демпфер что это такое в нефти своими словами
Демпфирующий механизм: в России цена бензина не зависит от стоимости нефти
На совещании правительства РФ, которое 28 января 2021 года проводил вице-премьер Александр Новак, присутствовали представители Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяных компаний страны.
Нефтяники безуспешно попытались договориться с властями об экономическом стимулировании выпуска бензина и других видов топлива, чтобы заинтересовать игроков рынка в росте объёмов производства.
Министерство финансов отказалось пересмотреть размеры демпфирующих выплат, посоветовав нефтяным компаниям вместо этого активнее работать с нефтеперерабатывающими заводами.
Как работает демпфер
Принцип работы демпфирующего механизма основан на том, что существует разница между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива. При этом она может быть как положительной, так и отрицательной. Когда разница положительна, экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их внутри страны, а если отрицательная, то наоборот.
В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
Нефть, бензин и кризисы
Когда весной прошлого года разразился кризис, а цены на нефть резко рухнули, простые автомобилисты были почти уверены, что бензин и дизтопливо станет гораздо дешевле, но этого, к их глубокому сожалению, не произошло. В это время в европейских странах топливо тут же стало дешеветь.
Но обычные российские автолюбители не знали, что, в отличие от европейских стран, розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок. Впрочем, на наших отечественных заправках в определённый момент цены также снизились, но падение не превышало 5%.
Вообще, из-за особенностей ценообразования и налогообложения в России удешевление горючего на опте и в рознице не предусмотрено. Теоретически цены на топливо у нас могут лишь медленно расти.
Бывает и так, что падение цен на нефть сопровождается заметным удорожанием бензина и дизтоплива. К примеру, так случилось в 2014 году, когда падение цены на нефть марки Urals составило около 30%, а бензин на заправках поднялся в цене в среднем на 10%. Эксперты комментировали «РБК», что тот феномен был связан с ослаблением российской национальной валюты.
Нефтяники требуют откорректировать демпфирующий механизм
С начала 2021 года после серьёзного прошлогоднего обвала цены на нефть потихоньку начали восстанавливаться. Это привело к повышению привлекательности экспорта.
Чтобы избежать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке, нефтяные компании предложили скорректировать механизм демпфирования. Главной претензией нефтяников к существующей системе является то, что индикативная внутренняя цена абсолютно оторвана от реальной рыночной ситуации.
Если бы правительство согласилось снизить размер индексации по предложению представителей нефтяного бизнеса, бюджет получил бы в этом году на 70 млрд рублей меньше. Они мотивируют свою просьбу тем, что существующий демпферный механизм делает невыгодной загрузку сырьём отечественных НПЗ.
Несмотря на это, Минэнерго РФ рекомендует увеличить объёмы переработки сырой нефти, чтобы довести запас бензина и дизтоплива до 1,6-1,7 млн т. Компании вроде бы согласились последовать рекомендациям министерства.
Следует отметить, что наиболее сложная обстановка сложилась с автомобильным бензином, оптовая цена которого внутри страны значительно ниже экспортной. Если она вырастет, в непростой ситуации окажутся АЗС, которые связаны ограничениями и поднять цены не могут.
Это означает, что демпферный механизм нуждается в корректировке. То есть, если рыночная ситуация в ближайшее время не изменится, правительству всё же придется пойти навстречу нефтяным компаниям.
Новак: Стоимость бензина не зависит от мировых цен на нефть
Глава Минэнерго Александр Новак считает демпфер действенным инструментом регулирования энергетического рынка России, о чём сам высказывался неоднократно.
«Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже 1,5 года. Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — говорил он в эфире телеканала «Россия 24» весной 2020 года.
А в начале 2021-ого он опять подтвердил свою позицию по этому вопросу, выступая на Гайдаровском форуме в дискуссии «Будущее энергетики», где описал собравшимся принцип действия демпфирующего механизма и его эффективность.
«В 2020 году цены на нефть очень сильно колебались от 20 до 50 долларов за баррель, а на заправках бензин АИ92 вырос только на 2%. Для сглаживания эффекта колебаний цен на мировом рынке на розничные цены эффективно действует демпфирующий механизм. В результате его действия в 2021 году темп роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранится в пределах инфляции», — заявил вице-премьер.
