дети тжс что это значит
Трудная жизненная ситуация — что это такое
В жизни каждого человека, как личности или гражданина, могут возникнуть определённые проблемы, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.
Трудная жизненная ситуация
Что означает «трудная жизненная ситуация»
ТЖС может характеризоваться как нуждаемость в сфере социального существования. Если гражданин имеет нужду в материальном, жилищном или социально-психологическом плане и выбраться из неё без поддержки государства не может, то считается, что он попал в трудное жизненное положение (ситуацию).
Понятие в законе
Государство в Федеральном законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.
Поводом для этого могут считаться следующие факторы:
Сюда правомерно причисляется безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).
Важно! Безработица, как одно из условий сложившейся ТЖС, является на сегодня причиной, которая вызывает неспособность выплачивать ипотеку. В результате просрочки банковских платежей кредитор изымает в счёт уплаты долга квартиру, тем самым осложняя трудную ситуацию отсутствием жилья и денег для жизни.
Ещё один вариант обозначения сложной ситуации в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно.
Факторы и структура в социальной работе
Тжс это в социальной работе положение, которое определяется органами соцзащиты населения непосредственно при оценке степени нарушения связей гражданина с его окружающим социумом и условий для жизни. В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства.
Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь.
Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам:
Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.
Структура ТЖС вмещает в себя:
Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления.
Объективные и субъективные трудности семьи
Виды проблемных (трудных) ситуаций
Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям:
Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов.
Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.
Первый тип – социальные ТСЖ
Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.
Кстати! На возникновение подобных моментов в жизни влияет только сам индивид. Лично он их создаёт своими действиями, сам их переживает и получает негативный опыт.
Второй тип – экстремальные
Результатом таких жизненных моментов принято считать состояние «душевного слома» или «физического выживания». К этому типу относится тяжелейшая утрата в процессе жизни.
К сведению! Ко второму типу относят экстремальные природные, антпропогенные и техногенные ситуации, а также их сложные последствия, проявляющиеся со временем.
Чрезвычайная обстановка, вызванная природными катаклизмами, сопровождает человечество на всех этапах существования. Это силы, неподвластные управлению, однако люди, пытаясь ими овладеть, наоборот, могут не исключить, а спровоцировать возникновение новых эксцессов.
Техногенные (технические) и антропогенные (экологические) кризисы являются результатом действия или бездействия человечества в процессе продвижения технического прогресса и жизнедеятельности на планете.
Примером этого может служить загрязнение окружающей среды и природных угодий отходами производства: механическими или химическими (выбросы в атмосферу, сброс в реки и моря и иные действия).
Попадая в трудные ситуации, человек начинает испытывать психическую напряженность, которая мешает адекватно оценить положение и самостоятельно найти выход.
Виды психической напряжённости в ТЖС
Фазы проживания трудной ситуации
Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний). Их можно выделить в несколько следующих фаз:
При применении сознательных знаний (компетентности) человек получает опыт, который дает ему возможность в будущем пребывать в фазе бессознательных знаний. Это позволяет любую трудную жизненную ситуация ставить на ступень обыденной и решать её.
Модель адаптации к ТЖС
Помощь в трудной жизненной ситуации
Из трудных жизненных ситуаций самое пристальное внимание органы соцзащиты населения уделяют неблагополучным семьям, где ребёнок страдает от недостатка понимания со стороны родителей. В зоне особого внимания малообеспеченные и неполные семьи, в которых подросток пропускает школу из-за низкого материального состояния.
В этом случае со стороны государства, в соответствии с утверждёнными законодательством положениями, могут быть приняты следующие меры:
В особо тяжёлых ситуациях, где участниками являются несовершеннолетние дети, к решению проблемы подключаются органы опеки и попечительства. В России это особый государственный исполнительный орган, контролирующий обращение с детьми.
Внимание! Основная цель помощи в трудной ситуации – это помочь нуждающемуся адаптироваться к новым сложившимся условиям жизни и стабилизировать положение.
Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (человек просто приспосабливается).
Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, гражданин должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции.
Видео
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)
Смотреть что такое «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в других словарях:
ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. — В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды, имеющие недостатки в … Терминологический ювенологический словарь
Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия
Ювенальная юстиция в России — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. См. также: Ювенальная юстиция Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России спец … Википедия
Социальное обслуживание населения — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Если Ваш ребёнок в трудной ситуации
Причины трудных жизненных ситуаций у детей
Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:
Причины семейного неблагополучия
Дети в трудной жизненной ситуации
1. Дети без попечения родителей
Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.
Причины лишения родительских прав:
Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.
Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.
Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.
Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.
2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)
Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.
Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.
Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.
Характерные черты семей с детьми-инвалидами:
В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:
Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.
И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.
3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.
Самой уязвимой категорией в случаях чрезвычайных происшествий, как правило, являются дети.
В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.
Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.
В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.
4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье
Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.
Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.
Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: «Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?». Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.
Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.
5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях
Уровни отклонения в поведении:
Причины отклонения в поведении:
В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:
630136, г. Новосибирск, ул. Киевская, д. 7, т/ф. 341-38-10, 341-53-51, 341-55-20. Обновлен:.23.04.2020 г.
Хостинг сайта поддерживается edusite.ru
Официальный сайт МБОУ СОШ № 92. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. © МБОУ СОШ № 92, 2008-2019 годы
Основные характеристики трудной жизненной ситуации и особенности подростков, находящихся в них
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные характеристики трудной жизненной ситуации и особенности подростков, находящихся в них
Существенное положение социальной проблемы описывается при помощи такого понятия, как социальная ситуация. Эти ситуации складываются в причине объединения особенностей социальной среды и личности, которая усваивает эти особенности и своеобразно их интерпретирует.
В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода, направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью.
В настоящее время различают исторические, социокультурные и жизненные ситуации, обусловленные внешними, объективными проявлениями в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы в первую очередь рассматриваются жизненные ситуации индивидов.
Жизненные ситуации интерпретируются как совокупность значимых для индивида явлений и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, которые влияют на его поведение и мировосприятие в определенный жизненный период.
Жизненные ситуации могут определяться как устоявшиеся (нормальные) и трудные (проблемные). Трудные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни индивида, и он не может решить какую-либо проблему при помощи известных ему схем поведения. В данной ситуации источник жизненной трудности раскрывается как в собственных действиях человека, так и во влиянии окружающей его среды.
Понятие «трудная жизненная ситуация» широко распространена в учебниках по психологии, социальной педагогике и учебных изданиях, предназначенных для изучения социальной работы. Рассмотрим характеристики трудной жизненной ситуации, представленные кандидатом психологических наук Н. Г. Осуховой и доктором психологических наук Е. А. Петровой.
Н. Г. Осухова трудной жизненной ситуацией называет такую ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Н. Г. Осухова определят следующие черты, характерные для трудных жизненных ситуаций: нарушение устойчивости привычного образа жизни (в том или ином пространстве бытия) и возникновение необходимости изменений.
По Е. А. Петровой любая трудная жизненная ситуация характеризуется рядом феноменологических показателей: 1) возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации; необходимость его адаптации к ситуации и по сути ситуативной ресоциализации; 2) неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения; 3) нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др.), 4) размыкается круг привычного общения, 5) оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом. Все это оказывает серьезнейшее влияние на личности человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Проанализировав определения Н. Г. Осуховой и Е. А. Петровской, можно прийти к следующему выводу: ТЖС – это такая ситуация, которая характеризуется нарушением социальной адаптации человека, в связи с определенными жизненными обстоятельствами. При этом привычная жизнедеятельность субъекта становится нецелесообразной, рушатся сложившиеся устои жизни, нарушается текущая деятельность, происходит негативное влияние на психику человека и на организм в целом.
ТЖС – это социальная проблема в жизни человека, которая нарушает или грозит нарушить возможности его нормального социального функционирования и не может быть разрешена самостоятельно, требует вмешательства специалиста.
Понятие ТЖС нашло свое отражение в Законе Республики Казахстан «О специальных социальных услугах». По определению, представленному в настоящем законе, трудная жизненная ситуация определяется, как ситуация, признанная по предусмотренным настоящим Законом основаниям объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно.
В Статье 6 данного закона прописываются основания, по которым лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации. Это такие обстоятельства, как:
отсутствие родительского попечения;
безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение;
ограничение возможностей раннего психофизического развития детей от рождения до трех лет;
стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и (или) умственными возможностями;
ограничение жизнедеятельности вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности;
жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации;
бездомность (лица без определенного места жительства);
освобождение из мест лишения свободы;
нахождение на учете службы пробации уголовно-исполнительной инспекции. [32].
При интерпретировании термина «трудная жизненная ситуация» в настоящем Законе «О специальных социальных услугах» дается четкое и лаконичное определение, которое отражает сущность данного понятия. Ознакомившись со Статьей 6, мы имеем возможность определить по каким основаниям подростки могут признаваться находящимися в ТЖС. Проанализировав, можно прийти к выводу, что подросток может находиться в трудных жизненных ситуациях на всех основаниях, представленных в настоящем законодательстве, за исключение пункта 4 и 7, в котором сказано о преклонном возрасте.
Трудная жизненная ситуация переживается каждым человеком по-своему. Одному она может оказать пагубное воздействие, при этом повышая тревогу, депрессию, чувство беспомощности и безнадежности. А другому в свою очередь придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с трудной жизненной ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе, к ценностям.
Отличительные черты трудных жизненных ситуаций можно описать лишь комплексным воздействием одновременно взаимодействующих факторов, где каждый из этих факторов, взятый в отдельности, не будет считаться критерием трудности сложившейся ситуации.
Понятие «трудная жизненная ситуация» И. Ф. Дементьевой в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
Особо сложно трудные жизненные ситуации переживают подростки, в силу особенностей своего возрастного периода.
Подростковый возраст – это онтогенетический период между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет).
Подростковый возраст – один сложных жизненных периодов человека. Вопросом подросткового периода занимаются многие ученые педагоги и психологи уже долгое время. Каждый выделяет характерные черты данного этапа жизни. Одни определяют положительные моменты, а другие рассматривают сложность этого возраста. В некоторых источниках подростковый возраст по-другому называют отрочеством.
Психолог О. Б. Дарвиш в своем труде «Возрастная психология» пишет о том, что, согласно отечественному психологу, ученицы Л. Выготского, Л. И. Бажович, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подросткового возраста, он определяет стремление найти свое место среди сверстников, найти поддержку и понимание, уважение с их стороны. Отсутствие возможности войти в группу своих сверстников очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям подростковой личности.
Педагог-психолог С. Сушинских говорит о характерной полярности психики подростков:
целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
потребность в общении сменяется желанием уединиться;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Подростковый возраст – это уникальный возраст в становлении человеческой личности. Он определяется множеством характерных черт, не присущих другим возрастным категориям.
Подростковый возраст является переломным этапом развития человека, потребности и возможности подростка часто не совпадают, что приводит к различным формам дезадаптации. Важно помочь ребенку в этот сложный жизненный период справиться с возникающими объективно и субъективно трудными ситуациями. Особое внимание данному возрасту уделяется в связи с тем, что именно в подростковый период формируются конструктивные и деструктивные способы межличностного взаимодействия, отрабатываются защитные механизмы и происходит переосмысление имеющихся в арсенале подростка моделей адаптивного поведения.
В подростковом возрасте проявляется потребность во «взрослом обращении», возникает чувство взрослости. Оно сопровождается сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей. Этому способствуют условия, требующие от подростка самостоятельности, помощи взрослым, уважительного тона обращения со стороны взрослых. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, чем это было ранее. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями и родственниками. Проявляется потребность в самоутверждении, желание занять достойное место в коллективе. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Движущей силой развития подростка является то, что проявляются противоречия между новыми потребностями и тем, как их можно удовлетворить. К подростку предъявляются уже другие требования со стороны социума. Разрешаются эти противоречия за счет формирования более высокого уровня психического развития, за счет новых качеств, навыков и видов деятельности.
У некоторых подростковый возраст характеризуется особенностью повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается тревожностью, боязнью ситуаций, людей, различных испытаний. Им свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию, чувство собственной недостаточности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний. Такое состояние называется сензитивностью.
Анализ работы психолога Л. С. Выготского показал, что у подростков можно выделить несколько основных групп интересов с той или иной доминантой.
Вследствие крайней нестабильности, несформированности психического состояния, обусловленного особенностью данного этапа развития, подростки склонны к подверженности влиянию окружающего мира. У них возникает желание все попробовать самому, запреты родителей уже не оказывают такого сдерживающего влияния, как раньше. Если к данным возрастным особенностям добавятся такие неблагоприятные факторы, как неправильное воспитание, недружелюбные внутрисемейные отношения, отсутствие или негативное общение со сверстниками, физические дефекты, психическая неуравновешенность, вступление в «дурные» компании и т.д. – возможно формирование у подростка девиантного поведения.
Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют более низкие показатели адаптивности, в отличие от их сверстников. Данное явление напрямую связано с социально-психологическими качествами, отличающими от качеств подростков, имеющих привычный образ жизни. У подростков, которые в силу обстоятельств, оказались в трудной жизненной ситуации, наблюдается ряд некоторых специфических качеств: они склонны к асоциальным формам поведения, в том числе к агрессии и употреблению психоактивных веществ, имеют низкое самопринятие и принятие других, нуждаются во внешнем контроле, стремятся к независимости, преодолению норм и правил, для них характерен эмоциональный дискомфорт.
Социально-психологические качества мальчиков и девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различны.
Девочки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, меньше, чем сверстницы, задумываются о последствиях своих поступков, проявляют макиавеллизм, в меньшей степени контролируют свои эмоциональные проявления, более ведомы.
Мальчики больше проявляют такие качества, как эмоциональный дискомфорт, эскапизм.
Общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов.
Дефекты поведения получают у различных подростков индивидуальные формы проявления, и, в связи с этим, выделяют различные типы трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.
Исследования показывают, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют специфические социально-психологические качества, которые «делают возможным» попадание в трудную жизненную ситуацию. То есть негативный социальный опыт формирует неадекватное восприятие действительности и делает возможным формирование особой «группы социального риска».
Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте не внушает особого оптимизма, но любой специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы будущего этих подростков и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:
Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.
Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Многообразие социальных проблем затронуло подростков, дестабилизируя их жизненные функции, снижая их способность к адаптации в новых условиях. Подростки все чаще попадают в трудные жизненные ситуации. На сегодняшний день существует острая необходимость в социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
На формирование поведения подростка в большей степени влияет окружающая среда, нежели какие-либо другие причины. П.Д. Павленок и М.Я. Руднева определяют асоциальную среду как причину социального неблагополучия детей и подростков.
При работе с трудными подростками необходима опора на положительные качества несовершеннолетнего. Здесь недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Следует создать для подростка «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка.
Социальному педагогу следует включить несовершеннолетнего, имеющего девиантное поведение, в значимую для него и общественно-полезную деятельность. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. У трудновоспитуемых подростков много свободного времени, которое они проводят бесполезно. В то время, когда благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, подростки-девианты негативно к этому настроены, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.