однако если ломается лифт с находящимся внутри него человеком, то устранение неполадок осуществляется незамедлительно. Находящийся внутри лифта пассажир нажимает на кнопку вызова и сообщает диспетчеру о том, что произошло. Диспетчер передает вызов сотруднику, непосредственно исполняющему ремонт лифта, для решения вопроса об эвакуации находящегося в кабине лифта человека.
Если возможно устранить неисправность сразу же, то специалист произведет ремонт безотлагательно. В случае, когда лифта нуждается в более серьезном ремонте, то управляющая компания дает заявку специализированной лифтовой организации, которая в свою очередь ставит конкретный лифт в график для осуществления ремонта.
Конкретные сроки ремонта может сообщить только лифтовая организация, однако жильцы дома могут попросить управляющую компанию направить претензию исполнителю, если будет обнаружено, что нарушены сроки исполнения, оговоренные в договоре.
Для этого необходимо написать жалобу в Ростехнадзор.
В первую очередь следует обращаться в управляющую компанию. Если она бездействует, то в этом случае можно обратиться в Госжилинспекцию или Ростехнадзор, которые должны проверить состояние лифтов и обязать управляющую компанию устранить неполадки.
По новому техническому регламенту, лифты уже не входят в число опасных производственных объектов. Это означает, что Ростехнадзор может следить за соблюдением требований безопасности лифтов и устройств безопасности лифтов исключительно на стадии их эксплуатации.
Как правило, Ростехнадзор занимается неплановыми проверками лифтов, рассмотрев жалобу со стороны жителей многоквартирных домов. Далее ведомство проверяет, были ли устранены неполадки или нарушения в эксплуатации механизма. Если неполадки не были устранены, то в этом случае ведомство обращается в прокуратуру, в суд или в администрацию района.
Для простого пассажира не всегда просто определить тревожные признаки. Тем не менее, специалисты по ремонту лифтового оборудования советуют быть бдительными и незамедлительно сообщать о любых подозрительных признаках. Вот некоторые неисправности, при которых нужно немедленно связаться с диспетчером, а затем лифт должен быть остановлен (то есть какое-то время находиться «на простое»):
— кабина приходит в движение самостоятельно;
— кабина вместо движения вверх движется вниз или наоборот;
— кабина останавливается выше или ниже уровня пола;
— при нажатии на кнопку «Стоп» кабина не останавливается;
— на лифтах, подключенных к диспетчерскому пульту, не работает двусторонняя переговорная связь;
— при работе лифта появляются посторонний шум, резкие толчки, ощущается запах гари.
— не освещены кабина или площадки перед дверями шахты.
— повреждено ограждение кабины или шахты.
Если у жителя многоквартирного дома возникли вопросы по работе лифта, или есть подозрения на неисправность, то ему следует обратиться в управляющую компанию. Однако следует помнить, что все зависит от класса лифта и не все с первого взгляда подозрительные признаки означают поломку. Например, для лифтов эконом-класса некие вибрации, звуки или неприятные технические запахи в кабине могут быть в порядке вещей.
Ответственность за состояние лифтов лежит на управляющих компаниях. Они в свою очередь заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов. Информацию о том, какая компания обслуживает тот или иной дом, можно найти на квитках по оплате услуг ЖКХ. Как правило, ее можно найти и в информлистке на лифте. Там должен быть указан не просто телефон, но и сайт и адрес обслуживающей компании.
Информацию о деятельности той или иной управляющей компании можно найти на портале «Реформа ЖКХ».
В случае если управляющая организация не раскрыла сведения о себе на портале, следует обращаться в жилищную инспекцию, прокуратуру или в суд.