законность и правопорядок что такое

Законность и правопорядок

Законность:

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: «Fiat justitia et pereat mundus!» Перевод звучит на первый взгляд странно: «Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!» Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: «К чему, раз ты все равно умрешь?» Сократ ответил: «Чтобы знать ее перед смертью».

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Основные принципы законности:

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам законности и правопорядока в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

законность и правопорядок что такое. Смотреть фото законность и правопорядок что такое. Смотреть картинку законность и правопорядок что такое. Картинка про законность и правопорядок что такое. Фото законность и правопорядок что такое

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Право

Раздел I. Теория государства и права

Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.

3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

4. Формы государства.

Лекция 1. Право, государство и их роль в жизни общества

Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.

3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

4. Формы государства.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.

7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества. Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

1) нормативность (право имеет нормативный характер);

3) обеспеченность возможностью государственного принуждения;

4) формальная определенность (государство возводит право в закон, придает ему официальную форму выражения);

5) системность (естественное, позитивное, субъективное право).

Функции права вытекают из назначения права (быть регулятором общественных отношений). Функции права это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права.

Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. Общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни, поэтому совпадают с функциями государства. Юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.

1. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.

2. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

3. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

4. Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Роль права в жизни общества выражается в следующем:

1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением;

2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своей территории вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

Функционирование государст­венного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.

5. Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Связь государ­ства с правом. Право – государственный регулятор общественных отноше­ний.

Функции государства это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).

2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).

3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств – сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

4. Участие в международной охране окружающей среды.

Роль государства в жизни общества заключается в следующем:

1) в осуществлении правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

4. Формы государства. Выделяют три формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии:

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

Республики делятся на парламентские и президентские

В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Характерные черты президентской республики:

Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, подписывает законы.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Федерация — форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.

Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1. пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти и ор­га­ни­за­ци­ям;

2. признание рав­но­пра­вия гра­ж­дан;

3. ре­аль­ная га­ран­ти­ро­ван­ность прав и сво­бод лич­но­сти;

4. воз­мож­ность уча­стия гра­ж­дан в осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; 5.на­ли­чие су­деб­ной за­щи­ты прав и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния;

6. раз­де­ле­ние вла­стей;

7. на­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции вла­сти;

8. плю­ра­лизм по­ли­ти­че­ских те­че­ний и идео­ло­гий;

9. при­зна­ние кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве и в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и т.д.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1. ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти;

2. ого­су­дар­ст­вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций;

3. фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти;

4. ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та;

5. от­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции вла­сти;

6. фактическая ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма и по­ли­ти­че­ских пар­тий;

7. кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­ва;

8. от­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти;

9. при­ме­не­ние по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Контрольные вопросы и задания

Источник

Законность и правопорядок

Тема 26. Законность и правопорядок

План

1. Понятие законности и ее виды

2. Принципы законности

4. Гарантии законности и правопорядка

1. Понятие законности и ее виды

Понятие «законность» применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных нормативных правовых актах.

Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права.

Особенности законности выражены в ее требованиях:

1) неукоснительного исполнения и соблюдения нормативных правовых актов;

2) соблюдения иерархии нормативно-правовых актов;

3) непререкаемости закона — никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его;

4) всеобщности — требование обращено ко всем гражданам, организациям, государственным органам, ко всем, кто находится в пределах действия права;

5) гарантированности законности государством.

Перечисленные требования могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему признаков, которые позволяют судить о состоянии законности, ее уровне и характере.

Подходы к понятию законности:

1. В зависимости от субъектного состава и нормативной основы различают: широкий и узкий подходы понимания законности.

Широкий подход предполагает соблюдение всех видов нормативно-правовых актов, соблюдение их всеми субъектами права — и гражданами, и должностными лицами; узкий подход предполагает соблюдение только законов, только должностными лицами (принцип деятельности государственных органов).

2. В зависимости от сферы проявлениязаконность понимают как:

— форму упорядочения способов производства и распределения (материальный подход);

— форму выражения политического интереса государства (идеологический подход);

— форму выражения идеи справедливости (нравственный подход).

3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:

— принцип поведения граждан — требование соблюдения и исполнения норм права обращено именно к гражданам;

— принцип деятельности государственного аппарата — требование обращено к должностным лицам;

— общественно-политический режим — требование обращено к гражданам и государственной власти.

Уровни законности. Можно говорить о различных уровнях законности:

— индивидуальный уровень — законность в деятельности отдельных субъектов права;

— групповой уровень — законность в деятельности отдельных социальных групп — субъектов общественных отношений;

— региональный уровень — в том или ином регионе;

— общесоциальный уровень — общества в целом.

Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправовогохарактера самих юридических законов.

Существует ли законность в тоталитарных режимах? Существует, но только в формальном смысле. А реальная законность имеет место тогда, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.

Сущность законности. Под ней понимается всеобщее, строгое соблюдение, исполнение норм права. В определенных исторических условиях она проявляется в качестве конкретного содержания, которое, в свою очередь, выражается в разных формах: принцип (требование), метод и режим.

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение законности: законность — это принцип (требование), метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм, установленных законами и основанными на них другими источниками права.

Форма любого правового явления, не исключая и законность, предполагает наличие ее содержания.

Сторонами (элементами) содержания законности выступают следующие:

1) предметный, показывающий, что должно соответствовать законности. Основной носитель законности — деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствие праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные правовые документы;

2) субъектный, определяющий состав субъектов, на которых распространяется обязанность исполнять (соблюдать) правовые предписания и право требования исполнения (соблюдения) от других. Полагаем, что субъектный элемент представляют все участники общественных отношений, т. е. государство, его органы, общественные и иные организации, должностные лица и граждане. В ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;

3) нормативный элемент раскрывает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения (соблюдения). К нормативному элементу относятся нормы права, содержащиеся во всех нормативных правовых актах, иных юридических источниках права.

Можно говорить о различных видах законности, используя следующие критерии:

1. По характеру преимущественно реализуемых юридических норм:

а) правовая законность (устанавливается тогда, когда реализуются юридические нормы, соответствующие принципам права, которые способствуют прогрессивному развитию государства, населения). Правовая законность — это точное и неукоснительное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права;

б) неправовая законность(устанавливается тогда, когда преобладает реализация юридических норм, не соответствующих принципам права). Хотя в данном случае формально законность налицо, но она имеет антиправовую направленность.

Содержание правозаконностисоставляют три элемента:

— правовое законодательство, которое адекватно отражает идеальное право, общечеловеческие ценности;

— полное осуществление правового законодательства;

— эффективная защита правового законодательства.

Особенности правового законодательства (закона). Правовой закон характеризуется следующими признаками. Он выражает и закрепляет в праве меру свободы людей; воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости; учитывает и охраняет интересы тех, кто требует большей социальной защищенности (больных, престарелых, безработных).

Законность в правовом государствепредполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

2) полной и безусловной реализации предписаний закона и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

2. В зависимости от этапа развития государства различают:

а) добуржуазную (неразвитая законность, при которой нет реального режима законности);

б) буржуазную законность. Законность превращается в обязательный политико-правовой режим. Это принцип, выдвинутый идеологами буржуазии в период буржуазных революций и образования буржуазных государств, заключающийся в требовании подчинения граждан, администрации, должностных лиц и суда велениям закона и запрещении выходить за его пределы. Яркое выражение этого принципа дано в одном из наиболее характерных документов буржуазной революции во Франции — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ст. 5 этой Декларации провозглашалось, что все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом;

3. В зависимости от того, в какой мере требования принципа законности реализуются на практике:

а) формальная законность. Принцип законности есть, но на практике он не прослеживается;

б) реальная законность. Принцип законности находит воплощение в человеческом поведении.

4. В зависимости от сферы общественных отношений: а) внутригосударственная законность; б) международная законность.

В ряде случаев выделяют конституционную законность, т. е. общественно-политический режим в стране, характеризующийся неукоснительным соблюдением конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-(государственно)-правовых отношений 238 .

Она означает: соответствие конституции правовым идеалам, интересам народа; верховенство конституции в правовой системе страны; прямое действие конституции; эффективную государственную защиту действия конституции.

2. Принципы законности

Принципы законности — это основополагающие идеи, реализация которых делает законность эффективной и действенной.Общепризнаны следующие принципы законности:

— приоритета (первенства) международного права,

— равенства перед законом,

Принцип верховенства законавыражается в признании: закона главным в системе нормативных правовых актов; подзаконности других нормативных правовых актов, т. е. того, что они основываются на законе и не противоречат ему; закона основным регулятором общественных отношений.

Если в процессе применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.

Принцип приоритета международного права выражен в требованиях: не принимать законы, противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права; при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам предпочтение должно отдаваться последним.

Принцип равенства перед закономвыражен в равной степени необходимости соблюдать законы; в равной ответственности всех перед законом в случае его нарушения; в равенстве всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и т. д.

Принцип единства законностипредполагает требования одинаковой силы закона на всей территории государства; единообразного понимания и применения законов на всей территории государства.

Принцип целесообразности законности выражается в требованиях запрета отступления от предписаний закона; противопоставления общегосударственной целесообразности правоприменительной целесообразности.

Принцип реальности законности.Данный принцип предполагает достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость юридической ответственности за любое их нарушение.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что каждый из принципов законности может быть «развернут» в совокупности ее требований. Требования законности — это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности, ее направленность. В отличие от принципов законности, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (например, требование охраны прав и законных интересов граждан, издание правовых актов в установленном порядке относятся к соответствующим органам государства).

Например, принцип верховенства закона предполагает следующие требования: 1) все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать Конституции РФ и другим вышестоящим законам; 2) подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; 3) акты правоприменения (и правоприменительная деятельность) должны соответствовать законам и подзаконным нормативным актам; 4) акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, подзаконным актам и актам правоприменения.

3. Правопорядок

Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что последний отражает процесс воздействия права на общественные отношения, является показателем состояния законности в обществе, обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Без правопорядка невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функции государственной власти.

Правопорядок как самостоятельное явление: представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни; он предусмотрен нормами права; является итогом правового регулирования; обеспечивается государством.

Содержание правопорядка. Содержание правопорядка — это правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Выделяют три вида содержания правопорядка: материальное, государственно-волевое и юридическое.

Материальное содержаниепредставляет собой закономерности его функционирования и развития; объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов; реальные отношения с упорядоченным поведением их участников; взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.

Государственно-волевое содержание— это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание — это совокупный результат: реализации права и законности, проявившейся в поведении участников; взаимосвязанной совокупности, системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка; упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов, отношений и связей.

Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.

1. По масштабности выделяют: правопорядок страны, правопорядок федерации, правопорядок субъектов федерации, других структур (региона, города, организации и др.).

2. По объему и значимости: общий, отраслевой, правовых институтов, норм права, специальный.

3. По характеру отношений:конституционный, судебный, административный, финансовый и т. д.

4. По степени оформленности:оформленный (как правило), неоформленный (реализованность правовых обычаев).

Законность и правопорядок. Эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не означает отсутствия принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность и специфику.

Обычно называют следующие отличия: законность — это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок — результат этого требования; законность — это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок — состояние общественной жизни.

Разграничивать рассматриваемые понятия можно иным способом.

1. Законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории. Законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений.

2. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность — средство установления правопорядка; правопорядок — результат осуществления законности, упорядочивающий социальную жизнь.

3. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок — как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка — состояниями и их качеством.

Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни.

Правопорядок следует отличать от общественного порядка.

Общественный порядок — это совокупная система общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций, ритуалов и т. д.

