женская немощь что это
Немощный сосуд
27 октября 2009 года в Московской духовной академии состоялся студенческий научный семинар «TEKNA», в рамках которого с докладом выступил студент I курса МДА священник Вадим Коржевский. Предлагаем читателям ознакомиться и обсудить текст доклада, который публикуется в авторской редакции.
Предисловие автора
В правильном христианском опыте жизни ничто не является столь важным как познание и признание своих немощей. Для того и евангельские заповеди даны, чтобы открыть нам наши недуги и слабости.[1] Без этого видения невозможно исцеление. Не ведающий о болезнях своих не ищет способа их уврачевания и тем самым дает им все большее развитие.
Цель написания сего очерка состояла в том, чтобы по возможности точно определить характер немощей женской природы, не для досаждения помощнице Адамовой, но в видах помощи ей в преодолении приобретенной в падении испорченности. Причем, как выясняется в «Очерке», основная немощь женской природы это ее непосредственная зависимость от мужской и в духовном и в психологическом планах, поэтому направлен сей «Очерк» не столько к женской половине, сколько к мужской, как половине более сильной, а значит и более приспособленной носить немощи бессильных (Рим. 15;1). Сотворивший мужа и жену определил мужу быть главой жене (1Кор. 11;3), и сия «глава» должна иметь определенные познания о вверенной ей Богом части, чтобы обращаться с ней благоразумно, как с немощнейшим сосудом (1Петр. 3;7). От этого благоразумия зависит не только вечная участь жены, но и участь мужа в силу единства их природы.
Очерк психологии женской в контексте мужской
Мужья, обращайтесь благоразумно с женами,
как с немощнейшим сосудом
(1Петр. 3;7).
Содержимое сосуда сообщает значимость самому сосуду и определяет качество природы его: обыкновенные вещи обыкновенно хранятся в обыкновенном сосуде; вещам драгоценным прилично храниться в сосуде драгоценном (2Тим. 2;20).
Сотворив человека по образу и по подобию Своему, Он сказал Сам в Себе: «Не добро быти человеку единому, его бытие неполно при одиночестве его, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2;18).
Одаренный способностями мыслить и чувствовать человек жаждал подобного себе существа, которого не находил ни среди тварей видимых, ни среди тварей невидимых, как ниже или выше его стоящих. Человек нуждался в существе одинаковом по сущности, но инаковом по ипостаси, нуждался не в силу внешних причин, но по самому бытию своему, нуждался в таком существе, которое могло бы восполнить недостаточность его собственного бытия или лучше сказать благобытия.
В этом единении друг с другом и с Богом состояла ближайшая цель первозданной четы, через исполнение которой они достигли бы полноты бытия в Боге. Для того и создана жена, чтобы быть с мужем и в муже, служа живым отображением богоподобия его, быть, по выражению апостольскому, славой его, которая в сущности есть слава Божия и отображением которой является сам муж (1Кор. 11;7). Впрочем, жена должна была служить не столько пассивным отображением совершенств мужа своего, сколько помогать ему в усовершении себя, вдохновляя его на устремление к достижению совершенства Божественного.
Этому призванию и соответствует то место, которое назначено жене от века. Жена хотя и равна мужу как единосущная и подобная ему, но место занимаемое ею второстепенное, зависимое, ибо она создана после мужа и для мужа. Не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради (1Кор. 11;9). Муж создан прежде жены, а потому в отношении ее имеет некоторое преимущественное и самостоятельное значение. Не муж приведен на потребность жене, но жена на потребность мужу; не муж от жены, но жена от мужа; не муж является славой жены, но жена есть слава мужа.
В человеке ум без сердечного чувства не обнаруживает своей энергии, а чувство не возникает без действия ума. Деятельность ума осуществляется и выражается собственно в сердце, в области чувств. Ум облекается чувством как одеждой, почему и именуется иногда умным чувством[8]. Познание человеком мира духовного не может совершиться одним умом или одним чувством. Ни муж без жены, ни жена без мужа не могут пребывать в Господе (1Кор. 11;11). Он недоступен для них в отдельности. Он познается ими при условии их единения и иерархического взаимоподчинения.
Женское без мужского бесплодно, мужское же без женского безжизненно.
Ум человеческий по естеству своему должен быть в сердце, должен сочетаться с сердцем воедино, чтобы образовать цельную единую душевную структуру, способную к приятию Божественной энергии. Взаимные их отношения должны выражаться постоянным и неослабным контролем ума над сердцем, проникновением ума в сферу содержания сердца с целью сообщения должного направления всем возникающим в сердце движениям. Осуществление и сохранение такого отношения ума к сердцу называется пребыванием в сердце[9], внутрь пребыванием[10]. Сущность этого пребывания состоит в том, чтобы сознание заключалось в сердце и упорядочивало все возникающие в сердце беспорядочные движения, оставляя добрые и искореняя худые. Сердце, предоставленное себе и не внимающее указаниям разума, становится неудержимым в своих порывах, беспорядочным, сластолюбивым и слепым[11].
Адам получил от Бога указание о способе достижения богоподобия; знала это и Ева со слов своего мужа. В свою очередь, умный, но злой дух знал, что Адама, имевшего ум просвещенный Божией благодатью, искусить злыми помыслами было бы трудно, практически невозможно и он начал действовать на жену его как менее разумную[12] и более подверженную влиянию движений телесно-душевного характера.
Адам совершил преступление, но не потому что был обманут или увлечен страстью, а повинуясь своей жене. Он знал, что делал, он сознательно преступал заповедь Божию, обманувшись разве что в том только, что счел совершаемое им преступление извинительным. Но он не был прельщен ни врагом, ни женой, ибо не сказал, что его прельстил змий или жена прельстила его, а просто, что он ел то, что дала ему жена (Быт. 3;12). Жена же призналась в том, что змий или диавол ее прельстил (3;13).
К чему может привести женское бесстыдство наглядно демонстрирует ветхозаветный мудрец, рисуя картину обычной ситуации, когда неверная жена увлекает неразумного юношу, соблазняя его всевозможными средствами на погибель ему (Притч. 7; 6-23). Силу женского очарования и пагубность бесстыдства признают и мудрецы новозаветные, говоря, что Премудрый Господь, зная немощь человеческую, являет великую Свою милость и промышление в том, что «бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздою; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть»[25].
Даже, если женщине не удастся соблазнить мужчину таким образом, то это еще не означает, что она не может его больше никак соблазнить. Женщина руководится не благоразумием и духовным разумом, а чувствами испорченного грехом сердца[26]. Сама того не желая, она может увлечься чувствами и заразиться пристрастием не только к юному, но и к мужу старческих лет. Пристрастившись, она желает обладать предметом своей страсти и не гнушается никаких способов для достижения своей цели. В особенности, она пользуется лукавством, которым прикрывает наличествующие в ней страсти движущие ею[27].
Зоровавель рассказывает об Апамине, царской наложнице, которая вела себя со властью относительно царя, снимая диадиму со главы царевы и возлагающу на себе, и по ланите бияше царя левою рукою; и кроме сих царь отверстыми усты зряше на ню, и аще посмеется пред ним, смеется и он; аще же разгневана будет нань, ласкает ю, дондеже примирится ему (2Ездр. 4; 30-31). Соломон отступил от Бога под влиянием жен-язычниц, прилепившись к ним всем сердцем своим и совратившись из-за них вслед богов иных (3Цар. 11;4). Женщина лишила Сампсона условий, при которых сопутствовала и содействовала ему Божественная благодать и предала его на поругание и казнь иноплеменникам (Суд. 15; 4-21). По вине женщины был ввергнут в темницу как преступник прекрасный и благородный Иосиф (Быт. 39;20). Предтеча Господень Иоанн безжалостно усечен мечем по действию и коварству женской злобы (Мф. 14; 8-11). Эти и подобные им примеры с несомненной очевидностью доказывают истинность слов Священного Писания гласящих, что мнози обезумишися от лиц женских и раби быша ради тех, и мнози погибоша и прельстишася и согрешиша ради жен (2Ездр. 4; 25-26). Таковы пагубные проявления женского сердца, отравленного ядом греха, проникшего в естество человеческое и овладевшего всеми «пажитями сердца»[31].
Можно привести достаточно примеров таких женщин, которые проявляли необыкновенную добродетельность, доказывая тем самым, что движения сердца могут быть не только худыми, но и добрыми.
Великое человеколюбие, например, показала та богатая соманитянка, которая упросила мужа своего сделать горницу для пророка Елисея, где бы он мог отдыхать и подкрепляться пищей (4Цар. 4; 9-10). Достойна похвалы и та нищая вдовица, которая, несмотря на скудость свою, накормила пророка Илью, отдав ему последнее свое (3Цар. 17;12). Женскому естеству по природе свойственны сострадание и милосердие, как свойственны они сердцу непорочному, чистому. Чистое сердце есть сердце милующее, жалостливое. Такое сердце не может без скорби «слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью»[35]. Не может видеть и слышать того же женщина живущая по закону Божию, написанному в сердце ее. Вообще, ее душевная сфера, как и телесная, отличается нежностью организации[36]. Ткань ее нервов нежна и податлива[37]. Женщина, чье сердце не трогает вид горя, лишена одного из главных качеств, составляющих основу женского естества.
Те же добрые качества пробудил Господь евангельским учением Своим и Своей богоугодной жизнью во многих женских сердцах. Евангелие показывает нам случаи, где жены явно превосходили мужей своей добродетельностью. Например, Никодим после беседы с Господом не смог уверовать в Него как в Сына Божия, самарянка же не только уверовала во Христа, но старалась привлечь к той же вере и других (Ин. 4; 4-43). Господь обличает Симона фарисея в том, что он осудил такую женщину, которая превзошла его делами веры и любви, оказавшимися ценнее всех вместе взятых «праведных» дел его (Лук. 7; 36-50). Также примером жены сирофиникианки Господь осуждает неверие, лицемерие и жестокость фарисеев, с которыми Он столкнулся накануне (Мф. 15; 22-28). Кровоточивая жена, болевшая «унижающей» ее женское достоинство болезнью, не постыдилась при всех признаться не только в том, от какой болезни она исцелилась благодаря Господу, исповедовав тем самым Его Божественную силу пред всеми, но и в том, что она дерзнула прикоснуться ко Господу из состояния «нечистоты» (Мф. 9; 20-22)[39]. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что в трудную минуту Господа оставили ученики, но не ученицы. Их преданная любовь ко Господу превозмогла страх перед опасностью и дала мужество и твердость в перенесении тех нравственных мук, которые они испытали при созерцании крестных страданий и смерти возлюбленного их Учителя! Среди шедших ранним утром на гроб Спасителя для помазания его благовонным миром не нашлось ни одного мужчины, так что возникло даже недоумение по поводу того, кто им отвалит камень от входа в пещеру, ибо сами они сего сделать были не в состоянии в силу физической своей слабости (Мк. 16;3). Но неизменная любовь и преданность к Спасителю все равно побудили их идти на гроб Его утру глубоку. Господь отметил их великое усердие и глубокую привязанность к Нему Своим явлением им, так что сей «столь презираемый пол, первый наслаждается созерцанием высоких благ»[40].
Все это они получили за то, что сердце их принадлежало Господу. На Нем сосредотачивались все их мысли и желания. Его учение, как некое сокровище, они восприняли не умом, а сердцем и бережно хранили в немощном сосуде души своей по примеру святой Девы Марии, которая первая начала слагать в сердце Своем все слова Сына Своего (Лук. 2;9). Необходимо отметить тот факт, что в Евангелии, да и во всех книгах Нового Завета, нет упоминания ни об одной женщине, которая была бы против учения Христова или имела что-то против Самого Христа, в то время как со стороны мужчин Господь часто встречал неверие, неблагодарность, презрение и даже ненависть. Объясняется это тем, что мужчины преимущественно живут и руководствуются умом, который по свойствам своим отличается холодной рациональностью, пытливостью и склонностью к сомнениям. Женщины же живут сердцем и воспринимают всякую истину сердцем же, не пользуясь рациональными, логическими доказательствами. По отношению к христианству этот способ познания истины оказывается часто более верным и более надежным, как это признал один святой муж, сказавший, что не мудрое, а буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкия (1Кор. 1;27).
Достижение сего состояния, есть достижение Царствия Божия и совершается сие достижение таинственным образом глубоко внутри каждой человеческой души (Лук. 17;21). Но тайна сия велика есть (Еф. 5;32) и откроется она не раньше славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа, коему подобает всякая слава, честь и держава со Безначальным Его Отцем, пресвятым, благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
Послесловие
Представленный читателю «Очерк» по своему характеру является кратким, тезисным конспектом, в котором за каждым выражением скрывается множество духовных понятий, постижение которых дается по мере размышления и приобретения различных познаний духовной науки. Отметим, что хотя данный «Очерк» рассчитан на углубленное размышление по каждому пункту, однако одного размышления здесь явно недостаточно. Возвещаемое здесь возвещается не от человеческой мудрости, но от Духа Святаго (1Кор. 2;13) устами богоносных отцов, мысли которых в систематической последовательности и представлены в «Очерке». Но душевный человек по естественному закону природы не принимает того, что от Духа Божия, почитая это неразумным. А не может он этого разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор. 2;14) при помощи духовных понятий. В силу этого, а может еще и по какой-нибудь другой причине некоторые тезисы «Очерка» представляются неверными или непонятными. Будучи ответственными за это, мы берем на себя еще одну задачу: пояснить непонятные места и выражения. И делаем мы это по мере сообщения нам тех или иных недоумений читателей на наш адрес: vadim_korzhevski@mail.ru
[1] Св. Симеон Новый Богослов. Т. 2. Деятельные и богословские главы. Гл. 4. С. 509.
[7] Авва Фаласий. Добротолюбие. Т. 3. О любви. 1-я сотница. Сл. 1. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991. С. 291.
[9] Св. Диадох Фотикийский. Добротобюбие. Т. 3. Гл. 57. С. 37.
[10] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению.1994. С. 271.
[11] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря., 1994. С. 196.
[17] Кровью Свящ. Писание называет душу животного организма (Лев. 17;14). В крови находится жизнь (Быт. 9;5) и именно кровь представляет собой условие всех жизненных проявлений души, но души животной, чувствующей.
[24] Преп. Авва Дорофей. Поучения. Поуч.4. С. 66.
[26] Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 5. Приношение совеременному монашеству. Гл. 42. С. 317.
[27] Но правды ради необходимо отметить, что лукавство женское проявляется в ней в силу несовершенства ее сознания. Она обманывает большей частью неосознанно, будучи не в состоянии иной раз различить реально происшедшие события от плодов своего воображения. В отличие от нее, мужчина если уж обманывает, то обманывает сознательно, имея в виду определенные для себя цели. Отсюда и характерные в этом отношении различия лукавства мужского и лукавства женского. Мужчина, обманывая, и сам никому не доверяет, подозревая в том же других, женщина же при всем своем природном лукавстве, бывает одновременно с этим безрассудно доверчива, т.е. обманывает, но не думает, что и ее могут обмануть.
[29] Там же. С. 608-609.
[30] Буквально, в переводе с еврейского, дочерью Велиара, т.е. диавола (2Кор. 6;15).
[31] Преп. Макарий Египетский. Бес. 50. § 5. С. 317.
[32] Там же. Сл. 1. Гл. 1. С. 344.
[33] Там же. Бес. 43. Гл. 7. С. 280.
[35] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 48. М., 1993. С. 208.
[36] Климент Александрийский. Педагог. Кн. 3. Гл. 3. С. 225.
[37] В силу этого, женщина больше подвержена нервным расстройствам (меланхолии, хандре, истерии) и ей свойственна частая переменчивость настроения.
[39] Ветхий Завет называл периодические женские истечения нечистотой. Не делалось исключение и в тех случаях, когда истечения, как у евангельской кровоточивой, приобретали болезненную форму. Считалось, что находящаяся в таком состоянии женщина сообщала свою нечистоту всему, к чему она прикасалась (Лев. 15; 19-27). Но Господь, как мы знаем, не упрекнул больную женщину в том, что она прикоснулась к одежде Его и показал тем самым пример должного отношения к таковому состоянию женского естества в Новом Завете.
[41] Св. Тихон Задонский. Т. 2. О истинном христианстве. Ст. 2. Гл. 1. § 33. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря., 1994. С. 110.
[42] Это свойство отражается и на телесной организации мужчины в отличие от женщины. Черты лица, как и строение тела мужчины характеризуются большей твердостью, резкостью и четкостью в сравнении с мягкостью, округленностью и нечеткостью женской фигуры и лица.
[44] Может быть поэтому среди женщин истерия чаще бывает, чем среди мужчин. Впрочем, основной причиной истерии считается тщеславие. Истерик остро переживает отсутствие внимания и пытается добиться его любыми способами, даже способами отрицательного характера.
[45] Св. Григорий Богослов именует мужа глазом жизни жены и руководителем ее намерений (св. Григорий Богослов. Т. 2. Советы Олимиады. М., 1994. С. 250).
[46] Преп. Макарий Египетский. Бес. 37. § 8. С. 261.
[47] Блаж. Феофилакт. Толкование на послания ап. Павла. С. 359.
Женская слабость: от причин до правил использования женской хитрости
Среди женщин из года в год растет доля дам, которых «слабым полом» как таковым нельзя назвать. Женщины занимают должности, которые ранее были сугубо «мужскими» и имеют те же права, возможности, что и представители противоположного пола.
В то же время «женская слабость», как и ранее, не утратила своей актуальности. Этой хитростью пользуются многие дамы. Какие цели они преследуют? К чему может привести злоупотребление женской слабостью? Как правильно ее показывать? Ответы на эти вопросы вы получите ниже.
Причины показа женской слабости
Если верить специалистам, проявление слабости – это важный элемент отношений пар, выгодная для мужчины и женщины игра, приносящий «выгоду» обеим сторонам. Женщины, показывающие свою слабость, смогут преследовать следующие цели.
Мужчина, видящий рядом с собой хрупкую женщину, будет стремиться обеспечить ее своей защитой, стараться помогать в каких-то делах по дому. И, наконец, считать себя настоящим «мужиком». Естественно это благотворно сказывается на отношениях. Главное не переборщить, чтобы не «перегрузить» своего мужчину.
Партнер женщины, показывающей свою слабость, скорее всего, важные дела и решение сложных жизненных вопросов примет на себя и, соответственно, избавит свою половинку от стресс-факторов, отрицательно сказывающихся на душевном состоянии и физическом здоровье.
Причин показа женской слабости больше, мы рассмотрели лишь те из них, которые благоприятствуют семейным отношениям.
Последствия злоупотребления женской слабостью
Очень слабая женщина может стать эмоционально зависимой от своего партнера. Велика вероятность, что она забудет о саморазвитии. Как следствие, станет однообразной, скучной, так как всю себя посвятит любимому. В худшем случае, партнеру она станет неинтересной, что сулит развод.
Одно из следствий проявления чрезмерной женской слабости – загрузка партнера и своими, и чужими делами. Надо понимать, что мужчины не терминаторы. Придет тот момент, когда у супруга лопнет терпение, и он покинет беспомощную женщину.
Есть мужчины, принципиально не желающие связывать свою судьбу со слабыми женщинами. Такому потенциальному партнеру не стоит сразу показывать свои слабости. Надо как-то выяснить у него, какой он видит свою женщину, жену, насколько самостоятельной, независимой она должна быть?
Правила использования женской хитрости
Учтите, мужчины представляют слабость не так, как женщины. Они сопоставляют ее с физическими возможностями, что позволяет им чувствовать себя более сильными и мужественными на фоне хрупких спутниц. Женщины чаще вкладывают в это понятие психологический смысл и обычно намеренно демонстрируют отсутствие у себя таких качеств как самостоятельность, решительность, целеустремленность и уверенность. Такое поведение можно смело назвать ошибочным. Как же тогда правильно проявлять слабость? Можно воспользоваться советами психологов, которые приведены ниже.
Постарайтесь понять, что слабость – это вполне естественно. Не нужно стесняться того, что порой вам не все подвластно. Слишком самодостаточная и независимая женщина может точно так же отталкивать мужчин, как и чересчур беспомощная. Поэтому руководствуйтесь так называемой «золотой серединой».
Не стесняйтесь просить о помощи. К сожалению, поддаваясь современным представлениям о равенстве полов, многие женщины стремятся стать абсолютно независимыми и самостоятельными. В большинстве случаев им это полностью удается. У многих наверняка есть разведенная подруга, которая прекрасно успевает и ребенка растить, и карьеру строить, и путешествовать. Это лишний раз доказывает, что в действительности женщины не такой уж слабый пол. Но демонстрировать это мужчине не надо. Он может почувствовать себя ненужным рядом с такой самодостаточной женщиной. Поэтому пусть носит сумки с продуктами, меняет лампочки, подтачивает ножи. Поверьте, ему будет очень приятно вам помочь в таком деле.
Не забывайте постоянно ухаживать за собой. Даже женщина с самыми роскошными внешними данными нуждается во внимании. Старайтесь кроме домашних дел уделять уходу за собой как можно больше времени. Холеная и аккуратная женщина всегда создает впечатление хрупкости, нежности и уязвимости – слабость в таком своем проявлении очень притягательна и приятна мужчинам.
Носите юбки и платья как можно чаще. Они делают женщину более грациозной и утонченной. К тому же, как известно, одежда очень сильно влияет на внутреннее состояние человека, задавая ему определенный «настрой». Так, женщина, одетая в джинсы или брюки, вероятнее всего, и вести себя будет более мужественно. В то же время юбки и платья все-таки располагают к более женственным манерам. Это еще один способ ненавязчиво подчеркнуть свою хрупкость.
Научитесь делать паузы. Здесь речь идет о таких ситуациях, когда из-за женской спешки мужчина просто не имеет возможности проявить свое участие и галантность. Так, например, после театрального представления не стоит сломя голову бежать в гардероб и натягивать на себя пальто. Лучше ненадолго остановитесь и подождите, пока ваш мужчина предложит вам свою помощь в этом деле. То же самое касается и ситуации, когда вы выходите из машины: не спешите выпрыгивать из нее сразу после остановки. Лучше дайте своему спутнику возможность выйти первым, открыть вам дверь и подать руку. И ему будет очень приятно оказать знак внимания, и вам будет проще выбраться из транспорта. К слову, именно такого поведения требуют от женщины элементарные правила этикета.
Ни в коем случае не путайте слабость и жертвенность. Женщина, время от времени проявляющая слабость, при любых обстоятельствах знает себе цену и не допустит неуважительного отношения к себе. Кроме того, она никому не позволит воспользоваться своей беспомощностью, ведь для нее это лишь способ оказывать некоторое влияние на партнера. Жертвенность же предполагает полную потерю своего «Я» в пользу мужчины. О последствиях такого поведения говорилось в первой части статьи. Ведь жертвенность – это и есть слабость без границ.
Давайте себе небольшие поблажки, ограничьте самокритику. Очень часто чрезмерная требовательность к себе не позволяет женщине расслабиться, почувствовать себя беззаботно и легко. Самокритика, как правило, лишает ее «изюминки», загоняет в рамки и не дает возможности действовать спонтанно. Кроме того, взваливая на себя тяжелую ношу требований и обязательств, женщины не дают себе никакого шанса побыть слабой хотя бы чуть-чуть.
Женскую слабость иногда показывать можно и даже нужно. Главное, чтобы это было своевременно и в разумных пределах. Ведь бывает и так, что порой в поддержке и помощи нуждаются и сами мужчины.
Психология женской одежды
7 причин почему отцы не платят алименты своим детям