жандарм кто это такой в россии
На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 3
Первые сведения о том, что жандармские чины в качестве органа Третьего Отделения вели следственные действия, встречаются в Высочайшем указе от 24. 03. 1831 г.
После введения судебных уставов эпохи Великих реформ Александра II судебное преследование по делам о государственных преступлениях было поручено прокурорам судебных палат, в то время как юрисдикция жандармских органов в данной области не предусматривалась. Возникшие юрисдикционные недоразумения между двумя ведомствами, проводившими следствия по аналогичным категориям дел, привели к изданию специальных Правил от 19. 05. 1871 г., впоследствии вошедших в Устав Уголовного Судопроизводства 1892 г.
При обнаружении правонарушения, не содержащего признаков состава государственного преступления, жандармы ограничивались информированием об этом факте органов прокурорского надзора и общей полиции. Но если существовал риск, что улики и следы преступления до прибытия полиции могут погибнуть или подозреваемый может скрыться, то жандармы должны были принять все необходимые меры. В исключительных случаях орган прокурорского надзора был вправе, по своему усмотрению, возлагать на жандармских чинов производство дознания и по делам общих преступлений – впрочем, от данного поручения жандармский орган мог, по уважительной причине, уклониться.
8. Жандарм (нижний чин).
В ходе совершения процессуальных действий жандармы были вправе совершать ряд следственных действий: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.
Кроме производства следствий жандармы должны были, как и раньше, вести всестороннее наблюдение. Шеф жандармов циркуляром от 14 ноября 1875 г. требовал от них постоянного надзора за школами, публичными лекциями, книжной торговлей и т. д.
Жандармские органы могли осуществлять задержания (на срок не более 2-х недель) всех лиц, которые внушали «основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в принадлежности к противозаконным сообществам», а также проводить обыски и т. п. Губернатор или градоначальник по просьбе жандармского органа имел право продлить срок предварительного ареста на срок до одного месяца.
В соответствии с инструкцией 1904 г. в обязанности губернских жандармских управлений входило: наблюдение за населением и за направленностью общественных политических идей, информирование властей о злоупотреблениях и беспорядках, проведение дознаний по делам о государственных преступлениях, проведение расследований, наблюдение за лицами, пересекающими границу, реализация негласного надзора, контрразведка, розыск лиц, скрывающихся от властей, помощь органам общей полиции в деле восстановления нарушенного порядка, конвоирование арестантов. В губерниях, где отсутствовали охранные отделения, они выполняли в полном объеме свои прежние обязанности.
В 1907 г. создаются (по 1 на несколько губерний) районные охранные отделения. Командир ОКЖ генерал-лейтенант П. Г. Курлов отметил, что причиной этой реформы стало усиление революционного движения, показавшее недостаточность численного состава и слабую подготовку розыскных чинов жандармских органов. Офицеры ОКЖ привыкли работать по сложившимся шаблонам, делая упор на розыск подпольных типографий и нелегальной литературы, которые они по старинке принимали за серьезные факты антиправительственной деятельности. Охватить же видоизменившееся и развивавшееся революционное движение, особенно в условиях недостаточности сил и средств, они не смогли. Для усиления розыскной линии директор Департамента полиции М. И. Трусевич и создал районные охранные отделения. Руководители этих отделений должны были не только руководить политическим розыском, осуществляемым сразу несколькими губернскими жандармскими управлениями, входившими в соответствующий район, но и обучать офицеров розыскному делу. В ОКЖ выделилась категория так называемых офицеров розыска, находившаяся, по мнению П. Г. Курлова, в исключительном положении даже по отношению к прочим чинам корпуса: они игнорировали местную администрацию, а между ними и другими офицерами корпуса существовала определенная рознь. М. И. Трусевич был назван в качестве виновника происхождения этих негативных тенденций.
Здесь стоит вспомнить, что М. И. Трусевич занимался проверкой обстоятельств убийства П. А. Столыпина (за охрану которого в свое время отвечал П. Г. Курлов) – и резкие оценки последнего применительно к деятельности директора Департамента полиции неудивительны.
Также существовали розыскные пункты и розыскные части ЖПУЖД. Все они вербовали секретную агентуру, организовывали наружное наблюдение, осуществляли перлюстрацию писем и нередко прибегали к организации провокацией.
9. Начальник Екатерининского ЖПУ полковник ОКЖ Д. Н. Петров 1907 г.
Новое в блогах
28 апреля 1827 года император Николай I подписал указ о создании Корпуса жандармов. Именно им выпало в течение следующих 90 лет обеспечивать государственную безопасность России
«Высшая полиция» графа Бенкендорфа
Документ, которым было положено начало существованию одного из самых долгоживущих государственных образований — Отдельного Корпуса жандармов, назывался весьма прозаически: «Об учреждении пяти Округов Жандармского Корпуса». Именно этот указ был подписан Николаем I-ым 28 апреля 1827 года, и с него начинается история жандармского корпуса. Пять округов корпуса, о которых идёт речь в указе, распределялись так: первый округ включал в себя Санкт-Петербург и все северо-западные губернии России, второй — Москву и большинство центральных губерний, третий — Витебскую губернию и всю Белоруссию, четвертый — Киевскую губернию и всю Украину, а пятый — всю остальную Россию вместе с Сибирью и Кавказом.
Первый командир Корпуса жандармов, граф генерал-лейтенант Александр Бенкендорф.
Не стоит удивляться тому, что округа были распределены так неравномерно. Поводом к созданию Корпуса жандармов, который по названию был сугубо военной организацией, а по сути — политической полицией, стало восстание декабристов в 1825 году. До того времени понятие «жандармы» в России существовало в своём прямом значении — военной полиции, функции которой ограничивались надзором за соблюдением порядка в армии в военное и мирное время. Но после выступления на Сенатской площади и вскрывшегося существования тайных обществ, основу которых составляли офицеры, император Николай I понял, что за офицерством нужен не просто контроль, а контроль политический. А лучший инструмент, чем жандармы, для этого трудно было найти.
Хронология событий выглядела так. 25 июня (по ст. ст.) 1826 года учреждается должность шефа жандармов, на которую назначается генерал-лейтенант Александр Бенкендорф — человек, руководивший следствием по делу декабристов. Собственно, ему и принадлежала идея создания особой, высшей полиции под руководством инспектора корпуса жандармов, и император Николай Александрович справедливо рассудил, что автору и надлежит воплощать свои идеи в жизнь. Но одним только постом шефа жандармов Александр Бенкендорф не отделался: ему же пришлось стать начальником быстро ставшего знаменитым III-го отделения собственной его императорского величества канцелярии.
Лейб-гвардии Жандармский полевой эскадрон в Петергофе, 1905 год.
Именно третье отделение и стало одним из двух управляющих органов по отношению к Корпусу жандармов. Оно определяло всю политическую и следственную деятельность жандармов, тогда как вопросы строевые и хозяйственные остались в ведении военного министерства — так сказать, по старой памяти.
Жандарм — работа для избранных
Нижний чин Отдельного Корпуса жандармов, конец XIX века.
Последнее если и было справедливо, то лишь по отношению к жандармам позднего времени, когда после 1880 года они из подчинения Третьему отделению перешли в подчинение Департаменту полиции МВД Российской империи. Как свидетельствуют современники, тогда попасть в число кандидатов на замещение вакансий в Отдельном Корпусе жандармов (такое название стало официальным с 1836 года) можно было только по протекции, причём весьма высокого уровня. А на первых порах достаточно было, чтобы кандидат соответствовал не слишком широкому набору достаточно простых условий.
Надо признать, что таковых людей в русской армии оказалось не слишком много. Ведь претендент на голубой мундир должен был иметь возраст не моложе 25 лет, окончить юнкерское или военное училище по первому разряду, прослужить в армии или гвардии (имелись и гвардейские жандармские подразделения) не менее шести лет и не иметь долгов. Последний пункт может показаться странным, но в действительности он был совершенно логичным: должник оказывался в зависимости от того, кому должен, и это могло существенно влиять на его беспристрастность.
Хватало ли этого для того, чтобы стать жандармом? Нет! Потому что весь набор требований определял только возможность претендовать на место в жандармском корпусе. После того как офицер подавал соответствующее прошение, его тщательно проверяли будущие коллеги на предмет возможных «порочащих связей» и неблагонадежности. Затем, если всё было благополучно, претендента откомандировывали в штаб жандармского округа на срок от двух до четырёх месяцев, чтобы там могли оценить его умения и способности, уровень образования и нравственные качества. И только после того, как по итогам этой стажировки офицер получал положительный отзыв, его… допускали к испытаниям! Проводились эти экзамены при штабе Корпуса жандармов, и если претендент успешно их выдерживал, он делал ещё один шаг к вожделенной цели: его зачисляли в список кандидатов.
Нижние чины и унтер-офицеры — сотрудники центрального аппарата штаба Отдельного Корпуса жандармов,начало XX века, Санкт-Петербург.
Состоявших в этом списке по мере того, как появлялись новые вакансии, вызывали в Санкт-Петербург, где им предстояло пройти четырёхмесячные специальные курсы.
Весьма примечателен список предметов, которые преподавали слушателям этих курсов. В него входили не только правоведение, русская история, география и политическая экономия, но и, например, литература, а также предмет «История Великой французской революции» (по очевидной причине).
Отучившись, кандидаты сдавали выпускные экзамены и получали места в прямой зависимости от того, насколько успешно они выдержали экзамены. А уже на новом месте приступали к практическому обучению под руководством опытного коллеги, который приказом закреплялся за новичком и делил с ним ответственность за успешное освоение новых знаний. Кстати, далеко не все офицеры, которые прошли это многоступенчатое сито, допускались к важнейшей работе жандармов — оперативной: на неё брали только самых талантливых и въедливых.
Экзамен на преданность
Стоит ли удивляться, что при таком жесточайшем отборе число офицеров, попадавших на службу в Отдельный Корпус жандармов, было весьма невелико. Скажем, по данным за 1871 год, которые приводит историк Игорь Зимин, из 142 подавших прошение о переводе в корпус отобрали только 21 человека, из которых всего шестерых допустили в конечном итоге к занятиям на курсах. Впрочем, и сама численность жандармских офицеров была весьма невелика: в начале истории Корпуса жандармов она составляла около 350 человек, к 1873 году достигла 486 генералов и офицеров, а в 1880 году, когда корпус был реформирован, немного выросла — до 521 генерала и офицера.
Филёры — агенты наружного наблюдения Отдельного Корпуса жандарма — в гриме.
А вот унтер-офицеров и нижних чинов в Корпусе жандармов было на порядок больше — около 6-7 тысяч человек. И именно они были гораздо больше на виду, чем их командиры; ведь на младших сотрудников жандармского корпуса возлагались обязанности, например, по конвоированию арестованных, обеспечению порядка в местах, как сегодня сказали бы, массового скопления людей, а по мере развития транспортной сети — и на железной дороге. И если для офицеров существовали курсы, которые открывали им дорогу в корпус, то унтерам и нижним чинам давалась возможность повысить свой образовательный уровень, уже поступив на службу. Для таких желающих в Петербурге была открыта Корпусная приготовительная школа, главной задачей которой была подготовка жандармов к «сознательному использованию обязанностей службы по наблюдательной части».
Вахмистры Одесского губернского жандармского управления, конец XIX века.
Стоит ли удивляться, что даже непримиримые революционеры вынуждены были отдавать должное своим противникам. Историк Владимир Горяйнов приводит такой пример: в сборнике статей «Техника большевистского подполья», среди авторов которого были такие легендарные подпольщики, как Авель Енукидзе и Владимир Бонч-Бруевич, упоминается об исключительно корректном поведении жандармов по отношению к «неблагонадежным», а то и вовсе «политическим».
Однако справиться с по-настоящему массовым революционным движением, которое охватило Россию в начале ХХ века, не удалось даже Отдельному Корпусу жандармов. Слишком неравны были силы, слишком велика задача. И в итоге, несмотря на все усилия жандармского корпуса, грянула Октябрьская революция.
Но вот что интересно: из числа генералов и офицеров Отдельного Корпуса жандармов не нашлось ни одного, кто согласился бы сотрудничать с новой властью, да и среди унтеров и низших чинов таких были единицы.
Офицеры и нижние чины конного жандармского дивизиона Отдельного корпуса жандармов,
1911 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
История
Источник
Французские жандармские роты
Однако эта организация была временной, и один из конных лучников обычно заменялся другим некомбатантом, слугой ( камердинером ).
Жандармская рота была сформирована короной, король назначил магната, чтобы он поднял роту и стал ее капитаном, и заплатил ему за ее содержание. Таким образом, связи между короной и магнатами поддерживались, поскольку покровительство короля по существу купило лояльность знати. Точно так же назначение отдельных джентльменов в роту жандармов (вопрос провинциальной администрации) в основном осуществлялось по патронату и рекомендации, отдавая предпочтение тем, кто имел правильные семейные связи. Новобранцы предпочитали должности в компаниях, размещенных в их родной провинции, но не всегда получали их.
Роты жандармов постоянно дислоцировались в городах провинций по всей Франции, вызывались во время войны и концентрировались в королевских армиях. Некоторые стали тесно связаны с городами, в которых они находились. Если у этих гарнизонных городов не было достаточных ресурсов для содержания присутствующих жандармов, как это часто бывало, люди часто находили жилье в близлежащих районах. Этот недостаток жилья может применяться даже в мирное время, когда многие из мужчин удалялись в свои дома вместо того, чтобы оставаться в гарнизоне (особенно зимой), и несмотря на современную систему предоставления отпуска, которая позволяла до четверти компания будет отсутствовать в любой момент. Людей, которые отсутствовали по этим причинам, капитаны должны были вернуть в роту по приказу губернатора провинции. Длительное отсутствие было хронической проблемой в компаниях.
Французские постановления также учредили регулярные пехотные силы, но они были значительно менее успешными.
Бургундские жандармские роты
Жандармы в бою в начале шестнадцатого века
Эволюция легкой кавалерии в конце шестнадцатого века
Де ла Ноуэ, в частности, писал в своих мемуарах:
Де Сол отмечал в своих мемуарах:
«Большие пистолеты делают бои в ближнем бою настолько опасными, что всем хочется уйти, что делает бои короче»
Жандармы после шестнадцатого века
При Наполеоне I Жандармы d’élite de la Garde imériale (англ. «Элитные жандармы Императорской гвардии») были подразделением жандармерии, сформированным Наполеоном в 1801 году как часть Консульской гвардии, которая в 1804 году стала Императорской гвардией. В условиях мира их роль заключалась в защите официальных резиденций и дворцов, а также в обеспечении безопасности важных политических фигур. Во время войны их роль заключалась в защите имперского штаба, сопровождении заключенных, а иногда и в обеспечении соблюдения закона и ограничении гражданских беспорядков в завоеванных городах. Подразделение было переименовано в Gendarmes des chasses du roi во время Первой реставрации Бурбонов, но было расформировано в 1815 году во время Второй реставрации.
Отдельный корпус жандармов
Из Википедии — свободной энциклопедии
Отде́льный ко́рпус жанда́рмов (ОКЖ) — специализированный государственный полицейский орган в 1827—1917 годах, политическая полиция Российской империи.
Обеспокоенный возможным распространением тайных обществ, подготовивших восстание на Сенатской площади, российский император Николай I 28 апреля ( 10 мая ) 1827 утвердил Положение о Корпусе жандармов (позднее он был переименован в Отдельный корпус жандармов). Военные чины этого корпуса составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи. Должность шефа жандармов была учреждена несколько ранее — 25 июня ( 7 июля ) 1826 года.
По инспекторской, строевой и хозяйственной части Отдельный корпус жандармов входил в систему Военного министерства. По наблюдательной части, организации и ведении политического розыска, проведению дознаний и другим вопросам учреждения Отдельного корпуса жандармов (губернские жандармские управления, охранные отделения и др.) вначале подчинялись Третьему отделению (3 ( 15 ) июня 1826 — 6 ( 18 ) августа 1880), а затем — Департаменту полиции Министерства внутренних дел (6 ( 18 ) августа 1880 — 4 ( 17 ) марта 1917). Существовали и другие жандармские подразделения, формально в Корпус не входившие, но подчинявшиеся его руководству в оперативном плане — жандармские кадровые команды, позднее переименованные в полевые жандармские эскадроны. Эти команды (эскадроны) несли военно-полицейскую службу в русской армии.
Правоохранители Российской империи. Часть 1
Исторические корни отечественной правоохранительной системы теряются в глубине веков. Немало было сделано во времена Петра Великого и Екатерины II. Однако, в целом, государственная структура и состав полицейских сил определился к началу XIX века. В 1860-е – 1880 – е годы проводились кардинальные изменения в рамках масштабной реформы всей системы правопорядка империи. Дальнейшие перемены, как правило, не затрагивали сложившиеся устои и контур управления, в целом, всей правоохранительной системой в стране.
Полицейские силы империи
При этом за рамками публикации во многом остаются такие важные правоохранительные структуры, как жандармерия и охранные отделения, а также 9 министерств и ведомств, которые имели в своем составе военизированные подразделения, выполнявшие те или иные полицейские функции. Например, министерство промышленности и торговли ведало горно-полицейской стражей и фабрично-заводской полицией. В министерстве финансов состоял корпус пограничной стражи, таможенные подразделения, корчемная стража. Министерству юстиции подчинялись тюремная и конвойная стража, судебные приставы. Были схожие подразделения и в других министерствах.
Общие силы полиции подчинялись сначала Министерству полиции, а затем были переданы в ведение департамента полиции МВД. До середины XIX века все происходившие в правоохранительной системе перемены были связаны с поиском наиболее приемлемой и отвечавшей вызовам времени полицейской структуры империи. Как часто бывало, все реформы и новшества начинались со столицы. В октябре 1866 года столица империи была разделена на 38 полицейских участков вместо прежних 58 кварталов. При этом принцип деления города на 12 частей сохранился. Позже полицейские участки были созданы во всех городах империи. Все излишние полицейские структуры и должности были упразднены в целях снижения казенных расходов. Одновременно впервые был создан резерв полиции в качестве учебного подразделения для первичной подготовки вновь поступавших на службу в полицию.
В декабре того же года для несения патрульно-постовой службы была создана полицейская стража, состоявшая из околоточных надзирателей и городовых. Тогда же было разрешено состав городовых комплектовать из числа желающих добровольно служить по вольному найму. С той поры путь в полицию был открыт не только для отставных армейских нижних чинов, но и всех других, физически годных и способных нести полицейскую службу. Сословные состояния учитывались, но не являлись препятствием при поступлении на службу в полицию. Все новички должны были проходить обязательную начальную полицейскую подготовку в школе полицейского резерва.
В рассматриваемый период полицейские силы империи дополнялись новыми службами и подразделениями, что сопровождалось ростом общей численности полиции. С 1880 года департаменту полиции подчинялись охранные отделения, полицейские службы, отделения уголовного сыска, адресные столы и пожарные команды. В состав МВД, помимо перечисленных структур, входили специализированные подразделения полиции (речной, ярмарочной, портовой, железнодорожной) и полицейская стража. Имела полиция и свою заграничную службу.
Местные полицейские структуры, как правило, подчинялись губернскому полицмейстеру. Полицмейстеры из военных обычно имели чин полковника или генерал-майора, но числились на службе в полиции и носили полицейскую форму. Гражданские чиновники на таких должностях пребывали в чинах статского или действительного статского советника, что соответствовало V или IV классам согласно Табелю о рангах.
Однако в ряде крупных городов руководство полицией осуществлял градоначальник. На должность градоначальника обычно лично императором назначались военные чины и гражданские чиновники в ранге генерала или действительного статского советника. В обеих столицах эти должности часто занимали свитские чины из генерал-адъютантов императора.
В целом, проведенная во второй половине XIX века реформа правоохранительной системы империи привела к формированию новой полицейской структуры. Перемены затронули многие стороны полицейской службы, среди которых можно назвать следующие:
— созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками;
— изменены принципы комплектования полиции: взамен нижних армейских чинов, негодных к строевой службе и направлявшихся на службу в полицию в порядке отбывания воинской повинности, после военной реформы 1874 года, отменившей рекрутский набор, был введен принцип вольного найма в полицию по контакту;
— увеличено жалование, введены пенсии, награждения за выслугу и иные льготы для большей привлекательности службы в полиции по вольному найму;
— пересмотрены функции полиции, часть из которых были переданы в другие правоохранительные структуры. Так, следственные действия возлагались на судебных следователей, а хозяйственные функции, благоустройство городов, продовольственное дело, контроль за состоянием дорог было передано в ведение земств и органов городского самоуправления;
— предписано было иметь полицейский резерв (учебные команды) в уездах;
— укреплено низовое звено полиции за счет введения должностей участковых урядников в уездах, а в городах увеличена численность околоточных надзирателей. Кстати, новая инструкция околоточным надзирателям, утвержденная министром внутренних дел, возлагала даже на дворников некоторые вспомогательные полицейские функции. Помимо дворников, среди осведомителей и добровольных помощников полицейских было немало швейцаров, извозчиков, официантов и других лиц, как правило, из сферы обслуживания.
Служба охранителей правопорядка и спокойствия в империи
В свое время император Павел I определил, что полицейские силы относятся к гражданскому ведомству. До этого полиция обычно комплектовалась из офицеров и отслуживших низших чинов. Поэтому долгое время в империи сохранялась смешанная система комплектации полицейских подразделений и служб как за счет военных, так и путем вольного найма на гражданские должности.
Согласно Уставу о службе по определению от правительства (1896 г.), при поступлении на государственную службу принимался во внимание и, при необходимости, проверялся уровень познаний кандидата. Если требовались по должности специальные знания, то они подвергались особому испытанию и проверке способностей сроком до 4-х месяцев. Этим же документом особо определялось, что российское юношество в возрасте от 10 до 18 лет должно проходить обучение и воспитание в российских учебных заведениях. Допускалось получение домашнего образования «со сдачей испытаний в гимназии», как тогда называли экзамены. В противном случае юноши, несмотря на происхождение и сословные привилегии, лишались права поступления на гражданскую службу в Российской империи.
Служба в полиции регулировалась гражданским законодательством империи. На полицейских чинов распространялись все положения о гражданской государственной службе, хотя по уже сложившейся традиции на службу в полицию могли поступать и военные чины. Такие условия поступления на службу были не во всех правоохранительных структурах империи. Например, в 1867 году на службу в Корпусе жандармов могли претендовать только армейские военные чины с образованием и стажем службы в строю не менее 5 лет. Позже ценз по выслуге снизили до 2-х лет. При этом надо было пройти предварительные испытания и сдать экзамены при штабе Корпуса жандармов. Несмотря на известное негативное отношение к «голубым мундирам» в обществе и в войсках, желавших перевестись из армии в жандармы всегда было больше, чем требовалось. Что касается вакансий нижних жандармских чинов, то они замещались исключительно отставными унтер-офицерами, которые принимались на сверхсрочную службу с обязательством прослужить в жандармерии не менее 5 лет. В 1880 году Отдельный корпус жандармов со штатом в 520 офицеров и 6187 нижних чинов вошел в состав МВД империи. Помимо политического сыска жандармам вменялась и борьба с уголовной преступностью. Особой задачей являлось поддержание правопорядка на транспорте.
Уголовный сыск – дело рискованное
Юрист Т.Л. Матиенко в своей докторской диссертации, посвященной организации сыска в России, выделяет 4 основных исторических этапа развития сыскного дела, начиная с IX века. А исследователь Лядов А.О. называет 3 таких периода, начиная с XV века. При этом принято считать, что в начальный период на территориях русских княжеств осуществлялись лишь отдельные функции уголовного преследования. С появлением Разбойного приказа (1539 г.), а затем Приказа сыскных дел (1687 г.) эта работа упорядочилась, однако, как и прежде, осуществлялась в рамках других функций власти. Конечно, в те годы формировались лишь зачатки будущей сыскной полиции империи. Создание уголовного сыска (позже его синонимом стало понятие «розыск») в виде особого вида правоохранительной деятельности и самостоятельной функции российской уголовной юстиции происходит во второй половине XIX − начале XX века. Объективно это подтверждается следующими историческими фактами: 1) в полиции были созданы штатные структуры сыскных отделений; 2) были законодательно оформлены специальные положения и нормы регулирования функции сыска; 3) стали активно разрабатываться и применяться в процессе сыска специальные методы и способы: негласное наблюдение, криминалистические исследования, агентурные и иные способы получения оперативной информации.
В своих публикациях офицер современной российской полиции Р. Очур отмечает, что приказом по полиции от 31 декабря 1866 года была впервые учреждена в полицейском штате столицы империи сыскная часть в составе 22 человек. Возглавлял новое подразделение начальник сыскной полиции. К оперативному составу относились 4 чиновника для поручений и 12 полицейских надзирателей. Дозволялось в установленных пределах брать на службу внештатных сотрудников. Однако для города с населением примерно 500 тыс. человек такая численность сыщиков была недостаточна.
Спустя 3 месяца столичный обер-полицмейстер генерал Ф. Трепов представил на утверждение штат нового подразделения в составе городской полиции. Штатным расписанием определялась численность сотрудников, их должности и чины, а также денежное содержание. Начальнику сыскной полиции было установлено 1500 рублей жалованья и дополнительно 700 рублей столовых денег и 600 рублей на разъездные расходы. Квартира предоставлялась от казны. Был установлен чин по должности VI класса, равный армейскому полковнику.
Чиновникам для поручений установили жалованье 1000 рублей и дополнительно: столовые деньги – 500 рублей, квартирные – 300 рублей и на всех 600 рублей на поездки или по 150 рублей каждому. По должности установили VII классный чин, равный в гражданской службе надворному советнику или военному чину подполковника. Такое же жалованье и другие равные денежные выплаты (кроме разъездных) были у делопроизводителя. Кстати, и такой же классный чин. Полицейский надзиратель получал 450 рублей в жалованье без каких-либо доплат. Имели XIV (низший) классный чин, соответствовавший коллежскому регистратору на гражданской службе и прапорщику в армии.
Для сравнения приведем размеры годового офицерского жалованья того же периода. Упомянутые военные чины получали: армейский полковник – 750 рублей, подполковник – 580 рублей, прапорщик – 300 рублей. Полицейские оклады в ту пору, как видим, были выше.
Дополнительно сметой расходов предусматривалось 2200 рублей на канцелярские траты и оплату вольнонаемных писцов. К тому же в распоряжении обер-полицмейстера столицы имелось 8000 рублей на оперативные расходы сыщиков.
В сыскной части скапливались все сведения о преступлениях, преступниках, подозрительных лицах и другие оперативно-розыскные материалы. На их основании ежедневно составлялись рапорты о всех происшествиях в столице и принимаемых мерах. За сыскную канцелярию отвечали делопроизводитель и два его помощника (старший и младший). Вместе с ними трудился чиновник «стола приключений». Он вел особый журнал обо всех происшествиях и преступлениях в столице, готовил ежедневные рапорта и, при необходимости, всеподданнейшие записки на имя царя. По этой должности полагался IX классный чин (титулярный советник или штабс-капитан). Годовое жалованье составляло 400 рублей, столовые и квартирные деньги – соответственно 200 и 150 рублей. Надо сказать, что вся эта, казалось бы, бумажная работа, требовала хорошего образования, умения грамотно и по существу излагать суть произошедшего, навыка самостоятельной работы и определенных аналитических способностей.
Создание столичной сыскной полиции положило начало формированию оперативно-розыскных подразделений во всей системе МВД империи. На местах ситуация по созданию сыскных структур затянулась и существовала в разных формах. Так, сыскное отделение в полиции Баку долгое время существовало лишь на бумаге. Штат был заполнен только в 1908 году после проведенной проверки состояния сыскных отделений в империи.
К сожалению, в ходе реформы общеуголовного сыска в 1907−1908 годах после известных революционных событий были допущены серьезные ошибки, мешавшие в борьбе с уголовной преступностью. Учрежденные отделения сыска в канцеляриях городских полицмейстеров привели к децентрализации всей системы сыска. С ущербом для дела сыска были объединены дознание и розыск в функционале сыскных отделений. При определении штатов отделений сыска не был учтен рост преступности в империи, в результате сил и средств у сыщиков было недостаточно. Города империи были разделены на 4 разряда в зависимости от численности населения. Всего было создано 89 сыскных отделения в составе полицейских управлений в губерниях и крупных городах империи. На результатах работы сказывалось и отсутствие системы профподготовки чиновников сыскных отделений. Ситуацию не выправил даже принятый в 1908 году специальный правовой акт об организации сыскной части и «Инструкция чинам сыскных отделений» 1910 года.