Различия общественного и правового порядков проявляются в том, что у них:

— разная социально-нормативная основа — для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил, а для правопорядка — право;

— разный генезис (происхождение) — правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;

— разная обеспеченность — правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный — общественными институтами;

— разная соотносимость — правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.

4. Гарантии законности и правопорядка

Гарантии законности и правопорядка — это условия, средства и способы обеспечения законности и правопорядка. Их подразделяют на две большие группы: общие и специальные (организационные и юридические).

Общие гарантии — это объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, предопределяют «в известной степени» специальные средства.

Важнейшими общими гарантиямизаконности и правопорядка являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.

Особенности общих гарантий состоят в том, что они: являются факторами, которые влияют на реализацию всех норм права; составляют материальную базу собственно юридических гарантий; имеют свои разновидности: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные и т. д.

Экономические гарантии выступают основой для всех других гарантий законности, ибо экономика лежит в основе права и всех правовых явлений, включая законность. Кризис в экономической сфере, как показывает опыт последних лет, ведет к ослаблению законности. И наоборот, усиление, упрочение экономических гарантий имеют результатом укрепление законности в стране.

Экономические гарантии законности — это высокий уровень и стабильность экономики; многообразие форм собственности; устранение монополизма; отсутствие социальных кризисов; высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.

Политические гарантии связаны с политической системой общества, ведущую роль в которой играет государство, принципы организации и деятельности всех органов государственной власти. Они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях функционирования независимого от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.

Политические гарантии законности и правопорядка заключаются в демократизме государственного и общественного строя; в гласности и общественном контроле над деятельностью администраций всех уровней; в развитии открытой политической системы.

Идеологические гарантии законности — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и, прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Идеологические гарантии включают в себя идеологию, рассматривающую человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.

Нравственные гарантии законности — это благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Правовые гарантии. Состояние законности и правопорядка обусловлено состоянием самого права, системой законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны права. Законодательство, отстающее от развития общественных отношений, затрудняет борьбу с правонарушениями.

Общественные гарантии — это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушителями законодательства. Они включают в себя: нетерпимость к нарушениям норм права, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.

Специальные средства обеспечения законности и правопорядкаэто организационные и юридические средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности и правопорядка.

Под организационными гарантиямипонимаются различные мероприятия, укрепляющие законность, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан: кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.

Юридические гарантии законности — это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, правопорядка, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.

Основные признаки юридических гарантий проявляются в том, что они:

а) имеют обязательное закрепление в законодательстве. Важнейшие юридические средства, обеспечивающие реальность режима законности, фиксируются законодателем в нормативных актах и в силу этого приобретают юридический характер;

б) являются непосредственными способами защиты законности и правопорядка;

в) создаются государством для специфической цели — поддержания реального режима законности. В каком бы виде ни выступали юридические гарантии, они всегда есть проявление одной цели — являются средством превращения юридической возможности, выраженной в правовой норме, в реальную действительность. Действие большинства юридических гарантий осуществляется при помощи части государственного аппарата — правоохранительных органов, специально созданных для обеспечения режима законности.

Вопрос о видах юридических гарантий законности решается неоднозначно. К ним можно отнести и юридическую ответственность, защитно-восстановительные меры, меры надзора и контроля, и установленные в законодательстве: специальные принципы (например, презумпция невиновности); институты (возбуждения уголовного дела); процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел и гражданских дел); средства (поощрений и наказаний и т. п.), и меры по совершенствованию законодательства, меры выявления правонарушений, меры надзора за состоянием законности, меры профилактики нарушений законности и правопорядка.

Способы обеспечения правопорядкавесьма разнообразны. К ним относят:

— судебный контроль: а) конституционный контроль за правомерностью юридических норм, б) судебный контроль иных судов;

— контроль со стороны специализированных государственных органов (прокуратура, правовые инспекции труда и иные);

— надзор со стороны уполномоченного по правам человека;

— государственная регистрация нормативно-правовых актов;

— контроль за законностью со стороны международных институтов (например, Международного Суда по правам человека);

— общественный контроль правозащитных организаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *