живите так словно желаемое будущее уже наступило
Живите так, словно желаемое будущее уже наступило
Вопрос вопросов: если вы знаете, что, живя настоящим и разорвав цепи прошлого, можно получить доступ ко всем вероятным реальностям квантового поля, зачем вам упорно цепляться за прошлое и создавать предсказуемое будущее? Почему бы не сделать то, что вполне в ваших силах, — с помощью мысли изменить мозг и тело на физиологическом уровне и стать другим ещё до того, как желаемое событие реализуется? Неужели вам не хочется сделать выбор в пользу будущего вашей мечты — и начать жить в нём уже сегодня, опережая время?
Вместо того чтобы постоянно думать о будущих травмах и стрессах, которые вы себе пророчите, основываясь на прошлом, не лучше ли с таким же упорством думать о новых, желанных событиях, которых пока ещё нет в вашем эмоциональном опыте?
Позвольте себе погрузиться в вероятное будущее сегодня — и до такой степени, чтобы тело поверило, что вы уже испытываете эмоциональный подъём, связанный с будущим событием. (Вскоре вы узнаете, как это делается.)
Помните, я говорил своей дочери, что сегодня, сейчас ей нужно жить так, словно великолепное лето в Италии уже состоялось? Последовав моему совету, она сигнализировала квантовому полю, что событие уже проявилось в физическом мире.
Этим искусством владели величайшие исторические деятели, это проделывали тысячи так называемых «обычных людей», сможете и вы. У каждого есть все необходимые неврологические механизмы, позволяющие преодолевать время, причём на уровне навыка. Некоторые назовут это чудом, но для меня всё объясняется планомерной работой человека по достижению такого состояния бытия, в котором тело и разум перестают быть летописью прошлого и начинают активно приближать новое и лучшее будущее.
Глава 7 Устраняем разрыв
Как-то, сидя дома на диване, я размышлял, что значит быть счастливым. Когда я начинал думать об ужасающей безрадостности своей жизни, мне сразу же представлялось, как многие значимые для меня люди начинают всячески утешать и подбадривать меня. Я буквально слышал, как они говорят: «Да ты просто счастливчик! У тебя чудесная семья, прекрасные детки. Ты — успешный хиропрактик. Тысячи людей слушают твои лекции, ты разъезжаешь по всему миру и бываешь в самых экзотических местах. Тебя показали в фильме «Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной», и многим людям очень понравились твои идеи. А ещё ты написал книгу, и она прекрасно расходится». Эти слова затронули бы нужные эмоциональные и рассудочные струнки. И всё же мне упорно казалось, что что-то не так.
В то время я каждые выходные выезжал с лекциями; порой я успевал сменить по два города за три дня. И мне пришло в голову, что напряжённый график не оставлял мне времени самому практиковать то, чему я учил других.
И вот в один не очень прекрасный момент я начал осознавать, что всё моё счастье проистекает извне, и та радость, которую я получаю от путешествий и лекций, не имеет ничего общего с подлинной радостью. Мне стало ясно, что для того, чтобы почувствовать себя хорошо, я нуждаюсь в каждом из элементов внешнего окружения — и в людях, и в вещах, и в разных местах. Образ, который я проецировал в мир, целиком зависел от внешних факторов. И когда я не читал лекций, не давал интервью и не работал с пациентами, а был дома, я ощущал пустоту.
Поймите меня правильно; все эти внешние факторы не были лишены известной прелести. Спросите любого, кто видел, как я читаю лекцию, как сижу в кресле самолёта, погрузившись в подготовку к презентации, как отвечаю на десятки писем, сидя в зале ожидания аэропорта или в холле отеля, и вам скажут, что я выгляжу вполне счастливым.
Увы: если б в один из таких моментов вы спросили бы об этом меня, я ответил бы практически то же самое:
— Да, жизнь удалась. У меня всё замечательно. Я просто везунчик.
Но если б вы застали меня в момент затишья, когда прерывается череда бесчисленных внешних стимулов, я ответил бы совершенно иначе:
— Что-то не так. Я чувствую дискомфорт. Вокруг всё одно и то же. Чего-то не хватает.
В тот день, когда я докопался до корневой причины своего несчастья, я понял кое-что ещё: оказывается, мне нужно, чтобы внешний мир постоянно напоминал мне о том, что я — это действительно я. Моя идентичность стала определяться через людей, с которыми я общаюсь, города, в которых я бываю, мои занятия во время путешествий и различные ощущения. И всё это нужно лишь для того, чтобы лишний раз убедиться, что я — это именно я, человек по имени Джо Диспенза. А когда вокруг меня не было никого, кто мог бы напомнить мне о той личности, в чьём качестве я существую в мире, я просто переставал понимать, кто я. Теперь-то я видел: то, что я всегда считал счастьем, на деле было лишь реакцией на внешние раздражители, вызывавшие во мне те или иные эмоции. Затем я осознал, что нахожусь в жёсткой зависимости от среды и не могу обходиться без внешних воздействий, которые только усугубляют эту зависимость. Это стало для меня откровением. Я тысячи раз слышал, что счастье исходит изнутри, но никогда ещё не ощущал этого столь отчётливо.
И тут мне пришёл один образ. Я представил свои ладони, расположенные одна над другой, но так, что между ними пустое пространство.
Верхняя ладонь символизировала мой образ для внешнего мира, а нижняя — внутреннюю сущность. И вот, разбираясь в себе, я внезапно осознал, что все мы существуем в двух измерениях, в двух не связанных между собою ипостасях: «какими мы кажемся» и «кто мы есть на самом деле».
Разрыв между сущностью и видимостью
Рис. 7А. Разрыв между сущностью (кто мы есть) и видимостью (какими мы кажемся).
То, какими мы кажемся, — это образ, проецируемый нами во внешний мир, плод нашего стремления производить то или иное впечатление на окружающих и поддерживать уже сложившееся представление о нас. Это личина, которую мы надеваем ради других.
А истинная сущность (на рисунке — нижняя ладонь) — это то, как мы ощущаем себя на самом деле, особенно когда нас не отвлекают внешние стимулы. Это привычные эмоции, одолевающие нас всякий раз, когда стихает «жизненная суета». Их-то мы и стремимся скрыть от посторонних глаз.
Когда мы попадаем в зависимость от заученных эмоциональных состояний (таких, как вина, стыд, гнев, страх, тревога, критиканство, депрессия, больное самомнение, ненависть), в нас возникает разрыв между тем, какими мы кажемся (видимость), и тем, кто мы есть (сущность). Видимость — это то, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих. А сущность — это состояние бытия, в котором мы пребываем в тот момент, когда не взаимодействуем с людьми и предметами в различных точках времени и пространства. Стоит нам чуть дольше обычного посидеть без дела, как у нас появляется некое смутное ощущение. В нём-то и заключена наша подлинная сущность.
Наслоения эмоций и составляют нашу личность. Чтобы не забыть, кем, по нашему мнению, мы являемся, мы вынуждены вновь и вновь подтверждать собственную идентичность, воспроизводя присущие ей эмоции. Мы накрепко привязаны к внешнему миру, так как постоянно соотносим себя с различными людьми и вещами, чтобы, не дай бог, не забыть, как мы должны выглядеть в глазах своего окружения.
Наша личина не может осознавать себя без напоминаний со стороны внешнего мира. Она полностью увязана со средой и делает всё, чтобы скрыть истинные чувства и отогнать прочь ощущение пустоты: «У меня есть такие-то машины, я знаю таких-то людей, я бывал в таких-то местах, я могу делать то-то и то-то, мне довелось пережить, я работаю в такой-то компании, и вообще я очень успешен…» Вот наше представление о себе, определяемое через внешний мир.
Наслоения заученных эмоций вызывающих разрыв
Рис. 7Б. Масштабы разрыва индивидуальны. Наша сущность отделена от видимости рядом заученных чувств, возникших в результате пережитых событий. Чем больше разрыв, тем сильнее зависимость от заученных эмоций.
Однако при отсутствии стимуляции со стороны внешней среды мы совсем не такие, и посещают нас совершенно иные чувства. Стыд и злость из-за неудачного брака; страх смерти и сомнения по поводу того, что нас ждёт за чертой, вызванные потерей любимого человека или даже домашнего питомца; ощущение собственной неадекватности, возникшее из-за родительской настойчивости или перфекционизма, желания преуспеть любой ценой; чувство, что нам вечно чего-то недодают, которое уходит корнями в полунищенское детство; беспокойство о том, что наша фигура не соответствует стандартам и мы не можем выглядеть как «надо», — вот лишь немногие из тех чувств, которые мы предпочитаем скрывать.
А между тем это наша подлинная сущность, которую мы и прикрываем внешней личиной.
Мы не осмеливаемся показать миру своё истинное лицо и поэтому притворяемся кем-то другим. Мы создаём и заучиваем автоматические программы, призванные защитить наши слабости. По существу, мы транслируем в мир ложь о себе, поскольку знаем, что социум отторгнет наше подлинное Я — это ничтожество, которое никто никогда не полюбит и не примет.
Склонность к маскараду особенно сильна в юности, когда личность только формируется. Подростки постоянно примеряют на себя различные личины — как и одежду. И, честно говоря, то, что они выбирают, отражает не столько истинную сущность, сколько желаемый образ. Любой психолог скажет, что самоощущение подростка выражается одним-единственным словом: неуверенность. И, как следствие, подросткам необходимо быть «как все» и ощущать себя частью компании.
И постепенно мы срастаемся с личиной. Теперь она как раз впору. Ну, или по крайней мере так мы себе говорим. А вместе с неуверенностью приходит и самокопание: «Неужели это и вправду я? Таким ли я хочу быть на самом деле?» Но от этих вопросов проще отмахнуться, чем найти на них ответ.
Сила подсознания или Как изменить жизнь за 4 недели». Глава 4. Преодоление времени
Глава 4. Преодоление времени
Как работает путь, связанный с воспоминаниями. Вы получаете определённый опыт, заряженный эмоционально. Затем вы думаете об этом событии. Мысль превращается в воспоминание, которое затем рефлекторно воспроизводит эмоции, связанные с событием. И если вы постоянно возвращаетесь к этому опыту, происходит сращение мысли, воспоминания и эмоции, и вы «заучиваете» саму эмоцию.
Запоминание эмоций
Рис. 4А. Мысль создаёт воспоминание, которое затем вызывает эмоцию. Со временем мысль становится воспоминанием и автоматически воспроизводит соответствующую эмоцию. В результате многократных повторений этого процесса мысль, воспоминание и эмоция сливаются воедино. Так заучивается эмоция.
Эмоции — настроения — темперамент — характер: как мы вынуждаем тело жить прошлым
Настроение — это химическое состояние, как правило, краткосрочное, которое является проявлением затяжной эмоциональной реакции.
Промежуток между первоначальным выделением веществ и прекращением их воздействия называют периодом невозбудимости (Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: ACT, 2009. См. также: Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться. Научный диалог с Далай-Ламой в пересказе Дэниэла Гоулмана. — М.: Попурри, 2005.)
А когда период невозбудимости после эмоционального стимула составляет несколько часов или дней, мы имеем дело с настроением.
Согласно квантовой модели реальности вся материя существует в виде информационных волн, вибрирующих на различных частотах. В таком случае логично предположить, что чем медленнее вибрации, тем сгущеннее материя, и наоборот. Стрессовые эмоции снижают частоту наших вибраций и делают нас более «материальными» и менее «энергетическими».
Темперамент — тенденцию выражать привычные эмоции через определённые модели поведения. Темперамент — это эмоциональная реакция с последующим периодом невозбудимости от нескольких недель до нескольких месяцев.
Поэтому, чтобы изменить свою личность, потребуется избавиться от заученных эмоций. Необходимо выбраться из болота прошлого.
Формирование различных состояний бытия
Рис. 4Б. Возрастание периода невозбудимости. Любое событие вызывает эмоциональную реакцию, которая впоследствии может перерасти в настроение, затем в темперамент, а затем — в свойство личности. Наша личность становится продуктом заученных эмоциональных реакций, и жизнь её протекает в прошлом.
В предсказуемом будущем никакие изменения не возможны
Когда мысль становится событием, возникает эмоция. А когда мы начинаем испытывать эмоцию от события ещё до его наступления, наше тело (и подсознание) реагирует так, словно событие уже стало реальностью.
Чтобы преодолеть полуавтоматические привычки и перестать забегать в будущее, вы должны научиться жить за пределами времени. (Чуть позже я расскажу об этом подробнее.)
Когда прошлое становится будущим
зацикливались на нежеланном будущем (предвосхищали грядущие события), то погружались в прошлое (сравнивали новые раздражители с теми, что были вами получены ранее). И поэтому снова создали то же самое.
Джо Диспенза Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели. Часть I. Человек с точки зрения науки. Глава4. Стр.49-71
Глава 4
Преодоление времени
О том, как важно жить настоящим, писали много. Статистика самых разных событий, от аварий, вызванных невнимательным вождением, до разводов, свидетельствует, что людям необычайно сложно «погружаться» в настоящее. С вашего позволения, я дополню уже имеющуюся информацию, сформулировав эту идею в терминах квантовой реальности. В настоящем все потенциалы существуют в квантовом поле одновременно. Живя настоящим, т. е. погружаясь в момент, мы получаем возможность двигаться через пространство и время и реализовывать любой из этих потенциалов. Если же мы увязаем в прошлом, новых потенциалов там не существует.
Вы уже знаете, что попытки что-то изменить в жизни вызывают у нас реакцию, очень похожую на наркотическую ломку. Ведь мы и в самом деле попадаем в зависимость от привычного химического состояния бытия. Вы знаете также, что при любой зависимости тело как бы берет на себя роль разума. Воспоминание о событии запускает ту же химическую программу, что и само событие, и тело начинает думать, что оно переживает его вновь. В результате подобных процессов тело становится своего рода подсознательным разумом, а значит, берет верх над сознанием. А раз тело выполняет функцию разума, значит, в каком-то смысле получает способность думать.
Думаю, вы понимаете, какую опасность таит в себе передача повседневных эмоций под контроль воспоминаний и окружающей среды, т. е. этой автоматической системы. Подсознательный механизм запуска привычных реакций уже неоднократно сравнивали с системой автопилота и с компьютерными программами. Все эти аналогии призваны передать ощущение, что наше поведение контролирует некая сила, лежащая вне осознанности.
Запоминание эмоций
Рис. 4А. Мысль создаёт воспоминание, которое затем вызывает эмоцию. Со временем мысль становится воспоминанием и автоматически воспроизводит соответствующую эмоцию. В результате многократных повторений этого процесса мысль, воспоминание и эмоция сливаются воедино. Так заучивается эмоция.
Вот пример. Представьте, что однажды в детстве вы пришли домой и обнаружили любимого пса мёртвым. Чувственные впечатления, полученные в тот момент, как говорится, навеки врезались вам в память. У вас остался шрам от этого события.
На примере подобных травматических опытов нетрудно понять, как эмоции превращаются в бессознательные, заученные реакции на те факторы окружающей среды, которые напоминают нам о потере любимого существа. Теперь вы уже знаете, что, мысленно возвращаясь к событию, вы воссоздаете в мозгу и теле те же эмоции, что однажды были им вызваны.
Достаточно всего одной мысли, одной-единственной реакции на какой-либо внешний фактор, чтобы активировать программу и снова во всей полноте почувствовать былое горе. Раздражители могут быть разными: допустим, вы увидели похожую собаку или побывали там, куда когда-то возили своего любимца ещё щенком. Независимо от конкретного содержания чувственного опыта, он активирует определённую эмоцию. Эмоциональные триггеры могут быть как явными, так и едва уловимыми, однако в любом случае воздействуют на вас на подсознательном уровне, и вы погружаетесь в эмоциональное (и химическое) состояние горя, злости и печали, даже не успев сообразить, что произошло.
А после этого тело берёт верх над разумом. Вы можете пытаться выбраться из этого состояния, однако неизбежно почувствуете, что не можете с собой совладать.
Вспомните о собаках Павлова. В 1890-х годах молодой русский учёный провёл серию экспериментов: он привязывал несколько собак к столу, звонил в звонок и затем щедро кормил их. После того как собаки множество раз подверглись воздействию одного и того же раздражителя, Павлову достаточно было просто позвонить в звонок, и у животных автоматически начиналось слюноотделение в предвкушении пищи.
Вот одна из причин, по которым изменения столь сложны. Даже если сознание живет настоящим, подсознательный «разум тела» может оставаться в прошлом. И когда, опираясь на предшествующий опыт, мы начинаем ожидать от будущего неких предсказуемых событий, мы ничем не отличаемся от павловских собак. Воспоминание о конкретном человеке или событии, привязанное к конкретной точке времени и пространства, автоматически (или автономно) вызывает определённую физиологическую реакцию.
Но стоит нам преодолеть эмоциональную зависимость, корни которой тянутся из прошлого, исчезнет и сила, заставляющая нас снова и снова запускать автоматические программы прежнего Я.
Итак, вопрос потихоньку проясняется: даже когда мы «думаем» или «считаем», что живём настоящим, есть большая вероятность, что тело «застряло» в прошлом
Эмоции — настроения — темперамент — характер: как мы вынуждаем тело жить прошлым
Поскольку работа мозга всегда строится на повторениях и ассоциациях, то для того, чтобы тело взяло на себя роль разума, вовсе не обязательно получать серьёзную психологическую травму[1]. Даже малейшие триггеры могут вызвать эмоциональный всплеск, перед которым мы почувствуем себя беспомощными.
Например, по дороге на работу вы, как обычно, заезжаете в любимое кафе и обнаруживаете, что у них нет вашего любимого кофе со вкусом лесного ореха. Вы с разочарованием бормочете себе под нос: ну вот, такая крупная компания и не может обеспечить наличие такого популярного сиропа. Подъехав к офису, вы с раздражением замечаете, что «ваше» место на парковке уже занято. А потом вы заходите в пустой лифт и уже в полном остервенении понимаете, что кто-то до вас успел понажимать на все кнопки.
И когда вы, наконец, появляетесь в офисе, кто-нибудь из коллег участливо спрашивает:
— Что стряслось? Ты сегодня явно не в духе.
Выслушав вашу историю, он начинает сочувствовать, а вы подводите итог:
— У меня плохое настроение. Ничего, как-нибудь справлюсь.
Да вот только вам это не удаётся.
Настроение — это химическое состояние, как правило, краткосрочное, которое является проявлением затяжной эмоциональной реакции.
Какие-то внешние факторы — в нашем примере это неспособность работника кофейни удовлетворить ваши потребности, за которой последовали ещё несколько мелких огорчений, — вызвали эмоциональную реакцию. Вещества, соответствующие эмоции, перерабатываются в организме не сразу, а значит, их эффект длится ещё какое-то время. Промежуток между первоначальным выделением веществ и прекращением их воздействия называют периодом невозбудимости [1]. Чем дольше период невозбудимости, тем дольше вы испытываете эти чувства. А когда период невозбудимости после эмоционального стимула составляет несколько часов или дней, мы имеем дело с настроением.
Согласно квантовой модели реальности вся материя существует в виде информационных волн, вибрирующих на различных частотах. В таком случае логично предположить, что чем медленнее вибрации, тем сгущённее материя, и наоборот. Стрессовые эмоции снижают частоту наших вибраций и делают нас более «материальными» и менее «энергетическими».
Что происходит, если настроение, вызванное эмоциональной реакцией, затягивается? С тех самых пор вы пребываете в хандре и вот сидите на совещании, смотрите по сторонам и не можете думать ни о чём, кроме того, какой жуткий галстук напялил один из сотрудников и как ужасно гнусавит босс — будто скребёт ногтями по стеклу, и даже хуже.
И вот теперь речь идёт уже не только о настроении. Вы проявляете свой темперамент — тенденцию выражать привычные эмоции через определённые модели поведения. Темперамент — это эмоциональная реакция с последующим периодом невозбудимости от нескольких недель до нескольких месяцев.
Таким образом, свойства личности зачастую вырастают из прошлых эмоций. Наша личность (взятая как совокупность мыслей, чувств и действий) бо́льшую часть времени пребывает в прошлом. Поэтому, чтобы изменить свою личность, потребуется избавиться от заученных эмоций. Необходимо выбраться из болота прошлого.
Формирование различных состояний бытия
[1] Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: ACT, 2009. См. также: Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться. Научный диалог с Далай-Ламой в пересказе Дэниэла Гоулмана. — М.: Попурри, 2005.
Рис. 4Б. Возрастание периода невозбудимости. Любое событие вызывает эмоциональную реакцию, которая впоследствии может перерасти в настроение, затем в темперамент, а затем — в свойство личности. Наша личность становится продуктом заученных эмоциональных реакций, и жизнь её протекает в прошлом.
В предсказуемом будущем никакие изменения не возможны
Но есть и ещё одна причина, по которой мы не даём себе меняться. Иногда мы приучаем тело к роли разума ещё и для того, чтобы выжить в том будущем, которое мы себе рисуем, исходя из воспоминаний, и бесценный «настоящий момент» опять оказывается упущен.
Как вы знаете, человек может заставить своё тело жить в будущем. Разумеется, порой эта способность помогает нам изменить жизнь к лучшему — когда мы сознательно решаем сфокусироваться на желаемом событии, как это сделала моя дочь, создавая для себя летнюю работу в Италии. Её пример доказывает, что, концентрируясь на желаемом событии и сознательно готовясь к нему, планируя свои действия, в какой-то момент мы с такой ясностью увидим его внутренним взором, что мысли окажутся равноценны самому событию.
Когда мысль становится событием, возникает эмоция. А когда мы начинаем испытывать эмоцию от события ещё до его наступления, наше тело (и подсознание) реагирует так, словно событие уже стало реальностью.
Но что происходит, когда мы заранее нагнетаем нежелательные события или даже навязчиво прокручиваем в мозгу наихудшие сценарии, основанные на опыте? Точно так же программируем тело на проживание будущего события до его наступления. Теперь тело живёт не в настоящем, не в прошлом, а в будущем… выстроенном по чертежам прошлого!
В такие моменты тело не распознаёт разницы между реальным событием и его мыслеобразом. Мы сами заправляем его тем «топливом», которое понадобится ему в наиболее вероятном (по нашему мнению) будущем, и тело приводит себя в состояние готовности к «запуску». Теперь оно в очень реальном смысле погружается в предполагаемое событие.
Вот пример существования в будущем, основанном на прошлом. Представьте, что вас попросили прочесть лекцию перед аудиторией в 350 человек, но вы боитесь — из-за воспоминаний о крайне неудачных публичных выступлениях в прошлом. И всякий раз, когда вы думаете о предстоящей лекции, вы так и видите, как вы стоите на трибуне, беспомощно запинаясь и теряя мысль. Тело реагирует так, словно будущее стало настоящим: плечи напрягаются, сердцебиение ускоряется, вас бросает в пот. Предвосхищая тот страшный день, вы заставляете своё тело испытывать будущий стресс заранее. Вас так страшит возможность нового провала, вы сосредоточены на ожидаемом негативном событии и не можете думать ни о чем другом. Разум и тело разрываются между прошлым и будущим, будущим и прошлым. В результате вы отказываете себе в возможности нового, положительного исхода.
Приведу более общий пример жизни в предсказуемом будущем. Допустим, много лет подряд вы просыпаетесь утром единственно ради того, чтобы автоматически скатиться на старые добрые рельсы неосознанных действий. Тело настолько привыкло предвосхищать ваши действия в течение всего дня, что выполняет их почти механически, одно за другим. Покормить собаку, почистить зубы, одеться, заварить чай, вынести мусор, забрать почту… ну, и т. д. И даже если вы просыпаетесь с мыслью сделать что-нибудь по-другому, вскоре вы все равно обнаруживаете, что опять делаете все то же самое. Такое чувство, что вы просто наблюдаете за автопилотом, управляющим вашей жизнью.
За 10, 20 лет вы накрепко запоминаете все эти действия, и ваше тело только и ждет, как бы проделать их еще раз. По сути, тело подсознательно запрограммировано существовать в будущем и поэтому спокойно позволяет вам «уснуть за рулем» — а вернее, вообще отстраняет вас от управления автомобилем. Теперь тело просто не может жить настоящим. Оно привыкло управлять вами с помощью множества бессознательных программ, пока вы посиживаете на заднем сиденье и позволяете везти себя в унылое и заранее известное будущее.
Чтобы преодолеть полуавтоматические привычки и перестать забегать в будущее, вы должны научиться жить за пределами времени. (Чуть позже я расскажу об этом подробнее.)
Когда прошлое становится будущим
А вот ещё один пример того, как привычные эмоции создают аналогичное будущее. Допустим, коллега пригласил вас на барбекю в День независимости. Там будут все сотрудники вашего отдела. Но вы терпеть не можете хозяина. Он считает себя лучшим во всём и вовсе не возражает, чтобы об этом узнали другие.
Вы уже бывали на его мероприятиях, и это всегда было пыткой, потому что он доводил вас до белого каления. И вот вы едете к нему и думаете только о том, как на прошлой вечеринке он оторвал всех от еды, чтобы публично подарить супруге новенький BMW. Вы уверены, что все пройдёт из рук вон, о чём и твердили своей жене всю предыдущую неделю. И, конечно же, ваши прогнозы сбываются. Вы не замечаете знак «Стоп» — штраф… коллега проливает пиво вам на брюки… вы заказываете бифштекс средней прожарки, а получаете практически сырой…
Учитывая внутреннюю установку (т. е. состояние бытия), с которой вы приехали, события вряд ли могли бы развиваться иначе. Вы с самого утра знали, что денек будет на редкость мерзким, и так оно и вышло. Вы то зацикливались на нежеланном будущем (предвосхищали грядущие события), то погружались в прошлое (сравнивали новые раздражители с теми, что были вами получены ранее). И поэтому снова создали то же самое.
Живите так, словно желаемое будущее уже наступило
Вопрос вопросов: если вы знаете, что, живя настоящим и разорвав цепи прошлого, можно получить доступ ко всем вероятным реальностям квантового поля, зачем вам упорно цепляться за прошлое и создавать предсказуемое будущее? Почему бы не сделать то, что вполне в ваших силах, — с помощью мысли изменить мозг и тело на физиологическом уровне и стать другим ещё до того, как желаемое событие реализуется? Неужели вам не хочется сделать выбор в пользу будущего вашей мечты — и начать жить в нём уже сегодня, опережая время?
Вместо того чтобы постоянно думать о будущих травмах и стрессах, которые вы себе пророчите, основываясь на прошлом, не лучше ли с таким же упорством думать о новых, желанных событиях, которых пока ещё нет в вашем эмоциональном опыте?
Позвольте себе погрузиться в вероятное будущее сегодня — и до такой степени, чтобы тело поверило, что вы уже испытываете эмоциональный подъём, связанный с будущим событием. (Вскоре вы узнаете, как это делается.)
Помните, я говорил своей дочери, что сегодня, сейчас ей нужно жить так, словно великолепное лето в Италии уже состоялось? Последовав моему совету, она сигнализировала квантовому полю, что событие уже проявилось в физическом мире.
Этим искусством владели величайшие исторические деятели, это проделывали тысячи так называемых «обычных людей», сможете и вы. У каждого есть все необходимые неврологические механизмы, позволяющие преодолевать время, причем на уровне навыка. Некоторые назовут это чудом, но для меня все объясняется планомерной работой человека по достижению такого состояния бытия, в котором тело и разум перестают быть летописью прошлого и начинают активно приближать новое и лучшее будущее.
Преодоление Большой Тройки: пиковые переживания и моменты «обыденного транса»
Основная помеха в деле отвыкания от себя — мысли и чувства, равнозначные окружающей среде, телу и времени. И совершенно очевидно, что первым шагом на пути к системе медитации, изложенной в этой книге, должно стать умение превосходить Большую Тройку в мыслях, в чувствах и в самом существовании.
Держу пари, вам уже не раз удавалось мысленно превзойти своё окружение, тело и время. В моменты преодоления Большой Тройки мы погружаемся в состояние, которое многие называют «вдохновением». Описывать его можно по-разному, но суть в том, что мы перестаём ощущать окружающую среду и собственное тело, не замечаем, как проходит время, и вообще оказываемся «потеряны» для внешнего мира. Выступая с лекциями в различных уголках Земли, я всегда просил слушателей рассказать об испытанных ими моментах истины — мгновениях, когда они погружались в какое-либо занятие или в измененное состояние сознания.
Все описанные опыты можно поделить на две группы. В первую попадают так называемые пиковые переживания — благословенные моменты выхода за пределы реальности, когда мы попадаем в состояние, свойственное монахам и мистикам. Эти переживания насыщены высоким духовным смыслом, и по сравнению с ними опыты второго типа могут показаться обыденными, ординарными и прозаичными — но это не значит, что они менее значимы.
Подобные моменты «обыденного транса» неоднократно посещали меня в процессе написания этой книги (хотя и не так часто, как мне бы хотелось). Когда я только сажусь за текст, меня частенько отвлекают посторонние мысли: о графике командировок, о пациентах и сотрудниках, о детях, о том, что я хочу есть или спать или вообще не совсем в духе. А в хорошие дни, когда слова так и льются из меня сплошным потоком, мне начинает казаться, что и пальцы, и клавиатура — лишь продолжение моего разума. Я перестаю осознавать движения пальцев, не ощущаю спинку стула. Покачивающиеся на ветру деревья, видные из окна офиса, словно исчезают, и я больше не замечаю ноющего ощущения тяжести в области шеи. Я поглощён словами на экране. И в какой-то момент я вдруг понимаю, что прошло уже больше часа, но для меня это был один миг.
Такое наверняка бывало и с вами. Может, это ощущение посетило вас, когда вы вели машину, смотрели фильм, ужинали в хорошей компании, читали, вязали, играли на пианино или просто сидели где-нибудь на природе.
Не знаю, как у вас, но лично у меня такие моменты, когда я не замечаю ничего вокруг и теряю ощущение времени и собственного тела, вызывают необычайный прилив сил. Они не всегда случаются во время работы над текстом, но, завершив свою вторую книгу, я почувствовал, что они участились. Со временем я даже научился управлять вдохновением, и мне больше не приходится ждать тех редких случаев, когда оно соизволит меня посетить.
И если мы намерены потерять разум, чтобы создать новый, нам решительно необходимо преодолеть Большую Тройку и тем привлечь в свою жизнь побольше таких моментов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов