запуск речи что это такое

6 способов запуска речи у неговорящих детей

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое
Если вашему ребенку уже исполнилось 2,5 – 3 года, а он еще не говорит, общается с вами посредством мимики, жестов, отдельных звуков, это значит, что пора начинать действовать, даже если в семье есть родственники, которые заговорили поздно. Тянуть с запуском речи опасно. В этой статье специалисты центра развития «Каркуша» расскажут, что вы можете сделать дома и когда нужно обратиться за профессиональной помощью.

Убедитесь, что ребенок здоров

Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.
Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.

Начинайте прямо сейчас!

Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

1. Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

2. Разговаривайте с ребенком

Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.
Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

3. Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать.Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.

Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двуми-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

4. Покажите, как говорить

Логопеды советуют завести альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

5. Развивайте сенсорное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

6. Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

Сохраняйте спокойствие

Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

Стоит ли обращаться за помощью к логопеду?

Да, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 2-3 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно. Логопед объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, при необходимости направит к другим специалистам.

Дата публикации: 09.10.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Источник

Запуск речи что это такое

После смога 2010 года в Москве участились случаи обращения родителей с детьми к логопедам и дефектологам с диагнозом тяжелое недоразвитие речи (ТНР). Многие дети, рожденные в период 2010-2011 годов в Московской области и других регионах, к двум годам не произносили даже слоги, не говоря о словах, не понимали обращенную речь, не реагировали на внешние раздражители.

Токсико-гипоксический фактор, пережитый ребенком внутриутробно, сразу был отнесен к числу этиологических причин недоразвития речи. В результате в разы увеличилось количество детей с сенсорной алалией, задержкой речевого развития (ЗРР) и ранним детским аутизмом (РДА). В то же время старые методы лечения данных патологий устарели и не имели положительного результата. Популярным и эффективным в последнее время становится метод сенсорной интеграции, о котором и поговорим в этой статье.

Причины тяжелого недоразвития речи
Причины отставания речевого развития детей, как было сказано выше, – плохая экология, повлекшая токсическое отравление плода во время беременности. Но при исследовании мозга на ЭЭГ у таких детей была выявлена одна общая особенность – у них оказались недоразвиты подкорковые структуры мозга, которые отвечают за мотивацию и работу сенсорных систем: обоняния, осязания, вкуса, слуха и зрения. Речь у этих детей отсутствовала, потому что не были сформированы предпосылки к ее возникновению. Как известно, маленький ребенок начинает познавать мир через органы чувств, но в связи с тем, что органы чувств «не отвечали» на возрастные потребности ребенка, речь не развивалась совсем.

Кроме того, для нормального развития детской речи необходим достаточный объем оперативной памяти и способности к имитации речевых и неречевых действий взрослого, которые также пострадали в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды. Также у многих детей была выявлена артикуляционная апраксия, то есть они не чувствовали, в каком положении у него находится язык (верхний или нижний подъем), губы и зубы. Эти органы играют важнейшую роль в производстве речи, не ощущая их движения, ребенок затрудняется в произношении тех или иных звуков, в переключении органов артикуляции с одной позы на другую.

В связи этим специалистами в области нейропсихологии и дефектологии был предложен метод сенсорной интеграции, основанный на том, что для первоначального запуска речи необходимо «растормошить» органы чувств, воздействуя на них различными вкусовыми, обонятельными, тактильными, слуховыми и зрительными раздражителями. Развитие сенсорных систем организма способствуют дальнейшему развитию подкорковых структур мозга, отвечающих за когнитивные способности ребенка и увеличивающие объем оперативной памяти.

Симптомы тяжелого недоразвития речи
Дети с сенсорной дисфункцией имеют ряд общих внешних признаков, которые проявляются в раннем детском возрасте: хождение на цыпочках, обнюхивание людей и предметов, отсутствие зрительного контакта, излишняя брезгливость или наоборот желание играть с грязью, стойкие вкусовые предпочтения. Дети с ТНР с самого рождения с трудом понимают речь. В норме 7-8 месячный ребенок находит глазами нужный предмет, изучает, рассматривает его, взрослый называет его, развивая предметную соотнесенность. К 10 месяцам ребенок начинает понимать действия и соответствующие глаголы: дай, на, держи, похлопай, помаши ручкой. Первоначально ребенок усваивает эти глаголы в повелительном наклонении, позже возникает понимание названий указанных предметов. Большую роль в формировании понимания речи играет интонация взрослого. Часто причины недоразвития связаны с тем, что взрослые опережают действия ребенка, подносят нужный предмет, едва увидев устремленный на него взгляд или услышав характерный звук.

Ранними симптомами ЗРР является отсутствие или небольшая активность гуления, однотипные вокализации. У детей с данной симптоматикой наблюдаются трудности грудного вскармливания, отказ от груди без уважительных причин, затрудненное пережевывание и глотание пищи в годовалом возрасте, повышенное слюноотделение. Часто у таких детей слегка приоткрыт рот, наблюдаются эхолалии – бесцельное повторение сказанных взрослым фраз, к 2 годам ребенок не может соединить два-три слова в осмысленную фразу. К 2 годам ребенок настолько не понимает обращенную речь, что не может выполнить простую инструкцию: покажи где, принеси, дай. Темп речи очень быстрый, ребенок проглатывает окончания слов, допускает грамматические ошибки, не выговаривает большинство согласных звуков. Среди обращающихся к специалистам детей есть и такие, у которых отсутствуют вышеперечисленные симптомы. При тщательном обследовании выясняется, что у них нарушена мотивация к речи, ребенок просто не хочет говорить. По той же причине он не хочет имитировать действия взрослого, вступать в совместную деятельность. Не функционируют или оказываются недоразвитыми зоны мозга, отвечающие за мотивацию.

Метод сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции впервые был предложен американским исследователем в области детского развития Джин Айрес. Позже этот метод стали успешно применять в России и во всем мире. Основная цель работы с неговорящими детьми на первом этапе – вызвать желание ребенка к подражанию и активизацию речи в форме любых звуков. Обычно родители обращаются к логопеду, когда ребенку с ЗРР или алалией исполняется 3-4 года, но начинать работу с ним необходимо также как с ребенком 1-2 года. Основной принцип метода сенсорной интеграции – развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений: тактильных, обонятельных, проприорецептивных, вкусовых. Поэтому обстановка как в кабинете логопеда, так и дома должна быть непринужденной, насыщенной различными цветовыми, аудио-эффектами, запахами. Предметы должны находиться в доступном для ребенка месте на уровне глаз. Основная задача на первом этапе – увеличить объем зрительного и слухового внимания через фиксацию на определенных предметах, звуках, запахах, прикосновениях.

Привлечь внимание можно как вербальным, так и невербальным способом. Например, ронять игрушки на глазах у малыша, прятать их под платок, задувать свечи разных цветов, месить тесто, катать пластилин, пересыпать крупу, переливать воду и т.п. Одним словом, взрослый для начала начинает играть сам с собой, всеми силами пытаясь заинтересовать ребенка. Общение должно происходить на максимально высоком эмоциональном уровне, с использованием различных интонаций, многократным повторением инструкций, выполнением самим взрослых бессловесных заданий. Развивающими предметами могут стать шишки, разноцветные пуговицы (под наблюдением взрослого), свечи, пульверизатор с водой, прищепки, кинестетический песок, ванночка с водой для переливания, акварельные краски, различные ароматные фрукты и овощи: апельсин, киви, лимон, яблоко, огурец, чеснок, лук (если у ребенка нет аллергической реакции на них) и т.п. Также приветствуются занятия с ребенком и родителями на свежем воздухе, с целью дополнительного насыщения кислородом, с использование природных материалов. Время занятий должно быть структурированным и систематизированным, чтобы активная стимуляция нервной системы ребенка была подчинена определенному ритму. Дома родителям также лучше заниматься с ним в определенные часы, продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе важно преодолеть речевой негативизм, используя принцип полисенсорного подхода. Обязательным условием занятий является многократное повторение инструкций доброжелательным тоном, чтобы добиться абсолютного понимание речи. Для развития мотивации можно привлечь куклу-волшебника, которая от своего лица будет вести беседу с ребенком, например, слоненка, медвежонка, зайчика. Можно сказать, что волшебник любит дарить подарки детям, которые хорошо занимаются. Таким образом, в случае неудачи ребенок не станет обижаться на взрослого, а перенесет негативную эмоцию на игрушку. В случае успеха кукла-волшебник награждает его подарком или сладким сюрпризом. Важно любыми способами вызвать у ребенка интерес к занятиям, в то же время, не перегружая его психику изобилием сенсорных раздражителей и инструкций. Сенсорный материал подбирается в зависимости от сенсорной дисфункции ребенка. С целью активизации внимания необходимо использовать постоянную смену деятельности, смену сенсорного материала, используя то су-джок, то пульверизатор с водой, то колючие шишки, то легкое перышко.

Проговаривание слов может сочетаться с качанием на качели или подвесном гамаке, с прыжками на батуте, катанием на мяче с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции. Произнесение слов сопровождается отхлопывание ритма, что способствует развитию кинестетических ощущений. С появлением мотивации к деятельности у ребенка постепенно развивается предметная соотнесенность, понимание инструкций, происходит обогащение лексики, формируются грамматические категории слов. При появлении первых звукоподражаний необходимо неоднократно закреплять их на различном материале. Далее строится работа по формированию слоговой структуры слова через выкладывание визуальных рядов из разноцветных камушков, одновременно стимулируя развитие мелкой моторики рук. Речевой материал должен быть доступным и простым. Систематические занятия и воздействие на органы чувств малыша через игровую деятельность рано или поздно запускают речь у любого неговорящего ребенка. Эффективность метода неоднократно проверена на практике.

Советы родителям
Родителям необходимо с первых дней рождения ребенка позаботиться о его «сенсорной диете», то есть наполнить комнату необходимым количеством сенсорных стимулов, не перенасыщая и не заставляя ребенка «голодать». Различные звуки, приятные запахи, мягкие и твердые игрушки, красивый интерьер могут быть хорошим подспорьем для сенсорного развития малыша. Позже, когда ребенок начинает ползать, разрешите ему потрогать допустимые предметы, в том числе порвать обои, погрызть плинтус, измазать новую прихожую, рассыпать крупу или фасоль, постучать по новому косяку, поцарапать обивку дивана и т.п. От такого способа познания мира ребенок развивается соответственно возрасту, и в первую очередь, формируются его мотивация, мышление и речь.

Когда ребенок начинает ходить, разрешите ему манипуляции с такими «запрещенными» на сегодняшний день предметами как вода, пусть он переливает ее из одной емкости в другую, акварельные краски, гуашь – пусть рисует на обоях, дверях, стенах, коврах. Обязательно замесите с ним тесто, раскатайте его, не беда, что он измажется с ног до головы в муке, зато потом будет хорошо учиться в школе. В игровой форме можно устроить даже искусственный дождь, брызгая из пульверизатора на раскрытый зонтик, пусть промокнет одежда, (которую можно высушить), зато ребенок получит прекрасное эмоциональное воспитание, визжа от восторга. Не стоит замыкать круг интересов двухлетнего ребенка на просмотре мультфильмов и игре на планшете. Этот род занятий не развивает те зоны мозга, которые отвечают за формирование речи, памяти и воображения. Уделяйте своему малышу побольше времени. Один год постоянной совместной игровой деятельности, насыщенной сенсорными стимулами, поможет сэкономить деньги на посещение логопеда или дефектолога в дальнейшей жизни.

Источник

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

Вкусные игры

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

запуск речи что это такое. Смотреть фото запуск речи что это такое. Смотреть картинку запуск речи что это такое. Картинка про запуск речи что это такое. Фото запуск речи что это такое

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *