запечатать ход в шахматах что значит
Откладывание
Если вам когда-либо приходилось играть в шахматы целый день, вы понимаете, насколько это может быть утомительно. Усталость накапливается, не позволяя разобраться в происходящем на доске. Именно поэтому до 1990-х годов откладывание и доигрывание партий были так распространены в шахматах.
Вот что нужно знать об откладывании:
Что такое откладывание в шахматах?
В прошлом, когда турнирные партии продолжались много часов, противники могли отложить партию, чтобы продолжить борьбу на следующий день. Обычно откладывание происходило после пяти или шести часов игры. Партия продолжалась на следующий день или в особый день доигрывания.
Отложенная позиция седьмой партии матча претендентов Спасский-Таль в 1965 году. Фотография: Журнал Chess Life, стр. 13, январь 1966/USCF.
С появлением сильных шахматных движков, которые могли использоваться для анализа партий, организаторы турниров отказались от доигрываний.
Как происходило откладывание?
До середины 1990-х годов в турнирных партиях шахматисты получали на обдумывание определенное время не на всю партию, а до контрольного хода. Например, часто встречался контроль «по 3 часа каждому на 40 ходов».
Если у одного из противников заканчивалось время до контрольного хода, партия завершалась его поражением. Если шахматист успевал сделать контрольный ход, по истечении времени на обдумывание судья предлагал ему записать очередной ход на бланке партии, не делая его на доске.
Откладывать партию сразу после контрольного хода было не обязательно. При желании и наличии времени на обдумывание шахматист мог продолжить игру, например, чтобы передать право записи хода сопернику.
После записи хода судья помещал бланки обоих соперников в специальный конверт, запечатывал его и записывал на конверте положение фигур на доске. В день доигрывания судья вскрывал конверт, делал записанный ход и запускал часы.
Конверт с записанным ходом партии Ефима Геллера против Бента Ларсена в 1966 году. Фотография: Wikimedia Commons, CC.
В анализе отложенной партии шахматистам могли помогать товарищи по команде, тренеры или секунданты. При доигрывании партии на следующий день шахматист мог доверить анализ помощнику, отправиться отдыхать и узнать его совет уже утром перед доигрыванием.
В чем значение откладывания?
Откладывание позволяло избежать зевков, вызванных цейтнотом и усталостью, и сохранить высокое качество игры до самого конца партии. Критики откладывания говорили, что эта практика давала дополнительные шансы шахматистам, которые могли позволить себе помощь тренеров и секундантов.
Откладывание в сериале «Ход королевы». Фотография: The Queen’s Gambit/Netflix.
Откладывание и доигрывание уже не встречаются в турнирной практике и стали частью истории шахмат. В современных турнирах игра ускорилась, чтобы все партии завершались за один день. Противникам обычно отводится время на обдумывание до конца партии и добавляется немного времени на каждый ход.
Заключение
Мы узнали, что такое откладывание, как оно происходило, и почему больше не применяется. Почитаем биографии великих шахматистов прошлого и современности, чтобы узнать больше об истории нашей игры!
Блиц в шахматах: как правильно играть? Полезные советы
Шахматы обычно не требуют скоростного обдумывания ходов: некоторые партии среди великих гроссмейстеров могут длиться месяцами. Однако в конце XIX века в одном шахматном клубе Лондона появилось нововведение, на первых порах показавшееся нонсенсом. Суть была такова: сначала игрокам выделили 30 секунд на обдумывание последующих ходов, затем время урезали до 10 секунд. Таким образом, вся игра длилась не больше 5 минут, поэтому она получила говорящее название «пятиминутка».
Несомненно, что в блиц играть гораздо тяжелее, чем в обычные шахматы, ведь здесь участникам требуется быстрее рассчитывать возможные комбинации, что часто выходит не у всех, и даже самые опытные гроссмейстеры порой затрудняются найти быстрое решение в блице. Поэтому часто бывает так, что хороший шахматист-тактик может не быть сильным игроком в блице.
Для достижения победы в этой разновидности шахмат следует непрерывно повышать свой уровень мастерства, глубоко изучая теорию и много практикуясь. Для проведения успешной игры шахматисту следует хорошо знать, как проводить дебюты, миттельшпили, а также эндшпили.
Основные правила игры в шахматный блиц
Следует напомнить, что время игры в блиц ограничено. Оно может контролироваться разными способами, ниже указаны наиболее распространенные из них:
Выполнять ходы нужно всегда одной рукой. Этой же рукой шахматисты должны переключать часы, нажимая на кнопочку пальцем. Запрещено мешать оппоненту переводить время и другими способами отвлекать его от хода. Правила, как и в обычных шахматах: если игрок дотронулся до какой-то фигуры, ею следует осуществить ход.
У игры очень строгие правила. Когда один из шахматистов ошибается (например, неточно ходит своей фигурой, а после переводит часы), второй имеет право указать на промах оппонента и требовать его поражения. Однако заявить об этом нужно до ответного хода.
Нужно обратить внимание, что если одна из фигур падает, то шахматисту следует поправить позицию за счёт собственного времени.
Когда засчитывается выигрыш
Ниже приведены ситуации, в которой одного из оппонентов точно объявят победителем:
В последнем случае должно обязательно соблюдаться условие – участник замечает это обстоятельство и останавливает партию.
Когда игра заканчивается ничьей
Ниже приведены ситуации, в которых обычно говорят, что победила дружба:
Здесь стоит сделать акцент на той ситуации, когда у одного из шахматистов падает флажок, а у другого недостаточно позиций для мата сопернику. В таком случае исход игры тоже надо обозначить «ничьей».
Правила соревнований
Соревнования проводятся в различных возрастных категориях (кроме того, зачастую производится деление по полу). Ниже приведены наиболее сложные случаи, встречающиеся в блице.
Алгебраическая нотация
Шахматные соревнования для всеобщего удобства считают приемлемой только одну систему нотации – алгебраическую. Записи партий с применением неалгебраической системы запрещено использовать в качестве доказательств в спорных моментах. В обязанности арбитра входит предупредить участника, использовавшего другую систему нотации.
Следует обратить внимание, что использование этих сокращений не является обязательным условием.
Отложенные партии
Если выходит так, что партия не заканчивается ко времени, обозначенному для нее, арбитр предлагает участнику, который ходит следующим, возможность «запечатать» ход. Участник фиксирует последний ход на отведенном бланке, бланки обоих игроков кладут в конверт, а затем останавливают часы.
На конверте обязательно указываются следующие данные:
На конверте обязательно следует указать дату и время продолжения партии.
Секреты успешной игры в блиц: советы
Для того чтобы успешно играть в блиц, нужно не только иметь острый ум, но также важно владеть некоторыми секретами игры.
Первый шаг к победе: изучение дебюта
Знание дебюта – увеличение шанса на выигрыш. Для этого участник должен обладать нижеприведенными знаниями:
В шахматах выделяют такие виды дебютов, как:
Помимо знания дебютов важно владеть тонкостями игры в миттельшпиле.
Использование миттельшпиля
Быстрое завоёвывание центра и обеспечение защиты – немаловажное условие для хорошей партии. Дебют нужно обязательно изучать в связке с миттельшпилем. Совет: когда после дебюта возникает непредсказуемая ситуация, нужно потратить время на продумывание последующих ходов, а затем уже хорошо разыграть миттельшпиль.
Правило «крепких ходов»
Совет: не стоит размениваться по мелочам. Ведь маленькие преимущества могут отвлечь от основных целей: захвата центра, предугадывания и предотвращения действий оппонента. Ходы должны быть сильными и тщательно продуманными, отвлекаться от процесса не следует. Не стоит показывать оппоненту волнение, если таковое присутствует.
Успешное завершение с использованием эндшпиля
Здесь надо помнить, что королём можно играть так же смело, как и остальными фигурами. Кроме того, должна усиливаться пешечная структура. Выходит, что игроку нужно:
Таким образом, уделив достаточное количество времени изучению вышеописанных тонкостей игры, можно стать довольно сильным соперником.
Как теоретически подготовиться к блицу? Литература
Суть блица – отказ от долгосрочной стратегии и применение быстрой тактики. Как уже было упомянуто выше, потребуется уделить много времени как теории, так и практике. Из литературы можно выделить:
Также начинающим шахматистам рекомендуется решать различные шахматные задачи, многие из которых они могут найти онлайн. Тренировки обязательно помогут добиться желаемого результата.
I: Отложенные партии
I.1.1. Если партия не завершена к окончанию времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, у которого очередь хода, «запечатать» свой ход. Игрок должен записать свой ход однозначно читаемой нотацией на своем бланке, положить свой бланк и бланк соперника в конверт, запечатать конверт и только затем остановить часы. До остановки часов игрок сохраняет право на изменение своего тайного хода. Если после того, как арбитр предложил запечатать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на своём бланке как тайный ход.
I.1.2. Если игрок при своём ходе откладывает партию до окончания игрового времени, считается, что он запечатывает ход в контрольное время, и также должно быть записано его оставшееся время.
I.2. На конверте должны быть указаны следующие сведения:
I.2.1. фамилии игроков,
I.2.2. позиция непосредственно перед откладыванием,
I.2.3. время, использованное каждым игроком,
I.2.4. фамилия игрока, запечатавшего ход,
I.2.5. номер тайного хода,
I.2.6. предложение ничьей, если оно действующее,
I.2.7. дата, время и место возобновления игры.
I.3. Арбитр должен проверить точность информации, записанной на конверте. Ответственность за сохранность конверта возлагается на арбитра.
I.4. Если игрок предложил ничью после того, как его соперник запечатал свой ход, предложение остается в силе до тех пор, пока соперник не примет или не отклонит его в соответствии со Статьёй 9.1.
I.5. Перед возобновлением игры на доске должна быть поставлена отложенная позиция, а на часах установлено время, использованное каждым игроком до откладывания партии.
I.6. Если игроки согласились на ничью до возобновления игры, или если один из игро-ков уведомил арбитра, что он сдается, партия считается законченной.
I.7. Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен ответить на тайный ход.
I.8. За исключением случаев, упомянутых в Статьях 5, 6.9, 9.6 и 9.7, игроку засчитывается поражение, если его тайный ход:
I.8.1. неоднозначный, или
I.8.2. записан таким образом, что его истинное значение невозможно установить, или
I.9. Если в назначенное время для возобновления игры:
I.9.1. игрок, который должен отвечать на тайный ход, присутствует, конверт вскрывается, тайный ход выполняется на доске, и пускаются часы этого игрока.
I.9.2. игрок, который должен отвечать на тайный ход, отсутствует, его часы пускаются; по прибытии он может остановить свои часы и позвать арбитра; затем вскрывается конверт и тайный ход выполняется на доске; после этого его часы пускаются вновь.
I.9.3. игрок, который запечатал ход, отсутствует, его соперник имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в новом конверте, остановить свои часы и пустить часы отсутствующего игрока; в этом случае конверт передается арбитру на хранение и вскрывается по прибытии отсутствующего игрока.
I.10. Любому игроку, который прибывает для продолжения партии после допустимого времени опоздания, присуждается поражение, если арбитр не решит иначе. Однако, если тайный ход, приводит к окончанию партии, остаётся в силе такой её результат.
I.11. Если в положении соревнования указано, что время опоздания не равно нулю, применяется следующее правило. Если ни один из игроков не прибыл к началу доигрывания, игрок, который должен ответить на тайный ход, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в правилах о соревновании не указано иное или если арбитр не решит иначе.
I.12.1. Если конверт, содержащий тайный ход, утерян, партия должна продолжаться с отложенной позиции, а на часах устанавливается время, записанное на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок, который запечатывал ход, должен выполнить на доске тайный, как он утверждает, ход.
I.12.2. Если восстановить позицию невозможно, партия должна быть аннулирована и сыграна заново.
I.13. Если при возобновлении игры кто-либо из соперников, не сделав свой первый ход, заметит, что использованное время установлено на каких-либо часах неправиль-но, ошибка должны быть исправлена. Если ошибка не обнаружена, партия продолжается без корректировки времени, если арбитр не решит иначе.
I.14. Продолжительность каждого доигрывания контролируется арбитром по его часам. Время начала доигрывания должно быть объявлено заранее.
Форсированный ход
На каждом ходу шахматной партии противникам приходится выбирать лишь одно из нескольких возможных продолжений. Иногда у них нет возможности выбора, потому что только один ход в принципе возможен или не ведет к заметному ухудшению позиции. Такой ход называется форсированным.
Вот что нужно знать о форсированных ходах:
Что такое форсированный ход в шахматах?
Форсированный ход приходится делать в ответ на угрозы или действия противника. Например, если король одного из шахматистов находится под шахом, он обязан сделать ход, защищающий короля от шаха. К другим примерам форсированных ходов относятся защита от нападения на другую важную фигуру или защита от иной серьезной угрозы, например, мата.
В чем значение форсированных ходов?
Форсированные ответы на угрозы шаха связаны с самими правилами шахмат. Не защищаться от шаха невозможно, потому что это нарушило бы правила игры. С другой стороны, можно не обращать внимания на менее серьезные угрозы, но это может привести к ухудшению позиции.
Разберем следующий пример. Как вы видите, черные дали шах белому королю своей пешкой h5. Король белых не может остаться под шахом, поэтому они вынуждены сделать форсированный ход, чтобы защититься от угрозы черных.
Белым шах, и они вынуждены отступить королем.
Белый король вынужден занять поле h4, где он получит мат на следующем ходу.
Вы можете увидеть другой форсированный ход, анализируя следующую позицию. Белый конь только что вышел на d5, нападая на ферзя f6 и угрожая вилкой на c7. Черные могут не обращать внимания на угрозы и сделать любой ход, но это позволит белым разменять коня на ферзя и получить выигранную позицию.
Белый конь нападает на ферзя и на пешку c7, взяв которую он нападет на короля и ладью.
После любого ответа, кроме Фd8 или Фd6, черные попадут в большую беду.
Как можно увидеть на примерах, понимание форсированных ходов и их последствий очень важно для любого шахматиста. Вы сможете использовать знание этой концепции, чтобы лучше защищаться или угрожать противнику сокрушительными атаками.
Проверим себя
Мы узнали, какой ход можно назвать форсированным. Теперь пора испытать свое мастерство. Решаем задачи и ищем форсированные ходы.
Задание 1: черная ладья атакована белым слоном. Могут ли черные спасти ладью?
Могут ли черные защитить ладью b1?
Вы правы! Черные не могут сохранить ладью, потому что их король под шахом, и они вынуждены от него защищаться.
Черная ладья не может спастись, потому что черные должны отступить королем из-под шаха.
Задание 2: Как оттеснить белого короля на край доски, чтобы дать ему мат и выиграть партию?
Заключение
Мы узнали больше о форсированных ходах и о том, как атаковать противника и защищаться от его угроз. Перейдем к решению Задач, чтобы совершенствовать свое комбинационное мастерство.
Правила игры в шахматы: полное руководство
Дата публикации: 2021-07-03
Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?
Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:
Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.
Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.
Шахматная партия необязательно заканчивается матом. Часто игроки видят своё поражение и заранее добровольно сдаются. Кроме того, иногда игра может закончиться в ничью, так называемым «Патом».
Игроки ходят по очереди. Игрок имеет право перемещать по одной фигуре за каждый ход. Если перемещаемая вами фигура заканчивает свой ход на поле, занятом фигурой противника, то вы можете взять или «съесть» фигуру соперника. Для этого нужно убрать фигуру соперника с доски и на её поле поставить свою фигуру, которой вы ходили.
Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.
Стартовая позиция в шахматах
В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:
Название шахматной фигуры | Обозначение | Количество |
Король | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ладья | 2 | |
Слон | 2 | |
Конь | 2 | |
Пешки | 8 |
Фигуры начинают игру с этих позиций:
Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.
Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:
Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры
Особые правила для пешек
Двойной прыжок
Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.
Превращение пешки
Пешки идут только вперёд. Все остальные фигуры могут ходить назад. Когда пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём, но не королём. Можно иметь более одного ферзя. Новая фигура заменяет пешку на «поле превращения».
Взятие на проходе
Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.
Шахматные ходы
Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.
Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.
Правила взятия шахматных фигур
Фигура забирается или «съедается», когда игрок перемещает фигуру на то же поле, где стоит фигура соперника. Взятые фигуры снимаются с доски и исключаются из игры. Если есть возможность взятия фигуры, то игрок не обязан её забирать. А также нельзя брать свои фигуры.
Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.
Правила шаха
Король находится под шахом, когда противник может взять его на следующем ходу. Короля нельзя оставлять под шахом. Он должен быть немедленно спасён текущим ходом, который выведет его из-под шаха. Игрокам запрещено оставлять своего короля под шахом или делать ход, ставящий его под шах. В игре нельзя выиграть, взяв короля, который идёт под шах или не выходит из-под шаха. В товарищеских играх принято говорить «шах», когда королю сделан шах, но на этот счёт нет никаких правил.
Выход из-под шаха
Есть три способа выйти из-под шаха:
Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.
Правила Мата
Когда король находится под шахом и нет возможности выйти из него, ему ставится «мат». Король не может избежать своей судьбы, и игра окончена. Фактический захват короля никогда не происходит на шахматной доске, даже если это цель игры! В этом примере белый король находится под шахом от одной из ладей.
Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!
Шахматные правила рокировки
Во время игры каждый игрок может сделать специальный ход, называемый рокировкой. Это единственный случай в шахматах, когда две фигуры могут двигаться за один ход. Рокировка выполняется королём и ладьёй и может быть сыграна только после того, как фигуры между ними убраны. Сначала король перемещается на два поля вправо или влево, а затем ладья из этого угла «перепрыгивает» на поле, которое пересёк король.
Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.
Рокировка не допускается когда:
Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.
Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг
Правила ничьи
Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:
1. Пат.
Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.
2. Нет материала, чтобы поставить мат.
Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:
Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
4. Правило 50-ти ходов.
Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.
5. Тройное повторение.
Позиция была достигнута трижды.
Правила соревнований по шахматам
Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.
После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.
В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.
Игра также заканчивается ничьей, когда ни один из игроков не может поставить мат королю соперника. В такой момент игра зашла в «мёртвую позицию». В этой ситуации никто не может претендовать на победу.
Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.
Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.
Правило пятидесяти ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.
Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
Трёхкратное повторение
Любой из игроков может претендовать на ничью, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция была заявлена как «одинаковая», фигуры одного и того же типа должны находиться на одних и тех же полях с одинаковыми возможными ходами (включая рокировку и взятия на проходе). А также должен быть ход того же игрока. Позиция не должна повторяться три раза подряд, и она не должна возникать в результате повторения одних и тех же ходов.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход и до того, как сделает ход. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая появится после предполагаемого хода.
Вечный шах
Другие правила шахмат
Правила расстановки шахматной доски
Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.
Цвета
Игроки должны случайным образом решить, у кого будут белые и чёрные фигуры. Распространённый метод, известный как «пешечное угадывание», заключается в том, что один игрок прячет за спиной в каждой руке по пешке разного цвета. Оппонент выбирает руку и получает её цвет. Если играется более чем одна игра, цвет фигур меняются каждый раз.
Сдача партии
Игрок может сдаться в любой момент, сказав: «Я сдаюсь». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.
Завершённый ход
Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.
Незаконные ходы
Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.
Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.
Поведение
Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.
Помощь
Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.
Правило тронул-ходи
Если игрок касается одной из своих фигур, он должен ей ходить. Если он касается одной из фигур соперника, он должен её забрать. Чтобы выровнять фигуры на своих полях без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Я поправляю».
Смотрите также: Правило тронул-ходи
Шахматные часы
Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.
Здесь приведены лишь несколько основных правил:
Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.
Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.
Правильный способ предложить ничью:
Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.
Итоги
Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.
Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом 🙂