завидуете значит не нашли себя
Мир Культуры
Мир ЛЮБВИ, КРАСОТЫ И ЗНАНИЯ
Письма о добром и прекрасном (письмо №№15, 16. Про зависть и жадность). Д.С. Лихачёв
Письмо пятнадцатое
ПРО ЗАВИСТЬ
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.
Письмо шестнадцатое
О ЖАДНОСТИ
Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка – четырехтомного, первый том его вышел в 1957 году). В принципе это определение четырехтомного «Словаря» верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
Завидуете значит не нашли себя
На земле Баяна запись закреплена
Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми.
Дмитрий Лихачев «Заметки о русском»
Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.
Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
. остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Всегда интересны впечатления художников. Читайте записки и воспоминания художников об их поездках. Не знаю почему, но все художники удивительно хорошо пишут. Чудесные писатели – Коровин, Бенуа, Добужинский, Грабарь… Как они умели смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное не только в живописи, но и в своих записках! Дмитрий Лихачев «Письма о добром»
Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.
Д. С. Лихачев
Бездарность стремится поучать, талант – подавать пример. Но если у таланта отнять время, то и талант будет больше поучать, чем учить примером.
Дмитрий Лихачев «Заметки о русском»
С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Боснийская народная поговорка: «Никто из людей не знает, в какой вере он умрет».
Дмитрий Лихачев «Заметки о русском»
Слышал хороший анекдот: «Чем отличается академик от обычного ученого?» – «Ничем, – только он этого не знает».
Дмитрий Лихачев «Заметки о русском»
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами.
Д. С. Лихачев «Письма о добром»
Дмитрий Лихачев о том, чем отличается достойный человек от фальшивого
Ровесники моего мужа с завистью говорят о чиновниках. Мол, ничего не делают, а деньги колоссальные получают. А подрастающее поколение все как один хотят быть блогерами или тик-токерами: разговариваешь или танцуешь на камеру, а на твои счета спонсоры перечисляют внушительные гонорары.
Никто не хочет расти над собой, трудиться, упорствовать, преодолевать, вкалывать, ошибаться, разочаровываться, сгорать от стыда, падать, ударяться, вставать с колен и вновь пытаться сделать то, что сначала кажется непосильным.
Все хотят скатерть самобранку и ковер-самолет. Легкого успеха. Оказаться в нужном месте в нужное время.
А если нельзя получить все жизненные блага легко, то зачем гнуть спину? Жизнь-то одна. Коль платят копейки, то и работать мы будем спустя рукава. И это замкнутый круг, из которого общество никогда не выберется…
Цитаты Дмитрия Сергеевича Лихачева — это настоящая инструкция о том, как стоит жить. Человек целостный и настоящий во все времена был один. Вот его портрет:
О достоинстве
«Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже».
Честь, долг. К этим словам люди относятся как к рудименту, если они стоят на пути достижения цели. Многие идут на сделку со своей совестью, считая, что результат все окупит. А он никогда не окупается такой ценой.
Об уме
«Тяжко, братья, голове без плеч, горько телу, коль оно безглаво».
О простоте
«Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении — вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным содержанием».
О хороших манерах
«В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».
О жадности
«Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, умственная жухлость, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна.
Иное дело — разумная бережливость; жадность — её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом».
О зависти
«Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя».
Зависть — чувство сложнейшее. Если ее нет даже в зачаточном состоянии, то у человека нет моторчика, который бы двигал вперед его личностный прогресс.
А если зависть охватывает его нутро, как метастазы, человек начинает гнить. Чужая радость никогда не сподвигнет его на добро, но с большей доли вероятности — на зло и подлость.
О мудрости
«Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость».
Понять, как устроена жизнь — невероятно тяжело. Набиваешь миллион моральных шишек на этом пути. И вот тут у человека два пути развития: либо озлобиться на несправедливость законов нашего мира, либо принять все его несовершенства и самому генерировать добро, чтобы его стало чуточку больше.
Об умении любить
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи».
Мой близкий друг познакомился с женщиной, которая проживает в другом государстве. Они еще в переписке почувствовали родство душ. И он сожалел, что между ними такое огромное расстояние. А о переезде к нему и заикнуться боялся. Оба — взрослые люди. Дети, внуки, стареющие родители. Но женщина сама стала намекать на совместную жизнь.
Я удивилась: как и чем она живет, раз готова бросить все, ради малознакомого человека? Свой дом, семью, друзей, работу? Неужели ее никто и ничего не держит?
Друг не стал форсировать события, предпочел не приглашать даму к себе, а лучше узнать друг друга в переписке. А потом понял: она, эта эффектная женщина, производит хорошее впечатление, но, и правда, словно не умеет привязываться и любить. А без этого человек — пустой.
Новое видео:
Завидуете значит не нашли себя
Уметь спорить с достоинством
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и. самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, — это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).
Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д.
Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.
Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:
Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».
Любите читать!
Письмо двадцать второе
Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.
Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках — то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы — все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.
По велению совести
Письмо двадцать пятое
Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость — она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке.
Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим — его решимостью жить по правде, по-доброму.
Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определенным несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь.
В своих «письмах» я тоже рекомендую несложные правила «ездить на велосипеде» — жить честно, по правде. Но это необходимо только для начала. Жить же нужно интуитивно «по велению совести», не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки. Жить гораздо сложнее, чем ездить на велосипеде. Поэтому и советов приходится давать больше.
Но вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете — вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко.
Поэтому мои «Письма о добром и прекрасном» должны быть вам нужны только для начала. А потом живите по-доброму, не думая о «правилах», которые содержатся в письмах. «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.
Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.
Анализ «письма пятнадцатого
Про зависть”» Д.С. Лихачева
Цель работы: анализ «Письма пятнадцатого. Про зависть» (Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1990) путем медленного чтения (Л.В. Щерба), когда каждое слово представлялось как остров, который надо было открыть и описать со всех сторон.
Думается, эти слова созвучны высказыванию немецкого педагога Дистервега (последователя Песталоцци) в том, что рассмотрение одного предмета с десяти разных сторон приносит больше пользы, чем изучение десяти предметов с одной стороны.
В связи с изменениями и дополнениями в работе по подготовке части «С» ЕГЭ по русскому языку 2007 г. необходимо научить и научиться:
– определять тему и проблематику текста и формулировать их;
– выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
– комментировать поставленную проблему;
– определять позицию автора и формулировать ее;
– излагать собственную позицию с привлечением нескольких (2) аргументов.
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13) Завидуете – значит не нашли себя.
Обратимся к словарю В.И. Даля:
Подумаем о том, что такое зависть, прочитав высказывания выдающихся людей.
1. Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон)
2. Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)
3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)
5. Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)
7. Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Определяем и комментируем тему,
проблематику, идею текста
Тема указана в заглавии «Про зависть», причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про.
Что волнует автора? Какова проблематика текста?
1. Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?
2. В чем разрушающая сила этого чувства для завистника? Когда оно овладевает человеком?
3. Можно ли избежать зависти, есть ли средство от этого ужасного чувства?
Прокомментируем некоторые из проблем. Какой из комментариев в большей степени соответствует содержанию текста?
Об этом страшном чувстве с полемической заостренностью размышляет Д.С. Лихачев, предлагая воображаемому собеседнику исследовать собственную жизнь, чтобы понять всеобъемлющий характер зависти.
2. Я не завидую никому, потому что хорошо учусь, у меня нормальные отношения с родителями и друзьями, но. у Валерки появился ноутбук! Господи! Маленькая компактная книжица, которую можно взять с собой: всегда в курсе, что нужно – под рукой. Я даже перестал спать от переживаний и гнетущей, обжигающей зависти.
Именно так называет опасность появления этого чувства Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Думаю, даже и не надо много перечислять, как предлагает автор: зависть близко, она подстерегает того, кто не защищен, у кого нет собственного «я», четкой жизненной позиции. И если «ближний» достиг большего, то тлеющие угли зависти разгораются в костер ненависти и личного страдания: почему не я первый пришел к финишу, почему я еду в отпуск не летом, а в ноябре, почему ему (ей) дали премию, а не мне, почему он может учиться в этом вузе, а не я.
3. «Человек, познай прежде всего самого себя», – гласит надпись на одной из могильных плит в Фивах. К этому же призывает нас Д.С. Лихачев в очерке о зависти.
Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься: что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую те таланты, что дарованы мне, верю ли я в себя, обладая самоуважением (не напыщенной гордостью и высокомерием), могу ли свободно и независимо сотрудничать с успешными окружающими, чтобы не стать себе самому чужим (как говорит автор)?
Надо исследовать себя, при этом помня завет Эзопа: «Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже».
4. «Зависть – сестра соревнования». (А.Пушкин) Соревнование – смысл человеческой жизни, мотивация для поступков добрых и безобразных. Вы завидуете победам спортсменов, одноклассников, друзей, коллег? Вы завидуете достижениям «ближних»? Значит, вас настигла, как пишет Д.С. Лихачев в очерке «Про зависть», обжигающая опасность зависти. Метафора, выражающая авторскую обеспокоенность, взволнованность, призвана остановить человека, пробудить в нем чувство осторожности, чтобы соревновательная гонка не уничтожила индивидуальные склонности, чтобы человек не стал себе чужим, а был самим собой, яркой и неповторимой личностью. Автор призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.
Как можно охарактеризовать идею текста?
Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать.
Беседа по вопросам
1. В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля в тексте.
2. Каков жанр? Докажите.
3. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки.
4. Какова роль вступления в форме риторических вопросов?
5. Каков способ связи предложений в тексте: связь цепная или параллельная?
6. Какие средства межфразовых связей можно определить в тексте?
7. Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные или неполные? Почему автор предпочитает именно такие синтаксические конструкции?
8. Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова?
9. Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить авторскую позицию?
10. Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора?
11. Дайте характеристику вступления и заключения.
Помогает ли такая композиция понять авторскую позицию?
Определяем позицию автора
1. Прежде всего: почему автор избирает именно публицистический стиль речи? С какой целью?
Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата. Этому соответствует жанр проблемного очерка, где главное – отношение к данному вопросу. Проблемный очерк строится по типу рассуждения.
В роли вступления в тексте «работает» цепочка риторических вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за риторическими вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы в повелительном наклонении, побуждает к действию, прибегает к сравнению.
Но автор не ограничивается этим – он дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить».
Заключением служат три вывода – авторские приговоры: «Завидуете – значит не нашли себя».
2. Выражению авторской позиции служит лексика: книжная лексика сочетается с разговорной, оценочной: ужасное чувство, близость зависти, болезненное чувство, обжигающая опасность зависти. Из средств связи наиболее частотен лексический повтор.
3. В соответствии с задачей убеждения, воздействия авторская позиция проявляется в синтаксисе: сочетание неполных предложений со специфическими экспрессивными конструкциями придает очерку интонации живой разговорной речи: А если гимнастика? А если рекордсмен. Среди способов связи предложений в тексте доминирует параллельная связь.
Рассуждения автора, диалог с воображаемым собеседником (аудиторией) логичны и убедительны благодаря простым синтаксическим конструкциям – сложноподчиненные и бессоюзные предложения в сочетании с разговорными конструкциями.
4. Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающих прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет.
5. Особенно следует остановиться на роли абзацного членения текста. Известно, что абзац имеет отношение ко всему тексту и выполняет разные функции:
– по выражению Л.В. Щербы, абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли». (См.: Г.Я. Солганик. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. С. 179);
– абзац оформляет начало новой мысли, показывая лексическую завершенность предыдущего фрагмента;
– абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию;
– абзац участвует в ритмическом членении текста, которое тесно связано со смысловым ритмом (динамические зачины в тексте Д.С. Лихачева как будто предупреждают о важном, а ровный, четкий ритм, создаваемый строфой-абзацем, иллюстрирует смысловое единство каждой микротемы и всего текста в целом. Дробное членение прозаических строф в финале резко выделяет каждое предложение, представляя его как самостоятельное, важное в смысловом отношении для выражения позиции автора);
– «членение текста на абзацы – стилеобразующий фактор» (В.В. Бабайцева и Л.Ю. Максимов), следовательно, абзац – это своего рода авторский знак, служащий средством оформления синтаксических единиц для выражения позиции (так, дробные прозаические анафорические строфы в финале текста буквально провозглашают, декларируют авторский приговор, закон жизни).
6. Известно, что восприятие текста, как правило, субъективно, а потому и аргументация проблемы (проблематики) тоже субъективна и многоаспектна.
Действительно, зависть – вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество:
– зависть всегда мотивировала захват чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны;
– одержимый завистью, Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее: ему и Моцарту не жить вместе на земле;
– зависть рождает раздражение; недовольство у Швабрина против Гринева: почему этот деревенский мужлан оказался счастливее меня, столичного аристократа?;
– зависть и презрение не дают покоя Долохову, бедному, но гордому, а потому он всячески унижает Пьера Безухова и слишком жесток с низшими и французами на войне;
– чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова – пища для зависти Павла Петровича Кирсанова, аристократа, вынужденного впоследствии признать победу «нигилиста»;
– зависть выявляет подлые и низменные качества Грушницкого, который готов совершить откровенное убийство Печорина, не зарядив его пистолет;
– зависть, как лакмусовая бумажка, выводит наружу все тайное у Молчалина и Германна, мечтающих о богатстве, славе, почете любой ценой.
Безусловно, примеров (как литературных, так и жизненных) много, однако надо помнить, что все это люди (или герои) мелкие, ограниченные духовно и душевно, зависимые. По словам Г.Гегеля, свободный человек не бывает завистливым, и охотно признает великое и возвышенное, и радуется, что оно есть.
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2000.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.: Динамит, 1996.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1990.
4. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 307–308.
5. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С. 373.
6. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.
М.: Вербум-М, 2004.
7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.