живой труп что это

Живой труп

Елизавета Андреевна Протасова решается расстаться с мужем, Федором Васильевичем, образ жизни которого становится для неё невыносим: Федя Протасов пьёт, проматывает своё и женино состояние. Мать Лизы одобряет её решение, сестра Саша — категорически против расставания с таким удивительным, хотя и со слабостями, человеком, как Федя. Мать полагает, что, получив развод, Лиза соединит свою судьбу с другом детства Виктором Михайловичем Карениным. Лиза предпринимает последнюю попытку вернуть мужа и для этого посылает к нему Каренина Тот находит Протасова у цыган, в обществе нескольких офицеров. Слушая любимые свои песни «Канавела», «Час роковой», «Не вечерняя», Федя замечает: «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» Он отвергает просьбу жены вернуться в семью.

Все говорит за то, что Лиза Протасова должна соединить свою судьбу с Виктором Карениным: тот любит её с детства, она в глубине души отвечает ему взаимностью; Виктор любит и её маленького сына Мишечку. Мать Виктора, Анна Дмитриевна, тоже была бы рада видеть Лизу женою своего сына, если бы не связанные с этим тяжёлые обстоятельства.

В Федю влюбляется цыганка Маша, пение которой он так любит. Это вызывает возмущение её родителей, которые считают, что барин погубил их дочь. Маша тоже пытается убедить Федю пожалеть жену и вернуться домой. Тот отвергает и эту просьбу — уверенный, что живёт теперь в согласии с совестью. Уйдя из семьи, в одиночестве, Протасов начинает писать. Он читает Маше начало своей прозы: «Поздней осенью мы сговорились с товарищем съехаться у Мурыги-ной площадки. Площадка эта был крепкий остров с сильными выводками. Был тёмный, тёплый, тихий день. Туман. »

Виктор Каренин через князя Абрезкова пытается узнать о дальнейших намерениях Протасова. Тот подтверждает, что готов на развод, но не способен на связанную с этим ложь. Федя пытается объяснить Абрезкову, отчего не может вести добропорядочную жизнь: «А что я ни делаю, я всегда чувствую, что не то, что надо, и мне стыдно. А уж быть предводителем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно. И, только когда выпьешь, перестанет быть стыдно». Он обещает через две недели устранить препятствия к браку Лизы и Каренина, которого считает порядочным и скучным человеком.

Чтобы освободить жену, Федя пытается застрелиться, даже пишет прощальное письмо, но не находит в себе сил для этого поступка. Цыганка Маша предлагает ему инсценировать самоубийство, оставив на берегу реки одежду и письмо. Федя соглашается.

Лиза и Каренин ожидают известий от Протасова: тот должен подписать прошение о разводе. Лиза говорит Виктору о своей любви без раскаяния и без возврата, о том, что из её сердца исчезло все, кроме любви к нему. Вместо подписанного прошения секретарь Каренина, Вознесенский, приносит письмо от Протасова. Тот пишет, что чувствует себя посторонним, мешающим счастью Лизы и Виктора, но не может лгать, давать взятки в консистории, чтобы получить развод, и поэтому хочет физически уничтожиться, таким образом освободив всех. В последних строках прощального письма он просит помочь какому-то слабому, но хорошему часовщику Евгеньеву. Потрясённая этим письмом, Лиза в отчаянии повторяет, что любит одного только Федю.

Через год в грязной комнате трактира сидит опустившийся, оборванный Федя Протасов и разговаривает с художником Петушковым. Федя объясняет Петушкову, что не мог выбрать для себя ни одну судьбу из тех, которые возможны для человека его круга: ему было противно служить, наживать деньги и таким образом «увеличивать ту пакость, в которой живёшь», но он и не был героем, способным разрушать эту пакость. Поэтому ему оставалось только забыться — пить, гулять, петь; что он и делал. В своей жене, идеальной женщине, он не находил того, что зовётся изюминкой; в их жизни не было игры, без которой невозможно забыться. Федя вспоминает цыганку Машу, которую он любил — более всего за то, что оставил её, и таким образом сделал ей добро, а не зло. «А ведь ты знаешь, — говорит Федя, — мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали».

Протасов рассказывает Петушкову историю своего превращения в «живой труп», после чего его жена смогла выйти замуж за добропорядочного, любящего её человека. Этот рассказ подслушивает случайно оказавшийся поблизости Артемьев. Он начинает шантажировать Федю, предлагая ему требовать от жены денег в обмен на молчание. Протасов отказывается; Артемьев отдаёт его в руки городового.

В деревне, на террасе, обвитой плющом, беременная Лиза ожидает приезда мужа, Виктора Каренина. Тот привозит из города письма, среди которых оказывается и бумага от судебного следователя с сообщением о том, что Протасов жив. Все в отчаянии.

Судебный следователь снимает показания с Лизы и Каренина. Они обвиняются в двоебрачии и в том, что знали об инсценировке Протасовым самоубийства. Дело осложняется тем, что прежде Лиза опознала найденное в воде мёртвое тело как труп своего мужа, а кроме того, Каренин регулярно посылал деньги в Саратов, и теперь отказывается объяснить, кому они предназначались. Хотя деньги пересылались на подставное лицо, именно в Саратове проживал все это время Протасов.

Приведённый для очной ставки Протасов просит прощения у Лизы и Виктора и уверяет следователя, что они не знали о том, что он жив. Он видит, что следователь мучает их всех лишь для того, чтобы показать свою власть над ними, не понимая происходившей в них духовной борьбы.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Интересная история.»Живой труп»Л.Н.Толстой

живой труп что это. Смотреть фото живой труп что это. Смотреть картинку живой труп что это. Картинка про живой труп что это. Фото живой труп что это

«Живой труп»

В конце 1900 года в московской газете «Новости дня» появилось сообщение, что Лев Николаевич Толстой заканчивает работу над пьесой «Живой труп». Через несколько дней к Толстому в Хамовники пришел гимназист и долго с ним говорил. Лев Николаевич потом объявил, что не будет публиковать пьесу. А когда В.И. Немирович-Данченко попросил ее у писателя для постановки в Художественном театре, тот ему отказал, добавив: «Когда умру – играйте…» Какая же загадка связана с таким решением Толстого?

Обыденная история

В 80-х годах позапрошлого века в Москве жила семья Николая и Екатерины Гимер. У них был сын. Супруг – дворянин, чиновник; карьеры, однако, он не сделал, но в общем на жизнь хватало. А потом глава семьи стал пить, с годами все больше и больше. Со службы его уволили, семья впала в нищету. Словом, история для России обыденная.
Екатерина Гимер оказалась женщиной сильной. Мужа она прогнала, окончила фельдшерские курсы и стала зарабатывать сама. И тут ей улыбнулось счастье. Она встретила Степана Чистова, конторщика из крестьян. Человеком он оказался положительным, волевым. Главное же, очень к Екатерине привязался, и она его полюбила. Но как же «жить во грехе»? В ночлежках Хитрова рынка Екатерина разыскала своего непутевого мужа и уговорила его подать заявление о разводе в Московскую духовную консисторию. Тот согласился и был готов даже взять всю вину за развал семьи на себя. Поскольку беспробудное пьянство, по русским понятиям, порок невеликий, он в консистории собирался повиниться еще и в супружеской неверности. А Екатерина пообещала время от времени подбрасывать ему денег, чтобы тот с голоду не помер.
Однако консистория супругам в расторжении брака отказала. Правда, московский митрополит с таким решением не согласился и велел вновь рассмотреть это дело. Но Екатерина на благополучный исход уже не надеялась и уговорила мужа инсценировать его самоубийство.

Когда развод невозможен

Разоблачение и суд

Однако Екатерину, да и себя, подвел Николай Гимер. Три месяца спустя он подал прошение петербургскому градоначальнику о выдаче ему нового паспорта. Старый он якобы потерял при переезде из Москвы в Петербург. Гимер сообщил, что живет на Охте по метрическому свидетельству. Трудно сказать, почему Гимер решился на такой рискованный шаг. Может быть, рассчитывал снова поступить на службу?
В петербургской полиции порядка было больше, чем в Москве, да и беспаспортных там не очень любили. Вызвали Гимера в участок Охтинской части, где он в конце концов признался, как все было на самом деле. Началось
уголовное дознание: его жену обвинили в двоебрачии, а самого Николая – в пособничестве преступлению.
Дело слушалось в Московской судебной палате с участием сословных представителей. О нем много писали газеты. Приговор был суров. Обоих супругов лишили всех прав состояния, их ждала ссылка в Енисейскую
губернию. Степан Чистов заявил на суде, что он тоже поедет в ссылку, поскольку считает Екатерину своей законной женой.
Один из участников этого судебного процесса А.М. Катков записал свои впечатления о Николае Гимере: «Как сейчас помню этого субъекта, который явился в качестве живого трупа, – пишет он. – Маленький человечек
со страшно длинным, вытянутым носом, совершенно красным; он был оборван, в каких-то опорках и держал
себя бывшим человеком».
Анатолий Федорович Кони, являвшийся в то время обер-прокурором уголовно-кассационного департамента Правительствующего сената, счел приговор супругам Гимер слишком суровым и через министра юстиции официально обратился к царю с просьбой о смягчении наказания. В результате в июне 1898 года Гимеры получили по году тюрьмы без поражения в правах.

Лев Толстой пишет пьесу

Прокурор Тульского окружного суда Н.В. Давыдов подробно рассказал Льву Николаевичу Толстому об этом судебном процессе. По воспоминаниям А.Ф. Кони, Толстой так заинтересовался этой темой, что тогда же стал делать наброски драматического произведения, которое первоначально носило название «Труп». В декабре 1900 года он почти завершил свою работу, но к нему пришел сын Гимеров Николай и стал просить не публиковать ине ставить на сцене эту пьесу. Он сказал, что в гимназии сам много натерпелся от своих одноклассников, которые, к несчастью, знали его семейную историю.Теперь же он боялся за мать: если пьеса «Живой труп» будет поставлена в театре, ее драма станет всем известной. А она и так в свое время настрадалась…
Вскоре к Толстому явился и Николай Гимер-старший – просил найти для него какую-нибудь работу. С помощью уже упоминавшегося Н.В. Давыдова работу ему нашли. Сколько он на ней продержался, неизвестно. Брак Екатерины Павловны со Степаном Чистовым оказался счастливым. Вместе со своим братом Степан завел мыловаренную фабрику. Теперь семья ни в чем не нуждалась. Николай Гимер-младший окончил гимназию и уехал в Париж продолжать образование.

Постановка

Драма «Живой труп» была напечатана в 1911 году, после смерти Толстого, и тогда же поставлена в Московском художественном театре. А вскоре ее премьера состоялась в Петербурге, в Александринском театре. Вездесущие газетчики разыскали Екатерину Павловну Чистову. Но вместо «роковой героини» судебных хроник они увидели перед собой маленькую располневшую женщину с добрым морщинистым лицом. Она говорила, что ее страшно огорчает и нервирует то, что к ней опять привлечено внимание общества, что снова вспомнили давно забытое судебное дело, что она только и просит оставить их со Степаном Ивановичем в покое. А что еще она могла сказать?
Такова история одной давней семейной драмы, ставшей материалом для знаменитой толстовской пьесы. Ее сценическая судьба оказалась удачной. Она до сих пор не сходит с театральных подмостков, ее несколько раз экранизировали. Жизнь – постоянный источник самых замысловатых сюжетов. Запечатленные великими писателями, они и через века продолжают волновать наше воображение.

Василий МИЦУРОВ,
кандидат исторических наук

Источник

Живой труп

Живой труп
Первоисточник — Библия. В Новом Завете, в Послании первом апостола Павла к Тимофею (гл. 5, ст. 6), говорится о «заживо умершей» сластолюбивой вдовице. Впервые это выражение — в его общеизвестной форме — встречается у А. С. Пушкина (поэма «Полтава», песнь 3):
. Встаете одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой.

Но популярным оно стало после постановки на сцене пьесы «Живой труп» (1900) Л. Н. Толстого (1828—1910). Герой пьесы дворянин Федор Протасов имитирует самоубийство и, скрываясь от жены и друзей, живет на дне общества, становясь, образно говоря, «живым трупом».
Иносказательно:
1. Духовно мертвый человек, без дела, увлечения и чувств.
2. Тяжело больной, изможденный человек.

Полезное

Смотреть что такое «Живой труп» в других словарях:

Живой труп — (пьеса) Живой труп (фильм, 1911) Живой труп (фильм, 1916) Живой труп (фильм, 1918) Живой труп (фильм, 1929) Живой труп (фильм, 1952) Живой труп (фильм, 1968) Живой труп (фильм спектакль) … Википедия

Живой труп — крыл. сл. Выражение это получило широкое хождение после появления драмы «Живой труп» (1911) Л. Н. Толстого, герой которой, Федя Протасов, симулируя самоубийство, скрывается от жены и людей своего круга и живет среди подонков общества, являясь в… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ЖИВОЙ ТРУП — Пьеса Л.Н. Толстого*. Над драмой «Живой труп» Толстой работал в 1900 г., но произведение не завершил. Неоконченная пьеса была опубликована и впервые поставлена в Московском Художественном театре (см. МХАТ*) в 1911 г., уже после смерти автора.… … Лингвострановедческий словарь

(живой )труп — 1. Духовно мёртвый человек, без дела, увлечения и чувств. 2. Тяжело больной, измождённый человек. И день настал. Встаёт с одра / Мазепа, сей страдалец хилый, / Сей труп живой, ещё вчера / Стонавший слабо над могилой. А.Пушкин, Полтава … Словарь оксюморонов русского языка

Живой труп — Разг. 1. О человеке, находящемся между жизнью и смертью; больном, измождённом. ШЗФ 2001, 75. /em> Калька с франц. un mort vivant. 2. О человеке, потерявшем интерес к жизни, оторвавшемся от жизни, ставшем анахронизмом. БМС 1998, 575. 3. Жарг. студ … Большой словарь русских поговорок

«Живой труп» — ЖИВОЙ ТРУП образ, получивший широкую известность благодаря одноим. драме (1900) Л. Н. Толстого, герой к рой, инсценируя самоубийство, уходит от семьи и прежней жизни; в перен. смысле опустошенный человек … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ЖИВОЙ ТРУП — 1) 1952, 181 мин., ч/б. жанр: драма. реж. Владимир Венгеров, опер. Евгений Шапиро, худ. Семен Малкин, зв. Александр Беккер. В ролях: Николай Симонов, Галина Инютина, Елизавета Тиме, Александр Дубенский, Елизавета Жихарева, Яков Малютин,… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Живой труп (фильм) — Живой труп (фильм, 1911) Живой труп (фильм, 1916) Живой труп (фильм, 1918) Живой труп (фильм, 1929) Живой труп (фильм, 1952) Живой труп (фильм, 1968) … Википедия

Живой труп (фильм — Живой труп (фильм, 1968) Живой труп Жанр Драма Режиссёр Владимир Венгеров В главных ролях Кинокомпания … Википедия

Источник

«Живой труп» — краткое содержание пьесы Л.Н. Толстого

За свою жизнь Лев Толстой написал немало романов, повестей, рассказов. Были на его счету и пьесы. Краткое содержание «Живого трупа» знакомит с основными событиями сюжета и историей главных героев. Произведение основано на реальных событиях — в центре истории уголовное дело супругов Гримеров, которые обвинялись в двоеженстве.

живой труп что это. Смотреть фото живой труп что это. Смотреть картинку живой труп что это. Картинка про живой труп что это. Фото живой труп что это

Действующие лица

В семью Елизаветы входят:

живой труп что это. Смотреть фото живой труп что это. Смотреть картинку живой труп что это. Картинка про живой труп что это. Фото живой труп что это

В произведении «Живой труп» есть еще один главный герой — Виктор Михайлович Каренин. Он противоположность Протасова, к тому же с детства влюблен в Лизу. Виктор очень привязан к сыну Елизаветы и его не смущает, что отцом является другой человек.

Автор «Живого трупа» ввел множество второстепенных персонажей:

Толстой написал «Живой труп» в 1900 году. В пьесе вроде был уже сформулирована развязка, но писатель считал, что работа не закончена. Но вернуться к ней не успел.

Краткое содержание

Пьеса начинается с того, что Елизавета принимает решение развестись с мужем. Сестра поддерживает ее решение, а Анна Павловна нет. Лиза делает попытку вернуть мужа из очередного загула. Для этого она посылает Каренина за Федором. Протасов в это время находится у цыган и слушает песни. Он отказывается выполнить просьбу жены.

Окружающие надеются, что Лиза разведется с Федей и выйдет замуж за Виктора. В Протасова влюбляется цыганка Маша. Она пытается убедить его вернуться домой, но безуспешно. В это время Каренин попросил князя Абрезкова выведать намерения Протасова. Федя согласился дать развод через пару недель.

живой труп что это. Смотреть фото живой труп что это. Смотреть картинку живой труп что это. Картинка про живой труп что это. Фото живой труп что это

Но вместо свидетельства о разводе получает прощальную записку. Она впадает в отчаяние и клянётся в любви к мужу.

Через год Протасов сидел в трактире и разговаривал с художником. Федя полностью опустился как человек. Елизавета беременна от Виктора, тут ей приходит письмо от судебного следователя с известием: Федя жив.

Анализ произведения

Пьеса Толстого состоит из разных картин. Писатель описывает богатые аристократичные дома и бедные квартиры. Все это позволяет автору показать обычную жизнь, которая наполнена разными событиями и людьми.

Федя Протасов — яркое воплощение идеи эскапизма — отказа следовать чему-то скучному, поэтому он проматывает состояние, пропадает у цыган и в трактирах. Мужчина протестует против образа жизни, который продиктован воспитанием и происхождением.

живой труп что это. Смотреть фото живой труп что это. Смотреть картинку живой труп что это. Картинка про живой труп что это. Фото живой труп что это

Герои пытаются вернуть Федю к обычной жизни, но безуспешно. Протасов видит перед собой только 3 пути:

Федя выбрал последний путь. «Живой труп» — рассказ о человеке, который не приемлет социальных норм. Именно в этом его трагедия, поэтому Протасов является живым мертвецом. Самоубийство для него — всего лишь способ освободить близких.

Основные темы пьесы — невыносимость жизни в современной культуре и цивилизации, освобождение от нее, иллюзорность свободы и необходимость ее обретения. Толстому удалось показать, насколько трагичным может быть существование.

Источник

Живой труп — краткое содержание пьесы Толстого

Пьеса, написанная Львом Николаевичем Толстым «Живой труп» — это истории любви, тесно переплетающиеся друг с другом. Федор Протасов — пьющий, гуляющий мужчина, который уже давно не любит свою жену Лизу. Она хочет от него развода, потому как жить с этим человеком больше нет никаких сил. С самого детства в нее влюблен друг Виктор Каренин, который готов жениться на ней и забрать себе ее маленького сына Мишеньку.

Лиза погоревав, выходит замуж за Виктора, они счастливо живут, пока однажды к ним не приходит городовой с известием что Протасов жив и они являются двоеженцами. Настаивая, что Лиза и Виктор знали о том что Федор не умер, их шантажируют и вымогают деньги. Он приводит такие доказательства, что Каренин все это время совершал переводы денег неизвестному получателю в Саратов. А именно в этом городе и проживал Протасов. Так же непонятным в этой ситуации выглядит опознание Лизой своего мужа. По мнению следователя все указывает на то, что Виктор с Лизой были в сговоре с Федором и знали о том, что он жив здоров и даже поддерживали с ним связь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Действующие лица

В семью Елизаветы входят:

живой труп что это. Смотреть фото живой труп что это. Смотреть картинку живой труп что это. Картинка про живой труп что это. Фото живой труп что это

В произведении «Живой труп» есть еще один главный герой — Виктор Михайлович Каренин. Он противоположность Протасова, к тому же с детства влюблен в Лизу. Виктор очень привязан к сыну Елизаветы и его не смущает, что отцом является другой человек.

Автор «Живого трупа» ввел множество второстепенных персонажей:

Толстой написал «Живой труп» в 1900 году. В пьесе вроде был уже сформулирована развязка, но писатель считал, что работа не закончена. Но вернуться к ней не успел.

Постановки

Самым значительным явлением в сценической истории пьесы стала ее первая постановка в Московском Художественном театре 23 сентября 1911 г. (в роли Протасова — И.М. Москвин). На сцене Апександринского театра (Петербург) премьера состоялась 28 сентября 1911 г. В 1912 драма «Живой труп» Толстого была самой репертуарной пьесой в русском театре. Она была поставлена в 243 театрах и показана более 900 раз. Наиболее значительные сценические интерпретации образа Протасова: А. Моисси (1915 г., труппа М. Рейнгардта, Берлин); М.Ф. Романов (1940, Киевский театр имени Леси Украинки; 1955 г, Малый театр); И.Н. Берсенев (1942 г.. Театр имени Ленинского Комсомола, Москва); Н.К. Симонов (1950, Ленинградский академический театр драмы имени А.С. Пушкина); Н.О. Гриценко (1962 г., театр имени Евг. Вахтангова, Москва). Заметным явлением стал спектакль МХАТа 1982 г. (режиссер А.В. Эфрос, в роли Протасова — А. Калягин).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Краткое содержание

Пьеса начинается с того, что Елизавета принимает решение развестись с мужем. Сестра поддерживает ее решение, а Анна Павловна нет. Лиза делает попытку вернуть мужа из очередного загула. Для этого она посылает Каренина за Федором. Протасов в это время находится у цыган и слушает песни. Он отказывается выполнить просьбу жены.

Окружающие надеются, что Лиза разведется с Федей и выйдет замуж за Виктора. В Протасова влюбляется цыганка Маша. Она пытается убедить его вернуться домой, но безуспешно. В это время Каренин попросил князя Абрезкова выведать намерения Протасова. Федя согласился дать развод через пару недель.

Но вместо свидетельства о разводе получает прощальную записку. Она впадает в отчаяние и клянётся в любви к мужу.

Через год Протасов сидел в трактире и разговаривал с художником. Федя полностью опустился как человек. Елизавета беременна от Виктора, тут ей приходит письмо от судебного следователя с известием: Федя жив.

«Живой труп»

Анализ произведения

Пьеса Толстого состоит из разных картин. Писатель описывает богатые аристократичные дома и бедные квартиры. Все это позволяет автору показать обычную жизнь, которая наполнена разными событиями и людьми.

Федя Протасов — яркое воплощение идеи эскапизма — отказа следовать чему-то скучному, поэтому он проматывает состояние, пропадает у цыган и в трактирах. Мужчина протестует против образа жизни, который продиктован воспитанием и происхождением.

Герои пытаются вернуть Федю к обычной жизни, но безуспешно. Протасов видит перед собой только 3 пути:

Федя выбрал последний путь. «Живой труп» — рассказ о человеке, который не приемлет социальных норм. Именно в этом его трагедия, поэтому Протасов является живым мертвецом. Самоубийство для него — всего лишь способ освободить близких.

Основные темы пьесы — невыносимость жизни в современной культуре и цивилизации, освобождение от нее, иллюзорность свободы и необходимость ее обретения. Толстому удалось показать, насколько трагичным может быть существование.

Фильмы

Пьеса была экранизирована много раз:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *