дисковые тормоза на велосипед плохо тормозят что делать
Как выжать больше мощности из ваших дисковых тормозов
Стоп! Притормозите! Ваши тормоза достаточно мощные? Можете остановиться как вкопанный? Приходится тормозить четырьмя пальцами одновременно? Если так – то эта статья для вас! В ней мы разберем 6 способов улучшить эффективность торможения на вашем велосипеде.
Припоминаете первые выезды на новом велосипеде? Или на новых тормозах? Поездка с друзьями и восторженные возгласы «вау, тормозит отлично!». Даже самый современный телефон или компьютер уже через год становится чуть менее мощным, так и с тормозами – раз за разом в крутом повороте всё сильнее вжимаешь ручку в грипсу и надеешься, что успеешь остановиться.
Идеальный выход из ситуации – купить новый комплект тормозов, но не у каждого есть достаточно средств на апгрейд, поэтому в этой статье мы разберем способы улучшения текущей тормозной системы вашего велосипеда.
Размер имеет значение
Когда разговор заходит о выборе размера ротора, обычно советуют ставить 160мм ротор для кросс-кантри, 180мм на трейловый велосипед и гонять с 200мм роторами даунхилл. Бытует мнение, что можно сразу установить мощные роторы на все велосипеды и получить на выходе более мощное, управляемое и надежное торможение. Переход с 180мм ротора на 200мм добавляет примерно 40 грамм веса – примерно столько же весит мультитул в вашем кармане. Но при этом к этим 40 граммам добавляется улучшенный тормозной момент на 10%! Кроме того, большой ротор быстрее остывает и медленнее нагревается за счёт увеличенного диаметра, что напрямую влияет на качество торможения на длинных спусках.
ВАЖНО: перед установкой ротора большого диаметра изучите рекомендации по установке завода-изготовителя вашей вилки и рамы. Есть вероятность, что 200мм ротор будет задевать перо рамы или на вилке будет крепление недостаточной длины.
Воздух не пройдет!
Не так важно какой марки и модели ваши тормоза (если вы гоняете на механике, то достаточно купить гидравлику), ведь они все работают по одному принципу: поршень в ручке толкает тормозную жидкость по гидролинии прямиком к поршням в калипере, а те в свою очередь давят на колодки, которые зажимают ротор. Тормозная жидкость, минералка или ДОТ, не сжимаются, тем самым всё ваше усилие от ручки передается без потерь на колодки.
Тем не менее, со временем по ряду причин в систему проникает воздух. А он в свою очередь сжимается, поэтому со временем ручка начинает проваливаться, а для остановки колеса надо прикладывать всё больше сил. В этом случае самое время прокачать тормоза с заменой тормозной жидкости. В интернете достаточно примеров правильной прокачки тормозов, поэтому данную процедуру вы можете выполнить самостоятельно при наличии необходимого оборудования или отдать в мастерскую.
Если же вы решили прокачать тормоза самостоятельно, держите маленький совет: во время прокачки аккуратно постукивайте по гидролинии и калиперу, чтобы застрявшие в них пузырьки воздуха вышли наружу. Желательно использовать какой-нибудь пластиковый инструмент, чтобы не повредить внешний вид тормозов. Воздух в системе – ваш враг, поэтому не оставьте ему ни одного шанса.
Притереть как следует
Притирка тормозов – это процесс, при котором небольшая мелкие частички материала тормозных колодок попадает на ротор и забивает мельчайшие поры в металле. В результате этого процесса повышается площадь контакта колодок с ротором и, как следствие, улучшается эффективность торможение.
Также притирка колодок – это процесс, который большинство велосипедистов попросту игнорирует. Мы привыкли жить в мире высоких скоростей, когда мы ждём сиюминутный результат, но вместо тщательной единоразовой процедуры мы попросту делаем несколько резких торможений и отправляемся покорять трейлы.
Найдите длинный и пологий спуск, наберите скорость и аккуратно начните тормозить без блокировки колес и без полной остановки. Почти полностью остановившись, отпустите тормоза и заново наберите скорость, после чего повторите процедуру.
Посмотрите на руль вашего велосипеда – вам всё нравится? Если нет – наведите там порядок. Современные тормоза дают достаточно широкие возможности для персональной настройки. Самое главное, что следует помнить при настройке положения ручек:
Подробно про настрйоку тормозных ручек читайте в нашей статье: Как настроить тормозные ручки.
Колодка колодке рознь
Тормозные колодки можно выделить в 2 большие группы – органические и металлизированные. Органические колодки чаще всего сделаны из волокон карбона и кевлара, связанных между собой резиной. Металлизированные колодки выполнены из металлических частиц, спрессованных под большим давлением.
Органические колодки плохо себя показывают на затяжных спусках из-за перегрева и очень быстрый износ в сырую погоду и при попадании на колодки воды. С другой стороны, они практически бесшумны и идеально подходят для прогулочных велосипедов и кросс-кантри. Металлизированные колодки же наоборот очень износоустойчивы, однако, за это приходится расплачиваться тишиной – они очень шумные. Зато на длинных спусках и в дождь можете не переживать, что ваши колодки закончатся.
Лайфхак: профессиональные гонщики эндуро частенько устанавливают спереди колодки из органики, а сзади – металлизированные, комбинируя мощность и износоустойчивость.
При переходе с одних колодок на другие изучите рекомендации производителя роторов – в некоторых случаях роторы подлежат замене.
Ротор – в центр
Во время торможения поршни в калипере давят на колодки, а те – на ротор. Если калипер установлен со смещением в одну из сторон, поршень или поршни с одной стороны давят сильнее, чем с другой, тем самым общая эффективность торможения снижается.
В первую очередь следует убедиться в том, что ваш ротор прямой и не погнут в результате падения, транспортировки или в силу других причин. Поставьте колесо в станок, покрутите и посмотрите на геометрию ротора. Если есть необходимость – с помощью специального инструмента исправьте геометрию ротора или отдайте механикам в мастерскую. Имейте в виду, что из-за перекоса калипера возможен неравномерный износ колодок. В случае необходимости замените колодки и повторите настройку.
Если ротор прямой и причина перекоса в калипере, то устранить проблему можно двумя способами.
Вот такими нехитрыми способами можно улучшить работу ваших тормозов и повысить эффективность их работы без замены на новые.
Ремонт тормозов велосипеда своими руками
Тормоза дисковые
Велосипедный дисковый тормоз — это комбинация стального диска (ротора), расположенного на втулке, с калипером — устройством, которое, собственно, и зажимает диск тормозными колодками. С тормозной ручки на руле усилие передается на тормоз тросиком (механический тип дискового тормоза) или по гидравлической линии (дисковые гидравлические тормоза).
Дисковые велосипедные тормоза тоже имеют свои преимущества. Они:
Многие дисковые велосипедные тормоза имеют только одну подвижную тормозную колодку. Вторая же крепится статично относительно рамной конструкции. Это существенно упрощает и удешевляет калипер. Но, правда, по мере износа велосипедисту придется подтягивать тормозную колодку, которая неподвижна.
Тормозные диски имеют стандартные размеры. Это 140, 160, 180, 185, 203 или 220 миллиметров.
Устройство и разновидности
Устройство ободных тормозов для велосипеда в техническом плане простое и их конструкция состоит из тормозных колодок, нескольких рычагов, тросиков и ручки. Многие начинающие велорайдеры используют их как основной вид тормозов. Они всё ещё популярны и используются в некоторых дисциплинах. К тому же они достаточно недорогие.
Существует несколько разновидностей данных систем:
Наиболее популярными являются V – образные. По-другому их называют векторными. Свое название получили благодаря V – образному способу крепления. Тросик, идущий с ручек, заходит с боковой стороны к одному из рычагов и соединяет их. Рычаги же крепятся на раме велосипеда, в специально отведенных для них месте. Если таковых не имеется, то устанавливаются съемные крепления, так называемые переходники. Подобная система обеспечивает наилучшее торможение.
Клещевые тормоза встречаются гораздо реже. В основном применяются на шоссейных велосипедах. Исходя из своей конструкции и получили подобное прозвище. Рычаги располагаются в форме клещей. Обладают маленьким весом. Имеют меньшую прочность из-за ненадежного крепления.
Кантилеверные были очень распространены до появления V – образных систем. Данный вид является предшественником первых. Но из-за более тяжелой настройки стали гораздо менее популярными и практически не используются. Хотя, если обратиться к мастеру и произвести профессиональную настройку устройства, то по эффективности они не будут уступать первым.
Гидравлический тип тормозов отличается от других тем, что здесь используется специальная жидкость. При нажатии на ручки, активируется гидролиния, которая действует на рычаги. Начинается торможение. В принципе, все то же самое, что и в остальных системах. Но, как говорилось ранее, здесь применяются жидкость или масло.
Настройка V-brake систем
Принципы настройки системы
Ободные тормоза должны правильно прижиматься к ободу колеса. Это важная часть их работы. При необходимости можно регулировать систему крепежа колодок. Колодки крепятся с помощью нескольких гаек с шайбами и резиновых прокладок. Если нужно что-либо подкорректировать, то в первую очередь ослабляются гайки. Теперь колодки можно слегка сдвигать. Они должны быть строго параллельно ободу колеса и не касаться покрышек. В большинстве случаев расстояние между ними должно быть не меньше 1 мм.
Но и здесь есть некоторые особенности. Если на велосипеде используются мягкие колодки, то при работе они слегка деформируются. Поэтому они должны располагаться не параллельно ободу, а таким образом, чтобы их передняя часть была буквально на 1 мм ближе, чем задняя. Этого можно добиться с помощью тонкой прокладки толщиной от 1 мм до 1,5 мм, которая подкладывается в задней части колодок. Если же используются жесткие, то они крепятся параллельно ободу колеса.
После настройки, нужно нажать на ручку и подтянуть гайки
При этом нужно обращать внимание на то, чтобы вся конструкция тормозов не сдвигалась с места. Кроме этого, можно настроить и рычаги
При правильной регулировке они зажимаются и расходятся синхронно. Если этого не происходит, необходимо обратить внимание на регулировочные винты, которые находятся у самого основания рычагов. При избыточном отклонении винт откручивается. Если отклонение недостаточное – закручивается.
Процесс смазки
Здесь все довольно просто. В качестве смазки годным решением будут аэрозоли. Также применяются и некоторые масла. В основном смазка наносится на тросики. Чтобы все равномерно распространилось, стоит несколько раз нажать на тормозные ручки. Тросики выполнят движение, и смазка ляжет более равномерно.
Все делать аккуратно и стараться не допускать попадания на обод колеса велосипеда и на колодки системы. Если подобное случилось, хорошо протереть обезжиривателем. Иначе торможение будет менее эффективным.
Замена ободных тормозов
Замена V – образных тормозов достаточно простая. Самое главное в процессе не торопиться. Колодки бывают разные и какие именно использовать, лучше спросить в специализированном магазине.
Первое с чего начинать – снятие гаек и шайб. После, старые колодки отделяются от основного тормозного устройства. Новые колодки ставятся на место прежних. При этом нужно, чтобы они были направлены на обод. Чтобы избежать скрипов во время езды, нужно проследить за тем, чтобы колодки полностью контактировали с ободом.
Советы по регулировке
Правильная регулировка и настройка тормозов — важное условие для эффективного функционирования системы. Исходя из специфических особенностей ободных комплектов, существует ряд условий, соблюдение которых поможет добиться оптимального результата в процессе регулировки:
Исходя из специфических особенностей ободных комплектов, существует ряд условий, соблюдение которых поможет добиться оптимального результата в процессе регулировки:
Для векторных механизмов такой алгоритм включает следующие действия:
Результатом верно выполненных операций по наладке, является безупречно работающая тормозная система. Для проверки качества регулировки служат такие критерии:
После выполнения вышеперечисленных мероприятий, следует обязательная проверка на работоспособность. Первоначально она осуществляется на холостом ходу. Для этого переднее колесо приподнимается над поверхностью и раскручивается. Рукоятка управления резко зажимается. При правильной наладке колесо сразу же останавливается. Таким же образом проверяется заднее колесо. Следующий этап – проверка в действии. Велосипед разгоняется на коротком отрезке, расстоянием 5-10 м, резко выжимается тормозная рукоятка. Если байк останавливается на половине хода рычага, обслуживание системы было выполнено правильно, если нет, необходимо выяснить причину и устранить ее.
Регулировка механических дисковых тормозов на велосипеде.
Сегодня популярными становятся дисковые тормоза, и сумасшествие по ним началось примерно 4 года назад. Дело вовсе не в надежности, а в том, что наличие их на велосипеде создает впечатление гоночного мотоцикла либо подчеркивает крутость владельца такого байка.
Главные особенности дисковых тормозов:
Регулировать дисковые тормоза необходимо следующим образом:
Настройка v brake ободных тормозов
В настоящее время на горных велосипедах широко используется тормозная система v-brake, поэтому мы расскажем на ее примере, как осуществляется регулировка тормозов велосипеда в случае с ободным тормозом. Настройка других ободных тормозов делается аналогично. Отличие будет состоять лишь в том, что болтики и винтики, которые нужно покрутить, могут находиться в других местах. А подход во всем один (даже в случае с дисковыми тормозами).
Итак, основное правило — колодки должны быть параллельны ободу. Зазор между колодкой и ободом должен быть 1 мм. И обе колодки должны располагаться симметрично.
Схема работы
Принцип действия системы основан на использовании силы трения, возникающей в процессе взаимодействия тормозных колодок и обода колеса.
Конструктивно любая ободная система включает:
Схема работы комплекта достаточно проста. При физическом воздействии на рукоятку управления, усилие, через тросики передается на рычаги с закрепленными на них колодками. Происходит зажатие обода колеса между поверхностей колодок. В результате байк замедляется или останавливается. Чем больше сила приложения, тем сильнее зажимается обод, тем быстрее замедляется объект.
В сравнении с другими видами ободные механизмы торможения имеют массу преимуществ: они не дорогие, простые в обслуживании и ремонте, имеют высокую степень модуляции, практически не оказывают вредного воздействия на втулки и спицы колеса.
Вместе с тем, данная конструкция имеет ряд существенных недостатков, которые рекомендуется учитывать при выборе и приобретении байка.
Настройка и регулировка ободных тормозов v brake на велосипеде.
В подавляющем большинстве случаев на бюджетных велосипедах, прогулочных и детских велосипедах устанавливают v brake. Это ободные тормоза с приемлемой мощностью и модуляцией ― не осуществляется блокировка колеса.
Перед началом работы необходимо обеспечить себя следующим инструментом: шестигранник на 5 мм и 3 мм, отвертка, а также плоскогубцы.
Особенности настройки v brake:
Выше были представлены краткие инструкции для тех, кто любит закрепить свои знания не только при помощи видео, но и в текстовом формате. Тормоза велосипеда, виды, настройка ― присутствуют в этой статье.
Каждая тормозная система сопровождается ознакомительной инструкцией, особенно сложные ее виды ― гидравлический вариант. Для них существуют ограничения в подборе жидкости и если не соблюдать советы, то халатное отношение и заливка чего попало приведет к получению травмы и нервному стрессу. Если нет желания посещать травматолога ― придерживайтесь правил.
Любой из типов тормозов со временем изнашивается и подлежит замене. Практика показывает, что менее уязвимы дисковые модификации, которые могут прослужить достаточно долгое время. Если неправильно их отрегулировать, то индекс зажима между передним и задним тормозом будет разным. Кто-то скажет, что причина в длине троса, так как передняя часть в два раза короче задней.
Если тросик закрыт не полностью, то старайтесь его смазывать. Дело в том, что внутри резиновой шланги есть стальная трубка, которая отвечает за плавное и свободное скольжение троса. Со временем она ржавеет, а это приводит к разрывам и его расплетению и чтобы такого нюанса избежать, желательно нанести немного капель машинного масла либо солидола на него.
Достоинства и недостатки
Как и у любых систем, у ободных тормозов имеются как плюсы, так и минусы. Т.к. большинство спортсменов, использующих ободные тормоза, используют V-Brake систему, то стоит рассказать о достоинствах и недостатках именно этой конструкции.
Среди наиболее главных преимуществ можно выделить следующие пункты:
Если говорить об обратной стороне V – образных тормозов, то можно отметить несколько нюансов, а именно:
КАК НАСТРОИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ИНСТРУКЦИЯ
Настройка дисковых тормозов на велосипеде не есть сложным процессом. Сейчас сами в этом убедитесь. Давайте выясним, как настроить дисковые тормоза на велосипеде самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам:
РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗА
Тормоза нужно настраивать так, чтобы регулировка на ручке была выкручена минимально, потому, лучше поправить положение тросика на рычаге калипера. Так резьба ручек будет сохранена от повреждений.
Регулировка ободных тормозов
Регулировка ободных тормозов (практически все современные – это тип V-Brake) очень проста и не требует никаких особых условий. Причём из-за «открытости» механизма обслуживание обычно заключается не в работе с конструкцией, а в замене колодок.
Типы креплений
Перед регулировкой в первую очередь следует удостовериться, что ободные тормоза, действительно, V-Brake. Собственно, ободных типов креплений существует три:
Кантилеверные тормоза
Разбирается каждый тип по-разному, но подавляющему большинству придётся столкнуться только с первым типом.
Снимаем тормоза
Идём по следующим шагам:
Очень важно на последнем шаге не потерять правильную последовательность шайб. Они идут парами – выпуклой и вогнутой
От их установки зависит дальнейшая регулировка.
Обновление и замена колодок
Самое частое обслуживание – это замена или обновление колодки велосипедных тормозов.
Обновления обычно достаточно после длительного хранения. Поверхность обода и колодки обезжиривается, и, в зависимости от оставшейся толщины резины, снимается её верхний слой, так как он «дубеет» и от мороза при хранении, а также от нагрева при активном торможении.
Сменные картриджи для картриджных тормозных колодок
Реже делается замена колодки. После выкручивания винта поддевается и удаляется старая колодка, а на её место устанавливается новая. Здесь требуется аккуратность при выборе, поскольку единого стандарта нет, и паз для винта может не подойти, да и сама колодка на площадке может не лечь. К счастью, любые проблемы с размером разрешаются с помощью острого ножа. В случае картриджной колодки подрезание скорее всего не будет помогать, но такие случаи достаточно редки.
Если регулировки винта не хватает, требуется укоротить или удлинить тросик. Это делается на самих тормозах. Напротив рубашки, на противоположенном элементе, тросик зажат фиксатором, который откручивается шестигранником. Для этого надо открутить болт фиксатора, подтянуть или ослабить трос, закрутить фиксатор обратно. Лишнюю длину троса можно обрезать, хотя многие оставляют его в скрутке на случай обрывов, хотя практика показывает, что такие «запасы» никому не помогают.
После ослабления или полного выкручивания винтов фиксации колодок они могут быть сдвинуты в любом направлении.
Выкрученный винт фиксации колодок
Эту регулировку следует делать, не снимая колес, чтобы чётко разместить колодку. Итак, как должна встать колодка:
После установки колодок в соответствии с этими условиями винты закручиваются, тормоза проверяются.
Средний уровень: настройка на велосипеде дисковых тормозов с механическим (тросовым) приводом
Перед наладкой любых дисковых тормозов следует проверить:
Технология, включающая пункты, как отрегулировать дисковые механические тормоза на велосипеде, состоит в следующем:
отсоединить приводной тросик от тормозной машинки (калипера);
отпустить два винта крепления калипера к корпусу тормозного узла;
выдвинуть неподвижную колодку (располагается ближе к спицам колеса) с помощью болта, расположенного с внутренней стороны калипера;
прижать калипер так, чтобы статичная колодка соприкасалась с ротором;
завернуть винты крепления калипера к корпусу тормозного узла (внимание – плоскость колодки не должна сместить от плоскости ротора);
вращая соответствующий винт, добиться минимального зазора между неподвижной колодкой и ротором;
вращая рычаг, к которому крепится трос, удостовериться, что в зажатом положении ротор не перекручивается, а равномерно изгибается по направлению к статичной колодке (в случае несоблюдения требования, следует повторить настройку калипера);
установить и зафиксировать трос.
После выполненной настройки рабочего узла дисковых тормозов следует отрегулировать момент схватывания, вращая регулировочные барабаны возле тормозной ручки и калипера.