жать рожь что это такое

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такое

Друзья жмут друг другу руку, сапоги жмут, крестьяне жнут рожь – одно и то же слово здесь используется или разные? Давайте разберемся с глаголом «жать».

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такое

Значение слова «жать»

Как гласят словари, существует целых 2 глагола «жать». Первый из них наиболее широкий по значению:

Иногда значение слова «жать» в разговорной речи может иметь в виду интенсивное действие: «Надо закончить проект к концу года: Жмем!». Оттуда же происходит и глагол «поднажать».

Может он и означать «надавливать, нажимать на педаль, кнопку»: водитель жал на газ, она долго жала на звонок, пока не открыли. Последнее значение обрело популярность с развитием интернета. Многочисленная реклама с виртуальными кнопками призывает нас «Жми!». Выражения «жми «нравится»» или «жми «поделиться с друзьями»» можно отнести к сленгу соцсетей, который достаточно близок к разговорному стилю, хотя и имеет письменную форму.

Можно заметить, что все эти значения слова «жать» очень близки и чаще всего связаны со сдавливанием, стискиванием или c приложением усилий.

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такое

«Потомство» глагола «жать»

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такое

Второй глагол «жать»

У омонимичного первому слова «жать» значение кратко можно сформулировать как «срезать колосья». Современному городскому жителю было бы интересно узнать, какие инструменты использовали для жатвы. Пшеницу и рожь жали серпом и косой. Более высокие и редко растущие колосья можно было собрать в пучок и срезать серпом, для низких и частых требовалась коса. Чаще всего рожь была высокой и требовала серпа. А сейчас хлеб убирают комбайном.

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такое

Происхождение слова «жать»

Происходит глагол от общеславянского — g’mti. Впервые фигурирует в источниках в XVIII веке. Совсем не созвучное ему норвежское kamsa — «мять, давить», как оказалось, ведет свое происхождение из того же источника.

Как можно заметить, в первоисточниках встречаются оба согласных звука – «М» и «Н», которые потом и дают о себе знать в формах настоящего времени, помогая установить различие между одинаково звучащими инфинитивами.

Так что если встает вопрос о лексическом значении слова «жать», стоит уточнить, о каком именно из двух глаголов идет речь. Или раскрыть значения обоих слов.

Источник

Значение слова жать

Словарь Ушакова

причиняемом тесной одеждой, обувью. В плечах жмет.

3. что. Выдавливать, выжимать. Жать сок из винограда.

4. перен., кого-что. Притеснять, угнетать (разг.). Английские власти в Индии нещадно жмут крестьян.

Этимологический Словарь Русского Языка

Лексическое значение – «сдавливать, стискивать, быть тесным». Слово не упоминается в источниках ни на древнерусском, ни на старославянском языках.

Впервые встречается в первой половине XVIII в. в форме «жати», «сжимати». Слово имеет аналоги в иностранных языках: шведское kams – «сгусток крови», норвежское kamsa – «мять, давить».

Производные: жму, сжимать, отжимать, прижимать.

Норвежское – gana (обрубать ветки).

Первоначальное значение слова – «бить палкой, ударять».

Современное значение – «срезать под корень стебли хлебных злаков» – появилось лишь во второй половине XVIII в.

В древнерусском языке употребляется с XI в. («жати»). Только в конце XVIII в. появляются производные слова – жница, жнея.

Производные: жну, жнец, жатва, пожинать.

Словарь антонимов русского языка

Фразеологический словарь (Волкова)

Работа на конвейере выжимает из рабочих все соки.

Когда его долго не вижу, у меня и сердце жмет, и плакать хочется.

Тезаурус русской деловой лексики

1. Syn: снимать урожай

Словарь Ожегова

ЖАТЬ 1 , жму, жмёшь; жатый; несов.

1. кого-что. Давить, стискивать; прижимать. Ж. руку. Ж. противника к реке (перен.: теснить).

2. (1 и 2 л. не употр.), что. О платье, обуви: быть тесным. Сапог жмёт ногу. В плечах жмёт (безл.).

3. что. Давить для выделения жидкости, для получения сока, масла. Ж. виноград. Ж. сок из лимона.

4. (1 и 2 л. не употр.), кого-что. То же, что поджимать (в 3 знач.) (разг.). Сроки жмут.

5. Употр. для обозначения быстрого, энергичного действия (прост.). Стараемся закончить работу к сроку: жмём! Ж. на всю катушку (стараться изо всех сил).

ЖАТЬ 2 , жну, жнёшь; жатый; несов., что. Срезать под корень (стебли зерновых). Ж. хлеб машинами. Ж. серпом.

| сов. сжать, сожну, сожнёшь; сжатый.

| сущ. жатва, ы, ж.

| прил. жатвенный, ая, ое.

Источник

Значение слова «жать»

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такое

2. также без доп. Быть тесным (о платье, обуви). [Кутузов] расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Л. Толстой, Война и мир. Новые туфли жали, с каждым шагом идти в них становилось все больней. Кочетов, Журбины. | в безл. употр. Плохой заказчик любит капризничать, то ему широко, то узко, здесь жмет, там морщит. Кузьмин, Круг царя Соломона.

3. (сов. выжать 1 ). Спорт. Поднимать какую-л. тяжесть над головой до полного выпрямления рук. Жать штангу.

4. без доп. Прост. Употребляется вместо того или иного глагола для обозначения особой силы, интенсивности, быстроты действия. Теперь он [грузовик] мчался с предельной скоростью. А водитель все жал и жал, ругаясь сквозь зубы и яростно дергая рычагами. Катаев, Сын полка. На равнине работается легко и весело. Особенно хорошо вести съемку, ничто не мешает. И я жму вовсю! Воронин, Хороший сын.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

силятся выбиться наружу, а выбившись, в свою очередь жмут масло.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

жать I

1. давить, стискивать, сжимать ◆ Жать руку. ◆ Жми на газ, Петька! ◆ Жать друг друга в толпе.

2. 3-е л. быть тесным, узким (об обуви, платье) ◆ Если новые туфли жмут, перед тем как надеть их на ноги, смочите это место одеколоном. ◆ Сапог ногу жмёт. ◆ Пиджак жмёт в плечах.

3. безл. о неудобстве, причиняемом тесной одеждой, обувью ◆ В плечах жмёт.

4. с.-х. давить с целью получения сока ◆ Жать сок из винограда.

5. перен. разг. притеснять, угнетать ◆ Английские власти в Индии нещадно жмут крестьян.

6. 3-е л. перен. разг. вызывать необходимость в спешке, поджимать ◆ Подскажите, пожалуйста, побыстрей и поподробней, сроки жмут! С форума автомобилистов

7. разг. спешить, действовать быстро и энергично ◆ Говорю шоферу: «Жми по дороге, а я скажу, когда нужно будет свернуть.»

8. спорт. разг. в тяжёлой атлетике — выполнять жим

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

жать II

Делаем Карту слов лучше вместе

жать рожь что это такое. Смотреть фото жать рожь что это такое. Смотреть картинку жать рожь что это такое. Картинка про жать рожь что это такое. Фото жать рожь что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: облачаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Жать – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово жать? Пытаешься разобраться, что такое жать? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «жать» в словарях русского языка

Жать это:

1.Надавливать на что-либо, давить, стискивать, сжимать что-либо.

2.Выдавливать, выжимать что-либо из чего-либо.

1.Делать что-либо с азартом.

1. несов. перех. и неперех.
1) перех. Давить, стискивать, сжимать.
2) Быть тесным, сдавливать (обычно об обуви).
3) а) перех. Выдавливать, выжимать. б) перен. разг. Угнетать, притеснять.
4) перен. разг. перех. Заставлять отступать; теснить.
5) разг. перех. Особым приемом поднимать тяжесть над головой до полного выпрямления рук (в речи спортсменов).
6) перен. разг.-сниж. неперех. Употр. при обозначении какого-л. быстрого, энергичного, интенсивного действия.

2. несов. перех. и неперех. Срезать под корень (стебли хлебных злаков) серпом или жатвенной машиной.

1 Non-st. Употр. для обозначения быстрого, энергичного действия + Стараемся закончить работу к сроку: жмем! ж. на всю катушку (стараться изо всех сил). жать 1 давить, стискивать; прижимать Ж. руку. Ж. противника к реке (перен. : теснить). жать 1 3! Colloq == поджимать N3 Сроки жмут. жать 1 3! О платье, обуви: быть тесным Сапог жмет ногу. В плечах жмет (безл.). жать 1 давить для выделения жидкости, для получения сока, масла Ж. виноград. Ж. сок из лимона. жать 2 срезать под корень (стебли зерновых) Ж. хлеб машинам. Ж. серпом.

1. несов. перех. и неперех.
1) перех. Давить, стискивать, сжимать.
2) Быть тесным, сдавливать (обычно об обуви).
3) а) перех. Выдавливать, выжимать. б) перен. разг. Угнетать, притеснять.
4) перен. разг. перех. Заставлять отступать; теснить.
5) разг. перех. Особым приемом поднимать тяжесть над головой до полного выпрямления рук (в речи спортсменов).
6) перен. разг.-сниж. неперех. Употр. при обозначении какого-л. быстрого, энергичного, интенсивного действия.

2. несов. перех. и неперех. Срезать под корень (стебли хлебных злаков) серпом или жатвенной машиной.

жну, жнёшь, д. н. не употр., несов. (к сжать
2), что. Срезать под корень (стебли хлебных растений) серпом или особыми машинами. Жать рожь.

среза́ть под корень (стебли хлебных растений), убирать урожай зерновых

Где и как употребляется слово «жать»?

Кроме значения слова «жать» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «жать».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «жать» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «жать»

Здесь крепко жмут руки друг другу, и присылают новогодние открытки, радостно встречают гостей и угощают их кофе, строят совместные планы на будущее и подписывают взаимовыгодные контракты…

Рыцари иерусалимского короля и антиохийские рыцари, ранее также соперничающие друг с другом, теперь стали жать друг другу руки и обниматься.

В руке у него оказалась маленькая мохнатая пчёлка, это именно она ужалила его, её маленькое острое жало стало причиной его страдания.

Источник

Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.

. И прошел сенокос,
Скоро рожь и овес
Золотистым зерном наливается;
Много жниц и жнецов
С деревень-хуторов
Грозной ратью тогда ополчается…
Жнут полоски подряд,
Лишь серпами звенят —
Нипочем им работа тяжелая.
И вечерней порой
По дороге большой
Долго слышится песня веселая.
(Спиридон Дрожжин)

В разных регионах хлеба созревали в разное время в зависимости от климатических условий. В южной части России жатву начинали уже в середине июля – с праздника Казанской иконы Божьей Матери, в средней полосе – с Ильина дня или со дня свв. Бориса и Глеба (24 июля / б августа), а на севере – ближе к середине августа. Первой поспевала озимая рожь, за ней яровые хлеба, овес, а потом гречиха.

В ряде мест до начала жатвы хозяева ходили в поле смотреть, поспело ли зерно и пора ли приступать к жатве (ср. бел. название обычая «оглядины жита»).
Перед жатвой совершался также крестный ход на ниву, которую священник окроплял святой водой и благословлял.
Первые сжатые колосья несли освящать в церковь, торжественно вносили в амбар или в дом, ставили под иконы, где оставляли их до молотьбы.
Иногда день накануне жатвы отмечался общими празднествами и угощениями.

Хотя время уборки урожая определялось в каждой местности климатическими и погодными условиями, тем не менее во многих местах её стремились приурочить к календарным праздникам, близким по срокам к жатве. Например,
Фома Малеит серпы ладит (7/20 июля). Пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи-матушке. Звенят наковальни, крестьяне серпы к жатве готовят, косы точат. Жатва поспела, и серп изострён.
В этот день говорят: «Фома серпы ладит» – начинается жатва.

В южных местах начинали уборку (зажинали) яровых со дня Прокопия-жатвенника 8/21 июля. Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает. Зажин ржи. На Казанскую — зажин ржи. Зерно в колоске — не валяйся в холодке. Зерно в колосу — торопись жать полосу. Жнут порою — жуют зимою. Жатва — время дорогое, никому тут нет покою. Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Сухая погода в этот день сулит хорошую осень, а коли сильные дожди припустят урожай погибнет. Сильные дожди губительны для урожая.

В некоторых местах с этого дня делали первый зажин — торжественно жали первый сноп, который называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева.

Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит.

Обычно рожь, пшеницу, ячмень повсюду жали серпом, считалось большим грехом косить пшеницу косой. Если плохую пшеницу нельзя было сжать серпом, её вырывали с корнем. Гречиху, овёс, горох почти всегда косили косой.

В страду одна забота — не стояла бы работа. Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя. Пот ключом бьёт, а жнец свое берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Уборка урожая считалась делом девушек и замужних женщин. Однако главными жнеями были девушки. Сильные, крепкие, ловкие, они легко справлялись с довольно трудной работой.

Уж вы жнеи, вы жнеи
Мои молодые!
Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Уж вы жните, жните,
Жните не ленитесь!
А обжавши нивку,
Пейте, веселитесь.

Жатву полагалось начинать всем в один день. Перед этим женщины выбирали из своей среды зажинальщицу, которая совершит символический зажин поля. Чаще всего это была женщина средних лет, хорошая жница, с «легкой рукой». Рано утром, тайком от всех, она бежала на поле, сжинала три небольших снопа, приговаривая, например, так:

Кыш, полышко, на конец,
Как татарский жеребец!
Бежи и ржи, уминай и рви
И у поля конец ищи!
Выбежи, выбежи,
Нам волюшку дай!
Мы пришли с вострыми серпами,
С белыми руками,
С мягкими хребтами!

После этого зажинальщица укладывала снопы крест-накрест на краю поля, а рядом оставляла кусочек хлеба с солью для Матери-Земли и иконку Спасителя для предохранения урожая от нечистой силы.
На жатву выходила вся женская половина семьи во главе с хозяйкой. Девушки и женщины надевали особую жатвенную одежду – подпоясанные белые холщовые рубахи, украшенные по подолу и на рукавах красным тканым или вышитым узором. В некоторых селах верхнюю часть рубахи шили из яркого ситца, а нижнюю – из холста, который прикрывали красивым фартуком. Головы повязывали ситцевыми платками. Жатвенная одежда была очень нарядной, соответствующей столь важному дню, когда Мать-Земля родит урожай. При этом одежда была еще и удобной для работы, свободной, в ней было не жарко под летним солнцем.
Первый день жатвы начинался с общей молитвы семьи на своей полосе. Жницы работали на поле в определенном порядке. Впереди всех шла хозяйка дома, приговаривая: «Благослови, Боже, ниву зажать! Дай, Господи, спорыньи и легкости, доброго здоровья!» (Народная традиционная культура Псковской области. С. 65). По правую руку от нее шла старшая дочь, за ней по старшинству – остальные дочери, а за ними снохи. Первый сноп полагалось сжать старшей в семье дочери, чтобы она осенью вышла замуж: «Первый снопик жать – жениха наживать». Верили, что первая пясточка срезанных стеблей ржи и первый собранный из них сноп обладают «спором», «споркостью» – особой жизнедающей силой, так необходимой будущей хозяйке и матери.
На поле жнеи отправлялись после того, как солнце осушит росу. Хлеб, покрытый росой, жать было нельзя, чтобы зерно и солома не сгнили до обмолота. Девушки вместе шли на поле, пели песни, которые получили название жатвенных. Главной темой песен была несчастная любовь:

Рано-рано наше подворьице зарастает.
Заросло-зацвело наше подворьице травою-муравою.
То не травушка в поле, не муравушка, розовы цветочки.
Там цвели в поле цветочки, цвели, да повяли.
Любил парень красну девицу, да покинул.
Покинувши девчонку, над ней насмеялся.
Ты не смейся, парень, над девчонкой, ты еще сам холост.
Холост-неженатый, нету жены взятой.

Во время работы девушкам петь не полагалось – это была прерогатива только замужних женщин. Замужние женщины обращались в песнях к Богу, ниве, солнцу, полевым духам с просьбой о помощи:

Да унеси, Боже, тучу грозовую,
Да спаси, Боже, ниву трудовую.

Крестьянские поля (полосы) располагались рядом. Жницы могли видеть, как работают соседки, перекликаться друг с другом, подбадривать уставших, укорять ленивых. Песни перемежались так называемым гуканьем, то есть криками, возгласами «У-у!», «Эй!», оханьем-уханьем. Гуканье было столь сильным, что его можно было услышать в отдаленных от полей деревнях. Весь этот многоголосный шум красиво назвали «пением жнивы».
Чтобы к вечеру была выполнена определенная часть работы, отстающих подгоняли: «Подтягай! Подтягай! Тяни! Тяни козу-то свою!» Каждая девушка старалась нажать побольше снопов, опередить своих подруг, а не попасть в отстающие. Над ленивыми смеялись, кричали: «Девка! Кила тебе!» – а ночью на полосу нерадивым девушкам «ставили килу»: втыкали в землю палку с привязанным к ней пуком соломы или старым лаптем. По качеству и быстроте работы определяли, «работлива» ли девушка, будет ли она хорошей хозяйкой дома. Если жница оставляла за собой несжатую бороздку, то говорили, что у нее «мужик будет нутрец»; если снопы получались большие, то и мужик будет большой, если ровные и красивые, то богатый и трудолюбивый. Чтобы работа спорилась, девушки приговаривали: «Полоска в край, как белый зай, кыш, погоняй, кыш, погоняй!» (Морозов И. А., Слепцова И. С. С. 119), а чтобы не уставать, перепоясывались жгутиком из стеблей со словами: «Как матушка рожь стала год, да не устала, так и моя спинушка жать бы не устала» (Майков Л. Н. С. 204).
Работа заканчивалась, когда солнце склонялось к закату и жнива покрывалась росой. Оставаться на поле после захода не разрешалось: по поверью, это могло помешать умершим предкам «гулять по полям и радоваться урожаю». Перед уходом с недожатой полосы полагалось для предохранения ее от порчи положить крест-накрест две горсточки стеблей. Серпы, спрятав, обычно оставляли в поле, а не несли их в дом, чтобы не накликать дождь.
После трудового дня девушки опять собирались в стайку и все вместе отправлялись отдыхать, распевая про несчастную любовь:

Песни пела, грудь болела,
Сердце надрывалося.
По лицу катились слезы –
С милым расставалася.

Услышав громкое пение, появлялись парни, которые заигрывали с девушками в расчете на их благосклонность. Шутки парней порой бывали довольно грубоватыми. Например, парни пугали девушек, неожиданно нападая на них из-за кустов, или ставили «кляпцы»: перевязывали верхушки трав, росших по обе стороны дорожки, по которой шли девушки. В темную пору девушки могли не заметить ловушки, падали, вызывая радостный смех парней.
Дальше шли вместе, а девушки «припевали» парням невест:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *