закрытыми называются такие вопросы анкеты которые
Социология. Тест 20
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. ___________ основывается на систематическом изучении писем, автобиографий, мемуаров и прочих «личных» носителей информации
качественный контент-анализ
количественный контент-анализ
статистический анализ
документально-биографический метод
2. Тип анкетного вопроса, требующий от респондента только самостоятельного формулирования ответа, называется _________
открытым
полузакрытым
закрытым
полуоткрытым
3. Анализ как неопросный метод предполагает изучение данных _________
интервью
анкетирования
телефонного опроса
исторических документов
4. «закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где
респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа
респондент может сам предложить варианты ответа
респондент сам формулирует вопрос
раскрывается содержание гипотезы социологического исследования
5. Социологические исследования, целью которых является приращение социологического знания и формулирование концепции, называются
эмпирическими
социальными
теоретическими
прикладными
6. Два вида опросов, используемых для оценки популярности политических лидеров партий, политических движений и т.п.
свободное интервью
exit-poll
глубинное интервью
праймериз
7. Понятие «закрытый вопрос» означает
вопрос, предполагающий закрытие проблемы
вопрос, на который не существует ответа
вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответа, из которых предстоит выбрать только один
вопрос, ответ на который ясен с самого начала
8. Контент-анализ – это
один из способов обработки данных, полученных в ходе экспресс-опроса
процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные
один из способов анализа результатов социального эксперимента
чтение текста с последующим подсчетом символов
9. Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о ее характере – это
прогноз
гипотеза
диагноз
регрессия
10. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление
реактивность
валидность
релевантность
надежность
11. Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса
респондент
анкетер
информатор
интервьюер
12. Полный социальный опрос проводится
в малой социальной группе
в малой социальной группе, при наличии всех членов этой социальной группы
в большой социальной группе, при наличии всех членов этой социальной группы
в большой социальной группе
13. Оперативный этап социологического исследования включает в себя
предварительный анализ социологами уже проведенных социальных исследований по данной проблематике
быстрое, оперативное осмысление предварительных исследований
анализ полученной информации
сбор информации
14. Лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения – это
субъект
объект
респондент
испытуемый
15. Система наиболее общих принципов, положений, методов, составляющих основу социологии, – это
технология
методология
гносеология
философия
Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Виды вопросов в анкете
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Примеры закрытых вопросов для анкеты
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):
3. Оценить параметры товаров (матрица):
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):
Примеры полузакрытых вопросов в анкете
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.
Примеры открытых вопросов для анкеты
Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.
Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.
Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?
Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.
Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.
Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.
Пример:
А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.
При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.
Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.
Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.
Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.
Data + Design
После того, как вы выбрали тип опроса, нужно решить, какого типа вопросы туда включить. Тип вопроса определяет, какого уровня данные могут быть собраны, что, в свою очередь, влияет на то, что вы сможете сделать с этими данными. Например, если вы спрашиваете о возрасте и фиксируете ответ в виде числа (21, 34, 42), то получите числовые данные, с которыми можно будет совершать математические операции. Если же вы спрашиваете о возрастной группе (18-24, 25-34, 35-44), то получите упорядоченные категориальные данные: вы сможете подсчитать, сколько людей было в каждой группе, но не сможете узнать средний возраст респондентов. Прежде, чем создать опросник, важно решить, как вы хотите анализировать финальные результаты, чтобы подобрать те типы вопросов, которые дадут вам правильные данные для такого анализа.
Открытые вопросы vs. Закрытые вопросы
Открытые вопросы (или вопросы, требующие развернутого ответа) используются, когда вы хотите собрать подробные качественные данные. Вы задаете человеку вопрос, не предлагая вариантов ответа на выбор. Часто это хороший способ узнать новые идеи, которые вы могли пропустить, или даже не знали об их существовании. В закрытом же вопросе предлагается ограниченное количество вариантов ответов. Закрытые вопросы используются, когда вы уже понимаете, по каким категориям будут распределяться ответы, или вас интересует лишь частота отдельных ответов.
Представим, что вы работаете в кафе-мороженое под названием «Воображаемое». Вы хотите узнать, почему некоторые люди не ходят в ваше кафе. Ниже примеры открытых и закрытых вопросов, которые можно задать, чтобы выяснить причины.
В закрытом вопросе вы предлагаете наиболее вероятные причины, почему люди не приходят к вам за мороженым. В открытом же − просто спрашиваете, почему они не едят в «Воображаемом», и позволяете респондентам отвечать самим.
Когда вы задаете открытый вопрос, у вас появляется новое понимание, почему некоторые люди могут не покупать ваше мороженое: причина не в том, что они его не любят, или им не нравится «Воображаемое» − они просто не могут его есть! Обладая этой информацией, вы могли бы попробовать предложить новый вид мороженого и привлечь новых клиентов.
Это явное преимущество открытых вопросов, и оно особенно полезно, если вы проводите зондирующее исследование и для начала просматриваете ответы чтобы понять, как отвечали люди в общем. Однако анализ и обобщение таких данных требует существенно больше работы.
Когда вы думаете, что большинство людей будет давать более-менее схожие ответы, чтобы получить наилучшие результаты, можно объединить открытый и закрытый вопросы,. Обычно в таких случаях предлагается некоторое количество готовых ответов, но оставляется возможность участнику объяснить свой ответ, если он попадает в категорию «Другое». Вот как будет выглядеть тот же вопрос, если вы сделаете из него комбинированный вариант:
Типы закрытых вопросов
ПОЛИВАРИАНТНЫЕ ВОПРОСЫ
В некоторых случаях вы захотите, чтобы респондент выбрал только один из нескольких ответов. Если опрос проходит онлайн, используются кнопки (или кружки) с зависимой фиксацией, позволяющие выбрать только один вариант. Если вы хотите дать возможность респондентам выбрать больше одного варианта, стоит использовать кнопки с независимой фиксацией. Вот как это выглядит на практике:
Если вы используете распечатанный опросник или администрируемый опрос, следует предоставить письменные или устные инструкции и указать, сколько вариантов может выбрать респондент (например, «Пожалуйста, выберите один», «Пожалуйста, выберите не более 3», «Пожалуйста, отметьте все подходящие»).
Предложенные ответы не должны дублировать друг друга и охватывать все возможные варианты. Такие категории называются «взаимоисключающими и всеобъемлющими», и это критически важно для разработки качественного опроса. Обратите внимание на примеры ниже:
Выбирая из предложенных в левой колонке вариантов, человек в возрасте 25 лет не будет знать, какую из двух кнопок ему выбрать − 18-25 или 25-35. А для 60-летнего здесь вообще нет вариантов! Варианты в правой колонке − лучше, поскольку включают все возможные возрастные группы, категории не накладываются друг на друга, и респонденты могут скрыть информацию, которой они не хотят делиться.
Мы рекомендуем добавлять опцию «Предпочитаю не отвечать» в вопросы о личном − расе, этнической принадлежности, доходах, политических пристрастиях и т.д. Без такой кнопки люди могут пропускать вопросы, и потом вы не сможете установить, кто сделал это умышленно, а кто случайно, а это может быть важным фактором при анализе данных.
Перечислять все возможные варианты ответов не всегда практично. В этом случае вам могут пригодиться варианты «Ни один из перечисленных вариантов» или «Другое». Это снизит шанс того, что люди просто пропустят вопрос и оставят вас без необходимых данных. Вы также можете предложить вариант «Не применимо» для вопросов, которые могут относиться не ко всем респондентам, или “Не знаю” для тех, кто может не владеть нужной информацией.
ДИХОТОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Дихотомические вопросы − это особый тип поливариантных вопросов, на которые существуют лишь два возможных ответа. Вот несколько классических примеров дихотомических вопросов:
Вы можете использовать дихотомические вопросы, чтобы установить, может ли респондент отвечать на следующий вопрос. Это называется фильтром или непредвиденными вопросами сопряженности признаков. С фильтрами можно легко запутаться, поэтому постарайтесь не использовать более 2-3 фильтрующих вопросов подряд. Вот пример логики вопросов-фильтров:
В онлайн-опросе или администрируемом опросе ответ «Да» на вопрос «Едите ли вы мороженое в кафе «Воображаемое»? перенесет респондентов к вопросу о том, как часто они это делают, в то время как ответ “Нет” откроет вопрос о том, почему они не ходят в кафе. В распечатанном опросите все вопросы должны быть перечислены на странице и не могут появляться в зависимости от выбранного ответа. Вы можете использовать блок-схему, вроде той, что показана выше, или указать, куда переходить дальше, как показано ниже.
ВОПРОСЫ С ГРАДАЦИЕЙ
Вопросы с градацией используются для измерения человеческих позиций, мнений, образов жизни и окружения. Существует множество различных типов, но чаще всего используются шкала Лайкерта и скользящая шкала. Главное различие между ними заключается в том, что шкала Лайкерта состоит из упорядоченных категорий, в то время как скользящая шкала позволяет респондентам ставить отметку ответа в любом месте шкалы. В результате, вопросы со шкалой Лайкерта дают вам данные, измеряемые на порядковом уровне, а со скользящей шкалой − данные, измеряемые на интервальном уровне.
В этом примере один и тот же вопрос задан дважды: один раз со шкалой Лайкерта, а другой − со скользящей шкалой. Обратите внимание, что на шкале Лайкерта пять категорий. Шкалы с нечетным количеством категорий позволяют участникам согласиться, не согласиться или заявить о нейтральности; шкалы с четным количеством категорий позволяют участникам только согласиться или не согласиться. Если вы хотите дать возможность высказать нейтральную позицию, шкалы с нечетным количеством категорий предпочтительнее. Если же вы требуете от респондента выбрать одно из двух направлений, следует использовать четное количество категорий. Это называется вопрос вынужденного выбора.
ШКАЛА ЛАЙКЕРТА
Шкала Лайкерта обычно ограничена пятью категориями, и отобразить большее их количество, как правило, довольно сложно. Самыми распространенными шкалами Лайкерта являются:
Возможные ответы: полностью согласен, согласен, нейтрален, не согласен, категорически не согласен.
Возможные ответы: всегда, часто, иногда, редко, никогда.
Возможные ответы: отлично, очень хорошо, хорошо, средне, плохо.
Возможные ответы: очень важной, важной, отчасти важной, вообще не важной.
СКОЛЬЗЯЩАЯ ШКАЛА
Скользящая шкала полезна тогда, когда вы стремитесь к более точному пониманию мнений респондентов. Эти шкалы легче всего использовать в онлайн-опросах, поскольку компьютер сам считает положение маркера; в бумажном же варианте кому-то придется измерять положение маркера вручную. Скользящие шкалы могут быть практичнее, если ваш опрос переводится на другие языки, поскольку текстовые категории не всегда легко перевести.
Создавая шкалу, Лайкерта или скользящую, никогда не забывайте обозначить первую и последнюю точки шкалы. В противном случае, ваши респонденты могут неверно истолковать вашу шкалу и предоставить неточные или вводящие в заблуждение данные.
Формулирование вопросов
Разрабатывая опросник, очень важно думать о том, как вы формулируете вопросы. Следует помнить о таких моментах:
ФОКУС
Каждый вопрос должен быть конкретным и иметь четкий фокус.
Этот вопрос фокусируется на одной теме (частота употребления мороженого) и является конкретным (касается определенного периода времени).
Избегаете ли вы употреблять мороженое из-за диеты? [Ответ: Да, я избегаю мороженого, но не потому, что я на диете]
Этот вопрос плохо сформулирован по нескольким причинам: он одновременно наводящий и слишком конкретный. Он предполагает, что респондент пребывает на диете и именно поэтому не ест мороженого. Лучшей формулировкой было бы «Почему вы избегаете мороженого?», где «Я на диете» − один из вариантов ответа, который может выбрать участник.
Следует также избегать союза «и», если он объединяет две разные идеи в одном вопросе. Помните, каждый вопрос должен фокусироваться только на одной теме, иначе вам не удастся собрать действительно хорошие данные. Сваливая много мыслей в один вопрос, вы снижаете точность ответов участников и, таким образом, ограничиваете выводы, которые можно сделать из этих данных. Вместо этого, попробуйте использовать вопросы-фильтры для получения желаемой информации. Например:
ТОЧНОСТЬ
Не все люди одинаково истолковывают слова и предложения, даже если их значение кажется вам очевидным. Чтобы снизить вероятность неверной интерпретации вопроса участниками, можно дать определение неоднозначным понятиям или предоставить дополнительный контекст, где целесообразно. Постарайтесь также избегать запутывающих формулировок, вроде двойных отрицаний или множества сложноподчиненных предложений. Будьте осторожны с многозначительными или излишне эмоциональными словами.
КРАТКОСТЬ
Ваши вопросы должны быть относительно короткими, кроме тех случаев, где дополнительные формулировки абсолютно необходимы, чтобы обеспечить контекст или прояснить терминологию. Длинные, сложные предложения могут запутать участников и привести к тому, что они будут отвечать, не понимая сути вопроса, или, что еще хуже, вообще пропустят вопрос. Если ваши вопросы кажутся слишком длинными, подумайте, может, стоит опустить какую-то часть (некритичную для понимания), или разделить их на несколько коротких предложений. Также можно вставить небольшой параграф объясняющего текста отдельно от самого вопроса: таким образом участники получат всю необходимую информацию и без труда поймут, о чем именно их спрашивают.
МОЖНО | НЕЛЬЗЯ |
Пожалуйста, перечислите три своих любимых вкуса мороженого в порядке предпочтения | Скажите нам, пожалуйста, какие вкусы мороженого вам нравятся, и какие вы предпочитаете в первую, вторую и третью очередь? |
ПРЕДВЗЯТЫЕ ИЛИ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ
Предвзятые или наводящие вопросы, если вы недостаточно внимательно их сформулируете, могут запросто исказить ваши результаты. Избегайте преувеличений в своих утверждениях и следите, чтобы вопросы не создавали “эффект социальной желательности”, при котором респонденты будут склоняться к ответам, которые общество считает правильными или социально/морально приемлемыми.
МОЖНО | НЕЛЬЗЯ |
Согласны ли вы с тем, что торговцы мороженым в нашем городе должны предлагать продукцию без арахиса? | Согласны ли вы с тем, что торговцы мороженым, которые продают арахис, представляют собой существенную угрозу здоровью наших детей? |
Обратите внимание, как второй вопрос влияет на респондента с помощью сильных или вызывающих эмоции фраз вроде “существенной угрозы”. Вам следует оставаться в своих вопросах максимально безоценочными: если вопрос уже содержит в себе ответ, ожидаемый от участника, его стоит переформулировать.
КОЕ-ЧТО НАПОСЛЕДОК…
Есть еще несколько вещей, которые следует учитывать при составлении вопросов:
Разработка опросника
После того, как вы определили цель вашего опроса и выбрали его тип, следующий шаг − разработка самой анкеты. В этом разделе мы рассмотрим структуру, общий вид анкеты и порядок вопросов. Мы также поговорим о некоторых ключевых вещах, которые важно помнить.
СТРУКТУРА ОПРОСНИКА
Помните, как вас учили в школе, что в сочинении должны быть вступление, основная часть и заключение? Опросники тоже имеют определенную структуру. Главные части опросника − вступление, основная тема, переходы между темами, демографические вопросы и заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ
Всегда начинайте опрос с короткого вступления, объясняющего:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
Как правило, лучше всего начинать с общих вопросов и затем переходить к более конкретным.
ПЕРЕХОДЫ МЕЖДУ ТЕМАМИ
Используйте переходы между группами вопросов, чтобы объяснить новую тему или формат. Например: “Следующие несколько вопросов касаются того, как часто вы смотрите телевизор. Пожалуйста, выберите ответ, лучше всего описывающий ситуацию”.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Если только вы не используете демографические вопросы как фильтр, отсеивающий респондентов, не соответствующих критериям опроса, такие вопросы лучше ставить в конце анкеты. К типичным демографическим вопросам относятся:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поблагодарите участников за участие и объясните, как это ценно для вашего проекта. Напомните, что их личные данные останутся конфиденциальными, а результаты − анонимными. Если хотите, можете также указать вашу контактную информацию на случай, если у респондентов возникнут дополнительные вопросы по поводу опроса. Попросите контактную информацию участников, если за участие в опросе предусмотрено вознаграждение.
Если вы заранее связываетесь с респондентами, чтобы пригласить их поучаствовать в опросе, следует объяснить им, почему их отобрали для этой цели, когда и где будет проходить опрос и как им туда добраться.
ОБЩИЙ ВИД АНКЕТЫ
Есть несколько хороших правил макетирования вашего опроса:
И еще несколько рекомендаций
УЧИТЫВАЙТЕ СПЕЦИФИКУ ВАШЕЙ АУДИТОРИИ
Думайте о людях, которые будут принимать участие в вашем опросе. Допустим, вы хотите организовать опрос в школе, где многие ученики лишь недавно иммигрировали в страну как беженцы и пока еще не очень хорошо говорят на местном языке.
На каком языке (языках) стоит проводить такой опрос? Следует ли вам организовать его на местном языке или подготовить несколько вариантов на разных языках? И, если вы готовите несколько версий, то кто обеспечит согласованность переводов?
Какую лексику следует использовать? Некоторые ученики не смогут получить анкету на родном языке. Вы, вероятно, захотите использовать базовую, простую лексику, особенно если многие участники не являются носителями языка. Мы не уточняли возраст участников, но эту информацию тоже следует учитывать при составлении анкеты.
ФОРМУЛИРУЙТЕ ИНСТРУКЦИИ И ВОПРОСЫ ЧЕТКО И КОНКРЕТНО
Важно, чтобы ваши инструкции и вопросы были простыми и связными. Убедитесь, что все понимают анкету одинаково. Например, обратите внимание на разницу между следующими двумя вопросами:
Если вы хотите, чтобы люди могли понимать ваш вопрос по-разному, например, чтобы они могли ответить “после того, как я вернулся из своего последнего путешествия”, то первый вариант вполне подходит. Но, если вы хотите знать, как долго каждый из опрошенных испытывал симптомы, то вторая версия вопроса позволяет респонденту понять, что вам нужно конкретное время, когда эти симптомы впервые проявились.
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ОБЪЕМ АНКЕТЫ
Проводя опрос, обычно мы хотим собрать как можно больше информации. Однако, слишком длинные анкеты быстро становятся утомительными. Участники устают или начинают скучать, что, в свою очередь, снижает долю заполненных анкет. В конце концов, вы рискуете получить неточные ответы от людей, которые пытаются поскорее закончить опрос. Проверяя свою анкету, спрашивайте себя: “Мне действительно нужен этот вопрос? Получу ли я от него какие-либо ценные данные, соответствующие цели моего исследования?”
ОТСЛЕЖИВАЙТЕ ПРОГРЕСС
Хорошо, если вы можете показать прогресс респондентов по мере заполнения опросника. Это дает им ощущение продвижения и вдохновляет на продолжение процесса. В само-администрируемом опросе, в начале каждого нового раздела или перехода может располагаться строка прогресса, как на рисунке ниже.