По данным Росстата, в 2020 году рост инфляции составил 4,9%, то есть инфляция в России в прошлом году росла значительно быстрее, чем цены на бензин. И хотя в высших эшелонах власти утверждают, что всё под контролем, отмечается рост оптовых и розничных цен на топливо.
Или всё-таки зависит?
По данным издания Finanz, опубликованным 28 января 2021 года, в России отмечается дефицит бензина, а цена на него достигла наивысшей отметки за последние 2 года. Значительный рост отмечен в промежутке между 20-ыми числами декабря и серединой января, составив 20-22%. Чтобы притормозить его, было решено сократить экспорт нефти.
Поэтому в феврале в европейские страны через западные российские порты отгрузят на 20% меньше нефти, чем в январе. В частности, через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск в январе отправили около 6 млн т, то на февраль запланирована отгрузка лишь 4,3 млн т.
Источники издания Bloomberg утверждают, что нефтяные компании России принесли в жертву выручку от экспорта ради того, чтобы насытить внутренний рынок и преодолеть дефицит сырья для НПЗ.
Это особенно неприятно, так как чиновникам из высшего эшелона и так трудно объяснять, почему дорожают продукты, а тут ещё и бензин, подорожание которого, кстати, повышает себестоимость практически любых групп товаров. Правда, в Минфине успокаивают, что увеличение оптовых цен на горючее будет сглажено за счёт действия демпфирующего механизма.
Топливный демпфер в теории и на практике
А зачастую в «топливной» среде зачастую звучат мнения, что демпфер вреден и ведет к убыткам для розничного бизнеса.
Не вдаваясь в тонкости расчета демпфера, покажем на нескольких графиках, как этот механизм должен был работать в теории и что же мы наблюдаем на практике.
В идеале демпфирующий механизм должен решать две порой противоположные задачи:
Давайте посмотрим, как решается первая задача.
Приведем график премии (дисконта) цен на бензин АИ-92 на Московском НПЗ (по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на базисе «ж/д станция Яничкино») по сравнению с экспортной ценой на этот продукт при отгрузке с этого завода в порт Рига (расчеты автора):
График показывает, что пусть и не идеально, но демпфер действительно выравнивает внутренние и экспортные цены, и если бы его не было, то по состоянию на 25 октября 2021 г. на Московском НПЗ экспортный паритет для бензина АИ-92 был бы на 24000 руб./т выше, чем цена на бирже СПбМТСБ.
Поэтому если просто отказаться от демпфера, к чему призывают некоторые наблюдатели, то мы получим шоковый рост оптовых цен (более чем на 30%).
Видно также, что с мая 2021 г. после корректировки формулы «демпфирующего механизма» внутренний рынок стал премиальным для нефтепереработки по сравнению с экспортным.
Чтобы понять, как решается вопрос с маржинальностью розничного бизнеса рассмотрим график «Разность цен на бензин АИ-92 на АЗС г Москвы с экспортным паритетом на этот продукт для Московского НПЗ с учетом демпфера» (расчеты автора).
Если бы биржевая цена на бензин АИ-92 производства Московского НПЗ всегда равнялась экспортной с учетом демпфера, то разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта, как правило, находилась бы в диапазоне 6-8 руб./л. Исключение — январь–апрель 2021 г., когда из-за неудачно подобранной индикативной цены, используемой в формуле расчета демпфера, эта разница стала слишком мала.
С 01 мая 2021 г. формулу демпфирующего механизма подкорректировали, и разность цен вернулась привычный диапазон.
Здесь нужно сделать одну оговорку: по расчетам автора суммарные затраты на ж/д тариф, хранение и перевалку, доставку бензовозом на АЗС купленного на бирже нефтепродукта для московского региона составляют 3,5-4 руб./л.
Получается, что при идеальной работе демпфирующего механизма розничный бизнес должен зарабатывать 2,5-4 руб./л (это разница между розничной ценой и ценой крупного опта с учетом затрат на доставку нефтепродукта на АЗС), что должно покрывать эксплуатационные издержки, налоги, затраты на развитие. Данные расчеты сделаны для благополучного рынка г. Москвы, в регионах маржинальность будет меньше на 0,5-1,5 руб./л.
Очевидно, что по замыслу создателей демпфера высокомаржинальным бизнесом топливная розница быть не должна.
Приведем третий график — рентабельность московских АЗС при текущих биржевых ценах.
В 2021 г. (за исключением короткого периода в конце апреля — мае) разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта находилась в диапазоне 2,5-5 руб./литр, что с учетом затрат на доставку, хранение и перевалку означало убыточность топливной розницы.
У этого ненормального положения есть две причины.
Причина первая: до мая 2021 г. была неудачно подобрана индикативная цена, используемая в формуле расчета демпфера, в результате чего страдали все — розница работала в убыток, а НПЗ отгружали бензин на внутренний рынок по ценам дешевле экспортных.
Причина вторая: с 1 мая 2021 г. формулу демпфирующего механизма подкорректировали, но в связи с тем, что текущий год оказался рекордным по внештатным ситуациям на ряде НПЗ, на внутреннем бензиновом рынке сложилась устойчивая премия к экспортному паритету, «съевшая» маржу АЗС. Нечто подобное случилось в 2014 г. после пожара на Ачинском НПЗ. В этой ситуации розница продолжала работать в убыток, зато нефтепереработка получила премию на внутреннем рынке.
Если подвести краткие итоги, то можно сделать вывод, что демпфирующий механизм стабилизации внутренних цен в целом справляется с задачей выравнивания привлекательности экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителя нефтепродуктов. В его отсутствии диапазон колебаний оптовых цен был бы значительно больше, а по состоянию на 25 октября этого года на Московском НПЗ экспортный паритет для бензина АИ-92 был бы на 24000 руб./т выше, чем цена на бирже СПбМТСБ.
При идеальной работе демпфера — если бы биржевая цена равнялась экспортной с учетом демпфирующей выплаты — разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта для Москвы, как правило находилась бы в диапазоне 6-8 руб./л. Соответственно, розничный бизнес смог бы зарабатывать 2,5-4 руб./л (разница между розничной ценой и ценой крупного опта с учетом затрат на доставку нефтепродукта на АЗС). Выжить с такой рентабельностью можно, но очевидно, что по замыслу создателей демпфера высокомаржинальным бизнесом топливная розница быть не должна.
А в случае неудачно подобранной индикативной цены, используемой в формуле расчета демпфера, страдают все участники рынка. Розница работает в убыток, а НПЗ отгружают бензин на внутренний рынок по цене дешевле, чем на экспорт.
Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин
Простой и убойный механизм роста цен за слоем «сложных» формул.
На прошлой неделе в СМИ бодро отрапортовали о том, что в России образовался профицит производства бензина. Несмотря на это, автомобилисты на себе эту радость ощутить не смогли: цены в ряде регионов снизились на несколько копеек, а вице-премьер Козак и вовсе заявил, что «задача снижения цен недостижима в условиях рыночной экономики».
Действительно, вполне возможно, что это будет последнее снижение цен на многие годы вперед. С 1 января 2019 года в рамках так называемого «завершения налогового маневра» в России действует особый демпфирующий механизм, который сделает рост цен на топливо медленным и вечным. Во всяком случае, если его не починить.
Мы* в Аналитическом центре НТС разобрали механизм работы демпфера, заданный Налоговым кодексом, и обработали его на ретро-данных. Результат, мягко говоря, удивил.
До 2014 года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) платили отраслевые налоги по следующей схеме:
Этот механизм был простым и понятным. Не без недостатков (о них в другой раз), но все хотя бы знали, откуда что вообще берется.
Ближе к 2014 году власти задумались о том, что ВИНКи не очень шустро модернизируют свои НПЗ, и этот процесс необходимо стимулировать. Вдобавок, с нарастанием кое-каких событий у властей вырастало закономерное желание обеспечить (или хотя бы усилить) налоговую независимость бюджета от экспорта нефти, точнее — от возможных санкций. Поэтому в правительстве решили экспортную пошлину постепенно обнулить, акцизы — снизить, а НДПИ — повысить. В общем, перенести налоги с экспорта на скважину. Эта схема тоже не нравилась многим — но, опять же, была логичной.
С самого начала «завершения налогового маневра» (ЗНМ) в каждой новой редакции НК РФ планировалось снижение акцизов на топливо на последующий год, аналогичные положения содержались и в трехлетних федеральных бюджетах. И уже здесь что-то сломалось: с 2015 года акцизы только росли, в последний раз — 1 января 2019.
А дальше начался цирк, результатом которого стала пересадка рынка на такие костыли, как акциз на нефтяное сырье и демпфирующий коэффициент (уже сложнее, да?).
Мы понимаем, что авторы демпфирующего механизма пытались сделать хоть что-то полезное, исходя из весьма и весьма плохих рамок, которые установлены на самом верху. Акцизы понижать нельзя, розничные цены отпускать нельзя, пусть растут в формате «инфляция минус». Еще и в послании Федеральному собранию Президент отметил, как важно строить больше заправок и вообще развивать топливную инфраструктуру.
Напоминает шуточный рассказ «Совещание» Алексея Березина про семь строго перпендикулярных красных линии, две из которых зеленые, две красные, а остальные прозрачные. Конечно, демпфирующий механизм не идеален в первую очередь в силу условий задачи. Однако в итоге из всех возможных был выбран далеко не лучший, еще и сопряженный с серьезными рисками вариант.
(если будет сложно, мотайте сразу к гифкам)
Сейчас мы покажем весь механизм работы демпфера на примере самого популярного вида моторного топлива в стране — АИ-92.
Основным бенчмарком, который отвечал на вопрос «продавать на экспорт или в стране?», являлся нетбэк. Нетбэк, если упростить — это цена экспортной поставки, приведенная к российским реалиям.
Если нетбэк растет, то топливо выгоднее экспортировать. Когда увеличиваются поставки на внешние рынки, внутри страны предложение падает, а это уже подталкивает биржевые цены на нефтепродукты вверх. Если нетбэк снижается — то наоборот. Корреляция между нетбэком и биржевой ценой колеблется в районе 0,8. Именно это и позволяет рынку воспринимать нетбэк как весьма надежный бенчмарк.
Кстати, чем выше акциз, тем выше нетбэк (посмотрите на формулу выше). В прошлом году нетбэк вырос сразу по двум причинам: а) рост цен на мировом рынке; б) повышение акцизов. Плюс, рост нетбэков совпал с высоким сезоном внутри России. А за ростом нетбэка выросла и биржевая цена. В общем, в правительстве задумались, как сделать так, чтобы и акциз не понижать, и резкого скачка избежать. Поэтому демпфирующие механизмы должны были касаться именно нэтбэка.
Теперь давайте посмотрим, как это должно работать сейчас. Налоговым кодексом вводятся понятия «средняя расчетная цена» (Ц абвр ) и «верхняя планка» (Цабвр + 10%).
Цабвр (расчетная средняя цена) — это условная расчетная цена за тонну бензина. Правительство установило ее так: берем пиковое значение из среднемесячных биржевых цен за 2018 год и индексируем на 5%. Не среднюю по году, а именно пиковую от средних значений. Т.е., рынок 2019 года будет зависеть от пика цен 2018 года. А потом каждый год уже это значение индексируется на 5%.
Верхний предел, устанавливается как +10% к расчетной, т.е. Цабвр. Таким образом, у нас как бы устанавливается ценовой коридор для формирования демпфирующих выплат.
Тремя ключевыми «столпами» механизма налоговых вычетов выступают
Право правительства повышать пошлину на нефтепродукты до 90%.
Третье обстоятельство мы пока опустим. Пока лишь продемонстрируем взаимосвязь первых двух переменных на расчетном примере.
Анс — базовая величина налогового вычета. Ее смысл в том, чтобы компании не злоупотребляли экспортными поставками нефти, а отправляли её на переработку и дальнейшую реализацию. Он всегда положительный, но может быть и равен нулю, если компания не выполняет нормативов по производству и реализации топлива через биржу.
Кдемп — субсидия нефтяникам, которая будет положительной, если нетбэк выше расчетной цены и отрицательной — если ниже. Это следует из формулы расчета демпфера. Однако компенсироваться будет не вся разница, а только часть по нормативам. В 2019 году норматив равен 60%.
Дальше следуют чисто бухгалтерские операции. Налоги, выплачиваемые ВИНК, действительно огромные, они точно не перекроют сумму вычетов, поэтому эти операции будут попросту отражены в бухгалтерском учете. Реальных трансфертов из бюджета не будет.
Таким образом, сначала акциз на нефтяное сырье начисляется в размере отправленной на переработку нефти, а уже потом из общей суммы налогов вычитается следующим образом: а) умножается на 2; б) вычитается с поправкой на Кдемп. Если Кдемп положительный, сумма вычета увеличивается, отрицательный — уменьшается.
Теперь построим модель. Примем в качестве условий следующее:
При нетбэке внутри ценового коридора (предположим, он равен 60 000 ₽ на тонну АИ-92) Кдемп будет равен 5 760 ₽. Вычитаем из нетбэка, получаем 54 240 ₽. По идее, именно на этот показатель должна ориентироваться фирма, продавая топливо, так?
Да ничего подобного. Потому что на самом деле вычет в 5 760 ₽ на тонну компания получит при любой цене ниже верхней границы коридора. А значит, для максимизации прибыли компании выгоднее при любых обстоятельствах держать цену ближе к верхней границе коридора.
Бюджет впервые заработал на механизме сдерживания цен на бензин и дизель
Российские нефтяные компании в марте впервые осуществили выплаты в бюджет в соответствии с демпферным механизмом, свидетельствуют опубликованные данные Минфина.
Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Упрощенно он действует так:
Нефтяники уже выплатили в бюджет примерно 10,5 млрд руб. в рамках демпферного механизма за бензин в феврале 2019 года, но одновременно получили выплаты из бюджета за дизельное топливо: в сумме получилось 0,7 млрд руб. в пользу нефтяных компаний. Минфин учитывает общие поступления (выплаты) от демпфера по бензину и дизелю.
Демпфер сокращает траты резервов
Благодаря демпферу российский бюджет сможет частично компенсировать выпадающие доходы от снижения экспортных пошлин на нефть и газ, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении углеводородов. Это позволит уменьшить расходование резервных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие этих выпадающих доходов.
В марте нефтяные компании поднимали вопрос об огромных ожидаемых выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали изменить формулу расчета, сказал РБК федеральный чиновник. По его словам, им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто поднимет на ту же сумму НДПИ — «бюджету в трудные времена надо помогать».
РБК направил запросы в «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, а также в пресс-службу Минфина.
В марте нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении:
В марте 2020 года (к январю) сильнее всего по сравнению с другими углеводородами снизились доходы бюджета от добычи и экспорта природного газа — более чем на треть (до 72 млрд руб.), показывает статистика Минфина. Экспорт газа в январе–феврале сократился в стоимостном выражении примерно на 51% год к году, в физическом объеме — на 25%, следует из данных ФТС (.xlsx). Это произошло на фоне теплой зимы в Европе и увеличенных закупок газа в конце 2019 года, сделанных еще до того, как «Газпром» договорился о продлении контракта на транзит газа через Украину.
Сколько резервов потратят в этом году
По действующему в России бюджетному правилу, если цена нефти опускается ниже базовой отметки ($42,4 в 2020 году), недополученные нефтегазовые доходы бюджета финансируются за счет средств ФНБ. Для этого Минфин продает валюту на открытом рынке. В предыдущие три года Минфин покупал валюту для пополнения ФНБ за счет сверхдоходов от нефти и газа.
В 2020 году расходование средств ФНБ для покрытия дефицита нефтегазовых доходов составит от 1 трлн до 1,7 трлн руб., прогнозируют экономисты. По оценке Deutsche Bank, из ФНБ будет профинансировано около 1,5 трлн руб. При этом на 1 апреля ликвидные резервы ФНБ, доступные для компенсации недополученных нефтегазовых доходов, составляли в рублевом эквиваленте чуть более 11 трлн руб.
Финансисты используют демпферный механизм для давления на нефтяников
МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Госдума перенесла рассмотрение вопроса о корректировке демпферного механизма, направленного на предотвращение роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Разработчик демпферного механизма Минфин РФ считает, что это не окажет негативного влияния на ситуацию на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива.
Однако многие участники рынка уверены, что демпферный механизм не является эффективным инструментом для сдерживания цен на моторное топливо и наносит вред отечественной нефтяной отрасли.
ЖЕЛАННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
По данным агентства «Прайм», с 1 июля, когда перестало действовать соглашение о «заморозке цен», по 10 июля оптовые цены на моторное топливо изменились незначительно. Бензин 92 Класс 5 и дизельное топливо Класс 5 подорожали на 47 руб./т и 12 руб./т – до 50 799 руб./т и 50 976 руб./т соответственно. Оптовая цена на бензин 95 Класс 5 даже снизилась на 48 руб./т, составив 51 651 руб./т.
Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что стабильность на рынке нефтепродуктов является «чрезвычайно важной социальной задачей». Для обеспечения стабильности и недопущения роста цен на моторное топливо в правительстве был разработан демпферный механизм – система компенсации потерь, которые несут нефтяные компании, реализующие нефтепродукты на внутреннем рынке вместо поставок за рубеж.
Демпферный механизм является частью обратного акциза для отдельных НПЗ и предполагает выплату из бюджета компенсации, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 или дизельного топлива на внутреннем рынке. Это позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.
Сейчас правительство доплачивает нефтяникам 60% разницы между экспортной и установленной внутренней ценой на бензин и дизельное топливо – 56 тыс. руб./т и 50 тыс. руб./т соответственно. Однако установленные Минфином параметры не устраивали нефтяников, о чем неоднократно заявляли топ-менеджеры ВИНК.
По словам заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина, компенсации нефтяникам в рамках демпферного механизма в январе-мае 2019 года составили 120 млрд руб.
Несмотря на введение демпферного механизма с 1 января 2019 года, правительство перестраховалось и продлило соглашение о «заморозке» цен на первое полугодие. В конце прошлого года власти были вынуждены пойти на крайние меры по отношению к нефтяникам и заставили их «заморозить» цены, после стремительного подорожания бензина и дизеля в середине прошлого года.
Козак: Рынок топлива пережил первую неделю без соглашения с нефтяниками
Для обеспечения ценовой стабильности на внутреннем рынке нефтепродуктов после прекращения соглашения о «заморозке» пришлось скорректировать параметры демпферного механизма на второе полугодие 2019 года. С 1 июля установленные ценовые параметры были снижены до 51 тыс. руб./т для бензина и 46 тыс. руб./т для дизеля с целью увеличения компенсации, выплачиваемой нефтяникам за поставки.
По предварительным подсчетам, дополнительно из бюджета во втором полугодии нефтяники могут получить 25-30 млрд руб.
С 2020 года планируется компенсировать нефтяным компаниям 68% и 65% разницы между экспортной и установленной ценой.
ОПАСЕНИЯ ОСТАЮТСЯ
Однако опасения, что ситуация на внутреннем рынке моторного топлива может выйти из-под контроля, остаются. Особо тревожная ситуация складывается на Дальнем Востоке. Данный регион является удаленным, где расположены только два НПЗ — в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, контролируемые «Роснефтью» и «Нефтегазхолдингом» соответственно. Эти два завода обеспечивают топливом огромную, но малонаселенную территорию от Приморья до Чукотки.
Для недопущения подорожания бензина и дизеля на Дальнем Востоке предлагалось даже использовать стратегические запасы Росрезерва. Однако Козак считает, что необходимости в использовании топлива из Росрезерва сейчас нет, поскольку на Дальнем Востоке будет введена надбавка к демпфирующему акцизу. Курирующий ТЭК вице-премьер не уточнил размер надбавки и порядок ее начисления.
В правительстве считают, что принятые меры не позволят розничным ценам на бензин и дизель в этом году повыситься в пределах инфляции – 4,6%.
Более того, Козак выразил уверенность, что ситуация на внутреннем рынке стабильна, поэтому лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, как один из вариантов сдерживания цен, не потребуется. Однако это не означает, что лицензирование экспорта исключается полностью. Оно может стать последним инструментом для удержания ситуации под контролем.
ОБЪЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ СНИЖАЮТСЯ
Ситуация на внутреннем рынке может обостриться из-за сокращения предложения на внутреннем рынке после остановки ряда НПЗ на сезонные работы. В мае российские НПЗ даже сократили переработку до минимального объема за последние пять лет.
Первичная переработка нефти в первом полугодии снизилась на 2,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее – до 137,44 млн тонн. При этом, в июне переработка сократилась на 3,8%, составив 23,2 млн тонн.
Производство бензина в России в июне 2019 года снизилось на 4,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее – до 3,24 млн тонн. Но в первом полугодии выпуск бензина в годовом исчислении увеличился на 0,2%, составив 19,3 млн тонн.
Производство дизельного топлива в январе-июне 2019 года снизилось на 0,2% относительно января-июня прошлого года – до 37,7 млн тонн. Дизельного топлива в России производится значительно больше, чем потребляется на внутреннем рынке, поэтому более половины его поставляется за рубеж.
Мощностей российских НПЗ достаточно, чтобы полностью обеспечить потребителей на российском рынке, но эти продажи менее прибыльны по сравнению с экспортом или даже приносят убытки нефтеперерабатывающим предприятиям.
ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Сокращение предложения моторного топлива также может произойти из-за банкротства Антипинского НПЗ – крупнейшего независимого НПЗ мощностью до 9 млн тонн. Завод перешел под контроль финансистов из Сбербанка. Остается надежда, что НПЗ возобновит работу, для чего Сбербанк привлек специалистов из азербайджанской государственной компании SOCAR.
Банкротство грозит также другим независимым НПЗ в России, до которых компенсации доходят в усеченном виде или не доходят вовсе.
Демпфирующий механизм не может решить проблему налогового маневра и стремления Минфина постоянно увеличивать налоги на нефтяников под благородным предлогом «наполнения бюджета».
Цена на бензин в РФ в результате налогового маневра может составить 51 руб в 2024 г
В этом году в России начался завершающий этап налогового маневра, который предполагает сокращение и полную отмену экспортной пошлины на нефть в 2024 году одновременно с повышением НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Налоговый маневр повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком, особенно когда монетарная политика правительства и ЦБ сводится к ослаблению национальной валюты.
Из-за налогового маневра и неэффективного демпферного механизма ВИНКи не стремятся создавать новые перерабатывающие мощности. На НПЗ продолжаются только те проекты по модернизации, в которые ранее были вложены немалые средства.
Более того, региональные дочерние структуры ВИНК, включая предприятия нефтепереработки, стали хуже выполнять свои финансовые обязательства перед подрядчиками: оплата за проведенные работы задерживается, растет количество неплатежей.
Неплатежи – тревожный симптом, свидетельствующий о непростой ситуации в «денежной» нефтяной отрасли, которая испытывает проблемы с оборотными средствами (денежным потоком).
ФИНАНСИСТЫ ДАВЯТ НЕФТЯНИКОВ
Демпферный механизм, порожденный в закоулках Минфина, должен был – хотя бы частично – компенсировать потери нефтяных компаний, которых заставили продавать бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке по «замороженным» ценам. Неэффективный демпферный механизм при «замороженных» ценах на моторное топливо и высоких налогах сделал нефтепереработку нефти в России убыточной, о чем неоднократно заявляли представители многих ВИНК.
Коррекция демпферного механизма потребовалась в связи с отменой с 1 июля соглашения о «заморозке» цен между нефтяниками и правительством.
Однако увеличивая выплаты нефтяникам в рамках демпферного механизма, Минфин не забывает о своих интересах. Компенсировать потери бюджета Минфин намерен за счет увеличения НДПИ на нефть на 75 руб./т. Внеплановое повышение НДПИ намечено на 1 сентября 2019 года, что может дестабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. Повышение НДПИ удорожает сырье для российских НПЗ, что может стать дестабилизирующим фактором на внутреннем рынке моторного топлива. При этом, потребности в увеличении НДПИ не существует. Профицит бюджета РФ в январе-июле составил 3,1% ВВП, или 1,561 трлн руб. При этом, в 2019 году профицит бюджета был утвержден в размере 1,8% ВВП.
Среди нефтяников растет недовольство Минфином, который обвиняют в присвоении права определять, кто получит компенсацию и в каком размере. Используя демпферный механизм, Минфин взял под контроль большие денежные потоки, а финансисты получили рычаг давления на нефтяную отрасль – реальный сектор и становой хребет экономики России.