завет соли в библии что значит

Завет соли

Смотреть что такое «Завет соли» в других словарях:

завет соли — зав’ет с’оли (Чис.18:19 ; 2Пар.13:5 ) твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения не известно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключении союзов, но, возм., также с обычаем солить все жертвы (Пс.49:5 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

завет\ соли — зав’ет с’оли (Чис.18:19 ; 2Пар.13:5 ) твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения не известно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключении союзов, но, ·возм., также с обычаем солить все жертвы (Пс.49:5 ) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Завет соли — См. «Соль» … Словарь библейских имен

Соль — (Мелах) Еще в древности в Эрец Исраэль добывалась соль. Пользовались С., чтобы приправлять пищу, а кроме того солили мясо для предохранения его от порчи. О месторождении С. повествует пророк Цфания (II, 9); по видимому, С. добывалась в Городе… … Энциклопедия иудаизма

Соль — евр. мелах Соль, в изобилии имеется в Мертвом море и по его берегам. Евреи употребляли ее в качестве приправы и для предохранения пищи от порчи и гниения (Иов. 6:6; Ис. 30:24). Закон требовал, чтобы при всяком жертвоприношении употреблялась соль… … Словарь библейских имен

соль — как важная и необходимая часть пищи, соль во многих местах Священного Писания обозначает нечто очень важное также и в духовном смысле (Лев.2:13 ; Мат.5:13 ). Все жертвы солились (Иез.43:24 ; Мар.9:49 ) и на это шло много соли (Езд.6:9 ; Езд.7:22… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник

Что такое «завет соли»?

Уважаемый Раввин! Несколько раз в Священном Писании мы встречаем упоминание о завете соли. Где можно более детально узнать о том, что это такое? Например,(Ваикра 2, 13) «И всякую жертву твоего приношения хлебного солью соли, и не оставь без соли, завета Б-га твоего, хлебного твоего приношения; при всякой жертве твоей приноси соль». Большое спасибо.

Отвечает рав Яков Гельфман

Завет соли или соль завета?

Комментаторы указывают на три основных упоминания «завета соли».

Одно — то, которое Вы приводите в своем вопросе (Ваикра 2, 13). Второе — в книге Бемидбар, в разделе Корах (18, 19), там речь идет о частях жертв, обещанных потомкам Аарона (коэнам — священникам) «заветом соли». Третье — обещание царю Давиду и его потомкам царства навеки — «заветом соли» (Диврей а-Йамим II, 13, 5).

Но между этими упоминаниями существует различие. Если в нашем стихе сказано «соль завета» (сначала «соль», а потом «завет»), то в двух других сказано «завет соли».

В принципе, понятно. Ведь в первом стихе речь идет именно о соли (которая необходима при жертвоприношениях), поэтому она «соль завета». А в двух других местах речь идет о завете (который а-Шем заключает с Аароном и Давидом), и это завет не простой, а «завет соли».

Как завет связан с солью?

Комментаторы объясняют: одно из основных свойств соли — способность сохранять, консервировать. С ее помощью консервируют продукты, и земля, посыпанная солью, не дает урожая, то есть сохраняется в прежнем состоянии (рав Шимшон-Рэфаэль Гирш). Поэтому, когда Творец хочет заключить союз, который не будет изменен, не будет подвержен тлению и гниению, Он заключает его «солью». То есть этот завет как бы «засолен», «законсервирован», неизменен.

А почему соль необходима при жертвоприношениях?

Ибн-Эзра говорит, что это объясняется другим свойством соли, а именно — придавать вкус еде. Пресная пища не вкусна человеку, поэтому не подобает приносить такую жертву Б-гу. И поэтому Творец предписал приносить жертвы с солью.

Хорошо, но при чем тут завет, спросите Вы?

И еще: получается, что это два совершенно разных понятия (завет соли и соль завета). Существует ли смысловая связь между ними, или это просто игра слов?!

Рамбам объясняет: так как Творец предписал всегда приносить жертвы с солью, именно соль стала символом завета вообще. Как нерушим завет о жертвоприношениях с солью, так нерушим будет союз, заключенный с Аароном и Давидом. Согласно этому объяснению, «завет соли» — это тот самый завет о жертвоприношениях с солью.

Можно объяснить и по-другому. Соль завета — это соль, которой заключают заветы, союзы. Согласно этому объяснению, соль необходима при жертвоприношениях еще и потому, что ею Творец будет заключать союз царства и священства. Так считает великий Йонатан, сын Узиэля (ученик Иллеля, переведший Тору на арамейский язык).

Кто-то удивится: «И это все? Не хватает здесь какой-то соли!» А более сведущие спросят, почему автор не приводит в первую очередь объяснение Раши.

Здесь мы подходим к самому интересному. Ведь до сих пор (до главы Ваикра) Тора нигде не упоминала о каком-либо завете, связанном с солью, как же тут она говорит о нем, как о чем-то само собой разумеющемся? Объясняют мудрецы (которых цитирует Раши): Тора здесь намекает на завет, заключенный при сотворении мира. Так как вода была разделена во второй день творения, то есть «отдалена» от Творца, обещал Он ей, что это только на время (до полного исправления мира). И даже в этом мире она будет возвращаться к Нему через жертвоприношения в виде соли, которая добывается из воды. Это показывает нам, что и наша душа, отдаленная в этом мире от Творца, стремится вернуться к Нему несмотря на все преграды.

Более того, сама природа соли, добываемой из воды с помощью иссушения (то есть силой огня), как бы свидетельствует о Нем, Соединяющем противоположное — огонь и воду (как в казни огненным градом в Египте). Это и есть, по мнению А-Ктав вэ-а-Кабала, тот «удивительный» Б-жественный союз, о котором говорит Тора, союз противоположностей. Соль нужна при жертвоприношениях еще и поэтому: она показывает, что мы служим Единому Создателю, а не различным силам, божкам.

И еще один нюанс. В Талмуде сказано, что даже если жертвоприношение личное, соль должна быть обязательно из общественной казны. Это показывает, что любое желание, даже самое святое, должно быть сверено с эталоном Торы, полученной общиной Яакова, неизменной, как соль. Потому что в мире меняются только декорации (раньше ездили на лошадях, теперь летаем на самолетах), но суть, душа не меняется.

С уважением Яаков Гельфман

(Основные источники и авторы: трактат Менахот 21, Раши, Рамбан, Ибн-Эзра, Рабейну Бахье, А-Ктав вэ-a-Кабала, Рав Шимшон-Рэфаэль Гирш).

Источник

“Вы – соль земли”

Господь вложил в различные элементы созданного Им мира духовный смысл, чтобы люди имели возможность посредством их постигать Бога. Чтобы постредством их люди имели возможность постигать Бога. Библия открывает нам эти образы. Небо, горы, солнце, море, соль, вода, хлеб, вино, масло, реки, золото, ладан, пустыня – все это в Библии говорит о Боге, о духовном мире. Но соль среди них имеет особенное значение.

НЕМНОГО О СОЛИ

Мы воспринимаем соль несколько иначе, чем ее воспринимали люди в древности. Сейчас можно просто пойти в магазин и купить ее в любом количестве. Но так было не всегда. У древних греков ходила поговорка: без золота прожить можно, без соли – нельзя. Одно время римским легионерам даже выплачивали жалованье солью. Такая дороговизна соли обусловливалась трудностью ее изготовления.

Добывали соль двумя способами: в открытых месторождениях, которые довольно редки, или путем выпаривания морской воды. Поскольку древние не владели современными технологиями, то занятие это было очень трудоемким и вредным. Перевозилась соль в небольших количествах караванами на большие расстояния, поэтому стоимость ее сильно возрастала и в некоторых странах сравнивалась со стоимостью золота. Спор за месторождения соли часто становился поводом для войны. Воспоминание о дороговизне соли сохранилось и в русской культуре: дорогих гостей встречают хлебом-солью.

Нам необходимо учитывать это, потому что, когда в Библии говорится о соли, следует понимать, что имеется в виду дорогая вещь.

Каковы же духовные смыслы, которые заложены в образ соли? Для христиан очень важно знать это, потому что Христос в Нагорной проповеди сказал ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13).

СОЛЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

С солью связаны жертвоприношения. Фактически, ни одна жертва не могла приноситься без соли. «Не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» (Лев. 2:1). Само священническое служение связывалось с солью. «Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою» (Чис. 18:19). И еще одно место Писания говорит о завете соли, но на этот раз в контексте царствования Давида: «Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?» (2 Пар. 13:5).

Что же это за завет соли, каков его смысл, и как связаны с ним жертвы Богу и царствование Давида? Мы уже сказали, что соль была вещью дорогой, это символизировало ценность отношений человека и Бога. Все, что посыпано солью, не портится. Поэтому с ней связано представление о силе, поддерживающей, охраняющей и продлевающей жизнь. Употребление соли при жертвоприношении должно было показать, что жертва не только искупает грех человека пред Богом, но и соединяет человека с Богом.

Соль символизирует прочность и неизменность завета Божьего. Это нашло отражение и в распространенном на Востоке представлении о том, что съеденная вместе с кем-либо соль обладает силой, соединяющей людей. Например, в книге Ездры в письме чиновника (как доказательство его верности царю) говорится, что он «ест соль от дворца царского».

Поэтому можно сделать вывод: соль символизирует прочность и нерушимость отношений человека и Бога, восстановленных как результат искупления грехов путем принесения жертвы. Эти отношения позволяют человеку сохранить жизнь. Более того, придают особый, царственный статус.

Но этим духовные образы, заложенные в соль, далеко не исчерпываются. По закону жертвенное мясо не должно было содержать в себе крови. Поэтому, чтобы удалить всякие остатки крови, мясо посыпали крупной солью, которая вытягивала кровь. Другими словами, очищала его. Именно об очищающем действии соли в духовном смысле говорит Христос: «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк. 9:49).

Но и этим не исчерпывается значение соли в Ветхом Завете. Она также символизирует проклятие и бесплодие как результат греха. Ведь на земле, содержащей в большом количестве соль, ничто не растет, там нет жизни. Ярким примером может служить Мертвое море, в котором концентрация соли очень высока. В воде его нет никакой жизни, берега совершенно пустынны. Именно на этом месте находились Содом и Гоморра, уничтоженные в огне божественного гнева. Стоит упомянуть и жену Лота, нарушившую повеление Бога и в результате превратившуюся в соляной столп. «Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней» (Пс 106:34).

Как же увязать столь различные значения, придаваемые соли? С одной стороны, она символизирует нерушимые отношения с Богом, с другой – проклятие и бесплодие греха. Все становится на свои места, если попробовать вместо слова «соль» употребить «суть, смысл». Если человек имеет отношения с Богом, то он имеет в себе соль, имеет смысл своего существования. Тогда он благословен, защищен и процветает. И, наоборот, если этих отношений нет, то грех приводит к проклятию и бесплодию.

СОЛЬ ЗЕМЛИ

В свете этого становится более ясно, почему Христос назвал учеников солью земли.

Христиане названы солью земли еще и потому, что, подобно соли в пище, придают особый вкус жизни, делают ее привлекательной. Окружающие люди видят, что там, где другие грешат, верующие живут в святости. Там, где другие таят злобу и месть, они прощают; где проклинают и злословят – благословляют. Они показывают, что не все в жизни плохо, что есть добро, и оно сильнее зла. С верой и надеждой смотрят в будущее, как бы тяжело ни было в настоящем. Рядом с ними хочется жить.

Иисус, называя учеников солью земли, говорит тем самым, что их присутствие предохраняет мир от полного разложения и сдерживает готовый разразиться суд Божий. Сила эта заключена в слове Иисуса, которое живет среди Его учеников. «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).

Более того, христиане названы солью земли потому, что их положение в глазах Бога очень высоко, но велика и ответственность. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Мы несем ответственность за этот мир пред Богом и ходатайствуем о нем в молитвах.

Человек может потерять отношения с Богом, и тогда вся его жизнь станет никчемной: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Вот каковы только некоторые библейские смыслы, которые можно увидеть в соли. Очень важно знать их, и не только понимать, но и жить так, чтобы с полным правом можно было носить звание «соль земли».

Станислав БУЛАНОВ

КОЕ-ЧТО ПРО СОЛЬ

В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма потребления соли значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость. Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 граммов соли в холодных странах и до 20 граммов в жарких.

Систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления. Чрезмерное потребление соли вызывает болезни сердца и почек.

В России в XVII веке произошёл Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за неё устраивали войны. Сейчас соль является самой дешёвой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.

Римским солдатам выдавали разрешение на покупку соли (на латыни: sal), salarium argentum, от которого родилось английское слово salary (заработная плата), от этого же произошли названия мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — «жалованье». И, может быть, отсюда же произошло на всех европейских языках слово «солдат». Римляне также предпочитали солить зелень, в результате чего латинское слово, обозначающее соль, вошло в состав нового слова salad (салат). На варварской латыни salata обозначало «солёный».

Марко Поло описывал, как изготовлялись соляные деньги в Китае: «Рассол кипятился в небольших котлах. Через час соль принимала вид теста, и из него делали род пирожков. Те из них, которые выпуклы с верхней стороны и плоски с другой, ставились на горячие черепицы близ зажженного огня, чтобы они сохли и твердели. На этот род монеты накладывали клеймо Его Величества, и ее не мог делать никто, кроме его собственных чиновников.

Еще в середине 30-х годов нашего века в Эфиопии были в ходу «солевые» деньги. Они имели цену даже в самой столице, а в провинции можно было получить все, что угодно, только на деньги, сделанные из соли. Они назывались «амоле» или «рэй» и имели вид бруска длиной в 65 сантиметров, шириной в 5 сантиметров и весом в 640 граммов.

Источник

Глава 3. «Соль земли» и «свет мира»

Следующая часть Нагорной проповеди адресована непосредственно ученикам. В ней говорится о том, какое место сообщество учеников Иисуса, которое будет названо Им Церковью ( Мф. 16:18 ), должно занимать в мире, какую роль играть в личных и общественных отношениях:

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:13–16 ).

Чтобы сделать Свою мысль более наглядной, Иисус, как и во многих других случаях, использует знакомые Его слушателям образы из бытовой сферы.

1. Соль земли

Соль во времена Иисуса использовалась в двух целях: для придания пище вкуса и для консервации продуктов (прежде всего рыбы и мяса). Соль, кроме того, употреблялась с хлебом, и если хлеб приносился в качестве жертвы, принято было солить его: Всякое приношение твое хлебное соли́ солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль ( Лев. 2:13 ). Об этом ритуальном значении соли говорит и Сам Иисус: Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится ( Мк. 9:49 ).

Наконец, соль использовалась в лекарственных целях, в частности при родах: новорожденному сразу по выходе из утробы матери отрезали пуповину, затем его омывали, а кожу натирали солью 165 ; только после этого младенца пеленали ( Иез. 16:4 ). Использование соли в медицинских целях связано с наличием в ней хлористого натрия, имеющего дезинфицирующее свойство. Даже в современную эпоху при отсутствии других средств тяжелораненым накладывают на раны повязки, смоченные в солевом растворе: это позволяет предотвратить гангрену. В лечебных целях используются также солевые ванны и солевые растворы. Отметим, кстати, что, когда Иисус говорил о соли, речь шла не о поваренной соли в ее нынешнем привычном для нас виде, а об органической соли, которая добывается из морской соли и обладает целебными свойствами.

Этот образ Иисус использует и в других случаях, в частности, говоря о взаимоотношениях учеников между собою: Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк. 9:50 ). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее ( Лк. 14:34–35 ). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль.

Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, непресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане живут в мире ( Ин. 16:33 ), но они не от мира ( Ин. 15:19 ). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого бытия.

В III веке, в эпоху продолжавшихся гонений на христиан, автор анонимного «Послания к Диогнету» говорит о том, какую роль христианская община играет в окружающем ее языческом мире:

Приведенный текст наглядно демонстрирует то, как двести лет спустя после смерти и воскресения Иисуса Его последователи стремились воплотить в жизнь то, что Он заповедал. Парадоксальный характер Его нравственных заповедей их не смущает. Не смущает их и то, что они живут не в каком-то своем мире: они не отделены от мира глухой стеной. Как и прочие люди, они вступают в брак, но, в отличие от многих, не разводятся и не бросают своих детей, а сохраняют крепкий семейный уклад. Они подчиняются тем же законам, что и прочие члены общества, но нравственная планка, которая для них поставлена, выше той, на которую ориентируется гражданское законодательство. Будучи лояльными гражданами своего государства, они принадлежат иному отечеству – Царству Небесному; живя в городах, они не имеют здесь постоянного града, но ищут будущего ( Евр. 13:14 ). Их ненавидят и преследуют, но никто не может сказать, за что, – на самом деле, только за то, что они носят имя Христа. Исполняя Его заповедь, они не отвечают злом на зло и терпеливо переносят страдания.

В этих словах – ответ тем критикам евангельской нравственности, которые считают ее невыполнимой и неприспособленной для человеческого сообщества. В них содержится также важное указание на роль, какую должны играть христиане в мире. Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя общество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть. Наличие в мире Церкви как общины людей, живущих по более высоким в нравственном отношении законам, чем те, которые прописаны в земном законодательстве, должно преображать мир изнутри, менять его к лучшему, поднимать человечество на новый уровень бытия.

Несмотря на кажущуюся трудновыполнимость и неприспособленность к реальной жизни заповедей Иисуса, мы знаем о том, какое преображающее действие христианство оказало на все человечество. При полном отсутствии у Иисуса характерных черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе человеческих взаимоотношений – не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человечество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианской антропологии базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, которое позволило искоренить неравенство, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие общественные пороки, характерные для древнего мира, в том числе для той эпохи, в которую жил Иисус.

«Царство Христово не от мира сего», – напоминает философ. И спрашивает: «Как же ввести его в мир?» Ответ видится в том влиянии, которое христианство на протяжении своей истории оказало и продолжает оказывать на жизнь и мировосприятие человека:

В этом смысле можно говорить о том, что христианство стало солью земли и на протяжении веков доказало свою способность «осолять» жизнь человечества, придав новое направление развитию человеческой нравственности в целом. Христианская проповедь продолжает выполнять эту роль и поныне.

Апостол Павел писал христианам своего времени: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью. ( Кол. 4:6 ). Благодать – важнейшее понятие христианского богословия, в самом широком смысле означающее Божественный дар или Божественное присутствие, сопровождающее деятельность человека. Слово Иисуса было с благодатью, потому что Его устами с людьми говорил Сам Бог. Слово апостолов было с благодатью, потому что через них Он продолжал учить людей. И та христианская проповедь, которая звучит сегодня в храмах, тоже не должна быть лишена этого благодатного присутствия Божия, ибо когда священник или епископ говорит с церковного амвона, Сам Бог может касаться его уст и через него говорить людям то, что они должны услышать.

В современном информационном пространстве голос Церкви очень часто превращается в глас вопиющего в пустыне ( Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ). Он тонет в хоре других голосов, призывающих строить жизнь по иным нравственным стандартам, чем те, которые установлены Христом. Тем не менее голос Церкви прорывается через весь тот поток шума, который пытается заглушить его.

Доля присутствия Церкви в информационных источниках, как правило, весьма незначительна.

Но голос Церкви – это голос Божий. Те, кто не хотят прислушаться к нему, идут не только против общечеловеческих ценностей, не только против здравого смысла, они идут против Самого Бога. К ним, а еще в большей степени к тем христианам, которые отказываются следовать заповедям Христа и предпочитают жить по законам мира сего, обращено грозное предупреждение: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф. 5:13 ).

2. «Свет мира»

Образы света и свечи продолжают и расширяют ту же тему, для раскрытия которой был использован образ соли.

Свет – важнейший символ во многих религиозных и философских традициях. В Новом Завете, в том числе в корпусе Иоанновых писаний, термин «свет» часто применяется по отношению к Богу. О каком свете говорит Иисус, когда призывает Своих учеников: Так да светит свет ваш пред людьми ( Мф. 5:16 )? Термин «свет» здесь понимается в переносном смысле: речь идет о добрых делах, которые должны отличать христиан от язычников. Христианская нравственность должна служить примером для окружающих: в этом смысле христиане должны быть подобны городу, стоящему на вершине горы.

Говоря в притче о женщине, потерявшей драхму, Иисус использует тот же образ: она зажигает светильник (λύχνος) и начинает мести комнату, пока не найдет монету ( Лк. 15:8 ). Образ светильника (λαμπάς) играет важную роль в притче о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ).

В том же наставлении Иисус использует образ города, стоящего на вершине горы. Как известно, древние города очень часто строились на возвышенности. Делалось это не из эстетических соображений, а для того, чтобы обезопасить их жителей от неприятеля. Построенный на возвышенности город, обнесенный высокими крепостными стенами, был отовсюду виден, но был менее уязвим, чем город, расположенный в низине. Однако думается, что Иисус в данном изречении имел в виду лишь один аспект из всего богатого семантического спектра данного образа. Город, стоящий на возвышенности, не может укрыться от человеческого взора ( Мф. 5:14 ). Так и последователи Иисуса – они у всех на виду, по ним судят о Его учении и о Нем Самом. Своими добрыми делами они призваны являть людям Отца Небесного, Которого Иисус явил Своей личностью и Своими делами.

Быть «солью земли» и «светом мира» означает исполнять заповеди Иисуса в практической жизни, являя добрый пример окружающим людям, считает Иоанн Златоуст:

Дальнейшее содержание Нагорной проповеди станет расшифровкой того смысла, который Иисус вкладывал в понятие добрых дел. К числу таковых относятся, в частности, воздержание от гнева ( Мф. 5:21–26 ), сохранение целомудрия и супружеской верности ( Мф. 5:22–32 ), воздержание от клятв ( Мф. 5:33–37 ), непротивление злу ( Мф. 5:38–42 ), любовь к врагам ( Мф. 5:43–47 ), милостыня, молитва и пост ( Мф. 6:1–18 ), нестяжательность ( Мф. 6:19–21, 24–34 ), борьба со своими недостатками и снисходительность к недостаткам других ( Мф. 7:1–5 ), способность поступать с людьми так, как человек желает, чтобы они поступали с ним ( Мф. 7:12 ). Эти добрые дела в совокупности являют то совершенство, которым обладает Отец Небесный и которым в свою меру призван обладать каждый христианин ( Мф. 6:48 ).

Обычай натирать кожу ребенка солью упоминается у блаженного Иеронима: «Нежные тела младенцев, когда они еще удерживают теплоту чрева и первым криком свидетельствуют о начале многотрудной жизни, повивальные бабки обыкновенно обтирают солью, чтобы они были более сухими и укреплялись» (Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. 4, 16 // «PL 25, 127. Рус. пер.: Ч. 10. С. 178).

См. в частности: Sawicki М. Crossing Galilee. P. 165.

Ориген. Фрагменты. 91 (GCS 41/1, 52). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1a. С. 115.

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 15, 6 (PG 57, 231). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 156.

Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея. 41 (Matthäus-Kommentare. Frag. 41). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1а. С. 115.

Послание к Диогнету. 5–6 (SC 33. P. 62–64, 66). Рус. пер.: С. 375–377 (атрибуция послания св. Иустину в издании русского перевода ошибочна).

Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 133–134.

Отметим разницу в русском синодальном переводе между тем, что, согласно Иоанну, Иисус говорит о Себе, и словами, которые в Евангелии от Матфея Он обращает к ученикам. Иисус – «свет миру»: не принадлежа миру и не будучи его частью, Он озаряет мир светом Своего присутствия и Своего учения. Его апостолы – «свет мира»: они принадлежат миру, но призваны озарять его изнутри. В греческом оригинале Евангелий эта разница отсутствует: в обоих случаях употреблена одна и та же формула, которая переводится как «свет мира» (τὸ φῶς τοῦ κόσμου).

Барт К. Церковная догматика. Т. 3. С. 450–451.

McNamara M. Some Targum Themes. P. 332–336.

Луц У. Нагорная проповедь. С. 108.

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 18, 3 (PG 57, 267). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 207.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *