диджитал среда что это такое
Диджитал-среда как место обитания людей и брендов
Рубрика: Маркетинг, реклама и PR
Дата публикации: 30.11.2020 2020-11-30
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Рахманова, А. Ю. Диджитал-среда как место обитания людей и брендов / А. Ю. Рахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 503-508. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75907/ (дата обращения: 09.11.2021).
Актуальность темы обусловлена тем, что люди стали больше времени проводить в цифровом пространстве, и это не может не мотивировать бренды проявлять там свою активность с целью увеличения продаж. В статье рассматривается, что именно люди делают в интернете; что представляет из себя электронная торговля и интернет-реклама; с какими положительными и отрицательными сторонами интернет-рекламы встречаются потребители; какие существуют тенденции развития электронной торговли, способствующие улучшению взаимодействия брендов и потребителей в диджитал-среде, которым необходимо следовать.
Ключевые слова: диджитал-среда, бренд, интернет-реклама, электронная торговля онлайн-платформы, предсказательная аналитика, персонализированная коммуникация.
The relevance of the topic is explained by the fact that people began to spend more time in digital environment. That’s why it motivates brands to be active there in order to increase sales. The article looks at what people do online; what e-commerce and online advertising are; what are the positive and negative aspects of online advertising exist for consumers; and what are the trends to follow in e-commerce development that contribute to better interaction between brands and consumers in digital environment.
Keywords: digital environment, brand, internet advertising, e-commerce, online platforms, predictive analytics, personalized communication.
Диджитал-среда или цифровая среда как явление согласно кандидату культурологии МВШСЭН Оксаны Мороз — это «технологическая основа для всех тех действий, которые человек предпринимает онлайн, когда работает с девайсами, с устройствами, для всех тех типов коммуникации или любых других активностей, которые он продуцирует» [3]. Исследование цифровой среды представляет собой не только исследование технологий, но и исследование меняющегося опыта человека.
Цифровая среда позволяет её пользователю выглядеть по-другому, формировать идентичность, настраивать баланс между работой и жизнью, находить свои бренды, которые разделяют его ценности и др. Это пространство должно быть комфортным для человека, так как оно становится новой средой его обитания, в которой исходя из отчета We Are Social 2019 года человек проводит более четверти своей жизни [12].
Бренды способны благодаря современным технологиям настроить взаимовыгодные и удобные отношения с потребителями в диджитал-среде, что будет способствовать её улучшению в целом как среды обитания брендов и потребителей.
Цель исследования: рассмотреть диджитал-среду как среду обитания людей и брендов.
Методы исследования
В процессе исследования темы были задействованы следующие методы: анализ и синтез, изучение и обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным Mediascope 2020 года 78 % населения России являются пользователями интернета, что составляет около 95 млн. человек в месяц [6]. Причем трафик между устройствами делится следующим образом:
На одного пользователя в 2018 году приходилось 3,6 устройств с доступом в интернет, а в 2023 прогнозируется увеличение до 6 устройств и более [10].
Результаты исследования We Are Social 2020 года утверждают, что в России среднестатистический пользователь этих устройств ежедневно проводит в интернете 7 часов 17 минут [5].
Если посмотреть, на что люди тратят столько времени, то преимущественно они ищут определенную информацию (в том числе по работе/учебе); обращаются к интернету по бытовым нуждам; проводят время в социальных сетях, что составляет в среднем 2 часа 26 минут ежедневно; смотрят фильмы и видео; слушают музыку, радио; совершают онлайн-покупки; читают новости, аналитические журналы, газеты, книги; работают; бесцельно проводят там время и др. [1].
При ознакомлении с основным запрашиваемым в интернете контентом в течение этого времени пользователи также соприкасаются с рекламой, благодаря которой они имеют бесплатный доступ к ресурсам интернета за счет сбора пользовательской информации.
Интернет-реклама — это совокупность каналов и форматов коммуникации в диджитал-среде, через которые потребители взаимодействуют с брендами и идут по воронке продаж к совершению покупки товаров брендов преимущественно на онлайн-платформах.
По результатам исследования Data Insight 2019 года компании, которые используют такие онлайн-платформы, как сайт и мобильное приложение, получают через них в среднем 53 % онлайн-выручки. А 40 % выручки приносят социальные онлайн-платформы (см. рис. 1) [8].
Рис. 1. Доли продаж, которые приходятся на онлайн-платформы по данным исследований Data Insight 2019 года
Таким образом, диджитал-среда — это еще одно пространство обитания и выгодного взаимодействия потребителей и брендов.
Торговля и реклама в диджитал-среде
В диджитал-среде бренды продают свои товары через электронную торговлю. Чистая выручка продаж рынка электронной торговли России в 2018 году составила 17 триллионов долларов.
В 2019 году онлайн-покупки совершили 98 млн. пользователей. До 2023 года прогнозируется их прирост на 8 % и суммарное значение составит 106 млн. человек.
Основные интересы онлайн-покупателей находятся в категориях: одежда, обувь, еда и напитки, бытовая электроника и техника, медицинские товары (см. рис. 2) [11].
Рис. 2. Продуктовые категории интересов онлайн-покупателей в России в 2019 году по данным ежегодного отчета ecommerceDB
78 % российских интернет-покупателей изучают онлайн бренды и предоставляемые ими товары, когда планируют крупную покупку. Поэтому основной задачей брендов в цифровой среде является выстраивание правильной и комфортной коммуникации со своими потребителями в том числе и через интернет-рекламу.
Согласно Mediascope Brand Pulse большинство жителей России в возрасте 12–64 лет положительно относятся к рекламе, если она рассказывает об интересных для них брендах и товарах, если реклама вызывает положительные эмоции и не мешает получать основной контент (см. рис. 3).
Рис. 3. Отношение к рекламе населения России в возрасте 12–64 года по данным Mediascope Brand Pulse 2020
К рекламе диджитал-среды, которую больше всего замечают, относят рекламные щиты рядом с дорогой (например, цифровая наружная реклама Яндекс DOOH), in-stream видео (например, в рекламной сети myTarget), баннеры в интернете (например, смарт-баннеры в Яндекс.Директе), рекламные ролики в тексте (например, InPage видео от Яндекса), рекламные статьи на сайтах и др (см. рис. 4).
Рис. 4. Какую рекламу больше всего замечают представители населения России в возрасте 12–64 года по данным Mediascope Brand Pulse 2020
Однако стоит отметить, что по исследованиям Deloitte 2020 года 44 % респондентов их выборки используют программы для блокировки рекламы в интернете на своих компьютерах и ноутбуках, а 40 % респондентов используют такие программы на смартфонах или планшетах. Причем относительно мобильных устройств доля респондентов, блокирующих рекламу, выросла на 12 пунктов по сравнению с показателями 2019 года.
Одной из причин такого поведения является информационный шум, от которого пользователи хотят избавиться [2].
При обращении к результатам количественных исследований на тему лояльности и полезности различных форматов рекламы стало известно, что люди не проявляют лояльности к рекламе в интернете, так как не находят в ней пользы для себя (см. табл. 1). В этом заключается еще одна причина отказа от рекламы.
Лояльность и полезность различных форматов рекламы, Медиапотребление в России — 2020, Deloitte
Как Вы относитесь к различным форматам рекламы?
Был ли у Вас опыт получения полезной информации из рекламы?
Лояльность
100 %
Полезность
Реклама в печатных СМИ
Представление марки в качестве спонсора
Реклама по телевизору
Реклама в социальных сетях
Рассылка по электронной почте
Реклама в мобильных приложениях
Реклама в аудио-контенте
Обзвон клиентов по телефону
Таким образом, низкая полезность интернет-рекламы и лояльность к ней со стороны пользователей, а также ежегодно растущее желание людей сократить количество рекламных контактов выявляют запрос на более персонализированные форматы коммуникации, которые будут подстраиваться под потребности и интересы пользователей [1].
Общие тенденции развития электронной торговли в диджитал-среде
Появилась новая схема коммерческого взаимоотношения D2C (Direct-to-Consumer), когда бизнес без посредников взаимодействует с потребителями на каждом этапе: от знакомства и до покупки, анализирует и влияет на все каналы коммуникации с пользователем.
На фоне появления D2C сформировался тренд на сбор исторических данных о текущих клиентах с целью их последующего применения.
Бренды создают виртуальные аватары своих покупателей, куда входит портрет потребителя, особенности его поведения в цифровой среде, каналы коммуникации с брендов и др.
В 2017 году Владислав Флакс — основатель и генеральный директор OWOX предсказывал спрос на предсказательную аналитику, так как в Мире появлялось всё больше открытых библиотек и готовых решений способных влиять на будущее, анализируя прошлое.
Сегодня в России есть компании, которые предоставляют брендам доступ к платформам для объединения и финансово выгодного применения накопленных исторических данных о покупателях бренда из разных систем.
Эти платформы благодаря машинному обучению на базе полученных данных сегментируют пользователей, просчитывают вероятность совершения ими целевых действий, дают рекомендации по взаимодействию с потребителями из каждого сегмента с целью удержания клиентов вместе с брендом, так как ценность уже привлеченных клиентов гораздо выше ценности новых.
Тенденция развития электронной торговли ведет к тому, что бизнес отказывается от стратегии привлечения новых потребителей в пользу сбора и анализа данных о текущих клиентах, так как обратное требует крупных временных и финансовых ресурсов компании.
К компаниям, предоставляющим такие платформы, относятся:
Kameleoon предоставляет платформу для AI-персонализации и A/B-тестирования, нацеленных на повышение конверсий.
eSputnik предлагает массовые и автоматические омниканальные рассылки, основанные на данных о поведении пользователей.
mindbox предоставляет услуги по сбору данных о клиентах бренда в единый профиль и построение сквозной коммуникации по всем каналам.
EXPONEA позиционируют себя как комплексный инструмент для конверсии посетителей в лояльных клиентов.
Также стоит отметить тренд на развитие экосистем пользовательских продуктов. Суть заключается в том, что компании строят большие структуры разных сервисов, которые дополняют друг друга и повышают ценность для клиентов и стоимость бренда. Самыми яркими примерами экосистем в России являются «Яндекс» и «Сбербанк». К преимуществу экосистем можно отнести наличие больших разнообразных данных об одних и тех же пользователях, которые одновременно пользуются разными сервисами экосистемы бренда. Эта информация может быть полезна с точки зрения персонализации коммуникаций с потребителями и подготовки кастомизированных предложений в цифровой среде, которые отвечают их потребностям.
Выводы
Таким образом, рассмотрев диджитал-среду как среду обитания людей и брендов, можно заключить, что в этой среде формируются правила взаимовыгодного сотрудничества потребителей и брендов.
Если основной целью деятельности брендов в цифровом пространстве является продажа, и они всеми инструментами среды пытаются привлечь к своим товарам внимание потребителей (особенно тех, которые ранее имели опыт покупок у бренда), используя накопленные данные о них, то пользователи в основном приходит в интернет за поиском определенного контента и они готовы вовлекаться во взаимодействие с брендами и совершать покупки, если активность брендов ненавязчива, компании проявляют персонализированный подход в коммуникациях, оправдывают ожидания и удовлетворяют потребности клиентов напрямую, а не через посредников.
Что такое диджитал простыми словами?
На дворе сейчас XXI век, и многие осознают это, как никогда, благодаря появлению различных современных технологий и их продуктов. Интернет развит настолько, что присутствует практически в каждом доме. Куда ни глянь, всюду можно услышать разные цифровые термины и определения. Причем такие технологии все время развиваются стремительным темпом. Можно заметить, что все, что нас окружает – теперь цифровое. И все это можно назвать одним словом – digital. Что такое диджитал, зачем он нам нужен и в чем особенность?
В настоящее время по цифровой технологии производится практически вся бытовая и прочая техника. Да что и говорить, даже телевидение уже перешло на цифру! Даже немного страшно становится, что же будет лет так через 15-20?
Немного курса физики
Посредством наших органов мы воспринимаем всю информацию окружающего мира по-разному:
И все это аналоговые значения разных величин. К примеру, в нашей комнате может быть светло или даже очень ярко, а в мрачную погоду освещение затемняется. Ночью вообще стоит чуть ли не полный мрак.
Со звуком аналогично – он может быть средней громкости, что не мешает восприятию, или же стать просто оглушающим. При других обстоятельствах его слегка слышно, или же он полностью отсутствует. Конечно, звук может быть и в другом виде. Собственно, перевод слова «диджитал» (digital) и означает «цифровой». Но об этом немного позднее.
Разъяснение цифровой природы
Аналоговые величины принимают любое значение, чего нельзя сказать про цифровые. Здесь их лишь два:
Или «1» и «0». В этом и заключается принципиальное отличие любого цифрового сигнала от аналогового значения. Как же применяется все это на практике? Все просто – сигнал записывается при помощи цифровых переменных, которые еще именуются как булевы переменные. Понимание этого поможет узнать, что такое диджитал. Обычно это те случаи, где фигурируют только два значения:
Таких случаев может быть очень много, и на этом основывается передача цифрового сигнала.
Но что представляет собой звук, видео и все остальное в виде цифры? По сути, это будет аналоговый сигнал, который представлен некоторым количеством цифровых переменных. Такое определение нуждается в подкреплении примера, о чем далее.
Пример digital
Каждую группу можно разбить еще не две части, что и будет определять все как целые сутки. Таким образом, все будет выглядеть так:
Теперь у каждого из 4 параметров будет свое значение:
То есть здесь описаны все 4 времени суток двумя цифровыми переменными или иначе – 2 битами. В цифровом мире бит – это единица измерения информации. При этом здесь все описывается при помощи практически любого количества бит. 8 бит образуют уже 1 байт. Далее уже существуют приставки кило, мега, тера и т. д.
Digital Marketing
Поскольку Интернет развивается довольно быстро, сегодня его используют в разных целях. Для кого-то это средство для саморазвития, другие черпают здесь вдохновение, прочие просто ищут информацию. Но есть и те, кто желает получить новую профессию с достойным заработком. И тут не обойтись без четкого понимания, что такое диджитал.
И на просторах Всемирной паутины можно встретить такое словосочетание, как Digital Marketing. Что это такое и что под этим подразумевается? До этого мы рассматривали Digital как сущность цифрового мира, но им обозначается и прочее. Ранее было такое понятие, как интернет-маркетинг. И в чем его суть, наверное, многие могут догадаться. По-простому – это продвижение какой-либо продукции и реализация ее потребителям. В этом случае как раз использовался Интернет, и это давало определенные преимущества. Прежде всего, стоимость товара всегда была ниже, чем в обычных магазинах, за счет экономии на издержках.
Digital Marketing – это та же совокупность способов продвижения продукции, только уже с привлечением цифровых технологий. Здесь, как правило, используются такие каналы, как телевидение, радио, наружная реклама. Можно сказать, что интернет-маркетинг перевоплотился в цифровой вид.
В самом начале уже было объяснено про термин «диджитал» – что это такое простыми словами. Теперь разберем на конкретном примере самые распространенные инструменты современного цифрового маркетинга.
Телевидение в цифре
Современное цифровое телевидение пришло на смену аналоговой технологии и быстро завоевало всеобщее признание. Безусловно, его можно считать самым ярким представителем продвижения Digital Marketing. Оно есть в каждом городе и построено по цифровой технологии. Как это осуществимо на техническом уровне можно немного понять из начала статьи. В данный момент нас интересует немного иное.
Такое развитие современного телевидения, а также социальных сетей, предоставляет цифровому маркетингу обширные возможности. Кто мог предположить, что через телевизор теперь можно не только выходить в Сеть, но и заказать себе любой фильм или же приобрести игру? Также можно проверить свою электронную почту и узнать, как дела на своей страничке социальной сети.
Что будет дальше? Наверное, в ближайшем будущем нас ожидают глобальные изменения. Возможно, уже никого не будет волновать вопрос, что означает слово «диджитал», так как такой термин будет более распространен в массах.
Интерактив во всей красе
Через некоторое время интерактивные инструменты могут полностью вытеснить уже устаревшие средства продвижения. И все по той причине, что позволяют теснее и эффективнее взаимодействовать с потребителями. Яркий пример – POS терминал. С его помощью можно совершать различные покупки.
Со всем этим можно больше не стоять в длинных очередях, да и обслуживание проходит довольно быстро. К тому же они все активнее развиваются.
Цифровые гаджеты
Речь идет о ноутбуках, планшетах, смартфонах и прочих подобных устройствах. При этом большое внимание уделяется распространению рекламной информации посредством мобильных телефонов. Если вспомнить, то лет так 15-20 назад такое определение, как смартфон, было в диковину, не говоря уже о слове «диджитал». Теперь же такими гаджетами уже никого не удивить – ими заполонен практически весь рынок мобильных устройств разной ценовой категории.
И тут уже используются не только примитивные СМС-сообщения, но и более сложные инструменты. Это специальные мобильные приложения от многих известных компаний, различные мессенджеры и прочее.
Небольшие и полезные гаджеты, наподобие smart-часов, фитнес-браслетов, очков виртуальной реальности и прочих, позволяют передавать собранную информацию на другие устройства.
Digital art
Под этим понимается любая разновидность искусства, где основным инструментом для создания какой-либо художественной работы выступает не человек, а компьютер. Это может быть практически все, что угодно:
Перечислять можно бесконечно долго. С каждым днем грань между традиционным искусством digital-медиа постепенно стирается и через какое-то время может полностью исчезнуть. Поэтому, не исключено, что появится новое определение диджитал, которое уже будет иметь отношение практически к любой сфере человеческой деятельности.
Digital-агентства
Но существование инструментов продвижения в цифровом мире невозможно без соответствующих компаний, называемых digital-агентствами. Их главная задача заключается в оказании помощи в продвижении бренда своих клиентов. То есть реализовать их собственные цели.
Если клиент желает получить известность, значит, агентство использует все средства для того, чтобы о бренде знало как можно больше людей. Для этого у каждой такой компании имеется определенный план, которому они следуют. Отличия от прочих аналоговых организаций в использовании цифровых инструментов. Некоторые из них уже рассмотрены выше.
В профессиональном цифровом агентстве работают талантливые сотрудники, которые могут предложить самые необычные идеи для решения поставленных задач. И понятие «диджитал» им знакомо как никому другому. При этом они постоянно занимаются самосовершенствованием и изучают новые методики, технологии и инструменты, чтобы все это можно было с успехом применить для рекламной кампании своих клиентов.
Очевидные недостатки
В нашем мире нет ничего идеального, а поэтому даже и у такого популярного и мощного инструмента, как цифровой маркетинг, имеются свои недостатки. Здесь нельзя настроить лишь 2-3 инструмента и потом спокойно работать без забот. Нет, нужно пробовать разные средства.
Кроме того, единоразовость не применима к цифровому маркетингу! Необходимо постоянно анализировать ситуацию на рынке и вносить необходимые изменения. Не стоит также ожидать быстрого результата. Нужно быть готовым к тому, что успеха нужно будет ждать несколько дней, а то и недель.
Digital Marketing – преимущества налицо
Теперь пора перейти к сильным сторонам этого мощного продвижения. И это 6 основных и очевидных достоинств:
Все эти достоинства делают Digital Marketing выгодным решением для реализации большинства целей, которые сейчас стоят перед современными предпринимателями.
В заключение
Как любая технология, Digital Marketing находится в постоянном развитии: время от времени появляются все новые инструменты по продвижению продукции среди целевой аудитории. Причем все ставки нацелены именно на взаимодействие с потребителем, что существенно повышает шансы на успех реализации того или иного товара, услуги, работы.
Теперь покупатели могут влиять на формирование необходимых услуг и продуктов. Кроме того, есть возможность для общения с производителями напрямую и быть замеченными. Теперь даже небольшая компания имеет все шансы на успешное продвижение своего фирменного знака на рынке. Миллионы потенциальных клиентов узнают о появлении нового бренда и непременно захотят его испробовать.
На сегодняшний день многим хорошо знакомо слово «диджитал». Перезагрузка и прочие операции цифровых устройств не составят ни для кого никакого труда. Вам остается только разобраться в определенных нюансах. Данная статья в этом поможет.
Цифровая среда или цифровые среды? Разбираемся в госпроектах по инновациям в образовании
Минпросвещения и Минобрнауки ведут параллельные проекты по цифровизации школ и вузов. В них можно запутаться. Но мы разобрались.
С 10 декабря 2020 года в России начался эксперимент — внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах.
Похожий процесс параллельно идёт и в вузах: для них в 2020 году официально запущена государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС).
Эти две цифровые среды — не часть единой системы, как может показаться на первый взгляд, а самостоятельные явления. Каждая среда задумана для своих целей.
Планы по цифровизации в «Образовании»
Цели цифрового развития общего и профессионального образования были расписаны в 2019 году в национальном проекте «Образование». В него входит сразу два федеральных проекта для воплощения этих целей.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Первый федеральный проект: «Цифровая образовательная среда»
Этот проект предусматривает, в частности:
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это не единая онлайн-площадка, а набор технических решений для школ. Сейчас эти решения в стадии формирования. По замыслу Минпросвещения, в ЦОС войдут библиотека верифицированного учебного контента, платформа с учебными заданиями, соцсеть и система видео-конференц-связи.
В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, как именно технологии войдут в программы. Учитывая недовольство родителей, учителей и учеников экстренной цифровизацией, которая случилась из-за пандемии, он старался подчеркнуть: цифровые инструменты не будут полной заменой традиционной школе.
«Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это помощь, усиление традиционной системы образования. В неё входит отечественная система видео-конференц-связи. Мы назвали её „Сферум“ и уже успешно апробировали в Московской области. В сервисе используются опыт и те решения, которые уже были отработаны на видеонаблюдении на ЕГЭ. Эта система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, в том числе из разных регионов, а родители могли бы посещать родительские собрания онлайн, если очно не могут присутствовать. Второй важный компонент ЦОС — это социальная сеть. Третий — это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может их использовать, чтобы сделать очный урок интереснее».
Часть этих инструментов будет работать на базе соцсети «ВКонтакте», рассказал министр. Пока же они или находятся в разработке, или проходят тестирование.
Второй федеральный проект: «Молодые профессионалы»
Полное название этого проекта — «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Одна из его целей — к 2024 году 20% студентов вузов должны изучать отдельные дисциплины, используя ресурсы не только своего университета, а и других организаций, в том числе онлайн-курсы. Для этого в проекте поставлена задача обеспечить всем, кто обучается на программах высшего или дополнительного профессионального образования, доступ к онлайн-курсам различных организаций и платформ по принципу «одного окна».
К запуску нацпроекта «Образование» прототип такого «окна» уже существовал — это онлайн-платформа «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). Её запустило Минобрнауки (тогда ещё не разделённое на два министерства) в 2017 году. Под своим полным названием СЦОС тоже упоминается в нацпроекте — предполагалось к 2020 году создавать на ней индивидуальные цифровые портфолио обучающихся, и эта задача уже выполняется.
СЦОС — фактически агрегатор онлайн-курсов разных платформ и вузов. Сами курсы размещаются не на сайте СЦОС, а на площадках образовательных организаций, которые эти курсы создают и поддерживают. Удобство в том, что пользователь, авторизовавшись в одном месте (на сайте СЦОС), может подобрать нужный курс в реестре и получить доступ к нему.
К моменту появления нацпроекта «Образование» и, соответственно, проекта «Молодые профессионалы» СЦОС пользовались уже больше 700 тысяч человек, и на ресурсе было представлено более тысячи онлайн-курсов. Сейчас СЦОС объединяет 66 платформ, 109 вузов и предоставляет доступ к более чем
1 700 курсам.
Словом, школьная «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) и вузовская «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — два разных, не связанных между собой проекта. Первый представляет собой набор технических решений с разными задачами, второй — конкретную платформу. О том, чтобы собирать цифровые следы пользователей ЦОС (школьников) и затем как-то учитывать их в рамках СЦОС, когда эти школьники станут студентами, речи не идёт.
Как коронавирус скорректировал планы
Пандемия изменила многое: школьникам, студентам и педагогам пришлось быстро познакомиться с цифровыми технологиями, и потребность в цифровом образовательном контенте выросла. В июне 2020 года стало известно, что планы по финансированию нацпроектов тоже меняются.
Обновлённые программы пока не представлены официально: очередной срок их корректировки назначен президентским указом на 1 апреля. Но известно, что оба российских образовательных ведомства, Минпросвещения и Минобрнауки, постарались разделить цифровые задачи между собой.
Нацпроект «Образование» остался в ведении Минпросвещения, но только в части школ, а задачи вузов и дополнительного образования из него будут исключены. Когда и в каком виде будут утверждены новые нацпроекты — неизвестно.
Что происходит с цифровыми средами сейчас
Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.
Цифровая среда для школ
По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится стандарт «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».
Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.
Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».
Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.
Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.
Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.
Первоначально, судя по проекту постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.
Цифровая среда для вузов
Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.
Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков. Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы. Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera.
Кроме того, после подключения вузам будет удобнее включать курсы других университетов и компаний в свои образовательные программы: СЦОС фиксирует, на какие курсы студент записался и с каким результатом их прошёл.
Что это значит для EdTech-рынка и для учеников
Важная часть и ЦОС, и платформы СЦОС — образовательный контент для школ и университетов. Кто и как будет его создавать? Будет ли в этих цифровых средах место решениям, разработанным в EdTech-компаниях?
Похоже, что да. Но на определённых условиях.
«Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту… Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический „опциональный“ — то есть дополнительный — контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — «Маркетплейсе». Весь этот контент в обязательном порядке пройдёт экспертизу», — рассказывал в интервью министр просвещения Сергей Кравцов.
Иными словами, чтобы образовательный контент для школьников попал в «Маркетплейс» ЦОС, он для начала должен будет пройти экспертизу. Порядок государственной экспертизы контента и формирования реестра его поставщиков ещё не утверждён. Предполагается, что заключение государственной экспертизы о включении контента в библиотеку будет действовать три года.
Вузовский портал СЦОС уже включает в себя курсы не только университетов, но и частных игроков рынка онлайн-образования. Правда, они там пока в меньшинстве: видимо, платформа ориентирована всё-таки прежде всего на обмен своими курсами между вузами в формате виртуальной академической мобильности.
Технологии ЦОС в школах и платформа СЦОС для студентов предполагаются бесплатными для пользователей. За контент для базового блока ЦОС заплатит государство: разработчик «Моей школы» Федеральный институт цифровой трансформации образования закупит образовательные материалы по 46 предметам для 1–11 классов на 800 млн рублей.