замятин мы что такое единое государство
Мир Единого Государства
В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математически выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера («божественные параллелепипеды прозрачных жилищ»), прямые просматриваемые улицы, площади («Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И шестьдесят шесть рядов: тихие светильники лиц…»). Люди в этом геометризованном мире являются неотъемлемой его частью, несут на себе печать этого мира: «Круглые, гладкие шары голов плыли мимо — и оборачивались». Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей», и в этом угадывается пародия на эстетические утопии футуристов начала ХХ века, где стекло и бетон воспевались как новые строительные материалы технического будущего.
Жители Единого Государства настолько лишены индивидуальности, что различаются только по нумерам-индексам. Вся жизнь в Едином Государстве базируется на математических, рациональных основаниях: сложении, вычитании, делении, умножении. Все представляют собой счастливое среднее арифметическое, обезличенное, лишенное индивидуальности. Появление гениев невозможно, творческое вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии.
Тот или иной нумер (житель Единого Государства) не обладает в глазах других никакой ценностью и легкозаменяем. Так, равнодушно воспринимается нумерами гибель нескольких «зазевавшихся» строителей «Интеграла», погибших при испытании корабля, цель строительства которого — «проинтегрировать» вселенную.
Отдельным нумерам, проявившим склонность к самостоятельному мышлению, проводится Великая Операция по удалению фантазии, которая убивает способность мыслить. Вопросительный знак — это свидетельство сомнения — не существует в ЕГ, зато в избытке, разумеется, знак восклицательный.
Не только государство расценивает как преступление всякое личностное проявление, но и нумера не ощущают потребности быть личностью, человеческой индивидуальностью со своим неповторимым миром. Главный герой романа Д-503, математик, первый строитель «Интеграла», приводит хорошо знакомую каждому школьнику в Едином Государстве историю «трех отпущенников». Эта история о том, как троих нумеров, в виде опыта, на месяц освободили от работы. Однако несчастные возвращались к своему рабочему месту и по целым часам проделывали те движения, которые в определенное время дня уже были потребностью их организма (пилили, строгали воздух и т.п.). На десятый день, не выдержав, они взялись за руки и вошли в воду под звуки марша, погружаясь все глубже, пока вода не прекратила их мучений. Для нумеров стала потребностью направляющая рука Благодетеля, полное подчинение контролю хранителей-шпионов:
Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять все та же аналогия: ангелы-хранители, о которых мечтали древние. Как много из того, о чем они только мечтали, в нашей жизни материализовалось.
Я видел: по Тейлору, размеренно быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. Я видел: по стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища-краны и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла», свои грузы. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка…
► Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа «Мы»:
ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО. Придумано Е. Замятиным в 1921 году (роман «Мы»).
Устройство жизни. У жителей Единого Государства нет имен, только «нумера». Они живут в стеклянных домах, и каждый может видеть жизнь каждого. Людям нечего скрывать друг от друга: они видят, что все вокруг заняты делом, и сами проводят свою жизнь в неустанном труде на благо Государства. Ежедневно жизнь каждого нумера расписана посекундно. Из любой точки видна Великая Скрижаль — огромные часы, указывающие, что один вид деятельности сменяет другой. В одну и ту же секунду тысячи людей просыпаются, в один и тот же момент начинают трапезу, одновременно поднося ко рту нефтяные кубики, заменяющие пищу. В один и тот же момент все выходят на ежедневную прогулку — стройными колоннами по четыре маршируют по просторным улицам. Все одеты в одинаковые юнифы (униформу), у каждого сияет нумер на груди: Специальные научные институты обследуют каждого нумера, определяют, сколько именно ему нужно тратить энергии — умственной, физической, сексуальной. Каждый мужской нумер имеет право «записаться» на любой женский, понравившийся ему, и наоборот, чтобы получить специальный розовый талон. По этому талону разрешат на один час спустить темные шторы в его квартире-клетке, чтобы осуществить «сексуальное право». Каждый женский нумер может родить только одного ребенка по специальному разрешению. Рождение «лишних» детей оплачивается смертью матери: ее усаживают под газовый колпак и умерщвляют. Новорожденных детей сразу отдают в специальные интернаты, где они живут, не подозревая о своих родителях. Поэтому нет ни проблемы поколений, ни ревности, ни любви, ни зависти, ни страданий.
Государством руководит Благодетель — раз в год его вновь и вновь избирают на его почетное место путем демократических выборов, получивших название «День Единогласия». Это красивый ритуал, когда спрашивают: «Кто за?» — и вверх взметаются тысячи рук. Специальная каста Хранителей следит за умонастроениями Нумеров и своевременно устраняет всех задумавшихся и усомнившихся. Задача Единого Государства — сделать счастливой всю обитаемую Вселенную. Для этого создается огромный космический корабль «Интеграл», который помчит на ближайшие планеты принудительное счастье.
Философия. Действия Мефи так же безжалостны, как и действия Благодетеля. В ход пускается откровенное манипулирование сознанием нумеров. Но когда стена взорвана и нумера получают возможность убежать из-под своего колпака, оказывается, что им не нужно это новое, но опять принудительное счастье. Они готовы любой ценой отстаивать свою жизненную модель — лишенную страстей и потрясений жизнь. Нумера соглашаются на массовую лоботомию, которая лишает их фантазии и превращает в окончательно бездушные машины. Мечта о балансе есть мечта о покое, то есть смерти.
Итог. Люди никогда не достигнут счастливого устройства жизни, которое устроит всех. Но человек и не способен довольствоваться счастьем «отдельно взятой» общности. Он испытывает потребность в навязывании именно своего счастья всем. И поэтому гармония в человеческом мире недостижима. Строительство рая на земле можно даже не начинать.
Биография Замятина и его роман «Мы»
Замятин был далеко не первооткрывателем жанра антиутопий. Его опередил Роберт Хью Бенсон, который в 1907 году опубликовал книгу «Властелин мира». В книге представлена модель, в которой Земля управляется Антихристом, что само по себе несет оттенки тоталитаризма. Позже дистопии стали еще более политическими. В романе 1984 Джордж Оруэлл показал холодную, беспощадную, доминирующую в партии тиранию (1949). Дивный новый мир Олдоса Хаксли утверждал, что посредством утопии общество было одурманено(1932). Люди стали просто пассивной безынициативной массой, которую все устраивает.
При всей любви к вышеперечисленному, но антиутопический роман, наиболее соответствует нашему времени. Тем более, роман «Мы» Евгения Замятина, который предшествовал романам Хаксли и Оруэлла, очевидно, вдохновил следующих авторов на создание своих антиутопий. Роман написан в 1920 году, всего через 3 года после русской революции. Именно тут начинается история романа «Мы» и биография Замятина.
«Мы» — прямая критика обстановки в СССР того времени, а потому нельзя. В 1924 году роман был впервые опубликован в американском журнале. После этого Замятин был истерически осужден Союзом Советских писателей. Замятин покинул объединение, сказав: » Я считаю невозможным принадлежать к литературной организации, которая хотя бы косвенно принимает участие в преследовании соратника”. «Мы» были окончательно опубликованы в России в 1988 году.
Сюжет романа «Мы» и его главные герои
Перенесемся в 3017 год. Прошло ровно 1000 лет после революции, которая привела к становлению Единого государства. У горожан нет собственных имен. На смену именам пришла одна буква и порядковый номер. При чем мужчинам принадлежат согласные буквы, а женщинам гласные.
Главный герой истории — Д-503, инженер, работающий на космическом корабле, цель которого-принести славные принципы революции в космос. Единым государством правит Благодетель. Он руководят Хранителями, которые шпионят за гражданами. Граждане живут в стеклянных квартирах, поэтому слежка за ними не становится непосильной или сложной задачей.
«Мы» Замятина — история D-503, математика-инженера, работающего над созданием огромного космического корабля Integral. Превосходный гражданин, D-503 следует за движением системы безукоризненно. Он смеется над неровностями старинной музыки, восхваляет ритм двигателей и хореографическое человечество, почтительно ждет розовых билетов своего назначенного партнера О-90. Он с трепетом относится к “подрывным” высказываниям пропагандистского поэта Р-013, но в один момент все меняется. Когда девушка с “именем” I-303 однажды входит в его жизнь, у героя начинают возникать вопросы. Эти вопросы выбрасывают инженера из обычного течения жизни.
У Замятина руки дошли и до прекрасного. Красота — так же, как и ее спутница, искусство — это своего рода ересь в Едином государстве. Свобода самовыражения и творчество – это уникальные черты, которые отличают одного человека от другого, а значит создают неравенство. Из этого следует, что быть оригинальным — значит нарушать принцип равенства.
Что же будет с инакомыслящими и противниками такого обращения? Как и в 1984, если у мужчин проявляются признаки бунта, часть их мозга, связанная со страстью и творчеством, удаляется хирургическим путем. То есть, лоботомия.
Единое Государство в романе Замятина «Мы»
Единое государство — это абсолютно безопасное существование со всеми удобствами жизни. Что же тогда не так? За свое равенство и безопасность люди заплатили страшную цену – потерю индивидуальности. То, что люди готовы включить такие социальные парадигмы (например, фашизм в Германии), также является увлекательной пищей для размышлений. Книга сопоставляет две параллели и задает читателю вопрос: готов ли ты пожертвовать самым сокровенным, чтобы обрести стабильность.
Жизнь людей в романе «Мы» идет по кругу: утро, работа, еда и сон. От секса до “свободного времени”, затем пробежка под музыку и другая физическая активность. Все граждане Единого Государства живут по определенному расписанию, а оно находится под бдительным оком благодетеля. Каждый гражданин – это маленький винтик, который крутит другие винтики в огромном механизме. Но под этой суровой статичностью фасада зубрежки и этикета, за Зеленой Стеной, окружающей город, шевелится движение. Там живут люди, которые не готовы жить подобно типичному гражданину Единого Государства.
Взгляды Замятина
Точные политические взгляды Замятина трудно определить. Биография Замятина оставила тяжелые следы на его идеологию. Он был в ужасе от преследований, которые он получил от своих товарищей-коммунистов, но так и не обосновался окончательно в реакционной позиции. Его эссе демонстрируют почти мистическое увлечение математикой.
Революция везде, во всем. Она бесконечна. Нет окончательной революции, нет окончательного числа. Социальная революция — это только один из бесконечного числа чисел: закон революции не социальный закон, а неизмеримо больше. Это космический, универсальный закон, как законы сохранения энергии и диссипации энергии (энтропии). Когда-нибудь будет установлена точная формула закона революции. И в этой формуле нации, классы, звезды — и книги — будут выражены в виде числовых величин.
Отрицательная сторона романа
Во-вторых, нахождение главного героя в Едином Государстве с самого начала идеально, слишком идеально, на самом деле. В первой половине книги представлены многочисленные сцены, в которых он поэтично воспевает красоту и величие своего общества. Он описывает свои отношения с О-90, как более чем удовлетворительные. Кроме того, его личная идеология представлена как щелчок с помощью системы через воспоминания о своей молодости.
Таким образом, возникает вопрос: если D-503 действительно наслаждается жизнью в Едином Государстве, зачем его вытаскивать? Если мир воспринимается как совершенный, как его разрушение может улучшить ситуацию? Оруэлл, изображая Уинстона Смита неудовлетворенным и тайно подрывным, исправляет этот аспект, создавая более правдоподобное представление человечества в этом процессе. Хоть Замятин и эффективно использует I-330, но принятие персонажами Единого Государства слишком идиллическое.
Подытожим роман «Мы»
Несмотря на эти потенциальные проблемы, легко понять, почему роман Замятина «Мы» так сильно повлиял на более поздних авторов. Сюжетная линия, простая, но глубоко проникающая в человеческие понятия автономии и социальной гармонии. Множество авторов с тех пор приняли идею и развили ее по-своему, что является свидетельством плодовитости и глубины Замятинской посылки. Написанная в стиле, смешивающем поэзию и миф, жизнь D-503 абстрактна, но заставляет задуматься читателя о жизни в общих чертах. Заставляет задумать над вопросом: “А не похожа ли моя жизнь на существование D-503?”.
Государство в романе «Мы» (Е.И. Замятин)
В фантастическом романе-антиутопии «Мы» Е.И. Замятин представляет общество образцовой несвободы – Единое Государство, где люди полностью лишены своей индивидуальности, свободы и права мыслить самостоятельно.
Роман был написан в 1920 году, однако впервые его опубликовали в СССР только через 68 лет. В нём отражены сложные и противоречивые события того времени. С одной стороны в произведении предсказывалась предстоящая революция, с другой – описывалось далёкое будущее, в основе которого лежал стремительный научно-технический прогресс. Повествование ведётся в форме дневника, который ведёт главный герой – инженер, первый строитель «Интеграла».
Единое Государство отгорожено от остального «безобразного мира деревьев, птиц и животных» стеклянной стеной. Главной целью этого государства является создание «Интеграла» – космической сверхмашины, на которой люди смогут отправиться покорять другие планеты и распространять свою идею обезличивания.
Жители Единого Государства живут, следуя чёткому регламенту – Часовой Скрижали. Им необходимо просыпаться в одно и то же время, ложиться в назначенный час, встречаться с кем-либо по полученным заранее талонам, жевать определённое количество раз во время приёма пищи. Все они полностью зависят от Бюро Хранилищ и воли Благодетеля. Особо примечательно, что все люди будущего обезличены, у них даже нет собственных имён. Их можно различить только по номерам-индексам. К примеру, номер главного героя – Д-503.
Главная черта Единого Государства – это отсутствие личной свободы, отсутствие собственного «Я». Умелыми руками был создан единый механизм, состоящий из множества «Я». Все «Я» стали одним целым – «Мы». Поэтому и личных желаний, стремлений и страхов ни у кого быть не должно. Чего стоит только отношение строителей «Интеграла» к погибшим людям. Они считают, что нет необходимости беречь кого-то одного, если он такой же, как все остальные и легко заменяется другим человеком. Обезличивание дошло до такой степени, что люди стали не просто похожими друг на друга, они даже думали одинаково.
Архитектура Единого государства тоже представляет собой нечто совершенное, математически точное и рациональное. Дома изображены как прямоугольные стеклянные коробки. Необходимость прозрачных стен объяснялась тем, что людям нечего скрывать друг от друга, а на самом деле так было легче за ними наблюдать и выявлять нарушителей. Стекло делает мир Единого государства ещё более искусственным, безжизненным и холодным. В архитектуре нет никаких украшений, как и в жизни людей, которые живут чётко по расписанию.
Вся жизнь в Едином государстве основывается на чём-то математическом и рациональном: умножении, делении, сложении и вычитании. Творчество – невозможно, появление вдохновения приравнивается к страшной болезни. Никакой «номер» ничем не выделяется от остальных, поэтому не представляет собой ничего особенного. А тем «номерам», у которых выявляются задатки самостоятельного мышления, проводится Великая операция по удалению души. Страшнее всего то, что не только государство считает преступниками тех, кто хочет проявить свою индивидуальность. Сами люди перестали ощущать потребность быть личностями, развиваться и достигать целей.
Главный герой романа Д-503 рассказывал школьникам историю о «трёх отпущенниках», которых, ради эксперимента на три месяца освободили от работы. Эти подопытные каждый день приходили к своему прежнему рабочему месту и всё положенное время проделывали те же телодвижения, что и раньше. Они настолько привыкли делать изо дня в день одно и то же, что их организм оказался уже запрограммированным на выполнение определённой работы в конкретное время. На десятый день эксперимента эти люди взялись за руки и под звуки марша вошли воду. Они решили утонуть, чтобы окончить свои мучения.
Д-503 искренне не понимает, почему их предки жили не так рационально. Почему древние люди уделяли так много внимания философии, искусству, чувствам. Ведь именно эти увлечения и становились причиной всех их бед. Так рассуждает главный герой до тех пор, пока не встречает иррациональную I-330. До этого знакомства он жил строго по законам Единого государства, а влюбившись в I-330, нарушает основные правила, но быстро взяв себя в руки, исправляет эти ошибки. Ничто не способно изменить его рациональный образ жизни, даже преступные чувства. Произошедшие изменения он воспринимает как настоящую катастрофу, потому что с детства воспитывался в Едином государстве и не видел другой жизни. Доктор подтверждает опасения Д-503, диагностировав у него болезнь. По его словам, у главного героя образовалась душа.
Главная проблема романа «Мы» – это обезличивание людей. Здесь люди приравниваются к машинам, у которых нет души. Их личность ничего не значит, «Я» превратилось в «Мы». Каждый человек перестал быть «одним», а стал «одним из многих».
Замятин, описывая общество, в котором поклонение техническому прогрессу дошло до полнейшего абсурда, хотел предупредить людей о том, что любое развитие без соответствующих нравственных законов – губительно. В Едином Государстве, несмотря на высокий уровень развития цивилизации, искажены понятия о добре и зле, отрицается человеческая индивидуальность, значение личности человека. Автор изображает государство, которое представляет единый слаженный механизм, работающий по расписанию, но люди в нём всего лишь незначительные детали этого механизма, лишённые собственного «Я».
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
«Русский язык за рубежом», № 4, 2002 год
Роман Замятина «Мы» в контексте произведений и идей Пролеткульта
Вера Агински, профессор уиниверситета штата Айова, США
В данной статье сравниваются некоторые ключевые аспекты романа Замятина «Мы» с произведениями двух выдающихся представителей Пролеткульта А. Гастева и А. Богданова. Как кажется, для такого сопоставления достаточно аргументов, ибо антиутопия Е. Замятина была реакцией как на попытки воплотить утопию социалистического строительства в России, так и на утопические социальные модели, которые были созданы пролетарскими писателями того времени.
А. Богданов (Малиновский) (18731928) известный русский философ и социолог, ученый-энциклопедист. По Богданову, осознанный коллективизм преобразует весь смысл работы художника, давая ей новые стимулы.
А. Гастев (18821938) видный поэт и идеолог Пролеткульта, ученый-теоретик, пропагандист идей научной организации труда. Можно сказать, что главным делом его жизни были стремление к рационализации методов, приемов и практических правил труда.
Попытаемся сопоставить некоторые аспекты творчества трех писателей, имеющих объектом одни и те же вопросы современной им действительности, однако, как мы увидим, по-разному подходящих к творческому ответу на них.
«Я» и «мы»: индивидуум и общество
В романе-антиутопии «Мы» Евгений Замятин изображает общество идеальной несвободы Единое Государство, где решены все материальные запросы людей, где успешно создана модель всеобщего математически выверенного счастья путем упразднения человеческой индивидуальности, свободы, права на самостоятельное мышление. Название романа явилось реакцией на поэзию Пролеткульта, и в частности на поэзию А. Гастева, у которого есть такие стихотворения, как «Мы растем из железа», «Мы идем», «Мы посягнули», «Мы вместе», «Мы всюду»: местоимение «мы» доминирует практически в каждом стихотворении. Здесь же следует вспомнить идеи А. Гастева, изложенные в его программном документе «О тенденциях пролетарской культуры» (1919): следует «квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или 325, 075 и 0 и т. п.», что создаст «невозможность индивидуального мышления» [4:133].
Пародируя идеи А. Гастева, Е. Замятин дает своим героям имена Д-503, I-330, Ю, R-13, S-4711, тем самым полностью обезличивая их. В стихотворении «Экспресс» А. Гастев нарисовал дом будущего Народный дом: «Он занимает четыре квартала. Здание выросло в десять этажей. Окна дома идут цельными непрерывными стеклами от крыши до самой земли. »
Подобную общественную структуру мы видим и в романе «Красная звезда» А. Богданова. Главный герой романа, Леонид, был избран для путешествия на Марс, потому что марсиане нашли в нем то, что искали минимум индивидуализма.
Роман «Мы», подобно роману «Красная звезда», написан в форме дневника, который ведет главный герой Д-503, инженер, строитель «Интеграла», живущий за стеклянными стенами своего совершенного «алгебраического мира». Единое Государство отгорожено стеклянной стеной, изолирующей «машинный, совершенный мир от неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных».
Все усилия Единого Государства направлены на строительство «Интеграла», космической сверхмашины, которой предстоит проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной и на которой, после завершения ее строительства, счастливые жители Единого Государства отправятся на другие планеты, чтобы распространить и там свое безусловное, принудительное счастье.
Идею осчастливить другие страны и планеты мы неоднократно встречаем и у Гастева.
В своем труде «Как надо работать» (1921) А. Гастев утверждает: «Человечество научилось обрабатывать вещи наступила пора тщательной обработки человека». Замятин не читал этих строк, когда он работал над романом «Мы», но ведь они являются логическим развитием взглядов Гастева.
Труд и личная жизнь
Человек и машина, по Гастеву, должны слиться в единое целое, должны превратиться в единый производящий организм.
В романе «Мы» номера Единого Государства это те же машины-автоматы, о которых писал А. Гастев, а машины и станки «Интеграла» «очеловеченные совершенные люди».
В высокоразвитом социалистическом обществе марсиан, изображенном в романе «Красная звезда», труд это «естественная потребность развитого социального человека», где необходимость принуждения к труду полностью отпала.
Для того, чтобы превратить человека в машину, автомат, чтобы труд стал биологической потребностью, нужна строжайшая дисциплина и режим как трудовой деятельности, так и всей жизни.
Подобным же образом начинается рабочий день и в замятинском Едином Государстве. Порядок здесь регулируется Скрижалью, которая является «сердцем и пульсом Единого Государства».
Так как труд в новом обществе А. Гастева превращается в праздник; соответственно, вся жизнь людей, как и их трудовая деятельность, превращается в своего рода гимн, песню-восхваление металлу и труду:
Вновь подобную картину мы видим в романе «Мы». Нумера Единого Государства проводят в таком едином машинно-человеческом марше не только рабочие часы, но и всю жизнь.
В антиутопии Е. Замятина мы видим утонченное развитие, завершенное воплощение идей Гастева. Единое Государство это то общество, к которому может прийти человечество, если идеи Гастева, его планы и призывы претворить в жизнь; это общество запрограммированных автоматов, жизнь которых протекает в рамках Часовой Скрижали, Личных Часов, Материнской нормы, Зеленой стены и регулируется Благодетелем и Бюро Хранителей.
Любовь, брак и воспитание детей
Проблемы любви, брака и воспитания детей занимают значительное место в анализируемых нами произведениях, и это не случайно, так как в новой структуре общества будущего появляется и новое отношение к семье.
Начнем с рассмотрения романа «Красная звезда». С точки зрения Леонида, главного героя, «многобрачие принципиально выше единобрачия».
Как же происходит воспитание детей в этом совершенном обществе свободных марсиан? Первые годы жизни ребенок проводит при матери, а затем его отдают в так называемый Дом детей, с этого момента воспитанием детей занимается общество.
Утопические идеи любви и брака, воплощенные в романе «Красная звезда», не могли оставить Е. Замятина равнодушным, он увидел «завтра» общества «свободной любви», где все подчинено законам разума и рациональности. Любовь, следствие души, смертный враг общества нумеров, изображенных в антиутопии «Мы».
Брак, как таковой, закрепляющий любовь отдельных индивидуумов и лежащий в основе воспитания детей, не существует в Едином Государстве: в нем нет никакой необходимости.
Судьба литературы и искусства
«Коллективные», обезличенные искусство и литература современных ему утопических обществ будущего, лишенные своего «я», своей индивидуальности, не могли оставить равнодушным Е. Замятина, имеющего свои принципиальные взгляды на роль литературы и искусства.
В романе «Мы» искусство часть бюрократической машины, управляющей государством.
Всеми делами литературы в Едином Государстве управляет Институт Государственных Поэтов и Писателей. Литература в Едином Государстве не имеет ничего общего с «нелепым» творчеством древних, когда «всякий писал о чем ему вздумается».
В своей антиутопии Е. Замятин изобразил государственное устройство, которое находится на ступень «выше» как утопических обществ в произведениях А. Гастева и А. Богданова, так и утопии первых лет социалистического строительства, происходившего на глазах у писателя. Замятин предупреждает, предостерегает читателя, показывая, к чему могут привести отказ от литературного наследия прошлого, строгая регламентация и идеологизация творческой деятельности в области литературы и искусства, их беспрекословное подчинение государственной политике и указаниям бюрократов, порабощение и обезличивание творческой деятельности.
Мудрый анализ эпохи, в которой жил писатель, живой пронзительный ум, дали возможность Евгению Замятину увидеть реалии будущего, воспеваемого литературой Пролеткульта, будущее того строя, здание которого воздвигалось в Советском Союзе.
Текущий рейтинг: