желтый билет в преступлении и наказании что это значит
Желтый билет в Российской империи
На страницах Толстого и Достоевского, в исторических справках мы можем видеть упоминания о желтом билете. Что это такое? Кому его выдавали? можно ли было от него избавиться? Что значит «пойти по желтому билету?» Читайте описание и историю этого необычного документа, который можно было получить вместо паспорта.
Что это такое?
В царской России был период, когда проституция контролировалась государством и была легализована. Публичные дома платили налоги, а девушкам выдавался соответствующий документ вместо паспорта. Его называли «желтый билет» из-за цвета.
Выражение «пойти по желтому билету» в те времена означало пойти по рукам, стать девушкой легкого поведения.
Историческая справка
Проституция, как известно, древнейшая профессия. И в России она также существовала, но не в самом развитом виде. Расцвела «заморская зараза» во времена Петра Первого благодаря «окну в Европу».
Тогда же началась официальная борьба государства с этим явлением. В 1716 году был издан указ, запрещающий блуд за деньги в военных частях. Сделано это было с целью сокращения венерических болезней. Были введены наказания для военных, прибегающих к услугам доступных женщин. А дам, пойманных с поличным, отправляли в тюрьму.
Все эти меры не давали ожидаемого результата. К тому же весь царский двор не отличался высокой нравственностью и не подавал должного примера.
До конца 19-го века продолжалась безуспешная борьба с этим злом, а потом было принято решение поставить проституцию под контроль государства. Теперь за девушками следили врачи и полицейские, и торговля телом стала профессией.
В публичных домах появился свод официальных правил. Запрещались азартные игры, но разрешалась игра на фортепьяно. Три четверти денег получала владелица дома, одна четверть доставалась работнице.
Регулировался и возраст проституток. Запрещено было начинать раньше 16 лет. В начале 20-го века возрастные рамки сдвинулись до 21 года. Но на деле правила далеко не всегда соблюдались, и в борделях можно было встретить совсем юных особ.
На рубеже веков существовало около 2500 официальных публичных домов и больше 15 000 работниц. Помимо этого по желтому билету работало столько же уличных девушек.
После революции началась активная борьба с «мелкобуржуазным злом». В трудовом социалистическом обществе не было места девушкам легкого поведения. И проституция снова ушла в глубокое подполье.
Кто жил по желтому билету?
Среди девушек часто встречались горничные, совращенные барином, и работницы фабрик, соблазненные мастером. Оказавшись на улице с испорченной репутацией, они не знали, куда им идти. Тут их поджидали «заботливые» хозяйки, которые сначала прикармливали отверженных, давали кров, а потом постепенно объясняли, какую работу они предлагают. Зачастую у девушек не было другого выхода, кроме как согласиться.
Изредка среди проституток встречались интеллигентки или обедневшие дворянки. Стоимость обладания красивой образованной девушкой была выше, так как встречались они нечасто.
Желтый билет некоторые из них получали самостоятельно. А другие, может, и не планировали остаться надолго в профессии, но были пойманы с клиентом при облаве или же стали жертвой доноса квартирной хозяйки.
Уличный промысел считался самым дном. Туда шли новички или те, кто уже не мог больше работать в борделе. Женщины, утратившие красоту, больные или имеющие дефекты.
Желтый билет в «Преступлении и наказании»
Из исторических свидетельств и классической литературы можно узнать о трагических судьбах девушек, по нужде попавших в профессию. Желтый билет в «Преступлении и наказании» имела Соня Мармеладова, героиня исключительно положительная, но попавшая в трудные обстоятельства. Документ девушка получила по доносу.
В книге Раскольников смог полюбить ее, несмотря на это. Но в жизни так происходило нечасто.
Желтый билет, порядок получения и содержание документа
Различные цвета всегда окружают человека – в природе в принципе отсутствуют предметы, не окрашенные в определенный цвет или оттенок, такова наша реальность. Цвета формируют окружение человека и, что самое главное, взывают эмоциональный отклик и оказывают влияние на психику и психологию, заставляя действовать определенным образом.
Именно по этой причине авторы используют определенную цветовую композицию для создания и передачи определенной атмосферы, в которой по их задумке происходит действие созданных ими сюжетов. Помимо средства создания атмосферы цвет может так же использоваться как символ – образ, который выражает смысл чего-либо. Именно поэтому, анализируя такое сложное и многогранное произведение, как роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», нельзя не рассмотреть цветовую палитру, использованную автором.
Первый и самый главный цвет, который использует автор – желтый. В желтый окрашен Петербург, в котором и происходит действие романа, именно такого цвета кофточка на старухе-процентщице, в тот момент, когда её убивает Раскольников, само жилище студента-убийцы обклеено грязно-желтыми обоями. Желтый оттенок виден в лицах Родиона Раскольникова и пристава следственных дел Порфирия Петровича. Именно по пути «желтого билета» от тяжелой и бедной жизни своей семьи пошла Соня Мармеладова. Причем весь желтый цвет, фигурирующий в романе, имеет грязный, пыльный, убогий оттенок, отталкивающий от себя читателя. Именно таким образом Достоевский погружает нас в атмосферу душной безысходности и болезненного отчаяния.
Еще один цвет, который используется в палитре Достоевского – серый. Именно он примешивается к желтому, именно такую одежду покупает Дмитрий Разумихин для Родиона. Сам же цвет символичен и очень хорошо сочетается с теорией Раскольникова, которая в какой-то степени основана на попытке выделиться из «серой массы».
Так же важную роль в романе играет красный цвет. Оттенок красного виден на больных щеках Мармеладова, красный гарнитур стоит в комнате старухи-процентщицы, приобретая дополнительный окрас её кровью, когда Раскольников всё таки воплотив в жизнь свой жестокий план.
Ну и наконец, последний цвет, который преобладает в палитре «Преступления и наказания» — белый. Он так же, как и серый, регулярно смешивается с желтым, однако зачастую фигурирует и самостоятельно. Во сне Аркадия Свидригайлова белый и вовсе преобладает – былое платье, белый рюш, белые нарциссы. Объяснить такую концентрацию на белом можно, если проанализировать, с чем обычно ассоциируется белый в культуре. Большинство людей воспринимает его как цвет скорби и безмолвной печали. Это не гнетущий грязно-желтый, который вгоняет читателя в неприятное, мрачное настроение. Скорее это цвет возвышенной, а от этого действующей еще сильней, скорби.
Таким образом, мы видим, что цвет используется Достоевским для того, чтобы вызвать у читателя определённые эмоции и сформировать определённое настроение во время прочтения романа, дабы читатель мог как можно ближе подобраться к истинному смыслу определённых сцен «Преступления и наказания».
В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.
Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.
В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.
Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.
Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного. Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.
Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.
Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.
На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.
Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.
У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.
Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.
Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Почему Николай I легализовал «жриц любви», и как работала система после ввода «жёлтых билетов»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что вынудило Николая I легализовать древнейшую профессию в России
В Российской же империи «жрицы любви» традиционно относились к нижайшим социальным слоям, а их «трудовая занятость» после XVII века была официально запрещена государством. Однако, несмотря на закрытие публичных домов и отправки потенциальных «сотрудниц» на принудительные работы, число продажных женщин росло, а вместе с ним увеличивалась и цифра заражений венерическими болезнями.
Поняв по безуспешному опыту предшественников, что карательными мерами проституцию и её последствия не сдержать, Николай I пришёл к решению: легализовать дома терпимости. В 1843 году по специальному указу императора публичные женщины получили право торговать своим телом на законных основаниях, находясь под строгим полицейским и медицинским контролем.
Кому и на каких условия выдавали «жёлтые билеты»
После царского разрешения проституток обязали вставать на учёт в специально созданные врачебно-полицейские комитеты, где у них забирали паспорта, выдавая взамен жёлтые – заменительные – билеты и смотровые книжки. Получить официальный статус «жрицы любви» могла любая 16-летняя девушка, но при условии, что уже не является девственницей. Иначе кандидатку даже более старшего возраста после медицинского осмотра часто ожидал отказ. В 1901 году возрастную планку для начинающих проституток подняли до 21 года – времени совершеннолетия по существующему тогда законодательству.
Обмен документов резко ограничивал женщину в правах. Получив билет, она теряла возможность кормиться другим способом, кроме как продажей собственного тела. Возврат паспорта в случае желания прекратить порочное существование представлял собой сложную и длительную процедуру, пройти которую было практически невозможно. Впрочем, безнадёжно испорченная репутация и так не позволяла рассчитывать на какие-либо лучшие перемены в жизни, вынуждая заниматься проституцией до преклонных лет или полной потери здоровья.
Кроме того, по изданным в 1844 году «Правилам для содержательниц домов терпимости», от каждой обладательницы жёлтого билета требовалось два раза в неделю проходить врачебный осмотр и фиксировать его результаты в медицинскую книжку. Лечить проститутку при обнаружении «профессиональной болезни» полагалось бесплатно (за счёт государственной казны). Со временем из-за большой загруженности медиков – 200-300 человек за 4 часа – обследование превратилось в формальность, в ходе которой внимание обращалось лишь на явные симптомы уже существующей болезни.
При выявлении «безбилетниц» грозило уголовное наказание. Такая же мера ожидала тех, кто игнорировал медицинские осмотры, являясь источником заражения.
Иерархия «жриц любви»: «камелии», «билетные содержанки», одиночные продажные женщины, «любительницы»
Проститутками становились представительницы разных сословий. Согласно полицейской статистике, основная масса сексуально-продажного контингента в России состояла из бывших крестьянок – их насчитывалось 47,5%. 36,3% приходилось на мещанок, являвшихся ранее портнихами, цветочницами, прачками и т.д. Далее места распределялись так: 7,2% – солдатки, 1,8% – дворянки, 1,5% – иностранные подданные, 1% – из купечества и духовенства. Возраст 70% «ночных бабочек» был меньше 25 лет.
Третья категория продажных женщин занималась проституцией от случая к случаю – в виде подработки. Любительницы считались вполне добропорядочными членами общества, нередко имели работу, и, конечно же, как и «элита», не состояли на учёте в полиции. Промышляли безбилетницы каждая по-своему: крестьянки, приезжающие на ярмарку, отдавались купцам; танцовщицы и певички – посетителям ресторана; гувернантки, служанки, студентки находили клиентов, давая объявления в местные газеты.
Кто получал право открыть публичный дом, сколько получали «жрицы любви»
Согласно упомянутым «Правилам для содержательниц домов терпимости», владелицей заведения могла стать женщина не младше 35 и не старше 55 лет, никогда не имевшая проблем с законом. Помимо прочего в её обязанности входило следить за здоровьем и поведением работниц, а также обеспечивать им регулярный медицинский осмотр.
Некоторым советским актрисам приходилось играть роль женщины легкого поведения, что потом приводило к проблемам репутационного характера.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Желтый билет, порядок получения и содержание документа
В произведениях русских литераторов конца XIX – начала XX веков иногда упоминается словосочетание «желтый билет». Это что? Сегодняшнему читателю о том нетрудно догадаться из контекста, а во времена написания рассказов, повестей и романов Достоевского, Бунина и Толстого всем взрослым людям (детишек, как правило, оберегали от непотребных сведений о порочных сторонах жизни) было известно, что это непременный атрибут женщины, торгующей собственным телом.
Что это такое?
В царской России был период, когда проституция контролировалась государством и была легализована. Публичные дома платили налоги, а девушкам выдавался соответствующий документ вместо паспорта. Его называли «желтый билет» из-за цвета.
Выражение «пойти по желтому билету» в те времена означало пойти по рукам, стать девушкой легкого поведения.
Правила для нелегалок
Не всем девушкам выпадала «удача» попасть в официальный бордель. Многие становились, как сказали бы теперь, фрилансерами, — самостоятельно искали клиентов, оказывая интимные услуги на квартирах, в банях, трактирах. Однако правила 1861 г. ввели запрет на подобную деятельность, постановив, однако, что «свидания мужчин с женщинами» могут случаться лишь в специальных квартирах и гостиничных номерах, которые исключительно для подобных «свиданий» и предназначены.
Нелегалкам не запрещалось рекламировать свои услуги через газеты, на страницах которых не редкостью были объявления следующего содержания: «Девушка без прошлого, но с безукоризненной репутацией, отдаст всё, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 рублей».
Историческая справка
Проституция, как известно, древнейшая профессия. И в России она также существовала, но не в самом развитом виде. Расцвела «заморская зараза» во времена Петра Первого благодаря «окну в Европу».
Тогда же началась официальная борьба государства с этим явлением. В 1716 году был издан указ, запрещающий блуд за деньги в военных частях. Сделано это было с целью сокращения венерических болезней. Были введены наказания для военных, прибегающих к услугам доступных женщин. А дам, пойманных с поличным, отправляли в тюрьму.
Все эти меры не давали ожидаемого результата. К тому же весь царский двор не отличался высокой нравственностью и не подавал должного примера.
До конца 19-го века продолжалась безуспешная борьба с этим злом, а потом было принято решение поставить проституцию под контроль государства. Теперь за девушками следили врачи и полицейские, и торговля телом стала профессией.
В публичных домах появился свод официальных правил. Запрещались азартные игры, но разрешалась игра на фортепьяно. Три четверти денег получала владелица дома, одна четверть доставалась работнице.
Регулировался и возраст проституток. Запрещено было начинать раньше 16 лет. В начале 20-го века возрастные рамки сдвинулись до 21 года. Но на деле правила далеко не всегда соблюдались, и в борделях можно было встретить совсем юных особ.
На рубеже веков существовало около 2500 официальных публичных домов и больше 15 000 работниц. Помимо этого по желтому билету работало столько же уличных девушек.
После революции началась активная борьба с «мелкобуржуазным злом». В трудовом социалистическом обществе не было места девушкам легкого поведения. И проституция снова ушла в глубокое подполье.
Примечания
Кто жил по желтому билету?
Среди девушек часто встречались горничные, совращенные барином, и работницы фабрик, соблазненные мастером. Оказавшись на улице с испорченной репутацией, они не знали, куда им идти. Тут их поджидали «заботливые» хозяйки, которые сначала прикармливали отверженных, давали кров, а потом постепенно объясняли, какую работу они предлагают. Зачастую у девушек не было другого выхода, кроме как согласиться.
Изредка среди проституток встречались интеллигентки или обедневшие дворянки. Стоимость обладания красивой образованной девушкой была выше, так как встречались они нечасто.
Желтый билет некоторые из них получали самостоятельно. А другие, может, и не планировали остаться надолго в профессии, но были пойманы с клиентом при облаве или же стали жертвой доноса квартирной хозяйки.
Уличный промысел считался самым дном. Туда шли новички или те, кто уже не мог больше работать в борделе. Женщины, утратившие красоту, больные или имеющие дефекты.
О правилах гигиены и поведения
Правила предписывали как можно чаще «омывать водой детородные органы». После каждого приема полагалось сделать это при помощи спринцовки, а затем по возможности сменить белье. Еженедельно нужно было ходить в баню, а в женские дни – от работы отдыхать.
Кроме того, что публичная женщина должна была выглядеть опрятно и чисто, правила регламентировали ей отказываться «от излишнего употребления вина» и косметики. Вести себя следовало как можно скромнее и благопристойнее, не приставать к прохожим и не зазывать их к себе, в общественных местах не делать непристойностей и «по нескольку вместе» не гулять. Держаться подальше от церквей и учебных заведений.
Желтый билет в «Преступлении и наказании»
Из исторических свидетельств и классической литературы можно узнать о трагических судьбах девушек, по нужде попавших в профессию. Желтый билет в «Преступлении и наказании» имела Соня Мармеладова, героиня исключительно положительная, но попавшая в трудные обстоятельства. Документ девушка получила по доносу.
В книге Раскольников смог полюбить ее, несмотря на это. Но в жизни так происходило нечасто.
Конечно, не у всех девушек желтый билет был связан с лишениями и страданиями. Некоторые в те времена были рады, что им не приходится гробить себя тяжелой работой на фабрике. Кто-то считал, что им повезло — есть кров, еда, красивая одежда, небольшой доход. А какая-то часть женщин даже умудрялась получать удовольствие от своей профессии.
В произведениях русских литераторов конца XIX — начала XX веков иногда упоминается словосочетание «желтый билет». Это что? Сегодняшнему читателю о том нетрудно догадаться из контекста, а во времена написания рассказов, повестей и романов Достоевского, Бунина и Толстого всем взрослым людям (детишек, как правило, оберегали от непотребных сведений о порочных сторонах жизни) было известно, что это непременный атрибут женщины, торгующей собственным телом.
Идиома
Смотреть что такое «Жёлтый билет» в других словарях:
— обиходное назв. документа, выдававшегося в дорев. России столичной полицией проституткам и узаконивавшего их право заниматься своим ремеслом … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
— (разг.), название санитарной книжки официального документа, выдававшегося проституткам в дореволюционной России взамен паспорта. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
— Доревол. Особый, жёлтого цвета документ, дающий право легально заниматься проституцией. Она усмехнулась и сказала: «Да кто же меня возьмёт с жёлтым билетом?» (Л. Н. Толстой. Так что же нам делать?). Дочь моя по жёлтому билету живёт с… прибавил… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Белый билет. Разг. Освобождение от воинской службы. БТС, 70; Ф 1, 22; СБГ 1, 45. Билет в коммунизм. Разг. Ирон. Продовольственный талон. ББИ, 28; Балдаев 1, 36. Билет на тот свет. Жарг. шк. Шутл. Дневник. (Запись 2003 г.). Волчий билет. Разг. В… … Большой словарь русских поговорок
Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек, которого она любит, – убийца, но со своими, необычными и очень непохожими на других, взглядами на жизнь. Не смотря на то, что Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету» она во многом олицетворяет Богоматерь с младенцем, где младенцем является – Раскольников.
Раскрытию образа Сони Мармеладовой способствует анализ портрета героини. При помощи портрета – мы можем определить мысли героини, при помощи описания внешности или одежды – мы определяем её особенности характера, манеры поведения. Прежде всего, нужно обратить внимание на одежду Сони. На ней надет бурнус
(это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образу арабскому, с широкими рукавами»). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии – мафорий
(одежда палестинских замужних женщин), более всего подходит бурнус, бывший к тому времени достаточно распространенным видом одежды. Зеленый платок –
вообще, зелёный цвет как цвет зеленой жизни, напрямую связан с образом Богоматери, Молельницы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. Например, знаменитая икона «О тебе радуется» происходящая из мастерской Дионисия (находящаяся сейчас в Третьяковской галерее) изображает сидящую на престоле Богоматерь в Славе, окруженную расходящимися от престола кругами синего и зеленого цвета. Если вспомнить почти бесцветные, мягкие, пушистые волосы Сони, то ими вполне прорисовывается нимб
– на иконах – сияние в виде небольшого круга над головой Бога и святых; символ святости, божественности. Тогда зеленый платок может изображать «Славу». Почти все изображают Богоматерь в ярко-зеленом платке.
Соня, конечно же, никого не может спасти. В этом-то и причина её поступка. Ненасытимое сострадание – вот что позволяет переступить её через себя. По сути, её жертва – христианская. Кого спас Христос, позволив распять себя на кресте? Формально никого. В образе Сони и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка – не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь, и она не может спокойно наблюдать их страдания, она лишь может взять на себя еще большее страдание, чем они. Но именно Соня одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Соня нечасто посещает церковь – ей неловко. Но она глубоко верует в Бога, а значит – и в высшую справедливость и чудо, которые изменят её жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. Зная мотив, мы можем осуждать или оправдывать поступок героини. Мотив помогает нам понять намерение персонажа, его мысли, его чувства.
Для Сони нет общественных правил, она ведет себя против общепринятых правил. Она не похожа на окружающих, она делает всегда, так как ей велит её сердце, особенно по отношению к Раскольникову. Она любит этого человека, она на все ради него готова, Сонечка хочет помочь ему «переродится», она всегда рядом, даже если Родион её отталкивает. Ведь не каждую женщину «с желтым билетом» можно сравнить с Богоматерью, далеко не каждая полюбит убийцу и поможет ему «родиться заново», а Соня поступает именно так.
Последние десятилетия все активно обсуждают вопрос проституции. Как бороться с ней и ее покровителями из правоохранительных органов? Как оградить общество от асоциальных элементов? Как относиться к проституткам, некоторые из которых стали заложницами обстоятельств? Каждый считает своим долгом на эту тему высказаться даже если видел проституток только в мультиках. Поляризацию общественных мнений еще подстегивает надвигающийся на Москву гей-парад, но о гей-парадах разговор отдельный.
Кто-то утверждает, что надо не бороться с этим явлением, а легализовать его. То есть желающих воспользоваться услугами проституток все равно не убавится, а так можно будет как-то контролировать этот бизнес, получать с него налоги, не говоря о мед.книжках и трудовом договоре для работниц древнейшей профессии
! А повысив качество, — повысить цены и, соответственно, отчисления в бюджет.
Странный памятник проститутке «Лавочка порока» на окраине Праги
Сейчас в России многим трудно представить себе подобную легализацию по морально-этическим соображениям, и я это понимаю. Как и в случае с алкоголем, сигаретами, наркотиками, азартными играми и прочими средствами удовлетворения потребностей разной степени порочности, это всегда будет камнем преткновения как минимум двух точек зрения.
и каждая из работниц имела документ, позволяющий этим заниматься!
Жёлтый билет, позволяющий легально заниматься проституцией
«Жёлтый билет» выдавался проституткам вместо паспорта. Не очень-то приятно сейчас было бы ловить ухмылки полицейских, рассматривающих такую корочку в наше время:) Документ состоял из 8 страниц, содержал медицинские пометки, правила по надзору, правила для публичных женщин
Может быть настало время ввести подобный принудительный документ? Хочешь зарабатывать своим телом — пожалуйста, но будь добра завести жёлтый билет с докторскими пометками. Или все же давить профессию до конца, до последнего сутенера? Но кто же тогда обеспечит тысячи девушек приличным образованием, работой, кто подпустит к своему чаду падшую учительницу? Каковы ваши соображения на эту тему?
На страницах Толстого и Достоевского, в исторических справках мы можем видеть упоминания о желтом билете. Что это такое? Кому его выдавали? можно ли было от него избавиться? Что значит «пойти по желтому билету?» Читайте описание и историю этого необычного документа, который можно было получить вместо паспорта.
Заменительный документ
Желтый билет на своих четырех разворотах содержал следующую информацию: