жилищная система втб зачем это
ВТБ и «Метр квадратный» обеспечат онлайн-расчеты при покупке жилья
ВТБ и экосистема недвижимости «Метр квадратный» (входит в группу ВТБ) предлагают новый онлайн-сервис для покупки квартир. Клиенты смогут оплатить приобретение жилого объекта без посещения банка и офиса застройщика, полностью в цифровом формате. Росреестр зарегистрирует сделку в электронном виде. Услуга доступна для всех регионов России.
Сервис безопасных расчетов — бесконтактная альтернатива банковскому аккредитиву для сделок с ДДУ. После подписания договора покупатель квартиры переводит застройщику средства онлайн, не посещая при этом офис банка или продавца жилого помещения. Перевод возможен как через онлайн-сервис любого банка, так и по пластиковой карте. Новая услуга позволяет проводить сделки с недвижимостью, в том числе с использованием ипотечных средств. Застройщик получает деньги на расчетный счет сразу после регистрации ДДУ, в случае проектного финансирования — на счет эскроу покупателя недвижимости.
«Метр квадратный» обеспечивает подключение застройщиков к новому сервису в максимально короткие сроки — за один день. Партнеру системы останется только внести в ДДУ клиента новый способ расчета за недвижимость. Для подключения к сервису безопасных расчетов застройщику достаточно оформить заявку по телефону после чего доступ к услуге будет открыт.
«В условиях, когда из-за коронавируса необходимо сократить личные контакты и посещение офисов, мы предлагаем удобный и безопасный сервис для моментальной оплаты покупки квартиры. Клиенту необходимо только подписать договор с застройщиком, что у многих уже давно можно сделать удаленно, после чего деньги поступят на счет, — комментирует Вячеслав Дусалеев, генеральный директор экосистемы „Метр квадратный“. — Мы понимаем, как сейчас важно поддерживать продажи недвижимости с помощью онлайн-сервисов и предлагаем услуги, которые помогут не только розничным клиентам, но и профессионалам рынка — застройщикам, риелторам и другим игрокам».
Справка
Экосистема недвижимости «Метр квадратный» — проект инновационного развития ВТБ в сфере недвижимости. Клиентам уже доступен поиск жилых объектов, раздел покупки и аренды недвижимости, ипотечное кредитование, конструктор документов, сервис безопасных расчетов с застройщиками, электронная регистрация в Росреестре и услуги по ремонту.
В дальнейшем платформа объединит в себе все сервисы для покупки жилья: от поиска вариантов и регистрации сделки до организации ремонта и переезда в новую квартиру. Проект позволяет всем игрокам рынка быть представленными на одной площадке, а клиентам — решать все жилищные задачи в режиме одного окна. В планах компании привлечь к новой экосистеме около 10 млн пользователей.
«Покупка недвижимости станет очень простым процессом»
— Сегодня ведущие банки заявляют о создании экосистем, позволяющих человеку с легкостью пользоваться всеми финансовыми и сопутствующими сервисами. Почему ВТБ решил создавать экосистему, связанную с жилищным вопросом?
— Банки находятся в эпицентре процесса, связанного с приобретением недвижимости. Судите сами: это финансирование самой стройки, ипотека, кредиты на ремонт, оплата жилищно-коммунальных услуг и прочие операции. Существует масса цифровых сервисов, которые решают вопросы, связанные с поиском недвижимости, оценкой ее стоимости, жилищными займами и пр. Проблема в том, что все они разрознены и имеют очень ограниченную функциональность.
Мы, в свою очередь, обладаем богатым опытом работы с клиентами — покупателями жилья и видим, что классических продуктов в линейке банков людям явно недостаточно. Отсюда и появилась идея построить полностью цифровой клиентский путь — начиная с появления потребности в улучшении жилищных условий до въезда и удобного обустройства приобретенного или арендованного жилья. Поиск объекта для покупки, регистрация прав собственности, организация переезда — это далеко не полный список функций, с которыми технологическая банковская структура благодаря своим контактам, базам данных и технологическим возможностям может помочь клиентам.
Этот путь выходит далеко за рамки традиционных банковских компетенций, поэтому было принято решение создать отдельный проект «Жилищная экосистема ВТБ». Он позволит длинный и сложный процесс сделать для людей простым и понятным, а также исключить риски мошенничества, которые могут быть сопряжены с приобретением недвижимости.
— Экосистема будет ориентирована в основном на потребителя?
— Сегодня многие банки шагнули в экосистемность, в формат маркетплейсов. Но при этом большинство ориентировано на сегмент b2c. Мы же хотим построить систему с двусторонним движением, создавая сервисы не только для клиентов, но и профессиональные инструменты для партнеров — застройщиков, риелторов, ремонтных фирм, мебельных магазинов. Второе направление на начальном этапе формирования экосистемы даже важнее для ее полноценного наполнения. Потому что в итоге потребители получат максимально широкие возможности для оптимального выбора необходимых им опций, сервисов и продуктов.
В рамках экосистемы можно решать вопросы не только покупателей жилья, но и участников рынка строительства и недвижимости, а также привлекать коллег из банковского сообщества. Кроме удобной витрины для их услуг и продуктов — это уже есть на рынке — мы готовы включить в проект полный спектр необходимых функций, связанных с составлением договоров, оценкой недвижимости. Эти же опции по оценке или due diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования. — РБК+) будут доступны и потребителям. К примеру, каждый сможет проверить, за какую сумму он продаст свое имущество, причем в зависимости от срока экспозиции. Такой сервис мы предложим клиентам уже во втором квартале следующего года.
Сейчас уже создан конструктор для разных форм договорных документов на все случаи жизненного цикла объекта — покупки, ремонта, продажи и другое. Документы можно будет подписывать онлайн электронно-цифровой подписью. В том числе это касается регистрации права собственности в Росреестре с подтверждением электронной выпиской. В экосистему также будет встроен сервис безопасных расчетов. Это полностью соответствует стратегии банка — на горизонте трех лет мы нацелены обеспечить 100-процентную доступность продуктов в дистанционных каналах.
— К участию в проекте планируете привлекать и коллег из банковского сообщества?
— Наш проект будет открыт для всех участников рынка, кто хоть как-то связан с квартирным вопросом. Как я уже говорил, это застройщики, риелторы, транспортные и ремонтные фирмы. И, конечно, банки, для которых мы будем выступать инструментом контакта с клиентами, заинтересованными в финансировании своих сделок. Причем это не только ипотечное кредитование, но и потребительские займы на ремонт и обустройство.
— То есть вы планируете, что ваша база предложений будет максимально полной?
— Каждый игрок на рынке витрин объявлений (классифайдов) старается максимально наполнить свою базу предложениями. И мы прекрасно понимаем, что это условие сегодня является обязательной частью успешного продукта. Поэтому для нас одна из главных задач — постоянная работа с профессиональными участниками рынка — застройщиками, агентствами недвижимости и риелторами, а также партнерами ВТБ по ипотеке. И мы очень верим в ценность этой работы.
Что такое максимально полная база, сказать сегодня в цифрах невозможно. Например, на различных сайтах по поиску недвижимости ежедневно предлагается выбор от 70 тыс. до 130 тыс. квартир на вторичном рынке Москвы и области. В каждой базе есть дублирующие и неактуальные объявления — часто бывают случаи, когда объект продали, а снять объявление не успели. Лучшим будет тот, кто даст клиенту самый большой выбор реальных предложений.
На первых этапах в экосистеме будет размещаться информация о предложениях Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Затем подключатся крупные города, на горизонте нескольких лет — все остальные регионы.
— Вы говорите, что верите в риелторов. А между тем появление таких экосистем, как ваша, может окончательно закрыть необходимость этой профессии.
— Конечно, нет, риелторскую услугу невозможно заменить цифровыми сервисами. Людям нужно показывать недвижимость, разъяснять детали по сделке, убеждать в целесообразности покупки, причем всех членов семьи. Здесь очень важен психологический фактор. И никакой электронный сервис не сделает это за живого человека. Например, на вторичном рынке около 80% сделок — альтернативные, они строятся по сложным цепочкам договоров купли-продажи. Организовать ее, собрать всех участников, решить спорные моменты может только профессиональный риелтор.
— Как вы считаете, в какие бизнес-модели могут эволюционировать экосистемы в обозримом будущем?
— Технологии меняют наше представление о способах взаимодействия с окружающим миром. Буквально лет десять назад трудно было представить, что в интернет можно будет зайти на пляже или в лесу. А сегодня через смартфон можно совершать покупки, оплачивать налоги или попросить голосового ассистента сделать музыку громче. Мир меняется стремительно. Будем ловить волну, следовать трендам и создавать новые удобные сервисы в сфере недвижимости. Во что это эволюционирует — покажет время.
ВТБ создает жилищную экосистему
Вячеслав Дусалеев назначен генеральным директором ООО «Жилищная экосистема ВТБ». Об этом сообщили в банке, пояснив, что речь идет о новой цифровой платформе для персонализированного подбора, финансирования, покупки и регистрации недвижимости, ремонта и дальнейшего обустройства.
В этой должности топ-менеджер будет отвечать за создание и развитие проекта, включая его финансовый результат. По оценке банка, жилищная экосистема объединит порядка 10 млн пользователей.
«Жилищная экосистема ВТБ позволит клиентам решить большинство вопросов с недвижимостью в режиме одного окна, — рассказали в ВТБ. — Она предполагает полностью цифровой процесс поиска объекта с услугами риелтора, покупки, продажи или сдачи в аренду. С помощью платформы клиенты смогут в цифровом формате загрузить свои документы для одобрения ипотеки или получения потребительского кредита на ремонт, оформления и регистрации сделки купли-продажи, оценки объекта, а также воспользоваться дополнительными услугами, которые обычно сопутствуют переезду. Все предложения будут сформированы на базе продуктов и услуг группы ВТБ, а также широкой партнерской сети».
В настоящее время командой проекта уже представлены первые результаты совместной работы: кликабельный прототип ипотечного брокера, электронной регистрации сделок с недвижимостью и безопасного способа расчетов по приобретаемым объектам. Одновременно разработаны концепции ключевых продуктов: это витрина объектов недвижимости и их поиск, страхование жилых помещений и участников сделки, создание дизайн-проектов для приобретаемых квартир.
«Создание жилищной экосистемы усилит конкурентное преимущество ВТБ в цифровом сегменте бизнеса», — подчеркивает заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников. По его словам, в сентябре будет запущена бета-версия с первыми сервисами подбора дизайна и электронной регистрации, а в декабре — расширенная версия новой платформы.
Банк анализирует, какие решения и проекты могут быть включены в экосистему.
Вячеслав Дусалеев родился в Тамбовской области. В 2002 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «финансы и кредит». С 2002 по 2009 год работал в финансовой сфере. Деятельность в банковской сфере начал в 2009 году в ВТБ в департаменте стратегии и корпоративного развития. В 2012 году возглавил дирекцию развития розничных продаж Банка Москвы. С 2014 по 2016 год занимал пост вице-президента, директора по розничному бизнесу Российского Национального Коммерческого Банка. В 2016 году стал заместителем председателя правления банка «Уралсиб», где курировал розничный бизнес и электронную коммерцию.
С 2018 года Дусалеев в должности советника руководителя глобальной бизнес-линии «Розничный бизнес» банка ВТБ отвечал за реализацию крупных стратегических проектов. В этом же году он был утвержден в состав совета директоров НПФ «ВТБ Пенсионный фонд», в 2019 году вошел в состав совета директоров банка «Возрождение».
Ипотечная платформа ВТБ присоединилась к маркетплейсу Банка России
«Жилищная экосистема ВТБ» станет второй пилотной платформой по ипотеке в проекте «Маркетплейс» Банка России. Ее участие в проекте позволит сделать процесс заключения договора ипотечного кредитования дистанционным, быстрым и надежным.
Присоединение к проекту «Маркетплейс» новой пилотной платформы расширяет круг организаций, принимающих участие в совершенствовании регулирования, что позволит учесть разные бизнес-модели, используемые на финансовом рынке.
При участии ипотечных платформ прорабатывается конфигурация полностью цифрового ипотечного продукта, после чего будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство. Потребители смогут не только дистанционно оформить договор ипотечного кредитования в подключенных к «Маркетплейсу» банках-партнерах, но и заключить сопутствующие договоры страхования. Кроме ипотечного кредитования новая платформа предоставляет нефинансовые сервисы, позволяющие совершить «полный цикл» операций с недвижимостью — куплю-продажу и передачу жилья в аренду жилья, оценку недвижимости, ремонт, дизайнерские услуги, приобретение мебели, клининговые и иные сопутствующие услуги. Это позволит потребителям получить максимально широкие возможности для оптимального выбора необходимых им сервисов и продуктов.
«Сегодня многие банки начинают работать в формате маркетплейсов, при этом большинство из них ориентировано на сегмент b2с. Мы хотим построить систему, создавая сервисы не только для клиентов, но и профессиональные инструменты для партнеров — застройщиков, риелторов, ремонтных фирм, мебельных магазинов. Это позволит потребителям получить максимально широкие возможности для оптимального выбора необходимых им опций, сервисов и продуктов. Наше участие в маркетплейсе Банка России — один из важнейших шагов в этом направлении», — комментирует Вячеслав Дусалеев, генеральный директор ООО «Жилищная экосистема ВТБ».
Справка
Проект «Маркетплейс» объединяет несколько типов участников: витрины-агрегаторы продуктов и услуг, на которых потребитель может сравнить и выбрать финансовый продукт; электронные платформы, по каналам которых будет проходить операционное взаимодействие между всеми участниками системы; регистратор финансовых транзакций (РФТ), предоставляющий потребителю в режиме «одного окна» на портале Госуслуги информацию по всем совершенным им в системе сделкам; и финансовые организации, в том числе банки, предлагающие свои продукты. Банк России обеспечивает регуляторные условия для эффективного функционирования системы.
Оплата сделки с недвижимостью через «Жилищная экосистема ВТБ»
Офорлял ипотеку в ВТБ, менеджер мне сказал, что у них расчет с продавцом проводится через новую безопасную систему расчетов под названием «Жилищная экосистема ВТБ». Из разговора я понял, что по-старинке через аккредитив сделку у них совершить нельзя, поэтому от безвыходности согласился.
По факту эта система показала 100% безопасность в моём случае, так как оформить сделку через неё у нас так и не получилось. Оказалось, что наш случай совершения сделки крайне редкий и системой не поддерживается: в сделке фигурируют двое продавцов, а потому план был такой, что сумма за квартиру уйдёт к каждому из них на счёт поровну (сам удивился)
В итоге менеджер пыталась всё оформить около часа, после чего мы уже были согласны на переделывание ДКП на получение всех средств одним продавцом, но это опять оказалось невозможным, так как я уже оплатил пошлину в 100 рублей за первый вариант, а откатить всё назад оказалось невозможным. По факту, потеряв 4 часа нашего времени, мы всё же переделали сделку на оплату через аккредитив (оказывается, это сделать можно было) и были вынуждены на ходу в нервной обстановке править ДКП, чтобы провести сделку в этот день.
Резюме: про сотрудников банка ничего плохого сказать не могу, они всячески пытались нам помочь в меру своей компетентности и возможностей системы. Очень неприятный осадок остался от того, что Банк ВТБ выводит на рынок не обкатанный продукт, которым по факту пользоваться можно только в очень узком числе случаев, хотя я не мог предположить, что ситуация продажи квартиры, находящейся в долевой собственности может вызывать какие-то проблемы.