закрытие сезона в театре что это такое
Сезон закрытых дверей
Колонка главного в майском номере журнала «Театрал»
Театральная жизнь приближается к летнему финишу. По сложившейся традиции, к этому приятному периоду готовятся последние в сезоне премьеры, формируются саквояжи для гастролей и намечаются маршруты отпусков.
Прошлое закрытие сезона выпало как раз на разгар пандемийной войны, и там уже было не до традиций. Театры в один момент оказались на замке. Теперь зрителям шаг за шагом приходится заново осваивать привычные любимые пространства и протаптывать заново тропинки к родным театральным подъездам. Опасения, что публика, запуганная антиковидной пропагандой, будет избегать закрытых пространств и скопления сограждан, не оправдались.
Зритель соскучился по театру. Он все еще местами осторожен, все еще прислушивается к страшилкам Роспотребнадзора, но уже спешит наверстать упущенное. И тянется к зрелищу, как никогда ранее. Но театры уже тихонько пакуют чемоданы. Они к нормальной жизни возвращаются по-своему – закрытие сезона должно проходить «по распорядку», как и обед в разгар войны. И в этом, конечно же, есть своя логика. Логика привычной мирной жизни. Когда публика разъезжается по дачам и морям, когда актеры переводят дух от напряженного сезона, когда народная тропа к кассовому окошку покрывается пылью даже в онлайн-кассах.
Но мы живем в другие времена, в которых логика минувшей эпохи тоже начинает покрываться пылью. И «Театрал» в этом убедился, проведя очередной опрос зрительской и читательской аудитории в социальных сетях и у себя на сайте. Мы спросили подписчиков наших групп: «Готовы ли вы ходить в театр летом, если сезон будет продлён?» Следует подчеркнуть, что у нас исключительно целевая аудитория – это реальные театральные зрители, которым действительно интересно все, что связано с театром. И которые прекрасно знают, что летом, по традиции, театральная жизнь замирает, если не считать редких гастрольных всплесков.
Ответы аудитории, должен признать, нас удивили. Выяснилось, что публика не готова расставаться с театром даже в разгар отпусков. На прямой вопрос, готовы ли ходить в театр летом, ответили «да» 84 процента читателей сайта «Театрала», принявших участие в голосовании. В Телеграм утвердительно ответили 87 процентов подписчиков нашей группы. Еще выше оказалась эта цифра в группе «Театрала» ВКонтакте – 90 процентов. А в Инстаграм и вовсе – 91,4 процента. Такого единодушия нам не приходилось встречать ни в одном из прежних опросов. По сути, подавляющее большинство зрителей, принявших участие в голосовании, высказались совершенно однозначно – они не готовы прощаться с театром на лето. Они так соскучились за это мрачное время запретов и закрытий по любимым храмам искусства, что готовы ходить туда и летом, отложив поездки на дачи и к подорожавшим морским красотам.
Сомневающихся или откладывающих театр до более поздних и безопасных времён в опросе было совсем немного. Предложенный вариант ответа «Сложно сказать, пока стараюсь избегать общественных мест» выбрало на сайте «Театрала» лишь 7 процентов читателей, столько же их было в Телеграм, в Инстаграм – 5.4 процента, а ВКонтакте – всего 4. И категорично ответили «нет» вопросу о театре летом: на сайте журнала – 9 процентов опрошенных, в Телеграм – 6 процентов, ВКонтакте – 5 и в Инстаграм – всего лишь 3,2.
Итог очевиден: наш театральный зритель не рад грядущему сезону закрытых театральных дверей. Он готов и летом делиться с театрами своими явно подусохшими доходами. Но готов ли к этому театр? Судя по нашим звонкам отдельным театральным руководителям, ответ тоже предельно ясен: нет. Продлевать сезон практически никто из опрошенных не намерен. А это означает, что, вопреки ожиданиям публики, поэтапному снятию запретов и не взирая на театральные усохшие доходы, сезон закрытия дверей – по расписанию. К нашему с публикой сожалению.
Почему лето остаётся «мёртвым сезоном» для большинства российских трупп
Театр начинается
Во всём мире театральная жизнь – явление круглогодичное. Летом вовсю готовятся премьеры, проходят разнообразные фестивали, устраиваются представления на открытом воздухе. В Москве же в это время почему-то наступает мёртвый сезон. Театры пустеют, зрителям остаётся ждать сентября: некоторые труппы отправляются на гастроли, но большинство из них – просто в отпуск. С чем связана эта странная традиция и что интересного подготовили наши театры в новом сезоне, выясняла корреспондент «Нашей Версии».
Культурный туризм в Европе развивается стремительно и бурно. Посещение летних фестивалей считается здесь одним из вариантов самого престижного отдыха, когда полезное идеально сочетается с приятным: почти все фестивальные города по совместительству являются либо климатическими курортами, либо историко-архитектурными памятниками старины. Причём каждая страна пытается сделать летнюю программу как можно более насыщенной. Театральные, музыкальные фестивали сменяются концертами и постановками на открытом воздухе. В итоге туристу остаётся лишь переезжать из одного города в другой, а устроителям следить за тем, чтобы даты мероприятий не пересекались.
В Москве ситуация диаметрально противоположная. Несмотря на то что летом столицу посещает наибольшее количество туристов, как зарубежных, так и российских, все столичные театры вешают на двери замки. «К сожалению, иностранец, однажды посетивший Москву, как правило, больше сюда не возвращается, – рассказала «Нашей Версии» турменеджер одного из столичных агентств Марина Кожевникова. – За один раз он успевает осмотреть всё, и делать ему больше здесь нечего. И всё из-за того, что летом культурная жизнь столицы фактически останавливается, а туристам остаётся лишь осматривать традиционные исторические места и памятники».
Выбор у гостей столицы действительно небольшой – посещать антрепризные постановки, которые привозят в Москву летом. Причём качество таких спектаклей зачастую оставляет желать лучшего. Зато прибыль они приносят, поскольку смотреть театралам попросту нечего. Называется всё это «деятельностью независимых трупп» или того изящнее – «сезоном антреприз», хотя театральные критики дали этому явлению более чёткое определение – «межсезонный чёс».
«Вообще-то, антрепризные постановки существовали всегда, – рассказал худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. – В своё время, когда стационарных театров было мало и артисты могли подработать летом, а также показать свои постановки в других городах страны, это был не «мёртвый сезон», а гастрольный, антрепризный период. Какой-нибудь замечательный антрепренёр собирал труппу ещё в мае и отправлялся по матушке по Волге с остановками».
Сейчас вся эта гастрольная деятельность, по сути, сведена к минимуму, и летом актёры наших театров просто получают трёхмесячные каникулы. Конечно, никаких конкретных дат отпуска у театров нет – время «мёртвого сезона» никто не контролирует. «Театры вольны сами распоряжаться своим временем, – рассказала начальник отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей России Татьяна Никитина. – Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон. И, если нужно для ремонта два месяца, они закрываются на это время, но закулисная работа всё равно ведь не останавливается».
Обсуждение в чиновничьих кругах вопроса, как привлечь поток туристов в столицу летом, ни к чему не привело. Поэтому скорее всего нас ждёт более долгий, но эффективный путь осознания выгоды работы летом. Пока этот рынок не занят, преимуществ здесь немало: отсутствие конкуренции, завоевание новой публики, повышенное внимание (на безрыбье) СМИ.
Все эти соображения постепенно заставляют театры перестраиваться. Период отдыха уже постепенно сокращается с трёх летних месяцев до одного – «мёртвого» августа. Однако учреждения культуры так долго жили полностью на госиждивении, что даже в изменившейся ситуации навыки умного менеджмента приживаются с трудом. В итоге большинство театров предпочитают сдавать свои сцены и отдавать все дивиденды шустрым антрепризным компаниям.
В кризис столичный Департамент культуры отказался финансировать многие премьеры, но в наступающем сезоне их и так будет немало. В связи с приближающимся юбилеем Антона Чехова многие театры подготовили свои постановки пьес великого русского классика.
Сразу два московских театра решили стартовать пьесой «Дядя Ваня»: со своими трактовками чеховской пьесы зрителей ознакомят Андрей Кончаловский в Театре имени Моссовета и Римас Туминас, возглавляющий Театр имени Вахтангова. Кстати, вахтанговская постановка ещё в репетиционный период вызвала немало слухов и толков и станет одной из самых ожидаемых премьер этого года. Тем более что звёзд в ней хватает: Войницкого играет Сергей Маковецкий, доктора Астрова – Владимир Вдовиченков, разбивательницу сердец Елену Андреевну – Анна Дубровская.
Любопытный спектакль, приуроченный к 150-летию Антона Павловича, будет идти на площадке «Школы драматического искусства». Называется он «Тарарабумбия».
Как объяснил режиссёр постановки Дмитрий Крымов, «Тарарабумбия» – необычный спектакль, нечто среднее между парадом советских лет и балом у Сатаны из булгаковского романа. Все персонажи Чехова – от актёров и музыкантов до львов, орлов, куропаток и рогатых оленей – пройдут по движущемуся помосту фантастическим шествием.
А вообще, Чехова в этом сезоне не ставит только ленивый. Сергей Арцыбашев в Театре имени Маяковского готовит «Трёх сестёр» – в спектакле будет занята почти вся труппа. В «Эрмитаже» в конце октября обещают показать «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории»), главную роль сыграет приглашённый из Театра Маяковского Михаил Филиппов. В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача решили пойти по необычному пути, сделав постановку по чеховским «Записным книжкам». Худрук Театра Станиславского Александр Галибин заказал драматургу Елене Греминой пьесу «Чехов. Молодые годы». Как рассказали в театре, это будет одновременно лирическая и страшная семейная история.
Но, пожалуй, самая ожидаемая чеховская постановка состоится на сцене «Ленкома» в конце сентября. Начать с того, что тамошний «Вишнёвый сад» посвящён памяти Олега Янковского: он всю жизнь мечтал сыграть в этой пьесе роль Гаева. Вдобавок авторский текст подвергся значительной переработке Марка Захарова, приобретя почти эстрадную легковесность.
«В Москве сейчас несколько «Вишнёвых садов», в Петербурге тоже имеются, ну а мы сделали свой, – рассказывает сам руководитель театра. – Нас же побудило взяться за «Вишнёвый сад» то, что всё театральное пространство России заполнено скучным Чеховым. Великие режиссёры МХАТа вычленили самую грустную, тоскливую, больную тему. И все идут по тому же пути. Конечно, она там присутствует, но почему должна доминировать? Ведь Чехов написал комедию, хоть это и последняя его пьеса, прощальная. Многое Антон Павлович предвидел, предчувствовал. Всегда у России под ногами было нечто зыбкое, не было такого твёрдого покрытия, чтобы человек с его собственностью чувствовал себя хорошо, комфортно, имел бы перспективы. Чехов даже в мелочах очень много рассказал о проблемах, что нас терзают по сей день».
Громкие премьеры ждут зрителей в чеховском МХТ. По Чехову здесь был поставлен спектакль Юрия Бутусова «Иванов» с Андреем Смоляковым в заглавной роли. Режиссёр известен своим умением превратить в современный трагифарс любую классическую пьесу (его необычный «Гамлет» с Константином Хабенским в роли злодея Клавдия и Михаилом Пореченковым-Полонием идёт уже пятый сезон), так что от этой постановки можно ожидать чего угодно. Появится в МХТ и чеховская «Дуэль» в постановке молодого Антона Яковлева.
Однако в МХТ будет много новых постановок, не имеющих отношения к русскому драматургу. Первый показ «Трёхгрошовой оперы» Кирилла Серебренникова с Константином Хабенским в роли Мекки-ножа уже состоялся. В ноябре зрители смогут посмотреть «Дворянское гнездо» с молодыми звёздами – Дмитрием Дюжевым, Ниной Гуляевой и Эдуардом Чекмазовым. Ещё одна постановка по классике – «Обрыв» от Адольфа Шапиро. Здесь в главных ролях: Анатолий Белый и легендарная эфросовская актриса Ольга Яковлева. «Повернуть артиста неожиданной стороной – это и есть самое интересное в театре, – рассказал худрук МХТ Олег Табаков. – Наши актёры довольно последовательно пробуют себя в режиссуре. И вот ещё один новобранец по этой части – Игорь Золотовицкий. Как только созреет, у меня есть шутейная, что ли, затея: в «подвале» («Табакерка». – Ред.) «Женитьбу» будет ставить Олег Тополянский. У нас в МХТ – Золотовицкий. И, уверяю вас, зрители будут ходить и туда, и сюда – сравнивать».
Сам Табаков появится в спектакле «Теплица» (пьеса Гарольда Пинтера) от авангардиста и неформала, создателя питерского «Формального театра» Андрея Могучева. «Сетований на сокращение денег в культуре не получите, – прямо заявил нам Олег Павлович. – Когда в театре аншлаги, общее сокращение дотаций непринципиально. Я последний раз играл при неполном зале в Казахстане во времена освоения целины – просто там спектакль начался раньше, чем кончилась вечерняя дойка». Тем не менее худрук МХТ надеется найти спонсоров на постановку «Соломенной шляпки» некоего француза и на ещё один проект – «Молодой англичанин».
Тем временем в Театре сатиры активно готовятся к празднованию 85-летия. «Нам объяснили, что 85 лет – это не юбилей, но для нас это всё равно знаменательная дата, и мы готовим юбилейное обозрение, своеобразный экскурс по музыкальной биографии театра, – рассказал Александр Ширвиндт. – Это наш жанр: Театр сатиры начинался с обозрения в 1924 году, периодически возвращался к нему. Мы делали обозрение «Андрюша» в память Андрея Миронова и «Нам всё ещё смешно» к 80-летию. Нынешнюю работу мы назвали нахально – «Триумф на Триумфальной». Дело в том, что в нашем театре в отличие от большинства драматических коллективов, есть свой живой оркестр. Когда мы подняли документы, связанные с музыкальной историей театра, то увидели, что первым завмузом был Исаак Дунаевский, а потом с театром сотрудничали такие известные композиторы, как Щедрин, Мурадели, Гладков, Богословский, Тухманов, Френкель и другие. Это была замечательная музыка, и мы решили пройтись по ней сегодняшним глазом».
В Театре имени Пушкина поставили трагедию Марины Цветаевой «Федра», причём на постановку был приглашён французский режиссёр Лукас Хемлеб, а в главных ролях заняты французская актриса русского происхождения Татьяна Степанченко и Вера Алентова. Сам же проект приурочен к Году России – Франции 2010 и делается совместно с французским театром «Феникс» и Международным Чеховским фестивалем.
Худрук театра Роман Козак выпустит «прозаическую» классику: «Бешеные деньги» Островского с Виктором Вержбицким, Иваном Ургантом, Александрой Урсуляк и Николаем Фоменко. Ещё одна трагедия появится под конец года в Театре наций: «Ромео и Джульетту» Шекспира в изобретённом им самим жанре саундрамы (представления, в котором музыка и слова плавно перетекают друг в друга) ставит режиссёр и композитор Владимир Панков. Малый театр собирается побаловать зрителей «Кабалой святош» Булгакова в постановке Владимира Драгунова. В Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) планируется показ мюзикла «Алые паруса» по повести Александра Грина в постановке худрука Молодёжного театра Алексея Бородина. Главные роли исполнят Нелли Уварова и Евгений Редько. В довершение РАМТ продолжает свой экспериментальный «Ночной проект»: для полуночников Павел Сафонов поставит набоковское «Приглашение на казнь». Театр имени Ермоловой анонсирует три премьеры. Две из них – по классике. Приглашённый режиссёр Александр Огарев поставит «Весеннюю грозу» Теннесси Уильямса, а Галина Дубовская, уже не первый раз выпускающая премьеру в Ермоловском, репетирует комедию Островского «Красавец мужчина». В Театре на Малой Бронной сезон уже открылся – премьерной «Аркадией» Тома Стоппарда в постановке худрука Сергея Голомазова. Он же поставит ещё два спектакля – «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина с Даниилом Страховым и «Яму» по повести Александра Куприна.
В Московском ТЮЗе тоже не обошли классику стороной. В октябре пойдёт новый спектакль Камы Гинкаса «Записки сумасшедшего» по Гоголю, в главной роли – Сергей Маковецкий. Затем стартует «Кроткая» Достоевского в постановке Елены Керученко. В конце октября Кама Гинкас представит собственную инсценировку «Медеи», написанную по Аную, Сенеке и стихам Бродского. В Et Cetera сезон откроют вовсе не классикой, а мюзиклом Мела Брукса «Продюсеры». Зато следующей премьерой театра станет инсценировка повести Александра Куприна «Олеся». Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз обещает, что сезон в его коллективе будет богатым на премьеры: на данный момент идёт работа над «Русским горем», музыкальной версией комедии Грибоедова «Горе от ума».
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
Современные театральные режиссеры: путеводитель по городам и именам
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.