дихотомия добра и зла что это значит
ДИХОТОМИЯ — что это такое
Дихотомия. Современные науки имеют сотни инструментов для изучения и классификации окружающего мира. Существуют методики, уникальные для каждого вопроса и всеобъемлющие, описывающие любое понятие. Дихотомия — один из таких глобальных подходов.
Что такое дихотомия?
Дихотомия — это принцип парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим. Термин произошёл от двух греческих слов «надвое» и «деление» и успешно применяется в различных областях знаний. В математике, лингвистике и подобных науках используется для деления крупных единиц на мелкие.
Принцип действует так:
И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.
Дихотомия в психологии
Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:
Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.
Видео: Джемаль — дихотомия мировых религий
Дихотомия в философии
Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий «субъект» и «объект» ведёт к излишней категоризации мышления.
Что такое дихотомия добра и зла?
Одна из известных пар, в которой проявляется дихотомия в чистом виде — «добро» и «зло». Основные вопросы, возникающие при рассмотрении этой пары:
Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.
В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.
Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия и дуализм
Дуализм — это так же, как и дихотомия, метод деления целого на две части. Но в этом случае элементы получаются взаимосвязанными, не антагонистичными и не влияющими друг на друга. В этом на дуализм похожа соционика дихотомии, чьи психотипы равноценны и равнозначны. К классической дихотомии приближен этический дуализм — система, чётко разделяющая всё на источники добра и зла.
Видео: Дихотомии. Это должен знать каждый соционик. Андрей Божко
Дихотомия и трихотомия
Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.
Что такое дихотомия добра и зла??)
Противопоставление одного другому! Разделение двух параллельных понятий путём их сравнения по конкретным критериям.
ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia разделение на две части) — деление надвое; в логике – подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Проблема добра и зла принадлежит к ряду вечных проблем философии, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. Проблема взаимодействия добра и зла в разных ее аспектах занимает важное место в русской философии, одной из особенностей которой является панморализм, фокусирующий философские размышления на проблемах морали и нравственности.
Одним из крупнейших русских философов XX века, уделявших внимание данной проблеме, является Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Во введении одного из своих главных трудов этой проблематики («Условия абсолютного добра») он приводит определение этики как «науки о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека» [1,с. 24]. Автор отмечает, что существуют не только относительные, но и абсолютные ценности. Для того, чтобы человеку избрать «правильный путь поведения», нужно сразу исключить неправильные. Поэтому Н. О. Лосский рассматривает и критически оценивает некоторые наиболее распространенные этические учения – эвдемонизм, биологизм и натуралистический эволюционизм.
Множество существ, сотворённых Богом, имеют возможность активно и творчески принимать участие в совершенном бытии Творца. Добро и зло, по Н. О. Лосскому, есть проявления этого свободного и творческого взаимодействия. Субъектов этого мира философ именует деятелями, которые сверхвременны и сверхпространственны. Деятели – это «индивиды, незаменимые и неповторимые в силу их нормативной идеи» [1,с. 10]. Каждый такой деятель обладает творческой силой, имеет способность создавать события. Личностями же являются те, кто осознают и реализовывают в жизни абсолютные ценности. Главная задача «деятелей» – осуществить «конкретное единосущие Царства Божия» [1,с. 62] – основывается на свободном выборе. Вследствие этого «некоторые деятели избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства» [1].
Теодицея Н. О. Лосского заключается в том, что зло он признаёт не внешним наказанием за грех, а «внутренне необходимым результатом искаженного соотнесения ценностей» [1], т. е. виной самих деятелей. Ведь «Творец мира Бог никоим образом не причастен мировому злу и не повинен в нем. Бог сотворил мир как совокупность существ, способных осуществлять свободную самостоятельную деятельность и удостаиваться обожения, т. е. абсолютного совершенства» [1,с. 136].
Что такое дихотомия добра и зла??)
Противопоставление одного другому! Разделение двух параллельных понятий путём их сравнения по конкретным критериям.
ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia разделение на две части) — деление надвое; в логике – подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Проблема добра и зла принадлежит к ряду вечных проблем философии, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. Проблема взаимодействия добра и зла в разных ее аспектах занимает важное место в русской философии, одной из особенностей которой является панморализм, фокусирующий философские размышления на проблемах морали и нравственности.
Одним из крупнейших русских философов XX века, уделявших внимание данной проблеме, является Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Во введении одного из своих главных трудов этой проблематики («Условия абсолютного добра») он приводит определение этики как «науки о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека» [1,с. 24]. Автор отмечает, что существуют не только относительные, но и абсолютные ценности. Для того, чтобы человеку избрать «правильный путь поведения», нужно сразу исключить неправильные. Поэтому Н. О. Лосский рассматривает и критически оценивает некоторые наиболее распространенные этические учения – эвдемонизм, биологизм и натуралистический эволюционизм.
Множество существ, сотворённых Богом, имеют возможность активно и творчески принимать участие в совершенном бытии Творца. Добро и зло, по Н. О. Лосскому, есть проявления этого свободного и творческого взаимодействия. Субъектов этого мира философ именует деятелями, которые сверхвременны и сверхпространственны. Деятели – это «индивиды, незаменимые и неповторимые в силу их нормативной идеи» [1,с. 10]. Каждый такой деятель обладает творческой силой, имеет способность создавать события. Личностями же являются те, кто осознают и реализовывают в жизни абсолютные ценности. Главная задача «деятелей» – осуществить «конкретное единосущие Царства Божия» [1,с. 62] – основывается на свободном выборе. Вследствие этого «некоторые деятели избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства» [1].
Теодицея Н. О. Лосского заключается в том, что зло он признаёт не внешним наказанием за грех, а «внутренне необходимым результатом искаженного соотнесения ценностей» [1], т. е. виной самих деятелей. Ведь «Творец мира Бог никоим образом не причастен мировому злу и не повинен в нем. Бог сотворил мир как совокупность существ, способных осуществлять свободную самостоятельную деятельность и удостаиваться обожения, т. е. абсолютного совершенства» [1,с. 136].
Добро и Зло. Иллюзорная дихотомия
В се мы в детстве читали сказку «Снежная королева», сочувствовали Каю, а Снежную Королеву считали воплощением вселенского зла. Однако всё ли так однозначно? Вспомним начало сказки — Кай и Герда были детьми и все дни свои проводили в играх и безмятежном покое. Любование благоухающими розами — это, конечно, очень здорово, но благоприятная среда не способствует развитию. Статичное состояние рано или поздно ведёт к деградации. А теперь вспомним конец сказки — Кай и Герда вернулись домой и «не заметили, как стали совсем взрослыми». И возникает вопрос: благодаря кому они стали «совсем взрослыми»? Благодаря кому научились преодолевать испытания? Благодаря кому научились ценить то, что у них есть? Благодаря кому смогли проверить свою дружбу, научиться альтруизму и самопожертвованию? Благодаря доброй бабушке у печки, которая пела им псалмы?
Несомненно, их бабушка сделала определённый вклад в формирование личности, но стремительный эволюционный прогресс и окончательная трансформация произошли благодаря именно Снежной Королеве. И кто знает, может быть, не такими уж и тёмными были её побуждения, как это может показаться на первый взгляд? Может быть, она похитила Кая лишь для того, чтобы и он сам, и его подруга стали «совсем взрослыми»? Может быть, это тот самый пример чистого сострадания, лишённого эгоизма, глупых сентиментов и жалости, которая чаще губит, чем спасает?
В реальной жизни также есть подобные примеры.
Однако на это можно посмотреть и с другой стороны — принц, который всю жизнь прожил в роскоши, отрёкся от всего. Преодолев привязанность к дому и семье, он проявил колоссальное сострадание, на которое сегодня способны далеко не многие, сострадание ко всем живым существам. И только благодаря этому чувству и решимости, даже спустя 2500 лет, мы можем пользоваться бесценной сокровищницей знаний, которую нам оставил Будда Шакьямуни. И с высоты прошедших веков его поступок — когда он ночью, никому не сказав ни слова, покинул дворец и семью — уже не кажется таким однозначным.
Опыт многих поколений показывает, что зла как такового в принципе не существует. С позиции прошедшего времени ты понимаешь — всё, что произошло, произошло на благо. Есть хорошая поговорка: «Всё, что ни делается — всё к лучшему». Так и есть. Трудности, препятствия, лишения и даже злодеяния в итоге приводят к развитию. Разрушение чего-либо — это всегда начало нового созидания. В подготовке военных есть такая практика — полоса препятствий, когда нужно преодолеть по пути бега ряд выставленных преград. Можно ли сказать, что люди, которые построили эти препятствия, совершили зло? Вопрос риторический.
А ведь в жизни всё то же самое. Мы гневаемся, когда кто-то создаёт нам трудности или у нас что-то не получается, или кто-то по нашему (глубоко субъективному) мнению поступает неправильно. А на самом деле всё, что происходит, происходит в силу условий. Ничто не возникает без причины. Об этом важно помнить всегда. И если мы хотим устранить из жизни что-то негативное, нужно просто устранить причину, и в результате этого произойдёт эволюция.
Жизненный опыт показывает, что этот мир идеален. И каждый человек, каждое живое существо в каждый момент времени находится именно в тех условиях, которые необходимы сейчас для его развития. И любые жизненные трудности — это признак того, что человеку нужно пройти какие-то уроки и осознать определённые вещи. И порой удивляют люди, которые готовы молиться всем богам с просьбами устранить какой-то негативный фактор в их жизни.
С таким же успехом боец на старте полосы препятствий может упасть на колени и, воздев руки к небу, просить Бога убрать стоящие на пути преграды. Глупо? Но то же самое мы можем часто видеть в реальной жизни. Вселенная разумна. И она желает только одного — чтобы мы стали лучше. А трудности и препятствия — это не зло, а инструмент для движения от несовершенства к совершенству.
Дихотомия и дуализм в философии и психологии
Что такое дихотомия?
Принцип действует так:
И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.
Дихотомия в психологии
Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:
Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.
Дихотомия в философии
Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий «субъект» и «объект» ведёт к излишней категоризации мышления.
Что такое дихотомия добра и зла?
Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.
В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.
Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия и дуализм
Дихотомия и трихотомия
Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.