добери стаксель что значит
Методичка яхтсмена. Грот и стаксель
Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.
Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.
Закрепление стакселя
Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.
К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.
Закрепление грота
Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.
Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.
Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.
В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.
Словарь яхтсмена
Словарь основных терминов яхтсмена. Как понять, что говорит капитан.
«Потрави шкот», «добей по фалу», «подбери брас», «у тебя стаксель заполаксивает»… Новички, впервые попав на яхту, теряются от незнакомых слов и странных команд, которые уверенно произносит капитан. Из-за этого часто случаются казусы и недопонимание. Если вы хотите стать компетентным матросом, вам пригодится мануал по яхтенной терминологии.
Мир паруса пользуется особым яхтенным языком. Команда SportFlot составила словарь яхтсмена, где Вы узнаете основные морские термины, а также сленговые слова и выражения, которые часто можно услышать из уст опытных шкиперов. Для удобства мы разбили их на несколько категорий.
Части парусной яхты
Нос — передняя часть яхты, Корма — задняя.
Кокпит — часть палубы (обычно «выемка» в палубе), где расположен штурвал, лебедки для работы с снастями. Здесь днем располагается экипаж для работы с парусами, а вечером можно отдохнуть или поужинать.
Камбуз — кухня, Гальюн — туалет.
Релинг — железные поручни на носу и корме яхте.
Леер — «забор» по периметру яхты. Стальные горизонтально натянутые троса, ограждающий борт яхты, за которые Вы обычно держитесь, перемещаясь по яхте, или на который вешаете свое полотенце.
Такелаж — одним этим словом называют все веревки, снасти, тросы вместе со своими креплениями, предназначенными для постановки и работы с парусами
Ванты — стальные тросы по бокам мачты, предназначенные для предотвращения падения мачты вбок
Штаг — передний трос, от топа мачты к носу яхты, предотвращающий падение мачты назад.
Грот — большой треугольный парус над вашей головой, прикрепленный к гику и мачте.
Стаксель — передний треугольный парус, задняя сторона которого свободно перемещается с борта на борт в зависимости от курса яхты относительно ветра
Генакер — тот самый большой цветной пузатый парус, используется при попутном ветре, обычно его можно увидеть во время регат.
Шкот — веревка предназначенная для горизонтальной настройки паруса, т.е. правильной установке паруса к ветру. То с чем работает экипажа при движении яхты под парусами. В зависимости от того куда прикреплен шкот различают саксель шкот, гика шкот, грото шкот и т.д.
Фал — веревка, служащая для поднятия и спуска парусов. В зависимости от того к какому парусу крепится различают «грота-фал» или «стаксель-фал».
Шкаторина — сторона паруса. Может быть передней (ближе к носу), задней (ближе к корме) и нижней.
Кранец — надувной прорезиненный шар, функция которого — смягчать удары корпуса яхты об какие-либо препятствия или другие суда.
Швартовы — веревки, используемые для привязывания яхты к причалу. Швартовый может быть кормовым или носовым, в зависимости от того куда прикреплен на яхте.
Муринг – Конструкция состоящая из тяжелой плиты на дне и привязанной к ней веревки, встречающаяся в марине (место стоянки яхт), которая работает как якорь. Второе название «мертвый» якорь
Шлаг — один оборот веревки вокруг чего-либо, в том числе лебедки.
Роли экипажа на яхте
Рулевой — член экипажа, стоящий за штурвалом, ведет яхту по заданному курсу. Чаще всего, это опытный яхтсмен, понимающий откуда дует ветер, как настраивать паруса и как реагирует яхта на изменения ветра.
Питман или пианист — член экипажа, занимающий позицию около входа внутрь яхты на «пите»/»Пианине» (стопора сильно напоминающие клавиши пианино). Питаман работает на стопорах и лебедках для подьема/спуска и настройки парусов. Обычно это достаточно ловкий и «многорукий» матрос, хорошо понимающий, что в какой момент тянуть.
Шкотовый — матросы, которым доверяют работу на шкотах. Сильные, мускулистые и самые выносливые из всех членов экипажа.
Положение яхты относительно ветра
Левентик — положение, когда яхта обездвижена, так как ветер дует точно в нос. В этот момент обычно поднимают грот.
Фордевинд — в этом положении ветер дует в корму, яхта при этом может идти под геннакером.
Галфвинд — этот курс еще называют «пол-ветра», так как в этом положении ветер направлен на яхту под углом 90 градусов.
Бакштаг — курс яхты, когда ветер заходит в корму между положением галфвинд и фордевинд, под углом 120-160 градусов к ветру.
Бейдевинд — один из самых популярных курсов в яхтинге, когда яхта идет под острым углом к ветру, что позволяет перемещаться зигзагами даже против ветра, продвигаясь к нужной цели. Больше всего ветра и брызг.
Лавировка — продвижение к цели против ветра зигзагообразными движениями с поворотами, что позволяет сохранить заданный курс.
Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт.
Поворот Оверштаг — один из видов поворота яхты, когда она носом пересекает линию ветра и паруса с одного борта переходят на другой. Основной поворот при лавировке, когда яхта идет зигзагами против ветра. После того, как вы услышите эту команду, на яхте начнется движение, шкотовые начнут отпускать-тянуть паруса на другой борт.
Брочинг — ситуация, когда яхта резко кренится и теряет управление. Брочинг наиболее вероятен в гонках при средних и крепких ветрах на попутных курсах при движении с геннакером. При обычном движении под парусами брочинг редко случается.
Что имел в виду капитан?
Команды шкипера часто отличаются изобилием яхтенных терминов для экономии драгоценных секунд во время маневра. Фраза «Потяните пожалуйста зеленую веревочку, прикрепленную к переднему парусу и расположенную справа по борту в третьем стопоре от Вас», заменяется короткой фразой «Добрать стаксель шкот!». Запоминайте и учитесь схватывать налету, чтобы правильно реагировать на лаконичность команд.
«Добери, набей, выбери слабину» — это значит, нужно максимально сильно потянуть ту или иную веревку на себя.
«Потрави» — противоположное действие, означает, что нужно ослабить, отпустить веревку.
«Увались» — обычно говорят тому, кто стоит за штурвалом и ведет нос яхты так близко к линии ветра, что парус перестает работать (начинает «заполаскивать»).
«Приведись к ветру» — противоположная команда рулевому, рекомендует направить нос к ветру, чтобы уменьшить крен и правильно встать на курс.
«Одерживай!» — нужно подстраховать борта яхты с помощью кранцев, чтобы избежать касания с другим судном или причалом.
«Взять рифы» — на русский язык это переводится как «уменьшить площадь паруса», что обычно делается перед тем, как начнется усиление ветра.
Сленговый словарь яхтсмена
Интересных выражений и слов в лексиконе моряков и яхтсменов накопилось очень много, но опубликуем самые интересные и часто используемые.
«Тузик» — резиновая лодка с веслами и подвесным мотором, иногда его буксируют за кормой на веревке как верного пса, отсюда и название
«Пианино» — клавишные стопора, расположенные у входа внутрь яхты, очень напоминающие клавиши фортепиано.
«Лифчик» — ситуация, когда генакер запутывается, принимая характерные для женского нижнего белья очертания.
«Колдунчики» — тонкие невесомые ленты-веревочки, закрепленные на поверхности паруса или на вантах, помогающие при работе с парусами.
«Звать Ихтиандра» — страдать от морской болезни, сидя на борту и свесившись на леерах.
«Морковка» — флаг на судейском судне оранжевого цвета, который означает, что гонка пока отложена.
Конечно, чтобы лучше запомнить сложные слова, стоит выбраться на практическое занятие, где вы сразу можете познакомиться с устройством парусной яхты.
Записывайтесь на базовый курс парусной школы SportFlot и яхтенные термины перестанут вас пугать, вы сможете разговаривать с другими яхтсменами на одном языке, легко понимая друг друга.
Настройка переднего паруса (стакселя) на острых курсах.
Настройка стакселя.
Шкот — основной инструмент настройки стакселя. Натяжение шкота, прежде всего, определяет угол между парусом и ДП яхты, но также воздействует на глубину паруса и на твист.
Чем ближе к ДП подобраны шкотами паруса, тем круче к ветру пойдет лодка.
Когда набиваете шкот:
Колдунчики.
Настройка твиста стакселя.
Почти всегда в яхтинге лучше иметь паруса с большим скручиванием, чем с меньшим. С такими парусами легче управлять лодкой в более широком курсовом секторе.
Регулировка шкотов стакселя.
Закончив настройку скручивания стакселя, шкотом регулируют угол паруса к ДП яхты. При этом колдунчики будут еще более полезны. Заметьте, что из-за отклонения в яхтинге истинного ветра вперед, вымпельный ветер тоже может отклониться вперед (угол между курсом лодки и направлением ветра уменьшается). Тогда говорят — ветер заходит. В такой ситуации немного увалитесь, или выберите шкот стакселя. Если истинный ветер отклоняется назад, то говорят — ветер отходит. Вымпельный ветер в этом случае тоже отклонится назад (отойдет).
Даже если направление истинного ветра не меняется, в порывах при яхтинге вымпельный ветер всегда отходит (скорость лодки прежняя, а скорость истинного ветра увеличилась). Это длится, пока лодка не наберет скорость, изменив направление вымпельного ветра на новое.
Двигаясь круто к ветру, пользуйтесь следующим методом:
— изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — увалитесь.
— изгибаются и колеблются подветренные колдунчики — приведитесь.
В полный бейдевинд можно предпочесть в яхтинге поддерживать прямой курс, работая с парусами. В таком случае пользуйтесь следующим методом:
— изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — подберите шкот стакселя.
— изгибаются и колеблются подветренные колдунчики — потравите шкот стакселя.
Настройка глубины паруса.
Большее натяжение форштага (более плоский парус) требуется:
— яхтинг на гладкой воде, в средний и крепкий ветер.
— если острота важнее скорости.
Ослабленный форштаг (более глубокий парус) требуется:
— яхтинг на волнении.
— в слабый ветер.
— если скорость важнее остроты.
Регулировка положения «пуза» стакселя с помощью фала.
Положение «пуза» стакселя регулируют, изменяя, прежде всего, натяжение стаксель-фала, что является одновременно и регулировкой натяжения передней шкаторины стакселя. Увеличение натяжения фала сдвигает «пузо» вперед, ослабление фала перемещает его назад (в корму).
Натяжение фала, как и натяжение форштага, меняет форму входа стакселя. Натянутый фал делает вход круглым, что снижает остроту курса, но облегчает управление лодкой в яхтинге.
Круглый вход делает стаксель менее чувствительным к изменениям курса, прощая, большинство незначительных ошибок неопытному рулевому и облегчая яхтинг при переменном ветре и волнении моря.
Ослабленный фал делает вход стакселя более плоским, что позволяет идти максимально круто к ветру в средний ветер при спокойной воде.
Пределы угла установки паруса определяют в яхтинге остроту курса. Минимальный угол установки непосредственно связан с аэродинамическим сопротивлением такелажа и парусов. Высокое сопротивление требует большей тяги стакселя, и, следовательно, большего угла. Ванты тоже могут ограничить варианты угла установки. Маленький угол установки стакселя увеличивает остроту курса. Это выгодно при легких ветрах на спокойной воде. При яхтинге в сильный ветер на волнении используют более широкий угол, теряя остроту, но увеличивая тягу паруса.
Настройка грота и стакселя на полных курсах будет описана в отдельных статьях.
Нужна ли командная форма?
Для чего нужна командная форма на соревнованиях, если и так вы заявлены как одна команда? Ответ простой – нужна! И на это есть как минимум 6 причин.
Причина №1
Снаряжение должно быть качественным и подобрано правильно
Даже, если вы просто зеленый новичок-любитель, грамотному подбору снаряжения следует уделить особое внимание. Мокрый и замерзший матрос, даже если он просто «сидит на заборе», будет, скорее обузой для команды, чем полноценным членом экипажа. Опытные яхтсмены отлично знают об этом, прочувствовав на собственной просоленной шкуре все прелести и неожиданные капризы стихии – у них с собой всегда есть правильная одежда, подходящая на все случаи морской жизни. Тем важнее правильно укомплектовать вашу команду. Заказанный опытными товарищами форменный комплект будет не только красив, но и предельно функционален
Причина №2
Для демонстрации превосходства и психологической атаки на соперника
Представьте себе две ситуации. Первая: вы с командой стоите рядом со своей лодкой и одеты кто во что. Какое впечатление вы производите на проходящих рядом соперников? О, наверное, это группа любителей-лоботрясов, которые хорошо провели вечер, а теперь будут пытаться выжать из себя последние соки. Т.е. соперник видит, что вы не относитесь к соревнованиям слишком серьезно. Для Вас это просто игра. Он больше не боится вас. Вторая: вы с командой также стоите рядом со своей лодкой, но теперь вы одеты в одинаковую командную форму, где хорошо видна ваша эмблема и название. Теперь проходя мимо вас, соперник настороженно присматривается и начинает соображать, чего ждать от вас в сегодняшней гонке. Ведь теперь вы производите впечатление хорошо обученных солдат, готовых порвать соперника в клочья и вырывать у него победу, если потребуется зубами. Это, естественно, настораживает соперника и не дает ему расслабиться. А значит треть победы уже у вас в кармане под красивым логотипом вашей команды! Ура!
Причина №3
Командная форма собирает из тряпки человека!
3 часа до гонки. Вам очень хочется победить и вы волнуетесь. Слишком много факторов, которые нужно учесть, чтобы победить. Но прежде всего нужна хладнокровность и уверенность в собственных силах. Конечно, многие люди могут собраться и настроиться самостоятельно, но есть очень простой рецепт, как сделать это быстрее. Просто оденьте перед гонкой командную форму! И вот он, долгожданный волшебный момент! Что-то перещёлкнуло внутри, вы надели на себя пуленепробиваемые доспехи и теперь вы солдат без страха и упрека. Вы готовы не только своротить горы, но и выполнить боевую задачу. Вам все равно быть на баке или добирать стаксель-шкот. Вы готовы быть героем и взять приз, цена которого большая моральная и физическая работа! Вперед!
Причина №4
Командная форма объединяет!
С первой минуты, как вы с командой надели на себя одинаковые футболки, вы перестали быть одинокими волками, и теперь вы самая настоящая стая. Вы теперь одно целое! Вы теперь коллективный разум, который имеет единую цель – вырвать победу из цепких лап соперника. Вам осталось придумать девиз или победный клич. Вы заходите на лодку, понимая что плечо товарища по команде всегда рядом, ведь одинаковая командная футболка всегда в поле зрения.
Итак, один за всех и все за одного!
Причина №5
Теперь вас узнают на тусовках!
Выступая на соревнованиях в командной форме, вы больше не являетесь безликими спортсменами-любителями. Теперь вы команда и медийные лица! У вас появился публичный имидж и куча поклонников ( поклонниц J ). Расхаживая в командной форме, вы привлекаете внимание людей. На вас бросают восхищенные, или наоборот насмешливые взгляды, что хорошо в обоих случаях. Это путь к узнаваемости и славе. И вы с гордостью и чувством собственного достоинства остроумно парируете остроты недоброжелателей, повергая их в пучину безвестности и неуверенности в себе.
Причина №6
Командная форма – это память о событиях.
Нет лучшего сувенира, чем пропитанная потом и морской солью футболка, в которой вы участвовали в гонке. Это ваши усилия, ваш азарт и желание победить – все это отпечаталось на небольшом куске ткани, который наверняка и по сей день лежит где-то на дне вашего рундука. Несмотря на многочисленные стирки и выцветшую краску, каждый раз когда вы достаете его из недр гардероба, вас переполняют воспоминания и драйв. Вы смотрите на футболку, вновь прочитываете название команды, вспоминаете своих друзей, азарт борьбы и в некоторых случаях церемонию награждения. Скупая слеза мягко проползает по вашей щеке и вы бережно складываете дорогой кусок ткани и кладете его обратно в свою сокровищницу, чтобы через годик вновь повторить эту волнующую процедуру.
Для команд-любителей мы предлагаем командные футболки с нанесением эмблемы и названия команды. А для профессионалов мы предлагаем полные комплекты яхтенного снаряжения на разные погодные условия также с нанесением логотипа и названия команды. Мы работаем с ведущим производителем яхтенной одежды –Musto, Gill.
Если у вашей команды пока нет названия и логотипа, мы готовы оказать профессиональную помощь в его создании.
У нас вы сможете заказать:
Обращайтесь к нам – мы всегда готовы помочь или дать хороший совет относительно брендирования формы и экипировки яхтенной команды!
Если у вас есть «колдунчики»
«Колдунчики» могут оказать неоценимую помощь в настройке парусов и выборе оптимального курса
Базовые принципы крепления «колдунчиков» на паруса.
На стакселе колдунчики крепят на расстоянии 15-30 см от передней шкаторины (обычно это 10-20% от ширины паруса в месте крепления) и на высоте одного-двух метров от палубы. Не крепите колдунчики в одной точке с разных сторон паруса, с правой стороны паруса они должны быть на 3-7 см выше, чем на левой. Так, при движении в сумерках или против солнца будет легче различать поведение подветренных и наветренных. Если вы вдруг забудете это правило, посмотрите на номер на парусе, колдунчики наклеены по тому же принципу.
Очень полезно иметь на парусах несколько пар колдунчиков. С их помощью можно с ещё большей точностью настроить парус. Но так же не стоит забывать, что избыточное количество колдунчиков обычно ни к чему. По этому, крепите на парус столько колдунчиков, сколько это минимально необходимо.
Чтобы колдунчики не цеплялись за парусную ткань, лучше крепить их подальше от швов. Не крепите нижние колдунчики выше, чем вы можете достать с палубы, чтобы их поправить. Освободить залипшие колдунчики на стакселе можно, если щелкнуть по шкотовому углу.
О чём говорят колдунчики?
Колдунчики у передней шкаторины стакселя помогают сориентироваться в остроте хода и в количестве добора стакселя.
Если яхта движется слишком остро к ветру, то наветренные колдунчики трепещут, закручиваются и иногда даже разворачиваются вперед, против ветра. Это также может говорить о том, что стаксель не добран.
Если яхта чрезмерно увалилась, то подветренные колдунчики начинают трепетать и опускаться вниз, замирать. Это также может говорить о том, что стаксель перебран.
Последнее, сигнал о серьезной ошибке, перебраные шкоты резко снижают эффективность работы паруса! Опустившиеся, замершие колдунчики с подветренной стороны, сигнал о том, что парус не работает, он больше не тянет яхту вперед, но только кренит ее!
Колдунчики на задней шкаторине грота помогают правильно настроить грот.
Обычно, на заднюю шкаторину крепят два-четыре колдунчика. Если грот настроен правильно, то все колдунчики, должны быть на виду, вытянутыми вдоль потока стекающего с задней шкаторины. Если колдунчики периодически исчезают за парусом, то это значит, что грот настроен не правильно, обычно такое происходит при слишком сильно выбранных шкотах или при слишком малом твисте, то есть при сильно закрытой задней шкаторине.