затекают ноги при медитации что делать
Как справиться с болью в ногах во время медитации в позе лотоса
Начав заниматься йогой, многие люди сталкиваются с физическим дискомфортом – наиболее часто при попытках сидеть со скрещенными ногами и держать осанку для проведения дыхательных упражнений, концентрации или медитации.
И зачастую болевые ощущения в ногах или пояснице создают большие трудности, а также могут стать поводом для отказа от занятий. Помните, что на первых порах ощущать дискомфорт во время практик это нормально.
Начните с упрощённого подхода
Уменьшить болевые ощущения можно благодаря правильному положению тела, его опорой являются не мускулы, а скелет. Если корпус уравновешен, то тратить силы на его удерживание совсем не нужно. Центром тяжести служит тазобедренный сустав. Голову нужно держать ровно над тазом, спину прямо, без излишних выгибаний.
Как совладать с болью?
И в заключение
Непривыкшее тело и некорректная поза вызывают трудности при медитации. Откажитесь от вредных привычек, не увлекайтесь негативными эмоциями, старайтесь совершенствовать свой нравственный уровень.
Со временем боль во время медитаций проходит, но это происходит не быстро. Переходите от упрощённых позиций к более продвинутым техникам постепенно. Не форсируйте события, не прикладывайте чрезмерных усилий в желании познать себя, идите умеренным путём.
Онемение ног в медитативных асанах
Достаточно распространённым явлением при практике медитативных асан в хатха-йоге является онемение одной или обеих ног при длительном пребывании в них.
Одна из причин этого может быть в том, что спустя некоторое время, теряется тонус и натяжение в мышцах вдоль позвоночника и прямая спина незаметно для самого человека скругляется в каком-то из отделов. В свою очередь мышцы бёдер и поясницы начинают потихоньку зажиматься, беря на себя задачу по поддержанию прямого положения туловища, но при этом частично пережимаются сосуды и нервные волокна. Это влияет как на кровоток так и на нервную проводимость, что может привести к возникновению ощущения онемения.
Вопрос может «решить» регулярная работа с мышцами этих областей в виде придания им естественной подвижности, в виде сокращения-расслабления мышц в ходе практики асан-въяям. А также за счёт регулярной практики медитации, когда тело постепенно привыкает продолжительное время находиться в ровном положении. Благодаря чему онемение будет возникать не сразу как только человек примет ту или иную медитативную асану и проходить быстрее с наименьшими дискомфортными ощущениями.
Помимо потери тонуса в мышцах спины и скругления позвоночника также может происходить небольшой наклон туловища вперёд, когда часть мышц туловища «не спешат» держать спину ровно.
Помочь устранить данный «эффект» может, например, регулярно выполняемая практика пранаямы или каких-либо медитативных техник. Если при этом поддерживать лёгкое вытяжение позвоночника вверх к макушке, то тело постепенно перенастраивается — ранее дискомфортные ощущения становятся более удобными.
Поэтому работа с сознанием в асанах важна, так как сами по себе изменения телесных ощущений могут происходить хаотичным образом, если не придавать им вектор, направленность.
Медитация: часто задаваемые вопросы (FAQ)
В этом FAQ я дам ответы на самые популярные вопросы о медитации, например, как не заснуть во время медитации, как выходить из медитации и т.д. Если вы хотите узнать о технике медитации, то читайте статью по ссылке, здесь же повествование пойдет в формате «вопрос-ответ».
На многие из этих вопросов я отвечал в комментариях, но не все читатели добираются до них, тем более, что комментариев очень много и, порой, трудно отыскать ответ на интересующие вопросы в них. Здесь собраны такие вопросы, которые, на мой взгляд, могут часто возникать у многих людей, после того, как они начали медитировать.
Как не заснуть во время медитации
Вопрос: я не могу понять,что я делаю неправильно:сел прямо,расслабился,отключился от окружающих раздражителей,начинаю наблюдать дыхание и…я засыпаю!Ладно бы первый раз,но всё время…Подскажите,что исправить!
Есть несколько советов, которые помогут вам не засыпать во время медитации.
В своей лекции учитель медитации Свами Веда Бхарати говорил, что заснуть во время медитации это не так страшно. Ведь это будет не совсем обычный сон, а сон, в который вы вошли через медитацию. Такой сон намного лучше восстанавливает организм чем обычный сон. Поэтому, даже если вы заснете, когда будете медитировать, это не будет значить, что медитация «потеряна». Вы все равно сможете почувствовать какой-то медитативынй эффект по пробуждении.
Как следует выходить из медитации?
Вопрос: Если мы расслабляемся как при аутогенной тренировке, то в конце там предлагается фаза выхода. Как следует заканчивать медитацию?
После медитации нужно избегать какое-то время активной и напряженной деятельности.
Затекают ноги во время медитации, что делать?
Вопрос: здравствуйте николай.у меня за 20 мин расслабления бывает так затекяют ноги,что когда я встаю,несколько минут передвигаюсь как на костылях. Скажите пожалуста,может это связано с неполным расслаблением?
Ответ: затекание ног вызвано тем, что зажимаются сосуды в ногах и кровь плохо поступает в какие-то участки. Это не страшно, учитывая что вы сидите в такой позе всего 20 минут, хотя и неприятно.
Попробуйте экспериментировать с позой медитации: сядьте на более мягкую или более низкую поверхность, попробуйте скрестить ноги. В общем, меняйте позицию. Еще во время медитации можно аккуратно подвигаться и сменить положение ног на более удобное, чтобы они не затекали.
Что делать если после медитации болит голова?
Вопрос: Уже где то неделю занимаюсь этой практикой, но в последнее время стала постоянно болеть голова. Это нормально? Или же нужно прекратить срочно?
Этот симптом имеет место быть у некоторых людей, я убедился, почитав разные источники. Вопрос довольно популярный в интернете. Причина может быть следующая. Возможно, вы слишком напрягаетесь для того, чтобы удержать концентрацию. А ваш ум, привыкший к постоянной активности, встречает попытки избавиться от мыслей с сопротивлением. Это сопротивление, вероятно, вызывает головную боль. Конечно, я не могу настаивать на том, чтобы вы продолжали практику, раз организм так реагирует. Но, возможно, это происходит только по-началу…
Я бы на вашем месте попробовал снизить напряжение во время медитации, для этого:
Вот что я бы посоветовал попробовать, прежде чем прекращать практику, так как медитация очень ценная вещь, чтобы не попытаться продолжать ее даже при такой реакции организма.
PS. Возможно, все дело в напряжении тела, поэтому можете попробовать перед медитацией на протяжении двух минут поочередно расслаблять каждую часть тела, направляя внимание внимание от макушки до пальцев ног. Про эту технику релаксации можете почитать в статье как научиться расслабляться в разделе «Техника релаксации из йоги».
Как правильно читать мантру?
Несколько людей задали такой вопрос о медитации с мантрой, поэтому решил на него ответить здесь.
Вопрос: Скажите, а мантру при медитации нужно повторять вслух или можно про себя?
Ответ: Конечно нужно повторять про себя.
Что делать, если во время медитации наблюдается учащенное/затрудненное дыхание?
Вопрос: Сейчас перед расслаблением у меня также происходит учащенное дыхание, с чем это связано?
Ответ: Возможно, из-за положения тела, в котором вы находитесь (неправильное положение спины), ваши легкие не могут раскрыться полностью и вам приходится вдыхать воздух меньшими порциями, но с усиленной частотой. Поэтому, держите спину прямо! Это позволит вашим легким раскрываться в полную силу.
Что делать если я испытываю дискомфорт или боль в спине, когда пытаюсь медитировать с прямой спиной?
Вопрос: Здравствуйте,Николай))хочу спросить у вас совет.я много раз пробовала медитировать….но болит спина!!и я совершенно не могу сконцентрироваться…просто долго не могу сидеть прямо.я пробовала ложиться на пол и у меня стало получаться!!ну по крайней мере мне так кажется.после таких лежачих медитаций чувствую себя лучше.но ведь это не правильно!!по крайней мере все учат делать это делать сидя…буду благодарна за ответ!
Ответ: прижимайте спину к спинке стула или к другой опоре и медитируйте.
Вращения головы
Вопрос: Начала медитировать. Во время медитации у меня происходит вращения головы в разные стороны и по кругу…это нормально?
Ответ: Елена, почитал несколько источников. Вы не единственная у кого так происходит. В некоторых источниках написано, что в этом нет ничего плохого. В других, что это вообще хорошо. Кто-то связывает этот феномен с расслабленностью мышц, а кто-то объясняет это потоками энергии. В любом случае, в этом нет ничего плохого.
Не обращайте внимания на эти движения, пускай они идут своим чередом и не отвлекают вас. Если они слишком сильные и мешают вам медитировать, просто откройте глаза.
Пока это все вопросы и ответы, которые мне удалось собрать. Задавайте вопросы, буду отвечать и публиковать некоторые ответы здесь.
Странное чувство в районе переносицы
Вопрос: чувствую давление (покалывание, тепло) в районе переносицы во время медитации и не только.
Ответ: это нормально, даже, возможно хорошо. Я сам стал испытывать эту чувство сразу после того, как начал медитировать. Оно проявляется у меня не только во время медитации, но и в обычной жизни, когда, я например, пытаюсь взять себя в руки, справиться с эмоциональными переживаниями. В моем случае, это некий «индикатор осознанности», который включается в моменты концентрации.
Многие связывают это чувство с энергетической активностью в области третьего глаза.
Выделяется слюна во время медитации, часто глотаю
Вопрос: Николай, во время мегитации, начинается слюновыделение, приходится часто глотать, что сильно отвлекает, может,кто нибуть пережил эту ситуацию.Спасибо
Ответ : Виталий, слюноотделение происходит постоянно, просто во время медитации, как мне кажется, вы обращаете на это внимание. Поэтому когда проглатывание слюны отвлекает вас, плавно переводите внимание обратно на дыхание или мантру. Это главное
Но вот еще несколько советов из разных источников:
Можно ли слушать музыку во время медитации?
Вопрос: Николай, я медитирую под специальную музыку для медитаций ( Тайскую, Китайскую и т.д) вроде эффект есть, в тишине вообще и 5 минут просидеть не могу. Вы говорите, что лучше медитировать в тишине. Объясните пожалуйста почему?
Ответ : Екатерина, потому что медитация — это самонаблюдение, а не концентрация на прослушивании музыки. Во время медитации необходимо снизить поступающую информацию до минимума (поэтому вы закрываете глаза), а музыка это лишняя информация. Да, она помогает расслабиться. Но расслабление — не единственная цель медитации. Медитация — это еще осознанность, контроль ума и сознательная работа над собой.
Если вы не можете медитировать в тишине, значит, что-то вам мешает. А мешает вам внутреннее напряжение. От него нужно избавляться и учиться расслабляться в тишине. Следовательно вам тем более надо медитировать без музыки. Короче говоря, если вы не можете медитировать в тишине, то вам необходимо медитировать в тишине.
Почему надо медитировать два раза в день? Почему так сложно высидеть 20 минут?
Вопрос: Здравствуйте, Николай!
Объясните пожалуйста, почему вы так настойчиво рекомендуете медитировать 2 раза в день?
Знаете, очень сложно концентрироваться 20 минут. Хотя с каждым разом получается все лучше. Но во время медитации я все жду, когда уже эти 20 минут иссякнут (я ставлю таймер, и иногда поглядываю на оставшееся время)…
Ответ: Анастасия, утром надо медитировать, чтобы мобилизовать силы, получить концентрацию, а вечером, чтобы снять стресс, избавиться от накопившихся мыслей.
Знаю, что сложно, но что поделать? К таким желаниям нужно относиться как к любым мыслям и эмоциям во время медитации, просто наблюдать за ним, но не вовлекаться в них. Не отождествлять себя в желанием отвлечься. Убедите себя в том, что вы все равно раньше 20-ти минут не сможете закончить. И если вы будете терзать себя мыслями о том, как бы поскорее перестать, вы не расслабитесь, а время будет тянуться еще дольше. Учитесь пребывать в настоящем моменте, не думая о будущем или о прошлом. На таймер лучше не смотреть. Это отличная тренировка для силы воли, заставлять себя сидеть 20 минут, будете делать это каждый день, все вам будет даваться проще. Но этим эффектом не исчерпывается медитация.
PS. То что вам очень сложно высидеть 20 минут, как раз сильный аргумент в пользу того, что вам надо медитировать. Потому что вам мешает усидеть на месте внутреннее напряжение, которое тянет вас куда-то. Медитация избавляет вас от этого напряжения.
В какое время нужно медитировать?
Вопрос: Можно ли медитировать с утра — сразу как проснулся, и вечером перед сном?
Ответ: Анатолий, с утра можно только нужно проснуться, сделать зарядку, принять душ, например. Перед сном нежелательно, как минимум за 3 часа до сна. Бывает, после медитации трудно заснуть. Поэтому должно пройти какое-то время.
Можно ли медитировать лежа? Что делать, если не получается поддерживать спину прямой?
Вопрос: Мне не понятно как при полном расслаблении тела можно медитировать сидя, поскольку при абсолютно полном расслаблении мышц тело и голову невозможно удержать в вертикальном положении, тело начинает попросту заваливаться, а голова падать на грудь по закону физики. Т.о. Начинаю отвлекаться на удержание тела в вертикальном положении. А что Вы скажете насчет медитации лежа, ведь лежа тело расслабить возможно.
Ответ: Наталья, лежа есть риск заснуть и концентрацию сложнее удерживать, чем если бы вы медитировали сидя. Медитация — это не только расслабление, но и осознанность. Когда вы сидите с прямой спиной, ваше внимание лучше фокусируется, вы находитесь как бы в балансе между полным расслаблением и внутренним тонусом, вы отдыхаете, но еще и не спите. Ваше сознание и внимание работают. Поддерживать эту работу, не засыпать, не проваливаться в полную прострацию, удерживать осознанность помогает прямая спина, сидячее положение. Сначала это вызывает напряжение, но потом привыкаешь.
Если по каким-то причинам не получается держать спину прямой без опоры — облокотите ее на что-то.
А для расслабления лежа можно использовать шавасану из йоги, но этоо уже не совсем медитация, а больше отдых, релаксация. А медитация — это далеко не только расслабление!
Как медитировать при болезни?
Вопрос: Добрый день! Подскажите пожалуйста как медитировать при сильной простуде? Некоторое время назад с успехом начала медиаторовать, но сейчас разболелась — постоянно течет из носа, сильный кашель и болит горло, совсем не получается расслабиться и сконцентрироваться на медитации. Наверняка за долгое врем вашей практики вы сталкивались с такими ситуациями. Заранее спасибо за ответ!
Ответ: Евгения, раньше я отвечал на этот вопрос так, что можете меньше медитировать, обложиться подушками и даже медитировать лежа.
После своей последней болезни с температурой и сильным ознобом я стал отвечать по-другому, давая противоположный ответ. Медитируйте также как медитировали, если бы были здоровыми, даже, можете чуть-чуть побольше. Почему? Потому что больной человек нуждается в каком-то тонусе, в хорошем настроении намного больше чем здоровый. И медитация ему в этом поможет. С ней намного лучше переноситься болезнь, плюс она согревает тело (не у всех людей, правда) и отлично снимает озноб (проверено на себе). Конечно будет трудней сконцентрироваться и расслабиться. Но это не значит, что медитация пройдет впустую. Старайтесь уводить ваше внимание от симптомов простуды, останавливая его на дыхании или мантре.
Покалывание в конечностях и зевота во время медитаци
Я медитирую всего 2 дня.У меня во время медитации возникает покалывание и онемение пальцев рук. Еще появляется желание зевать непрерывно.Меня это насторожило.Нормально ли это?
Валерия, покалывание это нормально. Не акцентируйте внимания на этом ощущении. (некоторые учителя медитации говорят, что это так нормализуются биологические процессы в определенных местах вашего тела)
Зевота может происходить по следующим причинам: вы меняете дыхание или оно само меняется, вы расслабляетесь быстро и у вас появляется сонливость, которую до этого вы не чувствовали из-за напряжения или потому что вы не держите спину прямой или облокачиваете ее на что-то. Попробуйте устранить какой-нибудь из этих факторов. Если не получается, просто перестаньте обращать на это внимание.
Покачивается тело взад-вперед во время медитации
Вопрос: Добрый вечер. Медитирую только второй день, но заметил, что стоит усеться в позу лотоса и расслабиться, как сразу почему-то начинаю раскачиваться взад-вперед. Хотелось бы узнать, о чем это свидетельствует и нужно ли как-то с этим бороться. Спасибо.
Дмитрий, такое бывает. Но это можно просто остановить и не качаться. Каждый раз как тело начинает качаться просто останавливать его.
«Не могу долго сидеть»
Вопрос: Начал медитировать опираясь на то что изложено в ваших статьях, за это тоже спасибо, но вот есть проблема,которая заключается в том что я не могу высидеть и 15 минут мне постоянно хочется сорваться перестать в голову приходят мысли типа «Хорош на сегодня»,
такое было и у меня. Это естественно, это внутреннее беспокойство, которое «лезет» наружу. Именно на снижение такого беспокойства, в том числе, направлена медитация. Потом становиться легче с этим справляться. Это такая же эмоция и мысль, как и все остальные эмоции и мысли, следовательно, нужно делать то же самое: наблюдать за тем как вам «хочется сорваться» и не вовлекаться в эти переживания. Не пытаться их остановить и как-то контролировать, а просто наблюдать. И сидеть до конца. Если не помогает наблюдать, то просто принять то, что не помогает, и ничего с этим не делать, опять же сидеть до конца.
Как засечь время
пробую начать медитировать по вашим советам, но не могу понять как контролировать время. На часы смотреть — отвлекаться, ставить будильник — резко выходить из медитативного состояния. Без привязки к реальности не получается следить за временем, что же делать?
Ответ:
Юрий, можете поставить на будильник приятную мелодию, например пение птиц, или какую-нибудь медленную музыку. Чтобы она вас не раздражала, но при этом давала понять, что время медитации истекло.
1. «Можно ли медитировать лежа?»
2. «Мне трудно расслабиться и держать спину прямо, спина и ноги начинают болеть, что делать?»
3. «Когда я медитирую, у меня появляются образы/видения/я вижу очень красивые картинки/свет, как это понимать и что это может значить?»
4. «Есть ли разница между медитацией и релаксацией или это одно и то же?»
1. “Можно ли медитировать лежа?“
Медитировать лежа можно, но я бы не рекомендовал эту позу для начинающих медитировать. Дело в том, что медитировать лежа гораздо сложней, чем сидя (как бы странно это ни звучало!) Неслучайно в некоторых буддистких монастырях обучение медитации лежа проходит в самую последнюю очередь, после того как ученики уже освоили сидячую медитацию и динамическую медитацию (например, медитацию во время ходьбы или приема пищи). Медитация – это тонкий баланс расслабленного тела и ясного бодрого сознания. Когда мы сидим с прямой спиной в комфортной позе этот баланс проще уловить – тело достаточно расслаблено, но в то же время нам необходимо прилагать определенные усилия, чтобы сохранять равновесие. В позе лежа велик риск уснуть: в процессе медитации тело расслабляется, нам все сложней сохранять бодрость сознания, слушать голос инструктора или следить за дыханием и мы засыпаем. Но, конечно же, это не догма – если у вас есть такое желание, поэкспериментируйте – попробуйте медитировать один день сидя, другой лежа и сравните, как у вас лучше получается.
2. “Мне трудно расслабиться и держать спину прямо, спина и ноги начинают болеть, что делать?“
Да, такая проблема действительно есть. Причем, практически у всех. Болит спина, затекают ноги – причем иногда даже за 10 минут. А как же люди сидят в медитации по часу и больше…? Перед моей первой випассаной (это интенсивный курс, где надо медитировать 10 дней подряд по 12 часов в день) я переживал, насколько я физически способен столько просидеть в позе для медитации – со скрещенными ногами и прямой спиной.
Я перепробовал все вспомогательные материалы, которые только существуют – скамейки для медитации, подушки для медитации, но все это не работало… Сидеть на скамейке для медитации с подогнутыми под себя ногами (японская поза) неудобно – очень большая нагрузка на колени и голени, они быстро устают и начинают болеть. Обычные круглые подушки для медитации мне тоже не помогали – ноги были на весу, спина округлялась и быстро уставала.
В итоге я решил изготовить для себя свою собственную подушку для медитации (да, я замороченный!:), воплотив в ней все то, чего мне не хватало. Вот так она выглядит:
Особенность моей подушки в ее форме – благодаря скошенной геометрии таз немного наклонен вперед, из-за этого в пояснице возникает естественный прогиб; а боковые лепестки подушки поддерживают бедра – все это позволяет сидеть с прямой спиной без напряжения и усталости по несколько часов в день.
Моя подушка оказалась настолько успешной, что теперь мне их заказывают центры медитации в России, чтобы оборудовать свои залы.
Вы можете заказать такую подушку для себя тут.)
Преодоление боли в ногах во время медитации
Начинающие заниматься йогой часто испытывают физический дискомфорт, особенно когда практикуют асаны или пробуют сидеть с прямой спиной и скрещенными ногами
для выполнения практик пранаямы или концентрации. При этом физическая боль в ногах или спине становится серьёзным испытанием на пути и даже причиной отказа от практики. Одно дело если практиковать время от времени, и совсем другое – длинные интенсивные ретриты, где сидеть приходиться по много часов и преодолевать боли в ногах и спине любыми методами.
Мастера медитации сравнивают тело со стаканом, а ум — с водой в стакане. Пока стакан спокойно стоит без движений, ум тоже спокойный, как гладь горного озера. Если же стакан поставить на неровную поверхность, крутить или теребить, то вода в нём тоже волнуется и не может «устаканиться»: ум тогда подобный горной реке. Связь ума и тела очевидна для тех, кто практикует, и современные учёные также подтверждают: состояние тела проецируется на ум, а состояние ума – отпечатывается в теле.
Залог эффективной концентрации или медитации во многом зависит от положения тела во время практики: чем оно устойчивее «укореняется» в медитативной позе, тем эффективнее проходит работа с умом. Из-за дискомфорта в теле возникают желания часто менять позу, почесаться, поёрзать, покрутиться и всячески отвлечься.
Испытывать дискомфорт во время медитации – нормальное явление в начале пути. С этим сталкиваются все практикующие. Боль и отвлечения не говорят о том, что практика безуспешна.
Вот как описывает начало своего медитативного опыта буддийский Учитель Мингьюр Ринпоче:
«Я старался успокоить свой ум, но мой ум не желал успокаиваться. На самом деле в те первые годы формального обучения я обнаружил, что отвлекаюсь больше, чем прежде. Меня раздражало всё что угодно: физические неудобства, звуки на заднем плане, конфликты с другими людьми. Спустя много лет я пойму, что в действительности это не было регрессом; я просто начинал в большей степени осознавать непрерывный поток мыслей и ощущений, которые не замечал ранее. Увидев, как через тот же процесс проходят другие люди, я теперь понимаю, что этот опыт типичен для всех, кто только учится исследовать свой ум с помощью медитации».
Возможные причины боли
1. Ненужное напряжение в теле из-за неправильной позы в частности или стиля жизни в общем.
Первая причина боли – неправильная поза во время практик, которая приводит к перенапряжению мышц. Когда мышцу нужно напрячь, мозг посылает ей сигнал, и она сокращается; когда сигнал прекращается, мышца автоматически возвращается в своё исходное расслабленное состояние. Если напряжение длительное, или даже хроническое, то полного расслабления не происходит и остаток напряжения будет продолжать затрачивать ресурсы организма, а задействованные мышцы будут болеть, находясь на пределе своих возможностей. Это как газовать на парковке: эффекта ноль, а износ машины и трата ресурсов налицо.
Если поза для медитации выбрана неправильно, то неосознанно перенапрягаются мышцы, что рано или поздно выльется в боль. Выберите ту позу, в которой вам удобно и занимайтесь в ней. Остальные, более «продвинутые» добавляйте в свою практику постепенно.
Хроническая боль возникает также и в повседневной жизни — от неправильного сидения или привычки сутулиться, от стресса или повторяющихся негативных эмоций, вплоть до неграмотного восстановления после травмы, во время которой возникает мышечная амнезия правильного и симметричного распределения нагрузки.
Врачи альтернативной медицины, которые работают с психосоматическими причинами болезней, считают, что психоэмоциональная сфера жизни отображается в мышечном корсете в виде напряжения. Например, человек, который злится, неосознанно стискивает зубы, сжимает кулаки, напрягается. Это естественные встроенные инстинкты для защиты от внешней агрессии. Но если ситуация часто повторяется, то мышечные зажимы входят в привычку. А хроническое напряжение порождает боль и болезни. Даже современные учёные признают, что ум и тело взаимосвязаны: характер в теле выражен в виде мышечной ригидности, т. е. чрезмерного напряжения определённых мышц.
Существует мнение, что закрепощение тазобедренных суставов связанно с болезненным состоянием органов брюшной полости: у практиков, имеющих явные или скрытые проблемы в органах малого таза, или ЖКТ, напряжение из брюшины передаётся в тазобедренные суставы. В этом случае рекомендованы манипуляции с животом из арсенала йоги при отсутствии противопоказаний. Это агнисара дхаути крия («болтание» передней стенкой живота), наули («волна» мышцами живота) и уддияна-бандха крия (средний замок, или вакуумное втягивание живота).
Однако, проблема нераскрытых тазобедренных суставов куда чаще встречается у представителей западной цивилизации, где предпочитают удобно сидеть на стуле, опустив ноги, а не получать пользу от сидения со скрещёнными ногами. На ретритах в Азии можно наблюдать, как даже люди в почтённом возрасте с лёгкостью выдерживают многочасовые медитативные сессии, в отличие от молодых представителей западных стран. Когда моя личная мотивация практиковать меркла, натыкаясь на непослушный ум и боль в спине и ногах, меня сильно вдохновляли бабушки «под 80» на випассане в Индии: казалось, что они даже не испытывают дискомфорт, настолько гармонично они сливались с практикой.
2. Сильная нисходящая энергия Апана-вайю.
Кроме отсутствия привычки сидеть со скрещёнными ногами, может мешать сильная апана-вайю. Грубой материей физического тела мы не ограничены, есть и более тонкие оболочки, одна из которых называется прана-майя-коша, т. е. иллюзорное тело энергии.
Энергия в зависимости от выполняемых функций делится на 5 основных. Одной из основных пран (или вайю, что значит «ветер» на санскрите, и метафорически отражет свойства энергии быстро перемещаться) – это апана-вайю, энергия, текущая вниз и отвечающая за выведение нечистот из организма, – дефекацию и мочеиспускание, а также за роды, месячные очищения у женщин и семяизвержение у мужчин. Её проекция охватывает нижнюю часть тела от пупка до стоп.
Эта энергия нужна и важна, но её избыток препятствует духовному развитию: мощный поток апаны может сместить центр сознания на нижние чакры, навязывая низменные страсти и устремления. Сильная апана-вайю закрепощает ноги и не даёт долго сидеть в медитативной асане.
Учителя наставляют, что работа с апана-вайю на начальных этапах практики нелегка, но невероятно важна. Со своими слабостями встретиться лицом к лицу неприятно, но необходимо. На нелёгком пути борьбы с собственными слабостями вдохновение приходит из жизнеописаний святых, йогов и Учителей, а поддержка – от единомышленников. Не стоит сдаваться, с какими бы трудностями не пришлось встретиться. Все препятствия конечны.
Согласно мудрецу Патанджали, автору Йога-сутр, Путь йога идёт по тропе «Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна-Самадхи». На первом месте – нравственные предписания и запреты, без которых дальнейшее продвижение просто опасно.
О том же говорил и Будда. Например, в Упали-сутре:
«Достопочтенный Упали подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, я хотел бы отправиться в уединённые обиталища в лесах и рощах».
Представь, Упали, большое озеро, и мимо проходил бы огромный слон размером в семь или восемь локтей. Он бы подумал: «Что если я войду в это озеро и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду и отправлюсь куда пожелаю». И тогда он вошёл бы в озеро и, играясь, вымыл бы свои уши и шею. Затем он бы помылся, попил, вышел и отправился бы куда пожелал. И почему [он смог так сделать]? Потому что его большое тело находит опору в глубинах [озера].
А затем мимо пробегал бы заяц или кот. Он бы подумал: «Чем же я хуже слона? Я войду в это озеро, и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду и отправлюсь куда пожелаю». И затем, не обдумав, он поспешно бы вошёл в глубокое озеро. И можно ожидать, что он либо утонет, либо его снесёт. И почему? Потому что его маленькое тело не находит опоры в глубинах.
Точно также, можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что он либо утонет, либо его снесёт.
Ну же, Упали, пребывай в Сангхе. По мере пребывания в Сангхе ты будешь чувствовать себя спокойно».
Нравственность есть опора на Пути. С её освоения стоит начинать духовное развитие. Сразу прыгнуть в медитацию не получится. С другой стороны, на полирование своего нравственного характера могут уйти десятилетия, а то и множество жизней. В Кали-югу интерес к духовности в целом и к медитации, в частности, может возникнуть только у тех, кто уже не первую жизнь работает над своими омрачениями.
3. Накопленная негативная карма.
Третьей причиной закрепощения ног является накопленная карма прошлых воплощений и деяний этой жизни. Согласно учениям мудрецов, негативная карма отображается в физическом теле болезнями, закрепощениями, болями. Карма, накопленная в ногах – это карма убийства, жестокого обращения с другими живыми существами, злость, страхи, похоть, жажда чувственных наслаждений и т. п. Закрепощения стоп – это карма, которая ведёт к перерождению в Аду, коленей – в мире претов (голодных духов), бёдер – в мир животных. Постепенное переживание дискомфорта в тех областях и практика раскрепощения ног помогает смягчить участь, вплоть до полного истощения кармы.
Во всём вини одно. Мы часто виним в своих несчастьях других людей или не зависящие от нас обстоятельства. Но страдание — это результат нашего собственного неведения, привязанности и отвращения. Если мы поймём это, то получим лекарство от страдания. Мы можем попытаться найти другие объяснения, но в действительности главный источник нашей боли — это эго, заботящееся о себе. Рингу Тулку Ринпоче
Карма «записывается» в тонком теле в виде семян-самскар, или склонностей/привычек/черт характера. Отпечатки слов, мыслей и действий прошлых жизней и этого воплощения записаны во внутреннем мире человека. Состояние мышц и энергопотоков связано напрямую: хроническое напряжение блокирует поток, вызывая ту или иную эмоцию/реакцию на внешний раздражитель/привычку/устремление. Созревшая карма проявляется через тело, поражая сначала ум. И так же записывается новая карма – через тело в уме.
Хотя стоит заметить также, что раз и навсегда расправиться с кармой навряд ли получится. Когда проработа один слой, оголяется следующий, т. е. созревают новые кармические семена, засеянные в прошлом.
«Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. В это время неподалёку от Самого Почитаемого сидел один монах в позе с перекрещёнными ногами, с выпрямленной спиной, и терпел острую, пронзительную, мучительную боль, которая была результатом его старой кармы, и он сохранял сосредоточение, внимание, не испытывая душевных страданий. Самый Почитаемый увидел, как он сидит с перекрещёнными ногами, с выпрямленной спиной, и терпит острую, пронзительную, мучительную боль, которая была результатом его старой кармы, и как он сохраняет сосредоточение, внимание, не испытывая душевных страданий.
И тогда, осознавая смысл этого, Самый Почитаемый произнёс по этому поводу:
Для монаха, преодолевшего свою карму,
стряхнувшего с себя пыль прошлого,
уравновешенного, не жаждущего, –
для Достигшего – нет вопросов, ответы на которые надо искать у других».
Миларепа, который на момент обращения к Учению и практике имел груз нелёгкой кармы убийства 35 членов своей семьи. Тем не менее, он за одну жизнь смог преодолеть этот пласт кармы и достиг освобождения в том же воплощении. Навряд ли у кого-то из нас есть бремя такой кармы. А то, что смог сделать один человек, доступно и всем другим.
Достойно и мужественно терпеть, проходя каждую ситуацию без формирования новых негативных узелков.
Даже готовясь к ретриту заранее, вероятнее всего, избежать встречи с дискомфортом во время практик не удастся. Запасаемся мужеством и разбираемся, как достойно пережить встречу с болью.
1. Сопротивление усиливает боль.
Переживание боли напоминает айсберг – физический дискомфорт лишь его верхушка, 9/10 боли порождается умом. Опытные практикующие подтверждают: со временем боль физическая уходит и не доставляет столько неудобств, а её остатки не причиняют боль душевную (т. е. не влияют на спокойствие ума).
В Накулапита-сутре Будда так наставлял пожилого человека, который сетовал на свою немощь и боль в теле: «Тело недужит, слабеет и приносит массу хлопот. В заботах о теле, кто скажет, что на данный момент абсолютно здоров? Только из-за абсолютного невежества можно утверждать так. Поэтому ты должен настраивать себя: Даже пусть моё тело страдает, ум мой не будет страдать. Вот как ты должен настраивать себя».
Шарипутра, один из ближайших учеников Будды, пояснил это учение Будды так: страдающий от телесных недугов страдает и телом, и умом из-за невежественного отождествления себя с телом, ощущениями тела, представлениями, накопленным опытом и сознанием. Страдающий от телесных недугов, но не страдающий умом не считает, что «Я есть тело», не отождествляет себя со своими ощущениями, представлениями, накопленным опытом и сознанием.
Как уменьшить боль душевную?
Только разотождествлением себя с физическим телом и прекращением борьбы за эфемерное счастье тела и личности.
Образ «Я» сформирован опытом и впечатлениями, которые «записаны» в сознании привычными нейронными связями: «Я – это личность, которая любит абрикосовое мороженое, терпеть не может тех, кто ковыряется в носу или громко сморкается, кто всегда приходит на помощь друзьям и не пропускает ни один концерт любимой поп-группы и т. п.». Получается, человек, когда был счастлив, купил мороженое абрикосовое и теперь всю жизнь считает, что любит его, потому что в его мозгу есть ассоциация: мороженое – счастье. Т. е. стремление к счастью замещено дешёвым счастьезаменителем, которое, как и все искусственное – вредное и фальшивое. Но нервная система уже мёртвой хваткой вцепилась в этот опыт, и не может избавиться от него. Теперь каждый раз, подсознательно стремясь к счастью, человек выбирает абрикосовое мороженое в поисках повторения того самого опыта. Естественно, неосознанно.
Выходит, что состоявшийся образ некой личности, которая привыкла себя проявлять определённым образом и ассоциировать с физическим бренным телом, даже не осознавая, что это просто набор поведенческих паттернов, глубоко въевшийся в нашу нервную систему. А значит, что ощущения боли, страха, неуверенности, всего багажа автоматических эмоциональных реакций, ограниченности нашей личности можно преодолеть путём дрессировки нейронных связей. Ведь по сути личность – это временное явление в череде воплощений Души. А мы намертво в неё вцепились, защищая из последних сил то, что скоро вообще перестанет существовать и иметь хоть какую-то ценность.
Эти слова могут показаться лишь философией, никак не помогающей справиться с болью во время долгого сидения, тем не менее, мудрые слова Будды указывают направление, в котором стоит развиваться, чтобы познать истинную природу ума, забросанную хламом опыта, цепляний, отторжений, привычек и прочего.
Как это знание применить на практике?
В буддизме существует принцип непостоянства всего, что имеет составную природу – санкрит. анитья (пали аничча). Все явления, которые можно разложить на составляющие, подвержены изменениям. Наблюдая разные составляющие того, что мы считаем целым, можно докопаться до их сути. Таков подход можно применить к личности, посмотрев на себя со стороны и увидев просто набор ощущений, восприятий, волевых актов и актов сознания. А можно – к конкретному ощущению боли и дискомфорта.
Изучив боль, возможно обнаружить массу оттенков этого ощущения: резкая-тупая, покалывание, жар, зуд, разливающаяся в какой-то области или точечная и т. д. Согласитесь, что зубная боль и боль в желудке отличаются интенсивностью, яркостью, насыщенностью и др. факторами. Для изучившего боль как совокупность различных оттенков ощущений, она перестаёт быть сильной. Это как поднимать 50-килаграммовый мешок по 5 кг. Если мешок можно поделить, значит, его можно поднять без усилий. Или разбирать боль как конструктор Лего: сложенные в определённом порядке кирпичики имеют смысл и вызывают в нас эмоции, а просто груда кирпичей перестаёт иметь значение. Мы не можем уничтожить мешок или кирпичи, но мы можем снять слишком большую важность того или иного явления в нашем восприятии. То же касается и эмоций, чувств, нашей личности, опыта и так далее.
Медитацию часто используют альтернативные терапевты для работы над болью, которую никакие болеутоляющие уже не могут снять и врачи беЗсильны. И в таких ситуациях медитация на боли помогает если не устранить ее, то не страдать от боли в уме.
Страдание, как говорят мастера, — это боль, помноженная на умственное сопротивление. Если человек наступит на колючку, но внутри не возмутится, то он испытает боль только одной колючки, если же будет сопротивляться проявившейся ситуации, вопрошая, за что же такое несчастье с ним произошло, то боль от одной колючки удесятеряется призмой его восприятия и сопротивления действительности. А если ещё будет всем подряд рассказывать об инциденте, то боль будет переживаться при каждом рассказе. Таким образом боль одной колючки можно растиражировать в уме многократно, усиливая переживания.
Что советуют учителя медитации в таких, казалось бы, безнадёжных случаях? Американский учитель медитации Шинзен Янг, который специализируется на медитации на боли, рекомендует: «Если вы чувствуете боль, будьте к ней внимательны, не делайте ничего. Внимание это великий меч — он отсекает все. Просто уделите внимание боли». БеЗпристрастное наблюдение, невовлечение в саму боль, необыгрывание внутренних монологов помогают увидеть голую боль без домыслов, и она вполне может оказаться не такой уж и страшной.
Обозначьте боль, охарактеризуйте её форму, свойства, поведение, т. е. разберите её по винтикам. Например, боль можно представить красной пульсирующей точкой или тяжёлым предметом прямоугольной формы. Проследите её начало и локализируйте её.
Это временные методы для работы с болью, ведь без уничтожения причин страдания – неблагого поведения, пристрастий и разрушающих эмоций-ядов – карма не истощится и будет постоянно преследовать. Тем не менее, на определённом этапе этот метод помогает накопить опыт в концентрации и обрести уверенность в своих силах.
Регулярная тренировка помогает переучить нервную систему и изменить привычные реакции на боль. Все ощущения тела, болевой порог – это нейронные поведенческие реакции, которые были воспитаны с детства или остались запрограммированы с прошлых воплощений. Для перепрограммирования нужно время. Боль не обязательно уйдёт, но отношение к ней можно изменить. Это и будет следование совету Будды не отождествлять себя с телом, не делать его хозяином.
Тело пытается подчинить себе, плетёт интриги и заговоры во время медитации, стараясь показать «кто здесь главный». Выйти из этой игры «Я есть тело» и посмотреть на боль со стороны, отмечая красочную игру актёров и великолепную задумку режиссёра – вот путь к успеху. Используйте возможности, которые дарит боль.
Освободитесь от любого цепляния за свои переживания.
Девятый Гьялванг Кармапа
Если хватает силы воли, то попробуйте потерпеть боль. Здесь важно не переусердствовать – чрезмерные потуги могут «выбросить» из медитации надолго, если не навсегда. Баланс аскезы (добровольного принятия дискомфорта ради благой цели) и ахимсы (ненасилия) всегда тонок и у каждого граница своя. Но разумное терпение должно присутствовать в саморазвитии, ибо путь внутреннего совершенствования не может быть сладок. Но разумное терпение не должно быть частью военных действий с телом: тело – драгоценная возможность развиваться и совершенствоваться, но только если оно находится в подчинении. Борьба означает неспокойствие ума, что не совместимо с медитацией. Никакого отчаянного усилия над собой совершать не стоит: и мышцы, и нервная система, и мыслительный процесс должны быть расслаблены во время внутренних практик, если только они сами не являются частью практики.
У новичков часто возникает вопрос о вреде долгого сидения со скрещёнными ногами. Не приведёт ли это к проблемам с кровеносной системой, не перекрываются ли сосуды в ногах, не грозит ли долгая медитация омертвением тканей и подобное. Этого бояться не стоит. Возможное онемение ног ощущается из-за сдавливания нервов, а не перекрытия кровоснабжения.
3. По возможности, увеличьте концентрацию.
Чем больше практикующий сосредотачивается на практике непосредственно (концентрация на дыханииили на образе, или визуализация), тем меньше замечает физический дискомфорт.
Опыт 100-дневного ретрита один преподаватель по медитации описывает следующим образом: «Три раза в день я должен был идти к деревянной бочке с водой, пробивать лёд, наполнять деревянную кадку и обливаться из неё ледяной водой. Этот ритуал необходимо было повторять перед каждым периодом медитации.
На третий день, когда я облился с головой и пытался высушиться, вытираясь замерзающим в руках полотенцем, на меня снизошло озарение.
В первые три дня я замечал, что каждый раз, когда мой ум блуждал, ощущение страдания усиливалось, а когда я возобновлял концентрацию – оно уменьшалось. Стало кристально ясно, что у меня всего три варианта: либо я проведу следующие девяносто семь дней в безнадёжных мучениях, либо сдамся и вернусь в Америку, либо проведу эти девяносто семь дней в состоянии концентрации, двадцать четыре часа в сутки. Четвёртого варианта попросту не существовало. Я не хотел сдаваться и тем более не хотел проводить девяносто семь дней в страдании, а потому поклялся приложить все усилия к тому, чтобы оставаться в состоянии непрерывной концентрации».
Скорее всего, вам знакома глубокая концентрация в жизни. Например, увлечённое чтение или глубокая задумчивость, которые поглощали все внимание до такой степени, что вы пропускали приёмы пищи, ночь не спали или игнорировали обращения других людей к вам. В моменты глубочайшей концентрации ум безразличен к другим объектам, в том числе, и к боли. А это достаточно легко достигается усердными тренировками.
Одна из практик развития концентрации, доступная новичкам и лёгкая в исполнении, – это тратака, фиксированный взгляд на свече. Попробуйте, возможно, во время подготовки к ретриту тратака станет вашим союзником в работе с умом и позволит отвлечься от дискомфорта в теле.
С помощью правильной позы можно частично устранить боль. Излишнего страдания стоит избегать, чтобы (лишний раз) не тревожить и без того обезьяний ум. Хотя не стоит пребывать в иллюзии, что медитация – это блаженство и приятное времяпровождение. Великий учитель Калу Ринпоче утверждал, что боль является частью медитации.
Функция нашего тела – служить опорой уму в медитации. Поэтому главное требование к позе – долгое, устойчивое (чтобы в глубокой медитации, когда контроль за мышцами может быть утерян, человек не упал), расслабленное и неподвижное положение, подобное скале (для успокоения ума), в котором отсутствует напряжение, которое блокирует апана-вайю и не препятствует поднятию энергии вверх (т. е. прямая спина без перекосов, чтобы энергия поднималась по сушумне– центральному каналу, чьи качества благости помогают в духовной практике). Энергозатраты тела должны быть минимизированы, дыхание свободное, сознание бодрое.
Классическая семичленная медитационная поза Вайрочаны:
Падмасана или поза лотоса – идеальная база для устойчивого сбалансированного положения тела как фундамента для умиротворённого ума. Опорой телу служат не мышцы, а скелет. Когда туловище уравновешено, то прилагать усилия для его удержания вовсе не требуется. Центр тяжести – это таз. Голова должна быть строго над тазом, спина не сутулиться, чрезмерных прогибов нет – тогда удержание позы не требует усилий.
Как учит Хатха-йога Прадипика: «Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле», наверное, намекая, что только тот может освоить падмасану, кто разобрался со своими желаниями и привычками и мудро устремил свой взор к самопознанию.
Что делать тем, кто устремил свой взор к Высшему в нелёгкую пору Кали-Юги и не до конца разобрался с негативным влиянием апана-вайю? Выбрать более облегчённый вариант асаны на начальных этапах и продолжать упорствовать в освоении этой полезной во всех отношениях позы.
Облегчённые варианты: скрещённые ноги по-турецки или «удобная поза» (сукхасана), полу-лотос (ардха-падмасана), поза ученика (сидя на пятках), совершённая поза (сиддхасана) или другая, одобренная преподавателем по медитации.
Замечено, что ноги затекают меньше, если подстилка не жёсткая. В писаниях упоминается, что мудрецы использовали подстилки-сидения из травы. В современных условиях можно на коврик для медитации положить одеяло.
Если колени в положении сидя расположены выше тазобедренных суставов, можно использовать подушечку или валик под ягодицы. Даже 2-3 см сыграют значительную роль. Лучше, если не прямо садиться на подушечку, а помещать её на самый край ягодиц для поддержки, а сидеть на седалищных буграх.
Также при необходимости можно подложить небольшой валик или подушечку под колени, если они не касаются пола. Кроме того, если и такая позиция сложна, то можно использовать скамеечку для медитаций, но прибегать к этому варианту стоит как к временному.
Этот пункт очень важен, поэтому существует такое количество разнообразных положений, т. к. без устойчивой позы ум не успокоится.
• Руки сложите перед собой ладонь на ладонь, соединив кончики больших пальцев. Или же просто положите кисти на колени, ладонями вниз. Как альтернатива – руки в джняна-мудре (кончики больших пальцев соприкасаются с указательными) и свободно лежат на коленях.
• Оставьте просветы между руками и туловищем, которые обеспечивают свободное дыхание, т. к. не зажимают грудную клетку. Если этот пункт вызывает напряжение, то просто расслабьте руки и естественным образом позвольте им покоиться на ногах.
• Проследите, чтобы позвоночник был прямым. Перекосы вправо-влево могут стать причинами сонливости или чрезмерной ментальной активности, в то время как ссутулившаяся спина препятствует поднятию энергии вверх. Проследите особенно за шеей и поясницей. Не должно быть сильных прогибов.
• Подбородок слегка наклоните вниз, чтобы выпрямить шею.
• Рот следует держать расслабленным, не напрягайте нижнюю челюсть и губы. Кончик языка поместите сразу за верхними зубами, при этом язык и весь рот должен оставаться расслабленным. Проследите, чтобы челюсть не сжималась, стараясь удержать намо-мудру.
• Классический подход рекомендует держать глаза полуприкрытыми. Но начинающим лучше их закрывать, чтобы не отвлекаться. Полуприкрытые глаза помогают сохранить бодрость, если накатывает сонливость.
Таковы общие рекомендации. Каждый должен найти ту позу, которая для него эффективна. В любом случае, из 7 рекомендаций две являются самыми важными, их стоит придерживаться в первую очередь – это прямая спина и расслабленное тело.
Когда вы чувствуете, что пора менять позу, делайте это, пожалуйста, максимально мягко, чтобы не возбудить ум и не нарушить практику. Часто достаточно на сантиметр подвинуть ногу, чтобы выйти из зоны дискомфорта. Экспериментируйте.
Неправильное положение тела во время практики не только является причиной возникновения боли, но и усугублением соответствующих положению тела негативных склонностей.