железная пята о чем
Краткое содержание Лондон Железная пята
Эрнеста ждут в клубе, где обитают местные, он приготовил речь, чтобы выступить с ней. Сначала люди хотели сделать из этого спектакль и опозорить его, но своей речью заставляет всерьез задуматься о проблемах и о переходе к социализму.
Эвис влюблена в Эренста, но ее близким не нравится связь с таким человеком.
Данный рассказ показывает каково было отношение к рабочим, у которых была низкая или не было специальности совсем, автор показывает, какие бывают безжалостные люди в погоне за деньгами, они дискриминируют нижние классы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лондон. Все произведения
Железная пята. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В небольшом произведении под названием Фенька Л. Пантелеев повествует об одном из обычных вечеров, когда он, увлекшись на диване чтением, вдруг обращает внимание на странные звуки. Шум нарастал со стороны окна
Роман повествует нам о хирурге из Германии, который долгое время находился у гитлеровцев в лагере для военнопленных, откуда он успешно сбегает и работает нелегально под чужой фамилией во Франции.
Белый ключ – усадьба, принадлежавшая Федяшеву Алексею. Ранее е заправляла Прасковья, в портрет которой влюбился юноша. Однажды он слышит про графа Калиостро, который уехал со двора князя Потёмкина
Произведение «Бойцовский клуб», созданное современным американским писателем Чаком Палаником, повествует о событиях нашего времени. Безымянный рассказчик ведёт повествование от первого лица. В тексте его имя нигде не указано.
В одном из уездных городков стоял небольшой, 9 комнат, доходный дом Висленевых. Вдова Висленева растила двух детей, Иосафа (Жозефа) и Ларису, владея этим доходным домом, живя неподалеку во флигеле
Железная пята-краткое содержание.
Знакомство.
Эвис Каннингем, дочь известного физика, знакомится с Эрнестом Эвергардом, социалистом. За обедом он подвергает критике всю систему современного общества, обвиняя его в эксплуатации труда. Эвис не соглашается, тогда Эрнест приводит ей пример Джексона — рабочего, потерявшего руку на заводе из-за добросовестности, и выкинутого хозяевами на улицу. Это побуждает Эвис заняться исследованием жизни рабочих. Результаты столь ужасающи, что она проникается взглядами Эрнеста.
Эрнеста приглашают в клуб местные воротилы, чтобы он выступил там с речью. Они думают выставить его на посмешище, но он логикой и фактами показал им, что переход власти к социалистам неизбежен. На это был получен ответ: «Всё это так, но сейчас власть в наших руках. Силой этой власти мы удержим власть. Если вы протянете руки к нашим богатствам мы их оторвём. В громе пушек и пулемётов вы услышите наш ответ».
Эвис влюбляется в Эрнеста, но заправилам не нравится связь дочери известного физика с социалистом. Её отцу предлагают возглавить грандиозный институт. Он отвечает отказом, и пишет книгу о рабочем классе. Книгу отказываются печатать, а вскоре у семьи отбирают дом и все акции. Одновременно с этим епископ Морхауз, друг Каннингемов, также просвещенный Эрнестом, обращается к прихожанам с проповедью социального равенства. Его объявляют больным и отправляют в сумасшедший дом.
Эвис и Эрнест женятся. Эрнеста избирают в Конгресс от социалистической партии.
Олигархат.
Тем временем в стране происходит окончательная гибель мелких предприятий. Они поглощаются трестами, управляемыми олигархами. В поисках прибылей они выходят на внешние рынки, где сталкиваются с конкуренцией Германии, где происходят такие же события в экономике. Борьба за рынки сбыта приводит к войне. Рабочие во всех странах организуют всеобщую забастовку, в результате заключается мир. В Германии социалисты свергают кайзера и приходят к власти. В США напротив, усиливается власть олигархов. Эрнест называет их власть Железной пятой.
Доведенные до отчаяния разорившиеся фермеры поднимают восстание. Восстание жестоко подавляется армией, которая к тому времени превращается в орудие Железной пяты. Тем временем олигархи подкупают влиятельные профсоюзы. Увеличивается зарплата и сокращается рабочий день у высококвалифицированных рабочих. В привилегированное положение попадают работники связи, транспорта, машиностроения, ВПК. Им также предоставляют удобное жилье, лучшее медицинское обслуживание, их детям — лучшие школы. В то же время у прочих работников снижается зарплата, возрастает рабочий день, отменяется обязательное образование. Большинство рабочих селят просто в бараках, где исчезает само понятие культуры. Вместо зарплаты низкоквалифицированным рабочим выдают пайки, а труд становится обязательным.
Железная пята
Отец Эвис бесследно исчезает. Епископ Морхауз притворяется «выздоровевшим» и выходит из сумасшедшего дома. В тайне от всех он распродает своё имущество и тратит деньги на благотворительность, а после исчезает и скрывается. Роман заканчивается описанием чудовищной бойни при подавлении восстания в Чикаго осенью 1917 года. Как становится известно из рукописи и примечаний к ним, в 1932 году в США состоялось второе крупнейшее восстание рабочих, однако оно также было жестоко подавлено. Эрнест был схвачен и казнён, следы Эвис (чья рукопись осталась незаконченной) затерялись. После описываемых событий прошло ещё около 300 лет, пока в результате многочисленных восстаний власть олигархии не пала и не наступила социалистическая эпоха Братства людей.
Рубрика Эксперименты
СТАТЬЯ Двойная (анти)утопия: «Железная пята» Джека Лондона
Однако далеко не все его современники восприняли роман в этом ключе и для этого были определенные причины.
Роман в творчестве писателя
«Железная пята», как и другой довольно известный роман Лондона «Мартин Иден» оказались непонятыми большинством читателей. Последовательное развенчание мифа о «человеке, который сотворил себя сам»(“self-made man”), являвшееся идейной основой «Мартина Идена», было воспринято читателем как воспевание человеческого потенциала. А «Железной пяте» повезло ее меньше – коллеги Лондона по социалистической партии осудили роман, назвав его произведением, которое скорее отталкивает новых потенциальных членов, чем привлекает.
Обложка первого издания Железной пяты 1908 года
А большинство изданий, занимающихся распространением «приключенческой беллетристики» Лондона просто проигнорировали появление романа.
На наш взгляд, причины относительной неудачи романа, который, без сомнения, задумывался не только как вклад в жанр утопии, но и как способ «продвижения социалистических идей в массы», отчасти кроются в жанровой неоднородности произведения.
Двойственность романа
По сути, описываемые события представляют собой историю неудавшегося восстания против экономической олигархии, организованного группой революционеров во главе с главным героем – Эрнестом Эвергартом. И именно эта часть, изобилующая мрачными описаниями социального ада, куда стараниями капиталистов все глубже и глубже погружался рабочий класс, формирует так называемую «антиутопическую» составляющую произведения. Но в романе есть и второй утопический пласт, представленный комментариями историка Антони Мередита, живущего в XXVII веке, в эпоху наступившего социализма.
Оба идеологических пласта романа взаимодействуют между собой, идейно дополняя друг друга, что значительно углубляет идейную основу произведения.
Краткая теоретическая справка о жанре
Разделение романа на две части, утопическую и антиутопическую является условностью. По сути, утопию и антиутопию практически невозможно отделить друг от друга; они являются вариантами одного жанра и представляют собой литературные воплощения различных теорий о социальном развитии*.
Метафора утопии направлена в будущее и выполняет скорее пропагандистскую функцию по отношению к читателю. В качестве классического образца утопического романа конца 19 века можно назвать бестселлер того времени «Взгляд назад: 2000- 1887» Э.Беллами.
Специфика англо- американской литературной ситуации рубежа XIX-XX вв. заключалась в том, что антиутопия в этот период, в отличие от прогрессивного жанра утопии, тяготела к консерватизму. В ней воплощалось общественное беспокойство относительно будущего, которое угадывалось из актуальных общественных процессов. Антиутописта страшили всевозможные риски, которые могли сопутствовать изменению и развитию общества. Антиутопия того временем была своего рода механизмом защиты от потенциальных перемен в общественной среде.
Антиутопия того временем была своего рода механизмом защиты от потенциальных перемен в общественной среде. Эта цель достигалась посредством создания сатиры на современные общественные движения, а также на предыдущие утопические произведения.
Эта цель достигалась посредством создания сатиры на современные общественные движения, а также на предыдущие утопические произведения*. В качестве наиболее популярных антиутопий того времени можно назвать следующие произведения: «Колона Цезаря. История XX века» И. Доннелли; «Машина времени» и «Когда Спящий проснется» Г. Уэллса.
В конце 19-го века стало понятно, что утопия была адекватным литературным способом выражения социалистических идей. Дело в том, что по своему жанровому определению утопия была призвана описывать «идеальное общество», конец истории человечества, конечную точку социального прогресса. Со своей же стороны, социализм и являлся обозначением того же самого идеального состояния человеческого общества, лишенного всяких недостатков. Такое соответствие формы и содержания и было найдено в обозначенный выше временной период.
Поэтому, сама задумка Лондона создать социалистическую утопию на основе современного материала с некоторой пропагандистской задачей, выглядела вполне органично и вписывалась в рамки более ранней литературной традиции. Как следствие, и в рамках этой статьи придется прикоснуться к социалистическим воззрениям Лондона и проследить их отражение в романе.
Антиутопическая (дистопическая) составляющая «Железной пяты»
«Железная пята» создавалась непосредственно под впечатлением от неудачных революционных событий 1905 года в России. По свидетельству дочери Лондона, Джоан, поражение, которое потерпели русские революционеры в 1905 году, в глазах Лондона ничуть не ослабило идею о реальности революции, а лишь убедило его в том, что действовать нужно скорее насильственным путем, нежели чем дипломатическим.
Описания ужасной жизни рабочих, которых социум сделал похожими на диких грязных зверей,
отупевших от постоянной непереносимо тяжелой работы и голода, были неприятны современным читателям Лондона, в основном, принадлежащим к среднему классу. Наиболее жутким для них в описаниях жизни рабочих было то, что элемент вымысла был совсем незначительным. В качестве примера силы воздействия описаний Лондона можно привести отрывок спора главного героя и его будущей супруги, на тот момент не задумывавшейся о социальной ситуации в обществе:
— Насколько мне известно, вы или ваш отец, что одно и то же, состоите акционерами Сьеррской компании.
— Какое это имеет отношение к нашему спору? — негодовала я.
— Ровно никакого, если не считать того, что платье, которое вы носите, забрызгано кровью. Пища, которую вы едите, приправлена кровью. Кровь малых детей и сильных мужчин стекает вот с этого потолка. Стоит мне закрыть глаза, и я явственно слышу, как она капля за каплей заливает все вокруг*.
Описания «социальной бездны» в «Железной пяте» подкрепляются объяснениями причин создания такого бедственного положения рабочего класса. Даются эти объяснения устами главного героя, Эрнеста Эвергарта, которому Джек Лондон «подарил» почти все свои идеи, высказанные им в его публицистических эссе («Революция и другие эссе»; «Война классов»).
Так, проведя читателя сквозь ужасные картины социальной действительности, снабженные научно-популярными социологическими объяснениями, Лондон рисует, по истине, колоссальную картину поражения восстания, дела жизни главного героя.
В романе присутствует галерея идеализированных образов революционеров, которые возводятся в ранг святых и мучеников революции, а сама революция отождествляется с алтарем свободы.
Утопическая составляющая
Мрачные давящие описания социальных бед рабочего класса и невыносимо тяжелый и кровавый финал романа в некоторой степени уравновешиваются наличием утопической составляющей произведения. Как уже было сказано ранее, для создания утопического пласта романа Лондоном была введена фигура историка Антони Мерредита.
Его комментарии делятся на несколько групп: комментарии по хронологии «рукописи» и описание перспективы исторических событий, данное с позиции науки «Эры всеобщего братства»; комментарии относительно тех или иных реалий описываемого в романе исторического времени (данные с точки зрения человека XXVII века); наконец, не очень большая группа комментариев – те, что касаются позиции рассказчицы.
Этот пласт текста практически не дает читателю никакого представления о жизни в XXVII веке, лишь констатируется. А его приход и события, описываемые в рукописи, разделяют еще семь столетий революционной борьбы. Из примечаний комментатора можно вычленить не так уж много: общество XXVII века изжило практически все недостатки общества современного, избавившись не только от социальных пороков, но и от низменных стремлений, навязываемых капиталистическим укладом экономики. Мередиту многое из современных реалий в романе кажется диким и варварским. А низменные человеческие устремления, игравшие видную роль в XX веке, сохранились лишь как отзвуки далеких изживших себя инстинктов, ненадолго проявляющихся в поведении маленьких детей XXVII века.
Скорее всего, такое расположение акцентов в произведении было связано и с тем, что самого писателя больше интересовали пути прихода к социализму, а не структурное устройство общества после его прихода. В этом духе создана уже упоминавшаяся нами утопия Э. Беллами «Взгляд назад: 2000-1887). Зная огромную популярность этого произведения среди современников, очень сложно предположить, что сам Джек Лондон не был знаком с этой книгой.
После прочтения статьи у вас, как и многих современников Лондона могло остаться чувство недоумения. Для чего, будучи убежденным социалистом, ратовавшим за жесткую необходимость социальных реформ, предлагать читателю столь неоднозначный роман? Мрачные эпизоды «Железной пяты» вполне могли перевесить оптимистический факт констатации прихода социализма в глазах читающей публики.
Ответить на этот вопрос, или попытаться как- то по-другому обосновать жанровую двойственность романа крайне сложно. Возможно, Джек Лондон, подобно своему герою предчувствовал, какое колоссальное количество времени должно пройти в напряженной революционной работе и пропаганде (например, еще 7 столетий), чтобы люди, наконец, пришли к рациональному устройству общества. Но в то же время он понимал, что немногие из голодающих рабочих, но даже и из кругов революционеров-идеалистов, согласятся пожертвовать своими силами и жизнью ради туманного результата, насладиться которым не смогут даже внуки современного поколения.
Автор, однако, не дает своим сомнениям развернуться в полную силу, он как будто делает уступки сам себе и, в конце концов, все-таки отвоевывает счастливый финал для всего человечества. В подтверждение этой точки зрения можно привести фрагмент из письма к Клодсли Джонсу (один из первых преданных читателей и поклонников Лондона, с кем у него завязалась переписка) от 1900 года: «Я хотел бы жить при социализме, хотя я и осознаю, что социализм не является следующим шагом; я знаю, что капитализм должен сначала отжить свое.
Железная пята (Лондон)
Эвис Каннингем, дочь известного физика, знакомится с Эрнестом Эвергардом, социалистом. За обедом он подвергает критике всю систему современного общества, обвиняя его в эксплуатации труда. Эвис не соглашается, тогда Эрнест приводит ей пример Джексона — рабочего, потерявшего руку на заводе из-за добросовестности, и выкинутого хозяевами на улицу. Это побуждает Эвис заняться исследованием жизни рабочих. Результаты столь ужасающи, что она проникается взглядами Эрнеста.
Эрнеста приглашают в клуб местные воротилы, чтобы он выступил там с речью. Они думают выставить его на посмешище, но он логикой и фактами показал им, что переход власти к социалистам неизбежен. На это был получен ответ: «Всё это так, но сейчас власть в наших руках. Силой этой власти мы удержим власть. Если вы протянете руки к нашим богатствам мы их оторвём. В громе пушек и пулемётов вы услышите наш ответ».
Эвис влюбляется в Эрнеста, но заправилам не нравится связь дочери известного физика с социалистом. Её отцу предлагают возглавить грандиозный институт. Он отвечает отказом, и пишет книгу о рабочем классе. Книгу отказываются печатать, а вскоре у семьи отбирают дом и все акции. Одновременно с этим епископ Морхауз, друг Каннингемов, также просвещенный Эрнестом, обращается к прихожанам с проповедью социального равенства. Его объявляют больным и отправляют в сумасшедший дом.
Эвис и Эрнест женятся. Эрнеста избирают в Конгресс от социалистической партии.
Тем временем в стране происходит окончательная гибель мелких предприятий. Они поглощаются трестами, управляемыми олигархами. В поисках прибылей они выходят на внешние рынки, где сталкиваются с конкуренцией Германии, где происходят такие же события в экономике. Борьба за рынки сбыта приводит к войне. Рабочие во всех странах организуют всеобщую забастовку, в результате заключается мир. В Германии социалисты свергают кайзера и приходят к власти. В США напротив, усиливается власть олигархов. Эрнест называет их власть Железной пятой.
Доведенные до отчаяния разорившиеся фермеры поднимают восстание. Восстание жестоко подавляется армией, которая к тому времени превращается в орудие Железной пяты. Тем временем олигархи подкупают влиятельные профсоюзы. Увеличивается зарплата и сокращается рабочий день у высококвалифицированных рабочих. В привилегированное положение попадают работники связи, транспорта, машиностроения, ВПК. Им также предоставляют удобное жилье, лучшее медицинское обслуживание, их детям — лучшие школы. В то же время у прочих работников снижается зарплата, возрастает рабочий день, отменяется обязательное образование. Большинство рабочих селят просто в бараках, где исчезает само понятие культуры. Вместо зарплаты низкоквалифицированным рабочим выдают пайки, а труд становится обязательным.
Отец Эвис бесследно исчезает. Епископ Морхауз притворяется «выздоровевшим» и выходит из сумасшедшего дома. В тайне от всех он распродает своё имущество и тратит деньги на благотворительность, а после исчезает и скрывается. Роман заканчивается описанием чудовищной бойни при подавлении восстания в Чикаго осенью 1917 года. Как становится известно из рукописи и примечаний к ним, в 1932 году в США состоялось второе крупнейшее восстание рабочих, однако оно также было жестоко подавлено. Эрнест был схвачен и казнён, следы Эвис (чья рукопись осталась незаконченной) затерялись. После описываемых событий прошло ещё около 300 лет, пока в результате многочисленных восстаний власть олигархии не пала и не наступила социалистическая эпоха Братства людей.
Рецензии на книгу «Железная пята» Джек Лондон
Весь мир голодных и рабов
Как кажется, Джек Лондон прочитал Капитал и опус Маркса изрядно его перепахал. Иначе трудно объяснить, почему талантливый рассказчик и мастер по созданию атмосферы вдруг взял и наваял грубую и топорную антикапиталистическую агитку.
Художественная ценность книги минимальна, это ведь даже не роман, а скорее пересказ учебника по экономике своими словами — сюжета как такого нет, персонажи страдают от изрядной фанерности, а используемый автором формат фальшивого дневника только все ухудшает: Лондон хочет показать всю картину ужасающего положения рабочих Америки (а оно сто лет назад было даже похуже чем в царской России) и их борьбы с олигархами (слово это автор понимает как-то странно, достаточно указать на использование неологизма микроолигарх), но в результате получается сбивчивый синопсис.
Железная пята глиняного колосса ИЛИ Математическая непреложность утопии
Прочитано в рамках Игры в классики и ФФАНТGAME
В университете социология была у нас непрофильным предметом. Но она мне запомнилась очень хорошо. Ужасной серостью и тусклостью, скучностью и бессистемностью преподавания, не оставившего в мозгу ровным счётом ничего. Какое чудовищное упущение – к такому выводу пришла я, начав читать «Железную пяту» Дж. Лондона.
Очень пропагандистский (в хорошем смысле) роман о вымышленной борьбе американского рабочего класса против капитализма, действие которого началось в 1912 г. (написан в 1908). Хоть события и вымышлены, житейские реалии самые настоящие и нарисованная картина жизни рабочих очень правдива.
Книга невероятно мощна по силе воздействия на читателя, но здесь вы найдете минимум художественных образов и художественных средств выразительности языка. Великолепие романа в другом. Это жизнеописание (но не совсем) типичного революционера начала 20 века. В книге поднят такой пласт социальных проблем всех времён и народов, что даже не стоит вгонять их в рамки отзыва. Более того, все эти проблемы социального развития человечества настолько взаимосвязаны и переплетены между собой, что полное осмысление их требует ещё многих погружений вот в такие мощные книги.
О главном герое. Этот король блефа, Эвергард, находит истину в спорах и доносит до других свои убеждения по принципу сократовской майевтики. И почти вся первая половина книги принимает форму его диалогов с различными героями, где он выдвигает свои теории касательно развития экономики, политики, изменений в стратификации общества, классовой борьбы, социальной революции, роли церкви в формировании политических взглядов народа. В его диалогах отчётливо прослеживаются идеи того времени относительно принципов развития малого, среднего и крупного бизнеса в отдельности.
Прогрессивная экономическая философия лондоновской эпохи (начало 20 века) состояла в том, что эффективным производство становится тогда, когда конкуренция порождает крупные объединения, тресты, монополии, а потом под их же влиянием и гибнет. При таком раскладе ресурсы используются самым рациональным образом, а автоматизация производства сокращает постоянные издержки, повышает производительность труда и увеличивает операционные прибыли.
Прогрессивная экономическая философия нашего же времени (100 лет спустя) говорит о другом: высокий уровень здоровой конкуренции сейчас ведёт к техническому усовершенствованию продукта, улучшению его потребительских свойств и конкуренции по качеству. Это и есть технический прогресс в отрасли. Конечно же, в данном случае не идёт речи о естественных монополиях и стратегически важных отраслях.
Вторая же половина книги читается почти как захватывающий революционный детектив про террористов, плавно переходящий в описания кровавых побоищ стачек и восстаний и всех сопутствующих ужасов гражданской войны.
Читайте. Лондона я люблю.
Спасибо Fermalion за наводку на эту лондоновскую вещь в этой рецензии
Спасибо Дашеньке- Igreina за такого невиданного Лондона!)
Я дружен стал с нечистой силой,
И в зеркале однажды мне
Колдун судьбу отчизны милой
Всю показал наедине.
(Беранже)
Признаться, промахнулась я с этим романом Лондона. По тому, что я слышала о «Железной пяте», я ожидала антиутопию в духе Оруэлла, но только, конечно, написанную с социалистических позиций. И не сразу осознала, что писатель сжульничал: под видом романа подсунул читателям марксистский политический памфлет. Собственно антиутопия лишь завершает его. Так что если у вас вдруг есть острая необходимость в освоении марксистской политэкономии, а «Капитал» кажется слишком объемным, — вперед! Эрнест Эвергард изложит вам все основные идеи, причем максимально просто и убедительно.
Но романа как такового не ждите. По книге проходят не живые люди, а призраки, не исключая даже главных героев. «Мужчины и женщины, наши лучшие, любимейшие товарищи, исчезали без следа. Сегодня мы еще видели друзей в своих рядах, а завтра уже не досчитывались их и знали, что это — навсегда, что они сложили голову в борьбе», — сетует Эвис Эвергард. Но мы-то видим всех этих мужчин и женщин разве что мельком. Они так и остаются набором имен. Симпатию вызывает разве что безумный епископ Морхауз.
Сюжет, как и персонажи, подчинен изложению авторского взгляда на современный ему капитализм. Так что и здесь многого ждать не приходится. Лишь в самом конце читателя могут вознаградить грандиозные сцены восстания в Чикаго.
Зато книга переполнена идеями. «Железная пята» — обвинение, предъявленное капитализму, предостережение, пророчество, оборванное на полуслове — и каком! «Если вспомнить. » Да, именно так. Оценить его в полной мере можно лишь, если вспомнить. ну, хотя бы историю XX-XXI вв. И тогда можно увидеть, как за строками, написанными на самой заре прошлого столетия, встают его контуры — то Великая депрессия, то поджог рейхстага, а то и наша с вами действительность. Города «золотого миллиарда» в сравнении с третьим миром — разве это не те самые «чудо-города», о которых пишет Лондон? И рабочие гетто, где «притаился зверь из бездны», тоже существуют — просто глобализация позволила географически развести их с теми пригородами, где так уютно устроилась западная рабочая аристократия. И так ли уж сильно отличаются западные демократии от Железной пяты — об этом можно спросить хотя бы у жителей Фергюсона.
В целом, роман очень спорный с художественной точки зрения — но полный гениальных прозрений.
Книга прочитана в рамках «Игры в классики».
Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
— Дочь снегов
— Зов предков
— Морской волк
— Письма, Игра
— Белый клык
— Рассказы рыбачьего патруля
— Мартин Иден
— Приключение
— Когда боги смеются. Рождённая в ночи
— Смок Беллью. Смок и Малыш
— Межзвёздный скиталец. До Адама. Алая чума
— Лунная долина
— Мятеж на Эльсиноре
— Маленькая хозяйка большого дома
— Джерри-островитянин
— Сердца трёх
— «Машина времени» Герберта Уэллса
— «Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Финансист» Теодора Драйзера
— «Овод» Этели Войнич
— «Статский советник» Бориса Акунина
— «Облачный атлас» Дэвида Митчелла
Полная версия рецензии
Какой был бы Мартин Иден, если б был социалистом ̶и̶ ̶е̶м̶у̶ ̶б̶ы̶ ̶п̶о̶в̶е̶з̶л̶о̶ ̶с̶ ̶д̶е̶в̶у̶ш̶к̶о̶й̶
Однако само по себе богатство еще не власть, это лишь средство к власти, — власть принадлежит правительству. Но кто же в наше время контролирует правительство? Двадцать миллионов американских рабочих? Видите, вам смешно при одной этой мысли. Или восемь миллионов представителей среднего класса? Нет, они так же тут ни при чем, как и пролетариат. Тогда кто же контролирует правительство? Плутократия численностью в каких-то жалких четверть миллиона? Нет, и эта четверть миллиона не контролирует правительство, она только служит ему не за страх, а за совесть. Контролирует правительство мозг плутократии — семь небольших, но чрезвычайно влиятельных групп. И не забудьте, что эти группы фактически действуют сейчас заодно.
А вот цитата из наших дней:
Многие транснациональные корпорации обладают монопольной властью. Некоторые из них по объему оборота превосходят страны, а руководители этих компаний, как правило, ведут дела непосредственно с главами государств.
Транснациональные корпорации, представленные во многих странах мира, способны влиять на все сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные способны даже уклоняться от экономического и политического контроля. В истории имели место случаи, когда иностранные инвесторы добивались поддержки своих действий от политического руководства, независимо от их последствий для местного населения и благосостояния страны в целом.
Еще в 1907 году принято было считать, что Соединенными Штатами управляют одиннадцать могущественных групп, но после того как пять железнодорожных трестов слились в единую железнодорожную корпорацию, число их снизилось до семи. Вот перечень пяти объединившихся компаний с указанием их политических и финансовых руководителей. Все эти могущественные олигархии оказались победителями в условиях конкуренции, и все они следовали по неизбежному пути объединения.
Огромные комнаты, казалось, были слишком тесны для его размашистой походки,- он все время боялся запенить плечом за дверь или смахнуть какую-нибудь безделушку с камина.
Нежность и неудержимая порывистость так же чудесно сочетались в его натуре, как в его внешнем облике угловатость и непринужденность движений. В нашей гостиной он казался вежливым слоном, попавшим в посудную лавку.
——————————————————
Ее женский глаз отметил и дурной, мешковатый покрой его костюма, складки у плеч, морщины на рукавах, под которыми обрисовывались могучие бицепсы.
Прежде всего одет он был ужасно. Костюм из дешевого темного сукна, купленный в магазине готового платья, сидел на нем убийственно.Его богатырские мускулы выпирали из-под жиденького сукна, на атлетических плечах набегали складки.
—————————————————-
Мир принадлежит истинным аристократам, белокурым зверям, тем, кто не идет ни на какие компромиссы и всегда говорит только «да».
Это был аристократ по натуре, несмотря на свою принадлежность к совершенно противоположному общественному легерю. Ницше узнал бы в нем своего сверхчеловека, или, как он выражался, «белокурую бестию».
Исходя из всего выше перечисленного:), эта книга, несмотря на свою «стилистическую слабость» (Дж. Оруэлл) и «отсутствие художественных достоинств» (какой-то другой умный дядька), требует определенного напряжения мозга и некоторых даже, пардон, предварительных знаний.
В книге талантливо и популярно изложена теория марксизма: политэкономия, материализм, причины войн и кризисов, причины фашистской тирании. Актуальнейшая вещь в эпоху «укрепления вертикали».
Моя попытка номер три.
Не идёт у меня как-то Лондон. Пытался читать его «Белый клык» и «Сердца трех» и, вроде бы, интересные книги, да и читал я ещё в школе, когда мне подобные книги нравились, но до конца так и не дочитал. И вот, прошло немало лет, а к книгам Лондона я так и не притронулся. И вот, волею обстоятельств, мой выбор пал на эту книгу.
Персонажи тоже получились какими-то неестественными. Например, священник, который всё время жил в достатке, но узнав от Эрнеста, что есть нуждающиеся люди, решил всё свое продать/раздать и жить только во благо этих людей, принося им пользу и обеспечивая всем необходимым. Тут я уподоблюсь Станиславскому и скажу: «Не верю!». Да, такая трансформация персонажа интересна, но очень уж это не правдоподобно. Нет, если бы священник был слепым и глухим, то он мог не знать, что вокруг есть нуждающиеся люди, но он здоров, так что, как-то это глупо. Остальные персонажи какие-то картонные, никчемные, которые служат только для того, чтобы показать, мол, олигархи плохие, а мы им противостоим и мы хорошие. По большому счёту, кроме Эрнеста автор никого и не раскрывает, а если и находится кто-то, кто хочет ему возразить, то тот затыкает ему рот и начинает яростно доказывать свою правоту, прямо как на каком-нибудь политическом ток-шоу.
Что у автора получилось хорошо, так это описание финальной битвы. Нет «битва», не совсем верное слово. Ужасная, безумная и кровавая бойня, в которой творится хаос и неразбериха, а люди мрут пачками. Вот это получилось достоверно и эффектно, прямо на 5+. Но вот всё остальное, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В общем, первая дочитанная книга Лондона разочаровала. Слишком много пафоса, однобокий взгляд на события, пропаганда и агитация высшей степени. Да, книга написана в 1908 году, была одной из первых антиутопий, в ней автор предугадал некоторые исторические события, но это всё нельзя причислить к её достоинствам.