жизнь пи остров с сурикатами что это
Недавно вышедший фильм «Жизнь Пи», снятый Энгом Ли и основанный на одноименном романе Янна Мартела, является басней для наших времен изменения климата. Большая часть сюжета включает борьбу подростка по имени Пи Патель, пытающегося пережить кораблекрушение, в котором погибает его семья. С резонансами в библейской истории о Ноевом Ковчеге, Пи оказывается в Тихом океане на спасательной шлюпке с тигром по имени Ричард Паркер.
Пи является пифологом, что означает, что он научился запоминать числа, составляющие π, запись которых, согласно Книге рекордов Гиннеса, составляет 67 890 цифр. Pi, отношение длины окружности к ее диаметру, является иррациональным и трансцендентным числом, означающим, что в его десятичном представлении имеется бесконечное число цифр. Все это может дать нам понимание характера и мифического значения главного героя фильма.
Первоначально в спасательной шлюпке вместе с Пи есть орангутан, потерявший ребенка, агрессивная пятнистая гиена и травмированная зебра. Гиена съедает часть зебры, затем смертельно ранит орангутана, после чего Ричард Паркер выпрыгивает из-под брезента и убивает гиену.
Пи наблюдает за веткой, когда пресная вода острова становится кислой, переваривая рыбу, которая погибла в бассейнах. Он видит, что вода вокруг острова заполнена флуоресцентной желе-рыбой. Пи находит человеческий зуб внутри цветка. Он решает, что остров плотоядный, и решает уйти с тигром в их лодке.
Сказочный характер этой части истории Пи позже подсказывает японским следователям о потоплении корабля, что Пи не говорит правду.
Подобно плавучему острову Пи и Ричарду Паркеру, остров Кастелло Арагонский создает слои яркой зеленой морской травы и содержит множество полупрозрачных медуз и водорослей. И все же никакая другая жизнь не выживает в его водах. Прогнозируется, что к 2100 году все мировые океаны станут такими подкисленными, что окажет серьезное воздействие на небольшие формы жизни в океане.
Шкала pH измеряет кислотность с точки зрения концентрации ионов водорода, которые выделяются веществами. Он работает от нуля (сильно кислотный) до 14 (высокоосновный) и является логарифмическим (небольшие числовые изменения, представляющие значительные эффекты). Морская вода обычно слегка щелочная, с рН около 8, 2. Выбросы CO 2 уже снизили pH поверхностной морской воды примерно на 0, 1, что означает, что вода стала на 30% более кислой. Прогнозируется, что к 2100 г. рН поверхности упадет еще на 1%. В этот момент (поскольку рН включает в себя логарифмическую шкалу), морская вода будет на 150% более кислой, чем сейчас.
Даже если бы наши выбросы CO 2 были стабилизированы сегодня, потребовалось бы десятки тысяч лет, чтобы pH океана вернулся к нормальному уровню. Например, коралловые рифы и маленькие существа, которые поддерживают пищевую цепь для китов, погибнут, океаны станут настолько разъедающими (как и воды в водах вокруг острова Пи), что раковины многих мелких морских существ просто распадутся.
Кислый остров фильма «Жизнь Пи» содержит тонкое, художественное предупреждение для человечества. Ковчег Пи выпустил тигра, а не голубя, когда он достиг суши, и когда тигр достиг земли, он не оглянулся, чтобы помочь своему спасителю. В тигре Ричарде Паркере мы можем видеть не слишком приятное лицо Гайи.
«Жизнь Пи» – обсуждаем финал
Пожалуй, эта статья только для тех, кто уже видел или читал книгу «Жизнь Пи», потому что в ней самый главный спойлер истории – финал.
Прямо к делу… Приключение Пи заканчивается на больничной койке в мексиканском госпитале, где его «допрашивают» представители министерства транспорта Японии, поскольку сухогруз, на котором имел несчастье плыть Пи со своей семьёй и зоопарком, был японским. Представители, прослушав историю Пи о его многодневном плавании с тигром и жизни на плотоядном острове, сочли её слишком невероятной, чтобы поместить в официальный отчёт.
Тогда Пи рассказывает им другую историю, мрачную, жуткую. А потом спрашивает японцев (и нас, зрителей!), какую историю мы предпочитаем.
Обе истории одинаковы в пересказе событий до точки кораблекрушения: отец нанимает японский сухогруз, чтобы перевезти свою семью и оставшихся от распродажи животных из личного зоопарка в Канаду, чтобы обеспечить лучшее будущее своим двум сыновьям из-за неустойчивой политической ситуации в Индии, а конкретно, в провинции Пондишер.
227 дней, проведённых в океане являются самыми спорными. Это и станет предметом нашего обсуждения.
История с животными
В этой версии Пи сухогруз тонет, и в наступившем хаосе он оказывается в спасательной шлюпке с несколькими выжившими зверями: орангутангом, пятнистой гиеной, зеброй, у которой сломана нога и бенгальским тигром по имени Ричард Паркер.
Вскоре на глазах у беспомощного Пи гиена начинает пожирать живую зебру кусок за куском, а потом и орангутанга (самку), пока, в конце концов, тигр не пожирает саму гиену.
Через длительную дрессуру Пи устанавливает границы существования для тигра, обеспечивая его едой и водой.
Человек и зверь дрейфуют в океане до тех пор, пока не оказываются на плотоядном острове, населённом бессметным числом мелких зверьков, сурикатов. Странный остров полон еды и питья и кажется кусочком рая в безбрежном океане.
Сначала еда и питьё это всё, что надо Пи и Паркеру, но вскоре становится понятно, что даром ничего не даётся – остров – прибежище плотоядных водорослей, выделяющих смертельную кислоту с приближением вечера. И это только дело времени, когда остров примется перерабатывать путешественников. Мальчик и тигр в спешке покидают остров.
Когда их лодка, наконец, прибивается к мексиканскому берегу, оба истощены и обезвожены. Пи бессильно падает на песок и видит, как тигр, кожа да кости, исчезает в густых зарослях, ни разу не обернувшись назад.
Пи приносят в госпиталь, где он рассказывает эту историю японцам. Когда представители флота выражают полное неверие, Пи, в нескольких словах, дает другую версию событий. Совсем другую.
Человеческая история
В этой версии Пи судно так же идёт ко дну, но вместо спасшихся животных, в лодке вместе с ним оказывается его мать, Гита, дрянной повар с сухогруза и раненый молодой японский матрос.
Через некоторое время повар убивает матроса, а потом и мать Пи прямо у него на глазах. Защищая себя и мстя за мать, мальчик убивает повара.
О плотоядном острове Пи даже не упоминает, но если убрать фантастические элементы из предыдущей истории, то выстраивается следующая аллегория – он спал и ел на каком-то острове, но такое растительное существование привело его на такую грань отчаяния, что он предпочёл дрейф в океане неизвестности известному концу.
Но это только наше предположение, Пи ничего не говорит об этом в своём втором рассказе.
Аналогии между людьми и животными угадываются сразу: Орангутанг – мать Пи, Зебра – молодой матрос, Гиена – повар, а Ричард Паркер это сам Пи Патель. И если в книге Янн Мартель никак не намекает, какая история истинная, то в фильме, если вы смотрели внимательно, весь вид мальчика выражает страдание, когда он начинает рассказывать вторую историю.
Многие сочли это прямым доказательством того, что именно она и случилась с Пи.
В книге же Пи ведёт себя совершенно по-другому: он возмущён тем, что ему не верят и хотят услышать от него рассказ о событиях, которые они итак «уже знают».
В любом случае, единственного ответа нет, и вопрос и в книге и в фильме остаётся открытым, подталкивая нас к собственному решению.
А ведь неудивительно, что мы забыли, как начиналась история!
Персонаж, Писатель, обещал нам рассказать историю, которая заставила его поверить в Бога.
В первой части повествования мы видим Пи, пытающегося привести в согласие с собой три основополагающие веры – Индуизм, Христианство и Ислам, признав, что в каждой есть ценные вещи.
А вот и самый главный вопрос, который ставит перед нами Янн Мартель вместе с режиссёром Энгом Ли – Какую историю принимаем мы?
Интерпретация ответов может быть разной, но вопрос связан именно с верой.
Вы, тот человек, что верит только в то, что сам видел и вас устраивает общепринятое «логическое» объяснение?
Или вы верите в чудеса и принимаете многое на веру?
И в этом не может быть правильного или неправильного ответа, здесь просто открывается поле для самоанализа.
Пи столкнулся с трудным вызовом – рассказать историю так, чтобы любой слушающий поверил в Бога. И в истории мы видим удивительное единение: Писатель открыто признал, что он предпочитает рассказ с Тигром, а рациональные японцы в официальном отчёте сообщают:
«Далеко не каждый, кому случалось пережить кораблекрушение, может сказать, что продержался в море так же долго, как господин Патель, и уж тем более один на один с взрослым бенгальским тигром».
Пи (Писатель) придерживается взглядов сразу нескольких религий, и он не верит, что можно познать всю правду о Боге, став приверженцем какой-то одной религии, поэтому он не стремится убедить нас, что правда в одной единственной догме.
Вместо этого он выстраивает свою историю так, чтобы помочь зрителям\читателям решить, какая версия мироздания им ближе всего – та, которую они выстрадали сами, продираясь через мрак собственного самоопределения.
Или та, которая возвышается над нами и ведёт нас по жизни, каким бы именем «бога» мы это не называли.
Но финал можно рассматривать и вовсе в другом аспекте – если, согласно убеждениям Пи, в каждой религии есть свои полезные вещи, то возможен и третий вариант исхода истории – правда в смешении обеих историй.
Объективная правда лишь в том, что Пи Патель находился в океане 227 дней, женился на девушке из своей мечты, родил детей и рассказал нам две истории о своём удивительном странствии.
Объяснение смыслов и символов фильма «Мама!» Даррена Аронофски
21 комментарий to «Жизнь Пи» – обсуждаем финал
Мои ощущения от просмотра были такими:
Смотрел фильм как одну большую глупость. До того момента, когда следователи не выбили эту глупость из мальчика и он не рассказал так, как было на самом деле. И тогда лично мне фильм и понравился. в большинстве других фильмов режиссер держит зрителя за дурака до самых титров – к этому я привычен. Но вот такое отрезвление перед титрами – это что-то новенькое.
Я смотрела фильм после книги и помню, что даже вскрикнула, когда дошла до финала. Поэтому фильм смотрела только с точки зрения “Сможет или не сможет режиссёр передать напряжение книги”.
Получилось.
Только было жаль, что очень мало на экране было его удивительных родителей, очень смешных, остроумных; его брата пофигиста, его дяди.
У меня серьезная проблема с чтением по жизни: не могу себя заставить из-за неусидчивости. Однако открыл, что очень многое могу познавать из фильмов, может не в такой глубокой перспективе, как из книг, зато быстро и наглядно.
Визуальный канал у человека – это как высокоскоростной интернет. )
Я тоже читала книгу перед просмотром фильма. (В книге.)Перед тем как попасть на остров, Пи почти умирает от голода и в темноте слышит разные голоса: сначала он думает что разговаривает с тигром, но потом там вдруг оказывается кок, кот. спасся на другой шлюпке. Тигр убивает кока, и Пи приходиться есть человеческое мясо, чтобы выжить. Этот эпизод не вошёл в экранизацию, и он, конечно, не привносит ясности в трактование, но может свидетельствовать, что, реальная история была сложнее этически и эмоционально.
Фильм очень красивый. Вера творит чудеса, она выше логики, это между “да” и “нет”.
Сначала Кок всех съел, а потом Пи съел Кока. Чего ж тут непонятного ))
Да, очень хорошо помню этот момент, он просто приводит в ужас. Этот их разговор между двумя слепыми.
У Джека Лондона таких историй много описано. А он знал в этом толк. Впрочем, я нагнетаю – история ведь выдуманная. )
Меня вопрос о том, какая история правдивая, поставил в тупик, в такой же степени, как и вопрос:”А было ли в глазах тигра нечто большее, чем мое (Пи) отражение?!” А ведь это тоже лейтмотив фильма, да и, наверное, книги (не читала). Чтобы ответить самой себе на эти вопросы я смотрела фильм несколько раз и пришла к выводу: ну не вяжется история с людьми ни с сюжетом, ни с поведением мальчика в лодке, ни с хронологией его плавания. Даже если представить вместо тигра самого Пи, вместо орангутанга – его маму и прочее, слишком много несовпадений и вопросов. “Где твой сын, Апельсинка?!” – спрашивает Пи обезьянку, взбирающуюся в лодку. Она уныло смотрит в океан…погиб…Но сам-то Пи остался жив… Попробуйте представить вместо тигра Пи, получится ровно пять минут, образ тигра все равно пересилит образ Пи. Я лично не смогла вместо тигра постоянно представлять мальчика, уж слишком они разные.
И еще : почему тигр на оборачивается в конце? – А что, должен. Если присмотреться, то за секунду до того, как он навсегда уходит в джунгли, он запечатлевает в своей памяти и образ сияющего моря и улыбающееся лицо мальчишки как своего спасителя. А не оглянулся, наверное, потому, что надо жить дальше, по законам дикой природы. Тигры не плачут, но запечатлевают в своей памяти… Навсегда.
Мария, спасибо за Ваше видение, такую интересную точку зрения.
Поразительно, но я почему-то представляю всю историю как долгое духовное путешествие, как поиск себя, испытание своих пределов и возможностей, где ты и Тигр, и Орангутанг, и даже Гиена. Короче, это сама ЖИЗНЬ. Ваша, моя, его, её. Сама история просто рама, абрис, в которую вписывается любая, потому что всё символично. А главное, сам Океан символичен. Вот почему, если применять реалистические подсчёты и подходы, история рассыпается. Скажите, а Вам не захотелось прочитать саму книгу (она объёмом как “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”)? Возможно, вы найдёте у автора больше пояснений, чем у режиссёра картины?
Мария, возвращаюсь к Вашему коменту и “несовпадению” – «Где твой сын, Апельсинка?!» Она уныло смотрит в океан…погиб…Но сам-то Пи остался жив… Вы забываете, что было два сына – Рави погиб. И Пи, если помните, добавляет с горечью: “Там же, где и отец”. Пересмотрите этот момент…
Вы не правы, в фильме Пи говорит: “Не волнуйся,мама и папа его не бросят”, а не конкретно про папу
Насчет сына Апельсинки не согласна. Там было двое сыновей, он мог спросить про своего брата…
Но я, все таки, за историю с тигром. Хотя вторая история, конечно, отрезвляет.
Мария, тигр уходит – это покидают все те первобытные инстинкты Пателя, теперь он плачет, теперь он чувствует себя человеком, исхудалым, слабым мальчишкой, пережившим ужасные вещи…
Да, 100%! На лодке была встреча со своей животной природой и последующее ее приручение. И вы мне объяснили конец! Дп, он таки стал человеком!! Спасибо)
Честно сказать я рассчитывал на большее в этой книге, увы фильм я смотрел давно, ещё когда только вышел, читать книги начал недавно, могу назвать себя киноманов, я очень долгое время не решался начать читать книги, думал что, книги не смогут меня завлечь и вызывать у меня столь глубоких чувств, но как же я ошибся, первую книгу, что я прочёл была “я-легенда” всем советую, я ещё никогда не испытывал таких чувств ранее при просмотре различных фильмов, а просмотрел я их не мало, как минимум 10000 различных фильмов всех жанров, в большинстве драм.
Те кто не читали книгу, не чиатйте дальше, что я пишу, просто совет не читайте 3 часть книги и всё)
Что насчёт этой книги, честно сказать, я разочарован, концовка всё же дала понять, что вторая история…Ответ на загадку прост и не нужно каких либо доказательств, я наверное многих разочарую, простите меня. Но просто поймите, мальчик не стал бы выдумываться столь ужасную историю в которой происходит столь омерзительные вещи как в той истории, да тем более он бы не выдумывала бы как убивают его мать, из этого следует, что первая история вымышленная, простите. Сама книга замечательна, в прочтении вы испытаете много чувств, но последнюю часть я всё же не советую читать, мне она лично не понравилась. Это лишь моё субъективное мнение простите.
Огромное спасибо, что поделились свои впечатлением и от книги, и от картины. Я сначала прочитала книгу, а уж потом увидела фильм. Не знаю, что лучше – мне кажется, режиссёр сумел перенести атмосферу книги на экран. Книжечка тоненькая, но характеры в ней прописаны основательно, они встают, как живые. Фильм меня поразил своей красотой.
Я, пожалуй, люблю больше читать, чем смотреть и советую всем обязательно читать книги, если они положены в сценарий картины. Здесь мы с Вами расходимся во мнении, но это не значит, что мы по разную сторону – Вы и я, оба любим кино. Заходите к нам в гости, оставляйте свои комментарии, мне очень понравился Ваш отклик на этот пост.
А Вы, что выбрали Вы? Какой вариант? Или последнее предложение и есть Ваш выбор? “Лучше быть сумасшедшим и верить в сказочную историю чем осознать весь ужас реальности”.
думаю, что ключевая фраза фильма: “кок был плохим человеком, но самое худшее, что он пробудил во мне Зло”… это наверное и ответ на вопрос реальна ли история с тигром. думаю, что в фильме тигр олицетворял это Зло. а Наташа права: лучше выдумать себе лучший мир, чем осознать в какой жестокости мы живём. поэтому не смотрю новости: одни войны и убийства; бытовуха; брошенные, избитые, замученные голодом дети; новорожденный младенец, выброшенный на ходу из окна машины; школьницы забивают до смерти ногами свою одноклассницу; дети мучают и убивают животных; другой дебил ловит покемонов в церкви, а полоумные девки бегают в той же церкви голыми; а то сами же сбили свой самолёт с 15 военными-15 гробов (правда неизвестно с чем-попробуй найди останки в море после взрыва)-15 считайте что тоже погибших матерей, потому как жизнь после потери своего ребёнка это уже не жизнь, а ад… вот и станешь тут поневоле таким Пи, уходящим от реальности в свои фантазии. иначе сойдёшь с ума…
Реальность стала страшнее самых навороченных хорроров – только ещё не хватает ходячих мертвецов- зомбаков в повседневности. А может они уже и есть. В нас настойчиво пробуждают (и успешно пробудили) зло – вот почему происходит этот беспредел.
Человек и тигр
Звёзды с небес отражаются в океанской бездне. Среди этой первозданной тьмы, в сверкании миллиардов светил, в одинокой лодке дрейфуют человек и тигр. Они с огромным трудом добились взаимопонимания. Человеку пришлось укрощать тигра, как Богу приходится учить человека. Друзьями они так и не стали, но в их отношениях появились элементы упорядоченности.
Жизнь Пи (Life of Pi, 2012) обзор фильма и объяснение смысла сюжета
Здесь звучит полная гамма эмоций: нежелание подчинения, страх, подавление воли, забота, признание необходимости сотрудничества. Перед нами уже не пара «человек – тигр» или «Бог – человек», а одно, единое существо. Они могут спасти свои жизни только в сотрудничестве – и посреди океана, и на «плотоядном» острове, пожирающем своих обитателей.
Жизнь Пи (Life of Pi, 2012) о чем фильм
Желанный берег даёт им свободу друг от друга. Тигр, не оглянувшись, уходит в джунгли. Так и человек, получив спасение от Бога, редко его благодарит даже взглядом.
Жизнь Пи (Life of Pi, 2012) обзор фильма и объяснение смысла сюжета
Люди или звери?
Вернувшись из скитаний на твёрдую почву, оставив философские искания и оказавшись в реальном мире, Пи сталкивается с необходимостью объяснить всё произошедшее с ним с материалистической, атеистической, буквальной точки зрения. Вместо бушующей стихии – стены госпиталя, вместо лодки, этого символа движения, – больничная койка. Героя опрашивают чиновники, представляющие интересы хозяина судна, потерпевшего крушение. Рассказ об искании истины, познании себя и Богопознании, слишком нереален для официального отчёта.
Жизнь Пи (Life of Pi, 2012) обзор фильма и объяснение смысла сюжета
В лодке, кроме Пи, никого не было. Был только он один, в двух сущностях – человеческой и звериной. И если считать, что Бог создавал человека по своему образу и подобию, то мальчик Пи был образом Божественного начала в человеке, а тигр – животным, звериным началом. Значит, он искал мир с самим собой, со своими двумя сущностями. И только примирив их, смог спастись.
Смысл концовки фильма
В конце звучит главный вопрос: какую из двух историй принимаем мы? Как понимаем то, что случилось с Пи? Чего в нас больше – человеческого или звериного? Поверим мы в философское, «высокое», или общепринятое, понятное всем «логичное» объяснение?
Жизнь Пи (Life of Pi, 2012) скрытая философия фильма
Никого не удивила версия с убийствами и каннибализмом. Никого не удивил факт, что люди в критический момент повели себя, как звери. Казалось бы, именно это должно быть для нас невероятным, а не возможность совместного плавания в одной лодке с тигром. Поэтому автор романа Мартел и режиссёр Энг Ли призывают принять рассказ Пи «за чистую монету»: они верят в людей.
Жизнь Пи (Life of Pi, 2012) обзор фильма и объяснение смысла сюжета
А для тех, кто всё ещё колеблется, есть иное объяснение. Пи старался примирить три религии, любить Бога, но переступил нравственную черту. Чтобы найти спасение, ему пришлось бороться с тигром-убийцей, который таился в нём. А это значит, что правдивы обе версии, и битва с «внутренним тигром» может ожидать любого человека после очередной катастрофы посреди бурного житейского океана.
Жизнь Пи.Размышление
Прикольно, я думал что речь про пацана, а тигр это Депардье.
Честно говоря, я интерпретировал человека в лодке, как душу, т.е. этакое божественное начало в животном человеке.
Смысл можно найти в чём угодно
Я привык упрощать вещи. Даже на работе мне платят за то, чтобы простым языком рассказывать о сложном. К сожалению, мы часто представляем простую вещь запутанным клубком смыслов.
В 80-х годах в одном подмосковном клубе обсуждали фильм Тарковского «Зеркало». Час обсуждали, два, пока уборщица, которая ждала, когда же люди уйдут, не сказала:
– Хватит спорить, тут ведь и так понятно о чём фильм.
– Всё просто. Человек прожил жизнь, и когда пришло время умереть, он вспомнил, сколько гадостей наделал окружающим людям, которые его любили. Очень взволновался этим и захотел попросить прощения, но было уже поздно.
Я не смотрел «Зеркало», но знаю две вещи. Во-первых, его трактовка до сих пор вызывает споры. Во-вторых, уборщица была права, хотя бы потому, что не усложняла то, что видит.
Смысл можно найти в чём угодно. И уже поэтому к его поиску нужно относиться проще.
Форрест Гамп и простота важных тем
Фильм Форрест Гамп напоминает нам, какое излишнее значение мир сегодня придает средствам массовой информации, политическим событиям разного масштаба, насколько он погряз в войнах, постоянной конкуренции.
Мы перестали ценить и благодарить жизнь за здоровье, за близких людей рядом, за радость просто побегать в свое удовольствие от побережья Атлантического до Тихого океана.
Глазами Форреста мир кажется простым и понятным – он не заглядывает за грань, не ищет подтекст в словах и событиях. Кто-то скажет, что такая наивность опасна в нашем мире, но не более того, как вы к этому относитесь – негативом или позитивом наполняете свои мысль и мир вокруг себя.
Форрест грустит, вернувшись к себе домой, после смерти матери. Его насыщенная жизнь всегда кажется ему неполноценной, так как он скучает по своей любви, скучает по Дженни каждый день. Даже когда его окружают великолепные пейзажи, где в глади озера отражается словно второе небо, он готов променять это все на несколько минут с близким человеком.
Весь успех бизнеса по вылову креветок становится для него чем-то далеким, когда он слышит новость о болезни своей матери. Даже в стрижке газона, как почетный гражданин, Форрест находит свое умиротворение и счастье. Пока молодые люди строили важные планы по поводу встречи с главой государства, Форресту Гампу было важно, что на таких приемах можно было кушать вдоволь и пить сколько угодно бутылок Doctor Pepper.
Когда выпадает возможность выступить, как Мартин Лютер Кинг, перед многотысячной аудиторией напротив монумента Вашингтона, молодой ветеран рассказывает свою “только одну вещь про Вьетнам”. Форрест понимает, что он не очень умен, не лучший муж или отец, но он отдает всего себя своим близким.
Форрест Гамп незатейливо объясняет, что его назвали в честь предка, который был одним из основателей Ку-Клукс-клана – для главного героя это были люди, которые ездили на лошадях и носили странные белые балахоны на голове.
Радикальная организация “Черных пантер” показалась ему не более чем группкой агрессивных людей, которые строят свои планы с видом из окна на Капитолий.
Целые эпохи американской истории раскрываются, словами и, видимо, понимаем Форреста через истории родословных людей лейтенанта Дэна и матери Баббы. Предки мужского пола одного умирали с флагом в руках на фронтах Войны за независимость, Гражданской войны, Первой Мировой и Второй Мировой. Предки женского пола матери Баббы столетиями подавали белым жителям Америки креветки. Два квадратных метра упрощенной декорации поля боя в одном случае и комнаты с видом на зеленые луга в другом.
Форрест не понимал, о каком «отношении» отца Дженни к ней и сестрам идет речь – он понимал это слишком буквально – что отец любил и целовал своих дочерей. До самого конца истории Дженни и до сноса старого дома, он так и не знал, и не смог бы понять, в чем была важнейшая социальная проблема.
Там, где Оливер Стоун в фильм “Рожденный 4 июля” показывал ужасы госпиталя для раненных во Вьетнаме американских солдат, Форрест Гамп видит лучшее – что можно вдоволь кушать мороженное, лежать на животе и играть в пинг-понг.
Проблема расовой сегрегации в середине ХХ века и Борьба за гражданские права для Форреста – это еще одна страница его упрощенного понимания. Он поднимает упавшие вещи чернокожей студентки, которую сопровождает до парты Национальная гвардия, исполняющая указ президента, против воли губернатора Уоллеса.
Вся сложность американского футбола, целый мир спорта, больших ставок, конкуренции, миллиардов долларов, оборачивается для Форреста Гампа необходимостью просто быстро бежать с мячом в руках. Ему достаточно этого, чтобы его имя было на плакатах, а заодно еще и получить диплом колледжа.
Многообразие Соединенных штатов Америки для героя Тома Хэнкса, умещается в смешные имена солдат из его взвода, которые являются названием штатов. Вавилонская башня призыва в армию молодых мужчин со всей страны видится протагонистом очень просто. Он даже начинает путать места и имена.
Вся суть жестокой войны в Юго-Восточной Азии показана через призму некоторых “самых важных” вещей, которые должен знать новобранец. Нужно перестать отдавать честь офицеру, беречь свои ноги от влаги, слушать приказы, не попадать в неприятности и искать какого-то «Чарли» (позывной, которым американские военные использовали для условного обозначения врагов). Во Вьетнаме нужно было просто идти вперед, а идти там всегда было куда. Когда Бабба на пороге смерти, спрашивает Форреста, почему так случилось, его друг понимает вопрос слишком буквально – “Тебя подстрелили”. Антивоенные протесты в Америке для главного героя оказываются просто собранием бранящихся людей в Вашингтоне.
Еще один спорт, который получил от Форреста Гампа свое упрощение – это пинг-понг. Ему, как и в случае с другими важными вещами в его жизни, просто сказали не сводить глаз с мяча. Не перегруженный смыслом этого действия, Форрест просто делал то, что ему показали. Был звездой спорта и побывал в Китае. Сложность международных отношений и борьбы идеологий для него свелась к игре в пинг-понг и к портрету Мао.
Пока журналисты и миллионы американцев били голову над тем, какой протест своим бегом выражает Форрест Гамп, ему просто захотелось пробежаться. За какие-то несколько секунд озвучиваются важнейшие темы в объективе общественного внимания, но они для Форрест просто набор слов.
Целая культурная революция в США в 1960-1970-х передается через историю Дженни и через то, как Форрест видит это. Эротические фотографии женского тела в журнале “Playboy”, битники, “лето любви” и знаменитая символическая песня “If you go to San-Francisco”.
Когда Дженни, уже мудрёная опытом в колледже, спрашивает у своего друга детства, приходилось ли ему быть с женщиной, Форрест говорит, что он порой сидит с ними рядом на уроках, а последующий за этим первый близкий опыт оборачивается поводом для шуток. На вопрос, кем он хочет быть в жизни, главный герой произносит культовую фразу: “А разве я не буду собой”.
Пока все смеются над Форрестом, называют его глупым, он исполняет обещание, которое дал лучшему другу. Неважно, насколько критическое отношение окружающих к идее заниматься ловлей креветок, покупать старую дырявую лодку. Оказывается, решением от периода первых неудач, становится для Форреста просто нанесение самого прекрасного имени на борт своего судна.
Форрест с улыбкой вспоминает, сколько раз он встречался с американскими президентами: Кеннеди, Джонсоном, Никсоном. Сидел на телешоу рядом с культовым Джоном Ленноном. Будучи еще ребенком, танцевал под необычную музыку путешественника, который после станет королем сцены Элвисом Прэсли. Он расценивал этих великих людей, эти личности, как просто приятных или не очень. В его памяти отложилось, что спустя несколько лет после встречи, с ними порой случались плохие события. Впрочем, один телефонный звонок ночью, как показывает кино, стоил президентского кресла Ричарду Никсону, после Уотергейта.
Форрест Гамп не может понять в глобальном смысле, почему люди уходят из жизни. Так было с Баббой, затем с его матерью, а после и с Дженни. В случае с последней речь идет о каком-то “неизвестном вирусе” в начале 1980-х. Самой удачной метафорой на жизнь для него остается коробка шоколадных конфет.
Форрест Гамп никогда не стремился к публичности, к тому, чтобы намеренно выставлять свою жизнь напоказ. Он даже не задумывался над тем, кем хочет стать, предпочитая оставаться собой. Таким образом, следовал одному из постулатов личностного развития – принять себя как личность и развивать свою уникальность, индивидуальность, ведь второго такого человека никогда не было, нет и не будет в мире.
Он продолжал быть собой всегда и везде и этим очаровывал людей, он попадал на передовицы газет и на телевидение, на лучшие спортивные соревнования. Форрест Гамп никогда не придавал значение материальным вещам. Он слукавил, поучаствовав в рекламной компании теннисной ракетки только по совету матери и из понимания, что эти деньги ему пригодятся, чтобы выполнить обещание перед Баббой. Он является миллионером, владея крупными компаниями и даже акциями Apple, но в его словах нет важности или желания возвыситься за чужой счет.
В качестве сюжетного и смыслового контраста к простодушию Форреста подается история его второй половины – Дженни. Она росла в неблагополучной семье и ей еще в детстве было тесно в пенатах Гринборо, Алабама. Девушка стремилась к публичности, она, как и миллионы девушек до и после нее, мечтала быть известной, быть звездой. Она, словно то перышко, следовала за дуновением американской истории, куда оно направляло ее. Форрест Гамп много лет был для Дженни слишком приземленным, слишком простым, не понимающим ее амбиций. Только по итогу он достиг немыслимых высот, а ее жизнь оказалась чередой неудач и смятений, падения до наркотиков и развязного образа жизни. У нее никогда не было достойной работы или достатка, своего хорошего жилья, а умиротворение настало только в последние месяцы жизни. К концу которой она вернулась к Форресту, которого столько лет держала про запас.
Во многих смыслах мальчик в ортопедической обуви разрушил общественные стереотипы своего времени. Очень часто он слепо следовал наставлениям других людей, в особенности матери и Дженни, но дальше менял привычное положение вещей. Можно сказать, что его простодушие и невысокий коэффициент интеллекта сыграли в этом значимую роль. Кто-то может посетовать на удачу, которой всем всегда не хватает и которая так легко заметна в успехах других. Можно ли сказать, что Форрест Гамп просто каждый раз оказывался в нужном месте и в нужное время, чтобы на него обращали внимание, и чтобы он менял устоявшееся положение дел.
Прежде всего, Форрест Гамп всегда оставался сам собой – то, чего не хватает большинству людей. Он не ставил себе цель намеренно не быть таким как все, ломать устои, выделяться. Он был другим с рождения и просто оставался тем же мальчиком в ортопедической обуви, при этом изменившим историю Соединенных штатов локально и глобально. Он просто не знал и не мог отдавать себе отчет в тех надуманных ограничениях, что человек может делать и что не может. Если бы его, как всех вокруг, одолевали сомнения, Форрест не основал бы крупнейшую компанию по вылову креветок. А так вопрос для него состоял лишь в выполнении слова, которое он дал лучшему другу. С одной стороны, Форрест Гамп часто подпадал под влияние других и следовал за потоком. С другой – брал ответственность за свою жизнь в свои руки, не искал оправданий и не клеветал успехи других.
Сам фильм Форрест Гамп часто заслуженно попадает в списки самых жизнеутверждающих и мотивирующих картин. Исключительно положительный герой, его приключения на полотне истории, много юмора, отличная музыка и яркая визуальная составляющая. А еще мысль, что в этом мире можно достичь чего угодно, если быть искренне собой, не отступать от пути и давать другим больше, чем ты ждешь для себя. Во многих смыслах, Форрест – беззаветный оптимист и альтруист, который готов отдать все, что у него есть близким и даже посторонним, если им это будет важнее или они попросят.
Пока для сотен тысяч американских военных война во Вьетнаме была настоящим адом, Форресту нравилась осмысленность его дней, когда нужно было постоянно идти куда-то вперед, слушаться лейтенанта и искать того самого парня по имени Чарли. Пока спортсмены начинали играть в пинг-понг с беспамятного детства, Форрест Гамп просто начал следить за мячом и стал звездой. Пока миллионы американцев грезили попасть в новости и стать знаменитостями, Форрест Гамп просто бежал вперед, не привлекая к себе специально внимания. Мужчины в баре глазели на поющую голой девушку, а Форрест полез бить морду обидчикам и закрыл Дженни собой. Молодые ребята жали руку президенту и говорили о своих амбициях, а Форрест Гамп просто хотел сходить в туалет или готов был показать свое пикантное ранение главе государства.
Сюжет фильма Форрест Гамп построен как монолог главного героя с редкими вопросами и комментариями от его слушателей. Эта скамья стала своеобразной метафорой всей американской истории, через которую проходит жизнь Форреста Гампа. Рядом с ним сидит молодая чернокожая девушка, которая вежливо игнорирует поток сознания от соседа. Молодая женщина с ребенком, которая помнит события 1960-х.
Мужчина в возрасте, с насмешкой отвергающий мысль, что он сидел рядом с миллионером и знаменитостью. Сразу за ним в большей степени вовлекает себя пожилая дама и оказывается (хотя мы и так это знаем), что Форрест говорил правду и его слова не просто “очень интересная история”, о чем незамедлительно говорят передовицы американских журналов.
Собеседники меняются вокруг Форреста, как менялись поколения американцев в его рассказах. Неизменным остается сам рассказчик, который с воодушевлением и простодушием делиться самыми личными вещами, на которые не способны другие. Форрест слово откровенно комментирует важные события последних двадцати пяти лет, без стеснений и даже с улыбкой. Запомнят ли эти люди о чудаковатом соседе по лавочке, унесут ли они с собой частичку истории.
Станут ли после искать информацию об этом человеке? Для Форреста они являются все теми же шоколадными конфетами, которые предлагает жизнь, когда ты запускаешь руку в коробку с ее секретами и возможностями.
После своего первого Оскара за лучшую мужскую роль в Филадельфии, Том Хэнкс делает удивительный прогресс – он второй год подряд получает эту самую престижную награду.
Эндрю Беккет и Форрест Гамп сюжетно, идейно, эмоционально, абсолютно разные персонажи мирового кино и Том Хэнкс заслужил свои награды в обоих случаях, ведь у него получилось два совершенно потрясающих образа.
Сколько раз мы посмеивались, когда видели эту чудаковатую, с наклоном вперед, походку Форреста. Улыбались его произношению и южному акценту, глупому выражению лица в ответ на серьезные вопросы. Какой калейдоскоп мимики в некоторых сценах отражается в этом герое. Насколько искренним он кажется и насколько беззаветно и искренне мы верим, что перед нами настоящий человек, а не просто выдумка писателя Уинстона Грума, сценариста фильма или режиссера Роберта Земекиса. Том Хэнкс не просто играет Форрест – он на два с лишним часа и есть Форрестом Гампом во плоти.