зацеперы это кто такие
Кто такие зацеперы — смертельное развлечение современной молодежи
Опубликовано 27.03.2021 · Обновлено 27.03.2021
Прицепинг, трейсерфинг, зацепинг, запрыгивание на движущийся состав — это проезд снаружи поездов, опасный неформальный вид экстремального спорта. Лихачество подразумевает катание на крышах поездов, с торцевой или боковой стороны состава либо на площадках перед задней кабиной электропоездов. Подросток цепляется за выступающие поручни, лестницы, подножки, втискивается между вагонами. Экстремалы проезжают одну или две станции, при этом они снимают на видео свое безрассудство. Подростки, молодые люди или любители острых ощущений от 15 до 25 лет, практикующие подобные поездки, называются зацеперами или трейнсерферами.
До 70% зацеперов гибнут в первые дни своего «увлечения». По статистике за год только в ЦФО получили травмы 85 человек, а погибли — 50, выявлено и снято с поездов — 480 жителей Московской области. Все погибшие — не достигли совершеннолетия. Количество пассажиров, практикующих проезд снаружи, превышает 20000 человек по МО. Опасный метод безбилетного проезда начинается игрой, а заканчивается трагедией.
Зачем рисковать, занимаясь зацепингом?
Безрассудное хобби для многих экстремалов пришло из европейских государств. По количеству жертв, получивших травмы и статистике погибших, Россия давно догнала и перегнала Запад. Любители острых ощущений общаются между собой в соцсетях, создают сообщества, где ищут единомышленников, объединяются в небольшие группы для совместных поездок с целью пощекотать себе нервы. Среди любителей лихачества существуют свои традиции и негласные правила этики. Они организовывают массовые поездки, устраивают соревнования, снимают процесс на видео и выкладывают в интернете. Какие факторы способствуют желанию проехать на крыше поезда:
Молодыми людьми движет любопытство, желание испытать себя. Нездоровому развитию адреналиновой зависимости способствуют сайты, посвященные зацепингу, знакомство с «опытными товарищами» на соответствующих форумах. Подросток уверен, что он смелый, бесстрашный, его распирает от ощущения крутости и гордости от принадлежности к секретному сообществу единомышленников.
Если ребенок возвращается после прогулки в грязной одежде с разводами от машинного масла со специфическим запахом, есть царапины на коже, синяки — это сигнализирует о том, что здоровью и жизни ребенка угрожает опасность. В экипировку зацеперов входит: садовые перчатки, лыжные очки, трос со страховкой, устройство для переговоров на расстоянии, шлем с экшен-камерой, вакуумная присоска. Если вы нашли похожие предметы в личных вещах своих детей — срочно обращайтесь за помощью к специалистам!
Последствия зацепинга
В РФ наказывают за проезд снаружи составов общего пользования штрафом в размере 100-500 рублей. В случае обнаружения лихачей, катающихся на крышах вагонов и подножках электропоездов, сознательные пассажиры должны немедленно сообщить сотрудникам охраны, полиции или машинисту. Машинист обязан остановить поезд, опустить токоприемник или отключить электроснабжение на весь участок пригородной железной дороги. Манипуляции приводят к сбою в работе электричек, потери времени пассажиров, но от неравнодушия и оперативности зависит жизнь детей. Причины несчастных случаев:
Молодым людям следует предлагать рациональную альтернативу нездоровой зависимости, но в мирных целях. Езда на мотоспорт, скейте, дайвинг, виндсерфинг, велофристайл, уличная акробатика под присмотром инструкторов развивает чувство коллективизма, умение контролировать свои эмоции и с осторожностью относиться к своему здоровью и жизни. Ребенок получает адекватное признание своих заслуг, проявляет лидерские качества, вырабатывает ловкость, не подвергая себя опасности. Железная дорога не прощает ошибок — лучше своевременно предотвратить трагедию!
Угол падения: зацепинг убивает молодых россиян
С началом летнего сезона совпало сразу несколько трагических происшествий с подростками на железнодорожном транспорте. Причина увечий — так называемый зацепинг (он же трейнсерфинг), катание на крышах, буферах и других внешних частях железнодорожных составов. Разумеется, ни власть, ни общество не могут безразлично относиться к этой серьезной проблеме. Что делается для борьбы с этой опасной «забавой», выясняли «Известия».
Наверх за инвалидностью
Подобная трагедия случилась и в Нижегородской области — госпитализирован 17-летний подросток с ожогами более 50% поверхности тела. Он вместе с другом хотел сделать селфи на крыше электропоезда. По данным Минздрава, потерпевший получил разряд в 27 тыс. вольт. Следователи проводят проверку.
По данным управления на транспорте МВД по ЦФО, на апрель текущего года только в Центральной России погибли девять зацеперов.
«Статистика показывает снижение количества случаев зацепинга на 10% в этом году по сравнению с началом прошлого года. Однако эта статистика не совсем успокаивает: далеко не все факты мы можем выявить», — сообщил руководитель Управления охраны общественного порядка УТ МВД России по ЦФО подполковник полиции Валерий Свистунов.
Как быть с агитацией
В апреле на проблему с зацеперами обратил внимание глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он указал на необходимую профилактическую работу в этой области. В частности, он обратил внимание на судьбу 11-летнего ребенка, лишившегося в декабре 2020 года из-за зацепинга ног. Аркадий Аксёнов и его мама Мария согласились помогать силовикам бороться с пропагандой смертельного увлечения. Мужественный мальчик снимается в видеороликах, где откровенно рассказывает свою историю, чтобы уберечь других ребят от беды.
В Совете Федерации весной предложили привлекать к агитации против зацепинга популярных у подростков поп-музыкантов и рэперов. Кроме того, сенаторы подчеркнули важность обустройства материальной базы для спортивного досуга подростков.
«Понятно, что остановить [подростков] только запретительными мерами будет сложно. А вот предоставить альтернативу — построить скейт-парки, делать другие действия в этом направлении, [вести] контрпропаганду — вот это очень важно. Это повод [действовать] для молодежных объединений, организаций. Нужно привлекать лидеров общественного мнения, рэперов. Зацепинг — это ведь добровольное самоубийство», — сообщил во время пресс-конференции сенатор Владимир Круглый. Правда, пока никто из известных музыкантов не заявил о готовности участвовать в подобных акциях.
Кто становится зацепером
В «Методических рекомендациях по профилактике зацепинга» (есть в распоряжении «Известий»), адресованных специалистам по борьбе с безнадзорностью, дается характеристика основного сегмента нарушителей. Для них характерны склонность к рискованному поведению, потребность в автономии, потребность изменения своего статуса в социуме, дисгармоничность личности. Кроме того, есть и социальные факторы этой проблемы — часто родители зацеперов не занимаются их воспитанием, не способны наладить с ними контакт, организовать совместную деятельность. Согласно данным социологов, зацеперы рассматривают свое увлечение как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди («пройти путь героя»), найти новые ощущения. Многие подростки полагают, что таким образом они смогут улучшить свою физическую форму.
Битва с модой
Эксперты обращают внимание и на опасность социального фактора. «[Подростки] объединяются в сообщества, используя интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних», говорится в методичке. Специалисты обращают внимание на то, что в подобных группах формируется циничное отношение к тем членам сообщества, которые погибли или стали инвалидами.
Профилактика — это не только беседы с подростками в школах и других учебных заведениях. Сегодня это и работа в соцсетях. Но, увы, у тематических видео и постов об опасности зацепинга в тысячи раз меньше просмотров, чем у рекламирующих смертельно опасное развлечение блогеров. С 2018 года Роскомнадзор начал борьбу с запретным контентом в Сети. В 2020 году ведомство заблокировало около полумиллиона материалов с деструктивной информацией, сообщил замглавы службы Вадим Субботин на итоговом заседании коллегии. В эту цифру, помимо зацепинга, также входят и ресурсы с другим опасным контентом. Субботин отметил активность граждан, сообщающих о вредном содержании — число жалоб на странички увеличилось в 16 раз.
— Процесс удаления опасной информации достигает по времени от одного до трех часов с момента выявления. Это те цифры, на которые в ближайшее время нам нужно ориентироваться по всему сегменту социальных сетей, — сказал Субботин.
Однако, по мнению главы Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимира Зыкова, блокирование соцсетей с появлением TikTok стало малоэффективным.
— Там видео расходится довольно быстро на большую аудиторию, и даже если его удалят через сутки, то охваты у видео могут быть десятки тысяч, — говорит Зыков. По его словам, удаление видео — это борьба не с причинами, а со следствием. И до тех пор, пока в этом сегменте не будет налажена быстрая работа, существенных изменений ждать не приходится.
Те, кто собирает аудиторию на опасном контенте, неплохо зарабатывают.
— Правда, заработок косвенный, на рекламодателе. Плюс если есть просмотры на YouТube и подключена монетизация, то заработок идет на просмотрах. Стримы же популярны тогда, когда «форсятся» на приличную аудиторию.
Что с ответственностью
Проблема стоит на повестке не первый год, поскольку ведет к росту травматизма и смертности в уязвимой детской и подростковой среде.
— В целях противодействия такому явлению регулярно проводятся рейды, ведется профилактическая работа, обсуждаются различные законодательные инициативы, направленные на усиление ответственности, — говорит Ольга Митева, член Ассоциации юристов России.
Однако радикального снижения популярности зацепинга не происходит. В том числе из-за отсутствия в законе существенных юридических последствий как для взрослых, так и для несовершеннолетних зацеперов.
— На настоящий момент ответственность зацеперов установлена нормами КоАП. Так, ст. 11.17 КоАП РФ закрепила, что посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах влечет наложение штрафа в размере 100 рублей, — поясняет Митева.
По словам юриста, субъектом правонарушения является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если же на подножке поезда проехал подросток до 16 лет, то родителям или иным законным представителям грозит административная ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
— Как следует из указанных законоположений, ответственность можно назвать необоснованно мягкой, поскольку штрафы в размере 100 рублей не будут способствовать исправлению правонарушителя, более того, они могут спровоцировать возникновение ощущения безнаказанности, что прямо противоречит цели института юридической ответственности, — считает Митева.
Бравада в обмен на жизнь: кто такие зацеперы и почему их увлечение порой доводит до беды
Скованные одной сцепкой
Тихо сзади прицепилисьи бесплатно прокатились
Зацепинг входит в число тех юношеских шалостей, которые проходят с возрастом. Горькая правда в том, что не все зацеперы доживают до момента просветления. Но практика показывает, что риск оказаться под колесами поезда или автомобиля зацеперов совершенно не пугает, и совсем еще дети отдают жизни за свои опасные увлечения. Вспомним, например, двоих подростков, погибших в начале августа на железнодорожных путях в Жодино.
«Спортивные снаряды» зацеперов — вагоны метро и электричек, а также троллейбусы. Выделить из числа тех, кто нарушил правила пользования общественным транспортом, именно зацеперов, невозможно. Поэтому и официальной статистики по таким правонарушениям нет. Например, в минском метро имеют место лишь единичные случаи зацепинга, и они практически сразу становятся достоянием общественности. Последний из них произошел прошлой весной — прокатился на сцепке между вагонами поезда 17-летний парень. Происходящее на мобильники снимали его друзья.
К счастью, за последние годы зацепинг утратил былые масштабы и актуальность в силу того, что и без него есть много законных и менее опасных способов получить адреналин. К тому же средства безопасности и системы видеонаблюдения в метрополитене и на железной дороге вкладывают свою лепту в сокращение таких нарушений.
Официальный представитель ГП «Минский метрополитен» Андрей Кузьмин поясняет: работники метрополитена практически не оставляют шансов зацеперу остаться незамеченным, ведь сегодня за порядком в минском метрополитене следят более 2000 камер высокого разрешения. Да и после совершения «подвига» скрыться вряд ли удастся. А далее экстремал передается сотрудникам УВД по охране метрополитена для дальнейшего разбирательства.
Кроме того, большую роль в предотвращении возможной трагедии можем сыграть и мы с вами. Минский метрополитен рассчитывает на помощь пассажиров подземки и призывает немедленно сообщить о подобном правонарушении машинисту по дежурной связи в вагоне метро либо же на станции по системе экстренной связи SOS-инфо дежурному персоналу и милиции.
Троллейбус же — это почти «Тесла»
Зацеперы в наземных видах транспорта более активны, чем в метро. Наверху для этого вида правонарушений характерна скрытность — проехался и убежал. По своим конструктивным особенностям главным объектом вожделения городских зацеперов стали троллейбусы. У них сзади «для удобства» даже есть лесенка, только предназначена она не для покатушек, а для осмотра крышевого оборудования водителями и ремонтниками.
— Током травмироваться возможно разве что при обрыве сети и замыкании проводки, но такое роковое стечение обстоятельств маловероятно, — успокаивает начальник управления безопасности движения ГП «Минсктранс» Константин Гололобов.
Основная опасность для троллейбусных экстремалов — резкие разгоны и остановки транспорта, во время которых можно упасть на проезжую часть под колеса позади идущего потока автомобилей. Водитель троллейбуса не всегда имеет возможность заметить зацеперов, они цепляются во время отъезда транспорта от остановки и спрыгивают на полном ходу через пару сотен метров.
Официальный представитель ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский по долгу службы хорошо знаком с такой проблемой:
— За проход в тоннель или нахождение на железнодорожных путях метрополитена по статье 18.10 КоАП грозит штраф от 2 до 5 базовых величин. Если же говорить о железнодорожном транспорте, проезд на подножке или крыше вагона по статье 18.4 КоАП сулит нарушителю штраф до 3 базовых величин.
Согласитесь, не такие уж и большие суммы, чтобы раз и навсегда вразумить правонарушителя.
Городские диверсанты
Мне с трудом удалось отыскать зацеперов в Минске. Их «профсоюз» обмельчал, да и ребята они скрытные. Это и понятно, кричать на каждом шагу, что ты зацепер — себе дороже.
Саша учится в колледже. Будучи старшеклассником он не раз ехал на подножке троллейбуса, выказывая свой нонконформизм. Проезжал так небольшое расстояние до школы, после чего спешно ретировался во дворы. Грозящие штрафы и шанс покалечиться парня не останавливали. Но однажды не повезло. Пару лет назад Саша неудачно соскочил с троллейбуса во время очередного перфоманса и подвернул ногу. Это ему дорого стоило, из-за, казалось бы, пустяковой травмы парень вынужденно пропустил важные для себя соревнования. Саша был нападающим в школьной футбольной команде. И только этот момент раздосадовал его настолько, что бесповоротно охладил страсть к зацепингу.
— Сейчас под дулом пистолета не повторил бы на бис свои трюки, — признается зацепер. — Понимаю, мне очень повезло, что не травмировался серьезно, поэтому могу вспоминать с улыбкой тот период юношеского безрассудства.
Второй городской диверсант — хрупкая девушка Аня, которая на поверку оказывается не робкого десятка. Внешность обманчива. Зацепинг на троллейбусе для нее детская забава. Девушка помешана на экстриме: хвастается, показывая на своем телефоне фотографии прыжков с парашютом, а вот уже она позирует рядом с мощным спортивным байком. Селфи с незаконных покатушек на вагоне электрички старается быстрее перелистать. Почему-то такие фото она не хочет афишировать, хотя многие зацеперы любят выставлять напоказ свои подвиги. Девушка отшучивается: чем бы дитя ни тешилось.
Про возраст у девушек спрашивать некорректно, но Аня явно уже не ребенок и «потешными» ее рискованные увлечения язык не повернется назвать. Зацепингом девушка увлекается четыре года, еще со школы:
На вопрос, занимается ли она зацепингом сейчас, Аня отводит взгляд. Винить ее мы не будем и воспитывать тоже. Если и может принести кому-то вред такое занятие, то в первую очередь ей самой.
Зацепило Смертельно опасное развлечение становится все популярнее
О «зацепинге» много говорят в СМИ, с этим явлением борются полицейские и работники транспортных предприятий, но поклонников движения становится все больше. Экстремальные забавы повысили смертность на железной дороге, погибшие и пострадавшие — в основном подростки. «Лента.ру» попыталась разобраться, в чем притягательность странного увлечения и что делать с «зацеперами».
Не крутости ради
Сообщения с железной дороги звучат как сводки из зоны ЧС: в Москве 15-летний школьник потерял стопу при падении с «Ласточки»; в Петербурге подросток погиб под колесами «Сапсана». Еженедельно — новая трагедия. География «зацепинга» охватила всю Россию. Там, где есть двухколейка, находятся любители опасной езды верхом на паровозе. Есть и еще одно условие распространения новомодной забавы: наличие в населенном пункте интернета.
«Я увлекаюсь зацепингом уже лет шесть, — рассказывает 17-летний Александр. — Наткнулся на видео в интернете и решил попробовать. Среди моих единомышленников в основном студенты, но есть и ребята постарше. Катаемся в основном в Подмосковье, но бывают и поездки в соседние регионы. Для новичков, желающих присоединиться к нашей команде, мы проводим тренировки. Обучаем их, на чем и как стоять, что можно трогать, а что нет. Пассажиры, за редким исключением, относятся к нам позитивно. Но как-то было дело — пивными бутылками закидали».
Александр относит себя к «цивилизованным зацеперам»: не курит, не пьет, занимается спортом. Считает важнейшими человеческими качествами смелость и упорство.
Парень, способный прокатиться на крыше электрички или на хвостовом локомотиве, несомненно, повышает свой статус в группе. Хотя никто из подростков в жизни не признается, что идет в «зацеперы» для того, чтобы приобрести авторитет среди сверстников. Такие поступки чаще мотивируют жаждой приключений, адреналиновым голодом и даже желанием проверить себя на прочность.
Вот этой прочности часто и не хватает любителям приключений, чтобы противостоять законам физики.
Докатались
По данным управления на транспорте МВД по ЦФО, только в центральной России за минувший год погибли почти полсотни несовершеннолетних «зацеперов»; задержаны около 400 подростков, катавшихся на подвижном составе с нарушением всех мыслимых правил безопасности.
Диана — одна из тех, кого «зацеперы» пренебрежительно называют «антиками», то есть «антизацеперами». Ее единомышленники вместе с охранниками РЖД и полицией регулярно проводят рейды вдоль железной дороги, находят и заваривают «залазы» — так подростки называют бреши в ограде или удобные места, откуда можно незаметно забраться на подвижной состав. «Антики» борются с пропагандой опасного хобби и в интернете: под видом подростков вступают в тематические группы, пытаются убедить «сверстников» оставить опасное занятие.
Сын Дианиной подруги стал инвалидом после падения с электрички. Она избрала радикальный метод убеждения: общаясь с «зацеперами» на форумах, она выкладывает снимки жертв — жуткие кадры с детскими телами, обгоревшими под огромным напряжением и разорванными под колесами. Сложно сказать, насколько действенны такие меры в отношении подростков, но любого взрослого от них бросает в дрожь.
На одном фото — крупным планом лицо красивого мальчика. Только кожа неестественного цвета — серая, как будто покрыта пеплом. Тело ребенка прижато к крыше вагона токоприемником. Он катался «верхом» и пытался отжать пружинящие «рога» от проводов… Всего одно неверное движение стало последним.
Парень решил повторить фокус, увиденный в ролике в одной из тематических групп — таких много, например, во «ВКонтакте». Вот лихой «райдер» шатает токоприемник, летят искры. Красиво! В конце клипа титры «Опасно! Не пытайтесь повторить!» Для подростка более мотивирующего призыва к действию сложно придумать.
Без сантиментов
Под снимками погибших ребят в группах нет места соболезнованиям: «так ему и надо», «шашлык», «фарш». Демонстрация цинизма и жестокости вообще характерна для подростков, а для «зацеперов» в особенности. Многие комментаторы к видео и фото с трагическим исходом пишут одну и ту же фразу: «Он знал, на что шел». У «зацеперов» это как мантра.
«По таким делам приходилось общаться с электриками из депо — они вообще от подобных происшествий в шоке, — рассказывает оперуполномоченный транспортной полиции одного из линейных отделов на железнодорожном транспорте. — Даже дипломированные технари, у которых допуск к высокому напряжению, с особой опаской приближаются к токопринимающим устройствам на крышах электропоездов. От дуги (электрический пробой, возникающий в воздухе между электродами — прим. «Ленты.ру») никто не застрахован. А этим хоть бы хны».
Знает ли кто-то из «зацеперов», как устроен электропоезд? Вряд ли. Хотя в своей среде они обмениваются поверхностной информацией о технике, которую «обкатывают». Еще одним сюрпризом для них становится, например, обморожение конечностей во время катания в холодное время года. Это, кстати, сигнал для родителей: если ребенок ни с того ни с сего что-то отморозил — он может состоять в одном из таких сообществ.
Обмораживают руки, ноги, уши, лицо. Некоторые пытаются скрыть неприятные последствия от близких, и тогда начинается гангрена. Были случаи, когда до ампутации пальцев доходило, но эти травмы меркнут перед страшной смертью от тока или падения с движущегося состава.
«В моей практике самый страшный случай произошел с 12-летним мальчишкой, — вспоминает оперативник. — Он ехал сзади, видимо, руки не выдержали, слетел. Переломался, сильно расшиб голову, самостоятельно не смог выбраться с путей. За электричкой следовал другой поезд, машинист его заметил, но огромный тормозной путь не оставил ребенку шансов».
«Зацеперы» позиционируют себя как сообщество отважных друзей. Взаимовыручка, обмен опытом и рука товарища в опасной ситуации — основополагающие принципы. На деле же не всегда любители «зацепинга» способны на мужественный поступок — например, рассказать матери своего друга, что с ее сыном случилась беда.
«Несколько недель нам потребовалось на то, чтобы установить личность мальчика, погибшего на железной дороге, — рассказал «Ленте.ру» сыщик УгРо по розыску без вести пропавших. — Выяснилось, что мальчик был в компании друзей. По своим каналам нашли того, кто с ним был, и в итоге установили личность ребенка. Друг все это время знал о смерти товарища, даже с мамой его общался, она же искала сына. Но соврал, что не знает, где он и что с ним. Такие вот они отважные».
От Москвы до самых до окраин
Едва ли подростков можно отвадить от модного увлечения одними только наставлениями и трагическими примерами. Такой метод действует на единицы. Куда большего эффекта можно ожидать от ужесточения ответственности за «зацепинг»: например, ставить пойманных с поличным на учет и штрафовать их родителей на внушительные суммы. Пока же задержанных штрафуют за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте на 100 рублей — не самая страшная санкция.
Правоохранительные органы, проанализировав сетевые ресурсы, установили, что активность «зацеперов» увеличивается с появлением новых тематических групп в социальных сетях. В минувшем году прокуроры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры добились закрытия во «ВКонтакте» 101 группы «зацеперов». Но это, как выяснилось, капля в море.
«Популярность опасного развлечения растет благодаря интернету, — сетует «антизацепер» Александр. — Это как сказочный дракон: одну голову рубишь, а другая вырастает. Загляните сами — есть не только закрытые, но и открытые группы в соцсетях. Туда суются малолетние, просят взять с собой на «зацеп», вопросы задают. Причем эти ячейки есть по всем направлениям, везде, где ходят электрички, — от Москвы до Красноярска».
Алексею сейчас 20 лет. С катанием на поездах он завязал, хотя, по его словам, занимался «зацепингом» еще до того, как это стало «мейнстримом». Несколько лет назад был даже предводителем небольшой группы подростков, катающихся на Горьковском направлении.
«Начал заниматься этим лет с 14, но в 16 уже бросил. В мое время этим занимались ребята постарше, а сегодня я вижу на кадрах в интернете и по телевизору детей, взрослых почти нет среди них. Сам-то я бросил, потому что посмотрел на жизнь иначе, трезво оценил ситуацию. Я хоть и не срывался ни разу, но возможность такую допускал всегда. Сейчас, если честно, когда вспоминаю себя на подножке «собаки» (электрички — прим. «Ленты.ру»), становится жутковато. Так что мой совет любителям этого развлечения — завязывайте. Не всегда будет везти. »