длт почему так называется

Дом Ленинградской Торговли, ДЛТ: история появления.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Oct 20, 2014 · 12 min read

Аббревиатура ДЛТ была и остаётся знакомой многим далеко за пределами Ленинграда. Да и не только аббревиатура, но и само огромное застеклённое здание серого цвета на улице Желябова знали все ленинградцы и большинство гостей нашего города. В советское время приезжие, отправляясь “в центр” за покупками, метались между тремя большими торговыми точками — Пассажем, Гостиным двором и ДЛТ.

В “Гостинке” купить можно было всё, но вокру г тесно, хамовато и душно, Пассаж специализировался на товарах для женщин, а ДЛТ — на детских товарах. На узкий тротуар улицы Желябова под вечер вываливались усталые, но удовлетворенные граждане, держащие в каждой руке по пять пакетов, груженых пластмассовыми Буратино, Олимпийскими Мишками и железными дорогами, карнавальными костюмами и зимними сапогами навырост. Среди ленинградских детей не найдётся ни одного, кому что-нибудь не купили в ДЛТ.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Как при открытии более ста лет назад назывался любимый многими магазин? При чём тут Офицерское собрание и Военторг? Что необычного в его конструкции? Почему он называется ДЛТ, а не ЛДТ? Давайте разберёмся, что к чему и почему.

Когда сто с лишним лет назад рассматриваемый нами торговый дом строился, он меньше всего предназначался для детей — к продаже планировались исключительно “мужские товары” для столичного гвардейского гарнизона. Несмотря на значительные выплаты — пайковые, прогонные, квартирные, на содержание денщиков — денег гвардейцам никогда не хватало. На казённом обеспечении находились только нижние чины, а офицерам выплачивалось жалованье, на которое они должны были не только столоваться и одеваться, но и вести довольно расточительный образ жизни. Положение обязывало снимать достойные квартиры, посещать хорошие рестораны — “Кюба”, “Донон”, “Контан”, “Медведь” (все, кстати, в двух шагах от Конюшенной), заказывать дорогое шампанское, в меру кутить (а вот посещение портерных, пивных, вокзальных буфетов категорически запрещалось).

Офицеры ежемесячно скидывались на Офицерское собрание, сообща делали дорогие подарки выходящим в отставку однополчанам. В общем, честь мундира подразумевала не только “гвардейское” поведение, но и соответствующие траты. Положение положением, но жить как-то было надо, и, после длительных дискуссий по вопросу “совместима ли коммерция с офицерской честью?”, снабжением самих себя Офицерское собрание решило заняться самостоятельно.

В 1891 году было учреждено кооперативное акционерное общество, целью которого было “доставлять своим потребителям необходимые для них предметы, главным образом обмундирование, снаряжение, обувь и бельё вполне хорошего качества по возможно дешёвым ценам”. Вступить в общество имели право все офицеры гвардейских частей, а вот негвардейцы могли стать “годовыми подписчиками”, заплатив членский взнос. Император Александр III, генерал от кавалерии и генерал от инфантерии, пожертвовал 25 тысяч рублей, ставшие неприкосновенным капиталом компании.

Первый военторг, что-то вроде военного распределителя, открыли на углу Кирочной и Литейного, в недавно построенном здании Офицерского собрания (1898). Назвав номер пая, покупатели могли приобрести как промышленные, так и продовольственные товары по щадящим “внутренним” ценам. Вскоре полезный адрес стал известен и горожанам, и каждое утро на Литейный за “мясом, живностью и дичью” стекались ушлые штатские. Купцы возмутились: дескать, недоброкачественная конкуренция! Но чиновники рассудили, что Гвардейское экономическое общество платит налоги наравне с остальными торгово-промышленными заведениями и вольно назначать цены по своему усмотрению.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Крыло здания на Кирочной быстро перестало вмещать всех желающих, прибыль росла, как снежный ком, и в 1907 году военные решили перевести бизнес на новые рельсы — построить в центре города огромный фешенебельный универмаг не хуже парижских “Больших магазинов”.

Строить решено было на участке, где в XVIII веке жил несчастный кабинет-министр Артемий Волынский, казненный Анной Иоанновной. Был канцлер не то чтобы особенным патриотом, но политически деятельным и инициативным, за что и пострадал. В 1907 году участок от Конюшенной до Мойки и купило Гвардейское экономическое общество. На участке дома №21 находился извозчичьий двор — каменное двухэтажное здание, называемой “Волынским” или “Волынкиным” двором. В построенном в 1836 году доме №23 находились так называемые Волковские номера — небольшая дешёвая гостиница. Здесь останавливались М. И. Глинка и М. Е. Салтыков-Щедрин.

Источник

Каким Дом ленинградской торговли был 110 лет назад? Рассказывает Лев Лурье

Подписаться:

Поделиться:

В этом году одной из главных достопримечательностей Петербурга — Дому ленинградской торговли — исполняется 110 лет. По этому случаю мы попросили культуролога и историка Льва Лурье рассказать о судьбе здания на Большой Конюшенной до того, как оно стало местом паломничества петербургских модников и туристов. Многие фотографии, сопровождающие рассказ, публикуются впервые.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1910-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1910-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Витрины ДЛТ в 1920-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1920-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Когда-то в ДЛТ можно было найти абсолютно все, в том числе и спальные кровати, 1920-е годы

Служба в гвардии была необычайно разорительна и вплоть до позиции ротмистра или полковника жалование совершенно не покрывало траты гвардейца. Но служить было нужно: во-первых, чтобы завоевать положение, во-вторых, получить необходимые знакомства, в-третьих, дойти до высшего чина, и только потом все это вкупе могло обеспечить некую карьеру. Многие гвардейцы такого сложного и долгого пути не выдерживали и были вынуждены прибегать к странным методам зарабатывания денег: кто-то играл в карты, а кто-то был на содержании у богатой купчихи. Конечно, это не красило гвардейца, поэтому государь Александр III решил дать деньги на основание Гвардейского экономического общества — кооператива или закрытого акционерного общества, где каждый вступивший и внесший определенный пай получал возможность покупать товары со скидкой. Более того, по состоянию в «обществе» гвардеец получал дивиденды: они шли с наценки, сделанной для остальных покупателей.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Витрины ДЛТ в 1930-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1930-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

В советские годы в ДЛТ располагались собственные цеха по пошиву одежды, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1930-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Отдел хлопчатобумажных тканей в Доме ленинградской торговли, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1930-х годах

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Дом ленинградской торговли в 1930-х годах

Гвардейское экономическое общество было весьма успешным — с высоким качеством товаров, со своими приказчиками, с замечательным зданием на Большой Конюшенной, специально построенным архитектором Эрнестом Виррихом. Именно там отоваривались все русские военачальники, все Деникины и Колчаки: подходили к кассе, говорили «№895А» или «№617У» и получали то, что они хотели. Из-за такой популярности кооператива некоторым лавкам по соседству пришлось закрыться — они попросту не выдерживали конкуренции. А после революции, в 1918 году, в здании открылся Первый государственный универсальный магазин, который в 1927 году был преобразован в Дом ленинградской кооперации Ленинградского совета потребительских обществ, сокращенно названный ДЛК. В 1935 году за зданием закрепилось название ДЛТ — Дом ленинградской торговли.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Отдел парфюмерии ДЛТ на зарядке, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Наружный вид, в овале — главный вход перед открытием, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Комнаты для детей покупателей, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Отдел искусственных цветов и самоцветов в ДЛТ, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Отдел детского платья, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Комнаты для пробы музыкальных инструментов в ДЛТ, 1930-е годы

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Ателье для приема индивидуальных заказов в ДЛТ, 1930-е годы

До начала 70-х Дом ленинградской торговли был вместилищем достаточно качественных и довольно дорогих товаров. Жены профессоров, часто практикующие дантисты, футболисты команды «Зенит» могли купить там какой-нибудь чешский пиджак. Конечно, «заграничное» привозили и в «Пассаж», и в «Гостиный двор», но в ДЛТ был больший выбор того, что в советское время называлось «дефицитом».

Здесь важен один небезызвестный факт: в конце 60-х годов появилась «сибирская нефть», а с ней и больше денег у населения — разница между богатыми и бедными стала не такой значительной. Всякий мог претендовать на покупку пыжиковой шапки. Но пыжиковых шапок было меньше количества людей, готовых их купить, так и образовалось понятие «дефицита». В ДЛТ, как и в «Гостином дворе» и «Пассаже», было очень много отделов, но никогда не было известно, где появятся эти дефицитные товары. Поэтому если вы — алкоголик шопинга, ходить туда нужно было регулярно.

Источник

Владелец ЦУМа решил изменить статус старейшего универмага Петербурга

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Специализирующаяся на торговле люксовыми товарами группа Mercury в декабре 2020 года направила в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) заявление, в котором просит изменить статус здания Дома ленинградской торговли (ДЛТ), старейшего универмага Санкт-Петербурга. Здание ДЛТ, по замыслу ретейлера, следует признать объектом культурного наследия не регионального, а федерального значения. Об этом говорится в материалах ООО «Меркури», операционной компании ДЛТ.

Шестиэтажное здание площадью 32 тыс. кв. м, построенное по проекту академика архитектуры Эрнеста Вирриха, известно как один из первых универсальных магазинов в России. Бывший Торговый дом Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной улице был открыт в 1909 году. Свое нынешнее название он получил в 1935 году после того, как стал частью сети «ГлавУнивермаг».

В 2005–2012 годы здание находилось на реконструкции с расширением. В соответствии с инвестконтрактом после завершения реконструкции новым собственником здания стала группа Mercury.

Чем известна Mercury

Группа основана в 1993 году и сейчас управляет, в частности, универмагами ЦУМ в Москве и ДЛТ в Петербурге. На площади 70 тыс. кв. м, находящихся под управлением группы, по ее собственным данным, продаются коллекции более 1,5 тыс. брендов: в частности, Dolce&Gabbana, Valentino, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Balenciaga, Saint Laurent, часы и ювелирные украшения, а также парфюмерно-косметические марки.

Владельцами Mercury считаются Леонид Фридлянд и Леонид Струнин.

длт почему так называется. Смотреть фото длт почему так называется. Смотреть картинку длт почему так называется. Картинка про длт почему так называется. Фото длт почему так называется

Решение об изменении категории объекта культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия, пояснил представитель КГИОП, добавив, что акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненной по заказу ООО «Меркури», будет перенаправлен на рассмотрение по существу в Министерство культуры.

Что меняет смена категории памятника культуры

Изменение статуса с регионального на федеральное значение, «кроме престижности, не несет никаких правовых последствий», отметил представитель Минкультуры.

Процедура смены категории памятника культуры сложная, и собственники зданий редко ей пользуются, так как в финале необходимо постановление правительства РФ о включении памятника федерального значения в список, курируемый Минкультуры, напоминает зампредседателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. По его мнению, одной из вероятных причин для смены категории объекта на федеральную может быть желание собственника уйти из-под юрисдикции КГИОП.

Минкультуры зачастую более либерален к застройщикам, считает Кононов. В качестве примера он приводит реконструкцию Никольских рядов в Санкт-Петербурге, когда собственники не получали одобрения КГИОП, перевели объект в подчинение министерству, которое согласовало снос половины памятника.

По закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, может компенсировать часть затрат на сохранение здания. Смена категории объекта, возможно, требуется для получения федерального финансирования, предполагает руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.

Инвестиции в реконструкцию ДЛТ составили более 2 млрд руб., сообщала ранее Mercury. На запрос РБК в группе не ответили.

Источник

null ДЛТ от «Торгсина» до ЦУМа

ДЛТ от «Торгсина» до ЦУМа.

«Дом Ленинградской Торговли» (ДЛТ) – старейший универмаг Санкт-Петербурга, любимый с детства многими жителями и гостями северной столицы, отметивший своё столетие в 2009 г. Это величественный памятник архитектуры начала ХХ века, сочетающий в себе черты модерна и неоклассицизма.

Здание магазина, расположенное в центре города на Большой Конюшенной улице, было сооружено по проекту академика архитектуры Эрнеста Вирриха при участии знаменитых зодчих Леонтия Бенуа и Павла Сюзора в 1908 г. 7 декабря 1909 г. в нём был открыт Торговый дом. Эту дату и принято считать датой основания ДЛТ (Братющенко Ю.В. Дом Ленинградской торговли. СПб., 2000. С.7). Позже, в 1912-1913 гг. под руководством архитектора И. Л. Балбашевского была осуществлена вторая очередь строительства – построен Малый зал универмага. Именно тогда, здание приобрело современный вид.

Данная статья подготовлена на основании документов первичной партийной организации торговой фирмы «ДЛТ», а также с привлечением материалов из фонда Куйбышевского РК КПСС Ленинграда, хранящихся в фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб).

В период с 1924 г. по 1931 г. существовала ячейка ВКП(б) универсаля «Дом ленинградской кооперации» (ДЛК) коллектива ВКП(б) Отдела промышленных товаров Ленинградского совета потребительских обществ (ЛСПО), а с 1932 г. – коллектив ВКП(б) универмага «Дом ленинградской кооперации» ЛСПО. В 1930-х гг. торговый дом стал называться центральным магазином «Торгсин», а с 1935 г. – «Домом ленинградской торговли». В связи с этой юбилейной датой любимейшего универмага петербуржцев, с 80-летием его официального названия, существующего и в настоящее время, хочется немного окунуться в его историю и проследить путь становления и развития на основании партийных документов, хранящихся в ЦГАИПД СПб.

Как видно из документов – протоколов партийных собраний, отчетов в райком, – первичная партийная организация ДЛТ вела активную работу непосредственно среди работников торговли, принимала в КПСС новых членов; проводила воспитательную работу в духе коммунистической морали, заботилась о повышении роли коммунистов в труде, общественно-политической и хозяйственной жизни фирмы, добивалась улучшения качества продукции и обслуживания покупателей, что позволило универмагу занять одно из ведущих мест в районе и показательного универмага в системе советской торговли в довоенное время.

В конце 1920-х гг. в ДЛК начинается «оккомунизирование» работников торговли, которое усиливается в первой половине 1930-х гг. В универмаге разворачивается соцсоревнование между отделами, этажами (ЦГАИПД СПб (далее в ссылках название архива опущено). Ф.1944. Оп.1. Д.217. Л.3). В 1930-е гг. ДЛК принимает активное участие на предмет недопущения искоренения колхозной торговли, практикуя посылку коммунистов и беспартийных работников-активистов на проверку на места (Ф.1944. Оп.1. Д.141. Л.14).

Резолюция пленума ячеек промтоварной и хозяйственной групп парторганизации ДЛК. 1932 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1944. Оп. 1. Д. 141. Л. 14.

К середине 1930-х гг. усиливается административный контроль партии в торговле, которая определяет ассортимент товаров, план товарооборота и т.д. Все планы и задания теперь спускаются «сверху», а руководящие работники часто подменяются партийными (Ф.1944. Оп.1. Д.61. Л.9). В ДЛК проводятся партийные собрания, где обсуждаются итоги съездов ВКП(б), проводится политучеба с молодежью, политагитация, усиливается трудовая дисциплина, борьба за пятилетку в четыре года, проводится воспитательная работа среди беспартийной молодежи. При ДЛК работают кружок текущей политики и кружок истории ВКП(б) (Ф.1944. Оп.1. Д.135. Л.1-3,8).

В целях развития соцсоревнования и демонстрации лучших образцов ударной работы ДЛТ проводит Дни ударника, выпускает стенгазеты, посвященные развитию соцсоревнования, принимает участие в конкурсах между показательными универмагами Ленинграда (Ф.1944. Оп.1. Д.217. Л.15, 70).

Во время Великой Отечественной войны работа универмага не прекращалась. С первых дней войны по призыву ЛГК ВКП(б) о создании в Ленинграде «Ленинградской армии народного ополчения» (ЛАНО) часть работников ДЛТ добровольно вступила в его ряды, начали поступать заявления о добровольном вступлении в Красную армию (Ф.1944. Оп.2. Д.1. Л.1-2). Работа в ДЛТ была перестроена на военный лад.

Протокол № 11 закрытого партсобрания парторганизации ДЛТ.

30 июня 1941 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 1944. Оп. 2. Д. 1. Л. 1-2.

Универмаг принимал активное участие в работе местной противовоздушной обороны (МПВО). Были созданы команды: химическая, медицинская, пожарная и аварийно-восстановительная в количестве 185 человек, преимущественно из молодежи, которая с первых дней войны находилась на казарменном положении (Ф.1944. Оп.3. Д.1.Л.27). Бойцы МПВО во время артобстрелов охраняли здание, обезвреживая бомбы, попавшие на крышу. Сотрудники универмага также работали на оборонительных сооружениях Ленинграда, на уборке овощей в подшефном хозяйстве, оказывали помощь родным красноармейцев, ушедших на фронт. Так, например, 8 жен красноармейцев были приняты на работу в ДЛТ (Ф.1944. Оп.2. Д.10. Л.7).

Информация универмага ДЛТ в Куйбышевский РК ВКП(б) о помощи оказанной семьям красноармейцев. 1943 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1944. Оп. 2. Д. 10. Л. 7.

Осенью 1941 г. в ДЛТ начинается сбор теплых вещей для Красной армии, а с прикреплением подшефного госпиталя был организован сбор посуды, постельного и нижнего белья, а также хозинвентаря, проводился сбор средств на подарки раненым бойцам, велось дежурство в палатах, оказывалась помощь раненным бойцам (Ф.1944. Оп.2. Д.1. Л.8,9,11). В 1941 г. был организован сбор денег на «Танковую колонну». К 24-й годовщине революции в универмаге развернулось предоктябрьское соцсоревнование, которым были охвачены все работники. Выпускались боевые листки, в Красном уголке проводились лекции и беседы, работали местная печать и библиотека. Перед работниками ДЛТ стояла сложная задача – создать в условиях войны и блокады в коллективе твердую дисциплину, добиться выполнения взятых обязательств по соцсоревнованию, выполнению плана товарооборота и производственного плана (Ф.1944. Оп.2. Д.1. Л.10-11).

Из протокола № 15 партсобрания парторганизации ДЛТ.

25 сентября 1941 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 1944. Оп. 2. Д. 1. Л. 8.

На собраниях в этот период обсуждались вопросы, выполнения товарооборота и производственной программы, готовности объекта к зимним условиям, готовность объекта по МПВО, культуры обслуживания покупателя в городе-фронте и др. (Ф.1944. Оп.3. Д.1. Л.11).

В июне 1942 г. ДЛТ был слит с универмагами «Пассаж» и «Фрунзенский», от которых принял оставшийся товар, инвентарь, машины, рабочую силу (Ф.1944. Оп.2. Д.6. Л.12.). В связи с расширением ДЛТ был увеличен план товарооборота (Ф.1944. Оп.2. Д.6. Л.13,35).

Из протокола № 24 общего партсобрания парторганизации ДЛТ.

23 июля 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 1944. Оп. 2. Д. 6. Л. 12-13.

С 1 января 1943 г. были выведены из продажи ткань, обувь, готовое платье, а с 1 февраля товары стали продаваться по ордерам, распределяемым по предприятиям и выдаваемых в магазинах. Ордера выдавались, как правило, стахановцам (Ф.1944. Оп.2. Д.11. Л.2).

За весь период блокады работники универмага выезжали и на заготовку дров (Ф.1944. Оп.2. Д.6. Л.13,18).

Как и многие здания Ленинграда ДЛТ получило значительные повреждения во время блокады. Сразу после снятия блокады постепенно начинает восстанавливаться здание универмага, а коллектив пополняться кадрами (Ф.1944. Оп.3. Д.2. Л.16-18), а в ноябре 1944 года универмаг уже заработал в обычном режиме, несмотря на трудности ещё военного времени. Так план товарооборота за 4 квартал 1944 года был выполнен на 104,4% (Ф.1944. Оп.3. Д.6. Л.13).

За весь период Великой Отечественной войны ДЛТ был действующим универмагом, и дружная работа всего коллектива обеспечила выполнение плана товарооборота, хорошую подготовку объекта в зимних условиях, обеспечила требуемое количество рабочей силы на строительство оборонительных сооружений, мобилизовала коллектив на очистку города, тем самым выполнив общие задачи, стоящие перед тылом (Ф.1944. Оп.3. Д.1. Л.5). На его капитальный и текущий ремонт здания ДЛТ в 1944 г. дирекции универмага был отпущен 1 млн. рублей. Многие работники универмага овладели строительной специальностью для его восстановления (Ф.1944. Оп.3. Д.1. Л.46, 60об.). ДЛТ восстанавливали в 1944-1947 гг. (Ф.1944. Оп.3. Д.12. Л.21; Ф.1944. Оп.3. Д.17. Л.29). Коллектив универмага провел большую работу по восстановлению районного хозяйства, были созданы бригады штукатуров, каменщиков из работников, получивших вторую строительную специальность дополнительно к основной профессии торгового работника (Ф.1944. Оп.3. Д.2. Л.30).

Теперь перед универмагом стояла задача – обеспечить население Ленинграда всеми товарами в широком ассортименте и высокого качества, повысить культуру торговли (Ф.1944. Оп.3. Д.12. Л.21).

В первые послевоенные годы универмагом ещё не проводилась «борьба» с промышленностью за разнообразие фасонов, поэтому в продаже были в основном, как и везде, платья в горошек, однотипные модели обуви, отсутствовали детские сорочки. Сложно было купить хороший галстук или мужскую шляпу, а работники прилавка плохо прислушивались к спросу покупателей (Ф.1944. Оп.3. Д.13. Л.14-15).

С середины 1950-х гг., наряду с организацией передачи опыта лучших работников молодым специалистам, проведением бесед-совещаний для повышения знаний и мероприятий по воспитанию и подготовке кадров, ДЛТ начинает уже на новом уровне проводить мероприятия по расширению ассортимента и улучшению качества продаваемых товаров, а также работу по изучению покупательского спроса. Товароведы организуют для продавцов специальные экскурсии на предприятия для ознакомления с ними с целью улучшения качества продукции и обслуживания покупателей. Проводится работа с жалобами потребителей. Так, например, в 1954 г. поступило 15 жалоб от покупателей об отсутствии в продаже школьных костюмов, х/б халатов, детских шерстяных платьев, костюмов из сурового полотна, недостаточное количество товара в отделе «Малютка» и очень много жалоб на недостающие большие размеры мужской одежды (Ф.1944. Оп.6. Д.5. Л.14-15). Ведётся работа по устранению причин, порождающих жалобы (Ф.1944. Оп.6. Д.5. Л.19-21).

В 1955 г. резко возросла продажа электрорадиотоваров и товаров, облегчающих быт: стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры, абажуры. Возрос товарооборот и в секции мебели (впоследствии была ликвидирована), ассортимент которой был очень велик и пользовался огромным спросом, а швейный отдел имеет тесный контакт с «Домом моделей», т.к. Ленинградский дом моделей одежды выпускал современные, яркие и модные вещи (Ф.1944. Оп.6. Д.5. Л.16,31). Проводятся выставки-продажи (парфюмерия, шелк, женские головные уборы, изделия фабрики «Светоч»), которые помогали выявлять спрос покупателей, улучшаются оформление витрин, демонстрация товаров в торговом зале и появляется секция по продаже товаров без помощи продавца (самообслуживание) (Ф.1944. Оп.7. Д.4. Л.61).

По инициативе ДЛТ организовано производство ряда товаров, ранее не выпускавшихся: на фабрике «Красное Знамя» ползунки трикотажные, трикотажные сорочки с цельнокроенным воротником, возобновилось производство шитых трикотажных варежек с начесом из отходов (Ф.1944. Оп.6. Д.5. Л.16).

В 1953 г. большое внимание стало уделяться культуре торговли, универмаг борется за активную демонстрацию товара, за оказание помощи покупателю в выборе товара (Ф.1944. Оп.5. Д.1. Л.46, 47). Проводится ряд мероприятий по расширению торговой площади, по улучшению торгового оборудования, были капитально переоборудованы секции кожгалантереи, дамского конфекциона, детского готового платья и др. (Ф.1944. Оп.5. Д.1. Л.125). Также проводятся меры по наведению порядка в универмаге, по восстановлению пикета милиции. Это было вызвано тем, что, как сообщается в одном из протоколов, «… у нас много бывает цыган, которые пристают к покупателям и некоторым легковерным гадают, приходят и такие люди, которые продают какую-то краску для бровей, ресниц, губную помаду, которой у нас нет и все это рядом с нами, а мы сделать ничего не можем … они пользуются большим скоплением людей и отсутствием милиции…» (Ф.1944. Оп.6. Д.1. Л.60).

Вопрос о повышении культуры торговли в универмаге особенно остро встаёт в 1956 г. Об этом говорят выдержки из протоколов партсобраний: «Культуры у нас мало, три года назад в ковровом отделе упаковывали подушки, ковры в бумагу, а теперь перевязываем верёвкой и только. Подушки в отделе только показываем, а продажу производим с Волынского переулка. Бумаги обёрточной дают очень ограниченно, бумага плохая, ломается и не по формату товаров» (Ф.1944. Оп.7. Д.1. Л.4); «Больше надо уделять внимания улучшению культуры торговли в универмаге. Работники отдела культтоваров на своих производственных совещаниях, на партгруппе неоднократно ставят вопрос о устройстве примерочной в спортсекции и никаких результатов»; «Необходимо дать больше места под продажу ковров, обоев, клеёнки» (Ф.1944. Оп.7. Д.1. Л.2); «У нас устроена маленькая камера для зарядки фотоаппаратов, куда проникает свет и нет подсобных помещений. Мы из-за плохой организации продажи теряем постоянных покупателей. Сейчас фотоаппараты уже не дефицит и их нужно продавать с удобствами для покупателей.» (Ф.1944. Оп.7. Д.1. Л.5). В том же 1956 г. было предусмотрено раскрытие всех уличных витрин по улице Желябова и по Волынскому переулку, что позволило улучшить культуру показа товаров и увеличило приток естественного света в универмаг (Ф.1944. Оп.7. Д.1. Л.2).

Больше внимания стало уделяться и образованию. В 1957 г. в универмаге была организована вечерняя школа для молодежи – 8-й класс, где работники без отрыва от производства имели возможность получать образование (Ф.1944. Оп.7. Д.4. Л.52).

В начале 1960-х гг. универмаг для обеспечения плана товарооборота проделал значительную работу по более рациональному размещению торговых отделов, перераспределению площади между товарными группами в соответствии с изменениями в структуре покупательского спроса и специализации ассортимента. В результате была значительно увеличена площадь для торговли товарами, по которым спрос резко увеличился: готовое платье, трикотаж; организована секция мужских брюк, курток и полупальто.

Специализация торговли сопровождалась освоением продажи новых товаров: была организована торговля предметами ручного труда для детей «Умелые руки», новинками бытового и культурного назначения, предметами убранства квартир и другими товарами. Для лучшего удовлетворения спроса дачников и туристов, приезжающих в Ленинград, универмаг открыл свои павильоны на пляже в Солнечном, а также киоски по продаже сувениров в Эрмитаже и в музее «Исаакиевский собор». В летнее время универмаг проводил торговлю с лотков мелкими товарами по улице Желябова (Большая Конюшенная) (Ф.1944. Оп.7. Д.13. Л.74-75).

В этот период читаются лекции о культуре речи продавца, выпускается специальная стенная газета, посвященная жалобам, начинают проводиться конкурсы на лучшего продавца универмага, победители которых награждаются нагрудными значками. В целях увеличения товарооборота и культуры обслуживания, на 3-м этаже универмага было организовано комплексное обслуживание мужским ассортиментом, перестроены секции мужских костюмов, мужских пальто, созданы специальные секции по продаже пиджаков и брюк. Организован киоск по торговле предметами мужского туалета (Ф.1944. Оп.7. Д.18. Л.13).

Кроме обычной продажи товаров широкое распространение получила продажа товаров в кредит, особенно таких товаров, как фотоаппараты и телевизоры, а также швейные изделия, ткани (Ф.1944. Оп.7. Д.20. Л.51).

В соответствии с решением исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся «Об организации в составе Главного управления торговли торговых фирм по продаже промышленных товаров» с 1 марта 1965 г. создается торговая фирма по продаже товаров для детей «Дом ленинградской торговли» в составе универмага ДЛТ и 15-ти магазинов бывшего торга «Ленодежда» (Ф.1944. Оп.7. Д.20. Л.48).

Красный уголок, идеологическая работа, коммунистическое воспитание трудящихся, партийные и комсомольские собрания, ленинская трудовая вахта, широко развернутое стахановское движение, социалистические обязательства, перевыполнение плана, ударники коммунистического труда, отличники советской торговли, а также взятые на себя индивидуальные социалистические обязательства – всё это было в ДЛТ. Все секции, склады, отделы имели свои социалистические обязательства. По отделам проводились производственные совещания о ходе соцсоревнований, о культуре торговли, о новых методах работы. Многим секциям было присвоено звание отличного обслуживания покупателей. Так, например, по итогам социалистического соревнования за 4 квартал 1969 г. коллективу ДЛТ было присуждено переходящее Красное Знамя Министерства торговли РСФСР и ЦК Профсоюза и первая денежная премия. А за январь 1970 г. коллектив выполнил план товарооборота на 103,04 % (Ф.411. Оп.33. Д.39. Л.174).

Продолжая и совершенствуя работу по дальнейшему повышению культуры обслуживания и изыскивая новые формы торговли, в 1970-м г. коллектив включился во Всесоюзный общественный смотр по культуре торговли, посвященный 100-летнему юбилею В.И. Ленина, в ходе которого проводились смотры-конкурсы на «Лучший подарок» и образцовую выкладку товаров. В салоне подарков к ленинскому юбилею был открыт киоск сувениров. По итогам Всесоюзного общественного смотра коллектив фирмы был награжден Грамотой Министерства торговли РСФСР и ЦК Профсоюза (Ф.1944. Оп.7. Д.29. Л.128). Большое распространение получила такая форма обслуживания, как выездная торговля на предприятия, шефство над детскими садами, женскими консультациями и родильными домами (Ф.1944 Оп.7 Д.29 Л.129).

В целях улучшения обслуживания покупателя в универмаге и филиалах организуются специализированные секции: «Для курортников», «Спортивные игры», «Скоро в лагерь», «Малышам на дачу», «Летняя детская обувь» и др. (Ф.1944. Оп.7. Д.29. Л.137).

В этот период встает вопрос о расширении и улучшении ассортимента детского товара, в результате чего фабрикой «Красное Знамя» освоен выпуск детских плавок из эластика, детских х/б ночных сорочек и др. По предложениям торговой фирмы «ДЛТ» был увеличен выпуск х/б купальных костюмов фабрики «Трибуна»; детских костюмов из объемной пряжи Ленинградского трикотажного производственного объединения; комплектов ползунков и кофточек, рубашек ясельных объединения «Волна», расширен ассортимент детских футболок, они стали выпускаться с короткими и длинными рукавами и без рукавов для девочек (Ф.1944. Оп.7. Д.44. Л.4).

В конце 1970-х гг. перед ДЛТ встает задача коренного улучшения торговли товарами для детей, в связи с чем увеличивается закупка товаров, заключаются договоры содружества с Ленинградскими промышленными предприятиями, выпускающими товары только детского ассортимента, расширяется сеть специализированных магазинов. ДЛТ работает в тесном контакте с такими объединениями, как «Скороход», «Весна», «Волна», «Маяк», «Рассвет» (Ф.1944. Оп.7. Д.27. Л.96). Это давало возможность учитывать претензии покупателей к их продукции по расцветкам, фасонам, менять их, улучшать отделку и т.д. (Ф.1944. Оп.7. Д.27. Л.11).

В универмаге значительно увеличиваются площади под торговлю детскими товарами. На площади бывшей секции женского трикотажа была организована секция по продаже белья для девочек и подростков, была открыта специализированная секция детской резиновой обуви, специализированный киоск «Авторучка», выведены из продажи крупногабаритные товары, такие как телевизоры, стиральные машины, пианино, создаётся отдел игрушек (Ф.1944. Оп.7. Д.47. Л.145-146).

В 1975 г. возросла реализация детского трикотажа. Несмотря на это возникает ряд проблем: не удовлетворяется спрос на некоторые виды изделий, реализация увеличивается в основном за счет импорта: «Фабрики г. Ленинграда не хотят брать на освоение гимнастические трико. В продаже они постоянно отсутствуют»; «В отношении верхнего трикотажа много претензий: по фасону, по расцветке, по размерам». (Ф.1944. Оп.7. Д.41. Л.3).

Из протокола № 2 открытого партсобрания парторганизации

торговой фирмы ДЛТ. 13 января 1976 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1944. Оп. 7. Д. 41. Л. 1-3.

С целью улучшения качества и ассортимента товаров ДЛТ ужесточает требования к промышленности, совершенствует формы соревнования с промышленностью между предприятиями и крупными магазинами. Инициатива об организации соревнования производственных и торговых коллективов, зародившаяся почти одновременно в Москве и Ленинграде, началась в 1965 г. от того, что количество товаров было выпущено в большом объеме, а качество и ассортимент отставали от тех требований, какие предъявлялись покупателями, в результате чего товар оседал на полках магазинов, складах торговых и промышленных предприятий, а также на оптовых базах. Из создавшегося положения стали искать выход, торговые и промышленные предприятия стали решать эти вопросы сообща, и появилась такая форма соревнования, которая в середине 1970-х гг. получила широкий размах. Торговая фирма «ДЛТ» была в числе первых предприятий, которые включились в это соревнование (Ф.1944. Оп.7. Д.40. Л.78). Стала проводится демонстрация детской одежды (Ф.1944. Оп.7. Д.40. Л.80).

Проводились выставки-продажи, опросы покупателей по разработанным анкетам, выезды на промышленные предприятия, что дало положительные результаты. Например, фирмой ставился вопрос, который был решен положительно, о необходимости выпуска резиновой обуви в белом цвете с белой отделкой объединением «Красный треугольник». По предложению и настоянию фирмы объединением «Большевичка» был освоен выпуск модного пальто (демисезонного) для девочек со съемной пелериной, комплект – жакет из клетчатой ткани и юбка из однотонной ткани, сарафан из вельвета объединением «Весна», кепи из ткани с отделкой из объемной пряжи объединением «Ладога», сорочки ночные для девочек из искусственного шёлка объединением «Красное знамя» и др. Начиная с 1979 г. и в 1980 г. стал полностью удовлетворяться спрос покупателей на костюмы и брюки детские ясельного и дошкольного возрастов из джинсовых, бумажных и шерстяных тканей, пальто зимние и демисезонные для мальчиков и девочек, школьную форму для мальчиков. Улучшено качество и внешнее художественное оформление товара: костюмы стали привлекательнее за счет использования красочной аппликации, сорочки для мальчиков стали шиться из тканей с рисунками, соответствующими школьному возрасту, изменена конструкция колготок на объединении «Красное знамя». Сняты с поставки товары, которые не имели спроса и заменены на более интересные и модные: пальто, юбки, сандалеты, сумки (Ф.1944. Оп.7. Д.55. Л.47-49).

В 1981 г. ДЛТ осуществил перевод ряда микрокомплексов на торговлю методом самообслуживания: «Товары для шитья», «Товары для учебы», «Трикотаж для девочек и девушек», «Сорочки». Большое внимание уделяется обслуживанию будущих родителей, за фирмой закреплено 55 тысяч будущих мам, которых обслуживают специализированные секции в филиалах и комплекс для новорожденных в универмаге, два раза в месяц будущих и молодых матерей консультирует педиатр по уходу за новорождёнными (Ф.1944. Оп.7. Д.61. Л.19, 22).

В 1984 г. проводится работа по увеличению объема выпуска и поставки в ДЛТ товаров детского ассортимента, в связи с чем выводятся из ассортимента непрофильные товары: дорогостоящие силикатные изделия, товары бытовой химии, синтетические моющие средства и другие. Частично заменены товары для взрослых на товары детского ассортимента. Произведена перестройка секций в торговом зале, расширена продажа канцелярских и спортивных товаров, сокращены площади для реализации хозяйственных товаров. В апреле 1984 г. был открыт магазин «Аист» по продаже товаров для новорожденных и будущих мам (Ф.1944. Оп.7. Д.69. Л.52). Трикотажный отдел усиливает работу с промышленностью по увеличению выпуска, расширению ассортимента и улучшению качества товаров для детей: проводит выставки-продажи сорочек для мальчиков объединения «Рассвет», белья для девочек и девушек объединения «Красное знамя» и экспериментальной трикотажной фабрики и детских одеял Объединения «Волна». По требованию фирмы «ДЛТ» детские ночные сорочки объединение «Красное знамя» выпускает только из вискозного шёлка, а также из комбинированных полотен, также в детскую шкалу размеров включены майки 42 размера и освоены новые виды изделий из ацетатного шёлка: юбки подростковые, комплекты, состоящие из футболки и юбки, пеньюары-халаты и футболки детские и подростковые. По требованию фирмы в целях углубления специализации был увеличен выпуск детских размеров тренировочных костюмов и брюк за счет сокращения взрослых размеров, а также ставится вопрос об увеличении сорочек для школьников (Ф.1944. Оп.7. Д.73. Л.6-7).

В отделе культбыттоваров велась работа по заключению договора содружества с ленинградским заводом грампластинок по расширению и увеличению ассортимента пластинок с детской тематикой (Ф.1944. Оп.7. Д.71. Л.75). Посредством электрогазеты «Бегущая строка» передавались рекламные тексты о товарах для детей. В целях дальнейшей специализации фирмы по торговле товарами для детей в универмаге за счет ликвидации непрофильных товаров расширены секции «Спортивных товаров», «Канцтоваров», организован киоск по продаже детского мыла, пасты, щёток. Большая работа была проведена по оформлению Новогоднего базара: силами декоративной мастерской был изготовлен и установлен на улице Желябова Дед Мороз. В период Новогоднего базара покупатели могли оформить для ребёнка доставку товара Дедом Морозом по договору с фирмой «Невские зори» (Ф.1944. Оп.7. Д.73. Л.26-27).

В 1986 г. торговая фирма «ДЛТ» ввела в число действующих крупнейший «Детский мир» на Индустриальном проспекте д.27, с большим ассортиментом детских товаров и с организацией торговли по методу самообслуживания (Ф.1944. Оп.7. Д.81. Л.20). В целях повышения активизации рекламы товаров в фирме проводились смотры-конкурсы на лучший подарок к празднику, ко всем сезонам художники декоративной мастерской переоформляли витрины и интерьеры. Фирма «ДЛТ» приняла участие в городском и республиканских конкурсах «Витрина-86», «Реклама-86, международном конкурсе «Осень-86». По результатам работы коллектив художников ДЛТ был награжден Дипломом 1 степени (Ф.1944. Оп.7. Д.81. Л.9).

В СССР в это время уже во всю идет перестройка, проходят ХХVII съезд КПСС (1986), Январский пленум ЦК (1987), принимается программа «Интенсификация-90», предусматривающая развитие материально-технической базы торговли, переход на новые формы хозяйствования. Труд работников прилавка все больше приобретает индустриальный характер, особое внимание уделяется кадровому обеспечению отраслей народного хозяйства. В целях привлечения молодежи на производственное обучение профессии продавца фирмой «ДЛТ» постоянно дается информация в ленинградские газеты, на радио, проводится работа по профессиональной ориентации школьников, поддерживается связь с городскими и районными центрами по трудоустройству, проводятся дни «Открытых дверей», проводится подготовка учеников-продавцов. Таким образом, ДЛТ активно включается в работу по профессиональной ориентации и трудовому обучению школьников на торговые профессии. Учащиеся распределяются по секциям универмага, филиалов. На практике они свои знания закрепляют при облуживании покупателей, участвуя в торговом процессе (Ф.1944. Оп.7. Д.81. Л.35). В условиях хозрасчета особое значение приобретает оперативное вовлечение товаров в товарооборот. ДЛТ находит хорошую форму работы – беспроигрышная лотерея. В перечень товаров для лотереи включаются залежалые позиции, которые надо вовлечь в реализацию, а для ускорения реализации товаров по сниженным ценам была создана секция «Давайте поторгуемся» (Ф.1944. Оп.7. Д.84. Л.76).

В конце 1980-х гг. ситуация резко меняется. В 1988 г. исчезает большинство наименований детских товаров: куртки и плащи, платья, комбинезоны, запросы обеспечиваются на 9 – 35 %, а детские юбки из шерстяных тканей вообще не выпускает ни одно предприятие (Ф.1944. Оп.7. Д.84. Л.60).

Являясь крупнейшим центром по продаже детских товаров в Ленинграде, ДЛТ чувствует себя в долгу перед покупателями, и важным источником дополнительных ресурсов становится поступление товаров от кооперативов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. При фирме создаются три кооператива «Гном», «Люкс», и «Татьяна» (Ф.1944. Оп.7. Д.84. Л.76).

В самом начале 1990-х гг. универмаг стал пользоваться ещё большей популярностью среди населения. Автор статьи был свидетелем того, как каждое утро задолго до открытия магазина приезжали покупатели, занимали очереди, пробовали угадать, что сегодня «выкинут», затем универмаг открывался, распахивались двери, и люди разбегались по этажам и секциям, стараясь купить хоть что-нибудь. Это был период тотального дефицита, талонов, визитных карточек покупателей, опустевших прилавков, огромных очередей, снижения производства многих товаров, появления взамен кооперативных низкокачественных товаров, дорогой и некрасивой импортной одежды. И тем не менее, каждый день в ДЛТ продавали дефицит: зубную пасту, мыло, крема, шампуни, посуду, часы, бельё, верхнюю одежду и обувь, товары для новорожденных, а в кафе всегда были горячие пирожки и кофе.

В 1991 г. было создано акционерное общество, но универмаг не приватизировали. Город получил 74,37 % акций, остальные были распределены между трудовым коллективом, Балтийским заводом, объединением «Светлана» и Вологодским швейным объединением. В августе 1993 г. менеджмент ДЛТ исключил город из состава учредителей ЗАО. Торговля в универмаге продолжалась. В 2000 г. товарооборот фирмы превысил 900 млн. рублей. 3 ноября 1997 г. универмагу «ДЛТ» первому в городе присвоена категория «люкс» по классу обслуживания (Санкт-Петербург. Энциклопедия / Под ред. Б.Ю. Иванова, И.С. Ряховской. СПб.; М., 2004. С. 252).

С 2005 г. здание универмага находилось на реконструкции. Вновь ДЛТ был открыт лишь 6 сентября 2012 г.

Ведущий архивист ЦГАИПД СПб С.Г. Павловская

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *